Галлюцинации, в отличие от иллюзий, представляют собой более серьезное расстройство восприятия. Это мнимое, ложное восприятие, возникающее без раздражителя. В основе иллюзий всегда имеется реальный источник раздражения, однако оно воспринимается в искаженном виде. При галлюцинациях, т. с. восприятии без объекта, человек воспринимает то, чего в действительности нет: он слышит голоса, видит различные предметы, людей, животных и т. д. Страдающие галлюцинациями воспринимают несуществующие раздражители так же ярко, как и реально существующие.
Галлюцинации могут быть элементарными, проявляющимися в виде оклика по имени, шума, стука, звона, мелькания искр, и более сложными, представляющими собой отдельные сцены, разговоры, мелодии, картины.
В зависимости от того, в области каких анализаторов возникают галлюцинации, их делят на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые и др., которые могут встречаться в различных сочетаниях. Они бывают бесформенными и ярко очерченными, индифферентными или угрожающими; способны вызывать ужас, ярость или любопытство.
Слуховые галлюцинации, например, часто встречаются в виде окликов знакомым или неизвестным больному лицом и воспринимаются вполне отчетливо, голоса локализуются в стене, под полом, бывают громкими или тихими, разборчивыми или непонятными. Слуховые галлюцинации, которые носят приказной, повелительный характер (ударить, уйти, прыгнуть с балкона, бросить ребенка в огонь и др.), наз. императивными.
Зрительные галлюцинации с особенной чувственной яркостью наблюдаются при эпилепсии и других психозах экзогенного происхождения, но все же они возникают реже, чем слуховые, и менее продолжительны. Иногда они носят устрашающий характер.
|
Обонятельные, вкусовые, тактильные галлюцинации - иногда трудно отграничить от соответствующих иллюзий. В ряде случаев в начале заболевания больной скрывает свои галлюцинаторные переживания, и только по его поведению можно сделать вывод о их наличии (продолжительное прислушивание, неподвижный, устремленный в пространство взгляд, неадекватная гримаса или улыбка, закрывание ушей, носа и др.).
Галлюцинации делят также на истинные и псевдогаллюцинации. При истинных галлюцинациях объект мнимого восприятия проецируется вне головы больного, в пространство и носит ясный и конкретный характер. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных отсутствием ощущения объективной реальности образов, неопределенной локализацией объекта восприятия, когда он воспринимается внутри больного или на нереальном расстоянии. Так, больной заявляет, что внутри него раздаются чужие голоса.
В патологической продукции восприятий и представлений различают агнозию, дереализацию и деперсонализацию.
Агнозия — расстройство узнавания предметов и явлений по соответствующим признакам (телефон по звонку, часы по тиканию, собаку по лаю) при сохранности периферических органов чувств. Различают оптическую, слуховую, тактильную и другие виды агнозий.
Дереализация — искаженное восприятие формы и величины предметов, вещей, пространства. Больной при этом утверждает, что все окружающее как-то изменилось: предметы увеличились (ма- кропсия) или уменьшились (микропсия), изменилась их форма (метаморфопсия), они удаляются или приближаются и т. д.
|
Деперсонализация проявляется в том, что больной воспринимает изменившимся самого себя: изменились форма и величина тела, оно стало более тяжелым или легким, изменились части тела (нарушение схемы тела), увеличены, уменьшены, смещены отдельные части тела. «Я лежу в постели,— заявляет больной,— и вижу как голова отходит от тела, я в ужасе и страхе хватаюсь за голову».
Емоции и их патология.
Эмоции сопровождают всю психическую деятельность человека, в них отражается его отношение к воспринимаемому и переживаемому. Источником эмоций является окружающая действительность, которая вызывает у человека те или иные чувства — в зависимости от ее значимости для него.
Эмоция представляет собой сложный комплекс переживаний, отдельные ее компоненты тесно взаимосвязаны с деятельностью подкорковых структур и коры большого мозга.
Эмоции характеризуются не только субъективными, но и объективными проявлениями.
По характеру различают (низшие и высшие эмоции)
По тону (положительные и отрицательные)
По механизму возникновения (реактивные и витальные).
Низшие, или врожденные, эмоции - безусловные рефлексы и тесно связаны с инстинктами самосохранения, питания и размножения.
Высшие эмоции, свойственные только человеку (этические, эстетические, чувство долга, любви к родине и др.), являются результатом услово-рефлекторной деятельности коры большого мозга. Они связаны с социальными условиями среды и по отношению к низшим являются господствующими.
|
Положительные эмоции проявляются в виде приятного переживания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные— в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха, тормозят течение психических процессов.
Витальные эмоции обусловлены болезнями, неприятными ощущениями, идущими от внутренних органов в кору большого мозга.
Реактивные эмоции вызваны воздействием внешних и внутренних раздражителей и фактически представляют собой сферу эмоций человека в норме.
Интенсивность, глубина и подвижность эмоций зависят от типа психической деятельности и возраста человека. Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, эмоции их подвижные, но не глубокие.
Настроение - более или менее длительное и устойчивое, бодрое или подавленное эмоциональное состояние. Оно является как бы производным многих эмоций, создающих общий фон самочувствия, окрашивающий в течение определенного времени суждения и действия человека.
Физиологические аффект - сильная и кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся двигательной реакцией без помрачения сознания(ярость, ужас, паника).
Страсть - очень сильная, но длительная эмоция как в сфере высших чувств, связанных с социальными потребностями человека, так и низших. Сущность ее определяется тем, на что она направлена, например, страсть к стяжательству и личной наживе, страсть к труду.
ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
Из наблюдающихся у детей расстройств эмоциональной сферы сравнительно часто встречаются изменения интенсивности настроения в виде его повышения или понижения. Повышенная раздражительность, эмоциональная возбудимость, нередко наблюдаемые у детей, не являющихся психически больными, обусловлены недостаточным развитием задерживающих, тормозящих импульсов, вызванных неблагоприятными условиями жизни.
Гиперестезия эмоций характеризуется повышенной чувствительностью к раздражителям, неадекватной реакцией на их воздействие, когда события, не имеющие к субъекту никакого отношения, переживаются им весьма болезненно, отрицательно влияют на его деятельность, отражаются на поведении. Так, эмоциональная гиперестезия наблюдается у психоастеников, далеких от жизни мечтателей, у некоторых невротиков, а также у практически здоровых лиц в пубертатном периоде.
Эмоциональная тупость – эмоция, противоположна гиперестезии, проявляющаяся безразличием к собственному положению, судьбе близких, радости, горю. При этом раздражители не вызывают соответствующей субъективной реакции.
Эйфория — длительное патологическое повышение настроения, неадекватное тому положению и обстановке, в которой находится больной. Это повышенное благодушное настроение сочетается с беспечностью, недостаточной критической оценкой человеком своего состояния. Например, при серьезных неприятностях, неудачах, тяжелом заболевании человек веселится, говорит о своем «прекрасном самочувствии». Эйфория часто сопровождается психомоторным возбуждением и вегетативными реакциями — учащением пульса, гиперемией лица, расширением зрачков.
Дисфория — острое расстройство настроения со злобно-раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями.
Депрессия — подавленное настроение, сопровождающееся тоской, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле и резким снижением влечений. Возникает либо без- всяких видимых внешних причин (эндогенная депрессия), либо как реакция на психическую травму (реактивная депрессия). Отмечаются психомоторная заторможенность, соматические расстройства (нарушение сна, аппетита, головная боль, диспепсические явления), чувство тревоги, страха.
Эмоциональная слабость (слабодушие) представляет собой резкое, без видимого внешнего повода колебание настроения от повышенного сентиментального до пониженного со слезливостью.
Эмоциональная амбивалентность проявляется одномоментным,' одновременным сосуществованием противоположных чувств к одному и тому же объекту, например, одновременно уживается горячее чувство любви и ненависти.
Патологический аффект — сильная, кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительными действиями, иногда жестоким убийством.
Реакция короткого замыкания — эмоционально-двигательный взрыв, состояние, близкое патологическому аффекту, но в отличие от него возникающее после неоднократных длительных отрицательных эмоций.
Апатия — чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность.