Введение
Методы исследования - это пути, способы получения тех или иных данных (например, метод опроса, метод педагогических наблюдений и пр.).
При изучении проблем физической культуры и спорта используются следующие типы исследования:
а) теоретические;
б) эмпирические (практические, опытные);
в) лабораторные эксперименты.
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же явление можно анализировать по многим аспектам. (Например, при анализе урока можно проследить за методикой его проведения; вычислить общую и моторную плотность урока, проследить за пульсом занимающихся и т.п.). Всесторонний анализ позволяет глубже раскрыть исследуемую проблему.
Синтез - это смысловое соединение исследуемых составляющих в единое целое. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Синтез – это соединение отдельных сторон предмета, явления в единое целое.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.
Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
|
Сравнение - это установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
Для того чтобы сравнивать между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Составной частью этого процесса будет анализ, так как для установления различий в явлениях следует вычленять измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений, то в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.
При использовании методов сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логике процесс, противоположный абстрагированию).
Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:
- методы сбора и накопления информации (анализ литературных данных и документов, опрос, наблюдение и т.д.);
|
- методы контроля и измерения (тестирование, хронометрирование, шкалирование и т.д.);
- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);
- методы оценивания (самооценка, экспертное оценивание, рейтинг);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение).
В практике физического воспитания наибольшее распространение получили следующие методы:
• Анализ научно-методической литературы.
• Анализ документальных и архивных материалов.
• Педагогическое наблюдение.
• Хронометрирование.
• Опроса: беседа, интервью и анкетирование.
• Контрольные испытания.
• Экспертное оценивание.
• Педагогический эксперимент.
• Математико-статические методы.
В исследованиях по физическому воспитанию и спорту, широкое применение находят различные методы научного познания из других областей науки и техники (педагогики, психологии, социологии, физиологии, математики и др.).
При выборе методов исследования следует руководствоваться задачами, поставленными перед работой. При этом важно выбирать такие методы, которые бы соответствовали при изучении определенных явлений.
Тема 6. Анализ научно-методической литературы.
Анализ документальных и архивных материалов
Анализ научно-методической литературы
Любая исследовательская работа начинается с изучения специальной литературы. Исследовательская работа - это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации.
Изучение литературы необходимо в процессе выбора темы:
|
- для создания представления об изучаемой проблеме (постановка проблемы, её история, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.);
- для постановки цели и задачи работы;
- выдвижения гипотезы;
- определения предмета и объекта исследования;
- выбора методов исследования;
- для написания главы курсовой или дипломной работы «Состояние вопроса», предшествующей изложению собственно теоретического материала и т.п.
Важно выявить насколько эта проблема освещена в литературе, её история, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.
Поиск научно-методической литературы:
1) Через библиотеки. Помощь поиска оказывают соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида:
- алфавитный (сведения располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг, если в них не указаны авторы)
- систематический (описания произведений даны по отраслям науки и техники; отделы и подотделы таких каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр; алфавитное расположение играет подчинённую роль, уступая место хронологическому порядку - прямому или обратному).
- предметный (создаются в ряде крупных научных и технических библиотек; отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке).
Дополнительно выделяются каталоги периодических изданий (каталоги журнальных и газетных статей). При работе с литературой следует учитывать, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся к печати и издаются.
Для успешного поиска необходимой литературы следует запомнить следующее:
- если знаете автора книги или её название - обратитесь к алфавитному каталогу;
- вас интересует книга по определённой отрасли науки - обратитесь к систематическому каталогу;
- вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету)- обратитесь к предметному каталогу;
- вы интересуетесь статьёй из периодического издания - обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.
Данные о литературном фонде библиотек, а также сведения о зарубежных изданиях можно получить, обращаясь к различным библиографическим пособиям, собранным в справочно-библиографических отделах библиотек. Поиск литературы возможен и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы.
При подборе литературы следует учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общая направленность работы.
Важно создавать личную картотеку, где указываются все библиографические описания, которые должны соответствовать общепринятым правилам.
Способы чтения при выборе литературы:
- беглое;
- выборочное;
- сплошное;
- смешанное.
1) систематический (описания произведений даны по отраслям науки и техники; отделы и подотделы таких каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр; алфавитное расположение играет подчинённую роль, уступая место хронологическому порядку - прямому или обратному).
2) предметный (создаются в ряде крупных научных и технических библиотек; отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке).