Правильно. Есть рыба – ёрш, а это щётка для мытья бутылок, - объяснила Егорке Ева.




«Ё» после согласных

   
 
 
 


1. Игра «Составь слово» по четвёртым буквам названий картинок. Напиши его в квадратиках. Раскрась картинки.

 

 
 

 


______________ _________________ _________________

2. Запомни: если «Ё» стоит после согласного, то смягчает его и обозначает один звук. Подчеркни в словах букву «ё », обозначающую один звук и мягкость предыдущего согласного красным карандашом, а букву перед ней – зелёным карандашом.

Мёд, свёкла, подъёмный, плётка, нёс, наёмный, орёл, водоём, учёный.

3. Выпиши только слоги, подчеркивая букву ё и согласную перед ней: мё, лё, мёд, рё, лёд, рёв, свё, стё, пёс, нёс, клё, слёт, плё, слё, вёс, вёз, тём, лёг.

__________________________________________________________________

4. Игра «Эхо» - выдели ударный слог, подчеркни « Ё »: Стёпа - _______, Лёня -____, Алёша - ____, Семён - ______, Артём - ______, Алёна - ______.

5. Игра «Путаница» - переставь слоги так, чтобы получилось слово.

тёл,ко- _________; мо,лёт,са- ____________; стё,ги,за,вать- _______________.

6. Игра «Один – много» - запиши предмет во множественном числе: бревно – бр ё вна весло - _______________ село - ______________

ведро - _____________ стекло - _______________ слеза - _____________

7. Игра «Детёныши животных» - назови детёнышей животных, напиши их, выдели буквы: « ё » и согласную перед ней:

У лисы - _______________, у тигра - _________________, у слона - ________ ______, у оленя - ____________________, у пингвина - ____________________ __________, у кота - ________________, у курицы - _____________________.

8. Игра «Четвёртый – лишний» - зачеркни «лишнее» слово, объясни.

Маслёнок, опёнок, лисёнок, подберёзовик - ___________________________.

Клён, брёвна, берёза, черёмуха - _____________________________________.

Лётчик, шофёр, монтёр, лифтёр - __________________________________.

9. Прочитай слова, подбери к ним антонимы с гласной « ё ».

Белый - ____________________ Смех - ____________________

Мягкий - ___________________ Тяжёлый - __________________

10. Прочитай слова: идёт, плывёт, несёт, кладёт, берёт, застёгивает.

Составь с одним из них предложение: ________________________________ _________________________________________________________________

11. Прочитай стишок, вставляя пропущенные буквы ё, выучи его.

По лесу медведь ид___т, То направо поверн___тся,

Этот мишка ищет м___д. То налево поглядит.

Он голодный, невес___лый, Где здесь рой пчелиный вь___тся?

Где живут лесные пч___лы? Кто среди кустов жужжит?

«Ю» = [Й + У]

1. Игра «По росту» - составь слово, расставив буквы от высокой к низкой, выполни анализ слова:

т ю а р - ____________________буквы

________________________звуков

____________________слога

 

2. Выполни штриховку картинки по стрелкам.

3. Запомни: «Ю» обозначает два звука, если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» и гласных. Подчеркни слова, в которых «Ю» обозначает два звука: юрта, уют, полью, юбка, рюшка, блюдо, квакаю, июнь, баюкать.

4. Игра «Эхо» - выдели ударный слог, подчеркни « ю »: юнга - _______, июль - _____, Юля - ______, баюкать - ______, юбка - _______, каюта - ____.

5. Игра «Сортировщики» - Прочитай слова: юг, налью, юмор, адъютант, вничью, катаю, юбилей, пою, союз. Распредели их в три столбика:

«Ю» в начале слова«Ю» после гласной«Ю» после «Ь» и «Ъ»

_________________ __________________ _____________________

_________________ __________________ _____________________

_________________ __________________ _____________________

6. Измени слова по образцу, выдели « ю », обозначающую два звука:

Играть - игра ю - игра ю щий

Читать - __________________________________________________________

Топать - __________________________________________________________

Знать - __________________________________________________________

Кушать - __________________________________________________________

Поднимать - _______________________________________________________

7. Игра «Четвёртый – лишний» - зачеркни «лишнее» слово, объясни.

Юрий, Юлия, Юпитер, Юнона - _____________________________________

Ювелир, юность, юрист, юрисконсульт - _____________________________

8. Прочитай вопросы, напиши слова под диктовку, подчеркни « ю »:

Кто? ____________________________________________________________

Что? ____________________________________________________________

Как ой? ___________________________________________________________

Как ую? ___________________________________________________________

Что дела ю? _______________________________________________________

Что дела ют? ______________________________________________________

Когда? ____________________________________________________________

9. Прочитай частушки, вставляя пропущенные буквы « ю ».

___бку я для куклы сшила, Я жу____, жу___, жу____,

Кофту нову___ скро_____. Жвачку очень вкусну____.

Говорит мне кукла: «Мама», Купи ж, мамочка, втору___ -

Значит я для дочки шь_____. Буду я послушно_____.

«Ю» после согласных

   
 
 
 


1. Игра «Доскажи словечко»- запиши слова, содержащие «ю » в рифму.

Откровенно признаю: Любят хрюшки букву «Ю» -

Зверя нет на букву «___». Без неё не скажешь: «_______».

Нет в пустыне вкусных блюд,

Ест колючки наш …

___________________.

Я перестал зевать от скуки,

Увидев хвост большой ___________________.

2. Раскрась животных в любимые цвета.

3. Запомни: если «Ю» стоит после согласного, то смягчает его и обозначает один звук: люк, тюлень, изюм, плюс, люлька, вишню, дыню.

4. Игра «Эхо» - выдели ударный слог, подчеркни « ю » и согласную перед ней: люди - лю, шлюпка - ________, пилюля - _______, брюки - _______, утюг - ________, колючий - _______, меню - ________, малютка - _________.

5. Подчеркни красным карандашом только то, что написано до черты:

ню юн ню пю тю ню нью кю ню вью ню но нсю

люк люк клю клюв люкс люк трюк крюк лю люк мюк

6. Игра «Добавлялки» - добавь гласную «ю » в конец слова:

Пол - _________, кол - ___________, пил - __________, говор - ____________, удар - ___________, мел - _________, отвар - ______________, пар - ________

7. Игра «Добавь слог» - допиши недостающий слог - ЛЮ или -РЮ.

Гово_____, пи_____, ва______, ко_____чий, _____шки, со______, со______, ____бой, а____миневый, жа_____, жа_____, да_____, зава_____, зава_____.

8. Игра «Назови ласково» - измени слово, выдели «ю »: Люба - Л ю бочка, плюс - ____________, рюкзак - __________________, утюг - ______________, шлюпка - _____________, плющ - ______________, салют - ______________, ключ - _____________, парашют - ____________________, клюв - _________.

9. Игра «Родственнички» - напиши родственные слова к слову верблюд - __________________________________________________________________

10. Составь словосочетания, подобрав подходящие по смыслу слова.

Брючный блюдо _______________________________________

Клюквенное Анюта _______________________________________

Любознательнаякостюм_______________________________________

11. Прочитай, догадайся, какие слова пропущены в тексте, выдели « ю ».

Как узнать по __________. Что ест птица? Если птица ест зёрна растений - у неё толстый и твёрдый __________. Если птица ловит насекомых - у неё тонкий __________. Если птица питается мясом - у неё ________ крючком.

Сходство и различие гласных I и II ряда

1. Прочитай слова: шляпа, цапля, пряжка, память.

Найди и напиши одинаковые буквы в словах: _________

2. Раскрась картинку цветными карандашами.

3. Соедини стрелками парные гласные:

А э о ы у

ё я ю е и

4. Прочитай слова. Выпиши только те слова, которые содержат обе парных гласных. Подчеркни гласные I и II ряда.

А н я, Соня, руки, знамя, космос, костёр, утюг, лягушка, боксёр, вилы, орех, вёсла, баян, мыши, овёс, крыша, клюнул, сливы, мухи, полёт, скамья, ивы, лапы, поёт, тигры, месяц, киты, маяк, птицы, пожар, напёрсток.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитай предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошёл к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.

6. Прочитай слоги попарно. Как изменилось звучание согласного?

а о э у ы а о э у ы а о э у ы

я ё е ю и я ё е ю и я ё е ю и

7. Запиши (под диктовку) только слоги, содержащие твёрдый согласный.

______________________________________________________________

8. Запиши (под диктовку) только слоги, содержащие мягкий согласный.

______________________________________________________________

9. Прочитай слова парами, сравни их по написанию, произношению и смыслу: мал - мял нос - нёс сэр - сер лук - люк мыл - мил

рад - ряд слог - слёг воз - вёз тук - тюк осы - оси

10. Прочитай предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркни согласные буквы, обозначающие твёрдый звук – синим, а мягкий – зелёным.

А – я

Цветок у В__ли з__в__л. Мы вчер__ игр__ли в пр__тки. Я с___ду в с__ду.

О – ё

Н__чью х__р__ш__ см__треть на зв__зды. В р__ще светл__ __т бер__з.

У – ю

У б__льдога сильные чел__сти. Т__ристы п__тешеств____т с р__кзаками.

И – ы

У Л__д__ ж__л__ бел__е м__шк__. Гр__ша и М__ша в лесу п__л__л__ л__пу.

Е – э

Волк, как вс__м нам изв__стно, с__р. Ноги на стол н__ кладит__, с__р.

11. Напиши слово, начинающееся на мягкий согласный: ______________

Различение ы - и

в слогах и словах

1. Игра «Отгадай» - напиши отгадку, выполни анализ слова.

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? ______________ букв

______________звуков

______________ слога

2. «Застукай» точками один блинчик правой, а другой – левой рукой.

3. Игра «Кто догадается?» - Закончи цепочку слогов по образцу:

вы - вы - ви ри - ры - ри ди - ды - ды - ди

сы - сы - ____ ли - лы - _____ зи - зы -_____-_____

бы -____ - ____ ми - _____-_____ фи - ____ - ____ - _____

4. Выпиши только слоги, подчеркивая буквы ы, и.

Сы, сыр, пир, ри, рыс, бить, плы, си, мыть, ты, сли, спи, тры, мы, слы, ки, мир

__________________________________________________________________

5. Запиши слоги под диктовку в две строчки:

ы: _______________________________________________________________

и: _______________________________________________________________

6. Игра «Отгадай» - прочитай и отгадай загадки. Отгадки напиши в виде слоговой схемы, надписывая гласные ы, и.

Зубы есть, Пыль увижу - заворчу, В лесу родился, На сучках висят шары.

А хлеба не ест. Заверчу и проглочу. А дома хозяйничает. Посинели от жары.

___________ ________________ _______________ ________________

Сидит рядом с нами, Низок, да колюч, Две сестры летом зелены,

Глядит чёрными глазами. Сладок, да не пахуч. К осени одна краснеет,

Черна, сладка, мала Ягоды сорвёшь - А другая чернеет.

И ребятам мила. Всю руку обдерёшь. ______________________

__________________ ________________

7. Вставь пропущенные буквы ы, и, подчеркни их красным карандашом.

___тог б___ нт топор___ ___в___ в___шк___

___гра р___бак собак___ ___гл___ в___шн___

___скра кр___ло ложк___ с___льн___й с___т___й

8. Игра «Допиши словечко» - добавь буквы по числу точек до слова.

Ры .. пы .. ты ... сы ... мы ... вы ...

Ри .. пи .. ти ... си ... ми ... ви ...

Слова для справок: тыква, синий, Рита, мышка, рыба, пыль, сырой, пила, вилка, тихий, минус, вышка.

9. Измени слова по образцу, выдели ы, и:

Винт - винты - винтики. Бинт - _____________-__________________; лист - __________-_________________; крест - ____________-__________________.

10. Игра «Четвёртый – лишний» - зачеркни лишнее слово, объясни.

Гвоздика, липа, ландыш, василёк - ____________________________________.

Вишня, малина, брусника, сливы - _____________________________________.

Рыжики, лисички, грибы, рядовки - ___________________________________.

11. Игра «Родственнички» - напиши родственные слова, выдели ы, и.

Пыль - ___________________________________________________________

Письмо -__________________________________________________________

Различение ыи

во фразах и текстах

1. Догадайся, какие буквы пропущены в словах под картинками:

2. Игра «Какие они?» - Соедини стрелками

слова с рисунками так, чтобы получилось

словосочетание. Вставь «ы », «и ».

пугл ___вая

плюшев___й

3. Раскрась картинки цветными

М. ШКА карандашами. М. ШКА

4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

Белые снежнки - _______________________________________

Лёгкые пушинкы - _______________________________________

Душистий ландиш - _______________________________________

Дружные малши - ________________________________________

Весёлие каныкули - ________________________________________

5. Вставь пропущенные буквы «ы », «и », в пословицы и поговорки.

М___р не без добр___х людей. Овч___нка в___делк___ не сто___т. М___ром и гор___ сдв___нем. Мокр___й дождя не бо___тся. И овц___ цел___, и волк___ с___т___. Много в___д___т, да мало см___сл___т.

6. Игра «Наоборот» - замени в словах гласный «ы » на «и » и наоборот.

Ныть - ____________ цвети - ______________ забыть - _______________

Носы - ____________ пусти - ______________ плоды - _______________

Сады - ____________ крути - ______________ пилы - _______________

Косы - ____________ Димка - ______________ мило - _______________

7. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова данные в скобках.

Миша ___________ дома. Тимур ___________ в барабан. (был – бил)

В лесу __________ волки. Девочки _____________ венки. (вили – выли)

Лида заплела _____________. _____________ траву утром. (коси – косы)

На Гришу напали __________. Смени у машины __________. (осы – оси)

8. Графический диктант - запиши текст графически, выделяя «ы », «и ».

1)_____________________________. 2)_______________________________. 3)_____________________________. 4)_______________________________.

5)_____________________________. 6)_______________________________.

9. Вставь в стишок буквы «ы », «и », подчеркни согласные перед ними.

Будильник

С__нок! Тво___ поп___тк___ част___

Буд__льн__к разб___рать на част___!

Не надо зря отвёрткой т___кать:

Буд___льн___к перестанет т___кать!

Поставь на место все в___нт___,

Отвёрткой снова ___х вв___нт___.

10. ___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Различение а - я

в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: