Управленческие практики брендинга территории в Ростовской области: тактический этап (на примере туристской сферы)




 

В настоящее время Правительством Ростовской области рассматривается перспектива функционирования Агентства по развитию туризма в Ростовской области, которое могло бы взять на себя роль консолидатора усилий муниципалитетов по повышению их туристской привлекательности.

В контексте развития туризма в Ростовской области Агенство призвано участвовать в осуществлении следующих стратегических целей:

1. Развитие уважительного отношения к культурному и природному наследию Ростовской области;

2. Формирование уникального аутентичного опыта туристов на основе ознакомления с объектами этого природного и культурного наследия;

3. Повышение конкурентоспособности отрасли за счет предоставления туристам услуг мирового класса;

4. Привлечение туристов с рынков с более высоким уровнем расходов за счет расширения и повышения эффективности маркетинга и продвижения туристических услуг;

5. Расширение и развитие возможностей по сбору и анализу данных о туристической деятельности и оценке эффективности туриндустрии;

6. Увеличение государственных и частных инвестиций в туристический сектор;

7. Улучшение состояния деловой среды в целях увеличения объемов иностранных и отечественных инвестиций;

8. Формирование государственно-частных партнерств между туристической индустрией, неправительственными организациями и общественностью, необходимых для достижения всех вышеперечисленных целей[47].

Для достижения поставленных целей и диверсификации туристской отрасли Ростовской области определены ключевые факторы успеха:

- фокус на наиболее привлекательные целевые аудитории и турисситкие продукты;

- комплексный подход к брендингу, который включает формирование туристских продуктов муниципальных образований Ростовской области, систему их продаж, идеологию продвижения и систему управления.

Для этого необходимо в первую очередь:

1) Отнести туризм к экономическому блоку и признать его экономикой(в настоящее время подпрограмма «Туризм» находится в составе государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма»);

2) Разработать специальную программу стимулирования диверсификации нетуристического бизнеса, с целью помочь/облегчить/ упростить для предпринимателей создание на базе своих производств тур продукта, которые оперативно разнообразят региональный туристский продукт;

3) Начать учить турбизнес формировать продукты, приносящие выгоду территории;

4) Проводить стратегические сессии по налаживанию в туризме межмуниципального сотрудничества и кооперации со всеми заинтересованными сторонами, включая органы местного самоуправления и предпринимательское сообщество;

5) Коллаборация с национальным проектом «Комфортная среда», обусловленная тем, что направления выращивания бренда города включает в себя элемент «пространство дестинации», обучение социально-культурному наполнению востребованных в муниципальных образованиях открытых пространств;

6) Поддержка турбизнеса властью, развитие инфраструктуры и туристического малого и среднего предпринимательства (последовательная и долгосрочная);

7) Профессионализм и личные зоны ответственности (KPI) чиновников за результаты развития туризма;

8) Развитие рабочей коммуникации путем развития и формирования партнёрских отношений между всеми заинтересованными сторонами (муниципально-частное и государственно-частное партнерство);

9) Развитие новых направлений туризма с акцентом на впечатления и создание соответствующих туристских продуктов;

10) Признание территориальной идентичности экономическим ресурсом территории. Капитализация идентичности территорий, признание нематериальных форм капитала территории, а образа территорий - их самым эффективным нематериальным активом.

В соответствии с маркетинговой концепцией ближайшие 5-7 лет для Ростовской области основным рынком будет Россия. Но в этот период следует совершать шаги в сторону привлечения других стран – прежде всего Европы и государств СНГ.

Таким образом, Ростовская область вошла в число передовых регионов, внедряющих территориальный маркетинг – вид управленческой деятельности, работающий в интересах региона. На сегодняшнем этапе лучшим инструментом для продвижения территорий области видится создание «единого фронта» туристских муниципальных образований. При такой масштабной работе осведомленность о туристском направлении «Ростовская область» различных целевых аудиторий вырастет в разы, сформировав у них высокую степень узнаваемости бренда и позитивное отношение к нему.

Среди основных управленческих практик брендинга территории Ростовской области в рамках тактического этапа на примере туристской сферы можно выделить следующие:

1. Создание система управления туристским брендом Ростовской области, которая включает:

1.1. Документы по управлению туристским брендом на региональном и муниципальном уровнях;

2. Шаблоны документов по проведению аудита контроля качества:

• уровня туристской привлекательности и развития туристской индустрии в муниципальном образовании;

• Имиджа муниципального образования;

• Портала «Донской туризм»

• Продвижения в социальных сетях;

• Рекламной продукции;

• PR-деятельности;

• Выставочной деятельности;

3. Предложения по организации и проведению мероприятий в рамках подпрограммы «Туризм» государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма»;

4. Предложения по схеме управления имиджем Ростовской области, как туристско-привлекательного региона, основному субъекту управления и его функционалу.

Особое внимание отводится системе контроля качества услуг по контракту, которая содержит следующие элементы:

1. наличие контрольных операций, их последовательность в виде девяти точек контроля качества при выполнении работ;

2. наличие дополнительных методов контроля качества, включая проверку рекламоспособности изобразительных элементов;

3. наличие внутренних стандартов (процедур, схемы работ, регламентов);

4. соответствие положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества» и нормативной документации: технологической карте процесса бенчмаркинга и типологии бизнес-процессов маркетинга и брендинга[48].

Таблица 3

СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Элементы системы Содержание элемента примечание
1. Контроль качества выполненных работ Перечень контрольных операций аудита и их последовательность: 1. Назначения куратора, ответственного за функционирование системы контроля качества, обладающего надлежащим опытом и способностями; 2. Инструктаж перед началом выполнения задания; 3. Оценка компетентности участников, понимания данных им инструкций, а также соответствия их работы запланированному подходу; 4. Пересмотр/ изменение запланированного подхода к выполнению задания (в случае необходимости для получения эффективного результата); 5. Выявление вопросов, в отношении которых необходимо проведение консультаций; 6. Возможность получения необходимых консультаций - как в самой организации (используя исследовательские ресурсы, коллективный опыт и знания), так и у сторонних экспертов. 7. Наблюдение руководителем задания за ходом его выполнения; 8. Обзорная проверка качества выполнения задания; 9. Инспекция завершенных заданий;   Соответствие положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества»
2. Дополнительные методы контроля качества 1. Проверка охраноспособности разработанных изобразительных элементов по платной информационной базе Роспатента и собственной базе зарегистрированных товарных знаков Исполнителя; 2. Проверка рекламоспособности разработанных изобразительных элементов стандартизированным запатентованным методом (патент РФ №2293517) измерения качества рекламных стимулов, основанном на психологии восприятия потребителей и позволяющем освободиться от влияния субъективных оценок.  
3. Нормативная документация 1. Технологическая карта процесса бенчмаркинга - процесса определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования решений с целью улучшения собственной работы, включающего в себя два процесса: оценивание лучших/ эталонных примеров конкурентов и сопоставление; 2. Типология бизнес-процессов «Маркетинг» и «Брендинг»; Соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2001
  Внутренние стандарты: процедуры, схемы работ, регламенты   1. Регламенты функциональных аудитов маркетинговых процессов; 2. Стандарты качества маркетинговых коммуникаций; 3. Стандарт идеологии бренда, как последовательность действий; 4. Экспертиза уровня квалификации персонала Соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2001

 

Для реализации управленческих практики брендинга территории Ростовской области в рамках тактического этапа было организовано обучение 35 специалистов Администраций 25-ти муниципальных образований Ростовской области, в ведении которых находятся вопросы туризма, управлению туристским брендом:

1. Проведено 3 обучающие программы общей продолжительностью 15 часов;

2. Всем участникам вручены Сертификаты об обучении управлению брендом

3. Создана группа в социальных сетях «Туризм на Дону» для продолжения обучения.

Апробация управленческих практик брендинга территории Ростовской области осуществлялась в рамках проектной сессии «Форсайт социально-экономического развития Ростовской области 2030»[49].

Работа проектной сессии была поддержана и координировалась Представительством «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) в Южном федеральном округе. Мероприятие проводилось по методике, специально разработанной для этого АСИ, а его замысел был направлен не только на формирование предложений в официальные документы «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года», но и на последующее создание проектных команд, способных совершать технологические прорывы, проводить конструктивные общественные изменения и управлять проектами развития территории.

Одной из темой Форсайта было продвижение бренда территории в туристической сфере Ростовской области.

Цель – найти пути продвижения бренда территории, сформировать базис для создания конкурентоспособной концепции развития туризма в Ростовской области, выработка общего видения основных проблем и возможностей региона, формирование предложений, которые позволят расшить «узкие» места в ключевых направлениях отрасли в регионе и в итоге определить перечень перспективных продуктов, которые при их правильном сопровождении способны устойчиво «продавать» территорию.

В результате было сформировано восемь объективно существующих трендов до 2030 года[50]:

1. Рост количества самостоятельных путешественников.

2. Рост предложений на модульный туризм и сегментацию.

3. Рост требований к качеству и количеству объектов инфраструктуры.

4. Рост использования ИТ-технологий в туризме.

5. Рост запросов на брендирование Ростовской области.

6. Снижение качества экологических показателей.

7. Увеличение стоимости путешествий по Российксой Федерации (перемещение, проживание и т.п.).

8. Рост запросов на доступную среду.

Супер-тренды: «Рост предложений на модульный туризм и сегментацию» и «Снижение качества экологических показателей».

Наиболее неопределённое будущее: непрогнозируемый участок приходится на промежуток 2025-2030 гг., так как эксперты видят период с 2018 по 2020 годы ключевым для выработки мер поддержки туристической отрасли в Ростовской области. Большинство всех нормативных актов, форматов и технологий намечено на этот период.

По мнению экспертов, большая часть угроз и возможностей появится в течение следующих 7 лет, а сценарий развития туризма в регионе будет развиваться в зависимости от эффективности принятых мер поддержки.

Общие выводы:

1. По мнению экспертов в данной предметной области есть глобальный тренд на индивидуальный туризм, которому способствует более активное использование туристами сети Интернет, а также выход в Интернет организаций туристической инфраструктуры. Это позволяет туристам формировать индивидуальные туры и уходить от услуг посредников. Данный тренд является угрозой для туроператоров, заставляя их снижать цены на туры. Из-за этого на рынке происходит укрупнение игроков, остаются только крупные туроператоры, а малым приходится останавливать деятельность или уходить в «тень», из-за чего снижается поступление денег в отрасль и повышаются риски обмана и некачественного отдыха для туристов. Повышение рисков опять же ведет к отказу туристами от посреднических услуг и «маховик» раскручивается ещё сильнее.

2. Учитывая природные и социально-экономические факторы, влияющие на развитие туризма в Ростовской области, на сегодняшний день въездной туризм в РО характеризуется преобладанием деловых туристов, совмещающих командировку с отдыхом, а также транзитных туристов, путешествующих через Ростовскую область в другие туристские дестинации. Доля туристов, специально приезжающих в Ростовскую область по организованным турам, является невысокой с преобладанием туров выходного дня.

3. Эксперты выделили тренд «Рост предложений на модульный туризм и сегментацию» как наиболее перспективный для развития внутреннего и въездного туризма в Ростовской области[51]. Эксперты особо выделяют необходимость развития следующих направлений:

‒ событийный туризм,

‒ эно-гастротуризм, включая гастрономические фестивали и винные туры,

‒ этнотуризм, с учетом возрастающего интереса к быту и традициям донских казаков,

‒ спортивный и экстремальный туризм,

‒ оздоровительный туризм, с учетом роста интереса к здоровому образу жизни (водный, конный, велотуризм),

‒ развитие кинопроизводства в Ростовской области, которое может стать двигателем развития остальных видов туризма в регионе.

4. Объектов инфраструктуры становится больше, требования к качеству их услуг возрастают, но это ведет к повышению стоимости отдыха, что требует мер господдержки, в том числе для населения (по субсидированию отдыха в Российской Федерации, предоставлению налоговых вычетов и т.д.).

5. Эксперты отмечают существующие на сегодняшний день инфраструктурные ограничения для развития туризма в регионе (плохое качество дорог, низкая обеспеченность туалетами, недостаток туристической навигации и т.д.). Особое внимание эксперты уделяют формированию доступной среды для пенсионеров и туристов с ограниченными возможностями в Ростовской области. Реализация программы «Доступная среда», по мнению экспертов, завершится к 2020 году.

6. Следует отметить, что важные для развития туризма в Ростовской области вопросы остались вне поля зрения экспертов, хотя упоминались экспертами в процессе обсуждения:

- сохранение исторической части города Ростова-на-Дону;

- защита и сохранение объектов культурно-исторического наследия (например, Парамоновские склады),

- расширение городских парков,

- существование ограничений по развитию государственно-частного партнерства.

Данный факт скорее свидетельствует о том, что в рамках форсайт-сессии не удалось охватить все проблемы отрасли и учесть их при формировании карты будущего.

7. Отсутствует консолидация между участниками в рассматриваемой предметной области, на что, по мнению экспертов, влияет в первую очередь отсутствие единого бренда туристической отрасли Ростовской области. У власти и бизнеса нет единого видения бренда (будет ли это исторический туризм в регионе, экстремальные виды спорта, музеи, курорты и пр.). Эксперты из бизнес-аудитории высказывают пожелания, чтобы власть сформировала бренд и консолидировала рынок услуг, о чем говорят предложения на законодательном уровне создавать туристские кластеры, но это, скорее всего, не даст положительного экономического эффекта без понимания бизнесом важности объединения своих ресурсов для повышения конкуренции и повышения уровня взаимных договорённостей.

8. В целом по всем трендам у бизнеса есть ожидание, что регулированием отрасли займется власть, о чем говорит большое количество предложений по нормативным актам и форматам для объединения бизнеса, хотя на основании этих запросов можно судить об отсутствии у власти согласованной политики в этом направлении.

9. Наблюдается сформированный запрос на развитие группового туризма и создание соответствующей инфраструктуры, но конкретных предложений по технологиям, инфраструктурным, образовательным форматам и проектам для развития группового туризма, повышения качества обслуживания не предложено. Основная часть предложений направлена на развитие модульного индивидуального туризма, но не на разработку комплексного регионального тур продукта.

10. Экспертная группа отметила высокую скрытую опасность тренда «Снижение качества экологических показателей». По мнению экспертов, развитие тренда приведет к негодности природных объектов туризма, что повлечет за собой снижение привлекательности региона как туристического и отказ от внутреннего и въездного туризма.

11. Эксперты отметили тренд на снижение количества туристов, путешествующих водным путем в Ростовскую область, что представляется негативным для развития туризма в регионе.

12. Тренд «Рост использования ИТ-технологий в туризме» отмечен как наиболее перспективный для организации будущего задела в создании бренда туристской дестинации Ростовской области и привлечения туристов. Примером технологии, реализующей данную возможность уже сегодня, может быть «Виртуализация донского края (создание виртуальных образов туристических мест из фото/ видео материалов)», «Создание мобильного приложения для людей с ограниченными возможностями и транспорта с описаниями перечня доступных объектов и дорог»[52].

Как видно из выводов экспертов Форсайта маркетинговая стратегия развития туристской отрасли становится частью долгосрочной региональной политики и стратегии социально-экономического развития Ростовской области-2030 и направлена на разработку оптимальной модели развития туристской отрасли в регионе:

- повышение конкурентосопособности;

- расширение типологии турпродуктов;

- привлечение инвесторов;

- повышение регионального патриотизма;

- создание единой системы продвижения на внутренний и внешний рынок;

- повышение репутации региона;

- государственную поддержку маркетинговой стратегии (бюджетные, административные инструменты).

Таким образом, в работе осуществлялся анализ управленческих практик брендинга территории в Ростовской областина примере туристической сферы. На тактическом этапе к таким практикам относятся следующие:

Во-первых, разработка документов относительно структур управления туристским брендом на региональном и муниципальном уровнях.

Во-вторых, разработка документов по проведению аудита контроля качества имиджа муниципального образования; рекламной продукции; выставочной деятельности.

Во-третьих, создание нормативной базы координации деятельности структур управления туристским брендом Ростовской области, основному субъекту управления и его функционалу.

Все эти практики направлены на развития туризма и межрегиональных связей Ростовской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были получены следующие выводы.

В работе брендинг территории рассматривается как один из способов управления развитием региона, поскольку является инструментом реализации стратегии его развития региона. Соответственно, территориальный брендинг является управленческим процессом «по созданию, планированию и продвижению уникальных особенностей территории с целью достижения в перспективе определенного социального или экономического эффекта».

Процесс управления брендом региона можно представить в виде двух фаз. Первая фаза этап – стратегическая, которая включает следующие этапы: исследовательский (аналитический), систематизирующий и проектный.

В работе стратегическая фаза была рассмотрена на примере создания маркетинговой стратегии туристской привлекательности Ростовской области, разработанная в 2018 году.

На исследовательском этапе первой фазы выделялись перспективные направления развития территории посредством количественных и качественных исследований. Они также позволили выявить идентичность населения территории.

В частности, при разработке маркетинговой стратегии Ростовской области на исследовательском этапе комплексное изучение мнения экспертов и населения относительно привлекательности территорий Ростовской области и выявление идентичности жителей региона.

На втором систематизирующем этапе процесса управления брендом региона происходит отбор ключевых смыслов-идентификаторов и формулируется уникальная идея или несколько идей территории. Результатом является позиционирование, отражающее текущее восприятие территории и приоритетные векторы развития.

В ходе систематизирующего этапа была разработана визуальная концепция Ростовской области, как системы брендирования муниципальных образований. В частности, были созданы визуальные идентификаторы для 25 муниципальных образований Ростовской области, которые были выбраны по итогам предварительного анализа.

Проектный этап связан с разработкой программы маркетингового продвижения и ее интеграцией в существующие программы развития региона.

На этом этапе была осуществлена разработка концепции и инструментов продвижения привлекательности Ростовской области. Этап включал:

-коммуникативную стратегию по продвижению региона;

- медиа-стратегию,

- стратегию рекламных и PR-мероприятий,

В работе осуществлялся анализ управленческих практик брендинга территории в Ростовской области на примере туристической сферы. На стратегическом этапе к таким практикам относятся создание бренд-кода, его визуализация и выбор слогана.

Вторая фаза процесса управления брендом региона – тактическая, которая включает практический и интегральный этапы. Практический этап относится к реализации принятой стратегии маркетингового продвижения и находит воплощение в новом субъекте управления. Таким субъектом может стать Агентство по развитию туризма Ростовской области.

Агентство должно выполнять 4 основные функции:

- (первая) Информационное сопровождение реализации региональной политики в сфере туризма. Это информационная, консультационная и методическая помощь субъектам туристской индустрии и туристам. Например, предоставление справочной информации физическим и юридическим лицам.

- (вторая) функция информационно-аналитическая деятельность. Она включает проведение социологических опросов, сбор статистических данных, проведение маркетинговых исследований в сфере туризма, формирование и обновление тематических реестров. Кроме того, оно занимается организацией и проведением выставочных и событийных туристских мероприятий на территории области, разработкой и изданием презентационных материалов в сфере туризма.

- (третья) функция разрешительная деятельность, в частности аккредитация организаций, экскурсоводов и гидов-переводчиков.

- (четвертая) функция – это осуществление деятельности, направленной на повышение профессиональной компетенции сотрудников туристической индустрии. Например, организация повышения квалификации экскурсоводов, проведение профессиональных конкурсов в сфере туризма, а также разработка и издание методических рекомендаций, справочной и другой литературы. Таким образом, основная задача практического этапа управления брендом региона освещение событийных активностей и их организационное продвижение бренда Ростовской области.

Завершающий этап управления брендом региона - интегральный. На нем осуществляется коррекция бренда территории и укрепление имеющейся репутации. Поэтому этот этап является перспективным для структур управления брендом Ростовской области.

В работе осуществлялся анализ управленческих практик брендинга территории в Ростовской области на примере туристической сферы. На тактическом этапе к таким практикам относятся следующие:

Во-первых, разработка документов относительно структур управления туристским брендом на региональном и муниципальном уровнях.

Во-вторых, разработка документов по проведению аудита контроля качества имиджа муниципального образования; рекламной продукции; выставочной деятельности.

Во-третьх, создание нормативной базы координации деятельности структур управления туристским брендом Ростовской области, основному субъекту управления и его функционалу.

Все эти практики направлены на развития туризма и межрегиональных связей Ростовской области.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]// Федеральное агентство по туризму. [Офиц. Сайт]. URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/section/28

2. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599

4. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/

5. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142

6. Областной закон от 22 февраля 2018 № 1331-ЗС «О туризме в Ростовской области» [Электронный ресурс] Официальный портал Правительства Ростовской области.URL: https://www.donland.ru/documents/O-turizme-v-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=27016

7. Постановление Правительства Ростовской области от 15.05.2014 № 349 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Ростовской области» https://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=127095

8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями)

9. Государственный контракт от 25.08.2017 № 67 [Электронный ресурс] URL: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber =2616305358517000037

10. Акантинов А. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт: информационно- методическое пособие /А.Д. Акантинов, А.В. Колик. – Мн., 2015.

11. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник.-М:Аспект-Пресс, 2004.

12. Анхолт С. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2010.

13. Асанова И. М., Трофимова Р. В., Семухина Е. В. Факторы, способствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 33. – С. 131–135.

14. Блакетт Т. Что такое бренд?// Бренды и брендинг./Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2008.

15. Боголюбов В.С. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: учеб. пособие для студ. высш. проф. учеб. заведений /В.С.Боголюбов, С.А. Быстров, С.А.Боголюбова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

16. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 1995.

17. Бренды и экономическая идентичность российских регионов: Сборник докладов и выступлений участников круглого стола. – Ростов-на-Дону: Издательство «Фонд науки и образования», 2016. – 147 с.

18. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора.- М.: Наука, 2015. С. 80.

19. Визгалов Д. В. Брендинг города. – М.: Институт экономики города, 2011. – 160 с.

20. Визгалов Д.В. Маркетинг города/Практическое пособие. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.

21. Визуализация бренда на портале «Донской туризм». [Электронный ресурс]. URL: https://dontourism.ru/news_view.aspx?id=2235.

22. Визуализация бренда, как способ формирования имиджа продукта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bisgid.ru/ razv/image/vizualizatsiya_brenda/.

23. ГАРАНТ.РУ - информационно-правовой портал [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/news/548419/ixzz3DmjDmIZS.

24. Годин А. М. Брендинг: Учебное пособие. / А.М. Годин, А. А. Дмитриев И. Б. Бабленков – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018.

25. Гришин С. Ю. Методологические подходы к обоснованию государственной политики в сфере регулирования туристских кластеров // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 4-1 (32).

26. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии внутреннего и въездного туризма/Ars Administrandi. 2017. Т. 9. № 2.

27. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. / Под ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

28. Дорожков Н.Д., Купчинская Ю.А. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере туризма./Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. № 2 (4).

29. Дятлова Е. В., Юсупов Т. З. Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. №7.

30. Евлаев А.Н., Красина Я.С. Государственно-частное партнерство как механизм усиления конкурентоспособности в сфере туризма/ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 1 (74).

31. Егорова Л. А., Диденко Д. А. Кластерный анализ туризма Южного федерального округа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 35. – С. 28–32.

32. Ермакова Е.А., Уварова Г.Г. Государственно-частное партнерство как фактор экономического развития Ростовской области // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2017. № 4(64). URL: https://sibac.info/archive/economy/4(64)

33. Загалова Э.В., Ермоловская О.Ю. Специфика управления инвестиционными процессами в туризме// Вестник Академии. 2016. № 2.

34. Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России. - М.: Современная экономика и право, 2017.

35. Зеркаль Д. А. Формирование бренда территории как ресурс развития муниципального образования. // Без темы. 2019. №2. С. 27-33.

36. Индустриальные стандарты. Ассоциации коммуникационных агентств России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/ columns/adstandard/2011/0001/.

37. Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс ]: Город-бренд: зачем он нужен себе и миру? Интервью Сергея Митрофанова. URL: https://gtmarket.ru/ (дата обращения 8.04.2017).

38. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

39. Исследование Всемирного совета по туризму и путешествиям [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/countries-2018/russianfederation2018.pdf

40. Кирьянко А. В. Маркетинг территорий: феноменологический анализ // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. – 2013. – № 2.

41. Киселёва Н. Н. Теоретические аспекты создания бренда муниципального района // Упр. общественными и экон. системами. – 2018. – № 1. – С. 1-13.

42. Конкурентоспособность туризма и путешествий//Доклад ВЭФ – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://stattur.ru/journal/20170419/

43. Короткова А. Н. Инвестиции и их влияние на современную экономику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3661–3665.

44. Крамер А. 10 примеров успешного ребрендинга городов/Электронный ресурс // Forbes [Электронная версия журнала]. URL: https://www.forbes.ru/

45. Кузин В.И., Зуев С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. - 120 с.

46. Кузнецова А.В., Ворожцов С.Н. Управленческий аспект создания бренда // Маркетинг в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 44-51.

47. Кусков А.В. Гостиничное дело: Учебное пособие. [Электронный ресурс] URL: https://thelib.ru

48. Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Научно-практические аспекты инвестиционного и социального развития туристской сферы в российской федерации//Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 3 (64).

49. Леннон Д.Д., Х.Смит, Н.Коккерелл, Д.Трю. Управление индустрией туризма; Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму,// WTTC Travel&TourismCompetitivenessReport ИТД, 2014.

50. Малык Л.Е. Методическое формирование стратегии управления инвестиционными проектами в туристической отрасли/ Экономика и эффективность организации производства. 2014. № 21.

51. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. – 4.е изд., стер. – М.: Омега. Л, 2017.

52. Мартышенко Н. С. Нестандартные средства размещения и их роль в формировании туристских потоков дестинаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 56–60.

53. Матюшкин В. Карты восприятия брендов: наука и искусство презентации результатов исследования заказчику. Статья в журнале «Реклама: теория и практика» №2. – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.src-master.ru/article13734.html

54. Мещеряков Т. В. Бренд как коммуникативный капитал// Проблемы современной экономики. 2018. № 1. С. 29-38.

55. Минаев В.А. Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма// Вестник РМАТ.2013. № 3(9). С.53-61.

56. Митрофанова Е.С. Управление развитием туристского потенциала региона на основе государственно-частного партнерства/ Сборник научных трудов СПб.: Издательство БАТиП, 2018. С.87-95

57. Мороз О.Н., Шадринцева А.Н. Государственно-частное партнерство в сфере регионального туризма// Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2015. № 2 (30).

58. Официальные номинации Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» [Электронный ресурс].URL: https://rea-awards.ru/.

59. Официальный портал Правительства Ростовской области услуг [Электронный ресурс] URL: https://www.donland.ru/news/Turistskijj-brend-Dona-sozdan-na-osnove-mnenijj-zhitelejj-oblasti?pageid=92218&mid=83793&itemId=83331

60. Официальный сайт «Форсайт социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года» https://www.strat2030.ru/

61. Официальный сайт Ассоциации туроператоров России [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/tourofice/mission/192.html

62. Официальный сайт Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. URL: https://media.unwto.org/ru/press-release/2015-12-15/organizatsiya-obedinennykh-natsii-provozglashaet-2017-god-mezhdunarodnym-go

63. Официальный сайт журнала «Отдых в России» [Электронный ресурс] URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2017

64. Официальный сайт Системы добровольной сертификации региональных товаров и услуг [Электронный ресурс] URL: https://donmade.ru/

65. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс] URL: www.rosoez.ru

66. Павлова Э. Н. Основы формирования имиджа туристских дестинаций // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 126–132.

67. Памятники истории и архитектуры [электронный ресурс] режим доступа:URL https://www.ipa-don.ru

68. Петрулевич И.А. Фазы реализации и основные направления развития государственно-частного партнерства в индустрии туризма (на примере Ростовской области)// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016.

69. Писаревский Л.Е. Государственное и муниципальное в сфер<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: