Профилактика психогенных заболеваний заключается в создании условий среды, снижающих возможность травматизации психики. Улучшение условий среды, трудовое воспитание, закаливание, надзор за здоровьем учащихся в школе, психогигиеническая пропаганда, вооружающая родителей пониманием особенностей психического развития детей, правильный режим, чередование учебной нагрузки и отдыха, а также привитие инициативы и самостоятельности — все это мероприятия, препятствующие развитию психогенных заболеваний. В абсолютном большинстве случаев психогенные психозы, как и неврозы, излечимы благодаря лечебно-педагогическим мероприятиям и потенциальным возможностям детского организма.
С, физиологической точки зрения процесс обучения и воспитания »пишется прежде всего процессом образования условных связей, переотиион и навыков. Он обеспечивает тренировку нервных процессом, формирование целенаправленной активности, выдержки и і пмообладапия, обеспечивающих устойчивость и сопротивляемость организма воздействию психогенных факторов.
Большое значение в лечении имеют покой, дли- и*Л1.иый сои, пребывание в психоневрологическом стационаре или шноле санаторного типа. Подход к больным неврозом должен быть сірого индивидуальным.
При психогенном заикании (логоневрозе) необходимо комплексное лечебно-коррекционное воздействие. Оно должно воздействовать не только на речевую функцию, но и на личность в целом. Ребенок с остро возникшим заиканием нуждается сначала в полном речевом покое, молчании. Лечение должно быть направлено на восстановление нормального течения корковых процессов путем увеличения продолжительности сна. Для этой цели назначают препараты брома и снотворные средства, усиливающие процесс охранительного торможения.
|
Лечение неврастении должно быть этиологическим и патогенетическим. В первую очередь устраняют неблагоприятную ситуацию, травмирующую психику, в том числе уменьшают или полностью исключают учебную нагрузку, проводят мероприятия, направленные на повышение соматического тонуса. Наряду с уменьшением нагрузки и введением щадящего режима применяют средства, усиливающие процесс торможения в коре большого мозга,— препараты брома в сочетании с кофеином. Важное значение имеют полноценное питание, применение глюкозы, фитина, кальция глицерофосфата, продолжительный сон, физиотерапевтические методы лечения и др. В случаях, когда нет возможности устранить неблагоприятную ситуацию и течение болезни принимает затяжной характер, необходимо длительное общеукрепляющее лечение и перевоспитание. Последнее заключается в привитии ребенку навыков и умений приспо- еоблеппи к ivюжишигися действительности, преодоления данной неприятной en Iу.пши. При этом следует учитывать как тяжесть си- тумпии, I > 1 к м пи ложность ее устранения, возраст заболевшего, его умстиепиое p:i.чиитпе.
Уменьшения навязчивого состояния можно достичь путем воилеченин ребенка в интересную учебную, игровую и трудовую деятельность, создающую новые очаги возбуждения в коре большого мочга. При неврозе тревожного ожидания и страха применяются общеукрепляющее лечение, инсулинотерапия гипогликемическими до.шми, витаминизация. Уменьшают чувство тревоги, страха антидепрессанты, триптизол, левомепромазин и др.
|
70. Психопатии
Психопатия находится на грани между психической болезнью и здоровьем, балансирует между нормой и патологией.
На формирование психопатии определенное влияние оказывают негативные условия среды, но все же главным этиологи- »іссмім <1>.інк>ін>м /гой патологии является унаследованная, врож- ДІЧІН.ІН или приобретенная в раннем детстве неполноценность дея- НМІМЮСПІ центральной нервной системы. Речь идет о диссоциации и у і рнроилнпости подкорковых взаимоотношений, наследственном и іш ОІЦСНИП, патогенных факторах, действовавших во время внутри- уіроініоіо развития, и заболеваниях, перенесенных в первые годы пимпи. Психопатия является результатом взаимодействия большого числа неблагоприятных биологических и социальных факторов. Не- диопепка унаследованной, врожденной или приобретенной в раннем леп ном возрасте биологической неполноценности ведет к ошибочному отождествлению психопатии как формы психической аномалии с педагогической запущенностью как следствием неправильного иоспптапня. Последнее более доступно коррекции, чем первое. Педагогически запущенный нуждается в перевоспитании, психопат — и лечении и перевоспитании.
Характеризуется неустойчивостью, неуравновешенностью психических процессов, недостаточной социальной адаптации.
Психопатия — это не одна форма, а целая группа патологических состояний, характеризующихся общими особенностями, формирующими у психопата, по выражению С. С. Корсакова, неуравновешенность и дисгармонию душевного строя и всей его личности.