Анализ научно-методической литературы




Введение

Методы исследования - это пути, способы получения тех или иных данных (на­пример, метод опроса, метод педагогических наблюдений и пр.).

При изучении проблем физической культуры и спорта используются следующие типы исследования:

а) теоретические;

б) эмпирические (практические, опытные);

в) лабораторные эксперименты.

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же явление можно анализировать по многим аспектам. (Например, при анализе урока можно проследить за методикой его проведения; вычислить общую и моторную плотность урока, проследить за пульсом занимающихся и т.п.). Всесторонний анализ позволяет глубже раскрыть исследуемую проблему.

Синтез - это смысловое соединение исследуемых составляющих в единое целое. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Синтез – это соединение отдельных сторон предмета, явления в единое целое.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Сравнение - это установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнивать между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Составной частью этого процесса будет анализ, так как для установления различий в явлениях следует вычленять измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений, то в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании методов сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логике процесс, противоположный абстрагированию).

Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:

- методы сбора и накопления информации (анализ литературных данных и документов, опрос, наблюдение и т.д.);

- методы контроля и измерения (тестирование, хронометрирование, шкалирование и т.д.);

- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

- методы оценивания (самооценка, экспертное оценивание, рейтинг);

- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение).

В практике физического воспитания наибольшее распространение получили следую­щие методы:

• Анализ научно-методической литературы.

• Анализ документальных и архивных материалов.

• Педагогическое наблюдение.

• Хронометрирование.

• Опроса: беседа, интервью и анкетирование.

• Контрольные испытания.

• Экспертное оценивание.

• Педагогический эксперимент.

• Математико-статические методы.

В исследованиях по физическому воспитанию и спорту, широкое применение находят различные методы научного познания из других областей науки и техники (педагогики, пси­хологии, социологии, физиологии, математики и др.).

При выборе методов исследования следует руководствоваться задачами, поставлен­ными перед работой. При этом важно выбирать такие методы, которые бы соответствовали при изучении определенных явлений.

Тема 6. Анализ научно-методической литературы.
Анализ документальных и архивных материалов

Анализ научно-методической литературы

Любая исследовательская работа начинается с изучения специальной литературы. Ис­следовательская работа - это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации.

Изучение литературы необходимо в процессе выбора темы:

- для создания представления об изучаемой проблеме (постановка проблемы, её история, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.);

- для постановки цели и задачи работы;

- выдвижения гипотезы;

- определения предмета и объекта исследования;

- выбора методов исследования;

- для написания главы курсовой или дипломной работы «Состояние вопроса», предшествующей изложению собственно теоретического материала и т.п.

Важно выявить насколько эта проблема освещена в литературе, её история, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.

Поиск научно-методической литературы:

1) Через библиотеки. Помощь поиска оказывают соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида:

- алфавитный (сведения располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фами­лий авторов или названий книг, если в них не указаны авторы)

- систематический (описания произведений даны по отраслям науки и техники; отделы и подотделы таких каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр; алфавитное расположение играет подчинённую роль, уступая место хронологическому порядку - прямому или обратному).

- предметный (создаются в ряде крупных научных и технических библиотек; отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке).

Дополнительно выделяются каталоги периодических изданий (каталоги журнальных и газетных статей). При работе с литературой следует учитывать, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся к печати и издаются.

Для успешного поиска необходимой литературы следует запомнить следующее:

- если знаете автора книги или её название - обратитесь к алфавитному каталогу;

- вас интересует книга по определённой отрасли науки - обратитесь к систематическому каталогу;

- вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету)- обратитесь к предметному каталогу;

- вы интересуетесь статьёй из периодического издания - обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

Данные о литературном фонде библиотек, а также сведения о зарубежных изданиях можно получить, обращаясь к различным библиографическим пособиям, собранным в справочно-библиографических отделах библиотек. Поиск литературы возможен и в процессе оз­накомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы.

При подборе литературы следует учитывать год издания, авторитетность и извест­ность в науке автора книги, издательство, общая направленность работы.

Важно создавать личную картотеку, где указываются все библиографические описа­ния, которые должны соответствовать общепринятым правилам.

Способы чтения при выборе литературы:

- беглое;

- выборочное;

- сплошное;

- смешанное.

1) систематический (описания произведений даны по отраслям науки и техники; отделы и подотделы таких каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр; алфавитное расположение играет подчинённую роль, уступая место хронологическому порядку - прямому или обратному).

2) предметный (создаются в ряде крупных научных и технических библиотек; отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: