Проза «сокровенного» А. Платонова: сюжетика, герои, поэтика (роман «Чевенгур», повесть «Котлован»).




Платонов - возвращённый писатель. Возвращается только после 85 г. Возвращение началось с книги «В этом прекрасном и яростном мире». С 29 по 34 год он пишет Котлован, Чевнгур, Впрок, Ювенильное море. В 60-е г.г выходит 2 монографии о нём - Чалмаева и Шубина. Но в них не было упоминания ни об одном из этих произведений, т.к. на основании их его могли обвинить в антисоветчине. Битов: «Платонов - писатель будущего». Т.к. в произведениях предсказал будущее, и ещё потому, что м.б. понят и оценён читателями только в будущем, т.к. его произведения требуют высокого духовного напряжения. Битов выделял 3-х художников, каждый из них особый, но они имеют общий подтекст. Это Заблоцкий, Платонов, художник Филонов - в подтексте у них философия Фёдорова.

Платонов не был антисоветчиком, хотя его в этом обвиняли. Он был увлечён идеей социализма, но у него была своя позиция на этот счёт. Для него революция - это результат совместных усилий большевиков и правдоискателей.

Эволюция Платонова как писателя и человека шла по пути изживания утопических представлений о революции, у него возникала острота критического отношения к действительности. Эти 4 произведения (Чевенгур, Котлован, Впрок и Ювенильное море) можно характеризовать как антиутопии. У Платонова было обострённое ощущение движения истории. Он своим творчеством внёс в современность трагическое ощущение истории. Первым почувствовал революцию, которая будет порождена несоответствием реальности и чаяний. Видел это в наступлении на творчество масс бюрократизма. Пьеса «Шарманка » - почувствовал попытку стандартизации сознания масс, нивелировку личности. Взгляд на революцию изнутри. В произведении много социальных символов. Феномен человека раскрывал как родовое существо. Историю человека воспринимал как историю человечества. Уловил противоречие между революцией и эволюцией; между живой жизнью и наступлением техники; между личностью и роботом; между творчеством и бюрократизмом; между прошлым и будущим. Его герои - это люди, живущие надсадно. У них абсолютный приоритет общественного над личным. У них нет никакой личной жизни. Необычный язык произведений. Он тоже изображает действительность, которая сошла с ума. О ней нельзя говорить нормальным языком - отсюда необычный, противоестественный платоновский язык. Бочаров характеризует платоновский язык фразой «трудное выражение». Его фразы как бы юродивы. Он отмечает, что ранняя советская проза изображала потрясённую, катастрофическую действительность. И это потрясение запечатлевалось в самом строении прозы, в стиле. Мысль Драгомирецкой: работа по сгущению стиля могла замещать у писателя того времени понимание и объяснение этой реальности.

Жизненные воззрения Платонова раскрылись в его публицистике (статьи о Паустовском, Ахматовой, Пастернаке). Осуждает Пришвина за то, что он не хочет нести бремя общей участи. У Паустовского - «оргия гуманизма». Пишет, что мы д.б. неистощимы в нашей признательности Ахматовой. Статья об Островском («Как закалялась сталь») - говорит, что его книга самая нужная, его герой - реальный свет в конце тоннеля.

Философские основы взглядов. Главной для Платонова была проблема предназначения человека в мире. Он был сосредоточен на философском осмыслении действительности. Миросозерцание Платонова формировалось в контексте философской мысли начала 20 в. Влияние философии Фёдорова: в основе его учения - убеждение в том, что у человечества есть насущная потребность обрести родство и братство. Смысл братства заключался в объединении всех в общем деле превращения слепой силы природы в орудие разума для всего человечества. Предназначение человечества - в преодолении «неродственности» человека и мира, человека и других людей. Природа - слепая сила, которая сеет рознь между людьми, является причиной вытеснения старшего поколения младшим. Высшим проявлением могущества человека над природой Фёдоров считал «воскрешение отцов». Именно практический пафос учения Фёдорова, его поиск путей преодоления «враждебной природы» и привлёк Платонова. Платонову также было близко обостренное ощущение дисгармонии между человеком и природой. Но в то же время Платонов утверждает и родство человека с природой: «Я родня траве и зверю» (из поэтического сборника «Голубая глубина»). Отношения человека и природы он раскрывает в их противоречивой сложности, и для него не враждебность или родственность составляют их суть. Человек зародился тогда, когда природа подошла к тому состоянию, что её нужно было перейти в какое-то новое качество. Но человек выделяется из природы тогда, когда у него возникает способность к творчеству. До этого он мало чем отличается от «мёртвой» природы. Постоянный интерес писателя к творческим возможностям человека - ещё одна причина обращения Платонова к фёдоровской идее «воскрешения». Но Платонов развивает эту идею шире, чем просто воскрешение умерших. Для него это вообще мировая формула - превращение сил разрушения в силы творчества.

О тношение к революции: Малыгина: Платонов оценивал социалистическую революцию не только в общественном, но и в «космическом» значении. Видел в ней синтез природного и общественного начал человеческого бытия. Сопоставляет революцию с человеком на основании того, что у обоих есть творческое, жизнеутверждающее начало. У раннего Платонова - утопические картины объединения человечества. Условия этого объединения просты: во-первых - действие враждебной природы, во-вторых - появление героя, способного возглавить человечество. Например, «Рассказ о многих интересных вещах» - люди объединяются в противостоянии потопу.

Теоретическая программа молодого Платонова (в статье «У начала царства сознания») была такова: сознание должно стать новой душой человека, вытеснив и похоронив в нём его старую слабую, по преимуществу чувствующую, душу. И в прозе Платонова изображению сознания отведена значительная роль. В этой теме его волновала проблема выражения. Задачей Платонова было показать своим словом то, что совершается без слов - т.е. какие-то движения в сознании, процесс образования мысли. Возникают параллели между человеческим косноязычием и косноязычием природы, животных. Новое - показывает сознание животных (например, коровы, которая ни словом, ни сознанием, в отличие от человека, не может разрешить своё горе (у неё забрали телёнка). Она не понимала, как можно одно счастье забыть, и радоваться другому - как это делает человек).

М алыгина: в лит-ведении общепринято мнение, что платоновский сюжет определяют как «сюжет путешествия», «сюжет как серию эпизодов, внешне связанных лишь передвижением героя в пространстве». Динамика создаётся не столько фабульным рядом, сколько лирической мыслью повествователя иди персонажа, движущегося вслед за увиденным. Динамика сюжетов произведений Платонова определяется авторской установкой на преобразование неустроенного мира. Соответственно, есть нижний и верхний полюс, ад и рай. Эта двуплановость предполагала одновременное разворачивание двух сюжетов - небесного, космического, направленного вверх и земного, конкретно-бытового. На космическом уровне моделируются действия героя - преобразователя. Содержание земного, конкретно-исторического сюжета составляет судьба «природного» человека. Платонов ищет возможности его выхода со «дна» жизни к осознанию целей общего существования. В обоих вариантах сюжетов платоновский герой нацелен на преодоление гибельной судьбы. Он участвует в создании «средств» возвышения человека. Например, ремонт и управление паровозов, выполняющих функции кораблей спасения человечества (как в «Чевенгуре»). Экспозиция космического сюжета передаёт ситуацию катастрофического состояния человечества, утратившего смысл и цели своего существования => мотив блуждания, сонного прозябания. Значительным событием в движении сюжетов (земного и космического) становится момент выделения человека «из природы». Выход человека из состояния сонного оцепенения становится поворотным моментом сюжета. Вытолкнутый из природы или привычного «круга существования» герой отправляется в путь. Его передвижение в пространстве означает возможность обретения истины, понять своё предназначение и своё место в мире. Странствия Александра Дванова во второй части «Чвенгура» объясняются стремлением найти способ преодоления смерти, чтобы воскресить родного отца. Дванов всегда помнит о своём обещании вернуться на могилу отца. Обязательным этапом движения платоновских странников является перемещение их в город. Город кажется им необыкновенно привлекательным, представляется средоточием достижений науки и культуры. Переживания персонажей, стремящихся в города, носят автобиографический характер. Характеристики города: музыка, книги, мысли, там можно встретить «научных» людей и научиться у них наукам. Кульминацией платоновского сюжета является создание проекта спасения человечества или попытка его осуществления. В контексте платоновского мира моделирование «общепролетарского дома» предполагало в перспективе устройство на земле «Града грядущего».

Малыгина выявляет универсальные сюжетные модели у Платонова: 1. Изображение героя внутри природы, в состоянии нерасчленённого единства с нею, оцепенения и сонного прозябания. 2. Странствие героя, пытающегося подняться со «дна» биологического существования, движение через «пустыню» в поисках универсального способа «возвышения» над «гибельной судьбой». 3. Приобщение героя к средствам «спасения» человечества: разного рода «двигателем» (космические аппараты, паровозы, корабли, башни), исполняющим функции «кораблей спасения» или преобразования земли в «дом-сад». 4. Погружение на дно жизни: в яму, могилу, растворение в воде, предполагающее будущее воскресение. В основе сюжета платоновской прозы лежит мифологическая структура, в прозе трансформированы сюжеты библейских легенд (о Вавилонской башне, о Адаме и Еве (о грехопадении, когда люди были наказаны за своеволие). На эти сюжетные структуры в произведениях Платонова наслаиваются их разнообразные литературные вариации, которые переосмысливаются, создавая сложный синтез взаимопроникающих сюжетов.

«Чевенгур». В уездном городе сделана попытка организации самодельного социализма в масштабах отдельно взятого города. Александр Дванов отправлен «пешком по губернии», чтобы убедиться в реальности построения коммунизма, понятого его устроителями как конец истории и наступление вечной жизни. Идея превращения Чевенгура в «город-сад» приобретает в романе трагифарсовую окраску: здесь переносят от старых мест деревья и дома и рассчитывают питаться «растениями солнца». Но дома разрушаются, сады засыхают, опыт «самозарождения социализма среди масс» не удался. Дванов быстро понимает, что его надежда найти в Чевенгура рецепт воскрешения отца была напрасной. Финалы платоновских произведений показывают, к чему приходят его герои, рвущиеся в «возвышению» над миром, к власти над материей, открывающей возможность бессмертия. Они не попадают в рай небесный и не могут создать рая на земле. Александр Дванов избирает для себя исход, проторенный отцом: он тонет в озере своего детства, погружается на «дно» природы.

Главный герой романа — Александр Дванов. Он сирота, мастер (важное для Платонова понятие), коммунист. Этот герой, размышляющий, одаренный свойством сопереживания (“сочувствовал любой жизни”). Саша Дванов, “самосозданный” народный интеллигент, проходит через смерть, трупы, тоску, сам чуть не умирает от голода, воспаления легких. Он отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм, по дороге встречается со Степаном Коненкиным, освободившим Сашу из рук бандитов. Коненкин — бывший комиссар “полевых большевиков”, а ныне одиноко скитающийся паломник к могиле Розы Люксембург, беззаветный рыцарь идеи всеобщего равенства и полного душевного товарищества, причем равенство понимается как одинаковость физическая, умственная, духовная. Такое равенство сделало бы невозможным никакое развитие, при его достижении стала бы невозможной сама жизнь. Копенкин едет в далекую Германию освобождать от “живых врагов коммунизма” мертвое тело Розы Люксембург. Копенкин и Дванов проезжают деревню Ханские Дворики, где уполномоченный переименовал себя в Федора Достоевского, а за ним и весь актив окрестился кто в Христофора Колумба, кто во Франца Меринга. Затем они попадают в коммуну “Дружба бедняка”. Все члены ее правления занимают должности и носят длинные и ответственные названия. Никто не пашет, не сеет, чтобы себя от высокой должности не отнимать. Та же трогательная и детская компенсация прежней униженности, что и переименование в Достоевских и Колумбов. Наконец они достигают Чевенгура, где Чепурный и его товарищи установили коммунизм. Чевенгурцы живут по-евангельски беззаботно, они не желают трудиться, одной только силой веры они стремятся приблизить реальный коммунизм, а пока в центре внимания — абсолютное равенство, обожание товарищей, их душ. Платонов подводит к страшному парадоксу: горя изначально идеалами “душевного равенства”, всемирного братства, его представители закончили тотальным разделением на “чистых” (пролетариев, босоту) и “нечистых” (буржуи и т. д.), и вышибаются жизнь и душа у всех буржуев Чевенгура. Коммунары действуют с уверенностью и воодушевлением, но в душах их возникает тоска, несмотря на то, заглушается она мыслью о грядущем пришествии коммунизма: вроде все для не го сделали, всех гадов перебили, имущество уничтожили, “голое место” готово, остались одни товарищи и ждут первое утро “нового века”. Но оказывается, что накал одной только веры не может вызвать чуда. Нельзя объявить наступление коммунизма, как нельзя отменить смерть. Беспочвенная идея тонет, разрушается и Чевенгур каким-то страшным вражеским отрядом. Собственная оценка рукописи “Чевенгура”: “Ее не печатают, говорят, что революция в романе изображена неправильно, что все произведение поймут даже как контрреволюционное. Я же работал совсем с другими чувствами... в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества”.

Правдоискатели: вера в существование некоего "плана общей жизни", мечты о революционном переустройстве всей жизни и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый человек" и "новый мир".

Чевенгур. 2 утопические традиции. 1. Умозрительная интеллектуальная утопия (по зап-евр. Образцу, идея определяет всё). 2. Народная (о граде китеже, о беловодье). САм дванов - путник, скиталец, кот идёт в мир найти праведность. Опускается в воду, чтобы там найти град китеж (Гелер. Платонов) ранний Платонов верит в механистическое преобразование мира. А потом ищет такого человека. Эти попытки продолжили деревенщики.

Котлован. Самое цельное и органичное для Платонова произведение. Широкий охват современной действительности. 2 пласта: события на строительстве котлована (индустриализация) и в деревне (коллективизация, 29 г.). метод «фантастического реализма, где фантастика высвечивает сущность реальности» (Достоевский).

Ханс Гюнтер «Котлован и Вавилонская башня»: Мотив большого дома-башни занимает центральное место не только в повести Платонова “Котлован”, но и в утопическом мышлении вообще, поскольку составляет часть хронотопа утопического города (также, например, у Чернышевского в «Что делать?» - хрустальный дворец). В большинстве произведений Платонова утопия дастся не в готовом виде, а в процессе осуществления. В соответствии с этим мы имеем дело не с готовым домом, а с процессом строительства. В “Котловане” вместо положительной восходящей линии строения башни получается совсем обратное: движение вглубь земли. А это уже совершенное отрицание утопического дома, превращение в прямую противоположность (т.е. утопию). Со строящимся домом персонажи “Котлована” связывают представление о будущей счастливой жизни (носителем светлой мечты является инженер Прушевский и котлованщики). Однако, с общепролетарским домом с самого начала ассоциируется не только будущая жизнь, но и противоположная идея смерти. Изначальная амбивалентность проекта окрашивает сны рабочих: “Одни выражают исполненную надежду, другие предчувствуют собственный гроб в глинистой могиле”. Наблюдая Козлова, представителя сталинского “соцстраха”, землекоп Чиклин говорит: “Так могилы роют, а не дома”.Семантика смерти окрашивает и Настю, олицетворяющую все надежды строителей (об этом далее в образе Насти). Центральный мотив “Котлована” иногда связывают с проектом Дворца Советов, который должен был стать домом мирового пролетариата. Ханс Гюнтер приходит к выводу, что древний миф (о Вавилонской башне) одержал верх над утопией строения всеобщего дома. Только в Книге Моисеевой бог смешал язык людей, так что они сперва рассеялись, а потом перестали строить город. В истории Советского Союза последовательность обратная.

Котлован роют для того, чтобы там жил весь окрестный пролетариат. Подробное изображение рабочих - они лишены имени и отчества - индивидуальных знаков отличия. У них только фамилии. О них говорится, что они «верующие и умирающие от перенапряжения». У них нет дома, семьи, нет прошлого, воспоминаний. За ними не признается право жить в строящемся доме (даже ими самим не признаётся). Даже за Живачевым - инвалидом войны. Они - просто пережитки прошлого и должны удобрить почву истории. Он говорят: «Мы не животные, мы можем жить ради энтузиазма» - это формула их жизни. Для них нет ничего, кроме рытья котлована - ни духовной жизни, ни семьи. Котлован - это социальный символ. Чем он глубже, тем больше в строителях угасает всё живое и они превращаются в роботов, тем меньше они думают о реальном человеке, хотя строят дом для людей.

Деревня. Тема деревни входит в роман сценой раскопки гробов. Эти гробы готовят крестьяне для того, чтобы, как начнётся коллективизация, лечь в них, затаить дыхание и умереть. Интуитивно, как художник, Платонов прозревал смыслы, хотя, как публицист даже поощрял коллективизацию. Реальные события, показанные в романе (есть и в «Поднятой целине»): собрание бедноты, организация актива, обобществление скота и земляного фонда, раскулачивание, антирелигиозная пропаганда, высылка кулаков. Но, в отличие от «Поднятой целины» здесь всё изображено в гротескной манере. Сцена раскулачивания показывает, как беспросветна беднота крестьян. При раскулачивании - гротескная фигура Медведя - этот человек превратился в зверя, но сохранил при этом классовое чутьё. Его берут с собой для раскулачивания. Он рычит возле каждого дома, где живёт «достаточный» мужик. Сцена в церкви - антирелигиозная пропаганда. Поп зарабатывает стаж, чтобы вступить в клуб безбожников. Деньги за свечи в церкви идут на строительство колхозного трактора. Поп собирает эти деньги и записывает тех, кто посмел отклониться или перекреститься. И потом эти списки отдаёт активисту.

Образ Вощева. Он правдоискатель. Увольняют с завода за то, что начинает задумываться в процессе производства. Важна сцена увольнения его в завхозе, он рассказывает, что не может трудиться без цели. хочет ощутить счастье труда. В деревне собирает обломки печально ушедших людей (башмаки, гребешки) - это отголоски философии Фёдорова - теории общего дела: люди в своём нравственном развитии достигнут таких высот, что почувствуют потребность оживить своих предков. Собрав 4 мешка рухляди, Вощев дарит их девочке Насте, как бы передавая её ответственность сделать это дело.

Образ Насти. Образ ребёнка в романе входит с образом смерти. Она сидит в чердачном помещении около умирающей матери. Её мать - из кулаков, дочь хозяина кирпичного завода. И перед смертью она наказывает дочери скрывать своё происхождение. На стройке Насте дарят два гроба - играть и спать - образ смерти продолжается. Роман кончается смертью Насти. У этого ребёнка признаки деформированного сознания. Она участвует в коллективизации, спрашивает о кулаках: «А почему вы их не убили?». За ней единственной признавалось право жить в строящемся доме. Котлованщики удочеряют её- это показывает, что у них есть тяга к семье, неестественность их жизни без семьи. Они воспринимают её не как ребёнка, а как будущий радостный элемент. «Котлован» кончается рытьём могилы для Насти. Её смерть - это социальный символ. Дом строится для неё, т.е. все попытки строительства будущего тщетны, планы иллюзорны.

 

Литература:

1. Бочаров С.Г. «Вещество существования» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

2. Гюнтер Г. Котлован и Вавилонская башня // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М., 1995. [Вып. II]. С. 145-151.

3. Малыгина Н. Образы-символы в творчестве А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова. М., Наука, 1994. [Вып. I]. С. 162-184.

 

 

44. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и место в творческой эволюции автора. Образ главного героя, сюжетообразующие мотивы произведения. С 1946 – раб-т над большим прозаич.произв-ем, миссия! Со врем.стан-ся все >религ, особ.после репрессий – чудом уцелел, семья эмигрир-ла, их не тронули, и П.вполне мог заним-ся переводом, сущ-ние сносное. Но он счит, что не заслужил такого жребия. Погибли оч.многие, тех,кого он знал. И р-н – долг памяти п/д ушедшим. Роман – образ России за послед.45 лет. П.хотел, чт.в р-не раскр-сь его взгляды на глоб.проблемы => ффский р-н! Наиболее полно все стороны замысла изложены в письме О. М. Фрейденберг 13 октября 1946 года: «Я в ней(работе) хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального, подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса или Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». В процессе реал-ции замысла, он оч.много пересматр-т. поиски жанра. Чаще всего Пастернак называет «Д.Ж.» романом в прозе, появляются и более расплывчатые и индивидуальные определения: большая проза, большое повествование в прозе, проза о всей нашей жизни, длинное большое письмо в двух книгах, моя эпопея. Последнее определение - эстетический оксюморон. Эпопея не м.б. личной. Она объективно-безразлична, выражает точку зрения общего, этноса, нации. Акцентируя внимание на индивидуальной принадлежности(моя эпопея) - субъективная доминанта, здесь историческое является не предметом, а предлогом. К названию «Доктор Живаго» П. пришёл не сразу. Варианты во время работы над романом акцентировали разные стороны замысла. «Смерти не будет» - подчеркивает религиозно-философскую идею. «Мальчики и девочки» - обозначало не только героев, но и обобщенность, контрастность темы (ср. «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»). Лирический эпос «Живаго» писался как еще одно в ХХ веке Евангелие – от Бориса. Писал долго, до 1954. Когда роман был окончен, автор воспринимал свой труд как последнее слово, итог, завещание, эпитафию эпохе. С 1956 – попытки публ-ции. отдал рукопись в «Знамя» и «Новый мир», в надежде, что его опубликуют. Редакция «Нового мира» откликнулась письмом со следующими обвинениями: 1.неправильное отношение к революции; 2.сделал героем худшего представителя русской интеллигенции; 3.говорит об индивидуализме, клеймит коллективизм. Роман не м.б. опубликован в советской печати. Отдает итал.издателю, те на свой страх и риск изд-т р-н на итал.яз.в Италии. Лит.и политич.скандал! Тут же – переводы на европ.языки +огром.тиражи, зарубежом восприн-ся как «сопротивление рус.души вирусу коммунизма». В итоге П.обвин-т в клевете на Рев, недобром настрое к Сов.союзу, но П.ничего объяс-ть не м. – в России-то р-н неопубл-н! текста нет, зато обвинений куча. + Нобел.премия в 1956 (а видвигали с 1946), в т.ч.за р-н. У нас это – вызов, брошенный стране, П. – Иуда, предатель, травля уже не т-ко в л-ре, но и в газетах. Все чит-ли его обличают, а р-н никто не читал, призывы выдворить его с семьей за пределы Союза. Сам П.всегда оппозиц-л себя вне политики и истории, а тут оказ-ся вместе с о-ном в центре общ-полит.скандала. П.во всем этом растерян, пришлось даже отказ-ся от премии (ее получ-т в 80х его сын). Скандал затухает, но здоровье П.подорвано. Хрущев, отойдя от власти, прочитал р-н и страшно удивился, не найдя там ничего крамольного. Когда р-н б.написан, его читал оч.огранич.круг лиц, в т.ч.Шаламов, кот.р-н оч.понрав-ся: «еще 2-3 таких р-на и рус.л-ра б.спасена». Хотя спустя некот.время снова его перечит-т, отн-ся на этот раз негативно: «р-н-монолог, б/хар-ров». После публ-ции оч.много негат.откликов, р-н странный, напыщенный. Его чит.с т.зр.р-на 19в, а «ДЖ» - особ.проза поэта, кот.нельзя судить с т.зр.фабулы. Р-н не уклад-ся в каноны 19в, надо учит-ть опыт симв.прозы и т.д. Полн.отсут-ие реч.индив-ции! Героев много, а выр-ся все одинаково. Сухих: «формальные реч.хар-ки, не соотв-щие герою». Весь р-н – обсуждение глоб.дискус-х???, речь одного персонажа, она принадлежит т.автору, хотя формально закрепл-на за героями. Категория хар-ра у П.не сущ-ет, за героя гов-т автор – важн.стилевая черта р-на. В «ДЖ» идеи не проговар-ся, а проживаются, жизненная практика героя – критерий истинности идей.

Комплекс сюжетообразующих мотивов. Роман начинается со сцены похорон матери Юры Живаго. Юра – сирота 10 лет. «Кого хоронят? – Живаго». Ст-слав.фамилия, оч.известная, богат.и почитаемая семья. Живаго – т.е.живого., хоронят жизнь. Идея гибели живого окольцовывает повествование. герой вскоре лишается и отца, сам того не зная. Принцип контрапункта, «скрещения». Гаспаров: пост.повт-ние ряда мотивов + пересеч-ие с др.важными мотивами. Матрица мотивов! Молитва Юры – когда засып-т, не успев помолиться об отце, тот выбрас-ся из окна поезда. Сухих: Живаго Жизнь: стихи и стихии:

«Поколение Живаго – поколение безотцовщины – большинство героев без отцов, большинство героев воспитывает не семья, а эпоха, время. Традиционный конфликт отцов и детей трансформируется в конфликт детей и времени, эпохи». Непредсказуемость и предопределенность, закон-сти судьбы. Пост.мотивы перекрещения судеб ч/з детали. Узлы – завязки и развязки + мотив случайности. Пастернака интересует, как скрещиваются судьбы людей, которые ничего не знают друг о друге. С первых строк романа – «скрещенье судеб», рок сталкивает героев до того, как они познакомились: адвокат Комаровский виновен в смерти отца Юры; он же соблазняет Лару, морально ломает её. Лара, не зная Юру, дважды с ним встречается. Первая встреча – Юра с тестем едет в гостиницу откачать мать Ларисы. Вторая встреча – на елке у Свентицких, когда Лара пыталась застрелить Комаровского. Пастернака интересует, как Бог, судьба, провиденье направляет людей друг к другу. Движение судеб, которые то идут параллельно, то пересекаются.

Концепция р-на: синкретич.р-н, оч.сложно отделить др.от др.социальное, матафиз, истор. И. Н. Сухих: «вырастая на лирической почве, образ пастернаковского доктора вбирает в себя многое и многих». Сам Пастернак, говорит о своем герое: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским… главный герой такой, каким был или мог быть Чехов». Таким образом, исходной авторской установкой был не лирический эгоцентризм, а попытка синтеза в центральном персонаже разнообразных эстетических и исторических идеологем.

Пастернаковский герой – и обобщённый образ поэта, и символ русского интеллигента(врач-писатель Чехов), и продолжение литературной традиции(идеологический герой, лишний человек), и фигура определенной исторической эпохи, знак поколения. Сухих вписывает его в галерею лишних людей. Он лишний в условиях 20 века. Ж – творч.личность, но по профессии врач. Двойств-ть: врач-военнообяз (д.участ-ть в соц-ист.катаклизмах). Хочет выскольз-ть из потока событий, но др.люди не дают ему. С др.стор, Ж – поэт, медиум, кот.пыт-ся совм-ть обе стороны. Выбор Живаго -? «Личность и история в р-не» - 1 из ключ.??? Дядя: «история – движение людей ч/з жертвы к бессмертию». Ник.Ник – это треб-т необх.дух.оборудование – «любовь к ближнему, идея своб.личности и идеи жизни как жертвы». Христ.концепция! – д/ж.это станут жизн.принципы, на кот.он б.строить св.жизнь. Сухих: история как подавл-щая сила, как фон и как нечто, пыт-щееся напр-ть судьбы в опред.русло». Вопрос – подчинится ч-к или нет? 2 интерпретации истории6 христ.история (преод-ие смерти ч/з жертвы) +история как круп.соц-полит.катаклизмы. 1МВ – Юра вперв.сталк-ся со смертью, разруш-ие! Но возвращ-ся домой – «дом цел и есть еще на свете». 2 символ.центра: дом, налаж.семейное бытие, осн.на труде, где есть место тв-ву. Др.центр – площадь, лес, простр-во, где живет история. Подлин.реальность – реальность дома, иллюзия, кот.бесконечно дорога. Время лишает ч-ка пристанища и дома, насиж.гнезда. Было 2 рев-ции: одна общая, февральская, др – личная, своя. Ж.общая рев-ция снач.восхищ-т и захват-т,упоение стихией, кот.разделяли оч.многие – св-но его поколению. Но – «должен дорого заплатить за св.восхищ-ие». Доминир-т смерть,разруш-ие. Рев-ция – противоест, расшат-щее привыч.формы и устои, смерть и распад. Личность т/и героя оцен-сь как значимая, если ч-к нач.жить по логике коллектива, вне св.част.жизни. У П.все наоб. – герой не хоч.входить в историю, стремится уйтив св.жизнь, не прин-т логики происх-щего, поэтому и ценен. Принципы,кот.живет коллектив – «возведены в систему криводушия». Ж – мастер диагностики, его оценки дух.сост-ия всегда оч.точны +интерес к болезням его времени. Их причина: необх-ть пост.мимикрии, ч-к пост-но подавл-т себя=>потеря души. Тот ч-к,кот.отстран-ся от истории – имеет шанс сохр-ть лицо, св.идентичность, чув-во собств.дост-ва. П.за это и укоряли – за «уклонение от выбора». Д/сов.к-ры Ж.возмутит-но бездейственен, «начисто отсут-щая воля» - семью он теряет, обстоят-ва препят-т. Он уклон-ся от принятия решения, но д/п.это и есть подлин.мудрость. Герой готов пожертв-ть собой и это главное. Антагонист Ж. – Павел Антипов, псевд.Стрельников – идея смерти. Деятель, кот.привык вмеш-ся в жизнь, увер., что м.ее исправить. Антипов - фанатик идеи, революции. За Антиповым начинают охотиться свои же – он пускает себе пулю в лоб Лара – жертва злого гения, любовника матери, богат.ловеласа. Но ей нрав-ся жизнь Комаровского. Смесь самолюбия и униж-сти=>пыт-ся убить его, рвет с ним все связи, вых.замуж за Пашу, не любя его. Их брак – рац-ный, головной=>неудач. Паша проник-ся ее трагедией и обиж-ся ЗА нее. Ожесточение – рев-ция его вооружила. Ч-к превр-ся в убийцу (из обиж, чест.самолюбия – жестокость и категор-сть). Мех-зм б/управления. Антипов оканч.жизнь самоуб-вом накануне его арест его же друзьями (П.предвосх-т маховик репрессий!) Нов.соц.эпоха – НЭП. Ж.женится на дочери Маркелова, иной Ур-нь жизни и в культ.отн-ии. 1922 – Ж.едет в трамвае, серд.приступ. В день, когда его хоронят, Лара случ-но оказ-ся в М., благодарит его и оплак-т. Потом – исчез-т, чт.«превр-ся в лагерную пыль». Все стра.связи рвутся, друзья мимикрируют, родные тер-ся. 2 эпизода – 2МВ, друзья Ж.встреч-т девочку, кот.опекает Евграф. Детдом, голод, сумашествие. Это та самая дочь Лары и Юры, о сущ-нии кот лгт гтчего не знали. «Задуманное идеально и возвышенно грубело и овеществ-сь». Ребенок от идеал.люб.союза, прир.стихийного плана – оказ-ся самым несчаст., одинок.и потер. Ирония истории – она очеред.жертва и искупление. А м.б., что-то из нее и прорастет. 2ой эпизод – 50-60е, оттепель, нов.изд.стихи Живаго, ч/з кот.он возвращ-ся.

Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго». Стихи б.рассред-ны по всему сюжеты, но после П.вывел их за пределы текста. 25 стихотворений, тематически – три группы: природа, любовь, евангельская тема. Это подлинная духовная биография Живаго. Они частично связ.с текстом повест-ния, частично автономны. Духовно – сам.важ.роль стихов с еванг.тематикой. Пастернак (и Живаго) – что на первом месте в истории – идея личности. Отношение Пастернака к евреям: считал, что с приходом христианства национальности должны раствориться = нет народа, есть личности. «Гамлет» - то ли сам Г., то ли актер, кот.его играет. Желание уклон-ся от выбора, от «этой чаши». Но – мысль о призванности Гамлета-Христа: путь предначертан, если ч-к хоч.св.дух.обновления. «Гамлет» - соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи(Но сейчас идет другая драма,//И на этот раз меня уволь.). «Магдалина», «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты.

Стих «Гефсиманский сад» - безропотное принятие чаши; истина станет ясной потом. Прямые аналогии м/у судьбой Христа и Ж. – приятие жребия, жизнь во имя жертвы. + также мотив воскресения. Сюжет последнего омовения Христа в Гефсиманском саду. Христос обращается с молитвой к Богу-отцу, ученики спят, странники с Иудой. мотив призвания: «ко мне на суд поплывут столетья» - Христос приносит жертву, но эта жертва непонятна. Жертва в том, что ты отдаешь себя за другого. «Магдалина». Она омывает ноги Христу. Потом становится свидетельницей его распятия. Пастернак – идея духовного роста и просветления личности. Магдалина сомневается, насколько эта жертва нужна. Пастернак отвечает: что за этот страшный промежуток… За три дня нужно с этой жертвой внутренне согласиться.

Творение, тварь, творчество и притворство – об этих темах думал Живаго, почти все эти темы есть в цикле. Ситуации Магдалины – это попытка осознать необходимость жертвы.

Опорные – стих-я с религиозно-философским содержанием. Реплика Живаго, за которую Пастернака ругали: «о как ординарны вы… единственное яркое в вас то, что вы знали меня и жили в мое время». Это завуалированная цитата из Евангелия.

Живаго выделяется среди других героев, потому что хочет свою душу В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Ольге Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. сохранить (это звучит в стихах). В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Ольге Ивинской. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Живаго и Лары: Ивинская была одной из женщин, послуживших прототипами образа Лары. В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юры и Лары. Стихотворение «Распутица» связано с эпизодом возвращения Юрия Андреевича из Юрятина домой. Описание работы Живаго над легендой о Егории Храбром содержится в стихотворении «Сказка».

Т.о.стих.цикл фиксирует бытийную модель жизни! Личность в миниатюре переживает ту же трагедию, что и Хр. Юра осущ-ся как личность именно в этой истории.

 

Литература:

1. Сухих: Живаго Жизнь: стихи и стихии // Пастернак Б. Доктор Живаго. СПб., 2004. С. 5-46.

2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Учеб. пособие: В 2 т. – Т. 1. М., 2003. (гл. Кристаллизация новой художественной стратегии: «Доктор Живаго» Б. Пастернака (1946-1955). С. 51-74).

 

45. Военная проза (конфликт, герой, поэтика) и ее демифологизирующая роль в осмыслении событий Отечественной войны 1941-1945 гг. (Ю. Бондарев, В. Быков, В. Астафьев, К. Воробьев). Примерно с кон. 60-х г.г. события 40-х г.г. не были в само это время осмыслены прозой, на них откликнулась поэзия. Условия для их осмысления в некоторой степени были созданы оттепелью. Появились произведения Быкова, Бондарева. Позднее - Астафьева, Воробьева, Бакланова. Поначалу их произведения наз «оконной правдой», т.к. авторы хотели снять глянец с изо войны. Военная проза обращалась к такой повседневности войны, о кот не считали нужным говорить. Нужно было перестроить инструментарий критиков, их мышление, чтобы эта проза была адекватно интерпретирована. Образ врага: оч сильно усложняется. В нём увидели ч-ка. (рассказ Воробьёва «Валенки»). Снимается ситуация «мы» - «враги». Гл открытие воен прозы - ч-к на войне, то, что с ним происходит. Включали в свои произведения ранее незатрагиваемые темы и мотивы: тему плена - Воробьёв (сам пе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: