С. родился в доме деда, А. И. Скрябина, который жил тогда в доме Кирьякова, близ Петровских казарм (метрическая книга церкви Трех святителей. — ЦГИА Москвы, ф. 203, оп. 764, ед. хр. 185, л. 336 об.).
31 декабря. С. крещен в церкви Трех святителей, что на Кулиш-ках, Ивановского сорока, о чем сделана запись:в метрической книге. Воспреемниками были «отставной артиллерии полковник Александр Иванович Скрябин и дочь умершего капитан-лейтенанта флота девица Мария Ивановна Подчерткова» (ЦГИА Москвы, ф. 203, оп. 764, ед. хр. 185, л. 336 об.).
«Саша был всегда очень доволен, когда ему дарили детские музыкальные инструменты. У него была шарманка и много разных дудочек» (там же).
Москва. После 12 апреля. В семье С. четверо участвовали в русско-турецкой войне. Однажды маленького С. взяли на вокзал провожать одного из них. «Оркестр заиграл веселую кадриль „Вьюшки". Возвратившись домой, Саша сейчас же бросился к роялю и сразу сыграл самую 'веселую последнюю фигуру кадрили „Вьюшки", потом взял свою скрипку и точно так же без всякого затруднения сыграл то же самое» (Скрябина Л. А., с. 10).
«Пяти лет он [С] уже наигрывал на рояле обеими руками. Во двор часто приходили шарманщики; он слушал их, а потом сейчас же садился за рояль и очень верно наигрывал все только что услышанное. Иногда он играл и свое, что-то очень мелодичное» (Скрябина Л. А., с. 8).
«Иногда я брала Сашу в Итальянскую оперу, которая гастролировала тогда в Москве....Он следил за оркестром, иногда совершенно не замечая, что делается на сцене....Он не спускал глаз с инструментов и спрашивал название каждого из них» (Скрябина Л. А., с. 10).
Арко (Южный Тироль). Апрель. Умерла от туберкулеза легких Любовь Петровна Скрябина, мать композитора. Похоронена в Арко (Энгель, с. 8). Все заботы по воспитанию ребенка взяли на себя его тетя Любовь Александровна Скрябина и бабушки — Елизавета Ивановна и Мария Ивановна (Гунст, с. 12).
Любовь Александровна Скрябина воспитывалась во французском пансионе Ларме и Мага. Обучалась игре на фортепиано, посещала концерты РМО. Па окончании пансиона занималась на Исторических курсах при 3-й классической гимназии (Скрябина Л. А., с. 8).
Москва. Б. д. Скрябины жили «на Маросейке в собственном доме» (Адрес-календарь разных учреждений г. Москвы на 1875 год. М., б. г., с. 677).
По воспоминаниям Л. А. Скрябиной, в трехлетнем возрасте С. «один мог сидеть за роялем часами <...> Все что-то наигрывал одним пальчиком» (Скрябина Л. А., с. 8).
1877—1878
Москва. Б. д. «Посещение музыкального магазина пробудило в нем желание самому делать рояли <...> Он сделал по крайней мере около десяти штук роялей. Последний оказался прямо совершенством. Он был около полуаршина длиной. Струны были натянуты из разной проволоки, начиная от тонкой и кончая толстой, дека поднималась и даже пюпитр выдвигался; была сделана и: педаль» (Скрябина Л. А., с. 9—10).
Москва. 5 мая. Умер дед композитора, А. И. Скрябин, в доме которого он жил; ребенок остался на попечении бабушек и тети; средства на его воспитание стал давать отец (Энгель, с. 5).
Б. д. С. купили игрушечный театр. «К 7-ми годам он уже настолько хорошо писал, что переделывал и сочинял маленькие пьесы для своего театра....Он не любил ничего готового, и декорации
Летопись жизни и творчества
1882—1883
для своего театра 1начал делать сам. <...> Он всегда доводил до конца всякое дело, которое начинал, и больше абсолютно им не интересовался. Когда были переиграны все его пьесы, показаны все декорации, он забросил свой театр» (Скрябина Л. А., с. 9).
С. сочинил оперу «Лиза». «Сам написал либретто, а потом и музыку» (Скрябина Л. А., с. 11; автограф. — ГЦММК, ф. 31, ■ед. хр. 143).
Л. А. показала ребенка А. Г. Рубинштейну, который знал его мать в годы ее учения в Петербургской консерватории. «А. Г. Рубинштейн был поражен музыкальным талантом Саши и просил меня не заставлять его ни играть, ли сочинять, когда у него не было желания» (Скрябина Л. А., с. 11).
1880—1881
Москва. Б. д. Л. А. Скрябина сама готовила мальчика к поступлению в кадетский корпус. «...Когда мы садились за уроки, то просиживали часа по четыре без отдыха. Благодаря хорошей памяти он все усваивал быстро, ответ его всегда был ясен» (Скрябина Л.. А., с. 12).
В эти же годы Л. А. начинает заниматься со С. музыкой: игрой на фортепиано по слуху и по нотам. «...Шуринька предался своим занятиям; почти целый день без отдыха писал, играл, даже ночи стал спать плохо, говорил, что ему мысли не дают покоя. <...> Он стал нервным, не оставался один в комнате; часто до глубокой ночи не спал и просил, чтобы я от него не уходила. К девяти годам он очень много написал» (Скрябина Л. А., с. 12).
Л. А. Скрябина вспоминает: «Природу он обожал. <...> Мы часто уходили с ним в лес; он всегда имел с собой нотную бумагу л карандаш, говорил, что у него много мыслей является во время этих прогулок...»
Сверстники С. устроили детский оркестр: «набрали... всевозможных дудочек, свистулек, барабан, бубны и пришли просить ■его [С] дирижировать их оркестром....Он согласился. В репертуаре их были разные детские песенки, вальсы, кадрили. Все дети неистово дули в свои дудочки и в то же время подпевали. Выходило что-то ужасное. Мой Сашенька, как видно, очень волновался, •останавливал их, говорил, что нельзя так громко голосить. Кончилось это тем, что он еще один раз продирижировал... и уже не выходил к ним» (Скрябина Л. А., с. 11).
Через много лет С. вспоминал об этом эпизоде: «Бсть место, "в котором я до сих пор чувствую себя девятилетним ребенком: это Свиблово. Мне каждый раз, когда я бываю там, хочется идти дирижировать детским оркестром, процветавшим некогда в сосновой -аллее» (п; к Н. В. Секериной от 9 июня 1894 г.—Письма, с. 76).
Москва. Август. С. сдает экзамены для поступления в число своекоштных (то есть находящихся на собственном содержании) пансионеров Второго московского кадетского корпуса.
«Из 70 мальчиков он выдержал первым и первые годы все время был первым учеником, хотя занимался очень мало» (Скрябина Л. А., с. 12).
При поступлении во Второй московский кадетский корпус С. получил следующие оценки (по 12-балльной системе): закон божий — 12, русский язык — 10, арифметика — 8, писание — 8, средний балл — 9,5 (ЦГВИА, ф. 725, оп. 20, ед. хр. 85, л. 85 об.).
1882—1889
Кадеты Второго московского кадетского корпуса изучали следующие предметы: L Закон божий (1—7 кл.)
2. Русский язык (1—7 кл.)
3. Французский язык (1—7 кл.)
4. Немецкий язык (2—7 кл.)
5. Математика (1—7 кл.)
6. Начальные сведения по естественной истории (2—6 кл.)
7. Физика (5—7 кл.)
8. Космография (7 кл.)
9. География (1—4 и 7 кл.)
10. История (3—7 кл.)
11. Чистописание (1—2 кл.)
12. Рисование (1—6 кл.)
(ЦГВИА, ф. 725, оп. 25, ед. хр. 125-6, л. 159 об.)
В числе воспитателей Второго московского кадетского корпуса был дядж композитора — В. А. Скрябин. (Список воспитателей. — ЦГВИА, ф. 725, on. 21V ед. хр. 159, л. 88 об.). Он окончил курс в Третьем военном александровском училище в 1868 г. и находился на военной службе с сентября 1866 г. (там же)..
1882—1883
Москва. Зима. Уже в первый год учения в корпусе С. выступил в качестве пианиста. «Как-то в праздник у них был концерт. По окончании концерта директор и кадеты начали уговаривать-Сашу сыграть что-нибудь; он тогда еще не брал уроков музыки и даже не умел хорошо читать ноты. Он согласился. Спокойно вышел «а эстраду, не спеша сел к роялю, немного подумал, посмотрел на публику и начал играть. Как раз в это время у нас гостили его отец и мачеха, приехавшие из Турции. Мачеха недурно играла, и, когда она сыграла ему „Песнь гондольера" Мендельсона и „Гавот" Баха, — он после нее сыграл совершенно верно и то-и другое. И вот здесь, выйдя на эстраду, Саша неплохо сыграл"
Летопись жизни и творчества
1885—1886
Мендельсона, но в конце „Гавота" Баха забыл последнюю стра-личку, но только на одну секунду запнулся, а затем, что-то прибавив свое, блестяще кончил своим собственным аккордом. <...> Аплодировали ему горячо и заставили его играть свои сочинения» (Скрябина Л. А., с. 12).
Ховрино. Лето. Л. А. Скрябина вспоминает: «Следующее лето мы жили на даче в Ховрино на Николаевской ж. д., там же жил пианист [Г.] Э. Конюс. Так как Саша изъявил желание брать уроки музыки, то я и обратилась к [Г.] Э. Конюс [у] с просьбой -заняться с ним музыкой. Он согласился и даже потом всю зиму -ездил в корпус и давал ему уроки. Я была очень довольна, что Саша наконец мог играть по нотам» (Скрябина Л. А„ с. 12).
По!воспаминаниям Г. Э. Конюса, «вид у мальчика был тщедушный <...> Он оказался знающим не только ноты; он знал гаммы, тональности, и слабыми, еле выдавливающими звук пальчиками сыграл мне, — что именно, не помню, — но чисто и достаточно бегло. О степени его предварительной подготовки можно составить приблизительное яонятие по тому, что одной из первых льес, которую мы играли, было Perpetuum mobile Вебера, op..24. Выучивал вещи он быстро, но исполнение его, вероятно, вследствие недостаточных физических данных, помнится, всегда было эфирное и монотонное» (Энгель, с. 17).
Б. м. Б. д. С. сочинил канон для фортепиано d-moll (авто-траф. — ГМС, <инв. № 961).
Москва. Б. д. С. начал заниматься по фортепиано у Н. С. Зверева и по теоретическим предметам у С. И. Танеева (Энгель, с. 18, 20).
Весна. С. И. Танеев дал С. задание по сочинению на лето (Энгель, с. 21).
Май. С. сочинил Четыре фантастических пьесы (не найдены) (Список юношеских произведений).
Демьяново. Лето. П. В. Танеев, племянник С. И. Танеева, вспоминает: «Однажды в 1885 году Сергей Иванович с моим старшим ■братом утром отправились... верхом за 12 верст. К обеду вернулись домой и с ними маленький, худенький мальчик — кадет 2-го московского кадетского корпуса. Это был ученик Сергея Ивановича— Александр Николаевич Скрябин. Вечером в тот же день и утром на другой день они занимались музыкальными вопросами. А когда кончили, мальчик пожелал пойти с нами погулять и побегать. Бегал он так быстро, что я с трудом его догонял. Скрябин мне сказал, что Сергей Иванович учит очень хорошо, но чрезвычайно требователен и к ученикам строг; если плохо приготовишь урок— обижается, и в следующий раз спрашивает уже два урока — и старый и новый» (Танеев П. В. Воспоминания о С. И. Танееве.— ГДМЧ, ДМ5, №> 8, с. 66—67).
Москва. Осень. С. привез С. И. Танееву «готовые пьесы, из которых с-тоИ'ный этюд l[cis?] вошел в его сочинения. Тогда я с А. Н. стал проходить оба курса гармонии» (Танеев С. И. [Интервью для «Голоса Москвы»]. — РМГ, 1915, №17—18, стб. 330).
/1883—1884
Москва. Зима. Г. Э. Конюс занимался со С. еженедельно игрой на фортепиано, приезжая к нему на квартиру дяди, В. А. Скрябина, у которого С. жил во время учебы в кадетском корпусе (Энгель, с. 17—18),
1884—1886
Б. м. Б. д. С. сочинил ноктюрн As-dur (автограф. — ГМС, инв. 651).
....•■"■■'■■■.■"'•••п.;; ".-i -V-i-'- ':-.• 1884.'.:■ " .■:-...
Москва. Б, д, «12 лет Саша заболел корью. <..._> Корь осложнилась водянкой. <...> Состояние его было очень опасным. <...> Как только доктор позволил ему выходить на воздух, я сейчас же взяла его домой, а весной увезла его в деревню, где он очень поправился» (Скрябина Л. А., с. 13) *
1885 или 1886
Москва. 8 ноября. С. принял участие в концерте в кадетском корпусе, играя в 4 руки с пианисткой А. Ф. Альбедиль. «Когда Саша был в 4—5-м классе, произошло событие, которое сразу изменило отношение товарищей к нему....8 ноября, в день нашего -корпусного праздника... у нас устраивался концерт, в котором принимали участие знаменитые артисты того времени... и вдруг наша шумливая кадетская масса увидала Сашу на эстраде, рядом
Летопись жизни и творчества
1887
с...пианисткой А. Ф. Альбедиль. <...> Выступление Скрябина было покрыто бешеными аплодисментами. Кадеты так неистовствовали, что в их усмирение должны были вмешаться воспитатели и, наконец, сам директор» (Лимонтов, с. 26)>
Б. д. С. сочинил вальс f-moll op. 1 (указатель произведений.—■ Письма, с.690).
Москва. Начало года. «Когда Саше было лет 14 <...> на него наехал извозчик. Саша упал и переломил себе правую ключицу <...> Хотя ¥равая рука его еще долго не действовала, он все же не терял 'Времени, все время сочинял и много играл левой рукой. Когда Саша совсем поправился и рука его начала действовать, наступила ужегвесна» (Скрябина Л. А., с. 13)..
Март. С."'сочинил экспромт gis-moll и Похоронный марш (не найдены) (Список юношеских произведений).
Май. ОУ сочинил три скерцо — Es-dur, As-dur, Des-dur (не найдены) (Список юношеских произведений),.
4 августа;0 С. сочинил сон ату-фантазию gis-moll (дата на авто-гр афё. — ГДС, ина № 647, 1011).
Август. С. сочинил вальс gis-moll (автограф. — ГМС, инв. № 982).
Сентябрь;' С. сочинил вальс fis-moll (не найден) (Список юношеских произведений).
1886—1887 Москва. Осень—весна. С. И. Танеев занимался со С. гармонией. Впоследствии Танеев вспоминал, что они «за год прошли гармонию» (Энгель, с. 21). .... «Раза три в неделкг Саша^здйл из корпуса к Звереву, а от туда к Танееву, и уж к вечеру сам С. И. привозил его к нам в Златоустовский переулок» (Скрябина Л. А., с. 13). «Обучаясь в кадетском корпусе, Скрябин не мог одновременно-заниматься ив консерватории, а потому брал у Н. С. Зверева... частные уроки <...> Приезжая на уроки только по одному разу в неделю, Скрябин приготовлял всегда большую и хорошо выученную программу. Он мог сразу приготовить несколько этюдов н несколько пьес, причем никогда и ничего по нотам не играл» (Пресман, с 33). |
29 декабря. С; сочинил вальс Des-dur, посвященный Вере Гам-бурцевой (автограф не найден) (Коммент. Н. С. Жиляева и Л. Л. Сабанеева в изд. 1927 г.).
По воскресеньям Зверев приглашал своих учеников в гости. «Постоянным воскресным посетителем Зверева был довольно долго и Скрябин, один из младших среди бывавших там <...> После обеда, внушительного как по части еды, так и по части пития, бывал всегда музыкальный вечер, на котором выступали ученики Зверева, а слушателями были их товарищи и гости. Играл тут и Скрябин» (Энгельсе. 19).
М. Л. Пресман рассказывает, как на воскресных собраниях у Зверева «впервые стали играть свои сочинения Скрябин и Рахманинов. Помню, с какой строгой критикой мы встретили в особенности произведения Скрябина» (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 169).
«При своем маленьком росте и хрупком телосложении Скрябин тогда имел, на первый взгляд, вид мальчика, но в глазах у него была спокойная уверенность почти взрослого человека. У него симпатичное лицо, в разговоре почти всегда постоянно оживляющееся неопределенно ласковой улыбкой, иногда принимавшей вид иронической усмешки. Все, что он говорил, носило на себе отпечаток такой серьезной трезвости суждений, которая совсем не гармонировала с его полудетскою внешностью, его маленькой, почти детской фигуркой. В разговоре он всегда смотрел прямо в глаза собеседнику, и в этом спокойном, ясном взгляде чувствовалось, что он как будто внутренно взвешивает человека, с которым разговаривает, отнюдь не преклоняясь перед старшинством лет или какой-либо авторитетностью данного лица. Он способен был упорно защищать высказанное мнение, но в нем не чувствовалось упрямства ограниченных людей, и при наличности основательных возражений он не боялся признать справедливости мнения, противного своему» (Кашкин, с. 113).
■ Москва. Февраль — май. С. сочинил 6 этюдов для фортепиано
(Список юношеских произведений).
''■ 4 апреля. С. сочинил этюд cis-moll op. 2 (автограф. — ГМС).
Лето. Г. Э. Конюс вспоминает: «...Когда я жил близ Останкина, в местности, известной под названием „Панин луг", ко мне пришел Скрябин с просьбой заниматься с ним по гармонии. Он стал приезжать ко мне раз в неделю, и, таким образом, мы прошли с ним за лето полный курс гармонии» (Энгель, с. 21).
Б. м. 7 июня. С. сочинил Вариации на тему Егоровой f-тоЦ (автограф. —ГМС, инв. № 1105).
Июль. С. сочинил фантазию H-dur (не найдена) (Список юнот
шеских произведений)...■ ■.., ■ т.и..■... i
Летопись жизни и творчества
Сентябрь. С. сочинил сонату cis-moll (автограф. — ГМС, № 647).
Осень. В списке приходящих кадетов Второго московского кадетского корпуса к началу 1887/88 учебного года" значится кадет VI класса Скрябин Александр с размером вносимой платы 50 рублей (ЦГВИА, ф. 725, оп. 24, ед. хр. 101, л. 22).
С. решил поступить в консерваторию в класс В. И. Сафонова.. Но «Сафонова <...;> почти все первое полугодие учебного 1887/88 г. в Москве не было» (Энгель, с. 25).
«Сафонов облюбовал для своего класса Скрябина, когда тот занимался еще у Зверева; очень привлекал его талант молодого пианиста, да и мягкий, утонченный тип скрябинской игры больше подходил к брассеновской школе, Сафонова, чем к... школе П. А. Пабста и, частью, П. Ю. Шлецера, — двух других старших, профессоров Московской консерватории того времени» (Энгель, с. 26).
Октябрь —декабрь. «На время своего отсутствия Сафонов поручил Скрябина своему тогдашнему ученику Д. С. Шору. И только когда Сафонов вернулся [из гастрольной поездки по России' вместе с К. Ю. Давыдовым], Скрябин официально сделался его-учеником в консерватории» (Энгель, с. 25).
Э. К. Розенов вспоминал, что познакомился со С. у Д. С. Шора: «После одного из... вечерних уроков у Шора Скрябин сыграл свой; этюд № 2 из ор. 8 в более простом виде, чем этот этюд позднее напечатан, и две мазурки, в том числе E-dur» (Энгель, с. 34).
Ноябрь. С. сочинил (ноктюрн f-moll (не найден) (Список юношеских произведений); мазурку h-moll (черновой эскиз. — ГМС,. инв. № 947);.вальс-экспромт (автограф. — ГМС, инв. № 147); балладу b-moll (черновой эскиз. — ГМС, инв. № 647).
Тема баллады в 1888 г. была положена в основу прелюдии e-moll (op. 11. № 4).
21 декабря. С. играл на ученическом концерте в консерватории II и III части концерта для клавира d-moll И. С. Баха» (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 27, 28).
Б. д. С. начал сочинять сонату, I часть которой впоследствии1 была издана как Allegro appassionato op. 4. «Первая редакция... Allegro [appassionato], по категорическому утверждению Э. К. Ро-зенова, относится еще к 1887 г. Он говорил, что Allegro appassionato op. 4 отличается от первоначального Allegro предполагавшейся сонаты значительным расширением побочных партий, в связи с которыми появились и другие расширения и добавления. По мнению Розенова, Allegro appassionato от позднейших вставок только проиграло, на что он и указывал Скрябину, прося его вместе с тем дописать сонату до конца. Но тот „не внял мольбам"" Розенова» (Энгель, с. 34).
Москва. Январь. Поступление С. в консерваторию (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 79, л. 127 об. и др.).
С. сочинил ноктюрн Des-dur (автограф.— ГМС).
10—12 февраля. С. сочинил Венгерскую рапсодию (не найдена) (Список юношеских произведений).
19 мая. Ученик VII курса консерватории С. держит экзамен по специальному фортепиано. Оценка — 5 у всех экзаменаторов (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 100, л. 26 об.).
В связи с тем, что С. в 1888/89 г. обучался одновременно в кадетском корпусе и в консерватории, он, по-видимому, не сдавал экзаменов по другим предметам (в экзаменационных ведомостях стоят прочерки), и в следующем учебном году ему пришлось сдавать экзамены по общим курсам за прошлые годы.
Лето. Товарищ С. по кадетскому корпусу Л. А. Лимонтов вспоминает: «...Летом мы уходили на 17г месяца в лагери в село Коломенское. В отпуск мы ездили через станции Перерва и Люблино.
Однажды, попав в Люблино, я познакомился с семьей доктора И. К. Монигетти и стал там часто бывать. У них были две молоденькие девушки — Зинаида Ивановна и Ольга Ивановна. Само собой разумеется, что <в эту милую и культурную семью, где было много тепла, уюта и музыки, я сейчас же привел и своего друга — Сашу. Дочери доктора — Зинаида Ивановна и Ольга Ивановна— ■сделались скоро нашими кумирами. Я был „влюблен" в Зинаиду, -а Саша в Ольгу, и каждую субботу мы проводили вечера в этой чудесной семье <...> Эти вечера у Монигетти, полные чудесной музыки Саши, >в атмосфере полудетской влюбленности, в окружении какой-то особенной строгости, чистоты и порядочности — незабвенны» (Лимонтов, с. 29—30).
Октябрь. С. сочинил ноктюрн Fis-dur (автограф. — ГМС).
17 ноября. Состоялась репетиция концерта учащихся консерватории, в котором должен был участвовать С. С. И. Танеев пишет К. К. Альбрехту: «Не знаю, известно ли Скрябину о нынешней репетиции. Нужно ему сообщить о ней по телефону: он может приехать позже: часам к З'/г- Ввиду того, что Скрябин раньше занят в корпусе, можно вообще учеников Василия Ильича придвинуть более к концу репетиции» (ГЦММК, ф. 37, ед. хр. 2844).
21 ноября. В концерте учащихся консерватории в зале Благородного собрания С. исполнил «Бабочки» Шумана (программа.— Альбом, с. 32; рец.— Рус. ведомости, 23 нояб., № 323).
24 ноября. Опубликована статья Н. Д. Кашкина, в которой он пишет о выступлении С: «Игра этого молодого виртуоза, судя по костюму еще ученика гимназии, отличалась большим разнообразием и характерностью, ясно обрисовывавшими исполняемые но-
1888—1889
Летопись жизни и творчества
мера». (Кашкин Н. Д. Театральные и музыкальные известия.— Моск. ведомости, 1888, 24 нояб., № 326).
28 ноября. С. исполнил в ученическом концерте в консерватории этюд As-dur П. Ю. Шлецера (ЦГАЛИ, ф, 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 53, 54).
10 декабря. В музыкальном утре в консерватории С. исполнил свои сочинения — этюд и вальс (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 58 об.)..
Конец декабря. Перед рождественскими каникулами товарищи С. по кадетскому корпусу решили «составить небольшой оркестр... выучить наизусть свои партии нескольких танцев — полек, вальсов, кадрилей, мазурок и т. д., сшить себе одинаковые по фасону и разные по цветам клоунские костюмы... и, собираясь каждый день в определенном месте, отправляться оттуда на извозчиках по Мосюве „на огонек" в дома, где по освещению и теням почувствуется бал. <...> Саша принимал горячее участие и на сыгровках был нашим капельмейстером. <...> Помогал мне составлять мон-тажи и партитуры, писал партии, переводил их от инструмента к инструменту... но быть нашим капельмейстером и разъезжать с нами по Москве — отказался. Он был с нами только на первом выступлении у Монигетти <...> У Монигетти он, глядя на нашу „веселую дюжину", хохотал и прыгал, по своей привычке, но все же с нами не поехал» (Лимонтов, с. 30).
Москва, Лефортово. Б. д. С. сочинил Tempo di marcia для фортепиано (не найдено) (Список юношеских произведений).
С. сочинил прелюдию e-moll, вошедшую позднее в ор. 11 под № 4 (автограф». — ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 4, № 4).
Б. м. Б. д; С. рассказывал Л. Л. Сабанееву: «Я много думал лет jb пятнадцать — о боге, о Христе, вообще о религии» (Сабанеев, с. 260).
С. записал на листке, хранящемся в Евангелии, принадлежавшем бабушке: «...Т. к. понятие о нравственности одно, то он [Христос] и говорит о едином и вечном боге, который в нем пребывает (как представление) и в котором он пребывает (жизнь, поступки).
Верить, в бога — значит верить в истинность учения о нравственности и следовать ему...» (Русские пропилеи, с. 120).
1888—1889
■■.■'■' ■ ■ j_
Москва. Б. д. С. сочинил III часть сонаты es-moll (неоконченной) (факсимиле автографа. — Альбом, с. 33).
Л. А. Скрябина вспоминала о первых годах обучения С. в консерватории: «Не скажу, чтобы он охотно ходил каждый день в консерваторию, особенно на уроки теории. Он часто манкировал,.
и мне приходилось самой ходить в консерваторию, чтобы записать пропущенные уроки». Намереваясь выучить заданную
B. И. Сафоновым пьесу, С. «в продолжение, может быть, часа...
добросовестно учил урок, но вдруг задумывался, брал несколько
аккордов и играл свое иногда очень долго. <...> Бывал Саша у
C. И. Танеева, который задавал ему разные теоретические задачи,
при этом сам уходил и запирал его в комнате на ключ иногда часа
на два. Но случалось, что Сашенька вылезал из окна, так как
квартира Танеева была в нижнем этаже, и, прибежав домой,
садился за свои занятия как ни в чем не бывало» (Скря
бина Л. А., с. 14).
Москва. 6 февраля. С. исполнил на ученическом концерте в консерватории II и III части концерта f-moll Шопена (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 67, 68).
27 февраля. С. сочинил вальс es-moll (Список юношеских про
изведений).
27—28 февраля. С. сочинил экспромт в форме мазурки ор. 2 № 3 (автограф. — ГМС).
28 февраля. С. подарил О. И. Монигетти автограф мазурки
h-moll (автограф. — ГМС, инв. № 647).
22 марта. С. участвовал в концерте из произведений К. Рейне-ке, данном в консерватории силами учащихся по случаю приезда этого немецкого композитора и дирижера (Кашкин Н. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории.—М., 1891, с. 58). С. исполнил с С. Самуэльсоном Вариации К. Рейнеке на сарабанду И. С. Баха для двух фортепиано (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 80).
Весна. С. пытался помочь Л. А. Лимонтову поступить в консерваторию. «Он взял меня с собой к своему профессору Сафонову, при этом захватил и мои партитуры. Приехав в консерваторию, Саша прошел к Сафонову в кабинет, потом позвал меня. „Профес-сорчик, — сказал он, — посмотрите, пожалуйста, — он понятия не имеет о теории музыки, по слуху играет на рояле и на трубе. А вот пишет партитуры на целый состав оркестра"...» (Лимонтоз,
С. 30).
11 апреля. С. записал в альбом Монигетти пьесу в As-dur
(автограф. — ГМС, инв. № 648).
17 мая. Ученик VIII класса консерватории С. держит экзамен по специальному фортепиано. Общая оценка — 5+ (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 109, л. 12 об.).
Май. Окончание занятий во Втором московском кадетском корпусе. Документальных свидетельств об окончании корпуса С.
Летопись жизни и творчества
1S89
не сохранилось. В материалах консерватории, в графе «Где окончил курс общего образования» записано: «Обучался в кадетском корпусе» (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 109, л. 109 об.)-В списках окончивших корпус С. не значится (см.: Поливанов А. Н. Пятидесятилетие 2-го Московского кадетского корпуса. — М., 1899).
Киев. Лето. С. и Л. А. Скрябина отдыхали под Киевом, в имении А. А. Скрябина. «Поехали мы к брату в конце мая, — вспоминает Л. А. — Остановились в Киеве дня иа два <...> С утра до поздней ночи мы с Сашей гуляли, осматривая все интересные достопримечательности. Киев ему очень понравился. <...> Устроились мы у брата отлично <...> Для А. Н. мы взяли напрокат рояль в Киеве <...> Он иногда целыми днями совсем не выходил на воздух, просил занавесить окна чем-нибудь темлым от света и мух и работал прямо до исступления. Я не могу вспомнить, что именно он тогда писал, но написал, вероятно, очень много. <...> Только в сумерки выходил он ненадолго из своей душной комнаты, на радость двум мопсам, с которыми он всегда бегал по парку и которые его обожали» (Скрябина Л. А., с. 15).