Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных способов сбора и анализа первичной информации. Исследование литературных данных дополняется ознакомлением с опытом работы педагогов и тренеров, так как многие вопросы недостаточно освещены в методической литературе.В документах с различной степенью полноты содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека (педагога, тренера, спортсмена, школьника и т.д.).
К документальным и архивным материалам относятся:
1) отчетные и архивные документы планирования и отчетности спортивной работы;
2) руководящие материалы и сводные отчеты спортивных обществ;
3) планы подготовки спортивных команд;
4) планы и дневники тренировок;
5) протоколы соревнований;
6) данные врачебных обследований;
7) материалы инспектирования;
8) учебные планы, программы, планы-графики учебного процесса, планы-конспекты занятий;
9) журналы учёта успеваемости и посещаемости;
10)личные дела и медицинские карточки;
11)статистические материалы и т.п.
Анализ этих документов позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Например, анализ дневников тренеров и спортсменов необходим для выявления направления тренировочного процесса, методов тренировочной работы, основных средств и системы их применения, объем и интенсивность применяемых нагрузок, спортивно-технические показатели, количество соревнований, субъективную оценку спортсменом эффективности учебно-тренировочного процесса, его самочувствие и пр.
По способу фиксирования информации документы бывают
[Никитушкин В.Г., 2017]:
- «печатные (постановления Правительства, субъектов федерации и местных органов по вопросам развития физической культуры и спорта, газетные и журнальные статьи, а также публикации научно-методического характера);
- рукописи - это документы, отражающие планирование учебного процесса (рабочие планы, конспекты, графики и т.п.), дневниковые записи тренера и спортсмена, протоколы соревнований;
- кино-, фото-, видео-, магнитофонные записи отражают первичную информацию, «с натуры».
По типу авторства документы бывают общественные (например, решения Комитета физической культуры и спорта), которые целесообразно использовать для получения событийной информации, и личные (дневники спортсменов, тренеров, отчеты, мемуарная литература), по которым можно исследовать личность автора.
По статусу документы подразделяются на официальные, которые часто носят характер нормативных материалов (постановления, инструкции, разрядные нормативы и т.п.), и неофициальные (например, конспекты уроков, дневники спортсменов). Официальным документам свойственна объективность в освещении событий и фактов, а неофициальным – психологическая направленность.
По способу получения документы делятся на естественные, которые являются необходимой частью деятельности учреждения, коллектива, общества и функционируют с целью решения каких-либо организационных и педагогических задач, и «спровоцированные» («целевые»), которые вводятся в обращение для решения какой-либо задачи исследования.
По степени близости к фиксируемому материалу документы
относятся к первичным - оригинальные документы (классные журналы, протоколы соревнований, стенограммы совещаний и т.д.) и вторичным, строящимся на основе первичных (например, сводные данные по нескольким первичным документам). Первичные документы непосредственно отражают явления прошлого и имеют большую достоверность. Вторичными документами могут быть книга, статья, акт обследования, если в них обобщаются и анализируются первичные источники.
По времени действия документы характеризуются как действующие (действующая ЕВСК) и архивные (Положение о комплексе ГТО).
По целевому назначению выделяют документы, созданные независимо от исследователя, и так называемые «целевые» документы. К первой группе относятся те документы, существование которых не обусловлено техникой проведения исследования (официальные документы, протоколы соревнований, дневники спортсменов и т.д.). Вторая группа документов включает ответы на вопросы анкеты, тексты интервью, результаты тестирования и т.д. - то есть информацию, собранную и обобщенную в ходе проведения исследования».
Каждый документ может характеризоваться одновременно несколькими признаками.
Все перечисленные документы могут иметь не только словесное выражение (текстовой документ), но и цифровое (статистический документ). Использование статистических документов делает анализ более достоверным, придает ему подлинную научность.
Критерием для отбора документов, которые изучает и анализирует исследователь, служит программа исследований.
В качестве средства проверки надежности и достоверности информации применяется внешнее и внутреннее исследование документов. Внешний анализ - это изучение обстоятельств возникновения документа. Внутренний анализ - изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника и тех объективных процессов и явлений, о которых
сообщает документ.
Анализ статистического материала предусматривает составление таблиц, если необходимо выявить динамику каких-либо показателей (например, показать рост числа разрядников в спортивной школе) либо сравнить данные, собранные различными учреждениями и организациями (например, сравнить уровень физической подготовленности школьников на основе тестирования) и в ряде других случаев.
Общие способы анализа документов подразделяются на:
- традиционные (понимание, интуиция, осмысление);
- формализованные.
Они призваны повысить объективность изучения содержания документа. Наиболее широкое распространение получил способ контент-анализа (анализа содержания). Его сущность заключается в выделении в тексте документа каких-либо ключевых понятий или других смысловых единиц с последующим подсчетом частоты их употребления, соотношения с общим объемом информации.
Контент-анализ предусматривает использование математических средств исследования, поэтому иногда его называют количественным анализом содержания.
Контент-анализ может применяться при анализе документов учебного планирования - например, для того, чтобы проанализировать конспекты уроков за учебный год и установить степень разнообразия общеразвивающих упражнений; для исследования документов средств массовой информации - например, для того, чтобы установить, как часто встречается имя какого-то спортсмена на страницах газет; для изучения отдельных документов -например, как часто и насколько правильно используется специальная терминология, и во многих других случаях.
В заключение следует отметить, что эффективность анализа научно-методической литературы и документального материала во многом зависит от того, как серьезно отнесется исследователь к этой работе.
Большинство необходимых документов собрано в государственных архивах. В нашей стране существуют центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.
Документы в архивах классифицируются и хранятся по фондам, которые делятся на описи.
Работа в архиве - важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой архивного дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.