Тема 10. Экспертное оценивание




Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (например, качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т. д.). В этом случае используется метод экспертных оценок, который является одной из разновидностей статистического метода. С его помощью дают оценку исследуемому явлению в виде обобщенного мнения экспертов.

Экспертная оценка – это оценка, полученная путем выяснения мнений специалистов.

Экспертиза – процедура, при которой одна группа лиц выясняет суждения по тому или иному вопросу другой группы лиц, называемых экспертами, в целях выработки и принятия по этому вопросу соответствующего решения.

Более точное экспертное оценивание зависит от индивидуальных особенностей эксперта, а именно его квалификации, эру­диции, опыта, личных вкусов. Важно также, чтобы эксперт обладал и такими качествами, как компетентность, беспристрастность, независимость суждений и т.п. Поэтому подбор экспертов является одним из важных этапов проведения экспертизы. При оценивании значение имеет согласованность мнений экспертов. Чем ближе точка зрения эксперта к средней оценке, полученной методом статистической обработки всей группы экспертов, тем более квалифицированным он считается.

Совре­менная экспертиза - это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на по­лучение от специалистов информации и анализ ее с целью вы­работки оптимальных решений [Никитушкин В.Г., 2017].

Одним из способов экспертизы является метод предпочтения, или ранжирования. Он является наиболее простым. Использование данного метода помогает экспертам расставить оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Место, за­нятое каждым объектом, определяется числом баллов: чем больше (меньше) сумма баллов, тем выше занятое место. Такой метод экспертизы используется в таких видах спорта, как гимнастика (спортивная, художественная), прыжки на батуте, спортивная акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание, фитнес-аэробика, спортивная аэробика, конный спорт (выездка), спортивные танцы и др.

Например, в фитнес-аэробике по дисциплинам «степ-аэробика» и «аэробика» судейская коллегия состоит из судей по технике и артистизму, и Главного судьи (из Правил вида спорта «Фитнес-аэробика» (утв. приказом Министерства спорта РФ от 29 января 2018 г. № 69). Существует два типа судейской коллегии:

«- Коллегия, состоящая из 7 судей: 4 Арбитра по технике: 1 Главный арбитр + 3 Арбитра по технике, 3 Арбитра по артистизму, а также Главный судья;

- Коллегия, состоящая из 5 судей: 3 Арбитра по технике: 1 Главный арбитр + 2 Арбитра по технике, 2 Арбитра по артистизму, а также Главный судья.

Арбитр по технике оценивает способность команды продемонстрировать целый ряд движений и элементов, характерных для фитнес-аэробики. Также учитывается качество исполнения, распределение элементов в программе, мышечный контроль всех движений, сложность движений, интенсивность программы, а также сложность хореографии в целом.

Он оценивает выступление каждой команды в соответствии с техническими критериями и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-балльной шкале. В каждой судейской коллегии назначается Главный арбитр. Ранг, выставленный этим судьей, является решающим, если имеют место равные ранги между двумя и более командами.

Арбитр по артистизму оценивает оригинальность и творческий подход в построении хореографии выступления, а также использование музыки. Также учитывается синхронность выступления, т.е. способность всех членов команды продемонстрировать одинаковый уровень подготовки и выполнять движения одновременно и в соответствии с музыкальным сопровождением. Арбитр по артистизму также оценивает внешний вид команды, уровень презентации и взаимодействие между членами команды.

Арбитр по артистизму оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями артистизма и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-балльной шкале».

Примером экспертного оценивания также можно отнести различные конкурсы: на лучшую научную работу (статью, выпускную квалификационную работу и т.п.), лучший доклад, лучший научный проект.

Метод экспертных оценок называют методом прогнозирования. Он осно­вывается на достижении согласия группой экспертов и являет­ся формализованным вариантом метода коллективного мнения. В учебном пособие В.Г. Никитушкин [2017] отмечает, что данный метод «представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях спортивной деятельности, заполня­ют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт за­тем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз и, если он не совпадает с прогноза­ми других, объяснить, почему это так. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе. Несмотря на некоторые сомнения в надежности, поскольку результат зависит от того, к каким именно экспертам обращаться за консультацией, метол эксперт­ных оценок используется при прогнозировании спортивных ре­зультатов, победы на крупных соревнованиях того либо иного спортсмена и в ряде других случаев».

Далее Никитушкин В.Г. [2017] отмечает, что «экспертные методы используются для диагностики состояния спортсмена, последующего прогнозирования вариантов развития тренировочного процесса:

1) объектов, развитие которых либо полностью, либо частич­но не поддается предметному описанию или математической формализации;

2) в условиях отсутствия достаточно представительной и до­стоверной статистики по характеристикам объекта;

3) в условиях большой неопределенности среды функциони­рования объекта;

4) в случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей;

5) отсутствуют необходимые технические средства моделиро­вания, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками;

6) в экстремальных условиях;

7) экспериментальные оценки широко применены в практике технико-экономического анализа, поскольку они позволяют
получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию».

Методы экспертных оценок разделяют на две группы: 1) методы коллективной работы экспертной группы; 2) методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы.

Методы коллективной работы экспертной группы предпола­гают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда их называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками считаются сложность процедуры получе­ния информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. В зависимости от процедуры и способов организации и проведения экспертизы различают следующие методы группового опроса экспертов;

- метод комиссий. Предполагает регулярные собрания экс­пертов для проведения групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработки в ходе дискуссий согласованного решения. Этот метод способствует созданию творческой обстановки в груп­пе экспертов. Недостатки - отсутствие анонимности, склонение к мнению более авторитетных специалистов;

- метод «мозговой атаки». Применяется в случаях, когда ре­шается новая малоизученная проблема или требуется принять новое оригинальное решение. Особенность метода - он запрещает критику альтернатив, предполагает в процессе обсуждения то или иное решение, что обеспечивает наиболее полное выявление и использование творческого потенциала экспертов и возможность свободного высказывания и появления самых безумных идей.

Методы коллективной работы включают методы «мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний» и «суда».

Метод «мозговой атаки» - коллективная генерация идей, мозгового штурма, дискуссионных методов. Все методы осно­ваны на свободном выражении идей, направленных на решение проблемы. Критиковать идеи запрещено, можно хвалить, разви­вать, приветствуются даже необычные, странные идеи. Затем из них отбираются наиболее ценные, и каждая идея обсуждается в группе экспертов. Достоинством является высокая оператив­ность получения требуемого решения. Недостатком - сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать нужную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений.

Метод «сценариев» - совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решаемой проблеме. Сценарий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложения по ее реализации. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, а затем они согласу­ются и излагаются в форме единого документа. Преимуществом считается комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К недостаткам относят возможную не­однозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованность отдельных решений.

«Деловые игры» - основаны на моделировании профессио­нальной деятельности, направленной на достижение поставленной цели в области физической культуры и спорта. Они предполагают активную деятельность экспертной группы, за каждым членом игры закреплена определенная обязанность в соответствии с за­ранее составленными правилами и программой. Достоинство -возможность выработки решения в динамике с учетом этапов исследуемого процесса при взаимодействии всех участников деловой игры. Недостаток - сложность организации деловой игры в условиях, приближенных к реальной проблемной си­туации.

Метод «совещаний», или круглого стола, - простой и тради­ционный. Предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решае­мой проблеме. В отличие от метода «мозговой атаки» каждый эксперт может не только высказать свое мнение, но и критико­вать предложения других. В результате тщательного обсужде­ния уменьшается возможность ошибок при выработке решений. Достоинство - простота его реализации. Однако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей.

Метод «суда». Целесообразно использовать при наличии не­скольких групп экспертов, придерживающихся различных ва­риантов решения. Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном по­лучении информации от опрашиваемых экспертов независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К этим методам можно отнести методы анкетного опроса, ин­тервью и методы Дельфи. Основные преимущества состоят в их оперативности, в возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Недо­статки - в высокой степени объективности получаемых опенок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Метод Дельфи - представляет собой анкетирование, выпол­няемое в несколько туров, причем эксперты работают независимо друг от друга и неизвестны друг другу. В первом туре эксперты сообщают свои ответы без какой-либо аргументации. Полученные ответы обрабатываются путем отбрасывания крайних значений и усреднения, после чего полученные результаты сообщаются экспертам. Во втором туре эксперты изменяют в соответствии с полученными результатами свои оценки и сообщают их вместе с соответствующей мотивировкой, после чего процедура повто­ряется. После третьего - четвертого туров оценки экспертов ста­билизируются и дальнейший опрос прекращается. Обеспечивает согласование мнений экспертов. Достоинство - в использова­нии обратной связи в ходе опроса, что повышает объективность экспертных оценок. По это требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры. Основные этапы экс­пертного оценивания:

- формирование цели и задач;

- формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания;

- выбор метода получения экспертной информации и спосо­бов ее выработки;

- подбор экспертной группы и формирование при необходи­мости анкет опроса;

- опрос экспертов (экспертиза);

- обработка и анализ результатов экспертизы;

- интерпретация полученных результатов;

- составление отчета.

 

Тема 11. Контрольные испытания. Тесты.
Тестирование физической подготовленности и физического развития

Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью учащихся. В связи с этим в последние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить состояние тренированности обучаемых, уровень развития их физических качеств и других показателей, а в конечном итоге позволяет судить об эффективности учебно-тренировочного процесса.

Использование контрольных нормативов и тестов в области физического воспитания и спорта может помочь решить следующие задачи;

- Выявить общий уровень тренированности с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

- Выявить уровень специальной тренированности спортсменов с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение степени развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

- выявить динамику развития спортивных результатов в процессе тренировки (в том числе и многолетней);

- изучить систему планирования процесса тренировки;

- изучить методы отбора талантливых спортсменов;

- рационализировать существующие системы тренировки;

- воспитать у спортсменов самостоятельность и сознательное отношение к выполнению упражнений и повысить самоконтроль;

- проверить теоретические положения на практике и подтвердить единство и совпадение положений теории и практики;

- установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

- разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалификации.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности, а именно тесты:

- для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

- для антропометрических измерений с целью определения зависимости спортивных достижений от телосложения;

- для исследования двигательной работоспособности;

- для исследования физических качеств;

- для определения технических и тактических навыков;

- для определения психологической и морально-волевой подготовки,

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов:

- от уровня развития методики тестирования в смежных науках (спортивной медицине, психологии, педагогике и др.);

- возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте;

- уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта;

- материальных возможностей;

- технической оснащенности;

- уровня теоретической обоснованности методов тестирования.

- уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику.

В исследовательских целях могут использоваться только точные и надежные нормативы и тесты. При их выборе необходимо соблюдать определенные правила, игнорирование которых может привести к получению неправильных результатов.

Теория тестирования в физическом воспитании подробно описывается в пособие автора Ляха В.И. [1998] «Тесты в физическом воспитании школьников».

По данным Ляха В.И. [1998] понятие «тест» появилось в конце XX столетия. Наиболее старым моторным тестом в физическом воспи­тании считается «студенческий силовой тест», разработанный Саржентом и опублико­ванный в 1897 г. Тест включал в себя подтя­гивание на перекладине, динамометрию кис­ти и спирометрию. До начала первой мировой войны преобладали исследования по анализу размеров тела и отдельных физических пока­зателей на основе типичных для того времени биологических измерений.

При этом началом появления теории измере­ния и тестирования физических способнос­тей считаются 20-е годы нашего века. Вышел в свет ряд работ, среди которых одна из на­иболее известных - «Измерение общих дви­гательных способностей» Мак Клоя (1934). К началу 40-х годов ученые приходят к выводу о сложной структуре двигательных способ­ностей человека. С использованием разных моторных тестов в сочетании с применением параллельно разрабатываемых математичес­ких моделей (одно- и многофакторный ана­лиз), в теорию тестирования прочно вошли понятия о четырех факторах: силе, быстроте, двигательной координации и двигатель­ной выносливости.

Двигательные тесты в бывшем СССР были использованы для разработки контрольных нормативов «Готов к труду и обороне» (1931). Известен тест двигательных способностей (главным образом, координации движений), который для детей и молодежи предложил Озерецкий (1923). Работы по измерению дви­гательных способностей детей, молодежи примерно в эти же сроки появились в Герма­нии, Польше, Чехии и других странах.

Значительные успехи в развитии теории тестирования физической подготовленности человека приходятся на конец 50-х и 60-е годы. Основоположником этой теории вероят­нее всего является американец Мак Клой, выпустивший в 1954 г. монографию «Тесты и измерение в здравоохранении и физическом воспитании», на которую впоследствии опира­лись многие авторы подобных работ.

Большое теоретическое значение имела и до сих пор имеет книга «Структура и изме­рение физических способностей» известного американского исследователя Е.А. Флейшмана (1964). В книге не столько отражены тео­ретические и методологические вопросы про­блемы тестирования данных способностей, сколько изложены конкретные результаты, варианты подходов, исследования надежнос­ти, информативности (валидности) тестов, а также представлен важный фактический ма­териал по факторной структуре двигатель­ных тестов различных двигательных способ­ностей.

Большое значение для теории тестирования физических способностей имеют книги В.М. Зациорского «Физические качества спор­тсмена» (1966) и «Кибернетика, математика, спорт» (1969).

Сегодня слово "тест" в переводе с английского языка означает проба, испытание.

В книге Ляха В.И. [1998] «тест - это измерение или испытание, про­водимое для определения способностей или состояния человека».

Тестовое задание – это минимальная законченная составляющая, часть теста в виде проверочного задания специфической формы. Тестовое задание служит как для измерения и оценки результатов обучения, так и для любых испытаний с целью выявления и измерения достижений учащихся.

Содержание тестового задания – инструкция, текст задания, эталон ответа.

Формы тестовых заданий:

Для оценки уровня знаний:

– закрытая – с выбором одного или нескольких правильных ответов;

– открытая – задания, требующие дополнения;

– задания на установление соответствия;

– задания на установление правильной последовательности.

Для оценки показателей здоровья:

– тесты, определяющие физическое развитие;

– тесты, определяющие физическую и функциональную подготовленность.

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, возрастающей трудности и определенного содержания, позволяющая оценить знания, умения, навыки и измерить их уровень. Педагогический тест также выступает средством измерения или инструментом, с помощью которого реализуется процедура тестирования.

Моторные тесты - это тесты, в основе которых лежат двигательные задания.

Тесты также бывают единич­ные и комплексные.

Единичный тест предполагает измерение и оценку одного при­знака (координационной или кондиционной способности). Структу­ра каждой координационной или кондицион­ной способности является сложной, то с по­мощью такого теста оценивается только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быс­трота простой реакции, сила мышц рук).

Комплексный тест оценива­ет несколько признаков или компонентов разных, или одной и той же способности, на­пример, прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координа­ционных способностей (по точности диффе­ренцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

У чебный тест направлен на оценку способности к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

Тестовая серия - использование одного и того же теста в течение длитель­ного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются.

Тестовый профиль состоит из нескольких отдельных тестов, на основании которых оце­ниваются или несколько различных физичес­ких способностей (гетерогенный тестовый профиль), или несколько проявлений одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность быстро сравнивать индивидуаль­ные и групповые результаты.

Тестовая батарея - набор двигательных тестовых заданий, используемый для комплексной оценки двигательной подготовленности человека.

Тестирование – это система использования тестов в соответст­вии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемы­ми, оценка и анализ результатов.

Цель тестирования – диагностика и оценка уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья. Традиционно педагогический диагноз учащемуся ставится на основе данных журнала успеваемости, индивидуальных бесед с ним и с его родителями. Достоверность диагностических выводов существенно возрастет, если традиционные методы адекватно сочетаются с применением тестовых методик.

Педагогическое тестирование – совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью с педагогическим тестом и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления теста, обработки, анализа, интерпретации и представления результатов выполнения теста.

Тестовый балл показывает степень овладения учебным материалом. Такой подход используется при сравнении учебных достижений учащихся, классов, школ между собой.

Педагогические измерения – процесс отображения числами уровней проявления интересующих качеств личности. Их можно рассматривать как практическую образовательную деятельность, направленную на оценку качества образования (обученности, состояния физического здоровья и т.д.) учащихся.

При подборе тестов следует учитывать соответствие их: во-первых, основным критериям, как надежность, стабиль­ность, эквивалентность, объективность, ин­формативность (валидность); во-вторых, допол­нительным критериям, как нормирование, сопоставляемость и экономичность.

До­бротными, или аутентичными (достовер­ными) тестами являются те, которые удовлетворяют требования на­дежности и информативности.

Надежность теста – это степень точности, с которой он оценивает определен­ную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надеж­ность проявляется в степени совпадения ре­зультатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показа­телей прыжков, времени бега, дальности ме­тания) устойчиво сохраняет свое ранговое место.

Стабильность теста основывается на зави­симости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспе­риментатором. Способ повторного тестирова­ния на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, времен­ного интервала между тестом и ретестом. На­пример, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей - результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее, чем через неделю. При более дли­тельных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, стано­вится уже заметно ниже.

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов. Например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно от­ражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м.

Объективность (согласованность ) теста - это степень согласованности ре­зультатов, получаемых на одних и тех же ис­пытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Повышение объективности тестирова­ния зависит от соблюдения следующих стандартных ус­ловий:

- время тестирования, место, погодные условия;

- единое материальное и аппаратурное обес­печение;

- психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

- подача информации (точная словесная пос­тановка задачи теста, объяснение и демон­страция).

Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В инос­транной (и отечественной) литературе исполь­зуют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity - обоснован­ность, действительность, законность). Факти­чески, говоря об информативности, исследова­тель отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения.

Если в каком-либо тесте отсутствует критерий валидности, то даже наличие высокой степени достоверности и объективности не может обеспечить ему достаточную надежность.

Валидность теста говорит о его соответствии характеру изучаемого явления. Если, например, оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает со спортивными результатами тестированных лиц, использованный тест может быть признан валидным, т. е. отражающим сущность интересующего нас процесса или состояния. В данном случае валид­ность выступает как объективная мера связи контрольного упражнения (теста) с «основным» двигательным действием, являющимся предметом специальной подготовки. Поэтому выбор валидных тестов при определении тренированности считается одним из основных требований. Мера валидности тестов может определяться тремя способами: сравнением с тестом-эталоном; сопоставлением с более объективными показателями, полученными другими методами; высчитыванием коэффициентов корреляций между показателями, полученными при тестировании, и спортивно-техническими результатами.

Нормирование – это когда на основе результатов тестирования можно со­здать нормы, которые имеют значение для практики.

Сопоставляемостъ теста - это возможность сравнения результатов, получен­ных по одному или нескольким формам парал­лельных (гомогенных) тестов. В практичес­ком плане применение сопоставляемых мо­торных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые ре­зультаты тестов повышают достоверность вы­водов.

Экономичность теста состоит в том, что проведение тес­та не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих по­мощников.

Общие положения методики проведения контрольных упражнений и тестов:

- одинаковые условия проведения тестирования для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т. п.);

- доступность контрольных упражнений для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подготовленности;

- в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

- контрольное упражнение измеряется в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т. п.);

- желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

В качестве общей рекомендации следует отметить, что проведение контрольных испытаний (тестов) необходимо в те сроки, которые поставлены в соответствии от планирования и цели исследовательской работы, а также задач учебно-тренировочного процесса.

Итак, мы рассмотрели общие подходы к методике использования контрольных испытаний и тестов в научных исследованиях в области физического воспитания и спорта.

Далее рассмотрим подробнее тестирование физической подготовленности.

Физическая подготовленность (ФП) – результат физической подготовки, целенаправленного педагогического процесса на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также их сочетаний (комплекса).

Для оценки ФП следует использовать простые (не сложные по технике исполнения) задания (тесты), которые имеют определенные единицы измерения.

Анализ литературных источников по содержанию тестов для оценки физической подготовленности позволил определить наиболее часто рекомендуемые:

 

Тест и единицы измерения Тестируемые физические качества
гибкость скоростно-силовые координационные (ловкость) силовые (силовая выносливость) скоростные выносливость
наклон вперед из положения сидя, (см) прыжок в длину с места (см) челночный бег 3х10 м (с) подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) (юноши); на низкой перекладине из положения вис лежа (раз) (девушки) Бег 30 м (с) 6-минутный бег (метров)

 

 

Достоинствами этой системы тестов являются:

Ø техническая простота в выполнении;

Ø не требуется сложного оборудования для проведения тестирования;

Ø достаточно высокая надежность и информативность;

Ø все они являются сквозными, т.е. авторами даны нормативы для учащихся с 7 до 17 лет;

Ø для оценивания проявления физических качеств сделана градация по уровням: "низкий", "средний", "высокий" в каждом возрасте.

Эти тесты рекомендуются для определения уровня физической подготовленности учащихся 1 – 11 классов.

1. Наклон вперед из положения сидя. Данный тест способствует определению такого двигательного качества, как гибкость (рис.5). При выполнении теста каждый испытуемый должен выполнить из положения сидя наклон и тянуться руками вперёд. Если испытуемый не дотягивается до линии, то результат (расстояние до линии) записывается со знаком «-» в сантиметрах, если же дальше линии, то результат (расстояние от линии до кончиков пальцев) записывается со знаком «+». Не допускается выполнение рывковых движений, сгибаний ног в коленях, а перед фиксацией результата нужно зафиксировать положение туловища на 2-3 секунды.

Рисунок 5 – Методика определения гибкости по тесту «наклон вперёд из положения сидя»

 

 

Таблица 5 - Уровень развития гибкости учащихся 7-17 лет по тесту «наклон вперед из положения сидя, см»

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
             
  1 и ниже 3-5 от 9 и выше 2 и ниже 6-9 12,5 и выше
  1 и ниже 3-5 от 7,5 и выше 2 и ниже 5-8 11,5 и выше
  1 и ниже 3-5 от 7,5 и выше 2 и ниже 6-9 13 и выше
  2 и ниже 4-6 от 8,5 и выше 2 и ниже 7-10 14 и выше
  2 и ниже 6-8 от 10 и выше 4 и ниже 8-10 15 и выше
  2 и ниже 6-8 от 10 и выше 6 и ниже 9-11 16 и выше
  2 и ниже 5-7 от 9 и выше 7 и ниже 10-12 18 и выше
  3 и ниже 7-9 от 11 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
  4 и ниже 8-10 от 12 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
  5 и ниже 9-12 от 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
  5 и ниже 9-12 от 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше

 

2. Прыжок в длину с места. Данный тест направлен для определения скоростно-силовых способностей у испытуемых (рис.6). Тест рекомендуется проводить два-три раза. Лучшую попытку записывать в специально подготовленный протокол. Результатом является расстояние от линии прыжка до приземления (первая точка касания любой частью тела) в сантиметрах (см).

Рисунок 6 – Методика определения скоростно-силовых способностей по тесту «прыжок в длину с места»

Таблица 6 - Уровень развития «взрывной» силы учащихся 7-17 лет по тесту «прыжок в длину с места, см»

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
             
  100 и ниже 115-135 155 и выше 85 и ниже 110-130 150 и выше
  110 и ниже 125-145 165 и выше 90 и ниже 125-140 155 и выше
  120 и ниже 130-150 175 и выше 110 и ниже 135-150 160 и выше
  130 и ниже 140-160 185 и выше 120 и ниже 140-155


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: