Неврологическое и логопедическое обследование




В первую очередь проверяют функцию черепных нервов, осо­бенно участвующих в осуществлении обоняния, зрения, слуха, речи, мимики, обеспечивающих иннервацию глазных мышц (I, II, III, IV, VII, VIII, IX, X, XII пар), так как их нарушения указывают на анатомические изменения в лобных, затылочных и височных долях полушарий большого мозга, продолговатом мозге, мосту и среднем мозге. Кроме того, нарушения функции указанных нервов проявля­ются в виде расстройств обоняния, нарушения остроты и сужения поля зрения, амимии, изменения формы и величины зрачков, вя­лости зрачковых реакций на свет, различных видов косоглазия, опущения верхнего века, нарушения движения глазных яблок, же­вания, глотания, речи и др.

Остроту зрения и цветоощущениепроверяют с помощью специ­альных буквенных и цветных таблиц. Исследуя остро­ту слуха, определяют расстояние, с которого обследуемый воспри­нимает шепотную и разговорную речь; или с помощью специального прибора (аудиометра). При наличии головокружения, сопровождающегося тошнотой и нистагмом, сви­детельствующего о нарушении вестибулярного аппарата, необхо­димо заключение отоларинголога.

При исследовании функции лицевого нерва, иннервирующего мышцы лица, проверяют способность наморщить лоб, нахмуриться, зажмурить глаза, надуть щеки, оскалить зубы, свистнуть, улыбнуть­ся.

При исследовании двигательной сферы необходимо уточнить состояние мышечного тонуса, т. е. минимальное напряжение мыш­цы, находящейся в состоянии покоя. Далее исследуют объем и силу движений, координацию, объем и характер непроизвольных и на­сильственных движений. Расстройства двигательной функции про­являются в виде паретических поз или пареза, т. е. более или менее выраженным уменьшением силы и амплитуды движений, либо в виде паралича, характеризующегося полным отсутствием произ­вольных движений из-за нарушения иннервации соответствующих мышц. При этом надо учитывать, что ограничение и невозможность движений могут быть обусловлены и заболеваниями костей или суставов.

Координация, согласованность движений, в которых участвуют мышцы — синергисты и антагонисты. Расстройства координации (атаксия динамическая, статичес­кая, спинная, мозжечковая) сопровождаются нарушением походки, равновесия, неустойчивостью и пошатыванием, особенно при стоя­нии с закрытыми глазами (симптом Ромберга), утратой способнос­ти (при сохранной мышечной силе) выполнять привычные и слож­ные действия.

Непроизвольные насильственные движения, лишенные физио­логического смысла (судороги, тики, дрожание, атетоз, спазм, гиперкинезы и др.), как и нарушения пространственной координа­ции, гипомимия, скованность, бедность движений и диффузные из­менения мышечного тонуса, в большинстве случаев являются след­ствием перенесенных в прошлом черепно-мозговых травм, менинго- энцефалита, интоксикаций.

Исследование чувствительности. Сфера чувствительности делится на экстероцептивную, или поверхностную, проприоцептивную, или глубокую, и интероцептивную (к раздражениям, исходящим из внутренних сред, тканей и органов).

Исследование рефлексов. Различают сухожильные, надкостничные, кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек. Органическое поражение голов­ного и спинного мозга сопровождается появлением патологических рефлексов Бабинского, Бехтерева (пяточного), Россолимо (паль­цевого). Наиболее важным патологическим рефлексом, свидетельствующим о поражении пирамидного пути, является рефлекс Бабинского. Он заключается в том, что при раздражении рукояткой молоточка, спичкой или карандашом наружного края подошвы стопы вместо нормального подошвенного рефлекса (сгибания пальцев стопы) отмечается резкое разгибание большого пальца стопы и веерооб­разное расхождение остальных пальцев.

Исследование речи. Логопедическое обследование.

Исследование моторной речи проводится путем повторения трудных для произношения слов, коротких и длинных фраз. При исследовании сенсорной речи нужно проверить, понимает ли ребе­нок смысл слов и фраз (какого цвета снег, чем запирают двери), может ли выполнять простые и сложные инструкции (поставить на стол стакан, открыть шкаф, подать карандаш, показать, как пьют из стакана воду), как понимает рассказ в целом, метафоры, посло­вицы и др.

Кроме органического поражения речевых функций у детей встречается и психогенное расстройство речи в виде заикания, вызванное неврозом. Логоневроз, или психогенное заикание, представляет собой разновидность апраксии — это нарушение артикуляции при полной сохранности функции обеспечивающих ее мышц, утрата умения производить привычные действия при полной сохранности мышеч­ной силы.

Для исследования особенностей письменной речи, чтения и счета исследуемому предлагают скопировать шрифт, пра­вильно списать текст, написать под диктовку, самостоятельно про­читать вслух какой-то отрывок, прочитать слова с пропущенными буквами, короткие, длинные, правильно и неправильно построен­ные фразы, произвести сложение и вычитание чисел.

Исследование психической сферы можно начинать только после подробного изу­чения данных анамнеза, установления тесного контакта с ребенком или подростком, создания атмосферы теплоты и доверия. Заключается, во-первых, в не­посредственном и тщательном наблюдении за поведением обследуе­мого, во-вторых, в продуманной беседе с ним и, в-третьих, в приме­нении специального опроса и эксперимента. Внешний вид обследуе­мого, его осанка, мимика и реакции на задаваемые вопросы дают возможность судить о его настроении.

Исследование восприятия. Качественные расстройства ощущений приводят к иррадиации возбуждения с одного анализатора на другой, напри­мер, слуховые ощущения сопровождаются зрительными, т. е. вос­приятие звука сопровождается видением цвета — синестезия. К ка­чественным расстройствам ощущений относится и сенестопатия — неприятное, тягостное ощущение, исходящее из внутренних органов или какого-то участка поверхности тела.

Для того чтобы выявить нарушения чувственного познания, у обследуемого выясняют, не испытывает ли он каких-либо необыч­ных ощущений, запахов, видений, не слышит ли каких-нибудь голо­сов. Нарушения чувственного познания можно обнаружить и путем пристального наблюдения за обследуемым (настроение, выраже­ние лица, подозрительное прислушивание, зажимание носа, затыка­ние ушей).

Чтобы уточнить сохранность восприятия, нужно исследовать остроту зрения, поле, зрения, цветоощущение, адаптацию к темно­те, узнавание изображений отдельных предметов, копий сюжетных картин, действительных и нарисованных предметов, их назначение и т. д., а также выяснить, нет ли у обследуемого двоения в глазах, оптической агнозии.

Исследование памяти. Нарушение памяти — важнейший диаг­ностический признак олигофрении и деменции.

Предлагая обследуемому цифры, тексты, стихи или специаль­ные таблицы, можно определить состояние функции запоминания. Память исследуют с помощью следующей методики: ребенку пока­зывают картинки одного и того же размера, которые он должен рассмотреть и запомнить, затем их перемешивают и добавляют до­полнительные картинки, после чего исследуемый должен найти те из них, которые он видел раньше.

Функцию сохранения и воспроизведения можно проверять, ис­пользуя методику А. Н. Бернштейна: обследуемому показывают деревянную рамку, в которую вставлено 9 изображений простых и комбинированных фигур, и предлагают запомнить их очертания. Затем обследуемого просят найти виденные им фигуры на табли­це, где они разбросаны среди 25 аналогичных фигур. Результаты исследования выражают специальной формулой. Кроме того, мож­но руководствоваться методом опосредованного запоминания Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.

Целесообразно исследование памяти по типу запоминания и по­вторения 7—10 раз не связанных между собой по смыслу слов или 4-6 двузначных чисел.

Исследование мышления. В процессе исследования мышления важно уточнить, может ли ребенок или подросток пользоваться понятиями и обобщениями, понимает ли значение общественных норм поведения, абстрактный смысл пословиц, поговорок, метафор.

Ущербность понятийного суждения выявляют при проверке до­школьных и школьных навыков. При этом используют метод пере­сказа, предлагают обследуемому найти разницу между двумя пред­метами или, наоборот, обнаружить сходство между ними. Можно использовать и другие приемы: установление причины и следст­вия, письменные и устные действия с числами, заполнение пропус­ков и лабиринтов, метод силлогизмов, когда из двух суждений нужно вывести третье и др.

Состояние опосредованного, обобщенного познания можно вы­явить, предложив обследуемому описать сюжетную картину. На­пример, «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» Ф. П. Решетни­кова, «По грязной дороге» И. Е. Репина, «Прием в комсомол»

С. А. Григорьева и др. Умственно отсталые не обнаруживают в сю­жете картины существенных связей и отношений, а обращают вни­мание на детали картины.

При исследовании внимания можно пользоваться коррекцион­ной методикой В. Бурдопа и Ф. Е. Рыбакова, когда исследуемому предлагают в заранее заготовленном тексте вычеркнуть или под­черкнуть определенную букву или несколько букв. Учитывается ко­личество знаков, которые нужно зачеркнуть, характер, размер тек­ста и продолжительность опыта.

Методика исследования внимания А. Н. Бернштейна заключает­ся в следующем: картон или обычную бумагу делят на несколько квадратов и рисуют в каждом из них скученные разноцветные ша­рики, количество которых возрастает (5, 10, 16, 23, 25 и т. д.). В одних квадратах шарики расположены последовательно, в дру­гих— беспорядочно. Исследуемому предлагают сосчитать шарики в каждом квадрате только с помощью зрения. Так как количество шариков в квадрате возрастает и они зачастую расположены беспо­рядочно, счет требует большого внимания. Больному досчитать до конца не удается, у здорового человека сила внимания колеблется между пятью и шестью квадратами.

Кроме того, для исследования внимания можно использовать методику Крепелина, вычитая от 20 по 3, от 100 по 7, а также дру­гие математические операции. Слабость активного внимания прояв­ляется в неспособности к длительному напряжению и сосредоточе­нию. Пассивное внимание, отвлекаемость — состояние, когда чело­век находится во власти многих раздражителей.

Исследование эмоциональной сферы. Эмоции неотделимы от познавательной деятельности, т. е. мышления, поэтому для умст­венно отсталых характерно недостаточное дифференцирование эмо­ций, позднее их развитие и извращение, неадекватность, трудность их коррекции и другие расстройства вплоть до эмоциональной ту­пости. Для исследования этой сферы прежде всего используют наблюдение и беседу, во время которых выясняют фон настроения и поведения (благодушие, улыбка, смех, слезы, лицевая психомото­рика, застывание, депрессия).

Для выявления расстройств эмоций можно использовать кожногальванический метод, а также регистрацию частоты пульса и ды­хания во время ассоциативного эксперимента. Сопряженная мето­дика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет выявить эмоциональ­ную реакцию на слово — раздражитель. Прожсктивные методики, одна из которых получила название тематического апперацепционного теста (ТАТ), дают возможность уточнить, как относится исследуемый к ситуации.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

При постановке диагноза психического заболевания данные до­полнительных методов исследования используются в совокупности с результатами клинического обследования больного. К дополни­тельным методам исследования относятся следующие: 1) лабора­торное исследование психической деятельности; 2) исследование спинно-мозговой жидкости; 3) рентгенография; 4) электроэнцефа­лография и др. Для проведения этих исследований необходимо определенное медико-техническое оснащение.

При исследовании психической деятельности уточняют характер нарушений основных корковых процессов, взаимосвязей сигналь­ных систем, коры, подкорки, анализаторов.

Исследование спинно-мозговой жидкости позволяет выявить ее изменения, возникающие при психических заболеваниях, особен­но инфекционной природы. Для получения спинно-мозговой жидко­сти с диагностической или лечебной целью производится пункция: иглу шприца вводят в подпаутинное пространство спинного мозга между III и IV поясничными позвонками.

Рентгенография черепа также является дополнительным мето­дом исследования, позволяющим установить анатомо-топографиче- ские особенности костей черепа, черепных швов, сосудистых борозд, а также внутричерепное давление. Изменение турецкого седла, на­пример, свидетельствует о поражении гипофиза.

При пневмоэнцефалографии — сочетании рентгенографии с предварительным введением в полость черепа (желудочки, цистер­ны и подпаутинное пространство) воздуха определяют положение, величину и форму ликворных пространств. С помощью артериографии мозга, представляющей собой рентгенологическое исследова­ние артерий после введения в их просвет контрастного вещества, можно обнаружить аневризмы сосудов и опухоли головного мозга.

Электроэнцефалография — метод функционального исследова­ния головного мозга, основанный на регистрации его биопотенциа­лов; широко применяется в психопатологии. Исследование произво­дят с помощью электроэнцефалографа, который дает возможность улавливать и записывать биотоки одновременно с различных обла­стей головного мозга. В норме регистрируют два вида волн —■ аль­фа и бета. При поражении мозга появляются нерегулярные коле­бания, пароксизмальные разряды, возможно снижение амплитуды колебаний или их временное исчезновение и др.

Сопоставив данные анамнеза с результатами соматического и неврологического обследования и специальных методов исследова­ния, устанавливают диагноз и намечают необходимые лечебные мероприятия и объем психолого-педагогического вмешательства.

29. Роль критических периодов развития в этиологии, течении и исходах психических расстройств

Во время критических периодов организм в силу происходящих в нем разнообразных изменений особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды. При этом повышается риск появления аномального поведения, дезор­ганизаторских тенденций и даже возникновения болезни.

Кроме наиболее ответственного периода, связанного с рожде­нием, появлением ребенка па свет и, следовательно, с резким из­менением условий его существования (кровообращения, дыхания, питания, температуры, внешних раздражителей и др.), требующего максимальной адаптации, в дальнейшем в жизни ребенка следует выделить три наиболее важных критических периода. Первый критический период развития ребенка наблюдается в возрасте 3— 4 лет, второй—от 8 до 10 лет, третий, пубертатный, период — от 12 до 16 лет.

Первый критический период наступает в возрасте 3 лет и длится около года, а в некоторых случаях и дольше. Он характеризуется повышенной потребностью организма ребенка в кислороде, что объясняется его стремительным ростом. Объем проходящего через легкие воздуха почти такой же как у взрослого человека, примерно

5— 7 л в 1 мин. Хроническое кислородное голодание (гипоксия) приводит к структурным и функциональным изменениям в коре большого мозга, что обусловливает развитие различных психических нарушений. К стойким остаточным явле­ниям гипоксии относятся очаговые поражения центральной нерв­ной системы (парезы, параличи, нарушения функции зрения, слуха, речи). Наряду с очаговыми могут отмечаться и общемозговые про­явления (расстройства эмоционально-волевой сферы, снижение ин­теллекта).

У ребенка в возрасте до 3 лет на фоне преобладания функций подкорки начинают формироваться связи второй сигнальной систе­мы. Прежнее состояние пассивного познания окружающей действи­тельности уступает место активному, появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего. При этом возникает бесконечное количество вопросов: «что», «зачем», «почему».

Кроме того, для первого критического периода свойственны ярко выраженная иррадация процесса возбуждения, а также интенсив­ность и лабильность водного обмена. При этом клетки головного мозга содержат значительное количество воды. Физиологической лабильностью водного обмена обусловлено частое возникновение у детей этого возраста наружной и внутренней гидроцефалии (водянки мозга). Для гидроцефалии характерно чрезмерное на­копление в желудочках мозга и в подпаутинных пространствах спинно-мозговой жидкости, ведущее к увеличению объема головно­го мозга и размеров черепа с последующими стойкими остаточными явлениями в виде грубоорганического интеллектуального дефекта либо в виде расстройства эмоционально-волевой сферы с анома­лиями поведения на фоне формально сохранного интеллекта.

В первом возрастном критическом периоде у ребенка совершен­ствуются ориентировка в пространстве, статика, динамика, коор­динация и процессы адаптации.

В первом критическом периоде, наряду со значительной биоло­гической перестройкой в организме ребенка, у него формируются простейшие понятия и первые умозаключения, пробуждается актив­ность. Но взрослые, опекающие ребенка, нередко ограничивают его самостоятельность и активность, что приводит к возникновению упрямства, капризов, негативизма с различными видами протеста, вегетативно-соматических расстройств в виде на­рушения формулы сна и аппетита, энуреза и дневных страхов. Во время него дети становятся более самостоятельными, но менее послушными, неред­ко теряют приобретенные навыки опрятности.

В этот период у многих детей возникают дет­ские неврозы. Наиболее частыми формами неврозов является психогенное заикание, или логоневроз, избирательное отношение к пище или отказ от пищи, расстройство формулы сна, ночные, а иногда и дневные страхи, самые разнообразные атипичные судо­рожные припадки, а также приступы спазмофилии. Повышенная судорожная готовность обусловливается особенностями иррадации процесса возбуждения, обмена веществ в коре большого мозга, в частности лабильностью кальциевого обмена, высоким содержанием в ткани головного мозга воды, склонностью к расстройствам функ­ции органов пищеварения и диатезам.

Детские и общие инфекции, интоксикации, закрытые черепно­мозговые травмы и другие неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды способствуют формированию у детей в первом возрастном критическом периоде грубого интеллектуального де­фекта, психопатическому развитию личности и возникновению пато­характерологических изменений личности с последующими дезор­ганизаторскими тенденциями.

Второй критический период развития ребенка соответствует возрасту от 8 до 10 лет.

Для этого же периода характерны и значительные изменения в эмоциональной сфере в виде повышенного фантазирования, не­редко оторванного от реальности, перерастающего в мечтательность и прожектерство. Наблюдается также либо своеобразная скован­ность, либо (что бывает значительно чаще) расторможенность, бол­тливость и вертлявость. Бурные нервно-гормональные сдвиги при неблагополучных условиях жизни ребенка могут способствовать нарушению гармо­нии последующего физического и умственого развития его и возни­кновению нервно-психических расстройств.

По мнению Г. К. Ушакова, перенапряжение подвижности нерв­ных процессов у ребенка, возникающее в результате резкого из­менения его привычной жизненной ситуации, может оказаться осо­бенно неблагоприятным именно в этот возрастной критический период. Реакции приспособления к изменяющимся условиям среды могут приобрести характер болезненной перестройки всей форми­рующейся личности ребенка, вплоть до серьезных нервно-психиче­ских расстройств. Школьная жизнь, само вступление в эту жизнь с необычайной обстановкой и множеством различных раздражителей может в отдельных случаях астенизировать нервную систему школьника. Последнее обстоятельство требует индивидуального подхода, внимания, такта в обращении с учеником и знания его возрастных особенностей.

Так как перенапряжение, срыв и диссоциация корковых про­цессов сравнительно легко возникают из-за нервно-гуморальных сдвигов, выраженных в критическом периоде, то поэтому необходи­мо, чтобы педагог учитывал особенности учащихся. При условии положительного в педагогическом смысле влияния окружающей среды - критический возрастной период может протекать безболезненно и незаметно.

Таким образом, физиологическое несовершенство корковой ней­родинамики и недостаточная зрелость других систем организма, с одной стороны, и неблагоприятное воздействие биологических и микросоциальных факторов — с другой, могут обусловливать в этом критическом периоде срыв психической деятельности, неадек­ватность поведения и трудновоспитуемость. Можно выделить два варианта ядра личности такого ребенка. При стеническом варианте с выраженными, но утрированными корковыми процессами начи­нает преобладать реакция протеста, утрачивается интерес к школе, появляются побеги из дому, импульсивные действия. При астени­ческом варианте к раздражительной слабости, повышенной чувстви­тельности и истощаемости постепенно присоединяются пссвдология, чувство тревоги, сентиментальность и слезливость.

Неблагоприятные условия микросреды, даже незначительное усложнение жизненной ситуации влекут за собой формирование в этом критическом периоде невротических, ипохондрических, психо­патических черт развития и эндогенных психозов. Клиническая практика и данные литературы показыва­ют, что более 60 % больных шизофренией заболевают во втором и третьем критических периодах, по выявляется это заболевание в большинстве случаев у взрослых. Изучение анамнеза взрослых, болеющих неврозами, указывает на то, что до 40% их были невро­патами в детстве, но не подвергались медико-педагогическому кор­рекционному воздействию.

Третий критический период — пубертатный, или период полового созревания, соответствует возрасту от 12 до 16 лет. С биологической точки зрения этот период характеризуется выраженными эндокринными изменениями, обусловливающими процесс полового созревания, интенсивным ростом всех систем ор­ганизма и совершенствованием функций коры большого мозга. Вне­запно возникающие отклонения в поведении подростка в этом воз­растном периоде обусловлены, по-видимому, не только указанными факторами, но и социальными условиями.

Усиление деятельности щитовидной железы, иногда наблюдаемое в этот период, сопровождается учащенным сердцеби­ением, быстрой утомляемостью, исхуданием или чрезмерным отло­жением жира, повышением влечения к пище, игнорированием опас­ности или чрезмерной трусливостью.

Значительные изменения происходят в нервно-психической сфе­ре и в поведении подростка. Неред­ко появляются неуверенность в себе, чувство собственной малоценности, никчемности существования.

Несоответствие в развитии сердца и сосудов, в частности узость сосудов (аорты), приводит к нарушению кровообращения, что яв­ляется причиной учащения сердцебиения, головокружений и обмо­рочных состояний, способствует еще большему усилению пережи­ваний. Наиболее дисгармоничное течение пубертатного периода отмечается у подростков с врожденной или приобретенной в течение жизни церебрально-эндокринной неполноценностью, а также у пе­дагогически запущенных.

Вершина кривой, выражающей начало трудновоспитуемости и антиоб­щественного поведения, независимо от личностных особенностей ребенка в прошлом, чаще всего совпадает с пубертатным периодом.

У мальчиков и девочек в этом периоде на фоне соматической и нервно-психической перестройки, различных трофических рас­стройств, неустойчивости температурной регуляции, нарушения сна, повышенной утомляемости и головной боли могут появляться раз­личные отклонения в поведении, наблюдаться локальные и генера­лизованные судороги, демонстративные попытки к самоубийству, которые в большинстве случаев имеют налет театральности, но мо­гут и реализоваться.

У девочек-подростков появляется наклонность к вымыслам сек­суального содержания, оговоры об изнасиловании, утверждения о беременности и др. У мальчиков также отмечается стремление при­влечь внимание к своей особе, что достигается различным фантази­рованием, самооговорами об участии в воровстве, насилиях, разбое и другими вымыслами.

Стремление к самостоятельности в пубертатном периоде и не­терпимость к опеке нередко сопровождаются конфликтами в семье, школе и с товарищами. Период полового созревания у ребенка имеет дисгармоничное течение, то он становится грубым, непослушным, озлобленным и дерзким. В этом состоянии у него могут возникнуть взрыв по типу короткого замыкания, агрессивное состояние с попытками к самоубийству, он может убежать из дома.

Среди возможных причин и мотивов самоубийств у детей школьного возраста определенную роль играют острые психические заболевания, неуравновешенность, обусловленная возрастными критическими периодами развития, чрезмерно усложненная жизненная ситуация, депрессии с последу­ющими взрывами типа короткого замыкания, чувство ненависти и вины, желание отомстить родителям, педагогам, товарищам и дру­гие факторы.

Утрированное и дисгармоничное течение второго и третьего кри­тических периодов развития может способствовать фиксации под­ростка на неумеренном честолюбии, непомерном домогательстве, обособленности, разочаровании с последующим нарушением пове­дения, вплоть до покушения на самоубийство. Способствуют этому также постоянные или эпизодические острые травмирующие ситуа­ции, порицания со стороны любимого учителя, матери или отца. Не меньшее значение имеют отчаянные поступки в связи с эроти­ческими и другими переживаниями, ведущими к стремлению пока­рать себя или путем самоубийства отомстить другим. Родителям и педагогам нужно быть в этом отношении очень внимательными. Педагогические, по существу психотерапевтические, усилия должны быть направлены на коррекцию поведения ребенка и внушение ему других представлений о нем самом и его действиях.

Патологические реакции в третьем возрастном критическом периоде проявляются повышенной раздражительностью, неустойчи­востью настроения, стремлением решать «жизненные проблемы». Психическая травматизацня, неблагоприятные условия микросоци- альной среды еще больше усложняют процессы перестройки орга­низма ребенка в пубертатном периоде.

 

30. Психические расстройства, обусловленные детскими и общими инфекциями

Детские и общие инфекции (корь, коклюш, скарлатина, ветряная оспа, инфекционная холера, краснуха, грипп, ревматизм, кишечные инфекции, сифилис и др.) первично поражают не головной мозг, а другие органы и системы организма. При снижении же защитных свойств организма возбудитель заболевания может вторично пора­жать головной мозг. Возникающие при этих заболеваниях психиче­ские расстройства носят название симптоматических психозов.

Инфекция может стать толчком, пово­дом для возникновения другого заболевания — шизофрении, эпи­лепсии, эндогенной депрессии. Диагностика в таких случаях, особенно в начальной стадии заболевания, представляет определен­ные трудности.

После перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, даже без признаков психоза, у детей могут длительное время отме­чаться неустойчивость эмоционально-волевой сферы, раздражитель­ность, быстрая истощаемость при умственном и физическом напря­жении, снижение памяти, нарушение сна с устрашающими снови­дениями. Дети становятся плаксивыми, жалуются на головную боль, плохо и поверхностно усваивают материал, избегают усилий, теряют интерес к школьной жизни. В ряде случаев на первое место при такой астенизации выступают изменения в сфере характера в виде примитивных истерических реакций, переоценки личности, псевдо­логии и суицидальных угроз. Появляются грубость с наклонностью к агрессивным реакциям, расторможенность влечений, дети не под­чиняются педагогическому авторитету, совершают правонарушения, т. е. возникает психопатоподобное поведение.

В большинстве случаев постинфекционная астения проявляет­ся главным образом в снижении памяти на прошлые и текущие собы­тия. Совпадение же астенического состояния с началом обу­чения в школе существенно отражается на успеваемости ребенка, создавая ошибочное впечатление о его умственной отсталости.

Психические расстройства при детских инфекциях: корь, коклюш, скарлатина, инфекционная хорея, острая диспепсия, дизентерия.

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ

Грипп.

Ревматизм.

Сифилис мозга и прогрессивный паралич.

Психичес­кие расстройства н умственная отсталость различной степени, раз­вивающиеся при сифилитической инфекции, обусловлены двумя заболеваниями: сифилисом мозга и прогрессивным параличом. Понятие «пейросифилис» включает единые по этиологии, но различ­ные по форме поражения головного мозга. В основе нейросифилиса лежит внедрение в ткань мозга возбудителя сифилиса (бледной трепонемы), но реакции мозга на действие возбудителей при сифи­лисе мозга и прогрессивном параличе настолько различны, что их рассматривают как отдельные заболевания.

Врожденное сифилитическое поражение нервной системы приводит к задержке соматического и психического разви­тия ребенка, вплоть до глубокой степени слабоумия, и другим де­фектам.

В течении сифилиса мозга у детей и подростков можно выделить сле­дующие синдромы: 1) церебрастенический, или неврозоподобный (сифилитическая неврастения); 2) эпилептиформный; 3) слабо­умия; 4) психопатоподобный.

Церебрастенический синдром наблюдается в начальной стадии заболевания и проявляется головной болью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, снижением памяти, а также волевой и интеллектуальной активности. К указанным симптомам присо­единяются неврологические и соматические проявления — анизоко- рия, асимметрия лица вследствие нарушения иннервации мышц, неравномерность и повышение сухожильных рефлексом, положи­тельная реакция Вассермана, недоразвитие мышц, гетчинсоповские зубы, кератит и др.

Эпилептиформный синдром напоминает эпилепсию, отли­чается признаками более грубого поражения головного мозга, дис­форией, аффектами гнева, -педантичностью, снижением внимания, памяти и нарушением интеллектуальной деятельности в целом, свойственным эпилепсии, вплоть до глубокого слабоумия.

Синдром слабоумия характеризуется прогрессирующим обедне­нием психики, сочетающимся с очаговой симптоматикой (геми-, мо- ноплегия, афазия, агнозия). Дети при этом апатичны, не запомина­ют или запоминают с трудом даты, имена, события прошлого и настоящего.

Психопатоподобный синдром наблюдается при тех исходных со­стояниях перенесенного сифилиса мозга, которые характеризуются как неврологическими, так и интеллектуальными (легкая степень дебильности) резидуальными проявлениями. Дети с психопатопо­добным синдромом очень трудно поддаются воспитанию, растормо­жены, склонны к аффектам и усилению низших влечений.

Прогрессивный паралич, возникающий на почве врожденного сифилиса, развивается после длительного инкубационного периода — в сред­нем через 8—13 лет.

При прогрессивном параличе интенсивному разрушению весь организм в целом.

Одним из первых признаков заболевания является отставание, а затем и прекращение физического и психического развития ре­бенка. При этом в одном случае начало заболевания характеризу­ется упорной головной болью, истощаемостью и вялостью, в дру­гом — раздражительностью, суетливостью и слезливостью.

л

Дети не могут выполнять свои обычные обязанности, отстают от сверстников, становятся невнимательными, неряшливыми, теряют интерес к окружающему, перестают усваи­вать новое, не могут воспроизвести прошлого опыта. Наряду с этим утрачиваются эстетические чувства: быстро нарастают грубо эгоис­тические тенденции, безразличие к близким и эмоциональная ту­пость. Такое оскудение личностных особенностей в ряде случаев со­провождается неадекватным повышением настроения, усилением психомоторики и беспорядочной деятельности. Наряду с этим ино­гда наблюдаются бредовые идеи величия: хвастовство игрушками, костюмом, голосом, школьными успехами, физической силой, сме­лостью, антиобщественными поступками, онанизмом, попыткой из­насилования и др.

Далее психомоторное возбуждение постепенно трансформиру­ется в апатичность и вялость, нарастают физическая слабость, об­щая заторможенность. У детей разминается глубокое слабоумие: нарастают соматические и неврологические изменения, появляется резкая слабость — больной не подымается с постели, не узнает окружающей обстановки. Затем к этим симптомам присоединяются судороги, напоминающие эпилептические, утрачивается речь, раз­виваются контрактуры и пролежни. При отсутствии лечения бо­лезнь длится дольше, чем у взрослых, примерно 5—10 лет, и неиз­бежно приводит к летальному исходу.

 

31. Психические расстройства при заболевании кори

Непосредственным этиологическим фактором болезни яв­ляется вирус кори. В зависимости от иммунологической реактивно­сти организма и изменений в нервной системе, способствующих возникновению вторичного коревого энцефалита, могут возникать вре­менные либо стойкие психические расстройства. В раннем периоде коревой инфекции наблюдаются беспокойство, повышенная раздра­жительность, которые сменяются апатией и адинамией, сенсорными нарушениями. При глубоком поражении нервной системы вирусом кори в стадии высыпания наблюдается делнрпозпоо. расстройство сознания с устрашающими зрительными галлюцинациями. При этом отмечаются нерезко выраженные менингиальные симптомы, повышенная сонливость. После высыпания иногда наблюдаются тонические судороги, появляются очаговые симптомы поражения центральной нервной системы — расстройства речи, гемипарезы, чаще спастического характера и др. Как правило, эти явления про­ходят, и заболевание заканчивается полным выздоровлением, в ред­ких случаях развивается энцефалит или менингоэнцефалит с не­благоприятным исходом. Стойкими остаточными явлениями пере­несенной корн могут быть дефекты типа адипозогенитальной дистрофии, различные варианты слабоумия, судорожная готов­ность, трансформирующаяся в эпилептическую болезнь, расстрой­ство речи центрального характера, гиперкинезы, психопатизация. Примером такого течения и исхода коревого энцефалита является следующее наблюдение.

 

32. Психические расстройства при заболевании коклюшем

-приступами спазматического кашля

- стойким гипоксемическим состоянием (кислородным голоданием).

Поражение центральной нерв­ной системы возникает тем чаще, чем моложе ребенок. Преимущест­венно оно обусловлено нарушением мозгового кровообращения, воз­никающим в момент пароксизмов кашля и тяжелой одышки.

Клинически поражение ЦНС: менингиальными явлениями, судорогами, парезами, параличами, атаксией, расстройством сознания и эпилептпформными припадка­ми, которые могут трансформироваться в состояние, напоминающее эпилептический статус, что иногда приводит к смертельному исхо­ду. В большинстве случаев прогноз благоприятный, но могут иметь место очаговые и общемозговые остаточные явления в виде паре­зов, параличей и снижения интеллекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: