7 мая. С. пишет в ответ: «Конечно, ты будешь издавать только то, что захочешь. <...> Не напишешь ли мне поскорее из-за границы, может быть, и встретимся где-нибудь. <...> Только что вернулся из консерватории, а завтра в 9 часов утра опять на экзамен ассистентом. Очень устал. <...> Напиши, пожалуйста, куда посылать партитуру и корректуры симфонии. Кстати, одну корректуру хочет продержать Василий Ильич» (Письма, с. 231).
16 мая. С. присутствовал на экзамене, который сдавали его ученики (расписание экзаменов в консерватории. — ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 209, л. 34).
19 мая. С. присутствовал на экзамене класса К. Н. Игумнова
в качестве ассистента (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 164—165).
26 мая. С. присутствовал на экзамене класса К. Н. Игумнова в
качестве ассистента (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 164—165).
Май. По классу С. окончили консерваторию А. Волкова,
Е. Кирш, Н. Маргарити, Л. Смирнова, Н. Чегодаева (с большой
100
Летопись жизни и творчества
1900
серебряной медалью), А. Живульт (Отчет МО РМО за 1899/900 г.,. с. 114, 116).
3 июня. С. получил заграничный паспорт (дата выдачи на паспорте. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 548).
До 5 июня. С. отправил В. И. с детьми в Н. Новгород (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 233).
5 июня. С. выехал за границу. «После твоего отъезда обедал с Сафоновой, а затем с Всеволодом [Буюкли], который не покидал меня до последней минуты и проводил на вокзал» (п. С. к
B. И. Скрябиной. — Письма, с. 233).
Александров. 6/19 июня. Отметка в паспорте при отъезде на границе (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 548).
Берлин. 7/20 июня. С. приехал в Берлин. «...Успел погулять по городу, кое-что посмотрел, даже съездил по железной дороге в Грюнвальд <...> Завтрашний день посвящаю делам. Еду к Вольфу и Гофману...» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 232).
|
9/22 июня. С. отправился из Берлина в Париж. «В Берлине я пробыл всего двое суток и был совершенно сыт. Посмотрел все,. что можно было, даже музей восковых фигур» (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 233).
Париж. До 11/24 июня. С. приехал в Париж и остановился в Hotel de Longchamps (штамп отеля на письме. — ГЦММК, ф. 31, ед.хр. 1164).
10/23 июня. М. П. Беляев в письме из Киссингена предлагает
C. обозначить тональность 1-й симфонии как ми минор, так как
единственная часть в ми мажоре, VI, предполагается ad libitum
(Переписка, с. 160).
11/24 июня. С. посетил Всемирную промышленную выставку, осмотрел машинный, музыкальный и художественный отделы. «...Русский отдел довольно плох, к большому сожалению. — Вчера был у Боду и у Блонделя. Последнего не застал. Завтра увижу Демеса и будем говорить с ним о концертах <...> Был у Шайке-вича, вчера обедал у него <...> Видел еще Доре, который теперь важная персона — дирижер симфонических концертов в только что основанном в Париже музыкальном обществе <...> Мне так скучно не видеть вас <...> Музыкой я пока совершенно не занимался, зато немного поправился, сегодня даже совсем недурно себя чувствую» (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 233—234).
14/27 июня. С. сообщает жене: «...Для меня Демес в зале „Journal" устраивает маленький ресайтль [сольный концерт], для того только, чтобы афишировать мое имя, что теперь во время выставки имеет большое значение. Итак, я должен буду остаться в Париже еще дней 10—12; завтра или послезавтра, когда устрою все дела, перееду на дачу, то есть в pension в Сен-Клу <...> Завтра я завтракаю у Демеса <...> Вероятно, он купит у нас несколько' концертов в провинции, то есть в Орлеане, Лионе, Руане и т. п. <...> В пятницу обедаю у Самариной» (Письма, с. 235).
|
В Париже С. встретил И. И. Ораповского. «Сегодня он мне показался таким несчастным, что я даже сделал попытку обласкать его, и представь, мне удалось его немного оживить. Завтра мы вместе поедем искать мне дачу» (там же).
18 июня/1 июля. С. посылает письмо М. П. Беляеву, в котором сообщает ему свой адрес и просит выслать партитуру «Reverie» Г. Вольфу (письмо не найдено, содержание — по ответу Беляева.— Переписка, с. 161).
До 27 июня/10 июля. С. готовится к сольному концерту. «Сначала ходил играть к Эрару, а на эти дни взял комнатку побольше и поставил инструмент к себе. На дачу я не поехал: было бы очень утомительно, да и дорого ездить по нескольку раз в город, не бывать же в Париже — невозможно <...> Должен сейчас бежать за билетами, да, кроме того, пришел Ник[олай] Егор [ович] Шишкин, он в Париже и будет у меня в концерте» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 235).
До 27 июня/10 июля. По поручению С. В. И. Сафонов (из Москвы) выслал Ф. И. Грусу в контору издательства Беляева рукопись четырехручного переложения симфонии (п. Сафонова к Ф. И. Грусу. —ЦГАЛИ, ф. 858, он. 1, ед. хр. 23, л. 19).
Сафонов пишет С: «Не могу передать тебе моего восхищения твоей новой симфонией, а вместе с тем крайнее огорчение неудачной аранжировкой. <...> С нетерпением буду ждать присылки корректурного экземпляра партитуры для того, чтобы к осени подготовить к исполнению твое дивное творение» (Письма, с. 238).
27 июня/10 июля. Сольный концерт С. в зале Journal. В программе: 2-я соната, прелюдии D-dur, es-rnoll, H-dur, gis-moll, f-moll, Des-dur, b-moll; экспромт op. 10 A-dur; полонез op. 21 b-moll; Интермеццо (Allegretto) и Andante из 3-й сонаты, мазурки b-moll, e-moll, E-dur, es-moll, E-dur, похоронный марш из 1-й сонаты, этюды op. 8 fis-moll, As-dur, dis-moll (программа. — Письма, с. 238).
|
29 июня/12 июля. Опубликована рсц. на концерт С. 10 июля (Le progress artistique, 1900, 12 juillet. — ГМС. инв. № 831).
С. выехал из Парижа в Цюрих (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 235).
Бендликон. Не ранее 29 июня/12 июля. «Я устроился здесь в пансионе в местечке Bendlikon в 15-ти минутах от города <...> Концерт прошел в художественном отношении хорошо. Не совсем удался только полонез, то есть даже последняя его страница, которую смазал. В материальном же отношении все обстоятельства сложились против меня. Из знакомых почти никого нет в Париже. <...> Публики, конечно, не платящей, было много. Много было и музыкантов. Из русских были Шишкин, Корсов и Делинь. <...> До концерта в газетах было несколько предварительных заметок, некоторые очень любезные <...> На днях здесь проездом будет Беляев» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 237—238).
Летопись жизни и творчества
1900
1 о:;
М. П. Беляев известил С, что приедет в Цюрих 18—19 июля, и указал, в каком отеле остановится (Переписка, с. 161).
3/16 июля. С. описывает жене свою жизнь в Бендликоне: «Хорошо здесь... только жарко <...> До 4-х часов приходится сидеть не шевелясь в тени, смотреть, читать или, самое большее, писать <...> По вечерам хожу на гору любоваться прелестным видом на Альпы. <...> Через 2 дня приезжает твой приятель Беляев. Также и Орановский. <...> Я забыл тебе написать, что, когда я сыграл 2 части fis-тоН'ной сонаты, мне кричали из публики „,финал". <...> Шмит... знает ее наизусть... Начал понемногу сочинять стихи в оперу» (ГМС, инв. № 5).
В письмах (с. 239) неточно приведена последняя фраза.
Очевидно, С. начал работать над стихотворным текстом оперы, замысел которой остался неосуществленным.
8/21 июля. «...Только что расстался с Митрофаном, который пробыл здесь 2 дня и все время нас баловал: угощал, возил в горы и т. д. <...> Симфония издается. Перевод теперь на французский уже сделан Жорисском, на немецкий — на днях будет готов. Жаль, что Беляев не захватил с собой...» (п. С. к В. И. Скрябиной.—Письма, с. 239—240).
14/27 июля. С. выехал из Швейцарии на родину (п. С. к В.И.Скрябиной. — Письма, с. 240).
Б. м. 16/29 июля. Отметка в паспорте при переезде через границу (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 548).
Олехновичи. После 16/29 июля. Приезд С. в имение дяди, Н. А. Скрябина, находящееся между Минском и Вильно. По воспоминаниям Л. А. Скрябиной, там же находились его бабушка, сама Л. А., отец С. — Н. А. Скрябин с семьей. С. «два дня или три совсем не занимался и был все время с нами <...> Но через несколько дней Саша уже снова сидел за работой. Рояль стоял в гостиной, в которую почти никто целый день не входил. Часами Саша был один на верхушке холма. Снизу мы смотрели на него, как он ходил и декламировал, а потом садился к столику и писал» (Скрябина Л. А., с. 20).
19 июля/1 августа. С. сообщает жене, что скоро выезжает в Москву. «Во время путешествия все-таки записал 12 тем» (Письма, с. 241).
Н. Новгород. Конец июля и август. С. вместе с семьей жил в Н. Новгороде у своего тестя —И. X. Исаковича. «Сидел до 1-го
сентября в Нижнем, немного занимался» (п. С. к М. П. Беляеву.__
Письма, с. 241).
Москва. Около 1 сентября. Возвращение в Москву и устройство на новой квартире (Арбат, угол Мерзляковского и Хлебного пер., дом Гирш, кв. 57) (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 241).
После 1 сентября. В. И. Сафонов включил в предполагаемые программы концертов Московского отделения РМО сезона 1900/
01 г. 1-ю симфонию ор. 26 С. и в план квартетных собраний — сонату С. в исполнении В. И. Буюкли (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 250— 271, л. 2 об. и 4 об.).
Сентябрь. С. начал занятия с учениками в консерватории. В 1900/01 г. в его классе занимались: Асеева Н., Демидова Н., Крас-нодембская О., Конкевич О., Лойко А., Малиновская А., Матков-ская Ф., Неменова М., Саренко А., Сибилева О., Стенрос А., Эса-улова О., Горовиц А., Златин М., Померанцев Ю., Эпштейн Б. (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 130).
2 сентября. С. присутствовал при показе экзаменационной фуги, написанной учеником С. И. Танеева Н. С. Жиляевым (Дневники Танеева, II, с. 189).
15 сентября. С. сообщает М. П. Беляеву, что получил коррек
туру симфонии всего две недели назад. «Теперь дело за Василием
Ильичом, который непременно хочет просмотреть сам все. Завтра
или послезавтра он кончит, и тогда я немедленно вышлю тебе
симфонию. Кроме того, пришлю две фортепианные вещи (на буду
щей неделе)» (Письма, с. 241).
Очевидно, речь идет о двух прелюдиях ор. 27.
16 сентября. С. присутствует в качестве ассистента на экзаме
не в консерватории (ЦГАЛИ, ф. 568, оп. 1, ед. хр. 168-а, л. 53).
До 20 сентября. В. И. Скрябина получила приглашение от В. Ю. Виллуана исполнить фортепианный концерт С. в предстоящем сезоне в Н. Новгороде. В ответном письме В. И. отклонила это предложение и выразила согласие сыграть сольный концерт или отделение (ГГК, архив В. Ю. Виллуана).
27 октября. С. просит М. П. Беляева сообщить ему точную дату исполнения 1-й симфонии в РСК и подтвердить, что дирижировать будет А. К. Лядов (Письма, с. 242).
6/19 ноября. В издательстве М. П. Беляева вышла в свет партитура 1-й симфонии E-dur op. 26 С. (коммент. В. М. Беляева.— Переписка, с. 144).
7 ноября. В Петербурге опубликовано извещение об исполнении симфонии С. в зале Дворянского собрания 11 нояб. под упр. А. К. Лядова (Новое время, 1900, 7 нояб., № 8872).
Петербург. До 11 ноября. С. приехал в Петербург, чтобы присутствовать на репетициях своей симфонии и ее первом исполнении (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 243).
«...Попал на первую репетицию. Хотя я застал только 2 части, все-таки мое присутствие принесло пользу. Симфония звучит отлично, даже в плохом, очень вялом исполнении. Только темпы все медленны <...> Вчера весь вечер делал указания Лядову <...> Вчера сочинил 16 стихов» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 243).
Речь идет о сочинении либретто оперы.
Летопись жизни и творчества
1900—1901
11 ноября. Первое исполнение 1-й симфонии С. (без финала)
во II РСК. под упр. А. К. Лядова в зале Дворянского собрания.
Из рец.: «Симфония произвела хорошее, светлое, чрезвычайно сим
патичное впечатление. Правда, композитор не поцеремонился с
обычной сонатной формой, он дал скорее сюиту симфонического
характера, но содержание его произведения благородно, худо
жественно, интересно. Пусть его нынешняя симфония еще во мно
гом пропитана Вагнером и Чайковским — образцы ей-ей не пло
хие!— но это не подражание; в его вдохновении чувствуется поэ
зия, искра художественной прелести» (РМГ, 1900, № 47, стб. 1149—
1150).
12 ноября. Появились рец. на концерт 11 нояб.: Б [аскин] В.
Второй русский симфонический концерт. — Пб. газета, 1900, 12 но
яб. № 312; В. [Фролов В. К.?] —Новое время, 1900, 13 нояб.
№8878; Ларош Г. По музыкальной части. — Россия, 1900, 17 но
яб. № 563.
После 11 ноября. С. пишет жене: «Если бы ты знала, как я переволновался за время постановки симфонии. К стыду моему, должен сознаться, что еще не владею собой и всякие гадости жизни все-таки влияют на мое настроение. А все-таки все будет, как я хочу, будет отлично! Еще то утешительно, что мне судьба вместе с неуспехом в большой публике посылает отдельных немногих поклонников, но зато уже таких ярых, убежденных!» (Письма, с. 244).
Москва. 17 ноября. В концерте учащихся консерватории выступали ученики С. — М. Златин и А. Малиновская (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 118).
23 ноября. В. И. Буюкли исполнил в камерном концерте РМО 3-ю сонату ор. 23 С. (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвейзера, инв. № 952). Из рец.: «...Соната fis-moll далеко не всякому пианисту по плечу, так как она на каждом шагу представляет необычайные технические трудности, иногда даже противоречащие духу инструмента и от того непропорциональные получаемым эффектам. Кроме того, болезненный драматизм, лирическая утонченность и вообще изысканность самой музыки требуют соответственной артистической организации и у исполнителя... Таким именно исполнителем, к счастью, оказался г. Буюкли <...> После долгих и единодушных вызовов артист превосходно сыграл сверх программы этюд того же Скрябина» (Рус. ведомости, 1900, 26 нояб. № 329). Появились также рец. в газетах: Рус. слово, 1900, 24 нояб. № 326; Курьер, 1900, 24 нояб. № 326; Моск. ведомости 1900, 25 нояб. № 326; Курьер, 1900, 26 нояб. № 328; Рус. слово, 1900, 28 нояб. № 330.
27 ноября. Присуждение С. Глинкинской премии (500 руб.) за 6 прелюдий ор. 13 и 2-ю сонату ор. 19 (п. С. к В. В. Стасову от 29 нояб.-—Письма, с. 245).
5 декабря. В сольном концерте Игумновым были исполнены в
Малом зале консерватории 2 мазурки, 3 этюда и полонез С. (Рус ские ведомости, 1900, 28 дек., № 331).
6 декабря. В концерте учащихся консерватории в память Н. Г. Рубинштейна ученицы С —М. Неменова и А. Стенрос исполнили II и III части концерта для фортепиано с оркестром f-moll Шопена (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 12—13).
6/19 декабря. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева две прелюдии ор. 27 С. (коммент. В. М. Беляева. —Переписка, с. 144).
20 декабря. На ученическом вечере в консерватории ученица С. — М. Неменова исполнила вариации f-moll Годара (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 115).
Б. д. Знакомство С. с кружком московских философов, в том числе с кн. С. Н. Трубецким, Ю. В. Вульфом и др. (Энгель, с. 50).
С. делает следующую запись: «Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его <...> Я иду возвестить им мою победу над тобой и над собой, иду сказать, чтобы они на тебя не надеялись и ничего не ждали от жизни, кроме того, что сами могут себе создать. Благодарю тебя за все ужасы твоих испытаний, ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, ты подарил мне торжество.
Иду сказать им, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен тот, кто испытал отчаяние и победил его» (Русские пропилеи, с. 121—122).
Москва. 11 января. С. присутствовал на камерном концерте РМО; исполнялись сочинения Гайдна, Брамса, Глиэра. «Вчера в квартетном сидел рядом со мной Скрябин и спросил удивленно, почему я пишу камерную музыку» (п. Р. М. Глиэра к М. П. Беляеву от 12 янв. — ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 189).
12 января. С. пишет М. П. Беляеву: «Думал уже неделю назад послать тебе Фантазию [h-moll op. 28], которая уже написана, но не могу этого сделать, так как в ней есть один эпизод, меня не удовлетворяющий. Придется ей некоторое время полежать. Переложение симфонии получил...» (Письма, с. 246).
16 января. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене учеников класса педагогического фортепиано (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 1, 3, 36, 53 об.).
22 января. М. П. Беляев интересуется, закончил ли С. фантазию ор. 28. «О ней передал мне Ник[олай] Андр [еевич] по приезде своем из Москвы, а с тех [пор] прошло немало времени» (Переписка, с. 167).
Летопись жизни и творчества
1901
10/
Римский-Корсаков был в Москве с 19 по 24 дек. 1900 г.
26 января. С. пишет М. П. Беляеву: «Как только исправлю [фантазию ор. 28], сейчас же вышлю тебе; только не торопи меня, пожалуйста. Теперь я занят еще другой работой» (Письма, с. 246).
Вероятно, речь идет о 2-й симфонии.
31 января. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С.— А. Малиновская (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 116).
Январь. С. начал преподавать фортепиано в Екатерининском институте (ЦГИА Москвы, ф. 239, оп. 1, ед. хр. 254, л. 45 об., 37, 13).
До 20 февраля. С. закончил работу над фантазией h-moll op. 28 и отослал ее М. П. Беляеву (п. Беляева к С. — Переписка, с. 168).
20 февраля. М. П. Беляев пишет С. перед отъездом в Берлин:
«Если напишешь еще сочинения (кроме вокальных, которые я из
давать не намерен), то можешь послать их прямо в Лейпциг
<...> Завтра или послезавтра вышлю тебе твое симфоническое
Allegro <...> Я предполагаю выехать около 1-го марта...» (Пе
реписка, с. 169).
21 февраля. В концерте учащихся консерватории выступили
ученики С —Ю. Померанцев и Б. Эпштейн (Отчет МО РМО за
1900/01 г., с. 116—117).
26 февраля. В зале Петербургского кредитного общества со
стоялся концерт пианистки Н. Бородулиной, исполнившей произ
ведения русских композиторов, в том числе С. (РМГ, 1901 № 9,
стб. 277). ' '
I марта. С. присутствовал на экзамене в консерватории и на
заседании Художественного совета (ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр.
169-а, л. 53 об.). «Баллотировали 5-х преподавателей в старшие.
В [асилий] И [льич] собирался устроить баллотировку при недо
статочном числе членов (нужно 2/3, а нас было 13 из 21). По мо
ему настоянию послали за Скрябиным. Всех 5-х, конечно, выбра
ли» (Дневники Танеева, II, с. 236).
10 марта. Появились объявления об исполнении в ближайшем
симфоническом собрании РМО 1-й симфонии С. (Моск. ведомости
1901, 10 марта, № 68; Рус. слово, 1901, 10 марта, № 67 и др.).
II марта. В Орле в концертах местного отделения РМО
25 февр. и 11 марта были исполнены наряду с произведениями
других русских композиторов произведения С. (РМГ, 1901,
№ 13/14, стб. 404).
11 марта. На собрании преподавателей консерватории обсуж
дался вопрос о торжественном открытии Большого зала консерва
тории. «Разумовскому и Скрябину поручено писать адрес Василию
Ильичу» [Сафонову] (Дневники Танеева, II, с. 240).
14 марта. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С —А. Стенрос (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 117—118).
Н. Д. Кашкин и С. проигрывали в 34 классе консерватории симфонию С. (Дневники Танеева, II, с. 241).
15 марта. Генеральная репетиция 1-й симфонии С. Впечатления
С. И. Танеева: «Талантливо, но опытности мало. Постоянные сле
ды фп-ного происхождения мыслей. Слабость в сочинении средних
голосов — постоянное тремоло и трели <...> Мелодия, которую
поют солисты, — банально заканчивается, напоминая „Reveil de
Lion" Контского» (Дневники Танеева, II, с. 241).
«...Многие музыканты были уже в восторге от симфонии, выслушав ее ранее или будучи с ней знакомы. <...> Сафонов имел вид человека, открывшего некую драгоценность и имеющего ее демонстрировать. Он разучивал симфонию с необычайным рвением. <...>...Тут лее был Танеев, Померанцев, Конюс и другие. Скрябин уже с бородкой, но такой же невзрачный сидел сзади меня и Танеева, ежеминутно бегая к эстраде и „дергая за фалду" Сафонова, требуя тех или иных коррективов» (Сабанеев, с. 15).
16 марта. Первое исполнение в Москве 1-й симфонии С. Ис
полнители: симфонический оркестр под упр. В. И. Сафонова, со
листы В. Н. Петрова и А. М. Шубин, соединенные хоры Русского
хорового общества и консерватории (программа. — Сафонов,
с. 308; Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 7; объявл. о концерте: Но
вости сезона, 1901, 15 марта, № 780; Моск. ведомости, 1901, 16 мар
та, № 74; Рус. ведомости, 1901, 16 марта, № 74; Рус. слово, 1901,
16 марта, № 70; Moskaucr Deutsche Zeitung, 1901, 16 Marz, № 71).
18 марта. В «Московских ведомостях» опубликована рец.: «Редко случается услышать оркестровое исполнение до такой степени отделанное в деталях, каково было исполнение симфонии <...> Была одна сторона, повредившая общему впечатлению... Этой стороной была излишняя замедленность темпа во многих местах симфонии <...> Что касается последней части или добавленной к симфонии кантаты, то она всего менее удовлетворила нас как сочинение. Не будучи особенно длинною, она в то же время очень растянута, ибо ее музыкальное содержание, начиная с вокальных соло, мало интересно и значительно, особенно по сравнению с предыдущими частями симфонии <...> В самой оркестровой звучности, все время очень красивой и богатой отдельными хоровыми эффектами, также нет достаточного разнообразия красок» (Кашкин Н. Д. Театр и музыка. — Моск.. ведомости, 1901, 18 марта, № 76). Появились также рец.: РМГ, 1901, № 12, с. 373— 374; Рус. ведомости, 1901, 19 марта, № 77; Курьер, 1901, 20 марта, № 78; Моск. листок, 1901, 25 марта, № 84.
В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — М. Неменова (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 14).
22 марта. В концерте учащихся консерватории выступила уче
ница С —М. Неменова (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 121).
23 марта. В. И. Буюкли исполнил на бис в своем концерте
Andante из 3-й сонаты С. (Рус. ведомости, 1901, 25 марта, № 83).
Летопись жизни и творчества
1901
29 марта. В концерте учащихся консерватории выступила
ученица С —А. Волкова (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 122).
10 апреля. С. присутствовал на заседании Художественного со
вета консерватории (протокол. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр.
168-а, л. 61 об.).
17 апреля. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене класса обязательного фортепиано А. Н. Загуменной (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 14).
30 апреля. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене
класса спец. фортепиано А. И. Губерт и А. К. Аврамовой (ЦГАЛИ,
ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, с. 19, 20, 36, 53 об.).
2 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене клас
са спец. фортепиано Г. А. Пахульского и А. И. Галли (ЦГАЛИ,
ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 26, 28).
3 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене клас
са спец. фортепиано 0. М. Ремезова и К- А. Киппа (ЦГАЛИ,
ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 29, 30, 36, 54).
5 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене класса спец. фортепиано А. А. Ярошевского (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 36).
11 и 12 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экза
мене классов спец. фортепиано А. К. Аврамовой, А. И. Галли,
А. И. Губерт, К- А. Киппа, Г. А. Пахульского, С. М. Ремезова,
А. А. Ярошевского (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 45, 78).
16 мая. Родилась дочь С. — Мария Александровна. Крещение
состоялось 28 августа 1901 г. в Симеоновской на Поварской церк
ви, воспреемниками были «коллежский асессор Иван Христофоро-
вич Исакович и жена французского подданного Надежда Афа
насьевна Конюс» (копия выписки из метрической книги. — ЦГИА
Москвы, ф. 4, оп. 8, ед. хр. 1288, л. 180 об.).
Состоялся экзамен учеников класса спец. фортепиано С. Председатель А. И. Губерт, ассистенты И. В. Гржимали и Ф. К. Геди-ке. Экзамен держали: М. Златин, А. Лойко, Ю. Померанцев, А. Са-ренко, О. Сибилева, А. Стенрос, Б. Эпштейн (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 51).
17 мая. С. присутствовал на экзамене по классу энциклопедии
инструментовки Н. С. Морозова, а также класса обязательной ин
струментовки Ф. Ф. Кенемана в качестве ассистента (ЦГАЛИ,
ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 206, л. 53—54).
22 мая. С. присутствовал на экзамене по спец. фортепиано (Отчет МО РМО за 1900/01 г., с. 165).
26 мая. С. присутствовал на заседании Художественного совета консерватории (протокол. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр. 168-а л. 64).
31 мая. Состоялся годичный акт консерватории, в котором вы
ступила окончившая по классу С. — Н. Демидова (Отчет МО РМО
за 1900/01 г., с. 16).
8/21 июня. Вышла из печати в издательстве М. П. Беляева фантазия ор. 28 h-moll С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка,
с. 167).
27 июля. Н. А. Римский-Корсаков, проиграв с Н. Н. Рнмской-Корсаковой в 4 руки 1-ю симфонию С, пишет А. К. Глазунову (из Крапачухи): «Таланта у него много, а вещь совершенно незрелая. 1-я прелюдия оч[ень] красива, 1-е Allegro тоже хорошо, хотя заключение коротко; но дальше все хуже и хуже: Lento вычурно, деланно; скерцо ничтожно, 1-й финал однохарактерен с 1-м Allegro и куда хуже, а последний финал ничего не стоит. Что в нем красиво, то взято из прежнего, а фуга суха и ученически ничтожна. Прежде мне казалось, что в симфонии этой больше к [онтра] -пункта, но в переложении он куда-то пропал» (Римский-Корсаков,
VI, с. 118).
6 августа. 1-я симфония С. исполнялась в 4 руки в доме Н. А. Римского-Корсакова в Крапачухе (Ястребцев, II, с. 202).
Б. м. 24 августа. Ученик С. — Ю. Н. Померанцев пишет С. И. Танееву: «...Думаю все пройденные за лето вещи проштудировать с Александром Николаевичем, от преподавания которого я в полном восторге» (ЦГАЛИ, ф. 880, оп. 1, ед. хр. 399, л. 56 об.).
Москва. Лето. С. работает над 2-й симфонией. «Летом я, кроме симфонии, ничем не занимался, так как она очень длинна и довольно сложна. Хотя в ней только 5 частей, а не 6, как в первой, она, кажется, все-таки больше первой. Кстати, может быть, мне продирижировать ее самому. Дело в том, что мне очень хочется научиться дирижировать, а начать когда-нибудь нужно. <...> Оперой и 4-й сонатой я летом не занимался. Другие сочинения (мелкие фортепианные) у меня в набросках <...> Спасибо Василию Ильичу! Как он хорошо поставил 1-ю в Москве!» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 247).