· Органическая психопатия
· Чрезмерно возбудимая психопатия
· Истерическая психопатия
· Аффективно неустойчивая психопатия
· Псевдологическая психопатия (патологические лживость и фантазирование)
72. Органическая психопатия
Эта форма психопатии обусловлена воздействием вредных факторов в период внутриутробного развития, во время родов и в раннем детстве. В раннем детском возрасте органическая психопатия протекает без видимых клинических симптомов, в дальнейшем она характеризуется полиморфной резидуальной микросимптоматикой преимущественно церебрального характера. Сначала отмечаются незначительные отклонения от нормального развития, к которым в дальнейшем, в зависимости от условий жизни, присоединяются более выраженные изменения. Речь идет, таким образом, о психопатическом развитии личности на фоне резидуального дефекта. При этом нередко обнаруживаются и некоторые дефекты физического развития: нарушения моторики, функции эндокринных желез, снижение тонуса мышц, едва заметные паретические позы, изменение темпа речи, нарушения иннервации мышц лица и сфинктера зрачка, причем церебральная природа этих явлений не вызывает сомнения. Иногда наблюдаются непропорциональность телосложения, изменение формы черепа.
Мшопе больные органической психопатией коренасты, с короткой и толстой шеей, неправильной формы черепом, лицо их напоминает лицо акромегала. Изредка наблюдаются слабовыраженный Iемисиндром и снижение тонуса мышц в результате нарушения их иннервации. Наиболее часто встречаются арефлексия, косоглазие, иистагм, недостаточная модуляция речи, словарный запас и грамматический строй речи при этом не нарушены.
|
Несмотря на то, что в зтиопатогенезе органической психопатии участвуют биологические и микросоциальные факторы, все же роль неблагоприятных микросоциальных факторов в этом случае менее иыражена, чем при чрезмерно возбудимой, аффективно-неустойчи- но<|, истерической и псевдологической психопатиях.
73. Чрезмерно возбудимая психопатия
В основе этиологии и патогенеза этой формы психопатии, во- первых, лежит патологическое преобладание процесса возбуждения кад процессом торможения, во-вторых, искаженное, диспропорциональное развитие всего организма, обусловленное наследственными особенностями.
Чрезмерно возбудимые психопаты плохо поддаются воспитанию. И семейном анамнезе отмечаются психические отклонения у родителей и у родственников. Многие из них находились на лечении в психиатрических стационарах, состоят на учете в диспансерах по нпноду депрессивных, маниакальных состояний, реактивных психо- *ои и других заболеваний с невыясненной этиологией, в том числе с нарушением обмена и базедовизмом. Родители детей, страдающих чрезмерно возбудимой психопатией, обычно расторможены, бестактны, деспотичны, среди них распространен алкоголизм. Наряду с неблагоприятным личным анамнезом имеют место и семейные коллизии. Однако формирование этой психопатии нельзя объяснить только отрицательным воздействием микросреды.
Рано пробуждающееся у чрезмерно возбудимых психопатов интенсивное половое влечение приводит к возникновению эротических эксцессов, которые отрицательно сказываются на их физическом здоровье. В практической деятельности они далеко не всегда отличаются моральной щепетильностью: из-за свойственного им легкомыслия они не видят границ между дозволенным и запретным, л самое главное — их бурный темперамент просто не позволяет нм удерживаться в рамках законности и морали.
|
В благоприятных условиях среды такие больные очень самоуверенны и беззаботны, высокого мнения о себе, умеют держаться с достоинством и внешне могут производить впечатление положительных личностей. Но все это сочетается с глубокой дисгармонией психических функций, явным недостатком активного торможения. Даже на незначительные неприятности они реагируют стремительно нарастающими аффективными вспышками гнева, нередко с агрессией, разрушительными действиями и членовредительством.
Некоторые зарубежные авторы придерживаются точки зрения о невозможности коррекции поведения у лиц с чрезмерно возбудимой психопатией. С этим мнением нельзя полностью согласиться. После длительного лечения психотропными препаратами и психотерапии мы наблюдали случаи удовлетворительной реадаптации, никелировку дисгармонии в структуре личности такого психопата, рнеипфопис его трудовых и социальных связей.
74. Истерическая психопатия
И основе патогенеза этой аномалии лежит задержка развития молодых структур мозга с патологическим преобладанием подкорки над корой, первой сигнальной системы над второй. Эти явления и її ряду со слабостью корковой нейродинамики обусловливают склонность к внушаемости, бурным проявлениям чувств, грезам и лживости с извращением наиболее важных и сложных функций мышления — умозаключения и критичности.
|
Лица с истерической психопатией, как правило, живут не рассудочной, а эмоциональной жизнью.
Полиморфность поведения подростка или взрослого, страдающего истерической психопатией, обусловлена слабостью корковой нейродинамики. Такой больной «все видит и знает», его незрелые суждения не считаются с логикой и фактами, он «умнее и важнее всех», твердит о своем высоком происхождении, о связях с выдающимися личностями как своими приятелями, о выполнении в прошлом важных общественных и государственных заданий. При потакании им они вкрадчиво обворожительны и льстивы, но стоит указать на недопустимость поведения и ложь, как они разряжаются бурей гнева, криком и слезами, причем это не обычный плач, а рыдания с причитаниями. Театральной манерой себя держать, агрессивными взглядом и позой, пафосом речи и заиканием, бутафорной попыткой к самоубийству истерический психопат проявляет свою враждебность к окружающему.
Постоянная черта психики подобных людей — инфантильный эгоцентрики находится под сильным влиянием эмоций, определяющих его суждения и умозаключения. Такой субъект с волнением воспринимпст одно явление, но совершенно безразлично проходит мимо другого. Страдающий истерической психопатией интересуется лини, тем, что тесно связано с его интересами. Другие же раздражители, вызывающие у здоровых людей сильную реакцию, у истерического психопата не вызывают никакой, ибо не связаны с его личными интересами.
Инфантильность аффективно окрашенных суждений обусловли- ипет упрямство истерического психопата, несогласие его с бесспорными истинами, нарушение им норм поведения. Лица с истерической психопатией плохо уживаются н коллективе. Они отличаются чрезмерной обидчивостью, капризностью и упрямством, устраивают театральные попытки к самоубийству, становятся деспотами в семье, дезорганизуют общественную жизнь, вынашивают различные авантюристические планы, на которых, впрочем, долго не задерживаются. Все это рассчитано на иффект, на то, чтобы привлечь внимание к своей личности.
75. Аффективно неустойчивая психопатия лишена злобности и взрывчатости.
Среди полиморфных проявлений аффективно неустойчивой психопатии преобладает неустойчивость настроения с переходом от уныния к восторгу или наоборот по самому ничтожному поводу, которая чаще всего сопровождается фоном беззаботности, веселости и легкомыслия. Такие больные, как правило, поверхностны, неусидчивы и отвлекаемы, склонны к хвастовству и многоречивости, в большинстве случаев все видят в розовом свете, крайне податливы, быстро увлекаются и быстро забывают собственные намерения и решения, предаются азартным играм, развратным действиям, к которым быстро привыкают.
Подростки с аффективно неустойчивой психопатией избыточно говорливы, легко устанавливают дружеские отношения, быстро реализуют внезапно возникающие минутные желания, запретные влечения, нередко криминальные: возможны глубокие, но очень непродолжительные вспышки гнева, особенно при психической травме, вплоть до развития реактивного психоза.
В школе такие дети капризны, шумливы, эмоционально лабильны, суетливы, легко поддаются дурным влияниям, непрерывно меняют свои решения и не выполняют данные обещания. Если им делают замечания, они быстро переходят в кратковременное тоскливое состояние, плачут, жалуются иа головную боль и неприятные ощущения во внутренних органах.
Капризно раздражительное настроение и тоскливость у детей с аффективно неустойчивой психопатией так же быстро, но тоже на короткое время сменяются общительностью и уверенностью в себе с пренебрежением к критическим замечаниям взрослых. Они начинают группировать вокруг себя тех, кто нарушает школьный режим, бестактно высмеивают старших, клевещут на них, вовлекают школьников в свои авантюристические планы, совращают их, высказывают неприязнь к идеалам школы и семьи, становятся все более бесцеремонными. Поскольку они лишены стойкого интереса, беззаботны и склонны к смене впечатлений, то они слывут людьми «настроения и минуты». Даже незначительная личная неудача вызывает у них реакции, совершенно лишенные здравого смысла, кратковременные взрывы вспыльчивости, ненависти к близким и школе. При этом они бросают школу, совершают побеги из дому, ионлекаются в уличную жизнь, ночуют на вокзале, в парке, на чердаке, возвращаются домой сами или в сопровождении представителя милиции. По выражению Г. Е. Сухаревой, у таких детей побеги приобретают характер неодолимого влечения к бродяжничеству.
76. Псевдологическая психопатия (патологические лживость и фантазирование)
Говоря о психопатах-псевдологах, мы имеем в виду лживость как постоянный феномен у детей, достигших школьного возраста, которые в своем бредоподобном фантазировании не опираются на реальность и преследуют корыстные цели.
Исли у дошкольника игровая фантазия расширяет познавательные способности, то исендология школьника, равно как и взрослого, преследует эгоцентрическую цель. Склонность таких детей к измышлению, радость при разрушении границ между действительностью и грезами, расплывчатость мысли являются для них постоянными.
Псевдологию нельзя отождествлять с обманами памяти, наблюдаемыми при тех органических заболеваниях мозга, когда больной как бы заполняет ложным воспоминанием то, что им забыто. В первом случае больной верит в достоверность своих неверных воспоминаний, а во втором — нет. Патологическая ложь страдающего психопатией отличается от лжи здорового человека своей совершенной нецелесообразностью, причем психопат понимает ее нелепость, но не может подавить свою потребность лгать. Такая патологическая ложь представляет собой как бы рудимент бредоподобных фантазий. Но в отличие от истинной бредоподобной фантазии, патологическая ложь психопата не сопровождается треногой, растерянностью. Она носит постоянный, а не временный характер, представляет собой особенность, свойственную данной психопатической личности.
Такие больные игнорируют организованный труд, демонстрируют отвращение к упорядоченной деятельности, упорны в своей склонности к вымыслам, не считаются ни со здравым смыслом, ни с моралью, ни с элементарными принципами человеческих отношений. Гипертрофированное стремление к лживости, самоутверждению при помощи лживости, 1! которой больше риска, чем расчета, наглость и дерзость, взвинченный пафос речи, мечта о мести тем, кто не верит их вымыслам, игнорирование истины, ущербность суждений—таковы характерные особенности их поведения.
Как уже отмечалось, у лиц с истерической психопатией тоже наблюдается лживость, но в этом случае ведущим проявлением психопатии является не склонность к лживости, а неустойчивость эмоций, театральность и позерство. В отличие от истерического, у психопата-псевдолога лживостью окрашены все его суждения, у него более выражен моральный дефект, он легко переходит границы, определяемые общественными нормами, совершая инкриминируемые правонарушения.
77. Психолого-педагогические мероприятия
Профилактика отклоняющегося поведения, обусловленного психопатическим ра.'шитием, должна начинаться от рождения ребенка (гигиена брака, беременности, родовспоможение, исключающее травму). Характер лечебно-педагогических мероприятий зависит иг формы психопатии, ее патогенеза и ведущих клинических проявлении. Главную роль при этом играет лечебная педагогика, а медикаментозная терапия является дополнительным мероприятием.
И случае утрированного преобладания в коре большого мозга процесса возбуждения с выраженной гипердинамичностью применяют нейролептические средства (аминазин, стелазин, неулептил п др.), антидепрессанты и транквилизаторы (мепротан, элениум, седуксен, тазепам и др.), дробные дозы инсулина. При преобладании процесса торможения используют препараты, обладающие <1 пмулпрующим действием. В тяжелых случаях, когда не удается улучшить условия в семье, в школе, ребенка с психопатией следует госпитализировать в психиатрический стационар. Чрезмерно воз- будимых психопатов, проявляющих дезорганизаторские тенденции и антиобщественные склонности, необходимо обучать в специальных школах особого режима.
И основу педагогических мероприятий должны быть положены данные исследования И. П. Павлова и его последователей о значимости тренировки для укрепления нервных процессов, «переделки» мша психической деятельности. Наряду с лекарственной терапией и социальными мероприятиями (удаление из конфликтной обстановки, направление в интернат, специальную школу) большое значение имеет просветительная работа среди родителей по предупреждению и коррекции психопатических проявлений у детей. Поскольку психопатия формируется с детства, то главное внимание должно быть сосредоточено на организации правильного воспитания (коррекции и условиях детского сада, школы, специальной школы, пси- XI uieiipojii н и чес кого диспансера).
Важную роль в формировании личности играет трудотерапия. Однако для того, чтобы трудовая коррекция была эффективной, нужно правильно выбрать вид труда. Не следует, например, все время тормозить ребенка с чрезмерно возбудимой психопатией, ибо нужно дать выход его двигательной энергии. При этом важно переключить энергию с низших влечений на высшие потребности и трудовые установки, чтобы ребенок (подросток) получал удовлетворение от своего труда и у него воспитывалась ответственность перед коллективом (работа в кружках, мастерских, спорт, участие в самоуправлении). Педагогические мероприятия должны сводиться к тому, чтобы разрушить у психопата установку на переоценку себя и недооценку других, раскрыть перед ним достоинства окружающих, мобилизовать его самокритичность, отмечая утрированные стороны его личности и указывая путь к их устранению.
Коррекция психопатических проявлений заключается в рациональной психотерапии и создании таких условий учебы, труда и быта, которые не способствовали бы усилению аномальных черт и возникновению декомпенсации.
Наряду с антиобщественным поведением у лиц, страдающих психопатией, проявляется и ряд положительных, общественно одобряемых потребностей. Некоторые из них неудовлетворены собой, просят помощи, пытаются занять полезное место в окружающем мире. Опыт свидетельствует о возможности компенсации у таких больных ряда психопатических проявлений, о перевоспитании психопатической личности. Поэтому психотерапия в широком смысле слова (убеждение, рациональная психотерапия, терапия по методу прерывания условной связи, внушения наяву, во сне, самовнушение методом Куэ, аутогенная тренировка и др.), создание атмосферы доброжелательности, уюта и внимания имеют большое компенсаторное значение. Примером тому является опыт А. С. Макаренко, перевоспитавшего не только педагогически запущенных детей, но и воспитанников, страдающих психопатией.
Поскольку дети с психопатией игнорируют мнение коллектива, не могут занять в нем достойное место, то успех их перевоспитания в значительной мере определяется тем, насколько родители и педагоги-воспитатели сумеют пробудить их социальную активность, включить их в содержательную жизнь, что способствует коррекции у них интеллектуальной неполноценности.
80. Деменция — это приобретенное слабоумие, развившееся на фоне уже сложившегося интеллекта и обусловленное деструктивными процессами в головном мозге. Слабоумие, вызванное диффузным или частичным разрушением сформировавшегося мозга, представляет собой необратимый интеллектуальный дефект.
Возможно также слабоумие, обусловленное функционально-динамическим нарушением психической деятельности, но в этом случае оно носит преходящий, эпизодический характер. Слабоумие такого типа обычно является следствием острых соматических заболеваний и характеризуется утратой ребенком приобретенных навыков и регрессом речевых функций. Такое состояние может длиться несколько месяцев (в зависимости от характера основного соматического заболевания), а затем проходит.
При деменции локальные нарушения более выражены, чем при олигофрении. Часто наблюдаются расстройства узнавания, отождествления и идентификации предметов и явлений при сохранности функции проекционных систем и периферических органов чувств. В зависимости от морфологических изменений в лобной или теменной доле полушарий большого мозга отмечается выраженная в той или иной степени апраксия: нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений. Нередко наблюдаются локальные судороги, паретические позы и параличи.
Класификация деменции
Тотальная деменция развивается при диффузном поражении головного мозга, обусловленном бактериальной инфекцией или тяжелой механической травмой мозга. У таких детей правильное телосложение, более или менее выразительная мимика. Психопатологическая симптоматика нарастает постепенно. Вначале больные жалуются на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость. Наблюдаются вазомоторные расстройства в виде учащения пульса, гиперемии лица, повышенной потливости. Иногда спонтанно возникают рвота и судороги. В дальнейшем ребенок начинает терять навыки опрятности, нарастают общая моторная и психическая адинамия или расторможенность и крикливость, снижается работоспособность и формируются грубые расстройства обобщения. Критично себя не оценивают.
Лакунарная деменция, характеризующаяся очаговостью органического процесса в головном мозге, чаще всего является результатом перенесенных ребенком или подростком черепно-мозговых травм или сифилиса мозга. Для этой формы деменции свойственна симптоматика локального и общемозгового поражения головного мозга. По сравнению с тотальной деменцией в этом случае личность слабоумного остается в известной степени сохранной. Больной в состоянии критически относиться к своему состоянию. Не смотря на утрату памяти, больной критичен, атеросклероз гол.мозга.
Транзиторная деменция у детей и подростков, возникающая вследствие перенесенного неспецифического параинфекционного менингоэнцефалита, характеризуется, во-первых, полиморфностью психопатологической симптоматики, во-вторых, медленным снижением интеллекта и, в-третьих, чередованием ухудшения интеллектуальных способностей п их стабилизации. Прогноз в смысле социальной реадаптации неблагоприятный, так как несмотря на ремиссии с временной склонностью к некоторому смягчению психического дефекта все же и для этого типа слабоумия характерна медленная прогредиентность.
У таких детей отмечается склонность к реактивным расстройствам настроения, бродяжничеству, усилению полового инстинкта.
Концентрическая деменция. Она обусловлена в основном длительно текущей эпилепсией с частыми судорожными припадками. Наряду с расстройствами в двигательной сфере постепенно углубляется интеллектуальный дефект. Причем чем в более раннем возрасте возникла эпилепсия, тем раньше появляются психические изменения.
Для концентрической деменции характерны вязкость, излишняя обстоятельность мышления, снижение памяти. Такое замедление психических процессов затрудняет процесс накопления теоретических знаний и практических навыков, ослабляет познавательные и комбинаторные способности.
Апатическая (атактическая) деменция обусловлена шизофренией, которая в течение нескольких лет может привести к психической деградации личности с исходом в слабоумие. Кроме слабоумия возможны и другие дефекты.
Это состояние необратимое. Оно характеризуется значительным снижением интеллектуальной активности, апатией и абулией, утратой побуждений к продуктивной деятельности, неумением ориентироваться в явлениях и в связях окружающей действительности.
Дисмнестическая, или парциальная, деменция представляет собой угнетение и ослабление памяти в результате перенесенного очагового органического заболевания головного мозга. При этом характерно расстройство памяти на прошлые события при способности запоминать некоторые из текущих событий. Подобное расстройство памяти постепенно усугубляется: больной не может воспроизвести даже самые важные личные и общественные события прошлого. Такая ущербность памяти сопровождается растерянностью, слезливостью, больной с дисмнетической деменцией не сдерживает своих эмоций, что свидетельствует о некоторой сохранности критичности.
83. Идиотия
В зависимости от соматической и психопатологической симптоматики выделяют различные степени слабоумия. Наиболее тяжелой, необратимой и некомпенсируемой формой слабоумия является олигофрения степени идиотии. Дети, страдающие идиотией, совершенно неспособны к приобретению теоретических знаний и любой осмысленной деятельности. Однако педагогический персонал вспомогательной школы должен иметь представление о сущности этого страдания.
Психопатологические проявления идиотии обусловлены необычайно выраженным, грубоорганическим тотальным характером поражения головного мозга. При этом нарушаются не только специфически корковые функции — мышление и речь, но и более древние в филогенетическом отношении функции, в частности инстинкты и моторика. Именно поэтому у таких детей невозможно образование даже простых условно-рефлекторных связей.
При глубокой форме идиотии произвольная членораздельная речь отсутствует. Больные издают нечленораздельные звуки либо произносят ограниченное количество искаженных слов, сигнального значения которых они не понимают. Обращенную к ним речь, мимику и жестикуляцию страдающие идиотией также не осмысливают, но иногда воспринимают интонацию. Мыслительные операции совершенно недоступны, сознание собственной личности отсутствует.
Чувство неудовольствия, связанное с ощущениями голода и холода, проявляется двигательным возбуждением и криком. Эмоционально-аффективная жизнь малодифференцированна, примитивна, главное для таких больных — удовлетворить потребность в еде. Чувства радости, печали и страха им недоступны, плач и слезы у них отсутствуют. На фоне такого грубого интеллектуального дефекта иногда наблюдается парадоксальная любовь такого подростка к музыке. Он мае;!ми может слушан, му.чап.и,которая действует па нею благотворно, а когда музыка прекращается— начинает кричать. Поражает иногда, как правильно такие дети запомипакп' нонраннншуюся им мелодию при полной неспособности усвоить два-три слова для выражения своего желания.
84. Деби́льность (лат. debilis — «слабый») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.
Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью дебильности в большинстве своем — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.
Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).
81. Классификация олигофрений — классификация форм и степеней тяжести олигофрении. В настоящий момент существует несколько различных классификаций, каждая со своими достоинствами, недостатками и областями применения.
Традиционная
По степени выраженности олигофрении традиционно подразделяются на:
· дебильность — наиболее слабо выраженная.
· имбецильность — средне выраженная.
· идиотию — крайне выраженная.
По МКБ-10
В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:
1. Легкая — IQ 50-70
2. Умеренная — IQ 35-50
3. Тяжелая — IQ 20-35
4. Глубокая — IQ менее 20
По М. С. Певзнер
Традиционный подход к классификации по степени выраженности мало что давал как медицинской, так и педагогической практике. В результате работ Марии Семеновны Певзнер, на основе глубочайшего клинического и психолого-педагогического изучения стало возможным понять структуру дефекта при олигофрении, составляющей 75 % всех видов аномалий детского возраста, и разработать классификацию с учетом этиопатогенеза и качественного своеобразия аномального развития.
Собственно, предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.
В частности, М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:
1. неосложненная олигофрения;
2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
· с преобладанием возбуждения над торможением;
· с преобладанием торможения над возбуждением;
· с выраженной слабостью основных нервных процессов;
3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.
Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:
4. неосложненная;
5. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
6. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
7. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
8. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
78. У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом»[источник не указан 657 дней].
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Виды: деменция и олигофрения.
79. Олигофрения (новолат. oligophrenia – малоумие, от греч. olígos — малый и phrēn — ум), группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. Происхождение О. может быть связано с болезнями в период беременности матери (сифилис, краснуха, токсоплазмоз, авитаминозы, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и др.), а также с резус-несовместимостью крови матери и плода, травмой и асфиксией плода в родах, перенесёнными менингитом, энцефалитом и т.д. О. может быть и наследственным заболеванием (Дауна болезнь и др.). При О. слабоумию часто сопутствуют последствия очаговых поражений головного мозга (припадки, нарушения статики, движений, чувствительности). Нередки также и пороки телесного развития. Изменения психики при О. стабильны и не прогрессируют. Этот признак позволяет отграничить О. от психических болезней, начавшихся в младенчестве и претерпевающих закономерное развитие с усложнением клинической картины и нарастанием слабоумия. В связи с задачами воспитания олигофренов в коллективе, их лечения и обучения различают 3 степени О. (т. е. степени интеллектуальной недостаточности безотносительно к её происхождению): идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (лёгкая степень). Психические функции идиотов сводятся в основном к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.