Сравнение содержания стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015




ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015
Раздел Наименование Раздел Наименование
  Введение (Introduction)   Введение (Introduction)
  Область применения (Scope)   Область применения (Scope)
  Нормативные ссылки (Normative references)   Нормативные ссылки (Normative references)
  Термины и определения (Terms and definitions)   Термины и определения (Terms and definitions)
  Система менеджмента качества (Quality management system)   Среда организации (Context of the organization)
4.1 Общие требования (General requirements) 4.1 Понимание организации и ее среды (Understanding the organization and its context)
4.2 Требования к документации (Documentation requirements) 4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (Understanding the needs and expectations of interested parties)
    4.3 Определение области применения системы менеджмента качества (Determining the scope of the quality management system)
    4.4 Система менеджмента качества и ее процессы (Quality management system and its processes)
  Ответственность руководства (Management responsibility)   Лидерство (Leadership)
5.1 Обязательства руководства (Management commitment) 5.1 Лидерство и обязательства (Leadership and commitment)
5.2 Ориентация на потребителя (Customer focus) 5.2 Политика (Policy)
5.3 Политика в области качества (Quality policy) 5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации (Organizational roles, responsibilities and authorities)
5.4 Планирование (Planning)    
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией (Responsibility, authority and communication)    
5.6 Анализ со стороны руководства (Management review)    
  Менеджмент ресурсов (Resource management)   Планирование (Planning)
6.1 Обеспечение ресурсами (Provision of resources) 6.1 Действия в отношении рисков и возможностей (Actions to address risks and opportunities)
6.2 Человеческие ресурсы (Human resources) 6.2 Цели в области качества и планирование их достижения (Quality objectives and planning to achieve them)
6.3 Инфраструктура (Infrastructure) 6.3 Планирование изменений (Planning of changes)
6.4 Производственная среда (Work environment)    
  Процессы жизненного цикла продукции (Product realization)   Средства обеспечения (Support)
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции (Planning of product realization) 7.1   Ресурсы (Resources)  
7.2 Процессы, связанные с потребителями (Customer-related processes) 7.2 Компетентность (Competence)
7.3 Проектирование и разработка (Design and development) 7.3 Осведомленность (Awareness)  
7.4 Закупки (Purchasing) 7.4 Обмен информацией (Communication)
7.5 Производство и обслуживание (Production and service provision) 7.5 Документированная информация (Documented information)
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений (Control of monitoring and measuring equipment)    
  Измерение, анализ и улучшение (Measurement, analysis and improvement)   Деятельность (Operation)
8.1 Общие положения (General) 8.1 Оперативное планирование и контроль (Operational planning and control)
8.2   Мониторинг и измерение (Monitoring and measurement) 8.2 Требования к продукции и услугам (Requirements for products and services)
8.3   Управление несоответствующей продукцией (Control of nonconforming product) 8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг (Design and development of products and services)
8.4   Анализ данных (Analysis of data) 8.4 Контроль за процессами, продукцией и услугами, поставляемые внешними поставщиками (Control of externally provided processes, products and services)
8.5 Улучшение (Improvement) 8.5 Производство продукции и предоставление услуг (Production and service provision)
    8.6 Выпуск продукции и услуг (Release of products and services)
    8.7 Контроль за несоответствиями результатов (Control of nonconforming outputs)
      Оценка результатов деятельности (Performance evaluation)
    9.1. Мониторинг, измерение, анализ и оценка (Monitoring and measurement, analyses and evaluation)
    9.2 Внутренний аудит (Internal audit)
    9.3. Анализ со стороны руководства (Management review)
      Улучшение (Improvement)
    10.1 Общие положения (General)
    10.2 Несоответствие и корректирующее действие (Nonconformity and corrective action)
    10.3 Постоянное улучшение (Continual improvement)

Результаты анализа, приведенные в таблице 5, показали, что новый стандарт ИСО 9001:2015 существенно отличается от стандарта ИСО 9001:2008 и содержит целый ряд изменений, которые переводят этот стандарт на принципиально новый уровень.

Основные изменения в пятой версии стандарта ИСО 9001 по сравнению с предыдущим стандартом ИСО 9001:2008 заключается в следующем:

1. Переход на высокоуровневую структуру, как это предусмотрено Приложением SL части 1 Директивы ИСО.

2. Выполнение требования к риск-ориентированному мышлению в полном соответствии с определением ИСО 9000:2015.

3. Требование правильного понимания процессного подхода и его применения с учетом оценок риска

4. Повышение уровня значимости организационного контекста (среды организации).

5. Повышение требований к ответственности руководства организации
и вовлеченности всех работников в реализацию СМК.

6. Предоставление организации более гибкого выбора процедуры документирования.

7. Повышенное внимание к достижению ожидаемых результатов каждого процесса менеджмента качества для улучшения удовлетворенности потребителя.

8. Уменьшенное количество установленных требований по сравнению со стандартом ИСО9001:2008.

9. Совершенствование процедуры применения СМК для сферы услуг.

10. Требования, ограничивающие сферу применения СМК.

 

1. Стандарт ИСО 9001:2015 основан на Приложении SL Директив ИСО, ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement – Procedures specific to ISO ( приложение Annex SL), так называемой высокоуровневой структурой, которое стандартизирует заголовки разделов и подпунктов, основной текст, общие термины и основные определения, необходимые для повышения совместимости и соответствия с другими стандартами ИСО на системы менеджмента.

Таким образом, унифицированный подход стандартов ИСО на системы менеджмента радикально упрощает разработку и поддержание интегрированных систем менеджмента в организациях.

2. В стандарте ИСО 9001:2015 введено новое терминологическое понятие – «риск-ориентированное мышление» (Risk-based thinking). Ориентация на мышление,основанное на оценке рисков, позволяет организации своевременно выявлять угрозы, способные вызвать отклонения системы менеджмента качества от запланированных результатов, задействовать механизмы по предупреждению и снижению потенциальных факторов риска здоровью работающих, а также
повысить эффективность реализации появившихся у организации возможностей с максимальной выгодой для достижения ее стратегических целей.

Особо следует подчеркнуть, что при принятии решений по реализации
появившихся у организации возможностей необходимо всегда основываться на анализе и оценке потенциальных факторов риска, в первую очередь здоровью работающих. Более того, риск-ориентированное мышление позволяет определять первоочередность принятия мер предосторожности при принятии решений по вопросам охраны труда.

Таким образом, использование в стандарте ИСО 9001:2015 структуры
менеджмента, основанной на оценке риска, облегчает процесс интеграции данного стандарта в систему управления деятельностью организации и способствует более эффективному проведению профилактических мероприятий в области охраны труда.

3. Процессный подход (Process approach) в новом стандарте ИСО 9001:2015 остается ключевым принципом построения системы менеджмента.

Цикл PDCA позволяет организации гарантировать, что все используемые процессы производственного цикла обеспечены ресурсами, их менеджмент, т.е. координация и контроль, осуществляется надлежащим образом, а возможности организации по улучшению своей деятельности реализуются на должном уровне.

Взаимосвязанность процессов системы менеджмента качества способствует результативности и эффективности деятельности организации в достижении ее стратегических целей. Взаимосвязь элементов процесса менеджмента качества представлена на рисунке 23.

Рисунок 23 Схематическое изображение элементов процесса по ИСО 9001:2015.

Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для достижения результатов производственной деятельности, являются специфическими для каждого процесса и варьируются в зависимости от соответствующих рисков.

4. В стандарте ИСО 9001:2015 введено новое понятие «контекст организации» (Context of the organization), которое предполагает идентификацию внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей, оценку влияния этих факторов, в том числе и на обеспечение безопасных условий труда и выработку мер по снижению риска здоровью работающих.

Согласно требованиям нового стандарта ИСО 9001:2015 любая организация обязана определять внутренние и внешние условия своей работы (ее «контекст»), которые влияют на результат производственной деятельности организации и на эффективность применения организацией системы менеджмента качества. При изменении «контекста организации» необходимо корректировать процессы менеджмента качества, методологию оценки риска и анализировать возникающие у организации новые возможности.

5. В стандарте ИСО 9001:2015 введены особые требования к «лидерству и обязательству» (Leadership and commitment) высшего руководства организации, которые обязывают высшее руководство организации создавать условия, позволяющие системе менеджмента качества стать частью общей системы управления организацией, а не быть ее формальным приложением.

В соответствии с новым стандартом ИСО 9001:2015 нет необходимости назначать представителя руководства по качеству, так как высшее руководство организации обязано демонстрировать свое лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества. Кроме того, руководство организации обязано обеспечить доступность ресурсов для обеспечения системы менеджмента качества и оказывать поддержку участия всех работников в обеспечении результативности системы менеджмента качества в течение всей производственной деятельности. Такой подход позволяет повысить эффективность мер по улучшению охраны труда и здоровья работающих.

6. В стандарте ИСО 9001:2015 вводится понятие «документированная информация» (Documented information), заменяющее используемые ранее
в стандарте ИСО 9001:2008 понятия «документированные процедуры»
и «записи».

В стандарте ИСО 9001:2015 понятие документированная информация определяется как «информация, а также носитель, на которой она содержится». Согласно требованиям данного стандарта, организация обязана обеспечить идентификацию документированной информации, систематически ее актуализировать, контролировать ее доступность и пригодность там, где она необходима, обеспечивать ее сохранность и защиту от непредумышленных изменений, а также обеспечивать управление ее изменениями.

Особо следует отметить, что в отличие от стандарта ИСО 9001:2008
в котором были определены требования к условиям, при которых, организация должна разрабатывать документированную процедуру, а при которых вести записи по качеству, в последней пятой версии стандарта ИСО 9001:2015 таких жестких требований к условиям и виду документированной информации не установлено. Такое значительное изменение существенно повышает возможности организации максимально удобным и экономически выгодным образом самой определить вид документированной информации при переходе на применение новой версии стандарта ИСО 9001:2015.

7. В структуру стандарта ИСО 9001:2015 введен новый подраздел под названием «понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон» (Understanding the needs and expectations of interested parties).

От организации требуется постоянно определять заинтересованные стороны, которые оказывают влияние на качество производственной деятельности организации и результаты ее работы, а также определять требования заинтересованных сторон и регулярно осуществлять мониторинг этих требований.

8. Необходимо отметить, что в стандарте ИСО 9001:2015 введены новые подразделы компетентность (Competence) и осведомленность (Aаwareness), которые базируются на «менеджменте знаний». В современно мире именно совокупные знания и умения всего коллектива, наряду со знаниями и умениями отдельных специалистов, должны аккумулироваться в информационных фондах организации. Безусловно, что менеджмент знаний – это качественно новый уровень, предоставляющий возможность использовать систему менеджмента качества как превентивную меру, способствующую созданию безопасных условий труда в интересах охраны здоровья работающих.

Согласно требованиям настоящего стандарта, «осведомленность» в вопросах охраны труда касается всех работников организации и вносит значительный вклад в результативность производственной деятельности, осуществляемой в любой организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: