Только отблеск, только тени




От незримого очами?

Блок был чрезвычайно увлечен этими идеями. В его творчестве Вечная Женственность получила имя «Прекрасной Дамы». Так Блок вплел в эту идею еще и средневековые мотивы – мотивы рыцаря, верно служащего своей даме сердца.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1904) является как бы «романом в стихах». Он повествует о стремлении к незримому, таинственному, но неизмеримо прекрасному Идеалу. Образ «Прекрасной Дамы» является символом, он не имеет однозначной трактовки, это «культ неземного, недоступного бытия».

Во-первых, это тот идеал женщины, которым для каждого человека является первая любовь. Это возвышенный над реальностью образ возлюбленной, объект платонической, чистой, светлой, почти святой любви. Это женщина, но женщина, обрисованная с точки зрения Поэзии.

Во-вторых, образ Прекрасной Дамы может рассматриваться как символ, как метафора для обозначения Истины, той самой Души мира, тех вершин Духа, которые должен достичь человек в своем земном пути.

В-третьих, этот сборник представляет собой отражение истории сложной, но очень сильной любви самого Блока к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого химика, ставшей впоследствии его женой. Стоит тут же подчеркнуть, что образ «Прекрасной дамы» отнюдь не следует приписывать только к Л. Менделеевой. Как увидим далее – это образ скорее собирательный и вечный, символизирующий Женственность, процитируем: «..не столь важно, с кем – Садовской или Менделеевой – связаны те или иные стихи. Важен тот сложный комплекс чувств, что предстает перед нами в лирике поэта» [цит. по 30; 21].

И все эти пласты соединены так тесно и так гармонично, что этот сборник по праву считается одной из самых ярких жемчужин в литературе.

Образ прекрасной Дамы лишен какой-либо конкретности, каких-либо земных черт.

В отношении женского образа в этом сборнике употреблены такие эпитеты: «Царица», «богиня», «царица чистоты», «Святая»; «милый образ, нежный сон», «милая», «ласковая»; «Тихая»; «Ясная», «божий день», «золотая», «заря»; «Дева, Заря, Купина»; «Закатная, Таинственная Дева», «Дева в снежном инеи», «Хранительница-Дева»; «юная», «молодая»; «волшебница»; «Жена», «Вечная Жена»; «дальняя»; «строгая»; «Непостижимая», «Недостижимая» и т.д.

Из деталей внешности чаще всего упоминаются глаза (очи), один раз говорится о белом платье. Как мы видим, этих деталей очень мало. Как уже было сказано, образ предельно абстрактен.

Вообще чаще всего с женским образом в этом сборнике связан голубой цвет (лазурь). Например:

Кто-то шепчет и смеется

Сквозь лазоревый туман… \

Мешали слиться с неизвестным,

Твоей лазурью процвести.\

Ты прошла голубыми путями,

За тобою клубится туман.

А голубой цвет, как известно, у символистов был символом чего-то высшего, неземного, божественного, неизъяснимого и т.д.

Кроме голубого цвета, с образом женщины в этом сборнике связано все светлое, сияющее (лучи, солнце, заря, огонь, звезды, золото, день, светильник и т.д.).

Обращенное к Прекрасной Даме «Ты» почти всегда пишется с большой буквы, так же пишется «Сама», «Одна» и т.д. Так можно было обращаться в молитвах к Христу, Божьей Матери.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Такое отношение к Даме высказывается и с помощью постоянного употребления слов из церковной области: «ангел», «святилище», «церковь», «песнопенья», «серафим», «амвон», «собор», «лампада», «образ» и т.д.

Но появляется и страх, что Прекрасная Дама «изменит облик», т.е. окажется не соответствующей Идеалу.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно и низко,

Не одолев смертельныя мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Размахнина В.К. говорит, что «сама она [Вечная Женственность] измениться не может – это вечная данность, но являемая лишь чистой и напряженной душе». Т.е., на самом деле изменится не она, а изменится взгляд лирического героя на нее, так как душа его будет уже очернена, отравлена реальностью. И тогда, хоть покажется, что Идеал близко, он окажется недостижим, и теперь уже - навсегда.

Примечательно отметить и сам образ лирического героя, так, в стихотворении «Предчувствую тебя, года проходят мимо..» поэтическое «я» Блока и мир Прекрасной Дамы разомкнуты. Лирический герой находится во вне символического пейзажа и Души мира (небесного мира), рыцарь эпохи Средневековья, он прикован к земле и несет на себе печать отверженности. З.Г. Минц подчеркивала устойчивость примет лирического «я» в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»: «Это его принадлежность «нижнему миру» «народов шумных», миру «долин», «болот», городских улиц с их тьмой, «угрюмством» и, вместе с тем, устремленность ввысь, к «Деве», к ее свету, юности и красоте».

Вопреки расхожему мнению, одно из первых низведений Прекрасной Дамы на землю произошло ранее знаменитой «Незнакомки», в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате…», относящимся к этому же периоду творчества, 1902г.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое тонкое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Цикл «Распутья», последний из циклов, помещенных в первой книге, по сути своей посвящен той же теме и варьирует те же мотивы. К образу возлюбленной здесь относятся эпитеты «Златокудрая», «Святыня», «Царевна-Невеста», «Вечная Надежда», «Пречистая», «девушка, которой я служу», Заря», «Любимая звезда» и т.д. К ней даже обращаются «Молитвы».

Но можно ответить, что в этом цикле образ женщины становится еще более удаленным: нарастают мотивы смертельной болезни и смерти возлюбленной:

Что с тобой - не знаю и не скрою –

Ты больна прозрачной белизной.

Милый друг, узнаешь, что с тобою,

Ты узнаешь будущей весной.

Следует также отметить эволюцию лирического героя Блока, произошедшую в данном цикле стихотворений. В одном из опорных стихотворений этого цикла «Балаганчик» (1905) находим:

Истекаю я клюквенным соком!

Забинтован тряпицей!

На голове моей – картонный шлем!

А в руке деревянный меч!

Таким образом, многие мифологемы раннего Блока, в том числе и рыцарское служение Прекрасной Даме, осмысляются теперь пародийно. «Золотой меч» превратился в деревянный, вместо стального шлема – картонный.

Итак, как мы видим, весь первый сборник представляет собой некий цельный сюжет о поисках и ожидании явления Вечного Женского начала, прихода Идеала, Истины. Но сомнение в том, что этот Идеал выдержит столкновение с реальностью, что вера человека в Идеал не угаснет, все нарастает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: