В современных условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутренних, так и на внешних рынках торговли товарами и услугами, выстоять и победить могут только те организации, которые обладают такими преимуществами перед конкурентами как высокие показатели качества производственных процессов, продукции и услуг, высокая социальная ответственность, наличие безопасных условий труда на всех этапах производственного процесса, забота об охране окружающей среды и здоровье работников.
По даннымОрганизации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) стандартизация влияет на более чем 80% глобальной торговли потребительскими товарами.
Результаты макроэкономического исследования национальных экономик, проведенного экспертами ИСО, ВТО и ОЭСР, показали, что:
¾ в Великобритании ежегодный вклад стандартов ИСО в экономику страны составляет 2,5 млрд. фунтов стерлингов, и 13% роста производительности труда также обусловлено применением стандартов.Стандарты определены в Великобритании в качестве движущей силы инновационной деятельности, приводящие к технологическому прогрессу;
¾ в Германии экономические выгоды от стандартизации составляют около 1% ВВП, что намного превышает вклад патентов и лицензий в экономику страны. Экспортно-ориентированные сектора немецкой промышленности, использующие стандарты ИСО, более активно открывают новые рынки и способствуют развитию технологических инновационных преобразований;
¾ во Франции стандартизация непосредственно вносит вклад в рост национальной экономики на уровне до 0,81%, что составляет почти 25% роста ВВП страны.
Опыт зарубежных компаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли.
|
В первом десятилетии ХХI века ярко обозначился разрыв между потребностями российской экономики в действенной национальной системе стандартизации, равно как и ее законодательным обеспечением. Особую остроту вопросы законодательной поддержки института национальной стандартизации приобрели после вступления России в ВТО, потому что стандартизация рассматривается государствами-членами ВТО как эффективный инструмент реализации социально-экономической политики обеспечения безопасных условий труда и снижения технических барьеров в торговле.
Возрастание роли стандартизации в нашей стране – это объективный факт в условиях глобализации международной торговли, обмена технологиями
и научными идеями, укрепления экономического партнерства. Тем более Россия, как член ВТО, обязана придерживаться правил, существующих на мировом рынке и принятых в рамках межправительственных организаций.
В последнее десятилетие руководством страны был принят ряд стратегических документов в области стандартизации, в частности, в 2012 году Правительством РФ утверждена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, в этом же году принята Государственная программа по Развитию промышленности и повышению её конкурентоспособности до 2020 года.
29 июня 2015 года Президентом РФ подписан Федеральный Закон «О стандартизации в Российской Федерации». В нем прописаны требования к национальной системе стандартизации и федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, определена роль государственной политики в области стандартизации, определены виды документов по стандартизации, детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.
|
Данный федеральный закон направлен «на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации.
В соответствии с определением, данным в настоящем федеральном законе, стандартизация – это деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.
В законе четко определены объекты стандартизации, к которым относятся продукция (товары, работы и услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.[21]
Национальная система стандартизации Российской Федерации направлена на достижение следующих целей:
¾ содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации и интеграции страны в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
¾ достижение улучшения качества жизни населения;
¾ повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей;
¾ охрану окружающей среды;
¾ охрану объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов;
¾ содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
|
¾ обеспечение обороны и безопасности государства;
¾ охрану имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества;
¾ техническое перевооружение промышленности;
¾ повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
¾ повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Данным законом закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции его требованиям, в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации.
Федеральный Закон «О стандартизации в Российской Федерации» дает возможность использовать национальные стандарты в нормотворческой деятельности, что позволяет ускорить и упростить разработку законодательных и нормативных правовых актов.
В законе также определены основные направления международного
и регионального сотрудничества РФ в сфере стандартизации:
¾ обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
¾ разработка и участие в разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;
¾ гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами.[22]
Федеральный Закон «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает, что при разработке национальных стандартов международные стандарты должны использоваться в качестве основы и, соответственно, разработанные
документы национальной системы стандартизации не должны противоречить международным договорам Российской Федерации.[23]
Правоприменительная практика реализации настоящего закона «О стандартизации в Российской Федерации» применительно к деятельности любого хозяйствующего субъекта обязывает компании самостоятельно внедрять национальные и межгосударственные стандарты на системы менеджмента качества с учетом их адаптации к конкретным видам их деятельности.
В настоящее время осуществляется большая работа Росстандарта по гармонизации национальных стандартов с международными стандартами ИСО. Это обусловлено тем, что гармонизация национальных стандартов с международными стандартами имеет важнейшее значение для:
¾ расширения взаимовыгодного обмена товарами и услугами;
¾ взаимопризнания документов по оценке соответствия;
¾ обмена опытом и наилучшими практиками;
¾ технического перевооружения промышленности;
¾ повышения уровня безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов;
¾ предупреждения действий, вводящих потребителя продукции в заблуждение;
¾ устранения технических барьеров в торговле;
¾ обеспечения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
По данным ВТО увеличение уровня гармонизации стандартов на 10% приводит к увеличению объемов торговли на 3%. Кроме того, в рекомендациях по гармонизации стандартов, разработанных Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН), подчеркивается необходимость обеспечения тесного международного экономического и научно-технического сотрудничества в процессе гармонизации национальных стандартов.
ЕЭК ООН также рекомендует использовать следующие критерии для гармонизации:
¾ степень обеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объекта стандартизации и ее влияние на экономическую и техническую эффективность сотрудничества;
¾ значение стандарта для взаимного признания результатов испытаний
и контроля качества продукции;
¾ степень влияния стандартов на другие нормативные документы;
¾ способность стандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле.
Таким образом, отечественные организации любой формы деятельности обязаны внедрить национальный стандарты на системы менеджмента качества, гармонизированные с международными стандартами ИСО, так как это является основой превентивных мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда и охраны здоровья работающих.
2.2. Анализ современных требований к системе менеджмента качества
в интересах улучшения охраны труда
Результаты проведенного анализа применения систем менеджмента качества отечественными и зарубежными компаниями позволили определить, что системы менеджмента качества необходимо рассматривать в качестве неотъемлемой части устойчивого развития, так как именно СМК обеспечивает основу для обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья работающих, социальной справедливости, сохранения целостности экосистем, и в конечном счете способствует экономическому росту и повышению конкурентной способности любой компании.
В настоящее время, в каждой стране, в том числе и в России, сотни организаций, имеют сертификат на соответствие стандарту ИСО 9001. Культура менеджмента, сформированная в этих организациях, способствует повышению их авторитета у потребителей и успешному решению своих социально экономических проблем.
В результате анализа статистических данных, представленных в отчетах Международной организации по стандартизации «The ISO Survey of Management System Standard Certifications» была выявлена динамика сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001 в различных странах мира за последние 20 лет (см. рис.7-12).
Рисунок 7 Количество выданных сертификатов ИСО 9001 в Великобритании.
Рисунок 8 Количество выданных сертификатов ИСО 9001 в США.
Рисунок 9 Количество выданных сертификатов ИСО 9001 во Франции.
Рисунок 10 Количество выданных сертификатов ИСО 9001 в Японии.
Рисунок 11 Количество выданных сертификатов ИСО 9001 в Германии.
Рисунок 12 Количество выданных сертификатов в Российской Федерации.
Как видно из данных представленных на рис 7-11, в ведущих странах,
таких как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония на протяжении последних лет наблюдается тенденция снижения интереса к сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001.
В Российской Федерации пик интереса к сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001 приходился на 2009-2010 годы, резкое падение произошло в 2011 году, а в последующие годы повышение интереса отечественных компаний к сертификации на соответствие ИСО 9001 не наблюдалось (см. рис.12).
Установлено, что Международные Стандарты серии ИСО 9001 создали универсальную базовую платформу и унифицированную терминологию для разработки стандартов ИСО на системы менеджмента в таких сферах деятельности как обеспечение безопасных условий труда и охраны здоровья работающих,
а также продовольственной, экологической, информационной и энергетической безопасности. Сегодня подход с позиции менеджмента качества широко применяется в здравоохранении, образовании, телекоммуникациях, авиации, энергетики, металлургии и многих других специализированных отраслях по всему миру.
Однако, в последние годы наблюдается спад прироста количества сертификатов на соответствие ИСО 9001.
В частности, по данным экспертов ИСО в 2014 году, прирост выданных сертификатов на соответствие ИСО 9001 составил всего 1%, тогда как количество сертификатов на соответствие стандарту ИСО 50001 (ISO 50001 «Energy management systems – Requirements with guidance for use») вырос на 40% (см. Таблицу.1).[24]
Учитывая, что в последние десятилетия экономика стала все более мобильной, глобальной и ориентированной на результат, возникла необходимость отражать ее изменения в современных системах менеджмента качества.
Особо следует отметить, что, начиная с 1987 года было разработано и введено в действие пять версий стандарта ИСО 9001.
В первых двух версиях стандарта ИСО 9001, введенных в действие в 1987 и 1994 годах, основное внимание было сфокусировано на требованиях к документации и записям. В третьей и четвертой версиях стандарта ИСО, введенных в действие в 2000 и 2008 годах, основное внимание было сосредоточено на процессном подходе к менеджменту качества и постоянном улучшении деятельности организации. Пятая версия стандарта ИСО 9001 обеспечивает концептуальную основу для организации по планированию деятельности, позволяющей минимизировать потенциальные факторы риска здоровью работающих.
Основные цели создания пятой версии стандарта ИСО 9001, введенной
в действие в сентябре 2015 года заключались в следующем:
¾ унификация структуры стандарта с другими стандартами ИСО на
системы менеджмента;
¾ создание стабильной системы требований к менеджменту качества на следующие 10 лет;
¾ применение единой системы МК в организациях всех типов и размеров, осуществляющих свою деятельность в любых секторах экономики;
¾ повышение эффективности процессов менеджмента качества в течение производственной деятельности, направленных на получение запланированных результатов;
¾ использование простых формулировок, позволяющих обеспечить понимание и интерпретацию требований для всех его пользователей.
Международный Стандарт ИСО 9001:2015 (ISO 9001:2015 Quality management systems – Requirements) разработан в соответствии с Директивой ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement – Procedures specific to ISO ( приложение Annex SL) принятой в 2013 году, которая предписывает, что все стандарты ИСО на системы менеджмента должны иметь идентичную структуру, состоящую из 10 одинаковых разделов, а также использовать унифицированные термины и определения. Новые требования к единой структуре всех стандартов ИСО на системы менеджмента, обеспечивают их совместимость и более простое применение интегрированной системы менеджмента в любой организации.[25]
Более того, такой подход позволяет предотвратить вероятность появления какой-либо путаницы во время последовательного внедрения различных Стандартов ИСО на системы менеджмента на одном предприятии.
В настоящее время многие стандарты ИСО уже унифицированы и имеют идентичную структуру (включая нумерацию и название разделов и подразделов), например, ИСО 14001 Системы менеджмента окружающей среды; ИСО 27001 Системы менеджмента информационной безопасности; ИСО 20000 Системы менеджмента IT-сервисов; ИСО 22000 Системы менеджмента продовольственной безопасности; ИСО 22301 Системы обеспечения непрерывности бизнеса. Эти стандарты отличаются только содержательной частью и составом приложений (принципы соответствующего стандарта системы менеджмента, описания методик и т.д.).
В новой версии ИСО 9001:2015 содержится следующий принципы:
¾ ориентация на потребителя (customer focus);
¾ лидерство (leadership);
¾ взаимодействие людей (engagement of people);
¾ процессный подход (process approach);
¾ улучшение (improvement);
¾ принятие решений, основанных на свидетельствах (evidence- based decision making);
¾ менеджмент взаимоотношений (relationship management).[26]
Структура стандарта ИСО 9001: 2015 основана на процессной модели «Plan-Do-Check-Act» (планируй-делай-проверяй-действуй) – PDCA. Схема процессного подхода, которая отражает взаимосвязь всех десяти разделов этого стандарта, представлена на рисунке 15. Процессный подход позволяет организации осуществлять рациональное планирование процессов, координацию их взаимодействия и контролировать приоритетность их исполнения.
Требования, установленные настоящим стандартом, направлены на интеграцию системы менеджмента качества с бизнес-процессами организации. При этом значение этих процессов для организации должны быть одинаково равными.
Эффективное функционирование такой интегрированной системы позволит организации не только повысить качество не только всех производственных процессов в течение их жизненного цикла, но и системы управления охраны труда. Такой комплексный подход будет способствовать повышению рейтинга и конкурентоспособности организации и созданию привлекательных условий для потенциальных инвесторов.
Рисунок 15 Схема процессного подхода ISO 9001:2015 в соответствии с циклом PDCA
2.4. Анализ применения СМК в сфере охраны труда
на отечественных предприятиях
В настоящее время отечественные предприятия для обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья, работающих применяют национальные стандарты на системы менеджмента, гармонизированные с международными стандартами ИСО и МЭК.
Для этих целей широко используются национальный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введенный в действие 01.07.2009 г., идентичныйдокументу Международной организации труда ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems, а также национальный стандарт ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», введенный в действие 06.07.2012 г., который идентичен международному стандарту OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems – Requirements.
Оценка соответствия деятельности российских организаций в сфере охраны и безопасности труда в основном проводится в форме сертификации третьей стороной в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007.
Кроме того, многие организации самостоятельно осуществляют оценку
соответствия в форме внутреннего аудита системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, основываясь на оценке рисков. Однако, на отечественных предприятиях до сих пор оценка соответствия систем менеджмента качества экологической безопасности и охраны труда осуществляется независимо друг от друга, а не в рамках комплексной интегрированной системы менеджмента, которая должна существовать в организации любых видов деятельности.
В целях повышения эффективности разработки, внедрения и применения интегрированной системы менеджмента международная организация по стандартизации разработала единую структуру для всех стандартов на системы менеджмента, которые должны иметь одинаковое количество разделов и использовать одинаковое толкование общих терминов без изменения их смыслового значения. Такой унифицированный подход в структуре стандартов систем менеджмента значительно облегчает их комплексное применение и позволяет создать действенный механизм, обеспечивающий их совместную интеграцию в бизнес-процессы организации, тем самым повышая эффективность достижения организацией своих стратегических целей.
На межправительственном уровне принято решение, что все национальные стандарты, в том числе и российские национальные стандарты ГОСТ Р на системы менеджмента/управления, должны будут приведены в соответствие с новыми требованиями ИСО к структуре стандартов на системы менеджмента.
В ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», вступившем в силу 01 июля 2016 года и который направлен на создание единой системы стандартизации, особое значение придается упорядочению объектов стандартизации, в том числе гармонизации систем менеджмента, терминологии, оценке соответствия и т д.
Несмотря на то, что 01 ноября 2015 года введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2015, идентичный международному стандарту ИСО, важная роль и значения гармонизации национальных стандартов ГОСТ и международных стандартов ИСО, особенно на системы менеджмента, до сих пор не оценена должным образом в нашей стране.
Таблица 4