Отдельным разделом эмоционально-когнитивной реабилитации является эрготерапия. В условиях ОРИТ эрготерапевт обучает пациента простым повседневным бытовым действиям, обеспечивающим уход за своим телом (персональная гигиена, одевание, еда, пользование судном и т.д.). Значение эрготерапии в структуре РеабИТ состоит в том, что она способствует ускорению восстановления преморбидного паттерна жизнедеятельности (performance patterns) пациента, то есть возврату к привычкам, режиму жизни, социальному статусу. Включение эрготерапии в реабилитационный комплекс позволяет сократить длительность пребывания в ОРИТ [35], у пациентов на ИВЛ время адаптации к спонтанному дыханию [36,37]. Критериями эффективной эрготерапии является положительная динамика по шкале Barthel (приложение 1)
В практике ОРИТ элементы эрготерапии включены в обязанности среднего и младшего персонала, но в перспективе развития РеабИТ для данного раздела работы потребуется квалифицированный специалист.
Рекомендации по эрготерапии пациентов ОРИТ
№ | Положение | Уровень доказательности | ||
3.1 | Эрготерапия вне зависимости от квалификации специалиста должна быть компонентом РеабИТ | I-С | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАНИМАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Отсутствие достаточного опыта проведения РеабИТ не позволяет сделать выводов о преимуществах различных организационных моделей. Тем не менее, ряд положений [38] можно рассматривать как основополагающие для организации работы МДБ в условиях ОРИТ.
№ | Положение | Уровень доказательности | |
4.1 | РеабИТ предполагает работу МДБ в составе: врач ЛФК, инструктор-методист ЛФК, клинический психолог, логопед, врач реаниматолог, имеющий подготовку по РеабИТ. Активное участие в РеабИТ принимает средней медицинский персонал ОРИТ для асситенции в мобилизации и эрготерапии. | I-B | |
4.2 | В своей работе МДБ руководствуется локальными протоколами РеабИТ, стандартными шкалами, формализованными документами и бланками | I-B | |
4.3 | Управление деятельностью МДБ осуществляется по горизонтальному принципу (равенство специалистов). Координатором является врач-реаниматолог. Форма взаимодействия – ежедневное совещание | I-B | |
4.4 | Продолжительность и содержание занятий со специалистами МДБ определяется для каждого пациента индивидуально в зависимости от толерантности к нагрузкам при отсутствии STOP сигналов. | IIa-C | |
4.5 | Есть указания на целесообразность 2-х часовых занятий кинезотерапией для пациентов ОРИТ | IIa-C | |
4.6 | Занятия менее 20 минут у пациентов на ИВЛ за сеанс и менее, чем 2 раза в день пользы не приносят | III-C | |
Профессиональные компетенции членов мультидисциплинарной бригады реабилитации в РеабИТ
|
Врач ЛФК
- умение сформировать комплексную реабилитационную программу на период пребывания пациента в ОРИТ на основе определения индивидуальной толерантности к нагрузкам
- формирование индивидуальной системы реабилитационных метрик для оценки эффективности реабилитационного лечения
- оценка показаний и противопоказаний для различных методов кинезотерапии
- владение методикой сомнологической реабилитации пациентов, получающих терапию седативными препаратами.
- определение толерантности к физической нагрузки
|
- назначение двигательного режима пациенту
- знание правил позиционирования в постели пациентов с ОЦН
- владение приемами безопасного трансфера пациента с двигательным и когнитивным дефицитом
- взвешивание пациента с использованием вертикализатора
- свободное владение приемами мануальной и аппаратной кинезотерапии пациентов в ОРИТ, в том числе, находящихся на ИВЛ
- владение методикой сомнологической реабилитации пациентов, получающих терапию седативными препаратами.
Врач реаниматолог:
- знание клинических и лабораторно-инструментальных признаков ПИТ-синдрома
- оценка противопоказаний для различных методов кинезиотерапии
- методика мониторинга реабилитационного процесса и диагностика стоп-признаков для различных методик ранней реабилитации
- метаболический контроль и нутритивная поддержка реабилитационного процесса
- навыки выполнения протоколов «Вертикализация пациента», «Нутритивная поддержка»
- владение технологией фиброларинготрахескопии для оценки нарушений глотания
- навыки диагностики, мониторинга и профилактики венозных тромбоэмболических осложнений
Логопед-афазиолог (речевой терапевт):
- диагностика дисфагии с применением протокола «Диагностика и лечение дисфагии»
- владение технологией подбора текстуры питания на основе фиброларинготрахеоскопии.
- владение методикой оценки нарушений глотания с применением локальной миографии типа Вокастим, в том числе у пациентов с изолированных трахеобронхиальным деревом
- владение методикой диагностики аспирационных рисков у пациентов с трахеотомической канюлей
|
- владение методикой оценки реабилитационного прогноза восстановления функции глотания и речи
- владение методикой логопедического массажа
Инструктор-методист ЛФК
- определение толерантности к физической нагрузки
- назначение двигательного режима пациенту
- знание правил позиционирования в постели пациентов с ОЦН
- владение приемами безопасного трансфера пациента с двигательным и когнитивным дефицитом
- взвешивание пациента с использованием вертикализатора
- навыки выполнения протокола «Вертикализация пациента» в том числе, с применением аппаратным средств (поворотный стол, Эриго, стендер и т.д.)
- свободное владение приемами мануальной и аппаратной кинезотерапии пациентов в ОРИТ, в том числе, находящихся на ИВЛ
- методика ранней мобилизации в том числе с использованием рефлекторных техник кинезотерапии
- знание правил техники безопасности и стоп-симптомов при проведении кинезотерапии
- использование бандажей, ортезов и тейпов в профилактике и лечения патологической тугоподвижности в суставах и болевых синдром
- проведение физиотерапевтических процедур в ходе реабилитационных мероприятий (электростимуляция, парафинотерапия)
- обучение родственников пациента приемам трансфера и мобилизации пациента в рамках подготовки пребывания на последующих этапах реабилитации и в домашних условиях
- владение методикой оценки реабилитационного прогноза восстановления моторных функций
- использование реабилитационных метрик: Ривермид, Рэнкин, Холден, TUG; ВАШ; BPS
Клинический психолог:
- владение навыками оценки количественного и качественного уровня сознания с применением специфических шкал
- умение формирования индивидуальной программы когнитивной реабилитации на основе мультисенсорной стимуляции
- методика психологической профилактики ПИТ-синдрома у пациента и членов семьи;
- методика психологической адаптации к ожидаемому психоневрологическому дефициту в результате перенесенной ОЦН, последствий ПИТ-синдрома, других остаточных явлений перенесенного заболевания