Этология, патогенез и профилактика шизофрении




Этиология:

· Наследственность ( неблагоприятные условия жизни и т.д.)

· инфекционной теории ши­зофрении

· вирусным заболеванием.

· аутоинтоксикационная теория возникновения шизофрении. (шизофрения разминается под влиянием неблагоприятных условий окружающей сре­ды. Тнтоксикация + гипоксия является причи­ной нейродинамических и морфологических изменений в централь­ной нервной системе, происходящих при шизофрении).

Профилактика шизофрении аналогична профилактике психи­ческих заболеваний вообще. При наличии отягощенной наследст­венности и слабом типе психической деятельности необходимы мероприятия, направленные на укрепление нервной системы путем ее тренировки. Эти индивидуальные мероприятия предусматривают организацию лечебно-педагогического воздействия на соматически и психически ослабленных детей, установление определенного ре­жима, лечение хронических инфекций, направление детей в специ­альные школы санаторного типа. Большое значение имеют лечеб­ная физкультура, продолжительный сон, пребывание на свежем воздухе. Задачей медико-генетической консультации является пре­дупреждение браков между лицами с шизофренической отягощенностью. Детей замкнутых, ранимых следует привлекать к коллек­тивным занятиям, общественной работе. Не менее важным является предупреждение психической травматизации, особенно робких, пугливых детей со слабым типом психической деятельности.

Для лечения больных шизофренией широко применяются пси­хотропные лекарственные средства. При медикаментозной тера­пии следует учитывать шизофреническую симптоматику, особеннос­ти соматического состояния больного. При шизофрении с выражен­ным токсикозом применяют дезинтоксикацгкшную терапию и сред­ства, повышающие реактивность.

Если упомянутое лечение оказывается неэффективным, приме­няют методы, обусловливающие более глубокую перестройку в организме, например, инсулинотерапию в сочетании с психотропными препаратами, терапией сном и противосудорожпыми средствами. Широко применяется лечение нейролептическими средствами.

Для лечения больных шизофренией детей и подростков широко применяют сульфозин, усиливающий окислительно-восстановитель­ные процессы в организме. Аналогичный эффект дает применение резерпина, стелазина, галоперидола и др. Прерывистый медика­ментозный сон и психотерапия также играют важную роль в лече­нии этого контингента больных.

В период восстановления и ликвидации охранительного тормо­жения в клетках коры большого мозга и в стадии резидуального дефекта большое значение имеет трудовая терапия, которая спо­собствует преодолению аутизма, восстановлению контакта с внеш­ним миром, выработке трудовых навыков и компенсации утрачен­ных функций, возвращению больного в реальную обстановку, препятствует уходу в болезненные переживания. Поэтому трудовая терапия, чтобы оказывать лечебио-педагогическое воздействие, должна быть эмоционально насыщенной, т. е. включающей не только трудовые процессы в мастерской, но и школьные занятия, игровую деятельность.

Дети и подростки, страдающие атипичной, вялотекущей шизо­френией, обучаются в общеобразовательных школах, а страдающие апатическим слабоумием со сравнительно упорядоченным поведе­нием — во вспомогательных. Педагоги и врачи должны учитывать, что в организме учащегося, страдающего шизофренией или нахо­дящегося в ее исходном состоянии, существуют физиологически сохранные компенсатор­ные механизмы, которые необходимо использовать в педагогичес­кой практике, чтобы помочь больному приспособиться к условиям окружающей действительности.

При обучении во вспомогательной школе важную роль играет развитие навыков самообслуживания, занятия учащегося трудовой деятельностью — какой-либо интересной работой, способствующей развитию соци­альных связей (занятия в классах, мастерских, спортивная и круж­ковая работа, художественная самодеятельность, участие в санитарно-просветительных беседах и др.).

 

59. Психогенные заболевания

Общим признаком психических расстройств, объединенных в большую группу психогенных заболеваний, является связь их воз­никновения с психической травмой. К психоген­ным заболеваниям относятся реактивные (психогенные) психозы и неврозы. Непосредственной причиной этих заболеваний являются чрезмерные, сверхсильпыс, условно-рефлекторные раздражители, травмирующие психику человека — чувство страха, гнева, обиды и оскорбления, угроза жизни, крах надежд, потеря близких и дру­гие неприятные и волнующие жизненные ситуации, сопровождае­мые отрицательными эмоциями.

Таким образом, при нарушении предела физиологической вы­носливости, сильном эмоциональном потрясении психогенное забо­левание может развиваться у каждого человека, причем быстрее — у личности с неуравновешенной, легко ранимой нервной системой, слабого типа. Большое значение имеют возраст и моральные каче­ства личности. В отличие от других психических заболеваний, пси­хогенные заболевания, как правило, не сопровождаются деструк­тивным изменением в ткани мозга, поэтому в большинстве случаев обратимы.

 

60. Реактивный психоз это временное обратимое расстройство психической деятельности в результате психической травмы.

Психогенное возбуждение представляет собой наиболее выра­женное психическое расстройство, обусловленное внезапной и силь­ной психической травмой, особенно сильным испугом. Для этого состояния типично расстройство сознания и двигательное возбуж­дение, которое может проявляться по-разному: больной громко кри­чит, суетится, плачет, движения его беспорядочны, хаотичны, он бесцельно мечется, совершает беспорядочные примитивные защит­ные действия с выраженной тревогой, страхом, вегетативными рас­стройствами (тахикардия, рвота и др.). Ориентировка в окружаю­щем нарушена, больной не узнает близких, не может действовать применительно к сложившейся ситуации. Он перестает отдавать себе отчет в окружающей ситуации и в своем собственном поведе­нии, которое принимает форму бегства в пространство, иногда с разрушительными действиями.

Психогенное возбуждение продолжается недолго — от несколь­ких часов до нескольких дней. После выздоровления наблюдается амнезия на период болезни, иногда сохраняются нечеткие, фрагментные воспоминания о случившемся. На­ряду с психопатологической симптоматикой наблюдаются вегета­тивно-соматические и эндокринные нарушения. Прогноз при психогенном возбуждении обычно благоприятный, психическое здо­ровье восстанавливается полностью, однако в течение некоторого времени после психической травмы наблюдается немотивированное чувство тревоги и страха.

Для психогенного ступора типична двигательная заторможен­ность от вялости, малоподвижности до скованности, достигающей состояния ступора с мутизмом, полного эмоционального паралича, безразличия к окружающему и расстройства сознания. В ответ на острую психическую травму человек застывает с выражением ужа­са на лице, широко открытыми глазами, перестает отвечать на вопросы (мутизм), у него появляются тахикардия, поверхностное дыхание.

Состояние психогенного ступора обычно заканчивается амне­зией. Иногда заболевание приобретает затяжной характер с даль­нейшими рецидивами. Дети в течение длительного времени вялые, безынициативные, безразличные к окружающему, у них нарушают­ся формула сна, деятельность органов дыхания и кровообращения, возможны рвота, непроизвольное мочеиспускание.

 

61. Психогенная депрессия — состояние выраженной меланхолии, обусловленное воздействием хронических неблагоприятных психо­генных и соматогенных факторов. Оно характеризуется чрезмерной выраженностью и продолжительностью эмоционального расстрой­ства, выражающегося в угнетении, чувстве тоски и страха, достигаю­щих значительной интенсивности. Мысли и переживания больного фиксируются на обстоятельствах психической травмы, будущее ри­суется ему в мрачных красках, он малообщителен, избегает кол­лектива, неряшлив в одежде, критичность у него снижена, речь тихая, монотонная, без модуляции, выражение лица грустное.‘По мере развития заболевания больной отказывается от приема пищи, плохо спит, у него возникают идеи самообвинения и суицидальные тенденции, свои прошлые ошибки он возводит в степень преступле­ния, обвиняет в них себя и других. Состояние психогенной депрес­сии обычно усиливается к вечеру, сопровождаясь психогенными галлюцинациями, отражающими содержание психической травмы, и вегетативными расстройствами.

С возрастом выраженность и продолжительность психогенной депрессии возрастает, а у детей и подростков она обыч­но непродолжительна.

 

62. Психогенный параноид представляет собой психическое расст­ройство, ведущим синдромом которого является тенденциозное, неверное, с предвзятой идеей истолкование окружающей действи­тельности, вызванное нарушением мышления. Заболевание разви­вается под воздействием длительно действующей травмирующей ситуации, вызывающей настороженность и недоверие. Длительная настороженность ведет к перенапряжению корковых процессов, что способствует развитию страха, снижению критичности и тенден­циозному истолкованию окружающего. Предшествуют этому чув­ство тревоги, нарушение сна с кошмарными сновидениями, беспо­койство, предчувствие какого-то несчастья. Предрасполагают к не­верному истолкованию окружающего соматические факторы, пере­несенные заболевания, обусловливающие астенизацию, переутом­ление, снижение слуха, зрения, тугоухость, а также тип нервной системы.

Психическая травма, пада­ющая на такую биологически измененную «почву» приводит к сужению сознания и неправильному истолкованию сложившейся ситуации, что обусловливает симптоматику психогенного параноида.

В этом состоянии больной мечется, стремится куда-то бежать, плачет, просит пощады, по ночам испытывает зрительные галлюци­нации, иногда проявляет суицидальные тенденции. Заболевание длится несколько недель. В ряде случаев после перенесенного па­раноида формируется постреактивное развитие личности, сопрово­ждаемое ипохондричностыо, навязчивыми страхами и опасениями.

 

Невроз

В настоящее время под термином «невроз» понимают функцио­нальное, не связанное с повреждением мозга, расстройство психи­ческой деятельности, возникающее вследствие длительной, хрони­ческой психической травматизатии лиц со слабым типом психичес­кой деятельности. Человек, страдающий неврозом, сохраняет критическое отношение к своей болезни, не теряет способности управлять своим поведением.

Невроз может развиваться у человека, совсем не участвующего в трудовых процессах, если его существование сопровождается пе­ренапряжением корковых процессов, психической травматизацией. Невроз — понятие, обобщающее целую группу заболеваний.

 

64. Моносимитоматичсекий невроз — состояние, характеризующееся преобладанием признаков нарушения функции какого-либо отдель­ного органа (при отсутствии органического поражения), в силу чего картина болезни приобретает характер не психопатологической симптоматики, а доминирования какого-либо соматического синд­рома.

Рассмотрим наиболее распространенные в психопатологии дет­ского возраста виды моносимптоматического невроза. К ним, в пер­вую очередь, относятся психогенно обусловленное нарушение функннп пищеварения в виде анорексии — избирательного отношения к мншр или полного отказа от еды, со рвотой, чему предшествует от- гушпиг пииетта.

Часто наблюдается расстройство дыхания в виде приступов так называемого нервного кашля. Он проявляется обычно в определен­ное время дня и ночи.

Встречаются также функциональные расстройства деятельности сердца, протекающие по типу невроза сердца. Субъективно при этом ощущается боль в области сердца, сердцебиение, покалывание в боку. Объективно отмечается покраснение или побледнение лица, неустойчивый, легко меняющийся при изменениях положения тела пульс, повышенная потливость, цианоз конечностей.

Возможно функциональное расстройство двигательной сферы в виде гиперкинезов, тиков, проявляющееся непроизвольным и сте­реотипным сокращением (подергиванием) определенных мышечных групп. Это состояние относится к локализованным двигательным неврозам (мигание, паморщивание лба, подергивание губ, припод­нимание плеча, поворот головы, кусание ногтей и другие невроти­ческие действия).

 

65. Логоневроз (психогенное заикание). Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает пси­хогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Спо­собствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность.

Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодей­ствию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Моторная речь яв­ляется функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной.

Известно, что одна и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз.

Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторени­ем отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вслед­ствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции.

Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание и коллективе заик, соматическая ослабленность являются фактора­ми, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненор­мальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство непол­ноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощуще­ние бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на ак­те речи и еще больше расстраивают ее.

Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические ме­роприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.).

Логоневроз возникает вследствие нарушению взаимодей­ствия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и ар­тикуляции.

Течение этой патологии ха­рактеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судо­рог речи, в зависимости от ситуации.

 

66. Неврастения

Неврастения является следствием воздействия на организм ис­тощающих нервную систему факторов: функционального перена­пряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими за­болеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно доста­точно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообраз­ны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости.

Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выра­жения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно.

Неврастения — это функциональное временное (в течение не­скольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений. Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслаблен­ные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъ­ема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем.

Утром он чувствует себя более уста­лым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия.

Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственая деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение повышается очень легко, а подавляется с трудом. При этом повышена возбудимость анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких звуков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, тик (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза).

Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость вни­мания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной дея­тельности типа гипомнезии. Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблю­дается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебильности. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответ­ствующего лечения мнестические и понятийные способности посте­пенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе.

Устранение вредно действующих фак- юрой, отдых и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае шболевание затягивается на длительное время.

 

67. Невроз навязчивых состояний

При неврозе же навязчивых состояний, несмотря на понимание бессмысленности и необоснован­ности насильственно вторгающихся в процесс мышления мыслей и представлений, человек как бы подчиня­ется им, что отражается на поведении человека, приводит к сниже­нию трудоспособности, иногда даже к инвалидизации.

Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контраст­ные, противоположные действительности мысли и влечения, недо­ступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; жела­ние матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чув­ственно-образная навязчивость сопровождается насильственным от­вращением к близким, совершением аморального действия, суевер­ного поступка, ритуала и др.

По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообраз­ны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые дви­жения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной бо­лезни и др.

Глубина и степень навязчивости может быть самой различной от незначительной до весьма выраженной, вы­водящей человека и:» строя, обусловливающей невозможность тру­довой доик'лмюпи.

 

68. Невроз страха и тревожного ожидания

Ношнкает невроз либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ре- Ленка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникнове­нии, либо постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего нпнпди. Пи ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать при­чину невроза.

II нервом случае наблюдается непродолжительная заторможен­ность, ребенок пуглив, прячется в угол, вскрикивает при неожидан­ном шуме, стуке, суетлив, беспокоен, озирается по сторонам, неред- 141 шмечастея иллюзорное восприятие, усиливающееся к вечеру. Во н юром случае (постепенного, незаметного развития невроза), при микром важную роль играет неправильное воспитание, неуспевае- мпгм. и школе, нарушение сна, после незначительной заторможен­ности появляются рассеянность, нонишеипан утомляемость, лабильный пульс, пугливость.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста повышен­ная пугливость представляет собой физиологическое явление. Если дети этого возраста находились в узком окружении, а не в коллекти­ве сверстников, не испытывали воздействия положительных раздра­жителей, перенесли различные соматогенные заболевания, не при­учены к самостоятельности, то при перемене обстановки у них бы­стро возникает психогенная реакция тревоги и страха. Например, такого ребенка впервые приводят в детский сад или школу-интер­нат, незнакомая обстановка которых воспринимается им с тревогой. Сразу же появляются слезы, дрожание, покраснение лица, крик и одышка, тревога и страх. Такие дети боятся оставаться сами в комнате, во время сна кричат, на смену обстановки реагируют дви­гательным возбуждением, выраженными оборонительными дейст­виями. Наличие подобной симптоматики у детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о преобладании у них подкорковых структур при наличии торможения в коре большо­го мозга.

У подростков невроз страха проявляется по типу тревожного ожидания, беспокойства о будущем, так как содержанием мысли­тельных операций в этом возрасте является предвосхищение, пред­видение будущего, что сказывается на характере испытываемого ими страха. При распознавании этого невроза его следует диффе­ренцировать с истерическими реакциями, которые отличаются иной симптоматикой и наличием явного или скрытого желания быть бо­льным, чего нет при неврозе страха и тревожного ожидания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: