Тема 8. Хронометрирование. Пульсометрия




Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако иногда оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования - определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике работы наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Моторная плотность урока - это отношение времени выполнения физических упражнений (двигательных действий) к общей продолжительности урока.

С этой целью во время занятий фик­сируются следующие виды деятельности:

- выполнение физических упражнений;

- слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;

- отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения;

- действия по организации занятий, упражнений;

- простои.

Такое распределение видов деятельности имеет весьма условный характер. Например, перестроение перед выполнением очередного упражнения, переход от одного гимнастического снаряда к другому могут не только носить организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что весь урок занимающиеся будут ходить и бегать (моторная плотность 100%), но в то же время не решить основных задач урока.

Хронометрирование занятия осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью одного из занимающихся. Для большей объективности под наблюдение следует брать наибо­лее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах. Непосредственно на месте хроно­метрирования в протоколе заполняются только первые три колонки: части урока; содержание занятия; время окончания деятельности. Следующие пять колонок (выполнение физических упражнений; слушание и наблюдение (словесные и наглядные методы); отдых и ожидание; организационные вспомогательные действия, простои) заполняются после соответствующего расчета времени.

Обработку результатов хронометрирования необходимо делать в следующем порядке.

- Вначале рассчитывается время по видам деятельности, вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера с завершением последующей деятельности занимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы.

Часть урока, время Вид деятельности учащихся Показание секундомера, мин. сек. Объяснение и показ Выполнение упражнений Организационные и вспомогательные действия Ожидание и отдых Простой
               
               

 

- Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его частей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности. После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей.

1. Для расчета моторной плотности занятия необходимо:

- просуммировать время, которое было затрачено на выполнение физических упражнений в течение всего урока (тренировке) (5 графа);

- поставить полученные значения в формулу и определить показатель моторной плотности:

МП = tфу (мин) /tобщ (мин)*100%, где МП - моторная плотность;

tфу- время выполнения физических упражнений;

tобщ - общая продолжительность занятия или его части; время проведения всего урока принимается за 100%;

Например, если время, затраченное на выполнение физических упражнений, равняется 25 минутам, а сам урок физической культуры длился 45 минут, то моторная плотность рассчитывается следующим образом:

МП=25/45*100%= 55,5%.

Таким образом, моторная плотность урока составила 55,5%.

2. О бщая плотность (ОП) занятия рассчитывается следующим образом:

ОП = (tобщ (мин) -tпростоя (мин)) / tобщ *100%

Например, время урока =45 минут. При этом 3 минуты на уроке был простой (не рационально затраченное время). Подставляем данные в формулу:

ОП = (45-3) / 45 *100%=93,3%

Таким образом, общая плотность урока составила 93,3%.

3. Для расчета времени, затраченного на организационные и вспомогательные действия в % (tвспом) следует воспользоваться следующей формулой:

tвспом = tвспом (мин)./ tобщ (мин)*100%

Например, время урока =45 минут. При этом 3,40 минуты на уроке было затрачено на организационные и вспомогательные действия. Подставляем данные в формулу:

tвспом.=3,40/45*100%= 7,6%

Таким образом, 7,6% от всего урока было затрачено на организационные и вспомогательные действия.

4. Для расчета времени, затраченного на объяснение и показ (словесные и наглядные методы) в % (tсл. и нагл. методы) следует воспользоваться следующей формулой:

tсл. и нагл. методы = tсл. и нагл. методы (мин)/ tобщ (мин) *100%

Например, время урока =45 минут. При этом 6 минут на уроке было затрачено на словесные и наглядные методы. Подставляем данные в формулу:

tсл. и нагл. методы =6/45*100%= 13,33%

Таким образом, 13,33% от всего урока было затрачено на использование словесных и наглядных методов, т.е. на объяснение и показ.

5. Для расчета времени, затраченного на ожидание и отдых в % (tожид) следует воспользоваться следующей формулой:

tожид = tожид (мин)/ tобщ (мин) *100%

Например, время урока =45 минут. При этом 2 минуты на уроке было затрачено на ожидание и отдых занимающегося. Подставляем данные в формулу:

tожид=2/45*100%= 4,44%

Таким образом, 4,44% от всего урока было затрачено занимающимся на ожидание и отдых.

6. Для расчета времени простоя в % (tпростоя) следует воспользоваться следующей формулой:

tпростоя = tпростоя (мин)/ tобщ (мин) *100%

Например, время урока =45 минут. При этом 3 минуты составил простой (не рационально затраченное время – с опозданием был начат урок и (или) раньше закончен; время затрачено на налаживание дисциплины занимающихся; заранее не был подготовлен инвентарь или оборудование и т.п.). Подставляем данные в формулу:

tпростоя=3/45*100%= 6,67%

Таким образом, 6,67% времени от всего урока составил простой.

 

Пульсометрия является одним из методов педагогического исследования. Данный метод позволяет определить реакцию организма занимающихся на физическую нагрузку. В ходе урока (тренировки) через определенный промежуток времени (выполнения физических упражнений) измеряется и подсчитывается частота сердечных сокращений.

Методика проведения пульсометрии:

1. Определить пульс до начала проведения урока (тренировки) – ЧСС (частота сердечных сокращений) за 1 минуту. Чаще всего измеряется пульс на запястье руки (лучевой артерии) (см.рис.2) и на шее (на сонной артерии) (см. рис.3) в положение сидя.

Рисунок 2 – Определение пульса на лучевой артерии Рисунок 3 – Определение пульса на сонной артерии  

ЧСС измеряется за 6, 10, 15 и 30 секунд. Более точное измерение ЧСС это за 15 и 30 секунд. Если ЧСС измеряется за 6 сек., то количество ударов умножается на 10, если за 10 сек. – на 6, если за 15 сек. – на 4, если за 30 сек. – на 2. Это делается для того, чтобы узнать количество ударов сердечных сокращений за 1 минуту.

2. Измеряется пульс (ЧСС) в ходе урока (тренировки) после выполнения физических упражнений примерно через каждые 5 минут. Например, после выполнения ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений, эстафет, подвижных и спортивных игр, подводящих и основных упражнений при их разучивании и (или) совершенствования, упражнений по общей физической подготовке и других упражнений или двигательных действий на уроке (тренировке). Результаты измерения следует занести в специально подготовленный протокол (см. таблицу 4).

 

 

Таблица 4 – Протокол определения нагрузки в уроке по пульсу (образец)

Дата____________Класс_11__Школа____1__________

Количество занимающихся___ 18 __ Количество учеников в классе__ 20 ___

Ф.И. ученика__ Иванов Иван __Проводил___ учитель физкультуры

урок по физической культурен раздел «волейбол»

 

Часть урока № п.п Время измерения, мин.сек. Пульс за 10 сек Пульс за 1 мин Упражнения до и после которых подсчитывался пульс
           
подготовительная         в покое до начала урока
  5.00     после бега и беговых упражнений, подскоков
  10.30     после ОРУ
основная   15.00     Совершенствование верхней и нижней передач в/б мяча в паре
  20.00     Объяснение и показ техники нападающего удара в волейболе
  25.00     Разучивание нападающего удара в волейболе
  28.30     Совершенствование нижней и верхней подачи в/б мяча через сетку
  32.30     Спортивная игра в волейбол
  37,00     Спортивная игра в волейбол.
  42.00     ОФП методом круговой тренировки
заключительная   45.00     в конце урока после подвижной игры на внимание и выставление оценок за урок

Примечание: таким образом, ведется наблюдение на протяжении всего урока, подробно записываются упражнения, действия до или после которого рассчитывается пульс. Далее по протоколу вычерчивается график кривой нагрузки, но пульсу.

 

 

Рисунок 4 - Образец графика нагрузки в уроке ФКиС по пульсовой кривой

3. На основании данных таблицы и графика проводится анализ изменения ЧСС в течение урока (тренировки) после выполнения различных физических упражнений, составляются выводы. При анализе данных пульсометрии следует ответить на следующие вопросы:

- Соответствует ли кривая нагрузки по пульсу задачам подготовительной, основной и заключительной частей урока (разбирать каждое задание отдельно).

- Опишите после каких физических упражнений происходит повышение ЧСС (кол-во ударов за 1 минуту), и, наоборот, понижение?

- Опишите ошибки в регулировании нагрузки и пути их устранения.

- Имеется ли тренировочный эффект от предлагаемой нагрузки на уроке (тренировке) для конкретного занимающего в соответствии с его возрастом и физической подготовленности.

- Какие были допущены ошибки при проведении урока (тренировки) и пути их устранения.

4. Далее составить выводы и рекомендации на основании анализа данных пульсометрии.

Тема 9. Метод опроса: беседа, интервью и анкетирование.

В сфере физической культуры, адаптивной физической культуры, спорта и туризма большое значение имеет метод опроса. Он применяется для сбора и анализа словесных показаний или высказываний испытуемых. Правильное использование данного метода помогает выявлять, например, индивидуальные и психологические особенности личности (склонности, интересы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, к себе).

Метод опроса помогает получить информацию мнений людей, их мотивов и оценок явлений. Он необходим при отсутствии информации, которая не доступна при проведении педагогического наблюдению или эксперимента. Поэтому метод опроса необходим для дополнения необходимой информации в ходе исследовательской работы.

Специалисты Ю. Д. Железняк и П. К. Петров [2009] отмечают, что «Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем взаимодействия между исследователем и опрашиваемым (респондентом).Главное достоинство опроса - широта охвата, так как можно опросить максимальное количество людей в минимальные сроки».

К разновидностям опроса, используемых в сфере физической культуры, спорта, адаптивной физической культуры, туризма и рекреационной деятельности, относятся беседа, интервью и анкетирование.

Характеризуя беседу, Ю. Д. Железняк и П. К. Петров [2009], отмечают что она «применяется как самостоятельный или дополнительный метод в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Требования:

- проводить по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.

- беседу вести в свободной форме, без записи ответов собеседника;

- участники не должны догадываться об истинных целях исследования;

- создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт. (Например, благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п.);

- определить способ фиксирования результатов (например, использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит в дальнейшем тщательно проанализировать текст беседы, выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты)».

Важно отметить, что эффективность беседы зависит:

- от опыта исследователя;

- степени его педагогической и особенно психологической подготовки;

- уровня теоретических знаний;

- искусства ведения беседы;

- личного обаяния.

Авторами Ю. Д. Железняком и П. К. Петровым [2009] также даются определения «интервью», «анкетирование», «анкета» и раскрываются их характеристики.

«Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов (разновидность беседы). Отличие от беседы: респонденты и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто».

«Анкетирование - распространенная форма опроса. Способ получения информации путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет».

«Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик объекта и предмета анализа».

Предназначение анкеты - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентами.

Так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Одно из преимуществ анкетирования перед беседой - возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых (все зависит от количества подготовленных бланков анкет). К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Вопросы должны быть понятными, однозначными, краткими и объективными.

Основным инструментом этого метода является анкета, состоящая из преамбулы, опросного листа и «паспортички» - демографической части анкеты. Эффективность анкеты зависит от ее грамотного построения и содержания.

Построение анкеты. В анкете выделяют три части – вводную (преамбула), основную (набор вопросов) и демографическую (паспортичка).

Вводная часть анкеты (преамбульно-инструктивный раздел) представляет собой обращение к респонденту, название учреждения, проводящего исследование, задачи исследования, правила заполнения и способы возврата анкеты, заверения в анонимности ответов; даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. Преамбула мотивирует респондента на заполнение анкеты, на искренность ответов.

Основная часть анкеты (опросный лист) состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка вопросов основной части наиболее ответственна и сложна. Начинать необходимо с простых вопросов, служащих тому, чтобы заинтересовать респондентов, помочь включиться в работу. После этого задаются вопросы, направленные на решение главных задач исследования, касающиеся мотивов, мнений, оценок. Затем следуют вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, контрольные вопросы, вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов. Опросный лист разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений.

Демографическая часть анкеты - «паспортичка» - это социальная характеристика респондента, пол, возраст, образование, спортивная квалификация и т.д. Эта часть наиболее кратка и проста в заполнении. Ее назначение - способствовать качественному анализу собранной информации и репрезентативности (достоверности) полученного материала.

По содержанию вопросы анкеты бывают прямыми и косвенными.

Прямые - получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования, т.е. в случае, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают (например, «Нравится ли вам спортивная аэробика как вид спорта?»).

Однако многие исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, если их личное мнение расходится с общепринятым. Поэтому иногда более предпочтительными могут оказаться косвенные вопросы.

Косвенные вопросы - получение необходимой информации осуществляется через побочные вопросы. (Например, выявить отношение респондента к спортивной аэробике можно с помощью такого вопроса: «Согласны ли вы с утверждениями, что спортивная аэробика является одним из популярных видов спорта в нашей стране?» и т. п.)

По форме представления ответов вопросы (задания) анкеты подразделяются на открытые и закрытые.

Открытые - если инструкция не ограничивает способ ответа на них, если заранее не определяются ожидаемые варианты и ответы респондентами могут быть даны в свободной форме. (Например, с целью выяснения предпочтительного отношения к какому-либо виду спорта может быть дано следующее задание: «Опишите вид спорта, который вам нравится больше других». Такие формулировки позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные факты и обоснование мотивов.)

Закрытые - возможности выбора ограничиваются определенным числом вариантов, предусмотренных составителем, (например, вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо ответить только «да» или «нет». Так, на вопрос: «Желаете ли вы работать тренером после окончания факультета?» - варианты ответов: 1) да; 2) нет. Отвечающий должен выбрать соответствующий из них. Весьма интересны и такие вопросы, которые содержат набор ответов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали педагогический факультет физической культуры?»

Варианты ответов: 1) очень доволен; 2) доволен; 3) безразличен; 4) недоволен; 5) очень недоволен.)

В методике анкетирования могут использоваться также и комбинированные анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.

Виды анкетных опросов [Никитушкин В.Г., 2017]:

- в зависимости от количества опрашиваемых – сплошное (опрос всех изучаемых лиц) и выборочное (часть респондентов - выборка, наиболее распространенный);

- в зависимости от способа общения - личное (преимущества - полный возврат анкет, контролируется правильное заполнение) и заочное;

- по способу вручения анкет - почтовое, прессовое и раздаточное (личное вручение анкеты).

Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно в периоды избирательных кампаний.

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь.

Телевизионный экспресс-опрос - метод сбора в основном политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Однако этот метод может быть использован и для сбора информации по вопросам физической культуры и спорта.

Правила проведения анкетного опроса:

- Опрашиваемым следует разъяснить цели и практическое значение опроса;

- Необходимо сохранить возможность анонимных ответов, (не указывать фамилию и другие данные респондентов, если этого не требуют задачи исследования);

- Помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;

- количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

В исследованиях, проводимых студентами, анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы учителей физической культу­ры, специалистов по физической культуре в детских садах, инструкторов по оздоровительной работе или спортивных тренеров по самым различным вопросам: содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом, наиболее трудные для освоения элементы и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: