В зависимости от способа обработки почвы различают почвообрабатывающие машины и орудия для основной, поверхностной и специальной обработок. К машинам для основной обработки почвы относятся плуги общего назначения и безотвальные, культиваторы-плоскорезы, для поверхностной обработки почвы — бороны, лущильники, культиваторы и катки, к специальным машинам—плуги кустарниково болотные, плантажные, лесные, дисковые, садовые, для каменистых почв и фрезы.
Плуги по способу агрегатирования с трактором делят на навесные, полунавесные и прицепные. Навесные плуги по сравнению с прицепными легче, следовательно, менее энергоемкие и более производительные, не требуют больших поворотных полос. Однако по качеству вспашки они уступают прицепным и полунавесным плугам.
Прицепные плуги обеспечивают наилучшее качество вспашки, но более энергоемкие и менее производительные. Полунавесным плугам присущи частично недостатки и преимущества навесного и прицепного плугов.
По числу корпусов плуги бывают одно, двух и многокорпусные.
В зависимости от конструкции корпуса различают лемешные, безотвальные, дисковые, почвоуглубительные, роторные и чизельные плуги.
В зависимости от технологического процесса выпускают плуги для свально-развальной и гладкой вспашки. Последние обеспечивают вспашку без свальных и развальных борозд. Благодаря этому последующие агрегаты могут работать на более высоких скоростях.
Бороны делят на зубовые, дисковые, сетчатые, шлейфбороны, игольчатые и др. Зубовые бороны бывают трех типов: тяжелые, средние и легкие в зависимости от давления, приходящегося на один зуб. У тяжелых оно составляет 20...30 Н, у средних — 10...20, у легких —5...10 Н. Дисковые бороны делят на тяжелые (болотные) и легкие (полевые и садовые).
Лущильники бывают дисковые и лемешные, а катки — кольчато-шпоровые, кольчато-зубчатые, гладкие водоналивные и борончатые.
Культиваторы по назначению делят на два типа: для сплошной (паровые) и междурядной обработок почвы (пропашные).
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс: | Группа: | А31 | Номер урока (пара) | ||||
Специальность-квалификация: | 1502000 Агрономия 150203 3 Агроном | ||||||
Наименование модуля: | Технология хранения и переработки продукции растениеводства | ||||||
Тема урока: | Безотвальная обработка машин. Классификация лущильников. | ||||||
Дата: | Продолжительность: | 90 мин. | |||||
Место проведения: | Аудитории «КСХК» | ||||||
Цель урока: | Ознакомить классификацией и устройством безотвального плуга воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, чувство ответственности за природные ресурсы своей страны; развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения; развивать логическое и образное мышление, речь. | ||||||
Задачи урока: | Обеспечить усвоение нового материала, сформировать умения различать плуги от лущильников. | ||||||
Ожидаемые результаты: | Умеет различать разновидности анализа предуборочный период | ||||||
Тип урока: | Комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
мозговой штурм, тесты, карточки | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Интерактивная доска | ||||||
Дополнительные источники (литература): | читать [1] | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Спанов Махмут Агитаевич | Тел.:87783206240 | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (мин) | Действия преподавателя | Действия студентов | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | 2 мин | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих | Приветствуют преподавателя, отчет старосты | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | Объявляет тему и объясняет цель урока | Принятие цели новой темы | доска, тетради | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | Объясняет новую тему | Конспектируют новую тему | тетради | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы | тетради | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Дает студентам задания | Выполняют задания | (карточки, технический диктант) | |
7. Применение знаний и способов деятельности | Предлагает ответить на вопросы | Решают проблемные ситуации, составляют диалог | тетради | |
8. Обобщение и систематизация знаний | Раздает тесты | Тесты | тетради | |
9. Информирование о домашнем задании | Инструктирует домашнее задание | Запись д/з, постановка вопросов | Тетради, учебник, лекция, интернет ресурсы | |
10. Подведение итогов занятия и рефлексия | Комментирует оценки | рефлексия | стикеры |
Лущильники
Лущение - обработка почвы на небольшую глубину, предшествующая вспашке. Проводят его с целью рыхления почвы, сохранения влаги, заделки семян сорняков и пожнивных остатков, борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений. Лущение снижает затраты механической энергии на вспашку. Лущат почву дисковыми и лемешными лущильниками. Рабочий орган дисковых лущильников - сферический диск, лемешных - отвальный корпус шириной захвата 25 см. Диски лущильников располагают так, чтобы плоскость вращения дисков составляла с направлением движения угол атаки 30 - 35°. В таком положении диски хорошо подрезают и крошат пласты почвы, заделывают в верхний слой пожнивные остатки и семена сорняков.
Дисковым лущильником лущат стерню зерновых культур на участках, засоренных преимущественно корневищными и другими многолетними сорняками. Уплотненную почву после уборки кукурузы и подсолнечника и участки, засоренные корнеотпрысковыми сорняками, обрабатывают лемешным лущильником.
Лущение стерни дисковыми лущильниками проводят на глубину 4 - 10 см, лемешными - 6 - 12 см. Отклонение средней глубины обработки от заданной не должно превышать ±2 см. Верхний слой почвы после рыхления должен быть мелкокомковатым, а поверхность взлущенного и дискованного поля должна быть слитной и ровной. Развальная борозда в стыке средних батарей дисковых орудий не должна превышать глубину обработки почвы. Сорные растения должны быть подрезаны полностью. Поля лущат поперек направления движения уборочных агрегатов на скорости не более 10 км/ч, так как с увеличением скорости агрегата глубина лущения уменьшается