I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателей разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 года № 2/15), Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
Программа разработана на основании следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
|
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 № 1642;
- Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 № 16);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908);
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г.
- № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
|
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав человека и благополучия человека от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
- Устав Образовательного учреждения
Компонентом Программы является рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания), структура которой включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в Образовательном учреждении лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Содержит обязательную часть (не менее 60%) и часть программы, формируемую участниками образовательных отношений (не более 40 %).
|
В соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020№ 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)», в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в регионе, с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции и заражения обучающихся, возможна реализация Программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Срок реализации программы – 2022 – 2023 учебный год.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывая познавательные потребности, мотивы и интересы участников образовательных отношений, возможности педагогического коллектива, ориентируясь на специфику национальных и социокультурных условий в которых осуществляется образовательная деятельность, сформирована на основе методического обеспечения комплексных образовательных программ,; «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой; «Первые шаги» («Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет») Г.Т. Алифановой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; а также программы «Здоровье», разработанной коллективом Образовательного учреждения и программа «Оздоровительные игры и упражнения в воде», разработанной инструктором по физической культуре Левченко Е.В.
Содержание Программы может по мере необходимости корректироваться в случае:
- пополнением предметно – развивающей среды, оборудованием помещений специального назначения (музыкального и спортивного залов, групповых помещений, площадок и др.);
- внедрение инновационного проекта, либо участия в экспериментальной работе.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Образовательная программа дошкольного образования внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
- Определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ.
- Способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности.
- Способствует накоплению спонтанного опыта детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении.
- Обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Срок реализации программы – 2022 – 2023 учебный год.
Цель и задачи ДОУ по реализации рабочей программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цель воспитания в Образовательном учреждении – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода года, на основе планируемых результатов достижения, соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Цель и задачи рабочей программы, в части, формируемой участниками образовательных отношений:
Направление | Ценности | Задачи воспитания |
Патриотическое | Родина, природа Человек, семья, дружба, сотрудничество | Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Формировать представление о своей стране. Формировать умения различать основные проявления добра и зла, принимать и уважать ценности семьи и общества. Воспитывать правдивость, искренность, способность к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принятие и уважение различиям между людьми. Формировать основы речевой культуры. Воспитывать дружелюбие и доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знания | Развивать любознательность, наблюдательность, потребность в самовыражении, в том числе творческом. Поддерживать проявление активности, самостоятельности, инициативы в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности, в самообслуживании. Формировать представления о первичной картине мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Формировать основные навыки личной и общественной гигиены, поддерживать стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое | Труд | Формировать понимание ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Поддерживать проявление трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Развивать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Поддерживать стремление к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, создавать условия для формирования зачатков художественно-эстетического вкуса. |
Решая одну из важных задач по разработке своей основной образовательной программы, Организации смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы (см. п. 24 «Перечень литературных источников»), а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту.
Возраст обучающихся | Программа | Цель программы | Задачи программы |
Дошкольный возраст | Парциальная программа «Программа развития речи дошкольников», автор Ушакова О.С. | Доведение речевого развития до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, учитывая индивидуальные различия речевого уровня детей. | Развитие связной речи. – Развитие лексической стороны речи. – Воспитание звуковой культуры речи. – Развитие образной речи и ознакомление с художественной литературой. – Развитие коммуникативных способностей. – Развитие эмоциональной стороны речи. – Формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания с учетом возрастных возможностей. |
Дошкольный возраст | Парциальная программа «Основы Безопасности детей дошкольного возраста» авторы Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б | Социально-коммуникативное развитие | |
Воспитание у ребенка навыков Адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение | – Формирование ценностей здорового образа жизни. – Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте. – Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. | ||
Дошкольный возраст | Парциальная программа «Первые шаги» (Петербурговедение для малышей) автор Алифанова Г.Т. | Создание оптимальных условий для углублённого развития детей в знакомстве с городом Санкт- Петербург, городом Ломоносов. | – Формирование умения адекватно оценивать (поступки людей и свои). – Продолжать развитие культуры общения. – Формирование понятий «сельский дом-городской дом», «Сельский житель-городской житель». – Расширение и закрепление представлений об улице, городе, архитектуре. – Закрепление знаний о символах города, памятниках, достопримечательностях. Знакомство с праздниками города. |
Дошкольный возраст | Программа «Здоровье» | Охрана и укрепление здоровья воспитанников Образовательного учреждения, формирование привычки к ЗОЖ, развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков воспитанников | – Создание условий для охраны и укрепления психофизического здоровья воспитанников (забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка); – Формирование у воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья; – Поддержание и развитие традиций дошкольного учреждения в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. |
Дошкольный возраст | «Оздоровительные игры и упражнения в воде» | Создание благоприятных условий и обеспечение развития психических и физических качеств детей для их оздоровления и закаливания; заложить основы для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию. | – Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине. – Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине. – Продолжать учить передвигаться и ориентироваться под водой. – Продолжать учить выдоху в воду. – Продолжать учить уверенно держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время. – Продолжать учить различным прыжкам в воду. – Продолжать учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине. – Продолжать учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине. – Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине. – Совершенствовать навык самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ. – Совершенствовать умение быстро реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования. |