Психопатология изучает расстройства сознания, наступающие вследствие соматической, психической болезни или иных нарушений психической деятельности.
Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира.
Понятие расстроенного сознания охватывает совокупность многих взаимосвязанных и взаимообусловленных состояний. В психопатологии основным признаком расстройства сознания считают дезориентировку различной степени.
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
В сознании человека различают так называемое самосознание, или аутопсихическую ориентировку, т. е. способность осознавать себя как личность, свое «я», свои действия и мысли, интересы и свое положение в природе и в обществе, и аллопсихическую ориентировку, т. е. способность не только осознавать себя как личность, но и ориентироваться в среде — месте, времени, лицах, окружающем.
По степени тяжести и полноты выключения сознания можно выделить следующие его расстройства.
Сужение поля сознания — состояние, когда в фокусе сознания находится ограниченный круг представлений, одна-две идеи, целиком заполняющие собой все содержание психики. Такое сужение поля сознания наблюдается при сильных аффектах, когда, например, в состоянии страха, гнева, ярости сознание человека целиком заполнено только представлением, мыслью, связанной с аффективными переживаниями.
Сомнолентность — патологическая сонливость, состояние, при котором до сознания человека доходят только сильные раздражители, а слабые не воспринимаются. Аналогичными являются просоночное состояние и онейроидный синдром, или сновидное изменение сознания: человек с большим трудом осмысливает содержание обращенных к нему вопросов, дает на них ответы с задержкой, верные по существу, но неполные, лаконичные. При этих состояниях больном теряет активность, инициативу, избегает общения, стремится к покою, контакт с ним затруднен.
|
Обнубиляция (затемнение, облачность) — колеблющееся чередование легкой формы расстроенного сознания и моментов просветления, при которых человек на некоторое время приходит в себя.
Просоночное состояние (патологическое) — легкая форма нарушения сознания, напоминающая состояние, которое бывает у здорового человека, внезапно разбуженного во время сна. При этом во время пробуждения какой-то период времени человек осознает себя, но ориентация его во времени, месте и в окружающем еще отсутствует. Иногда ее осложняют обрывки сновидений.
Опейроидный синдром (сновидное изменение сознания).
Сумеречное состояние характеризуется внезапно начинающимся и оканчивающимся помрачением сознания (даже полным его выключением), сочетающимся с глубокой дезориентировкой в окружающем с искаженным восприятием, бредом, страхом и гневом. Состояние весьма тяжелое, нередко сопровождается совершенно безмотивными, лишенными логики и здравого смысла поступками, в том числе и преступлениями. При выходе из сумеречного состояния наступает амнезия, реже наблюдается фрагментарное воспроизведение пережитой действительности.
|
Амбулаторный автоматизм — состояние помрачения сознания, близкое к сумеречному изменению сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и страха. Проявляется бесцельным, непроизвольным блужданием с упорядоченным поведением и автоматическим выполнением сложных действий. Придя в себя, больной не может вспомнить, что с ним произошло, удивляется случившемуся.
Сомнамбулизм (снохождение, лунатизм) — сумеречное помраче ние сознания, представляющее собой вариант амбулаторного автоматизма, но в отличие от него наступающее во время сна.
Абсанс — мгновенная кратковременная потеря сознания с последующей амнезией.
Фуги и трансы — кратковременные сумеречные (1—2 мин) помрачнения сознания с двигательным возбуждением: больной куда-то бежит, снимает и надевает одежду, совершает другие импульсивные действия.
Делирий.
Аментивный синдром (аменция).
Коматозное состояние — глубокое расстройство сознания, характеризующееся отсутствием реакции на внешние раздражители, нарушением жизненно важных функций организма. Если же при таком состоянии появляются защитные реакции на сильные раздражители внешней среды говорят о ступоре, или ступорозном состоянии. Эти состояния у детей наблюдаются при тяжелых инфекциях и интоксикациях, эпилепсии, энцефалите, менингите, травматических повреждениях и опухолях мозга.
Деперсонализация — расстройство самосознания, при котором изменяется восприятие собственной личности, своего «я», утрачивается чувство единства личности. Собственные мысли и действия воспринимаются с чувством отчуждения, раздвоения, расчленения собственного «я». В этом состоянии больной говорит о себе в третьем лице, ощущает зависимость своих мыслей, неуправляемость ими, они являются для него как бы чуждыми, насильственно внушенными.
|
25. Онейроидный синдром
Онейроидный синдром (сновидное изменение сознания) характеризуется сочетанием реальности с фантастическими переживаниями и обманами восприятий, несовместимостью воспринимаемого с реальностью. Окружающее, доходящее до сознания, воспринимается в извращенном, фантастическом виде, при этом невероятность и несовместимость фактов не кажутся человеку странными, критическое отношение к происходящему, логическое мышление, равно как и самосознание, отсутствуют. При этом человек погружен в свои переживания, отрешен от реальности: мебель двигается, картины жестикулируют, больного окружают подозрительные люди, он участ ник грандиозных катастроф, межпланетных путешествий, способен перевоплощаться, близких людей он принимает за посторонних.
Более глубокое торможение, распространяясь, хотя и не полностью, на первую сигнальную систему, ведет к появлению онейроидного синдрома, просоночного, сумеречного состояний.
26. Делирий и его характеристика
Делирий — галлюцинаторное помрачение сознания, характеризующееся сохранностью собственной личности при извращенном восприятии окружающего и выраженным нарушением ориентировки во времени, пространстве и в окружающем, главным образом, вследствие наплыва массовых, чувственно ярких, зрительных и слуховых галлюцинаций. Появляются чувство панического страха, гневливость, агрессивность, психомоторное возбуждение, иногда эйфория. Делирий протекает остро, с многочисленным наплывом обманов чувств, причем интенсивность его усиливается в вечернее и ночное время. По мере утяжеления состояния больного делирий приобретает непрерывное течение: больной то застывает в оцепенении, то предвидя галлюцинаторную опасность, вскакивает, защищается от преследователей, речь его бессвязна, контакт невозможен или устанавливается с трудом. Продолжительность делирия от нескольких часов до 4—5 суток, по выходе из этого состояния больной сохраняет отрывочные воспоминания о пережитом.
У детей младшего школьного возраста делирий не сопровождается полной дезориентировкой в месте и времени, проявляясь преимущественно устрашающими обманами восприятия. Ребенок становится чрезмерно тревожным, пугливым, его удивляет, почему родные не реагируют на устрашающую обстановку.
У подростков делирий протекает так же, как у взрослых, но аффект страха у них выражен в большей степени. При этом подросток дезориентирован в окружающей обстановке, защищается от устрашающих галлюцинаций с соответствующими эмоциональными и двигательными реакциями (прячется, плачет, мечется, просит о помощи). В наиболее выраженной форме делирий наблюдается при различных инфекциях, черепно-мозговых травмах, интоксикациях, в том числе при ботулизме, отравлении беленой, и др. Примером делирия является белая горячка, обусловленная реакцией головного мозга на алкогольную интоксикацию.
Патогенез делирия связан с торможением, охватывающим преимущественно вторую сигнальную систему, и положительным индуцированием первой сигнальной системы. Характерные для делирия галлюцинаторные переживания, дезориентация в окружающей обстановке, расстройство мышления и психомоторное возбуждение обусловлены снижением тонуса коры большого мозга, недостаточной адаптацией к реальным условиям и образованием связей между различными следовыми раздражителями вследствие наличия очага застойного возбуждения в первой сигнальной системе с последующей бесконтрольной функцией подкорки. При делирии торможение наименее выражено в двигательной области коры большого мозга, первая сигнальная система преобладает над второй, в силу чего оживляются временные связи, образовавшиеся на основе безусловных рефлексов.
27. Аментивный синдром и его характеристика
Аментивный синдром (аменция) — помрачение сознания, проявляющееся дезориентировкой как в собственной личности, так и в окружающей обстановке. При этом на первый план выступают не страх и возбуждение, как при делирии, а растерянность, бессвязность мышления, речи и движений. Речь таких больных без модуляции, представляет собой бессмысленный набор слов, отличается обилием персевераций и вербигераций. У подростка в таком состоянии лицо выражает недоумение, растерянность, ему трудно осмыслить окружающее, он много раз спрашивает, где он, что происходит вокруг. Галлюцинаторные переживания носят отрывочный и нестойкий характер. В отличие от делирия, аментивный синдром характеризуется более длительным помрачением сознания (недели и даже месяцы), а по выходе из него отмечается амнезия. Наиболее часто это состояние наблюдается при психозах, возникших на фоне инфекционных заболеваний и интоксикаций (тяжело протекающий грипп, кишечные инфекции и др.).
Аментивный синдром развивается на фоне резкого снижения работоспособности клеток головного мозга, в результате истощаемости процессов возбуждения и торможения, разобщенности в деятельности обеих сигнальных систем с выпадением регулирующей функции коры большого мозга. Вследствие этого вокруг очага возбуждения, возникшего в коре, не появляется отрицательная индукция, которая может обеспечивать избирательность в распространении возбуждения. Такая хаотичность корковых процессов обусловливает наличие у больного бессвязности, растерянности и недоумения.
28. Особенности обследования психически больного и умственно отсталого
Диагнозом называется медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся у него заболевании, выраженное в терминах, обозначающих название болезни, ее формы, варианта течения. Процесс распознавания болезни, или диагностика, включает обследование больного, анализ полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. В процессе диагностики создается гипотеза, опровергающая или подтверждающая наличие психического расстройства.
Обследование больного проводят по определенной схеме. Оно включает собирание анамнеза, соматическое, неврологическое, психологическое, психопатологическое, лабораторное исследование и применение специальных методов, требующих использования различной аппаратуры. Полученные при исследовании клинико-психо- патологические данные следует дополнять педагогическими характеристиками об особенностях развития ребенка и экспериментально-психологическими пробами, помогающими анализировать состояние ребенка. Таким образом, при постановке диагноза психического заболевания или умственного недоразвития необходимо содружество психоневролога, дефектолога и психолога.
Выяснить сущность патологического состояния — это значит установить причины и патогенез его развития, определить присущие ему черты и закономерности, т. е. ответить на вопрос, почему возникло данное явление, почему оно развивается именно так, в такой последовательности. Диагноз считается правильным в том случае, когда он опирается на внутренние связи существующих факторов, вытекает из них. Но даже если какой-либо один из признаков противоречит сущности данного диагноза, то это свидетельствует о его ошибочности.
Анамнез — это сведения о жизни обследуемого, которые получают во время собеседования с ним или с знающими его лицами (родными и близкими, педагогами и воспитателями), а также при ознакомлении с различными медицинскими заключениями, характеристиками.
Определить степень ясности сознания — способность ребенка ориентироваться в собственной личности и в окружающей обстановке. Выясняют, знает ли обследуемый, кто он такой, разбирается ли он в собственных ощущениях, понимает ли свое состояние, пе дезориентирован ли. Определив степень ясности сознания, приступают к сбору анамнеза.
Если ребенок не отвечает па вопросы, обследующий должен выяснить причину молчания, ибо такое состояние также имеет диагностическое значение.
Задавать обследуемому вопросы нужно в таком порядке, чтобы ответы на них давали возможность судить о кривой его работоспособности, об особенностях влечений, темперамента и характера, о его интересах, потребностях и мотивации, о наиболее острых переживаниях и отношении к ним. При этом важно внимательно наблюдать за поведением обследуемого: внешним видом, осанкой, мимикой, позами, жестами, реакцией на вопросы и т. д. Собирание анамнеза требует определенных навыков, поэтому заниматься этим может лишь специалист, вооруженный знаниями закономерностей психического развития ребенка в норме и патологии.
Различают субъективный и объективный анамнез. В первом случае сведения получают от самого обследуемого, во втором — от лиц, знающих его, из медицинских заключений, различных справок и характеристик.
Данные анамнеза позволяют до некоторой степени определить тип психической деятельности обследуемого.
При выяснении субъективного и объективного анамнеза мы рекомендуем придерживаться следующей схемы.
При собирании семейного анамнеза нужно получить сведения о родителях и родственниках, братьях и сестрах: живы ли они, возраст родителей при рождении обследуемого, какими болезнями они страдали, нет ли между ними кровного родства. Уточняют сведения, связанные с интимными сторонами жизни родителей обследуемого или самого обследуемого, которые они иногда умышленно скрывают. Беседу можно проводить и в несколько приемов. Нужно выявить, не отягощена ли наследственность, нет ли патологической наследственности, для этого выясняют наличие в роду психических заболеваний, умственной отсталости, алкоголизма и других наркоманий, а также сифилиса, судорожных припадков, случаев самоубийства, странностей в поведении, профессиональных интоксикаций, которые могут обусловить неполноценность потомства.
При собирании личного анамнеза уточняют, течение беременности. Различные нарушения нормального течения. Показатели физического развития, уточнить, какие болезни были перенесены в этот период, в каком возрасте ребенок начал ходить, говорить. Нужно узнать, в какой среде воспитывался и воспитывается обследуемый и каким нравственным влияниям он подвергался, выяснить образ жизни родителей, изучить данные педагогических характеристик, определить эмоциональность ребенка (подростка), особенности его поведения и т. д.
При собирании анамнеза заболевания следует попытаться выяснить, как оно начиналось, уточнить обстоятельства, предшествовавшие его развитию и способствующие его возникновению; узнать, кто заметил первые признаки болезни, дефекта — обследуемый или окружающие его лица, с какими из внешних или внутренних факторов можно их связать; выяснить, как развивалось заболевание: внезапно, остро или постепенно, какова продолжительность острого периода, в чем заключаются основные проявления патологии и реакции обследуемого, не было ли подобных состоянии прежде, а если были, то когда. Кроме того, выясняют, находился ли обследуемый в лечебном учреждении и какому вмешательству подвергался, в каких условиях он находится в данный момент, имеются ли ситуационные, травмирующие психику факторы, какие именно и какова реакция на них обследуемого, критически ли относится он к своему состоянию.
Соматическое обследование является обязательным этапом диагностики психических дефектов, так как все они сопровождаются изменениями в различных органах и системах организма. Обследование должно сопровождаться детальным изучением состояния внутренней среды организма, поскольку ее нарушения могут быть причиной расстройства психики, так как дезорганизующая информация, поступающая из внутренней среды, способна привести к нарушению корковых процессов.
Соматическое обследование начинается с осмотра, выяснения наличия нарушений развития органов или тканей (дисплазии). Необходимо определение антропометрических данных: средних показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки, головы, показателей спирометрии, а также исследование состояния костносвязочного аппарата, функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез, выявление нарушения строения и положения зубов, изменений кожи и моторики органов пищеварения.
Исследуют также состояние органов дыхания, кровообращения, пищеварения, лимфатических желез, белковый, углеводный и липоидный обмен, температуру тела и сравнивают эти данные со средними стандартными возрастными показателями. Соматические нарушения даже у интеллектуально полноценного ребенка могут быть причиной школьной неуспеваемости, дезорганизаторских тенденций и утраты интереса к учебе.