Игры с водой, снегом, льдом. «Волшебная вода» (смешивание подкрашенной
воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков). «Цветные
капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и
насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки»
(замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками
построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде узоров из камешков,
бусинок, листьев и рассматривание их). «Освобождение из плена» (размораживание
маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет — не тонет»
(испытание на плавучесть игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка
из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство), «Кто прошел?»
(узнавать следы на снегу по отпечаткам).
Игры с мыльной водой и пеной. «Мыльные пузыри» (пускание мыльных
пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из-
под ниток и пр.). «У кого пена выше и пышней» (выдувание воздуха через трубочку и
т. п. в мыльную воду с целью получения самой большой). «Подушка из пены»
(испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены).
Игры с зеркалом. «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч
солнца и пустить зайчика). «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают веселых
солнечных зайчиков). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за
спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).
Игры со светом. «Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»
(экспериментирование с тенью), «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с
|
помощью фонарика в темноте).
Игры со стеклами. «Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего через
стекла разного цвета). «Таинственные картинки» (рассматривание цветных картинок
через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся
невидимыми). «Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов, мелких картинок,
знаков, узоров через увеличительное стекло).
Игры со звуками. «Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в
коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук издает
молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым).
«Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки:
разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания
воды и пр.).
Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами
Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по
различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку
предметов на основе общих признаков (это — посуда, это — обувь; здесь ленты
одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображение из 6—8
частей («Составь картинку», «Пазлы»); выстраивание «ряда» из одинаковых предметов
по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине,
высоте, интенсивности цвета и т. д.); составление простого плана-схемы с
использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай
картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).
Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности,
|
реализация образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки»,
«Уголки», «Уникуб» и др.).
Развитие умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или
выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с
небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату,
контролировать его в соответствии с игровой задачей.
Освоение правил настольно-печатных игр: объединяться со сверстниками,
действовать по очереди, по простой схеме и т. п. В совместной с воспитателем игре
пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в
речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось правильно — картинка
составлена»). Самостоятельно замечать неполное соответствие полученного результата
требованиям. Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в
игру; не смеяться над проигравшим сверстником.
Результаты развития игровой деятельности:
- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет роль до начала
игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.
- Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-
заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.
- Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в
создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.
- Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно
принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками,
комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей.
- Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и
материалами.
- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации
эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр. - В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к
результату, выигрышу.
- Доброжелателен в общении с партнерами по игре