МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Институт социологии и регионоведения
Кафедра экономической социологии и регионального управления
Жданова Анна Олеговна
ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
По направлению подготовки 41.04.02 – Регионоведение России
Научный руководитель –
К.ф.н., доц. Чернобровкина Наталья Игоревна
Рецензент –
К.с.н., доц. Бедрик Андрей Владимирович
Ростов-на-Дону – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИИ И ЕГО СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ… | |
1.1. Понятия и теоретические подходы к изучению брендинга территории……………………………………………………………………. | |
1.2. Процесс управления брендом региона: стратегическая и тактическая фазы……………………………………………………………………………. | |
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ ТЕРРИТОРИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭТАП И ЕГО ПРАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ…………………. | |
2.1. Стратегический этап управления брендом территории в Ростовской области (на примере туристской сферы)……………………………………. | |
2.2. Управленческие практики брендинга территории в Ростовской области: стратегический этап(на примере туристской сферы).…………… | |
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ ТЕРРИТОРИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП И ЕГО ПРАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ………………….. | |
3.1. Тактический этап управления брендом территории в Ростовской области (на примере туристской сферы)……………………………………. | |
3.2. Управленческие практики брендинга территории в Ростовской области: тактический этап(на примере туристской сферы)…………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
|
Актуальность темы исследования. В условиях динамичного развития «экономики впечатлений» необходимость смены управленческих подходов к маркетингу территории очевидна. Одним из эффективных инструментов реализации региональной экономической политики является брендинг территории.
Мировая практика использования брендинга территории для решения государственных задач показывает эффективность этого опыта.
В Российской Федерации успешной реализацией такого подхода могут похвастаться не многие регионы в силу разных причин. Вместе с тем, положительная практика внедрения механизмов брендинга показывает устойчивый рост экономических показателей в различных сферах развития регионов.
Для управления брендингом территории Ростовской области нужен принципиально новый субъект, наделенный достаточными ресурсами и полномочиями. В случае, если Министерство экономического развития Ростовской области осознает необходимость в новых инструментах развития в отрасли, социальном конструировании, закреплении и воспроизводстве образов мысли и убеждений, ассоциаций о привлекательных для туристов городах Ростовской области, целесообразно создание единой областной структуры в форме бюджетного учреждения.
|
Таким образом, практическая актуальность темы обусловлена необходимостью выявления и изучения управленческих практик использования территориального брендинга для эффективной реализации государственной политики в сфере туризма Ростовской области.
Степень научной разработанности темы. В научной литературе основные понятия территориального маркетинга детально разработаны. Сегодня ученые рассматривают брендинг региона как инструмент территориального управления, позволяющий реализовать задачи по развитию и продвижению территорий.
Так, зарубежные ученые Ф.Го и К.Динни исследуют территориальный брендинг как процесс определения ресурсов территорий с позиций их наиболее ценных активов, включая человеческий потенциал региона, поскольку он содействует созданию наиреалистичнешего, наиболее конкурентоспособного и стратегического видения для города, региона или страны.
Российские ученые, заимствуя западный научно-исследовательский опыт, продолжают развивать маркетинговый подход к изучению брендинга территорий. В частности, Т.В. Мещеряков полагает, что «территориальный брендинг является важным инструментом управления маркетингом территории, нацеленный на формирование коммуникативного капитала территории как составной части институционного капитала, наличие которого позволяет субъектам маркетинга территории экономить на транзакционных расходах при взаимодействии»[1].
Российские исследователи в отношении брендинга территории единодушны в том, что он способствует созданию такого общественного климата, который бы повышал привлекательность территории как объекта инвестирования и как среды жизнедеятельности. Такой подход к территории принуждает местные органы власти, то есть «продавцов», становиться активными участниками инвестиционного рынка, на котором они должны занять конкурентную позицию, установить нишу для своего «товара».
|
Проблема управления брендингом территории мало исследована в научной литературе. Ее исследования преимущественно носят практически-прикладной характер, поэтому раскрытие этой проблемы нуждается в комплексном теоретическом изучении.
Региональные исследования заявленной проблемы по Ростовской области не осуществлялись. Именно региональный аспект проблемы структуры и функций управления брендингом территории, а также внедрения управленческих практик в региона наиболее актуален, поскольку способствует экономическому развитию Ростовской области.
Целью работыявляется разработка теоретических оснований и практического инструментария по управлению брендингом территории как инструмента реализации региональной экономической политики и внедрения соответствующих управленческих практик в сфере туризма Ростовской области.
Реализация поставленной цели исследования требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
· рассмотреть теоретические подходы и концептуализировать понятие брендинга территории;
· охарактеризовать стратегическую и тактическую фазы процесса управления брендом региона;
· исследовать стратегический этап управления брендом территории в Ростовской области на примере туристской сферы;
· дать оценку управленческим практикам брендинга территории в Ростовской области в рамках стратегического этапа управления на примере туристской сферы;
· рассмотреть тактический этап управления брендом территории в Ростовской области на примере туристской сферы.
· дать оценку управленческим практикам брендинга территории в Ростовской области в рамках тактического этапа управления на примере туристской сферы.
Объектом исследования являетсяуправление брендингом территории.
Предметом исследования выступает внедрение управленческих практик брендинга территории в Ростовской области.
Методологической основой исследования выступают процессуальный и структурно-функциональный подход, согласно которым управление брендингом территории рассматривается как поэтапный процесс, осуществляемый новой управленческой структурой с соответствующим набором функций. В работе применялись методы экономического, структурного и статистического анализа, экспертных оценок, регионального планирования.
Информационно-эмпирическая база исследования включает официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Ростовской области; законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти; результаты исследований аккредитованных рейтинговых агентств; материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных статей по данной проблеме.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении предложений по управлению брендингом территории, позволяющей свершить «апгрейд» (перезапуск) территорий муниципальных образований Ростовской области. В работе осуществляется углубленный теоретический анализа стратегического управления в сфере туризма. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных автором выводов при оценке перспектив управления брендингом территории Ростовской области в ходе осуществления экономической политики региональными и муниципальными органами власти.
Структура диссертационной работы отражает логику исследования и алгоритм решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИИ И ЕГО СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ