Педагогическое наблюдение как метод исследования - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными.
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
1) только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;
2) оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
3) наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
4) в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
5) наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои
действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами
опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности
занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т. п.);
3) возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием):
4) пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те
стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
2) когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
3) когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с
помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;
4) когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
5) когда на заключительном этапе исследования требуется проверить
эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе
применения других методов.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики, наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения. Поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.
Цель педагогических наблюдений в области физического воспитания - изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к которым можно отнести следующие:
1) задачи обучения и воспитания;
2) средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);
3) методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный
метод и пр.);
4) поведение занимающихся и преподавателя;
5) характер и величина тренировочной нагрузки;
6) некоторые элементы техники выполнения движений;
7) тактические действия;
8) величины пространственных, временных и силовых характеристик: перемещения занимающихся или снарядов, длина разбега, дальность полета диска и т. п.;
9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
Объектами педагогических наблюдений могут быть, лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).
Объектами педагогических наблюдений могут быть:
— отдельные учащиеся;
— спортсмены;
— тренеры и преподаватели;
— классы в школе;
— отделения ДЮСШ;
— группы спортсменов различной подготовленности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного возраста и пола; условия занятия;
— сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного процесса) и т.д.;
— лица занимающихся по нозологическим группам.
Содержание наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например, построение тренировочного цикла, объём нагрузки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подводящих упражнений. В школе содержанием наблюдения могут быть: методы обучения и воспитания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся
В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причем в большей мере, заимствованной у социологов. Схематически она выглядит следующим образом (Рис. 1):
Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.
Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию.
Рис.1. Классификации видов педагогических наблюдений
По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.
Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования.
Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п.
По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и не включенные.
Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений - анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. «Действующие» спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.
Не включенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего.
По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.
Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение.
Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.
По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.
Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов. Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.
Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.
Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:
1) определить задачи наблюдения;
2) наметить объекты наблюдения, т. е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;
3) определить способ проведения наблюдения;
4) подобрать приемы фиксации полученных данных;
5) установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно.
По другой классификации наблюдения объединяются:
1. По типу связи исследователя с объектом изучения:
1) непосредственные когда сам исследователь является наблюдателем происходящего педагогического явления. Есть неблагоприятное обстоятельство - большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, а это влияет на достоверность полученных результатов. Здесь большую роль играет психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать у него доброжелательное отношение к присутствию его на занятиях.
2) опосредованные (косвенные) - привлекаются студенты, преподаватели, ученики и др. для сбора достаточно большого фактического материала. Непосредственные и опосредованные (косвенные) по форме могут быть открытыми и скрытыми.
3) открытые;
4) скрытые
2. По признаку в ремени и пространст ва:
1) непрерывные если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматривается его начало, развитие и завершение (например: 1) проследить ход разучивания гимнастического упражнения от начального этапа ознакомления с ним до овладения учениками данным упражнением и вскрыть при этом методику обучения;
2) про наблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. По длительности может быть от нескольких сек, минут, месяцев и даже лет).
3) дискретные (прерывистые) - в процессе его проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.
4) Монографические - представляется возможным проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый процесс (например, обычный анализ урока группой студентов, где каждый ведёт наблюдение за определенным явлением);
5) узкоспециальные - с целью познания сущности явления, его качественной структурной характеристики. Создают возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления. Следует помнить о связи изучаемых явлений с другими и не рассматривать их изолированно.
ü опыта и других личных качеств ведущего наблюдения;
ü количество участников исследовательской работы;
ü от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании.
Составляется план: задачи;
выделить объекты и содержание наблюдения; определить методику анализа собранного материала; определить продолжительность и время проведения наблюдений.
Регистрация результатов наблюдения;
ü протоколирование (заранее подготовить бланки) => 1) обычное словесное описание, 2) графическая запись; 3) стенографирование.
ü Комментирование в микрофон без письменной записи и в сочетании с письменной записью; Фотографии;
ü Видеосъемки. Положительное! 1) возможность зафиксировать движения в естественных условиях (на соревнованиях, на тренировочном занятии) и с разных сто-рол; 2) зафиксированные движения могут точно и многократно воспроизводиться, а с помощью современных компьютеров и специальных технологий подвергаться биомеханическому анализу; т.о. расширяется возможность наблюдения и прослеживания всех деталей движения; 3) возможность широкого использования опыта ведущих спортсменов, сравнения вариантов техники и т.п.
ü Использование специальных приборов и технических средств: позволяют точно и объективно определять пространственные и временные параметры и усилия:
Усилия – с помощью динамометров и динамографов (принцип сжатия или растяжения пружин датчиков ).
Пространственные параметры – величина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т.д.
Временные параметры – время пробегания определённого состояния, длительность отдельных фаз движений (секундомеры, хронометры, электронные счётчики).
Организация наблюдения.
Методика наблюдения (его построение, отбор соответствующих видов, содержание, техника проведения) зависит:
1) от конечной цели и задач исследования;
2) характера объекта, подлежащего наблюдению;
3) условий, в которых находятся предмет изучения и исследователь;
4) оснащённости вспомогательными средствами;