Национальные стандарты по менеджменту качества




№ п/п Наименование Полное наименование Дата введения Идентичность международному стандарту ИСО Примечание
1. ГОСТ ИСО 9001-2011 Межгосударственный стандарт Системы менеджмента качества (Quality management systems. Requirements) 01.01.2013 ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)  
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества (Quality management systems. Requirements) 01.11.2015 ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements (Системы менеджмента качества. Требования)  
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества (Managing for the sustained success of an organization. A quality management approach). 01.06.2011 ISO 9004:2009 Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach (Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества).  
4. ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for codes of conduct for organizations). 01.07.2010 ISO 10001:2007 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for codes of conduct for organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководство по кодексам поведения для организаций).  
5. ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях (Organization management. Customer satisfaction. Guidelines for complaints handling in organizations). 01.06.2008 ISO 10002:2004 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for complaints handling in organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях). наименование изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.
6. ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации (Quality management. Customer satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations). 01.07.2010 ISO 10003:2007 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации).  
7. ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for monitoring and measuring). 01.06.2012 ISO/TS 10004:2010 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for monitoring and measuring ISO/TS 10004:2010 (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению)  
8. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества (Enterprise management. Guidelines for quality plans). 01.06.2008 ISO 10005:2005 "Quality management systems - Guidelines for quality plans (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по планированию качества). наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения его в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.
9. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании (Guidelines for quality management in projects) 01.06.2006 ISO 10006:2003 Quality management systems - Guidelines for quality management in projects (Системы менеджмента качества - Руководство по менеджменту качества при проектировании).  
10. ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией (Organization management. Guidelines for configuration management). 01.06.2008 ISO 10007:2003 Quality management systems - Guidelines for configuration management (Системы менеджмента качества.Руководящие указания по управлению конфигурацией). наименование изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения его в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004
11. ГОСТ Р ИСО 10008-2014 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по электронным торговым сделкам между юридическими и физическими лицами (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for business-to-consumer electronic commerce transactions). 01.04.2015 ISO 10008:2013 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for business-to-consumer electronic commerce transactions (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по электронным коммерческим операциям  
12. ГОСТ Р ИСО 10012-2008. Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию (Enterprise management. Measurement management systems. Requirements for measurement processes and measuring equipment). 01.12.2009 ISO 10012:2003 "Measurement management systems - Requirements for measurement process and measuring equipment (Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию). Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004
13. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества (Organization management. Guidelines for quality management system documentation). 01.06.2008 ISO/TR 10013:2001 "Guidelines for quality management system documentation (Руководство по документированию системы менеджмента качества). Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004
14. ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества (Enterprise management. Guidelines for realizing economic benefits in quality management system). 01.12.2009 ISO 10014:2006 Quality management - Guidelines for realizing financial and economic benefits (Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению финансового и экономического эффекта).   Наименование настоящего стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.
15. ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению (Enterprise management. Guidelines for training). 01.06.2008 ISO 10015:1999 Quality management - Guidelines for training (Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению). Наименование настоящего стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.
16. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO/TR 17:2003 Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000). 01.07.2005 (ISO/TR 10017:2003 Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000 (Руководство по статическим методам применительно к ИСО 9001:2000)  
17. ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности (Quality management. Guidelines on people involvement and competence). 01.03.2015 ISO 10018:2012 Quality management -- Guidelines on people involvement and competence (Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности).  
18. ГОСТ Р ИСО 10019-2007 Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг (Organization management. Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services). 01.06.2008 ISO 10019:2005 Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services (Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг).  
19. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (Guidelines for auditing management systems). 01.02.2013 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 19011:2011 Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента).  

Как видно из таблицы 4, наименование многих национальных стандартов на СМК изменены в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004 (заменен на ГОСТ Р1.5 – 2012), что создает большие проблемы при создании интегрированной системы менеджмента качества.

Анализ практики применения национальных стандартов ГОСТ Р на
системы менеджмента, идентичных международным стандартам серии ИСО 9000, показывает, что во многих случаях эти стандарты воспринимаются руководством отечественных организации как документ, создающий надстройку в общей системе менеджмента организации, что является определенным тормозом внедрения СМК в бизнес-процессы организации и искажает процесс ее внедрения в общую схему системы управления организацией. Однако, акцент любой организации должен быть поставлен на том, чтобы СМК органически вписывалась в общую систему менеджмента организации, не входила в противоречия с этой системой и строилась с ней по единым правилам.

Общеизвестно, что невозможно применять принципы процессного подхода к системам менеджмента качества и их постоянному улучшению только в рамках СМК, если в целом в управлении организацией они не применяются.

Особо следует отметить, что если руководство компании не понимает этого, то даже сертифицированная система менеджмента качества превращается в отдельно созданный пакет документов, мешающий работать, а сертификат соответствия ИСО 9001 весит на стене для «галочки». К сожалению, в нашей стране далеко не все компании воспринимают СМК как неотъемлемую часть бизнес-процессов. Об этом свидетельствует количество выданных сертификатов в России за весь период существования ИСО 9001 (см. рис. 12).

Анализ статистических данных по результатам опроса более сотни отечественных компаний, заинтересованных в применении СМК в соответствии
с ГОСТ ИСО 9001-2011 или с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 показали, что большинство руководителей и владельцев компаний, с одной стороны заинтересованы в увеличении производительности труда и повышении удовлетворенности потребителей и доходности своих компаний.[27] С другой стороны, они совершенно недооценивают потенциал СМК в решении этих задач.

Большинство опрошенных представителей отечественных компаний
в искренне верят, что сертификат соответствия стандарту ИСО серии 9001 защищает только качество продукции, а не процессов в течении всего жизненного цикла производства продукции. Поэтому, руководство многих отечественных компаний либо не видят смысла в необходимости применения СМК к процессам производства, либо еще не разобрались в целесообразности использования СМК для улучшения охраны труда и здоровья работающих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: