Хуан: Карл, разве не должен каждый, кто приходит к реализации, достичь той точки изнеможения, о которой ты говорил? «Я искал, но искать было нечего».
Карл: Нет.
Хуан: Но каждый, кто приходит к реализации, должен выполнять множество садхан и техник до реализации.
Карл: Говорю тебе, никогда не существовало ни одного реализованного.
Хуан: Но есть ли разница для конкретного индивидуума: всю свою жизнь смотреть телевизор или посещать сатсанги?
Карл: Нет. Разницы нет.
Хуан: Может ли человек, смотрящий телевизор, реализовать себя?
Карл: Оба могут. У обоих одинаковые возможности, никакой возможности. В обоих случаях разницы нет, потому что ни то, ни другое не приводит к реализации. Когда Раману спрашивали, что такое реализация Раманы, он говорил, что никогда не было Раманы, который что-то реализовал. То, что есть Я, всегда реализовано, поэтому реализовывать нечего.
Но в момент этого не-события происходит видение – То, которое есть бытие, всегда реализовано и никогда не нуждается в чьей-то большей или меньшей реализации, что никогда не было никого, кто был бы нереализован.
Хуан: Но похоже, чтобы прийти к этому моменту, индивидууму требуется запас энергии.
Карл: Все это дело сознания.
Хуан: Но я никогда не слышал о том, чтобы кто-то реализовал себя, сидя перед телевизором!
Карл: О, есть даже такой художник, Нам Джун Пак, из Кореи. Это очень большой художник…
Франческо: Ты это видел?
Карл: Ага, он делает статуи Будды, сидя перед телевизором – пустым телевизором. Он всегда делает скульптуры Будды, сидя перед телевизором. Это что-то вроде дза-дзэна, реализовывать как бы нечего.
Трудно увидеть, что, делаешь ты что-то или нет, вопреки этому, ты есть. Ты не можешь что-то сделать; к этому нет пути. Кроме как увидеть – и в этом путь – увидеть абсолютно, что выхода из этого нет. Безо всякого понимания, без «до» и «после», – ты есть.
Это называется «божественной катастрофой». Но это не катастрофа. Просто называется так, чтобы как-то называться. Это означает, что Я реализует То, которое есть, безо всякого представления о «до» и «после», вопреки всему сделанному или несделанному, будь то человек, объект или сознание, даже вопреки сознанию.
Поэтому, что бы ты ни реализовывал, что бы ни находилось в царстве сознания, – ты есть вопреки этому. Что бы ни происходило, находится в царстве сознания, «я есть»-ности, появления и ухода, Творца и творения, всего того, что является сознанием, проявленностью бытия. Но чтобы увидеть, что ты есть вопреки всему этому, даже вопреки бытию, подготовки не требуется. Ты не можешь подготовить себя к тому, чтобы быть собой. Это абсолютное переживание того, что ничто никогда не происходило с Тем, которое есть ты.
Оно существует вопреки всякому опыту, был он у тебя или нет. Если я сейчас скажу, что ты мог бы сделать, – мол, если к предыдущим переживаниям – переживаниям света и так далее – добавишь еще что-то и будешь тем, что ты есть, – ты все равно продолжишь искать что-нибудь. Этот поиск не ведет никуда. Но ты не можешь не вести его. Ты должен искать. Будет поиск. Будет страстное желание. Но, вопреки поиску, желанию, всему, что ты можешь испытать, – ты есть.
Это случается в расщепленную секунду, мимоходом, «а!» – а затем ты наливаешь себе еще кофейку, потому что никакого события не произошло. Это вообще не имеет никакого отношения к бытию, каким ты его знаешь. Поэтому состряпать для этого некий план или религию невозможно. Всякая религия, всякая тактика, все эти «тик-так», какую бы технику ты ни применял, чтобы выбраться из «тик-так», – все это часть «тик-така» времени. Ни одна тактика не выведет тебя из «тик-така». Это просто тик – и не более. Нет даже времени, даже идей нет, ничего приходящего и ничего уходящего – что делать?
Но все, что ты достигаешь с помощью усилий, с помощью техник, ты превращаешь в религию, а превратив это в религию, в технику или понимание, ты принимаешь их на личный счет. Это становится автобиографией пробуждения. И затем ты говоришь: «Мое учение делается яснее и яснее», или что-то в этом духе. Что бы ты ни говорил, оно возникает из этого «моего понимания», «моей реализации». Но это все то же неведение. Таким образом, ты прибавляешь неведение к неведению, потому что любое количество твоего опыта, даже «божественного» переживания любви, – это неведение.
То, чем ты являешься, ты не можешь пережить ни в каком смысле. Тебя вообще нет ни в каком смысле. Поэтому даже эти «божественные» переживания блаженного тра-ля-ля, света, фейерверков – это ничто. Образы, ощущения, мимолетные тени, но не сама жизнь.
Клара: Значит, в определенном смысле тебе повезло, что у тебя это было. (смех)
Мужчина: Начнем сначала!
Другой мужчина: Да ладно, остался только час!
Карл: Это то, что ты хочешь в следующей жизни?
Клара: Не знаю, выхода ведь нет. Я могла бы быть бизнес-леди.
Карл: Или нижним бельем.
Клара: Или летящей птицей.
Карл: О, всегда чем-то милым, конечно. Может быть, ты будешь чем-то неподвижным, даже не подозревая о том, что существуешь, бактерией или вирусом, сидящим в чьем-то носу!
Маттиас: Нос полон реинкарнациями садху, а? Непременно надо пить кофе, после того как увидишь это, или я могу выпить ласси? (смех)
Карл: Что угодно. Что будет дальше, то и будет. «Выпить кофейку» просто означает, что ничего не случилось, и ты есть вопреки этому. Поэтому все, что создает различия в так называемой жизни, истина, которую ты нашел и хочешь привнести в жизнь, – Боже мой! Тут ты даешь определение тому, что такое просветленный, а что нет, как следует вести себя мудрецу, что ему должно воспринимать и что такое просветление. Все это по-прежнему составляет часть неведения, сотворения рамок для всего на свете. Даже идея джняни – неведение.
Франческо: О, хорошенькое дело!
Карл: Хорошенькое?
Франческо: Фантастическое.
Карл: Фантастическое, ладно. Но даже называть это «неведением» – это неведение. Из неведения не выбраться. Но это прекрасно. Если разницы никакой – пребываешь ты в неведении или нет, – так что же?
Маттиас: Прямо как мазохисты: им тоже такое нравится. То есть, «получай удовольствие» – это другой вариант фразы «выхода нет».
Карл: Нет, ты находишься в С-М отношениях. Само-мастурбация – нет, само-мазохизм? Некоторые называют это «мастер-бация». Мастер принимает ванну внутри себя. Я не сказал «мастурбация»; я сказал «купание мастера». Натирание мочалом. Не поймите меня неправильно! (смех)
Каатье: Нет.
Карл: Нет? Но это было бы просто! Так какой у тебя был вопрос?
Клара: Нет, это был не вопрос, это было просто утверждение.
Карл: Я выиграл в лотерею, ты сказала?
Клара: Да.
Мужчина: Божественную лотерею.
Карл: Да, однако я ничего от этого не получил. Но это так прекрасно! Ты ничего от этого не получаешь. «О, счастливчик!» (смех) Лотерея, в которой ничего не получаешь. Ты играешь в лотерею и счастлив этим. «О, слава Богу, я ничего не выиграл!» У меня совпадение всех шести номеров и ноль в банке.
Другой мужчина: О, банку отняли.
Карл: Ты больше не можешь курить банг?[17]
Мужчина: Нет, банку с деньгами! (смех)
Карл: О'кей, теперь какие-нибудь серьезные вопросы. (смех)
Франческо: Серьезному гуру.