Клинические формы психопатий




· Органическая психопатия

· Чрезмерно возбудимая психопатия

· Истерическая психопатия

· Аффективно неустойчивая психопатия

· Псевдологическая психопатия (патологические лживость и фантазирование)

 

 

72. Органическая психопатия

Эта форма психопатии обусловлена воздействием вредных фак­торов в период внутриутробного развития, во время родов и в ран­нем детстве. В раннем детском возрасте органическая психопатия протекает без видимых клинических симптомов, в дальнейшем она характеризуется полиморфной резидуальной микросимптоматикой преимущественно церебрального характера. Сначала отмечаются незначительные отклонения от нормального развития, к которым в дальнейшем, в зависимости от условий жизни, присоединяются бо­лее выраженные изменения. Речь идет, таким образом, о психопа­тическом развитии личности на фоне резидуального дефекта. При этом нередко обнаруживаются и некоторые дефекты физического развития: нарушения моторики, функции эндокринных желез, сни­жение тонуса мышц, едва заметные паретические позы, изменение темпа речи, нарушения иннервации мышц лица и сфинктера зрачка, причем церебральная природа этих явлений не вызывает сомнения. Иногда наблюдаются непропорциональность телосложения, измене­ние формы черепа.

Мшопе больные органической психопатией коренасты, с корот­кой и толстой шеей, неправильной формы черепом, лицо их напо­минает лицо акромегала. Изредка наблюдаются слабовыраженный Iемисиндром и снижение тонуса мышц в результате нарушения их иннервации. Наиболее часто встречаются арефлексия, косоглазие, иистагм, недостаточная модуляция речи, словарный запас и грам­матический строй речи при этом не нарушены.

Несмотря на то, что в зтиопатогенезе органической психопатии участвуют биологические и микросоциальные факторы, все же роль неблагоприятных микросоциальных факторов в этом случае менее иыражена, чем при чрезмерно возбудимой, аффективно-неустойчи- но<|, истерической и псевдологической психопатиях.

 

73. Чрезмерно возбудимая психопатия

В основе этиологии и патогенеза этой формы психопатии, во- первых, лежит патологическое преобладание процесса возбуждения кад процессом торможения, во-вторых, искаженное, диспропорцио­нальное развитие всего организма, обусловленное наследственными особенностями.

Чрезмерно возбудимые психопаты плохо поддаются воспитанию. И семейном анамнезе отмечаются психические отклонения у роди­телей и у родственников. Многие из них находились на лечении в психиатрических стационарах, состоят на учете в диспансерах по нпноду депрессивных, маниакальных состояний, реактивных психо- *ои и других заболеваний с невыясненной этиологией, в том числе с нарушением обмена и базедовизмом. Родители детей, страдающих чрезмерно возбудимой психопатией, обычно расторможены, бестакт­ны, деспотичны, среди них распространен алкоголизм. Наряду с неблагоприятным личным анамнезом имеют место и семейные кол­лизии. Однако формирование этой психопатии нельзя объяснить только отрицательным воздействием микросреды.

Рано пробуждающееся у чрезмерно возбудимых психопатов интенсивное половое влечение приводит к возникновению эротиче­ских эксцессов, которые отрицательно сказываются на их физиче­ском здоровье. В практической деятельности они далеко не всегда отличаются моральной щепетильностью: из-за свойственного им легкомыслия они не видят границ между дозволенным и запрет­ным, л самое главное — их бурный темперамент просто не позволя­ет нм удерживаться в рамках законности и морали.

В благоприятных условиях среды такие больные очень само­уверенны и беззаботны, высокого мнения о себе, умеют держаться с достоинством и внешне могут производить впечатление положи­тельных личностей. Но все это сочетается с глубокой дисгармонией психических функций, явным недостатком активного торможения. Даже на незначительные неприятности они реагируют стремительно нарастающими аффективными вспышками гнева, нередко с агрес­сией, разрушительными действиями и членовредительством.

Некоторые зарубежные авторы придерживаются точки зрения о невозможности коррекции поведения у лиц с чрезмерно возбуди­мой психопатией. С этим мнением нельзя полностью согласиться. После длительного лечения психотропными препаратами и психо­терапии мы наблюдали случаи удовлетворительной реадаптации, никелировку дисгармонии в структуре личности такого психопата, рнеипфопис его трудовых и социальных связей.

 

74. Истерическая психопатия

И основе патогенеза этой аномалии лежит задержка развития молодых структур мозга с патологическим преобладанием подкор­ки над корой, первой сигнальной системы над второй. Эти явления и її ряду со слабостью корковой нейродинамики обусловливают склонность к внушаемости, бурным проявлениям чувств, грезам и лживости с извращением наиболее важных и сложных функций мышления — умозаключения и критичности.

Лица с истерической психопатией, как правило, живут не рас­судочной, а эмоциональной жизнью.

Полиморфность поведения подростка или взрослого, страдаю­щего истерической психопатией, обусловлена слабостью корковой нейродинамики. Такой больной «все видит и знает», его незрелые суждения не считаются с логикой и фактами, он «умнее и важнее всех», твердит о своем высоком происхождении, о связях с выдаю­щимися личностями как своими приятелями, о выполнении в про­шлом важных общественных и государственных заданий. При по­такании им они вкрадчиво обворожительны и льстивы, но стоит ука­зать на недопустимость поведения и ложь, как они разряжаются бурей гнева, криком и слезами, причем это не обычный плач, а ры­дания с причитаниями. Театральной манерой себя держать, агрес­сивными взглядом и позой, пафосом речи и заиканием, бутафорной попыткой к самоубийству истерический психопат проявляет свою враждебность к окружающему.

По­стоянная черта психики подобных людей — инфантильный эгоцент­рики находится под сильным влиянием эмоций, определяющих его суждения и умозаключения. Такой субъект с волнением воспринимпст одно явление, но совершенно безразлично проходит мимо другого. Страдающий истерической психопатией интересуется лини, тем, что тесно связано с его интересами. Другие же раздра­жители, вызывающие у здоровых людей сильную реакцию, у исте­рического психопата не вызывают никакой, ибо не связаны с его личными интересами.

Инфантильность аффективно окрашенных суждений обусловли- ипет упрямство истерического психопата, несогласие его с бес­спорными истинами, нарушение им норм поведения. Лица с истерической психопатией плохо уживают­ся н коллективе. Они отличаются чрезмерной обидчивостью, каприз­ностью и упрямством, устраивают театральные попытки к само­убийству, становятся деспотами в семье, дезорганизуют обществен­ную жизнь, вынашивают различные авантюристические планы, на которых, впрочем, долго не задерживаются. Все это рассчитано на иффект, на то, чтобы привлечь внимание к своей личности.

 

75. Аффективно неустойчивая психопатия лишена злобности и взрыв­чатости.

Среди полиморфных проявлений аффективно неустойчивой пси­хопатии преобладает неустойчивость настроения с переходом от уныния к восторгу или наоборот по самому ничтожному поводу, ко­торая чаще всего сопровождается фоном беззаботности, веселос­ти и легкомыслия. Такие больные, как правило, поверхностны, не­усидчивы и отвлекаемы, склонны к хвастовству и многоречивости, в большинстве случаев все видят в розовом свете, крайне податли­вы, быстро увлекаются и быстро забывают собственные намерения и решения, предаются азартным играм, развратным действиям, к которым быстро привыкают.

Подростки с аффективно неустойчивой психопатией избыточно говорливы, легко устанавливают дружеские отношения, быстро реализуют внезапно возникающие минутные желания, за­претные влечения, нередко криминальные: возможны глубокие, но очень непродолжительные вспышки гнева, особенно при психичес­кой травме, вплоть до развития реактивного психоза.

В школе такие дети капризны, шумливы, эмоционально лабиль­ны, суетливы, легко поддаются дурным влияниям, непрерывно ме­няют свои решения и не выполняют данные обещания. Если им делают замечания, они быстро переходят в кратковременное тоск­ливое состояние, плачут, жалуются иа головную боль и неприят­ные ощущения во внутренних органах.

Капризно раздражительное настроение и тоскливость у детей с аффективно неустойчивой психопатией так же быстро, но тоже на короткое время сменяются общительностью и уверенностью в себе с пренебрежением к критическим замечаниям взрослых. Они начинают группировать вокруг себя тех, кто нарушает школьный режим, бестактно высмеивают старших, клевещут на них, вовле­кают школьников в свои авантюристические планы, совращают их, высказывают неприязнь к идеалам школы и семьи, становятся все более бесцеремонными. Поскольку они лишены стойкого интереса, беззаботны и склонны к смене впечатлений, то они слывут людь­ми «настроения и минуты». Даже незначительная личная неудача вызывает у них реакции, совершенно лишенные здравого смысла, кратковременные взрывы вспыльчивости, ненависти к близким и школе. При этом они бросают школу, совершают побеги из дому, ионлекаются в уличную жизнь, ночуют на вокзале, в парке, на чер­даке, возвращаются домой сами или в сопровождении представи­теля милиции. По выражению Г. Е. Сухаревой, у таких детей по­беги приобретают характер неодолимого влечения к бродяжни­честву.

 

76. Псевдологическая психопатия (патологические лживость и фантазирование)

Говоря о психопатах-псевдологах, мы имеем в виду лживость как постоянный феномен у детей, достигших школьного возраста, которые в своем бредоподобном фантазировании не опираются на реальность и преследуют корыстные цели.

Исли у дошкольника игровая фантазия расширяет познаватель­ные способности, то исендология школьника, равно как и взросло­го, преследует эгоцентрическую цель. Склонность таких детей к измышлению, радость при разрушении границ между действитель­ностью и грезами, расплывчатость мысли являются для них посто­янными.

Псевдологию нельзя отождествлять с обманами памяти, наблю­даемыми при тех органических заболеваниях мозга, когда больной как бы заполняет ложным воспоминанием то, что им забыто. В первом случае больной верит в достоверность своих неверных воспоминаний, а во втором — нет. Патологическая ложь страдаю­щего психопатией отличается от лжи здорового человека своей со­вершенной нецелесообразностью, причем психопат понимает ее нелепость, но не может подавить свою потребность лгать. Такая патологическая ложь представляет собой как бы рудимент бредо­подобных фантазий. Но в отличие от истинной бредоподобной фантазии, патологическая ложь психопата не сопровождается тре­ногой, растерянностью. Она носит постоянный, а не временный ха­рактер, представляет собой особенность, свойственную данной психопатической личности.

Такие больные игнорируют организованный труд, демонстри­руют отвращение к упорядоченной деятельности, упорны в своей склонности к вымыслам, не считаются ни со здравым смыслом, ни с моралью, ни с элементарными принципами человеческих отноше­ний. Гипертрофированное стремление к лживости, самоутвержде­нию при помощи лживости, 1! которой больше риска, чем расчета, наглость и дерзость, взвинченный пафос речи, мечта о мести тем, кто не верит их вымыслам, игнорирование истины, ущербность суж­дений—таковы характерные особенности их поведения.

Как уже отмечалось, у лиц с истерической психопатией тоже наблюдается лживость, но в этом случае ведущим проявлением психопатии является не склонность к лживости, а неустойчивость эмоций, театральность и позерство. В отличие от истерического, у психопата-псевдолога лживостью окрашены все его суждения, у него более выражен моральный дефект, он легко переходит грани­цы, определяемые общественными нормами, совершая инкримини­руемые правонарушения.

 

77. Психолого-педагогические мероприятия

Профилактика отклоняющегося поведения, обусловленного пси­хопатическим ра.'шитием, должна начинаться от рождения ребен­ка (гигиена брака, беременности, родовспоможение, исключающее травму). Характер лечебно-педагогических мероприятий зависит иг формы психопатии, ее патогенеза и ведущих клинических прояв­лении. Главную роль при этом играет лечебная педагогика, а меди­каментозная терапия является дополнительным мероприятием.

И случае утрированного преобладания в коре большого мозга процесса возбуждения с выраженной гипердинамичностью приме­няют нейролептические средства (аминазин, стелазин, неулептил п др.), антидепрессанты и транквилизаторы (мепротан, элениум, седуксен, тазепам и др.), дробные дозы инсулина. При преоблада­нии процесса торможения используют препараты, обладающие <1 пмулпрующим действием. В тяжелых случаях, когда не удается улучшить условия в семье, в школе, ребенка с психопатией следует госпитализировать в психиатрический стационар. Чрезмерно воз- будимых психопатов, проявляющих дезорганизаторские тенденции и антиобщественные склонности, необходимо обучать в специаль­ных школах особого режима.

И основу педагогических мероприятий должны быть положены данные исследования И. П. Павлова и его последователей о значи­мости тренировки для укрепления нервных процессов, «переделки» мша психической деятельности. Наряду с лекарственной терапией и социальными мероприятиями (удаление из конфликтной обста­новки, направление в интернат, специальную школу) большое зна­чение имеет просветительная работа среди родителей по предупреж­дению и коррекции психопатических проявлений у детей. Посколь­ку психопатия формируется с детства, то главное внимание должно быть сосредоточено на организации правильного воспитания (кор­рекции и условиях детского сада, школы, специальной школы, пси- XI uieiipojii н и чес кого диспансера).

Важную роль в формировании личности играет трудотерапия. Однако для того, чтобы трудовая коррекция была эффективной, нужно правильно выбрать вид труда. Не следует, например, все вре­мя тормозить ребенка с чрезмерно возбудимой психопатией, ибо нужно дать выход его двигательной энергии. При этом важно пере­ключить энергию с низших влечений на высшие потребности и тру­довые установки, чтобы ребенок (подросток) получал удовлетворе­ние от своего труда и у него воспитывалась ответственность перед коллективом (работа в кружках, мастерских, спорт, участие в са­моуправлении). Педагогические мероприятия должны сводиться к тому, чтобы разрушить у психопата установку на переоценку себя и недооценку других, раскрыть перед ним достоинства окружаю­щих, мобилизовать его самокритичность, отмечая утрированные стороны его личности и указывая путь к их устранению.

Коррекция психопатических проявлений заключается в рацио­нальной психотерапии и создании таких условий учебы, труда и быта, которые не способствовали бы усилению аномальных черт и возникновению декомпенсации.

Наряду с антиобщественным поведением у лиц, страдающих психопатией, проявляется и ряд положительных, общественно одо­бряемых потребностей. Некоторые из них неудовлетворены собой, просят помощи, пытаются занять полезное место в окружающем мире. Опыт свидетельствует о возможности компенсации у таких больных ряда психопатических проявлений, о перевоспитании пси­хопатической личности. Поэтому психотерапия в широком смысле слова (убеждение, рациональная психотерапия, терапия по методу прерывания условной связи, внушения наяву, во сне, самовнушение методом Куэ, аутогенная тренировка и др.), создание атмосферы доброжелательности, уюта и внимания имеют большое компенса­торное значение. Примером тому является опыт А. С. Макаренко, перевоспитавшего не только педагогически запущенных детей, но и воспитанников, страдающих психопатией.

Поскольку дети с психопатией игнорируют мнение коллектива, не могут занять в нем достойное место, то успех их перевоспитания в значительной мере определяется тем, насколько родители и педа­гоги-воспитатели сумеют пробудить их социальную активность, включить их в содержательную жизнь, что способствует коррекции у них интеллектуальной неполноценности.

 

80. Деменция — это приобретенное слабоумие, развившееся на фо­не уже сложившегося интеллекта и обусловленное деструктивными процессами в головном мозге. Слабоумие, вызванное диффузным или частичным разрушением сформировавшегося мозга, представ­ляет собой необратимый интеллектуальный дефект.

Возможно также слабоумие, обусловленное функционально-ди­намическим нарушением психической деятельности, но в этом слу­чае оно носит преходящий, эпизодический характер. Слабоумие такого типа обычно является следствием острых соматических заболеваний и характеризуется утратой ребенком приобретенных навыков и регрессом речевых функций. Такое состояние может длиться несколько месяцев (в зависимости от характера основного соматического заболевания), а затем проходит.

При деменции локальные нарушения более выражены, чем при олигофрении. Часто наблюдаются расстройства узнавания, ото­ждествления и идентификации предметов и явлений при сохран­ности функции проекционных систем и периферических органов чувств. В зависимости от морфологических изменений в лобной или теменной доле полушарий большого мозга отмечается выраженная в той или иной степени апраксия: нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных дви­жений. Нередко наблюдаются локальные судороги, паретические позы и параличи.

 

Класификация деменции

Тотальная деменция развивается при диффузном поражении головного мозга, обусловленном бактериальной инфекцией или тяжелой механической травмой мозга. У таких детей правильное телосложение, более или менее выразительная мимика. Психопа­тологическая симптоматика нарастает постепенно. Вначале боль­ные жалуются на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость. Наблюдаются вазомоторные расстройства в виде учащения пульса, гиперемии лица, повышенной потливости. Иног­да спонтанно возникают рвота и судороги. В дальнейшем ребенок начинает терять навыки опрятности, нарастают общая моторная и психическая адинамия или расторможенность и крикливость, снижается работоспособность и формируются грубые расстройства обобщения. Критично себя не оценивают.

Лакунарная деменция, характеризующаяся очаговостью орга­нического процесса в головном мозге, чаще всего является резуль­татом перенесенных ребенком или подростком черепно-мозговых травм или сифилиса мозга. Для этой формы деменции свойственна симптоматика локального и общемозгового поражения головного мозга. По сравнению с тотальной деменцией в этом случае лич­ность слабоумного остается в известной степени сохранной. Боль­ной в состоянии критически относиться к своему состоянию. Не смотря на утрату памяти, больной критичен, атеросклероз гол.мозга.

Транзиторная деменция у детей и подростков, возникающая вследствие перенесенного неспецифического параинфекционного менингоэнцефалита, характеризуется, во-первых, полиморфностью психопатологической симптоматики, во-вторых, медленным сни­жением интеллекта и, в-третьих, чередованием ухудшения интел­лектуальных способностей п их стабилизации. Прогноз в смысле социальной реадаптации неблагоприятный, так как несмотря на ремиссии с временной склонностью к некоторому смягчению пси­хического дефекта все же и для этого типа слабоумия характерна медленная прогредиентность.

У таких детей отмечается склонность к реактивным расстрой­ствам настроения, бродяжничеству, усилению полового инстинкта.

Концентрическая деменция. Она обусловлена в основном длительно текущей эпилепсией с частыми судорожными припадками. Наряду с рас­стройствами в двигательной сфере постепенно углубляется интел­лектуальный дефект. Причем чем в более раннем возрасте возник­ла эпилепсия, тем раньше появляются психические изменения.

Для концентрической деменции характерны вязкость, излишняя обстоятельность мышления, снижение памяти. Такое замедление психических процессов затрудняет процесс накопления теорети­ческих знаний и практических навыков, ослабляет познавательные и комбинаторные способности.

Апатическая (атактическая) деменция обусловлена шизофре­нией, которая в течение нескольких лет может привести к психи­ческой деградации личности с исходом в слабоумие. Кроме слабо­умия возможны и другие дефекты.

Это состояние необратимое. Оно характеризуется значительным снижением интеллектуальной активности, апатией и абулией, ут­ратой побуждений к продуктивной деятельности, неумением ори­ентироваться в явлениях и в связях окружающей действительности.

Дисмнестическая, или парциальная, деменция представляет со­бой угнетение и ослабление памяти в результате перенесенного очагового органического заболевания головного мозга. При этом характерно расстройство памяти на прошлые события при способ­ности запоминать некоторые из текущих событий. Подобное рас­стройство памяти постепенно усугубляется: больной не может воспроизвести даже самые важные личные и общественные собы­тия прошлого. Такая ущербность памяти сопровождается расте­рянностью, слезливостью, больной с дисмнетической деменцией не сдерживает своих эмоций, что свидетельствует о некоторой сохран­ности критичности.

 

83. Идиотия

В зависимости от соматической и психопатологической симпто­матики выделяют различные степени слабоумия. Наиболее тяже­лой, необратимой и некомпенсируемой формой слабоумия является олигофрения степени идиотии. Дети, страдающие идиотией, совер­шенно неспособны к приобретению теоретических знаний и любой осмысленной деятельности. Однако педагогический персонал вспо­могательной школы должен иметь представление о сущности этого страдания.

Психопатологические проявления идиотии обусловлены необы­чайно выраженным, грубоорганическим тотальным характером поражения головного мозга. При этом нарушаются не только спе­цифически корковые функции — мышление и речь, но и более древ­ние в филогенетическом отношении функции, в частности инстинкты и моторика. Именно поэтому у таких детей невозможно образова­ние даже простых условно-рефлекторных связей.

При глубокой форме идиотии произвольная членораздельная речь отсутствует. Больные издают нечленораздельные звуки либо произносят ограниченное количество искаженных слов, сигнального значения которых они не понимают. Обращенную к ним речь, мимику и жестикуляцию страдающие идиотией также не осмысли­вают, но иногда воспринимают интонацию. Мыслительные опера­ции совершенно недоступны, сознание собственной личности отсут­ствует.

Чувство неудовольствия, связанное с ощущениями голода и хо­лода, проявляется двигательным возбуждением и криком. Эмоци­онально-аффективная жизнь малодифференцированна, примитивна, главное для таких больных — удовлетворить потребность в еде. Чувства радости, печали и страха им недоступны, плач и слезы у них отсутствуют. На фоне такого грубого интеллектуального де­фекта иногда наблюдается парадоксальная любовь такого подростка к музыке. Он мае;!ми может слушан, му.чап.и,которая действует па нею благотворно, а когда музыка прекра­щается— начинает кричать. Поражает иногда, как правильно та­кие дети запомипакп' нонраннншуюся им мелодию при полной не­способности усвоить два-три слова для выражения своего желания.

 

84. Деби́льность (лат. debilis — «слабый») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.

Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью дебильности в большинстве своем — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

 

81. Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении. В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения.

Традиционная

По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:

· дебильность — наиболее слабо выраженная.

· имбецильность — средне выраженная.

· идиотию — крайне выраженная.

По МКБ-10

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

1. Легкая — IQ 50-70

2. Умеренная — IQ 35-50

3. Тяжелая — IQ 20-35

4. Глубокая — IQ менее 20

 

По М. С. Певзнер

Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учетом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.

Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

1. неосложненная олигофрения;

2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:

· с преобладанием возбуждения над торможением;

· с преобладанием торможения над возбуждением;

· с выраженной слабостью основных нервных процессов;

3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

 

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

4. неосложненная;

5. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

6. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

7. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

8. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

 

78. У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»[источник не указан 657 дней].

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

Виды: деменция и олигофрения.

 

79. Олигофрения (новолат. oligophrenia – малоумие, от греч. olígos — малый и phrēn — ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. Происхождение О. может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией плода в родах, перенесёнными менингитом, энцефалитом и т.д. О. может быть и наследственным заболеванием (Дауна болезнь и др.). При О. слабоумию часто сопутствуют последствия очаговых поражений головного мозга (припадки, нарушения статики, движений, чувствительности). Нередки также и пороки телесного развития. Изменения психики при О. стабильны и не прогрессируют. Этот признак позволяет отграничить О. от психических болезней, начавшихся в младенчестве и претерпевающих закономерное развитие с усложнением клинической картины и нарастанием слабоумия. В связи с задачами воспитания олигофренов в коллективе, их лечения и обучения различают 3 степени О. (т. е. степени интеллектуальной недостаточности безотносительно к её происхождению): идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (лёгкая степень). Психические функции идиотов сводятся в основном к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: