Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г. 12 глава




Акт четвертый.

Катер с Рикки, Тохонгой и Бетси прибывает на Остров, где восстановился социализм. Ликки извиняется перед туземцами и раздает им оружие, привезенное из Европы. На Острове только что прошла чума, и поэтому Ликки приказывает туземцам обмакнуть стрелы и пули в чумном яде, так как чума - единственная вещь, которую боятся европейцы.

Вскоре прибывает яхта лорда, с арапами на борту. Как только гвардия сходит на берег, она тут же сдается, увидев генерала Рикки-Тикки. Когда лорд уже собирается открыть по туземцам огонь, Ликки угрожает отравить их корабль чумой. Умоляя его спасти, Кири признается в романе с леди Гленарван, из-за чего лорд пристреливается. Яхта уходит в океан.

Эпилог.

Геннадий Панфилович спрашивает Савву об пьесе, на что тот отвечает: "Запрещается". В смятении Дымогацкий начинает описывать свою бедную жизнь, и его уводят. Савва говорит что проблема в конце: туземцы освобожаются, а матросы, как пролетарии, остаются в неволе. Геннадий быстро разыгрывает другой конец, в котором матросы, под предводительством Паспарту, сбрасывают в океан Леди, Паганеля и Гаттераса. Савва дает добро, все ликуют.

«Зо́йкина кварти́ра»

Майский вечер. Зоя Дени­совна Пельц, трид­ца­ти­пя­ти­летняя вдова, одева­ется перед зеркалом. К ней по делу приходит пред­се­да­тель домкома Аллилуя. Он преду­пре­ждает Зою о том, что её поста­но­вили уплот­нить — у нее шесть комнат. После долгих разго­воров Зоя пока­зы­вает Аллилуе разре­шение на открытие поши­вочной мастер­ской и школы. Допол­ни­тельная площадь — шест­на­дцать саженей. Зоя дает Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федо­рович Оболья­нинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посы­лает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продает Оболья­ни­нову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют нарко­ти­ками. Манюшка велит Газо­лину, извест­ному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции — сам у себя он делает жидко. Газолин посы­лает с ней своего помощ­ника, китайца-красав­чика Херу­вима. Зоя делает Оболья­ни­нову укол, и тот оживает. Херувим объяв­ляет цену большую, чем цена Газо­лина, но Павел дает ему еще и на чай и дого­ва­ри­ва­ется с «честным» китайцем, что он будет ежедневно прино­сить морфий. Зоя же, в свою очередь, нани­мает его гладить в мастер­ской. Обра­до­ванный Херувим уходит. Зоя расска­зы­вает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвя­щенная во все дела Зои, уходит за пивом и забы­вает закрыть дверь, в которую неза­мед­ли­тельно прони­кает Амети­стов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслу­ши­вает разговор Зои и Павла о «мастер­ской», которой нужен адми­ни­стратор, и момен­тально дога­ды­ва­ется, в чем дело. Прибе­гает Манюшка, зовет Зою. Та каме­неет при виде кузена. Павел остав­ляет их вдвоем, и Зоя удив­ля­ется, что она сама читала, как его расстре­ляли в Баку, на что Амети­стов уверяет её, что это ошибка. Зоя явно не хочет его прини­мать у себя, но кузен, кото­рому негде жить, шанта­жи­рует её услы­шанным разго­вором. Зоя, решив, что это судьба, дает ему место адми­ни­стра­тора в своем деле, пропи­сы­вает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу пони­мает, какой перед ним выда­ю­щийся человек и как он поставит дело.

Осень. Квар­тира Зои превра­щена в мастер­скую, портрет Маркса на стене. Швея шьет на машинке, три дамы приме­ряют сшитую одежду, хлопочет закрой­щица. Когда все расхо­дятся, оста­ются лишь Амети­стов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вади­мовне, которая нужна для ночного пред­при­ятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Амети­стов убежден, что она согла­сится.

Зоя сомне­ва­ется. Амети­стов наста­и­вает, но тут входит Манюшка и сооб­щает о приходе Аллы. Амети­стов исче­зает после нескольких сделанных Алле компли­ментов. Алла, остав­шись наедине с Зоей, говорит, что ей очень стыдно за неуплату долга и что у нее очень плохо с день­гами. Зоя сочув­ствует ей и пред­ла­гает работу. Зоя обещает платить Алле 60 червонцев в месяц, анну­ли­ро­вать долг и достать визу, если Алла всего четыре месяца будет по вечерам рабо­тать у Зои мане­кен­щицей, причем Зоя гаран­ти­рует, что об этом никому не будет известно. Алла согла­ша­ется начать рабо­тать через три дня, так как ей нужны деньги для отъезда в Париж — там у нее жених. В знак дружбы Зоя дарит ей париж­ское платье, после чего Алла уходит. Зоя уходит пере­оде­ваться, а Амети­стов с Манюшкой гото­вятся к приходу Гуся, бога­того коммер­че­ского дирек­тора треста туго­плавких металлов, кото­рому «ателье» обязано своим суще­ство­ва­нием. Амети­стов убирает портрет Маркса и вешает картину с изоб­ра­же­нием обна­женной натуры. Под руками Манюшки и Амети­стова комната преоб­ра­жа­ется. Приходит Павел, который играет по вечерам на рояле (и тяго­тится этим), и проходит в комнату к Зое. Затем — Херувим, принесший кокаин для Амети­стова, и, пока тот нюхает, пере­оде­ва­ется в китай­ский наряд. По очереди появ­ля­ются дамы ночного «ателье». Наконец появ­ля­ется Гусь, кото­рого встре­чает роскошно одетая Зоя. Гусь просит Зою пока­зать ему париж­ские модели, так как ему нужен подарок для любимой женщины. Зоя знакомит его с Амети­стовым, который после привет­ствий зовет Херу­вима и зака­зы­вает шампан­ское. Под музыку демон­стри­руют модели. Гусь восхищен тем, как постав­лено дело.

Через три дня приходит Аллилуя, говорит о том, что по ночам в их квар­тиру ходит народ и играет музыка, но Амети­стов дает ему взятку, и тот уходит. После звонка Гуся, который изве­щает о своем скором приходе, довольный Амети­стов зовет Павла в пивную. После их ухода Херувим с Манюшкой оста­ются одни. Херувим пред­ла­гает Манюшке уехать в Шанхай, обещая достать много денег, та отка­зы­ва­ется, дразнит его (ей нравится Херувим) и говорит, что, может, выйдет замуж за другого; китаец пыта­ется её заре­зать, а потом, отпу­стив, объяв­ляет, что сделал пред­ло­жение. Он убегает на кухню, и тут приходит Газолин — делать пред­ло­жение Манюшке, С кухни прибе­гает Херувим, китайцы ссорятся. Спасаясь, Газолин кида­ется в шкаф. Звонят в дверь. Херувим убегает. Это пришла комиссия из Нарком­проса. Они все осмат­ри­вают, находят картину голой женщины и Газо­лина в шкафу, который расска­зы­вает, что в этой квар­тире по ночам курят опиум и танцуют, и жалу­ется, что его убивает Херу­вимка. Комиссия выпус­кает Газо­лина и уходит, заверив Манюшку, что все в порядке.

Ночь. Все гости бурно весе­лятся, а в соседней комнате в одино­че­стве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появ­ля­ется Зоя. Гусь расска­зы­вает ей, что пони­мает, какая дрянь его любов­ница. Зоя успо­ка­и­вает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздает деньги. Начи­на­ется показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев... свою любов­ницу! Начи­на­ется скандал. Гусь объяв­ляет всем, что его невеста, с которой он живет, ради которой он остав­ляет семью, рабо­тает в публичном доме. Зоя увле­кает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объяс­няет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзы­вает её лгуньей и прости­туткой. Алла убегает. Гусь в отча­янии — он любит Аллу. Появ­ля­ется Херувим, который успо­ка­и­вает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усажи­вает Гуся в кресло, дает трубку, зовет Манюшку и заби­рает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Амети­стов приходит, обна­ру­жи­вает труп, все пони­мает и скры­ва­ется, взломав Зоину шкатулку с день­гами. Входит Зоя, видит труп, зовет Павла и идет за день­гами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взло­мана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграж­дают путь комиссия из Нарком­проса и Газолин. Зоя объяс­няет, что Гуся убили китаец с Амети­стовым. Пьяные гости выва­ли­ва­ются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой темной квар­тире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех заби­рают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квар­тира!»

Кабала святош

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Париж века Людо­вика XIV. Театр Пале-Рояль. На стыке двух уборных, у зана­веса, которым они разде­лены, громадных размеров клавесин. В первой уборной — множе­ство сальных свечей. Во второй уборной на столе только фонарь с цвет­ными стёк­лами и большое распятие, перед которым горит лампада. На всём печать необык­но­вен­ного волнения. Шарль-Варле де Лагранж, актёр по прозвищу Регистр, не занятый в спек­такле, сидит в уборной, погру­жённый в думу. Он в тёмном плаще, молод, красив и важен.

В первой уборной Бутон, тушильщик свечей в театре и слуга Мольера, припал к щели в зана­весе. Рожа Шарла­тана торчит в дверях. Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Из-за зана­веса пока­зы­ва­ется Знаме­нитый актёр и драма­тург Жан Батист Поклен де Мольер, загри­ми­ро­ванный Сгана­релем — нос лиловый с боро­давкой. Левой рукой Мольер держится за грудь. Дверь распа­хи­ва­ется, вбегает загри­ми­ро­ванный Поли­ши­нелем актёр дю Круази и говорит, что король апло­ди­рует. Мольер возвра­ща­ется на сцену и читает сочи­нённые экспромтом стихи, посвя­щённые королю франции Людо­вику XIV, в которых он назы­вает короля Солнцем Франции. Король благо­дарит Мольера и оста­ётся посмот­реть ещё одну интер­медию.

Бутон опус­кает занавес. Мольер появ­ля­ется в уборной и хватает слугу за глотку, обвиняя его в том, что «при короле свеча пова­ли­лась в люстре, воском каплет на паркет». Бутон уверяет Мольера, что он сам повалил свечу палашом, актриса Мари­этта Риваль подтвер­ждает это. Мольер осты­вает и дарит Бутону свой кафтан взамен разо­рван­ного. Бутон уходит снимать нагар со свечей.

Мольер спра­ши­вает у Шарла­тана, в чём секрет его фокуса. Шарлатан садится в неко­тором рассто­янии от клаве­сина, делает такие движения в воздухе, как будто играет, и клавиши в клаве­сине вжима­ются, клавесин играет нежно. Шарлатан не согла­ша­ется открыть Мольеру свой секрет и уходит. Мольер возвра­ща­ется на сцену.

Портьера, ведущая во вторую уборную, отодви­га­ется и возни­кает актриса Арманда Бежар. Черты лица её прелестны, она похожа на свою старшую сестру Мадлену Бежар, тоже актрису. Арманде лет семна­дцать. Лагранж оста­нав­ли­вает Арманду и умоляет её не выхо­дить замуж за Мольера. Арманда делает попытку отстра­нить Лагранжа и пройти. Лагранж выни­мает шпагу и угро­жает зако­лоть девушку, если она не отка­жется от заму­же­ства. Арманда говорит, что она в связи со своим женихом, иначе посту­пить уже не может и шепчет что-то Лагранжу на ухо. Лагранж вкла­ды­вает шпагу в ножны, говорит, что хотел её спасти и уходит.

Арманда оста­ётся в уборной. Входит Мольер; обни­мает её, и в то же мгно­вение появ­ля­ется Бутон. Мольер отсы­лает его прочь, снимает нос и парик, целует Арманду. Она шепчет ему что-то на ухо. «Я хочу жить ещё один век: с тобой! Ты станешь первой, будешь великой актрисой. Но помни: если ты не сдер­жишь клятву, ты отни­мешь у меня всё» — говорит ей Мольер. Арманда клянётся на распятии в вечной любви.

В двери стучат. Влюб­лённые спешно дого­ва­ри­ва­ются встре­титься здесь, «когда театр погаснет». Мольер откры­вает, и входят Бутон, Лагранж и Маркиз д,Орсиньи, дуэлянт по кличке «Одно­глазый, помо­лись», в костюме Компании Чёрных Мушке­тёров с косой чёрной повязкой на лице. Одно­глазый вручает Мольеру награду короля — 5000 ливров. Мольер берёт себе 500 ливров, а остальные делит поровну между актё­рами, потом уходит прово­дить короля. Одно­глазый начи­нает флир­то­вать с Армандой. Желая поме­шать ему, Бутон встре­вает в их разговор. Возвра­ща­ется Мольер, и Одно­глазый откла­ни­ва­ется. Мольер отсы­лает Арманду и прика­зы­вает позвать Мадлену Бежар. Когда Мадлена приходит, Мольер сооб­щает ей, что намерен жениться на Арманде. Мадлена стано­вится на колени и умоляет Мольера жениться «на ком угодно, только не на Арманде». Мольер говорит Мадлене, что обязан сделать это. Тогда Мадлена объяв­ляет о своём уходе из театра и просит Мольера не гово­рить Арманде, что у них был роман. Мольер даёт обещание и уходит.

Мадлена оста­ётся. Входит Лагранж. Он один посвящён в тайну Мадлены. Лагранж обещает Мадлене, что её тайну никто никогда не узнает. Мадлена проща­ется и уходит. Лагранж ставит на стол фонарь, садится и запи­сы­вает события ушед­шего дня в свою книгу-регистр. Потом откла­ды­вает перо и говорит: «В театре ужасное событие: Жан-Батист Поклен де Мольер, не зная, что Арманда не сестра, а дочь госпожи Мадлены Бежар, женился на ней. Этого писать нельзя, но в знак ужаса ставлю чёрный крест». Лагранж берёт фонарь и уходит, как тёмный рыцарь.

Неко­торое время мрак и тишина, затем крышка клаве­сина припод­ни­ма­ется, и из него выходит знаме­нитый актёр-любовник Захария Муаррон. Это маль­чишка лет пятна­дцати с необык­но­венно красивым, порочным и изму­ченным лицом. Оборван, грязен. Он хнычет, жалу­ется, что не спал два дня, потом падает и засы­пает. Плывёт свет фона­рика, и, краду­чись, Мольер ведёт Арманду в тёмном плаще. Арманда пуга­ется маль­чика и взвиз­ги­вает. Муаррон просы­па­ется и трясётся от ужаса. Мольер грозно спра­ши­вает, кто он такой. Маль­чишка отве­чает, что он несчастный Захария Муаррон. Мольер хохочет — он понял секрет Шарла­тана.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Приёмная короля. За карточным столом известный игрок маркиз де Лессак играет в карты с Людо­виком. Толпа придворных, одетых с необык­но­венной пышно­стью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золотых монет, пот течёт у него с лица. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. За креслом Людо­вика стоит Одно­глазый, ведёт игру короля. Одно­глазый заме­чает, что де Лессак играет крап­лё­ными картами. Король спра­ши­вает Одно­гла­зого, как ему следует посту­пить в этом случае. Одно­глазый отве­чает, что де Лессака «надлежит ударить по физио­номии подсвеч­ником» и обру­гать. Людовик зовёт Спра­вед­ли­вого сапож­ника и велит ему обру­гать де Лессака. Шут с удоволь­ствием выпол­няет приказ. «Поса­дите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму. Затем отправит его в имение — вместе с день­гами» — прика­зы­вает король. Де Лессака уводят.

Перед Людо­виком, словно из-под земли, появ­ля­ется обеденный стол с одним прибором. У камина возни­кает архи­епи­скоп Парижа маркиз де Шаррон и просит у короля позво­ления пред­ста­вить ему бродя­чего пропо­вед­ника, отца Варфо­ломея. Дверь откры­ва­ется и появ­ля­ется отец Варфо­ломей. Он бос, лохмат, подпо­ясан верёвкой, глаза безумные. Он припля­сы­вает и поёт. Удив­лены все, кроме Людо­вика. Брат Верность, один из членов Кабалы Священ­ного Писания, — постная физио­номия с длинным носом — выде­ля­ется из толпы придворных и прокра­ды­ва­ется к Шаррону. Варфо­ломей, обра­щаясь к королю, назы­вает Мольера анти­хри­стом и призы­вает: «Сожги его вместе с его бого­мерзким творе­нием „Тартюф“ на площади. Весь мир верных сынов церкви требует этого!». Людовик раздражён, его сердит слово «требует», он велит поса­дить отца Варфо­ломея на три месяца в тюрьму. Отец Варфо­ломей исче­зает.

Людовик ест, потом выра­жает желание гово­рить с архи­епи­скопом наедине. Придворные всей толпой отсту­пают на лест­ницу. Людовик спра­ши­вает Шаррона, разде­ляет ли он мнение отца Варфо­ломея о Мольере. «Госу­дарь, это сатана» — отве­чает Шаррон твёрдо. Он льстит королю и умоляет его засту­питься за религию, которую оскорбил Мольер своим «Тартюфом». «Дерзкий актёр талантлив... Я попробую испра­вить его, он может служить к славе царство­вания. Но если он совершит ещё одну дерзость, я накажу» — говорит Людовик. Потом он позво­ляет выпу­стить отца Варфо­ломея из тюрьмы через три дня.

Входит Мольер. Король пригла­шает его поужи­нать, велит подать ему стул. Мольер, бледнея, прини­мает высокую честь. Людовик говорит Мольеру, что в «Тартюфе» он не осто­рожен с духов­ными лицами. Король позво­ляет играть пьесу в Пале-Рояле при условии, что в даль­нейшем твор­че­ство Мольера пойдёт по правиль­ному пути. Мольер ликует. Людовик дарует ему ещё одну милость — право стелить королев­скую постель. Мольер схва­ты­вает со стола два канде­лябра и идёт впереди короля. Оба скры­ва­ются.

Все исче­зают, и на сцене оста­ются только Шаррон и брат Верность, оба черны. Они замыш­ляют какую-то интригу против Мольера. В этом им должна помочь женщина, которая заманит в их сети нужного им чело­века. Входит Одно­глазый. Шаррон и брат Верность исче­зают. К Одно­гла­зому подходит шут и даёт ему записку от женщины в маске. Одно­глазый задум­чиво уходит. Огни начи­нают гаснуть. Слышатся удаля­ю­щиеся голоса: «Король спит!». Шут ложится на карточный стол, заку­ты­ва­ется в портьеру с гербами и засы­пает.

Дворец исче­зает, и возни­кает квар­тира Мольера. День. Муаррон, очень красивый, пышно разо­детый человек лет двадцати двух, играет на клаве­сине. Арманда в кресле слушает. Они репе­ти­руют новую пьесу. Муаррон назы­вает Арманду маменькой, а Мольера — отцом. Они усыно­вили его. Муаррон считает себя лучшим актёром Парижа. Во время репе­тиции Муаррон соблаз­няет Арманду, уводит её в свою спальню и запи­рает дверь на ключ. Арманда прокли­нает день, когда Муар­рона нашли в клаве­сине.

Входит Мольер, зовёт Арманду. Ключ в замке мгно­венно пово­ра­чи­ва­ется. Мольер устрем­ля­ется в дверь, Арманда вскри­ки­вает, затем вбегает Муаррон, держит свой парик в руке. В гневе Мольер выго­няет Муар­рона из дома и из труппы. Муаррон угро­жает Мольеру, говорит, что владеет его тайной. Напо­ми­нает о Мадлене Бежар, которая нахо­дится при смерти. Мольер хватает со стены пистолет, и Муаррон исче­зает. Мольер просит Арманду: «Потерпи ещё немного, я скоро осво­божу тебя. Я не хочу умирать в одино­че­стве». Арманда выходит в слезах, клянётся, что не оставит Мольера. Мольер жалеет, что выгнал Муар­рона. Он не желает скан­дала и соби­ра­ется его вернуть.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Каменный подвал, осве­щённый трёх­свечной люстрой. За столом сидят члены Кабалы Священ­ного Писания в масках; в кресле отдельно, без маски, сидит Шаррон. Двое в чёрном — люди жуткого вида — вводят Муар­рона со связан­ными руками и с повязкой на глазах. Руки ему развя­зы­вают, повязку снимают. Утром этого дня Муаррон накле­ветал на Мольера, и теперь Шаррон застав­ляет его повто­рить свой донос при свиде­телях. Муаррон расска­зы­вает, как несколько лет назад он сидел в клаве­сине и слышал голос Лагранжа. Голос говорил, что «господин де Мольер женился не на сестре Мадлены Бежар, а на её дочери».

Муар­рону завя­зы­вают глаза, связы­вают руки и уводят. Шаррон надви­гает капюшон на лицо и скры­ва­ется в полу­тьме. Брат Верность откры­вает дверь. Появ­ля­ется Незна­комка в маске, которая ведёт за руку Одно­гла­зого. Глаза у него завя­заны платком. Одно­глазый снимает повязку, огля­ды­ва­ется и выхва­ты­вает шпагу решив, что его зама­нили в ловушку. Брат Сила и брат Верность успо­ка­и­вают его. Они говорят маркизу, что по вине Мольера над ним смеются при дворе, потому что образ Дон Жуана Мольер писал с него. Одно­глазый меня­ется в лице от ярости. Ему опять завя­зы­вают глаза, и Незна­комка уводит его. Шаррон объяв­ляет засе­дание Кабалы Священ­ного Писания закрытым.

Необъ­ятный собор. Маленькая испо­ве­дальня архи­епи­скопа. Появ­ля­ются Арманда и Лагранж, ведут под руки Мадлену. Та — седая, больная. Мадлена входит в испо­ве­дальню, Арманда и Лагранж садятся на скамью, и тьма их погло­щает. Шаррон возни­кает в испо­ве­дальне и говорит Мадлене, что сам решил испо­ве­до­вать её. Под давле­нием Шаррона Мадлена призна­ётся: «Я жила с двумя и прижила дочь Арманду и всю жизнь терза­лась, не зная, чья она... Когда же она выросла, я привезла её в Париж и выдала её за свою сестру». Шаррон отпус­кает ей грехи и просит позвать Арманду. Лагранж уводит Мадлену. Арманда входит в испо­ве­дальню. Шаррон возни­кает страшен, в рогатой митре, крестит Арманду обратным дьяволь­ским крестом. «Она твоя мать. Тебя я прощаю. Но сегодня же беги от него, беги» — говорит Шаррон. Арманда падает и оста­ётся непо­движной на пороге испо­ве­дальни. Шаррон исче­зает.

День. Приёмная короля. Людовик — у стола. Перед ним тёмный и изму­ченный Шаррон. На полу сидит Спра­вед­ливый сапожник, чинит башмак. Шаррон расска­зы­вает королю о преступ­лении Мольера. Людовик велит вызвать госпо­дина де Мольера и привести Муар­рона. Входит Муаррон. Он запуган и имеет такой вид, точно он спал не разде­ваясь. Людовик, кото­рого он впервые видит так близко, произ­водит на него сильное впечат­ление. Король объяв­ляет Муар­рону, что его донос подтвер­ждён след­ствием и спра­ши­вает, какое возна­граж­дение он желает полу­чить. Муаррон просит место в Королев­ском бургон­ском театре или в Театре дю Марэ. Король отка­зы­вает ему, потому что он слабый актёр, и даёт ему место на королев­ской службе, в сыскной полиции.

Муаррон выходит. В других дверях появ­ля­ется Лагранж, вводит Мольера и тотчас же скры­ва­ется. Мольер в странном виде: одежда в беспо­рядке, лицо свин­цовое, руки трясутся, шпага висит криво. Он жалу­ется королю на здоровье, которое пошат­ну­лось из-за сердеч­ного приступа, случив­ше­гося, когда от него ушла жена. Людовик объяв­ляет своё решение: «Запрещаю вам появ­ляться при дворе, запрещаю играть „Тартюфа“. Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более... Лишаю вас покро­ви­тель­ства короля». Произ­неся эти слова, Людовик удаля­ется.

Шаррон входит и долго смотрит на Мольера. У архи­епи­скопа удовле­тво­рённо мерцают глаза. Мольер в гневе выхва­ты­вает шпагу. Из-за двери выходит Одно­глазый с тростью и зате­вает ссору с Мольером, называя его лгуном. В это мгно­вение входит Лагранж. Мольер в гневе вызы­вает Одно­гла­зого на дуэль. Шаррон и Лагранж пыта­ются их оста­но­вить. Одно­глазый броса­ется на Мольера. Мольер, отма­хи­ваясь шпагой, прячется за стол. Одно­глазый вска­ки­вает на стол. Мольер бросает шпагу, опус­ка­ется на пол, говорит, что он болен и ничего не пони­мает. Одно­глазый заяв­ляет, что убьёт Мольера после первого спек­такля. Шут вдруг срыва­ется с места и исче­зает. Лагранж подни­мает Мольера с пола и увле­кает вон.

Шаррон с горя­щими глазами спра­ши­вает Одно­гла­зого, почему тот не заколол Мольера. Они руга­ются. Шаррон вдруг плюёт в Одно­гла­зого. Одно­глазый до того оторопел, что плюнул в Шаррона. Дверь откры­ва­ется, влетает взвол­но­ванный шут, за ним входит Людовик. Ссоря­щиеся до того увле­чены, что не сразу пере­стают плевать. Четверо долго и тупо смотрят друг на друга. «Изви­ните, что помешал,» — говорит Людовик и скры­ва­ется, закрыв за собой дверь.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Квар­тира Мольера. Вечер. Беспо­рядок. Разбро­саны руко­писи. Мольер в парике и халате сидит в громадном кресле. Бутон в другом. На столе две шпаги и пистолет. На другом столе ужин и вино, к кото­рому Бутон время от времени прикла­ды­ва­ется. Лагранж в тёмном плаще ходит взад и вперёд. Он упре­кает себя в том, что Муаррон узнал тайну. Мольер его успо­ка­и­вает. Слышен скрип лест­ницы. Входит Муаррон. Он в какой-то грязной куртке, потёрт, небрит и полу­пьян, в руке фонарь. Узнав Муар­рона, Лагранж схва­ты­вает со стола пистолет. Мольер бьёт Лагранжа по руке. Лагранж стре­ляет и попа­дает в потолок, потом броса­ется на Муар­рона, валит его на пол и начи­нает душить. Мольер и Бутон оттас­ки­вают Лагранжа от Муар­рона. Лагранж грозится его убить. Муаррон стано­вится перед Мольером на колени и говорит, что не позже полу­ночи пове­сится у него под окнами, а на Арманду даже и не взглянет. Мольер говорит, что Арманда ушла, а Муар­рона он прощает и возвра­щает в свой дом. Муаррон плачет. Лагранж обви­няет Мольера в излишней мягкости. Мольер сооб­щает Муар­рону, что на него «спустили одно­глазую собаку-мушке­тёра», и король лишил своего покро­ви­тель­ства. Муаррон знает, что «мэтра признали безбож­ником за «Тартюфа» и берётся его защи­щать. Лагранж и Муаррон берут оружие, фонарь и уходят кара­у­лить. Пауза.

Мольер громко назы­вает короля Франции тираном. Бутон успо­ка­и­вает его, пыта­ется заста­вить замол­чать, боится, что его вместе с хозя­ином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укла­ды­вать вещи, наме­ре­ваясь после послед­него спек­такля сбежать в Англию. Дверь откры­ва­ется, и в ней появ­ля­ется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку теат­ральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спек­такля. Ренэ скры­ва­ется. Мольер вдруг заби­ра­ется с головой под одеяло. Бутон начи­нает прослав­лять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.

Уборная актёров в Пале-Рояле. Всё также горит лампада у распятия и зелёный фонарь. За зана­весом слышны гул и свистки. В кресле сидит Мольер в халате и колпаке, в гриме с кари­ка­турным носом. Мольер в странном состо­янии, как будто пьян. Возле него Лагранж и актёр Филибер дю Круази в чёрных костюмах врачей, но без грима. Муаррон стоит непо­движно в отда­лении. Вбегает Бутон с сооб­ще­нием, что привратник, раненный мушке­тё­рами, умер. Лагранж сооб­щает, что «театр полон безби­лет­ными мушке­тё­рами и неиз­вест­ными лично­стями». Бутон умоляет Мольера не доиг­ры­вать спек­такль, а бежать. Потом сооб­щает, что в театре Одно­глазый. За зана­ве­сами свист и грохот. Мольер испу­ганно броса­ется к Муар­рону и прячется у него в плаще. Муаррон молчит, обняв Мольера.

Дверь откры­ва­ется, и вбегает Мари­этта Риваль. Она в ориги­нальном костюме, на голове шляпа врача, очки колё­сами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть. Мольер вылазит из-под плаща и изви­ня­ется перед всеми. Риваль говорит: «Сейчас же после вашей последней фразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассвете вы поки­нете Париж». Мольер согласен.

Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скры­ва­ются. Мольер снимает халат. На сцене громадная кровать. В будке появ­ля­ется суфлёр. Мольер, резко изме­нив­шись, с необык­но­венной лёгко­стью взле­тает на кровать, укла­ды­ва­ется, накры­ва­ется одеялом. Бутон подни­мает главный занавес. Актёры играют сцену из пьесы «Мнимый больной». Во время спек­такля из ложи внезапно пока­зы­ва­ется Одно­глазый, садится на борт её и засты­вает в позе ожидания.

Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смол­кает. В уборной Мольера возни­кает страшная монашка, быстро соби­рает все костюмы Мольера и исче­зает с ними. На сцене смятение. Лагранж взвол­но­ванно говорит публике, что спек­такль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и назы­вает Одно­гла­зого грязным зверем. Одно­глазый, вынув шпагу, подни­ма­ется на сцену и идёт плавной коша­чьей поступью на встречу Муар­рону. Порав­няв­шись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, пово­ра­чи­ва­ется и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры броса­ются к Мольеру, окру­жают его толпой, и он исче­зает. Бутон опус­кает зана­веси броса­ется вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес взду­ва­ется, любо­пытные пыта­ются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.

Сцена погру­жа­ется во тьму. Потом выплы­вает фонарь — идёт тёмный Лагранж. Он проходит в свою уборную, разво­ра­чи­вает книгу и пишет: «Семна­дца­того февраля... В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без пока­яния неумо­лимой смертью... Причиной этого явилась неми­лость короля и чёрная Кабала». Пишет и угасает во тьме.

Бег

Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г.

В келье мона­стыр­ской церкви идет беседа. Только что пришли буден­новцы и прове­рили доку­менты. Голубков, молодой питер­ский интел­ли­гент, удив­ля­ется, откуда взялись красные, когда мест­ность в руках белых. Бара­бан­чи­кова, бере­менная, лежащая тут же, объяс­няет, что генерал, кото­рому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшиф­ровку. На вопрос, где штаб гене­рала Чарноты, Бара­бан­чи­кова не дает прямого ответа. Сера­фима Корзу­хина, молодая петер­бург­ская дама, которая бежит вместе с Голуб­ковым в Крым, чтобы встре­титься с мужем, пред­ла­гает вызвать акушерку, но мадам отка­зы­ва­ется. Слышны цокот копыт и голос белого коман­дира де Бризара. Узнав его, Бара­бан­чи­кова сбра­сы­вает тряпье и пред­стает в виде гене­рала Чарноты. Он объяс­няет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Бара­бан­чиков в спешке дал ему доку­менты не свои, а бере­менной жены. Чарнота пред­ла­гает план побега. Тут у Сера­фимы начи­на­ется жар — это тиф. Голубков уводит Сера­фиму в двуколку. Все уезжают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: