Международная Организация по Стандартизации (ИСО) – это некоммерческая, негосударственная организация, членами которой являются представители национальных органов по стандартизации из 165 стран.
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC).
Международная Организация по Стандартизации определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Деятельность в области международной стандартизации осуществляется на демократической основе.
Современный мир, в котором мы сегодня живем, подтвержден постоянным глобальным изменениям, требующим адекватных глобальных решений.
ИСО обладает уникальной структурой, необходимого для разработки таких решений на основе международного опыта. В рабочие органы ИСО входят технические комитеты, рабочие группы и другие структуры, разрабатывающие стандарты по конкретным направлениям.
В условиях глобализации именно качество позволяет достигнуть успеха в бизнесе, обеспечивает безопасность человека и, в конечном счете, способствует процветанию нации. Целесообразность применения универсальных Международных Стандартов ИСО на системы менеджмента качества (СМК) в деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами.
Во – первых, потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяют их потребности. Иными словами, выпускаемая продукция должна соответствовать требованиям, которые установили потребители к качеству этой продукции. Поскольку потребности потребителей, как правило, изменяются достаточно часто, организации вынуждены постоянно совершенствовать процессы производства для того, чтобы качество выпускаемой продукции удовлетворяло новые потребности потребителей. Такой подход чрезвычайно актуален в условиях жесткой конкуренции.
|
Во – вторых, в современном мире устойчивое развитие любой организации может быть обеспечено только при условии внедрения системы менеджмента качества в общий процесс менеджмента организации. Такой подход позволяет постоянно улучшать производственную деятельность организации и обеспечивает потребителей уверенностью в способности организации удовлетворять их требования к качеству продукции в полном соответствии с действующим законодательством.
В – третьих, успешно действующие на потребительском рынке организации не ждут его захвата новыми или более агрессивными конкурентами. Руководство таких организаций обеспечивает свою конкурентоспособность за счет внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества. Это позволяет организации своевременно осуществлять корректирующие и предупреждающие действия по удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон - от сотрудников и потребителей до гражданского общества в целом. Такой подход обеспечивает безопасность производственных процессов и выпускаемой продукции не только здоровью человека, но и состоянию экосистем, которые являются природно-ресурсной базой социально-экономического развития.
|
В – четвертых, в условиях глобализации рынков торговли и постоянного повышения требований потребителей к качеству продукции, возникла необходимость в применении универсальных систем менеджмента качества всеми субъектами экономической деятельности. Именно Международные стандарты ИСО оказывают реальную помощь в устранении технических барьеров в торговле и позволяют улучшить взаимопонимание в национальной и международной торговле. Такой подход способствует созданию равных условий конкуренции для организаций крупного, среднего и малого бизнеса, а также позволяет более объективно оценивать уровень их конкурентоспособности.
Международные стандарты ИСО обеспечивают практическими инструментами для решения не только глобальных проблем современности, но и многих проблем нашей повседневной жизни. Они приносят технологические, экономические и социальные преимущества, помогают гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствуют устранению барьеров в международной торговле. Соответствие международным стандартам помогает убедить потребителей, что продукты являются надежными, эффективными и безопасными для здоровья человека и состояния окружающей среды.
Главное назначение международного стандарта серии ИСО 9000 – служить инструментом обеспечения доверия к качеству продукции и услуг организаций, внедривших этот стандарт.
На протяжении более 30 лет (1987-2018 гг.) своего существования, стандарты серии ИСО 9000 всегда имели невероятный успех в популяризации менеджмента качества по всему миру. Например, Международный Стандарт ИСO 9001 до сих пор остается самым общепризнанным в мире стандартом, который применяют свыше 1,5 млн. организаций в 191 стране.
|
Разработку новых стандартов и пересмотр действующих стандартов на системы менеджмента качества осуществляет Технический Комитет ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» (ISO/TC 176 Quality management and quality assurance), который был создан в 1979 г.
В соответствии с правилами Международной Организации Стандартизации все стандарты ИСО пересматриваются каждые пять лет с тем, чтобы обеспечить их современность и рыночную актуальность. Каждая последующая версия обобщает накопленный опыт в области менеджмента качества и направлена на удовлетворение требований основных потребителей этих стандартов – предприятий. Стандарты содержат инструкции и рекомендации для компаний и организаций, стремящимся к тому, чтобы их продукция и услуги постоянно соответствовали требованиям заказчика, а качество постоянно улучшалось.[17]
Стандарт ИСО 9001 затрагивает интересы сотен тысяч предприятий и организаций, занимающихся производством продукции и оказанием разного рода услуг, консультационной, инжиниринговой, сертификационной и прочей деятельностью. Субъектами в этой сфере являются тысячи органов по сертификации и консультационных организаций, для специалистов которых эта деятельность стала профессией. Десятки миллионов сотрудников предприятий и организаций осваивают эти стандарты и ведут организационно-методическую работу по их внедрению.
Выгоды для бизнеса от использования Международных Стандартов ИСО:
¾ экономия расходов за счет оптимизации производственных процессов, что позволяет улучшить качество выпускаемой продукции;
¾ расширение потребительской удовлетворенности за счет повышения
качества предоставляемых товаров и услуг, что позволяет увеличить объем их продажи;
¾ получение доступа к новым рынкам за счет преодоления технических
барьеров в торговле;
¾ увеличение доли рынка за счет увеличения производительности и повышения конкурентоспособности продукции;
¾ обеспечение экологической безопасности за счет снижения негативных воздействий на окружающую среду.
Международные Стандарты ИСО отображают международный опыт и знания, поэтому являются жизненно важным ресурсом при разработке нормативных документов. Правительства многих стран используют стандарты ИСО в качестве требований национальных регламентов.
Выгоды для правительств от интеграции Международных Стандартов ИСО в национальные регламентызаключается в следующем:
¾ позволяет воспользоваться консолидированным мнением специалистов, не обращаясь к ним непосредственно, поскольку в разработке стандартов ИСО участвуют ведущие специалисты из разных стран;
¾ способствует установлению единых правил экспорта и импорта продукции на глобальных рынках, что облегчает перемещение товаров, услуг и технологий между странами;
¾ способствует сокращению технических барьеров в торговле за счет устранения различий в национальных и региональных стандартах, что приводит к снижению затрат на ведение бизнеса;
¾ обеспечивает техническую основу для практической реализации политических и торговых соглашений на международном, региональном и национальном уровнях.
¾ Выгоды для потребителей от применения Международных Стандартов ИСО заключаются в следующем:
¾ предоставляют потребителям инструменты и технологии, гарантирующие высокое качество;
¾ гарантирует безопасность и надежность не только выпускаемой продукции, но и процессов ее производства.
Международные Стандарты ИСО - это стратегические инструменты,
помогающие организациям решать многие насущные проблемы современного бизнеса. Они обеспечивают высокую эффективность бизнес - операций, повышают производительность и помогают получить доступ на новые рынки.
Поскольку торговля и технологический прогресс не сдерживаются национальными границами, а имеют глобальный характер, применения универсальных Стандартов ИСО является одним из основных требований Всемирной Торговой Организации (ВТО).[18]
Такая позиция ВТО обусловлена тем, что до сих пор существует несоответствие в национальных, региональных и международных стандартах, что приводит к увеличению технических барьеров в торговле.
Таким образом, использование Международных Стандартов ИСО по менеджменту качества выгодно всем и каждому, так как эти стандарты позволяют минимизировать потенциальные факторы риска для бизнеса, помогают получить доступ на новые рынки, повысить производительность труда и качество продукции и услуг, способствуют обеспечению безопасности в широком и всеобъемлющем значении этого понятия.