Кровли на зданиях, выходящих на улицы, делали только в два или четыре ската, при этом их высота должна была составлять не менее 1/3 ширины. На строениях, находящихся во дворах, хозяевам «дозволялось» ставить крыши более высокими и на один скат, однако, в любом случае, строение должно было внешне выглядеть так, чтобы «не было безобразия»116. Стены, между бревнами, прокладывали мхом. Потолки делали из колотых пополам бревен или брусьев, обмазывали глиной, а поверх засыпали просеянной землей, служившей утеплителем. Внутренние стены домов либо оставляли бревенчатыми, либо обшивали тесом. Полы сооружали с накатом или без него, из половых досок, либо из паркета местного производства (см. главу «Местные промыслы и ремесла», раздел «Лес и лесные промыслы»). В древности полы в местных избах были земляными.
Стеклянные окна в устюженских домах тоже появились не сразу, хотя на Руси оконное стекло известно с X-XI веков. Однако в то время оно ценилось очень дорого. Стекло привозили из Царьграда и из Европы и использовали, в основном, в богатых хоромах и храмах. В XVII веке в Устюжне ставили слюдяные окна. Во всяком случае, известно, что в 1624 году оконной слюдой (прозрачным слоистым минералом) торговал устюжанин Третьяк Иванов, который продавал свой товар не только в Устюжне, но и в Тихвине.
С 1669 года оконное стекло стало выпускаться в подмосковном селе Измайлово и застекленные окна начали получать более широкое распространение в различных российских городах. В первой четверти XVIII века «оконнишным» промыслом в Устюжне занималась семья посадских людей Пурышевых. В конце XIX века в городе было девять профессиональных стекольщиков117. Оконное стекло производилось на Покровском стекольном заводе в Белокрестской волости Устюженского уезда (см. Приложения. Таблица 1). Известно также, что в начале ХХ века окна в жилых помещениях устюженских домов имели высоту от 70 см до 1,75 м и двойные застекленные рамы118. По фасаду домов их устанавливали от двух до четырех, а в каменных купеческих особняках - до двенадцати.
|
Окна в деревянных устюженских домах было принято украшать наличниками с резными орнаментами, которые в древности служили оберегами от нечистой силы. В более ранний период обрамление окон выглядело так: округлость бревен вокруг оконного проема слегка стесывали, а на стесы наносили узоры. Позднее эти стесы заменили косяки и наличники. Окна с наличниками называли красными, то есть красивыми. Красное окно обычно было одно, в центре фасада, а по бокам в устюженских избах устраивали так называемые волоковые окна.
Волоковые – от слова «волочить», то есть раздвигать и задвигать окно. Волоковые окошки были небольшими и располагались почти под самым потолком. Два смежных бревна прорубали до середины, а в отверстие вставляли прямоугольную раму с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. Волоковое окошко давало просвет в стене, то есть из него можно было выглянуть на улицу, поэтому их еще называли «просветцами». Просветцы использовали и для того, чтобы выпускать из избы дым, если таковая топилась по-черному. Кстати, волоковые просветцы до сих пор можно встретить в некоторых устюженских домах. Их вырубают в нижних частях строений для проветривания подвальных помещений.
Говоря о старинных жилых домах устюжан следует также добавить, что, например, в XIX-нач.XXвв. они имели, как правило, два входа – «белый», через крыльцо с фасада, то есть с улицы, и «черный», для хозяйственных нужд, со двора.
|
Деревянное узорочье Устюжны. По данным второй половины XIX века для многих деревянных домов Устюжны было характерно украшение узорочьем в виде пропильной, сквозной и накладной резьбы, которое специалисты относят к, так называемому, «русскому стилю». Пышную пропильную резьбу использовали при украшении окон, стен, ворот и крылечек домов. Порой ею декорировали надворные строения и даже навесы над колодцами.
Одним из самых ярких примеров деревянного узорочья в жилых домах устюжан служит здание, известное специалистам, как дом Боборыкиных (совр.ул.Ленина,39). Довольно большое, возвышающееся на горе жилое строение с мезонином, состоит из четырех клетей, соединенных под одной крышей. Главным его украшением является тончайшее кружево многоярусной деревянной накладной резьбы. Увы, до наших дней все деревянное кружево не сохранилось, но еще во второй половине прошлого столетия один из специалистов восхищенно писал об этом устюженском доме: «В четыре слоя лежит резьба на карнизе, из четырех же накладывающихся один на другой регистров резьбы состоит декор завершения наличников. Балконный фронтон с большим выносом опирается на изящные витые колонки. При всей своей пышности и тонкости, декоративное убранство этого дома фиксирует внимание на главных конструктивных элементах фасада. Эта функциональная обусловленность резьбы, выполненной с большим мастерством, сообщает архитектуре здания высокую художественную ценность»119.
|
Интересно заметить, что увлечение «русским стилем» появилось в Устюжне тогда, когда вопросы застройки и благоустройства города стали осуществляться местными архитекторами К. и Е.Бельтеневыми, И.Лавровым, И.Бурлаковым, А.Серебрянниковым и А.Германом. В Устюжне жили хорошие плотники и столяры, которые вполне могли выполнить заказы на подобное «узорочье». Этим обстоятельством, видимо, и воспользовались местные архитекторы.
Увлечение устюжан сплошной деревянной застройкой имело свои отрицательные стороны. В частности, это касалось противопожарной безопасности. Недаром специалисты того времени сетовали, что «деревянные постройки и особенно крытые лучинкою крыши… являлись условиями, особенно благоприятствовавшими обширному распространению пожара»120. Например, известно, что в 1872 году выгорела практически вся центральная часть Устюжны.
Уже в начале XIX века городские власти выделяли некоторые средства «на пожарную предосторожность», а пожарные «служители» входили в штат местной полиции, однако сплошная деревянная застройка по-прежнему оставалась объектом повышенной опасности.
Каменное и полукаменное строительство. Купеческие особняки. Первые каменные гражданские строения в Устюжне начало возводить местное купечество. Произошло это вскоре после принятия плана 1778 года. Однако кирпич был слишком дорог и за семь-восемь лет, пока шли работы по перепланировке города, в Устюжне был выстроен всего один каменный дом, который принадлежал владельцу солодового и кирпичного заводов купцу И.М.Дьякову (ул.Коммунаров,55).
Более активное строительство полукаменных и каменных (в толщину стен на два-три кирпича) двухэтажных жилых особняков в центральной части Устюжны началось только со второй половины ХIХ века. При полукаменном строительстве первый этаж дома выкладывали из кирпича, второй был деревянным. Здания такого рода до сих пор стоят в Устюжне (пл.Торговая,2, ул.Ленина,15 и др.). На первом этаже этих домов обычно располагались торговые помещения. Второй этаж был жилым и имел дополнительный вход с улицы. По такому же принципу строились и каменные купеческие особняки, носившие по своему устройству отпечаток столичной моды того периода.
Сохранилось описание одного из купеческих домов на Торговой площади (совр. дом № 12), принадлежавшего купцу И.Ф.Коротаеву, сделанное его дочерью З.И.Цыбиной: «Передняя половина нижнего этажа была занята магазином… В верхнем этаже помещались комнаты: спальня родителей, наша детская, небольшая столовая и кабинет отца с большим письменным столом. Во втором этаже были три большие комнаты, служившие исключительно для приема гостей три или четыре раза в году. В нижнем этаже перед выходом в магазин была столовая для приказчиков и большая кухня… Во дворе, как в небольшом каменном мешке, помещались конюшня для трех лошадей, скотный деревянный хлев для двух коров, курятник для шести кур, каретник для экипажей и погреб со льдом, где хранились годовые запасы продуктов»121.
Кстати, у купца Коротаева, кроме дома на Торговой площади, была еще и городская дача. Сравнительно небольшой деревянный одноэтажный дом (совр. ул.Ленина, 23) с садовым участком и модными в то время аллеями из сосен и лип располагался в глубине участка, окруженного со всех сторон деревянным забором.
Визитной карточкой богатого купеческого дома являлась широкая парадная лестница «для господ» - деревянная, либо тесанная из каменных плит, которая вела на второй этаж здания. Освещались парадные лестницы достаточно большими окнами, в темное время - канделябрами, развешанными по стенам. Поднявшись по лестнице, гости попадали в сравнительно небольшую прихожую-переднюю, которая продолжалась длинным коридором-вестибюлем. В некоторых случаях переднюю заменял один широкий вестибюль. Здесь обычно стояли шкафы для верхней одежды, либо были сделаны для этой же цели специальные ниши.
Из передней и вестибюля приглашенные следовали в зал («залу») – самую большую парадную комнату в доме. За залом, иногда справа и слева от него, обычно располагались две гостиные, далее шла столовая. Посредине столовой ставили большой стол в окружении стульев, по стенам - буфеты и горки с дорогой посудой. В некоторых домах при столовой делали буфетную. В этом случае парадная посуда и столовое белье хранились там.
Вообще, все парадные помещения купеческих особняков располагались анфиладами вдоль уличных фасадов. Это были высокие и просторные комнаты, хорошо освещенные, с большими, многочисленными (до двенадцати) окнами. Потолки в них украшали лепниной и нарядными люстрами, полы делали паркетными. Зал и парадные гостиные могли отделяться друг от друга только арками, а вот столовая, как правило, имела двухстворчатые двери столярной работы, которые открывали только тогда, когда сюда торжественно приглашали гостей. В богатых купеческих особняках, соответственно высоким потолкам, двери имели высоту более двух метров.
В подражание интерьерам дворянских усадеб, в одной из гостиных иногда сооружали большой камин с узорными изразцами, который служил скорее для украшения и престижа, чем для отопления. Топки высоких, почти до потолка, прямоугольных печей – «голландок» парадных комнат выходили в вестибюль. Такие печи выкладывали изразцами, подчас имевшими богатую декоративную отделку. Изразцы изготовляли местные фабрики – купца И.И.Небаронова в Устюжне и А.Ф. и Е.Д.Гаген в усадьбе Чурилово Соминской волости Устюженского уезда.
К парадным комнатам того периода также относили кабинет хозяина, библиотеку и «диванную»-будуар хозяйки, где она принимала за чашечкой чая гостей узкого круга. Кабинет строили довольно вместительным, что не только отвечало понятиям престижа, но и было связано с тем, что здесь, как правило, ночевал хозяин. При кабинете иногда устраивали небольшую комнату – приемную для посетителей. Престижным считалось наличие домашней библиотеки. При этом библиотечная комната служила только для хранения книг (читали книги в личных комнатах или гостиных), поэтому из парадных она была наименее освещенной.
Если парадные комнаты располагались по фасаду здания, то личные окнами все выходили во двор. Следует заметить, что они не всегда были изолированными, а чаще так же, как и парадные, соединялись дверями, то есть анфиладно. Жилые комнаты проектировались небольшими. Иногда над личными покоями строили еще и антресоли, на которые вела узкая и крутая деревянная лестница. Антресольные комнаты имели низкие потолки и считались более теплыми, чем нижние, поэтому здесь, как правило, располагали детскую и комнаты для пожилых родственников. Благодаря антресолям количество этажей уличного и дворового фасадов одного и того же дома могло быть различным.
Помимо парадных и жилых комнат, в купеческих особняках, естественно, были и различные служебные помещения. Для обслуживания таких домов требовалась прислуга – кухарки, дворники, истопники, гувернантки. Прислуга в купеческом доме могла быть как приходящей, так и живущей в доме. При этом кухарка ночевала в каком-нибудь закутке на кухне, нянька – в детской. Кстати, во многих местных купеческих семьях считалось незазорным, если некоторые работы по дому выполняла и сама хозяйка.
Обслуживающий персонал ходил в дом не по парадной, а по черной лестнице, ведущей со двора. По ней проносили дрова и воду, приходили разные мелкие торговцы и разносчики, поставлявшие продукты и различную мелочь. Все служебные помещения – кухня, прачечная, кладовые, чуланы, дворницкая находились на первом этаже. Здесь же значительное место отводили под купеческую лавку, в которую покупатели заходили с дополнительного отдельного входа, расположенного на фасаде здания. Первый и второй этажи соединялись внутренней, как правило, очень крутой лестницей. Большие каменные подвалы снабжали вентиляцией, благодаря чему они использовались в качестве складских помещений для товара купеческой лавки, поэтому подвалы имели выходы по лестницам вверх, прямо на улицу.
При купеческом особняке второй половины ХIХ века обязательно проектировался двор, обычно огражденный высоким глухим каменным забором, с большими двухстворчатыми коваными, либо деревянными воротами. Внутри двора располагались каретные и дровяные сараи, конюшни, коровники и курятники, а также отхожие места для прислуги, которые назывались нужниками или ретирадниками (для господ «удобства» обычно находились в спальнях за ширмами) и выгребные ямы, закрытые небольшими срубами с крышками.
В целом купеческий двор с домом представлял собой небольшую городскую усадьбу, довольно компактную, ухоженную и нарядную. Фасады каменных купеческих особняков обильно украшала лепнина тонкой художественной работы. Балконы ограждали решетками чугунного литья. Дома, призванные символизировать богатство и процветание устюженского купечества, строили на века. Они до сих пор являются главным украшением центральных площадей и улиц Устюжны. К таким образцам можно отнести, в частности, дома рода Поздеевых (пл.Торговая,14; ул.К.Маркса,2), А.М.Копыльцовой (ул.К.Маркса,11), либо более скромные особняки - О.А.Иконниковой (ул.К.Маркса,3), П.В.Китаевой (ул.К.Маркса, 31) и проч.
Кроме жилых построек в указанный период в городе были возведены несколько каменных и полукаменных зданий, которые использовались для размещения различных учреждений, контор и организаций. Например, в 1887 году на Соборной площади построили новое здание городской думы. Нижний каменный этаж приспособили для «пожарного обоза». На втором, деревянном, заседали местные власти во главе с городским головой. Венчала постройку смотровая вышка с площадкой кругового обхода для пожарника-наблюдателя - «пожарная каланча».
Из построек такого же рода можно назвать здание купеческой конторы Поздеевых (пер.Богатырева,13), здание земской управы и аптеки (Ленина,16), которое, кстати, первоначально проектировалось как жилой купеческий особняк; здание казначейства (Красных Зорь,6), а также полицейского управления и окружного суда (К.Маркса,17).
Дворянские дома. Усадьбы. В отличие от купеческих особняков, дворянские дома отличались простотой и скромностью, и чаще были деревянными, на высоких каменных фундаментах. Например, в первой половине ХIХ века по, так называемому, «образцовому» проекту в Устюжне были выстроены два жилых деревянных дворянских особняка (К.Маркса,10 и пер.Корелякова, 14). Оба дома отличались простотой и строгостью в декоративном решении фасадов. Их единственным украшением стали четырехколонные портики. Гостиные и жилые комнаты хозяев располагались в передней части. Служебные и хозяйственные помещения выходили окнами во двор.
Один из указанных особняков (ул.Корелякова, 14) специалисты описывают так: «Деревянный ампирный дом с 4-х колонным портиком в плане представляет собой прямоугольник с пристроенным крытым крыльцом. Широкие сени ведут в большую светлую гостиную, освещенную шестью окнами. Отсюда непосредственно можно попасть в смежные с ней комнаты и через коридор, образованный двумя внутренними продольными стенами, в остальные помещения. На главном фасаде, на невысоком каменном цоколе, поставлены под карниз четыре деревянные колонны. Окна простые, высокие, прямоугольной формы, без наличников. В интерьерах… белые изразцовые печи и двухстворчатые филенчатые двери. Дом поставлен на каменном фундаменте и покрыт четырехскатной крышей. Основные габариты: длина - 22,5 м, ширина – 16,2 м»122.
Вообще, дворяне редко строили или покупали дома в Устюжне. Представители этого сословия, как правило, постоянно жили в Петербурге, Москве, либо в губернских центрах, выезжая на лето в свои родовые усадьбы, которые в конце ХIХ-нач.ХХвв. хозяевами использовались, в основном, как дачи.
Дворянские усадьбы обычно располагались в живописной местности, в ухоженной зелени барских парков с искусно разбитыми дубовыми, липовыми, кленовыми и даже каштановыми аллеями, с прудами, кустарниковыми партерами, цветниками и затейливыми беседками123. Помещичьи дома были украшены колоннами, мезонинами, деревянными фамильными гербами. Архитекторы так описывают усадебный дом дворян Батюшковых в с.Даниловское: «Усадьба Батюшковых расположена недалеко от дороги… на высоком месте. По дороге от Даниловского к Устюжне на протяжении 2 км вдоль нее стоят могучие сосны, посаженные пленными французами. Парк вокруг усадьбы закладывался в подражание Версальскому. В стройные аллеи лип вплетались кусты сирени и акации.
Двухэтажное здание собственно усадьбы – прямоугольный в плане вытянутый сруб, разделенный на две половины продольной стеной. Каждая половина делится поперечными стенами на залы и комнаты. Залы своими окнами выходят на главный фасад. Перед входом в здание устроен портик с балконом на втором этаже, который поддерживают круглые деревянные дорические колонны портика. А с юго-востока, северо-запада и северо-востока прорублены входы на первый и второй этажи. Покрыто здание усадьбы системой двухскатных крыш.
На втором этаже расположены шесть небольших жилых комнат, ориентированных окнами по три на главный фасад и задний, и разделенных общим коридором; несколько хозяйственных чердачных помещений. Отапливается первый этаж двумя массивными изразцовыми печами, мансарда – тремя небольшими, но также изразцовыми печами.
Здание усадьбы обшито тесом и покрашено. Фундамент сложен из кирпича. Фасады здания почти не имеют декоративного убранства. Лишь кона мансарды имеют скромные прорезные наличники, да некоторые торцы крыш украшены подзорами»124.
В стороне от усадебных «барских» особняков находились хозяйственные постройки, конюшни, скотные дворы. В некоторых имениях были свои мельницы, маслобойни, винные, сыродельные и лесопильные заводы.
Сохранилось описание усадьбы дворян Калитеевских «Попово», постройки которой после пожара начала ХХ века были возведены из кирпичей: «… вся усадьба была выстроена по плану… кроме двухэтажного кирпичного здания были выстроены из кирпича же… кухня, за ней баня с прачечной… За сквером у пруда был выстроен одноэтажный флигель. Сквер располагался перед парадным крыльцом, находившимся в середине северного фасада. Въезд в усадьбу был оформлен каменными воротами. От каменных ворот дорога расходилась, огибая сквер. Налево (дорога шла – Е.В.), между сквером и парком к парадному крыльцу и направо, между сквером, флигелем и прудом – к службам… за прудом маслодельня с двумя входами-крыльцами; за ней, на некотором расстоянии… под одной крышей – навес, каретник (где еще стояли возки и кареты) и конюшня. Через прогон… большой скотный двор. Напротив конюшни в конце скотного двора… людская с пекарней. Границы усадьбы, парка и сквера были обсажены декоративным кустарником… В парке… заросли серебристых тополей… площадки для тенниса, крокета, дерновые скамьи и дорожки»125.
В середине XIX века на территории Устюженского уезда было зарегистрировано более 130 дворянских имений и всего 19 домов в Устюжне, принадлежавших представителям этого сословия126. Кстати, в этот период загородные усадебные дома имелись также у представителей купеческого и мещанского сословий (о сословиях см. главу «Люди», раздел «Старинные династии и сословия Устюжны»), которые строили их в подражание дворянским. Например, усадьбу купцов Поздеевых «Мыза» в Перской волости начала ХХ века описывали так: «Усадьба была обнесена высоким тесовым забором, вышиною около трех метров, который тянулся вдоль дороги, пролегающей из деревни Яковлевское по направлению к деревне Кузьминское. За забором скрывались скотные дворы, большие амбары для хранения хлеба… а рядом с амбарами, направо, располагался поднавес для сельскохозяйственных машин и прочего интентаря. Тут же, в хозяйственном дворе, складывались кучи навоза, поскольку скот содержался на деревянном полу в теплых помещениях, с образцовыми кормушками и поилками для скота. Наверху помещений (для скота – Е.В.) складывались сено и солома…
Поздеевский дом, расположенный налево от въездных тесовых ворот, напротив хозяйственного двора и построек, представлял собой одноэтажное помещение, с мезонинами и множеством окон с красивыми узорчатыми, крашенными в разную краску наличниками, обшитый тесом… под железной зеленой крышей… с дворней, кухарками, горничными, нянями и прочей прислугой, проживающими во множестве комнат, вход в которые был через два крыльца. Между (крыльцами – Е.В.)… длинная веранда, вдоль всего дома, построенного буквой Г. Такая же узорчатая, открытая веранда тянулась по другую сторону дома… (она вела – Е.В.) в большой березовый парк, с летними беседками «китайского» и другого стиля, а рядом с березовым парком располагался барский фруктовый сад»127.
В начале ХХ века купеческие усадьбы, так же, как и дворянские, использовались их владельцами только в летний период в качестве дач. В другое время там проживали управляющие.
Отопление и другие функции устюженских печей. В условиях местного климата большое значение в устюженских домах любого достатка, как и в древней городищенской полуземлянке, имела печь. Предполагают, что первые избы в Устюжне и местных деревнях отапливались «по-черному». Потолки в них старались сделать повыше, чтобы дым поднимался кверху над головами людей и «не ел» глаза.
Позднее «черные» избы строили только в местных деревнях, а вот «черные» («курные») баньки сохранялись длительное время, так как при такой системе отопления прокопченная древесина стен редко отсыревала и была не подвержена гниению. Кстати, один из исследователей крестьянского быта середины XIX века писал, что «черные избы в крестьянском быту едва ли не полезнее белых; от беспереводной топки и освежающего ветра воздух в них постоянно чист и здоров»128. Одна из старожилок д.Богуславль вспоминала: «Упарко, упарко было после этого в избе, тепло и уютно, а пол в «черных» избах скребли лопатами»129. Следует заметить, что земские врачи не соглашались с утверждениями тех, кто хвалил подобное устройство жилища, где зимой вместе с людьми помещался и скот. Они называли черные избы «смертоубийственными машинами», ругая их удушливо-кислую атмосферу, наличие вшей, клопов и блох – носителей различных заболеваний.
Впрочем, в начале XX века «черные» избы в Устюжне уже считались пережитком прошлого. Печи «белых» домов оснащали вертикальными трубами-дымницами. В этот период в местных краях упоминаются три вида печей: русские, голландские (простые и изразцовые), лежанки, а также железные круглые печи, которые чаще можно было увидеть в «присутственных местах», то есть в различных учреждениях. В большинстве жилых домов ставили русские печи, которые служили для обогрева и приготовления пищи.
В Устюжне русские печи располагались, как правило, слева от входа, в центре жилого строения, либо же почти у двери. Часто такая печь являлась единственным средством отопления для всего жилого помещения. Позднее в комнатах для дополнительного обогрева стали делать небольшие печки-лежанки, представляющие собой кирпичные лежаки. На теплых лежанках можно было посидеть и даже полежать, но, как правило, на них не ночевали. Для полноценного отдыха и ночного сна использовали полати-нары, которые крепились к русской печи специальными перекладинами-воронцами. «У воронца один конец – в стену, один – в печку, ребята лазили с печи по воронцу на полати»130, - вспоминала одна из местных жительниц. Позднее воронцом стали называть широкую полку под потолком вдоль всех стен жилой постройки.
По воспоминаниям, устюженские печи делали глинобитными. Глину накладывали в специальные деревянные формы, собранные из досок. Затем утаптывали ее ногами, не добавляя ни капли воды, и били специальными деревянными колотушками-«б а бками». Полностью сбитую таким образом печь освобождали от досок и сушили, протапливая. По другим описаниям, глину выкладывали на доски, либо на специальный деревянный щит, добавляли в нее немного воды, а затем долго толкли и мяли («м я чили») большими пестами-«м я чилками» до получения однородной массы. «Мячилки» периодически пересыпали золой для того, чтобы на них не налипала глина. Готовый продукт раскатывали слоем примерно в 15 см и резали на кирпичи. Печник клал сырые кирпичи без раствора, лишь слегка смачивая их водой и сбивая большим деревянным молотком – «чекмар ё м». Затем выравнивал готовую кладку снаружи и внутри печи и доделывал свод глиняным раствором в деревянной опалубке.
Сохранилось описание глинобитной печи конца XIX века в доме крестьян Смирновых д.Залесье: «Печь поставлена слева от входа в избу, примыкая к стенам. Одна стена выходит в сени, другая – в горницу. В горнице к этой же стене примыкает печь-лежанка, объединенная в большой русской печью общим дымоходом. Печь имееет форму параллелепипеда (установлена на массивном рубленном подпечье). Широким, с циркульным завершением устьем она обращена к окнам главного фасада. К свободной стороне печи примыкает голбец с крутой лесенкой в подполье и со ступенями для входа на печь и полати. Полати устроены над входом в избу от печи к боковой стене. Сбоку в передней части печи маленькая вспомогательная печка, используемая, в основном, в летнее время. Сбоку устроен ряд ниш-печурок. Декоративное убранство печи сосредоточено на лицевой ее части и представляет собой четко выделенный основной дымоход пирамидальной формы и дымоход вспомогательной печки, оформленные постепенно сокращающимися ступенями. Ниша - в левой верхней части, где хозяйка хранит спички и лучины для растопок. Основные габариты: в плане длина 2,4 м, ширина – 1,8 м, высота лицевой части печи – 2,5 м, высота лежанки – 1,4 м»131.
Упоминаемый в описании голбец, который местные жители чаще называли к а рзиной – это специальная конструкция для всхода на печь и полати, а также спуска в подклет. Она представляла собой деревянный ящик-рундук, расположенный вдоль боковой стенки печи и имеющий люк в подполье. Местные старожилы вспоминали: «Рядом с печкой строили карзину, она открывалась, а также служила скамейкой, кроватью, приступком на печку… в подвал лезть из дома карзины делали… на карзину и спать ляжешь… Карзина наподобие рундука сделана, вход в подполье закрывает»132. В подполье, в специально вырытой яме, хранили картофель и овощи.
В некоторых устюженских деревнях русские печи служили не только для обогрева и приготовления пищи, но и заменяли бани. Один из жителей д. Бородино, вспоминал: «В деревне совершенно не было бань… мылись в печках. Печки клались большими, практически они занимали четверть дома, устье печки рассчитано на установку в печь огромных корчаг для приготовления пива. В устье мог свободно влезть взрослый человек и свободно сесть, не упираясь головой в свод печи.
В банный день печи топили более капитально, к вечеру из печи все вынимали, под тщательно мели, на него потом клали доски, на доски солому (обычно, ржаную – Е.В.) – и баня готова. Один, два, а то и три человека залезали в печь, устье закрывали заслонкой. Брызгая водой на стенки и свод печи, нагоняли нужную температуру и начинали париться. Пропарившись как следует, парщик вылезал из печи и мылся в корыте. Существовал такой порядок: если мылись дети, мужчины, то при этом могли присутствовать посторонние любого пола, если мылась женщина, то ребят и мужчин не допускали. И еще одна особенность: после бани на тело надевали чистое белье, а бывшая на теле рубашка превращалась в верхнюю и ее донашивали еще неделю»133.
В Устюжне в печах не мылись, а в банях ставили печи-каменки – «черные», без труб, и «белые» - с одним-двумя котлами, либо просто очаг с котлом без кожуха, а в 1876 году городская управа в целях «предосторожности против пожаров» вообще запретила устюжанам «в городе иметь черных бань»134.
Печи-каменки, русские печи, печи-лежанки и голландские печи клали местные мастера. Например, по данным 1886 года в городе работало 11 печников, 15 мастеров, изготовлявших кирпичи, и четыре профессиональных трубочиста135. Последние находились в штате городской управы. За обязательную ежемесячную очистку дымовых труб в жилых строениях, например, в 1891 году, устюжане платили по 12 коп. с дома136. Владельцам гостиниц, трактиров, пекарен и прочих заведений городскими властями было предписано вызывать трубочистов не реже двух раз в месяц.
В зажиточных домах, особенно купеческих и дворянских, печи украшали изразцами, порой имевшими немалую художественную ценность. До наших дней сохранились две чудесные голландские печи в бывшем доме купчихи П.В.Китаевой (ул.К.Маркса,д.31). Поставленные в большой гостиной, они были украшены белыми изразцами с рельефными изображениями богинь: древнегреческой Афины и древнеримской Флоры. Специалисты пишут, что «по композиции объемов и рисунку деталей печи эти являются ценными памятниками русской архитектуры малых форм»137.
Данных о том, кто делал и украшал печи в доме Китаевой, нет, однако известно, что в конце ХIХ–нач.ХХ века в городе работали мастера знаменитой новгородской школы печников инженера-технолога Н.И.Кржишталовича. Кстати, известно, что Николай Иванович в течение ряда лет жил и работал в Устюжне. Так, по данным второй половины 1880-х –1890-х гг. он служил старшим контролером, а затем помощником надзирателя Устюженского отделения Новгородского акцизного управления. Печи системы Кржишталовича отличались не только хорошим качеством в работе, но и такой безопасностью, что даже представители страховых компаний снижали ставки на обязательное страхование от пожаров, если хозяева могли доказать, что их печи сложены по системе Кржишталовича. Кстати, при устройстве таких печей, мастера обязательно устраивали в доме еще и искусственную вентиляцию.