1. Выбор и определение брендируемой территории.
2. Определение потенциального заказчика работ по разработке проекта бренда территории (органы местного самоуправления, органы власти и управления субъектом федерации, градообразующее предприятие).
II. Аналитический этап.
1. Анализ внешней среды и задаваемых ей предпосылок для брендирования территории:
1) сбор информации по территориальному брендированию;
· изучение существующих брендов территории и тех задач, которые они выполняют;
· выявление во внешней среде потребности на конкретный бренд территории;
· социально-экономическая ситуация во внешней среде в целом, обуславливающая спрос на бренд территории.
2. Анализ потенциала территории, оценка её современного состояния и выделение ключевых моментов:
· особенности исторического развития территории;
· расположение территории, ландшафт;
· администрация территории, органы управления и их деятельность;
· обустройство территории (оснащённость значимыми объектами);
· архитектурное и культурное пространство территории;
· основные отрасли экономической деятельности;
· производственно-технические ресурсы, которыми обладает территория;
· жители территории (социально-демографические показатели).
III. Проектирование.
1. Постановка целей и задач территориального брендирования.
2. Разработка стратегии использования преимуществ территории для достижения поставленных целей:
3. Разработка территориально-функциональной структуры по работе над брендом территории.
4. Разработка инфраструктурных и инновационных проектов для продвижения территории.
5. Разработка программы создания бренда территории:
|
· подбор участников и партнёров брендинга;
· план мероприятий;
· направления деятельности;
· механизмы запуска программы;
· сроки реализации.
6. Подготовка вариантов государственной (муниципальной) поддержки и сбор необходимых документов для получения государственной (муниципальной) поддержки территориального брендирования.
IV. Реализация.
1. Презентация программы территориального брендирования для заинтересованных лиц.
2. Получение муниципальной (государственной) поддержки.
3. Утверждение программы брендирования на муниципальном и других уровнях власти.
4. Учреждение специального органа управления брендированием территории.
5. Непосредственная последовательная реализация программы брендирования.
V. Оценочный этап.
1. Периодические подведение результатов проведения тех или иных мероприятий по брендированию территории.
2. Оценка эффективности бренда территории:
· узнаваемость территории, её наличие в информационном пространстве;
· внимание к территории и частота обращений к ней со стороны внешней среды;
· количество привлечённых к территории инвестиций и новых проектов;
· количество привлечённых к территории людей: туристы и новые жители;
· оценка деятельности территории на всех уровнях государственной власти.
Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что территориальный брендинг является управленческим процессом по созданию, планированию и продвижению уникальных особенностей территории с целью достижения в перспективе определенного социального или экономического эффекта. Бренд выступает в качестве ключевого фактора конструирования конкурентных преимуществ города, а также является ценным активом городской экономики.
|
Одной из главных целей создания бренда города является повышение его привлекательности для инвесторов и туристов, увеличение уровня национального самосознания местного населения, а также привлечение новых жителей.
Деятельность по брендингу необходима для всех типов территорий: города, которые уже имеют определенный сильный бренд, должны регулярно проводить политику по его сохранению и поддержанию. В свою очередь малоизвестным городам для привлечения инвесторов, туристов, потенциальных жителей необходимо заниматься созданием и продвижением своего бренда.
Однако, несмотря на то, что брендинг городов в последнее время активно развивается как за рубежом, так и в России, универсальных способов создания и продвижения бренда не существует. В главе выделены основные этапы брендинга территории, которые в том или ином виде осуществляет каждый город, желающий разработать собственный бренд. В целом, создание бренда города – это поэтапная реализация долгосрочной стратегии развития города, которая включает разработку бренда города, его продвижение и поддержание. Однако брендинг каждого города требует особого, «индивидуального» подхода. Особенно это касается разработки бренда малых и средних городов, о чём пойдет речь далее.