Поэзия А.А.Блока как целостный худ. мир и вершина русского символизма.




Творч. Развитие Блока происходило в рамках символизма. Символизм зарождался в резкой оппозиции реалистич. Лит-ре. Русский символизм – явление сложное и неоднородное. Два Периода:1. Период Декадентства. Старшие символисты: Мережковский, Гиппиус, Соллогуб, Брюсов (после революции он уходит от символизма); 2. Период Младосимволисты. Блок, Соловьёв, А. Белый. Символисты ставили задачу возродить культуру стиха, кот. считали утраченной. Мл. символисты выдвигали философию и теорию манифеста. Формирование МС происходило в эпоху обществ. отношений. Это был рост и упадок капитализма. Изменялась соц. стр-ра общества, классовые столкновения принимали открытый характер. Дух. отцом рус. символизма был Вл. Соловьёв. Его рилигиозно–идеалистич. философия –гл. источник мистич. утопий для символистов. Основное, что воздействовало на них – это эсхатологич. философия и эсхатолог. учения о теократии. Эсхатология – система взглядов и учений о конце мира. Теократия – форма правления, при которой власть принадлежит духовенству. Теософия – это религиозно-мистич. учение о единении человеч. души с Божеством и возможности непосредственного общения человека с потусторонним миром. МС взяли у Соловьёва Идею двоемирия (Платоновская идея). Земная жизнь – лишь бледный отблеск сверхчувственного мира, сверхчувственной реальности. Ещё одна важная мысль в проповеди Соловьёва: надежда на дух. возрождение человеч-ва. Конец мира. Грядёт мировая катастрофа, в кот. д. погибнуть старый мир и возникнуть мир гармонический – мир сверхсправедливости в результате сотрудничества человека и Бога. Соловьёв верил в существование некой Софии Премудрости. Это Божественная сила, которая способна возродить мир из руин, преобразить человека (Мировая Душа, Дева Радужных Ворот).

Блок и младшие символисты. Младшие символисты (в основном это были поэты, считавшие себя учениками В.Соловьева), вступившие в литературу в начале 20 века, стремились противопоставить себя декадентам, которых считали черными магами. Себя считали «белыми магами»; если старшие символист связывали себя со служением культу Сатаны, то младшие считали себя пророками, воплощающими божественную волю. Наиболее значительные представители младших символистов были А.Блок, Андрей Белый и Вячеслав Иванов.

В творчестве МС было много нового. Как и Соловьев, они были твердо убеждены в реальном существовании мира божественных идей. Как и В.Соловьев, они верили, что противоположность идеального и материального миров, божественной гармонии и земного хаоса не абсолютна и не вечна. Приближается конец старого мира, они считали себя предвестниками нового. МС не только предвестники, но и свидетели нового мира, который родится в момент мистического синтеза неба и земли, в момент окончательного сошествия на землю Вечной Женственности (сонет из цикла «Стихи о ПД»: «За городом в полях весною воздух дышит»). В этом стихотворении находим характерное для Блока противопоставление суетного «дольнего шума» современной столичной жизни и Прекрасной Дамы. Современный человек целиком погружен в суету мира, он не замечает ничего, кроме самого себя, и «тоскует над собой». А в это время природа живет уже ожиданием прихода Вечной Женственности.

Мистическая любовь принимает в ранней лирике Блока личностный облик – Вечная Женственность воплощается в облике реальной женщины. Через любовь к этой реальной женщине происходит приобщение к истинной любви.

Для творчества МС были исключительно важны религиозно-философские идеи В.Соловьева, однако, в отличие от самого Соловьева, для них эти идеи имели в значительной мере мифологизированный характер, были не философской конструкцией, а способом жизни.

Интерес к мифологии и мифотворчеству был характерен для всех МС, но те конкретные формы, которые он принимал в их творчестве, имели у каждого свои важные отличия. Для Блока важна была не филологическая чистота и точность, а его принципиальная открытость. Он не стремится, в отличие от Вяч. Иванова, возродить в современном человеке психологические переживания человека античности, для него мифотворчество – вечно продолжающийся процесс, захватывающий и современность. Мифология находится вне истории, вне времени, она связана с вечностью.

Образ Прекрасной Дамы, первоначально заимствованный у В.Соловьева, постепенно обогащается другими сюжетами и ассоциациями:это Коломбина, Кармен, Офелия и т.д. Иногда эти вторичные образы как бы оттесняют основной образ ПД на задний план, как, например, в стихотворении из зрелого творчества Блока «Шаги Командора», где Донна Анна называется Девой Света, это явно указывает на то, что она же и ПД.

Как и декаденты, МС безоговорочно приняли революцию 1905-1907 гг., и видели в ней прежде всего стихию. Как и декаденты были захвачены героическим пафосом революционной борьбы (Блок «Шли на приступ. Прямо в грудь…»).

Но в восприятии рев. действительности МС были и свои особенности. Во-первых, революция для них была событием не столько политическим, сколько духовным. Во-вторых, революция была для них мистерией – актом космической драмы, разыгрываемой участниками революции. Мистерия эта приобрела отчетливые апокалипсические тона: крушение царизма связывалось с общей гибелью старого мира. Впоследствии, сквозь призму этих же представлений Блок и Белый будут смотреть на Октябрьскую революцию. В заключительном стихе «12» Блока появляется и возглавляет революцию Иисус Христос, что означает конец света: Христос является судить живых и мертвых. Также для МС в революции была важна стихийность и массовость.

 

Приступим теперь к более подробному рассмотрению творчества А. Блока.

Александр Блок (1880-1921) – поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма, прошел долгий и сложный духовный путь. Для него в высшей степени была характерна способность в «личном» видеть эпохальное, вселенское, проявившаяся в тесной взаимосвязи жизни и поэзии. Не случайно он сам считал, что все его лирические стихотворения, начиная «с 1897 года, можно рассматривать как дневник».

Как кажется, необходимым является рассмотрение некоторых вех биографии поэта. Так, его отец, Александр Львович Блок, был профессором права Варшавского университета, а мать Александра Андреевна Бекетова – дочерью знаменитого русского ученого-ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова. Страстная любовь и драматический разрыв родителей еще до рождения Александра сыграли существенную роль в формировании его характера. В неоконченной поэме «Возмездие» история этого недолгого брака воссоздана в контексте целой эпохи Руссой жизни конца XIX - начала XXв.

Детство и юность Блока прошли в семье Бекетовых, которую можно назвать образцовой русской дворянской семьей. Интеллектуальное, в большей степени женское, окружение влияло на формирование его характера, взглядов на жизнь, вкуса. Он рос, окруженный заботой и любовью, погруженный в свои думы, сосредоточенный на своих душевных переживаниях, до поры до времени не имея серьезных «жизненных опытов». Петербург и подмосковное имение Бекетовых Шахматово – вот два те места, которые можно назвать духовной родиной поэта.

Также не маловажным является следующий факт из биографии писателя: знакомство Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого ученого-химика Д.И. Менделеева.

Знакомство это переросло в увлечение и любовь. В 1903 году Л.Д. Менделеева стала женой Блока. Для русской литературы страстное и возвышенное чувство поэта к своей избраннице имеет особое значение: оно вдохновило Блока на создание первой поэтической книги – «Стихи о прекрасной даме», которая последует отправным пунктом в нашем небольшом исследовании.

Вообще, «женщина» и любовь к ней - это одна из самых классических тем поэзии. Часто все мировоззрение поэта можно разглядеть именно в его отношении к этой теме. И нет ни одного поэта, в творчестве которого женский образ не был бы индивидуальным, особенным. Поэтому есть основания считать, что именно исследование этого образа будет очень плодотворным для изучения творчества Александра Блока, и я бы хотела рассмотреть образ «прекрасной дамы», характерный по-своему для каждого периода жизни и творчества поэта и доказать, что этот образ не остается у Блока неизменным, он претерпевает эволюцию, вопреки расхожим мнениям в отечественном литературоведении.

В основу своего ответа я бы хотела положить трехчастную композицию, продиктованную периодизацией творчества писателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: