От незримого очами?
Блок был чрезвычайно увлечен этими идеями. В его творчестве Вечная Женственность получила имя «Прекрасной Дамы». Так Блок вплел в эту идею еще и средневековые мотивы – мотивы рыцаря, верно служащего своей даме сердца.
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1904) является как бы «романом в стихах». Он повествует о стремлении к незримому, таинственному, но неизмеримо прекрасному Идеалу. Образ «Прекрасной Дамы» является символом, он не имеет однозначной трактовки, это «культ неземного, недоступного бытия».
Во-первых, это тот идеал женщины, которым для каждого человека является первая любовь. Это возвышенный над реальностью образ возлюбленной, объект платонической, чистой, светлой, почти святой любви. Это женщина, но женщина, обрисованная с точки зрения Поэзии.
Во-вторых, образ Прекрасной Дамы может рассматриваться как символ, как метафора для обозначения Истины, той самой Души мира, тех вершин Духа, которые должен достичь человек в своем земном пути.
В-третьих, этот сборник представляет собой отражение истории сложной, но очень сильной любви самого Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого химика, ставшей впоследствии его женой. Стоит тут же подчеркнуть, что образ «Прекрасной дамы» отнюдь не следует приписывать только к Л. Менделеевой. Как увидим далее – это образ скорее собирательный и вечный, символизирующий Женственность, процитируем: «..не столь важно, с кем – Садовской или Менделеевой – связаны те или иные стихи. Важен тот сложный комплекс чувств, что предстает перед нами в лирике поэта» [цит. по 30; 21].
И все эти пласты соединены так тесно и так гармонично, что этот сборник по праву считается одной из самых ярких жемчужин в литературе.
|
Образ прекрасной Дамы лишен какой-либо конкретности, каких-либо земных черт.
В отношении женского образа в этом сборнике употреблены такие эпитеты: «Царица», «богиня», «царица чистоты», «Святая»; «милый образ, нежный сон», «милая», «ласковая»; «Тихая»; «Ясная», «божий день», «золотая», «заря»; «Дева, Заря, Купина»; «Закатная, Таинственная Дева», «Дева в снежном инеи», «Хранительница-Дева»; «юная», «молодая»; «волшебница»; «Жена», «Вечная Жена»; «дальняя»; «строгая»; «Непостижимая», «Недостижимая» и т.д.
Из деталей внешности чаще всего упоминаются глаза (очи), один раз говорится о белом платье. Как мы видим, этих деталей очень мало. Как уже было сказано, образ предельно абстрактен.
Вообще чаще всего с женским образом в этом сборнике связан голубой цвет (лазурь). Например:
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман… \
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.\
Ты прошла голубыми путями,
За тобою клубится туман.
А голубой цвет, как известно, у символистов был символом чего-то высшего, неземного, божественного, неизъяснимого и т.д.
Кроме голубого цвета, с образом женщины в этом сборнике связано все светлое, сияющее (лучи, солнце, заря, огонь, звезды, золото, день, светильник и т.д.).
Обращенное к Прекрасной Даме «Ты» почти всегда пишется с большой буквы, так же пишется «Сама», «Одна» и т.д. Так можно было обращаться в молитвах к Христу, Божьей Матери.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Такое отношение к Даме высказывается и с помощью постоянного употребления слов из церковной области: «ангел», «святилище», «церковь», «песнопенья», «серафим», «амвон», «собор», «лампада», «образ» и т.д.
|
Но появляется и страх, что Прекрасная Дама «изменит облик», т.е. окажется не соответствующей Идеалу.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Размахнина В.К. говорит, что «сама она [Вечная Женственность] измениться не может – это вечная данность, но являемая лишь чистой и напряженной душе». Т.е., на самом деле изменится не она, а изменится взгляд лирического героя на нее, так как душа его будет уже очернена, отравлена реальностью. И тогда, хоть покажется, что Идеал близко, он окажется недостижим, и теперь уже - навсегда.
Примечательно отметить и сам образ лирического героя, так, в стихотворении «Предчувствую тебя, года проходят мимо..» поэтическое «я» Блока и мир Прекрасной Дамы разомкнуты. Лирический герой находится во вне символического пейзажа и Души мира (небесного мира), рыцарь эпохи Средневековья, он прикован к земле и несет на себе печать отверженности. З.Г. Минц подчеркивала устойчивость примет лирического «я» в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»: «Это его принадлежность «нижнему миру» «народов шумных», миру «долин», «болот», городских улиц с их тьмой, «угрюмством» и, вместе с тем, устремленность ввысь, к «Деве», к ее свету, юности и красоте».
|
Вопреки расхожему мнению, одно из первых низведений Прекрасной Дамы на землю произошло ранее знаменитой «Незнакомки», в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате…», относящимся к этому же периоду творчества, 1902г.
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое тонкое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Цикл «Распутья», последний из циклов, помещенных в первой книге, по сути своей посвящен той же теме и варьирует те же мотивы. К образу возлюбленной здесь относятся эпитеты «Златокудрая», «Святыня», «Царевна-Невеста», «Вечная Надежда», «Пречистая», «девушка, которой я служу», Заря», «Любимая звезда» и т.д. К ней даже обращаются «Молитвы».
Но можно ответить, что в этом цикле образ женщины становится еще более удаленным: нарастают мотивы смертельной болезни и смерти возлюбленной:
Что с тобой - не знаю и не скрою –
Ты больна прозрачной белизной.
Милый друг, узнаешь, что с тобою,
Ты узнаешь будущей весной.
Следует также отметить эволюцию лирического героя Блока, произошедшую в данном цикле стихотворений. В одном из опорных стихотворений этого цикла «Балаганчик» (1905) находим:
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей – картонный шлем!
А в руке деревянный меч!
Таким образом, многие мифологемы раннего Блока, в том числе и рыцарское служение Прекрасной Даме, осмысляются теперь пародийно. «Золотой меч» превратился в деревянный, вместо стального шлема – картонный.
Итак, как мы видим, весь первый сборник представляет собой некий цельный сюжет о поисках и ожидании явления Вечного Женского начала, прихода Идеала, Истины. Но сомнение в том, что этот Идеал выдержит столкновение с реальностью, что вера человека в Идеал не угаснет, все нарастает.