Виды педагогических экспериментов




На рисунке 12 схематично представлены виды педагогических экспериментов.

Рисунок 12 - Виды педагогических экспериментов (Никитушкин В.Г., 2017)

В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент, или констатирующий.

Преобразующий эксперимент (встречаются и другие названия: созидательный, формирующий, научно-исследовательский) предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой. Примером эксперимента подобного рода могут служить исследования эффективности программированного обучения.

Констатирующий эксперимент (его можно назвать еще контролирующим, практическим) предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, яв­лении. Констатирующий эксперимент очень часто проводится для проверки действия того или иного известного факта, явления при работе в новых условиях, с другим возрастным контингентом занимающихся, с представителями других видов спорта.

По степени изменения этих условий педагогические эксперименты принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный.

Естественный эксперимент характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, что они могут быть даже не заме­чены участниками эксперимента.

Примером естественного педагогического эксперимента может служить исследование нового содержания программного материала для учащихся общеобразовательных школ, когда в экспериментальных классах применяются разработанные исследователем физические упражнения. В подобном эксперименте, как правило, условия проведения уроков настолько типичны, что дети даже не осознают своего участия в научной работе, хотя содержание занятий и специально организовано.

В зависимости от способа комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный эксперимент может проводиться в виде экспериментальных занятий и в виде опытных уроков [Л. В. Занков, 1962].

Модельный эксперимент проводится в относительно строго контролируемых условиях, которые позволяют изолировать изучаемое явление от побочных влияний (например, на учебно-тренировочных сборах), где все испытуемые имеют практически одинаковое питание, режим тренировочных занятий и отдыха. При исследовании, например, результативности отягощений для развития силы, для исключения влияния техники жима на результат применяют жим лежа [Никитушкин В.Г., 2017].

Лабораторный эксперимент проводится сискусственной изоляцией одного или нескольких спортсменов, учеников от ос­новной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

В зависимости от осведомленности или неосведомленности занимающихся о задачах и содержании исследования опытные уроки подразделяются на открытые и закрытые. Экспериментальные занятия проводятся, как правило, в открытой форме.

Открытый эксперимент предусматривает достаточно подробное объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования. Экспериментатор стремится сделать всех исследуемых активными и сознательными участниками работы, признающими значение экспериментального поиска в улучшении учебно-воспитательного процесса.

Закрытый эксперимент проводится при полной неосведомленности занимающихся о том, что они являются участниками исследовательской работы. Это придает их поведению ту непринужденность, которая может в наибольшей мере отразить преимущества и недостатки изучаемых педагогических факторов.

По направленности педагогический эксперимент подразделяется на абсолютный и сравнительный.

Абсолютный эксперимент проводится в тех случаях, когда нужно изучить состояние занимающихся в данный момент, без прослеживания динамики. Например, изучение уровня развития двигательных качеств по заранее разработанным тестам для определенной возрастной группы детей.

Абсолютный эксперимент несет в себе элементы сопоставления - например, со стандартами.

Абсолютный эксперимент может перерасти в сравнительный, если проводить повторные исследования на том же контингенте, по той же методике и сравнивать показатели в динамике.

Сравнительный эксперимент проводится при необходимости установить наибольшую эффективность какого-либо метода обучения, применяемого средства и т.д.

По логической схеме доказательства выдвинутой гипотезы все сравнительные эксперименты делятся на последовательные и параллельные.

Последовательные эксперименты предусматривают доказательство гипотезы (или ее опровержение) путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения в той же самой группе занимающихся.

Действительно, если в одной и той же учебной группе до введения какого-то нового метода не отмечались успехи, а после его введения они появились, то невольно весь эффект относится за счет именно этого нового метода.

Параллельные эксперименты строятся по схеме идентичных групп, которая предусматривает организацию двух и более максимально одинаковых парных учебных групп. В одной группе каждой пары применяется экспериментальный метод организации учебно-воспитательного процесса (экспериментальная группа), в другой — контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, т. е. параллельно.

Параллельные эксперименты бывают прямые, перекрестные и многофакторные (с несколькими уровнями).

Прямой эксперимент является простейшей разновидностью параллельного эксперимента. При этой постановке в экспериментальных и контрольных группах после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов.

Перекрестный эксперимент имеет более сложное построение. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании контрольных групп, ибо каждая из па­ры групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной.

Многофакторный эксперимент проводится для более точного исследования с целью собрать наибольший объем информации. При про­ведении многофакторных экспериментов не проводится условное выравнивание отдельных факторов, так как они исследуются вместе и варьиру­ются на разных уровнях.

В книге Никитушкина В.Г. [2017] также описываются в зависимости от этапа исследования предварительный (пилотажный) эксперимент и основной эксперимент. Предварительный (пилотажный) эксперимент проводится с «разведывательной» целью для проверки рабочей гипотезы, методики эксперимента, инвентаря и оборудования и т.п. Это в свою очередь способствует более качественной постановке основного эксперимента.

В зависимости от цели, специфики предмета исследования педагогический эксперимент может быть широким и узким, длительным или непродолжительным, массовым и единичным и проводиться в виде автоэксперимента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: