В т. VI ПСС Римского-Корсакова это письмо датировано «после 11 мая», но, судя по всему, оно касается I части концерта и, следовательно, написано ранее.
19 апреля. С. от Н. А. Римского-Корсакова получил письмо, которое привело его «в совершенное уныние», и пишет в ответ: «Мне так стыдно!! Сделаю все от меня зависящее, чтобы хорошо исправить следующие части <...> Буду Вам бесконечно признателен... постараюсь деятельно доказать в стремлении искоренить в себе неряшливость» (Письма, с. 168—169).
С. благодарит А. К. Лядова за просмотр партитуры концерта. «Пишу тебе эти несколько строк благодарности в очень неприятном состоянии, в котором нахожусь уже несколько дней. Невралгия и потому все в самых мрачных красках. Мне ужасно совестно перед Николаем Андреевичем, но что мне с собой делать! Постараюсь быть аккуратнее» (Письма, с. 169).
Отправляя письма Римскому-Корсакову и Лядову, С. перепутал конверты (п. М. П. Беляева к С. — Переписка, с. 86).
25 апреля. С. усиленно работает над партитурой Концерта. Он пишет М. П. Беляеву: «Прости, если 3-ю часть Концерта я немного задержу, но, во-1-х, эти дни я чувствовал себя не совсем-то хорошо и потому не мог заниматься, а во-вторых, мне хочется на этот раз быть как можно аккуратнее, чтобы не затруднять Николая Андреевича» (Письма, с. 170).
29 апреля/11 мая. Вышли из печати в издательстве М. П. Бе
ляева прелюдии С. ор. 13, 15, 16, 17 и экспромты ор. 12 и 14
(коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 26).
30 апреля. М. П. Беляев, так и не получив партитуры концер
та, пишет С: «Ты обещал не задерживать остальных частей Кон
церта, а теперь начинаешь уже кормить меня завтраками <...>
Высылай 2-ю и 3-ю часть немедленно.
1-я часть давно уже переписана и все-таки в ней остались места, о которых Толя [А. К- Лядов] хочет посоветоваться с тобою лично, а потому лучше, если 2-я и 3-я части сначала будут приведены здесь в порядок... Отослав сюда партитуру 2-й и 3-й части, займись немедленно приведением в порядок переложения оркестрового аккомпанемента для фортепиано в 2 руки и сделай его так, чтобы исполнителю не требовалось пускать в ход нос или ногу <...> Если ты теперь будешь мямлить, то Концерт долго не попадет в печать» (Переписка, с. 86—87).
|
4 мая. Работа над партитурой концерта потребовала от С. большого напряжения. «Завтра постараюсь выслать 3-ю часть Концерта. Эти дни усиленно занимаюсь. Мне совестно за мою рассеянность, извинись, пожалуйста, за меня. Я ужасно переутомлен... Сейчас сяду в последний раз проглядывать концерт. Переложение делать теперь не в состоянии» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 170).
Летопись жизни и творчества
1897
11 мая. «Завтра или послезавтра вышлю тебе и 2-ю часть Концерта, и корректуру <...> Я работаю через силу. У меня появились какие-то головные боли, которые не дают мне спать по ночам. А ты знаешь к тому же мою мнительность, которая сейчас же начинает рисовать печальную картину будущего. Напиши, пожалуйста, как 3-я часть? Уже теперь около недели, как я ее выслал. <...> Сегодня и рука не совсем слушается» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 171).
До 14 мая. С. получил от Н. А. Римского-Корсакова письмо, написанное им после просмотра партитуры III части концерта и указывающее на слабость его оркестровки (п. С. к А. К. Лядову. — Письма, с. 172).
14 мая. С. пишет А. К. Лядову: «Николай Андреевич говорит, что инструментовка фортепианного концерта дело очень трудное и что легче писать для одного оркестра; положим, что это и так, но при условии идеальной оркестровки. Мне [же] для первого моего настоящего опыта довольно приличной оркестровки, и мне кажется, эта цель достижима, с советом и маленькой помощью людей знающих. Ведь легко сказать — учитесь инструментовке, а способ только один — это слышать свои сочинения в исполнении <...> Посоветуй, пожалуйста, что мне делать; в крайнем случае пришли мне партитуру (ведь она у тебя), я переинструментую и сам буду за себя отвечать. Сергей Иванович [Танеев] так добр, что хочет сделать все, чтобы оркестровка удалась; он займется со мной. <...> Пожалуйста, дорогой Анатолий Константинович, не утруждай себя просмотром. Мне не хочется именно тебе доставлять своими сочинениями сколько-нибудь неприятные минуты» (Письма, с. 172—173).
|
19 мая. С. сообщает М. П. Беляеву: «Я это время занимался инструментовкой и, вероятно, хотя и не блестяще, но сумею что-нибудь сделать» [для улучшения оркестровки концерта] (Письма, с. 174).
20-е числа мая. М. П. Беляев и А. К. Лядов приезжали в Москву и останавливались у дяди С. (п. Беляева к С. И. Танееву от 5 июня. — ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 40).
Знакомство М. П. Беляева с В. И. Исакович, невестой С. «Приехав к нам, он познакомился с ней — она как раз провела у нас целый день, много играла. Когда я спросила М. П. его мнение о ней, он долго не отвечал, а потом сказал, что ему кажется, что они не подходят один к другому и что ему вообще жаль, что А. Н. женится» (Скрябина Л. А., с. 22—23).
|
Конец мая. В. И. Исакович окончила консерваторию как пианистка по классу П. Ю. Шлецера с малой золотой медалью (формулярный список В. И. Скрябиной. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 2, ед. хр. 24, л. 38 об.).
31 мая. М. П. Беляев выслал С. 1-ю корректуру Allegro de concert и замечания по партитуре концерта, сделанные Н. А. Рим-
ским-Корсаковым и переписчиком В. Э. Шольцем. Беляев пишет С: «Просмотрев твой счет, я нашел, что, считая в том числе Allegro de concert, я тебе должен 700 рублей и потому если хочешь, то я могу в субботу выслать тебе эту сумму (а буде тебе надо, то и более)... За 2-ю сонату я предлагаю тебе 400 руб., а за концерт 600 рублей, которые запишу тебе па приход, когда получу рукописи, а до тех пор открываю тебе кредит в этой сумме» (Переписка, с. 89).
I июня. С. отвечает М. П. Беляеву: «Вчера мы с Верой мно
го раз вспомнили Вас и жалели, что так мало времени пришлось
провести вместе. Я воспользуюсь твоим любезным предложением
и попрошу тебя выслать мне 800 рублей, если это тебя не стеснит
хоть немного. <...> О дне свадьбы до сих пор ничего не знаю...»
(Письма, с. 174—175).
До 9 июня. В. И. Исакович уехала в Новгород, так как ее отец серьезно заболел, и С. на некоторое время поселился у своего дяди, В. А. Скрябина, в Лефортове, во Втором кадетском корпусе (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 175—176; п. В. И. Исакович к С. от 9 июня. — ГМС, инв. № 1277).
II июня. С. пишет М. П. Беляеву: «Ты спрашиваешь о моем
душевном состоянии; скажу, что меняется оно ежедневно. Сегодня
мне хорошо, хорошо, вчера целый день кис. Вера Ивановна напи
сала-мне, что получила от тебя письмо, но не пишет о его содер
жании!» (Письма, с. 175).
Июнь. Как вспоминает Л. А. Скрябина, «А. Н. не имел вид счастливого жениха. О В. И. говорил мало и как-то нервно вскакивал, ходил по комнате и опять садился; видно было, что его что-то беспокоит» (Скрябина Л. А., с. 23).
Демьяново. Середина июня. С. уезжал в имение В. И. Танеева под Клином на неделю, после чего вернулся в Москву и жил в Лефортове, у В. А. Скрябина (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 176).
М. П. Беляев выслал С. список опечаток, замеченных им в первом издании этюдов ор. 8, для их исправления в предполагавшемся переиздании (письмо не найдено. — см.: Переписка, с. 98).
19 июня. В. И. Исакович пишет С. (из Н. Новгорода): «Неужели ты настолько уж беспечен, что еще не отослал корректуры Allegro? He могу этого понять. Ведь там надо было поставить только метроном и еще пустяки...» (ГМС, инв. № 1281).
23 июня. С. сообщает М. П. Беляеву, что его свадьба предполагается 15—20 авг. (Письма, с. 176).
В. И. Сафонов предлагает А. П. Соколову пригласить С. выступить в Одессе. «Мой ученик Скрябин написал замечательный ф.-п. концерт <...> Я думал бы воспользоваться его пребыванием у нас (в октябре он уедет и, может быть, надолго на чужбину) и поместить его в программу, оплатив ему, разумеется, издержки путешествия, что составит не более 300 рублей, а между тем лю-
Летопись жизни и творчества
1897
бители и публика услышат такую premier [новинку], которая произведет, наверное, сенсацию в музыкальном мире, а честь почина будет у Одессы. Он же, Скрябин, мог [бы] принять участие в концерте Жерарди перед симфоническим собранием, где он будет играть, с исполнением сольных №№ своих сочинений вместо №№ пения» (ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 294—295).
24 июня. В. И. Исакович от имени своего отца приглашает С. приехать в Н. Новгород. «По моим соображениям, ты можешь выехать в четверг 26-го и в пятницу будешь у нас» (ГМС, инв. № 1283).
Н. Новгород 28 июня. С. приехал в Н. Новгород в семью Исакович (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 177).
30 июня. С. пишет М. П. Беляеву: «...Я в прекрасном расположении духа и наконец успокоился после многочисленных странствований <...> Не пиши что-нибудь, чего не должна знать Вера Ивановна, я ей показываю письма» (Письма, с. 177).
4 июля. «Прости, что я задержал корректуру [Allegro de concert], но с ней вышло недоразумение, а именно: я забыл ее в Москве. Помню, что там, кроме одного обозначения crescendo poco a росо и последнего метронома, ничего нет. А потому можно было бы печатать. Последний метроном немного медленнее 2-го. Вот и все. Если у тебя есть дубликат, то, пожалуйста, обозначь эти две вещи и пошли в Лейпциг» (п. С. к М. П. Беляеву.—Письма, с. 177).
Н. Новгород—Самара. С 4 по 15 июля. С. и В. И. Исакович с группой родных и знакомых совершили поездку по Волге на пароходе до Самары и обратно (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 177—178).
10 июля. М. П. Беляев пишет С: «Я тебе несколько раз писал, что не намерен потворствовать твоей безалаберности. <...> Я не желаю издавать твои сочинения кое-как <...> Пока не пришлешь корректуры в надлежащем виде, печатать не буду... Должно быть, урок Ник[олая] Андреевича] пропал на тебе бесследно!?!» (Переписка, с. 96).
Н. Новгород. 15 июля. «Мы только что вернулись из Самары <...> „Allegro de concert" я скоро получу, корректуру сделаю и вышлю.
Концерт я буду исполнять в Одессе 5-го октября под дирижерством Василия Ильича [Сафонова], после чего и можно будет его напечатать.
2-я соната еще не окончена <...>
Мы съездили в Самару очень удачно при великолепной погоде и вдоволь надышались чистым воздухом. Теперь понемногу начну заниматься» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 178).
18 июля. М. П. Беляев предлагает С. исполнить фортепианный концерт в одном из РСК. «Я не теряю надежды, что ты наконец в нынешнем сезоне сыграешь в наших концертах свой
Концерт и еще некоторые из своих сочинений? После исполнения его в Одессе ты, вероятно, успеешь сделать те изменения, которые могут оказаться необходимыми, а я бы поторопил изданием, и у нас ты бы мог исполнить его по печатным партиям. Вероятно, наши концерты начнутся не ранее декабря; но надо заблаговременно сообразить, которое время для тебя будет удобнее» (Переписка, с. 98).
29 июля. М. П. Беляев вновь высказывает недовольство качеством корректуры С: «Шеффер торопит меня корректурою твоих этюдов и потому я на свой риск посылаю ему признаваемые мною ошибки, так как сделанная тобою помарка синим карандашом, очевидно, необдуманна <...> Посылаю тебе еще раз мою выписку и ожидаю твоих объяснений. Allegro de concert ты выслал мне в том же неопределенном виде, как я тебе его передал, но так как ты теперь, вероятно, ничего не помнишь, что было тебе говорено и писано, то, произнеся „Черт возьми!", я отослал его в печать. Когда ты отбросишь свое глупое самолюбие и решишься давать другим на просмотр свои корректуры?» (ЛГИТМиК, ф- 22, оп. 1, ед. хр. 208).
Между 15 июля и 13 августа. С. отправил М. П. Беляеву письмо с просьбой о дополнительной присылке денег (коммент. А. В. Кашперова. — Письма, с. 180).
13 августа. С. получил присланные М. П. Беляевым деньги и благодарит его. «...Только в виду моего настоящего положения решился затруднить тебя так бесцеремонно, на будущее время постараюсь быть как можно аккуратнее» (Письма, с. 179—180).
2-я декада августа. С. и В. И. Исакович рассылают друзьям приглашения на свадьбу, которая состоится 27 авг. В. В. Стасов писал Д. В. Стасову: «Вчера я получил приглашение (золотыми печатными буквами) на свадьбу Скрябина, кажется, через 1 или V/2 недели. Но, пожалуй, мне и не придется при этом быть...» (Письма, с. 180).
20 августа /1 сентября. Вышло из печати в издательстве М. П. Беляева Allegro de concert (Концертное аллегро) op. 18 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 80).
До 27 августа. «Мы в ужасной суматохе. Приготовляемся к свадьбе... Вчера получили уже телеграмму от Сафонова. Он, вероятно, не получил приглашения, так как пребывает на Кавказе. Концерт в Одессе состоится...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 180).
27 августа. Свадьба С. и В. И. Исакович в Варваринской церкви Н. Новгорода. В числе попечителей: «свободный художник Петр Христофорович Бубек и Владимир Александрович Скрябин, отставной губернский секретарь Николай Николаевич Каргер и Николай Александрович Ланкос» (метрические книги Варваринской церкви.— ГАГО, ф. 570, оп. 3, д. 130, л. 143 об.).
После 27 августа. Через несколько дней после свадьбы молодые уехали. «Я [Л. А. Скрябина] как-то смутно вспоминаю, как мы по-
Летопись жизни и творчества
1897
ехали провожать их. На вокзале было человек тридцать. Стояли на платформе, шумели, все вместе говорили. А я только смотрела на Шуриньку. Он был очень бледен, глаза грустные, а сам смеется вместе с другими. До самой минуты расставания не сказали мы ни одного слова один другому и молча простились. Только когда поезд начал трогаться, я услышала его голос из окна вагона: „Тетя, сбереги мне бабушку"» (Скрябина Л. А., с. 23).
Гурзуф. 6 сентября. С. сообщает М. П. Беляеву о приезде в Крым. «Мы долго скитались по Крыму и искали комнату, но совершенно безуспешно; везде так дорого и неудобно. Здесь в Гурзуфе у нас очень маленькая комната, но зато с прекрасным видом на море. — Думаем пробыть 2 недели, а затем прямо в Одессу» (Письма, с. 181). Адрес: гостиница Губонина, № 2.
Одесса. 21 сентября. С. с женой прибыли в Одессу и поселились по адресу: Херсонская ул., дом Навроцкой, кв. 15 (Письма, с. 181—182).
25 сентября. В. И. Сафонов обратился к владельцу фирмы музыкальных инструментов И. К- Шредеру с просьбой поставить рояль на квартире, где жил в Одессе С, чтобы он мог готовиться к выступлению (ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 381).
I октября. В «Новороссийском телеграфе» помещено объявле
ние о предстоящих концертах в Одесском театре, организуемых
Одесским отделением РМО 4 и 11 окт.: «Два симфонических собра
ния под управлением директора Московской консерватории
В. И. Сафонова, при участии Жана Жерарди (виолончелиста),
г. Саваре (валторниста) и г. Скрябина (пианиста-композитора)
<...> Оркестр оперный усиленный. Цены местам оперные обыкно
венные» (Новорос. телеграф, 1897, 1 окт., № 7260).
С. пишет М. П. Беляеву: «Приближается день концерта,* после которого мы сейчас же отправляемся за границу <...> Если в Концерте все окажется исправным, то я не замедлю его выслать для напечатания» (Письма, с. 182).
II октября. Концерт с участием С, впервые исполнившего фор
тепианный концерт ор. 20 fis-moll (Отчет Одесского отделения РМО
за 1897/98 г., т. 3, с. 29; Театр, 1897, № 267).
12 октября. С. извещает М. П. Беляева об успешном участии
в симфоническом собрании. «Подробности тебе сообщит Василий
Ильич [Сафонов]. Он же и передаст тебе партитуру после пере
делки 4-х тактов инструментовки финала. (Мы с ним уже наме
тили, что нужно.) Остальное звучит очень хорошо. Значит, можно
будет и напечатать» (Письма, с. 183).
В. И. Сафонов сообщает Ц. А. Кюи: «Вчера блистательно закончил одесскую гастроль. Скрябин имел своим замечательным Концертом огромный успех» (ГЦММК, ф. 1, ед. хр. 85, л. 54).
В газ. «Одесский листок» опубликована краткая заметка о концерте (Одесский листок, 1897, 12 окт., № 242).
13 октября. Появились рец. на концерт 11 окт.: «О Концерте
для фортепиано с оркестром fis-moll, соч. Скрябина, можно сказать, что это трудная задача, не достигшая своего назначения; его правильнее можно назвать концертом для оркестра с аккомпанементом фортепиано.
Автор названного концерта исполнил на бис несколько небольших пьес, причем показал технику левой руки» (Э. У. [Ухтомский Э. Э.] Второе симфоническое собрание. — Новорос. телеграф, 1897, 13 окт., № 7273).
«...Фортепианный концерт, с которым выступил перед нашей публикой г. Скрябин, не позволяет делать какие-либо серьезные выводы: неумелая, бесцветная инструментовка и слабое, заурядное исполнение произведения самим автором затемняют его музыкальные мысли, не позволяют слушателям следить за развитием его идей. По первому впечатлению г. Скрябин несомненно композитор с дарованием: несомненно у него есть „направление" в композициях, есть желание отнестись честно к своему дарованию, не увлекаясь дешевыми успехами... В этой композиции нет ни „размаха", нет ни мелодической, ни гармонической смелости; все это как-то бледно, расплывчато, туманно, довольно однообразно и очень мало оригинально — подражание Шопену слишком заметно» (Диссонанс. Второе симфоническое собрание. — Одесский листок, 1897, 13 окт. № 243).
См. также рец.: Maestro [Васьковский Е. B.j. Симфонический концерт. — Одесские новости, 1897, 13 окт., № 4112.
Между 12 и 26 октября. Отъезд В. И. и А. Н. Скрябиных за границу (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 183—184).
Вена. Между 12/24 октября и 26 октября/7 ноября. С. отправил М. П. Беляеву рукопись 2-й сонаты-фантазии ор. 19 gis-moll для издания (Письма, с. 183—184).
Б. д. По воспоминаниям Ю. Д. Энгеля, «сам Скрябин говорил, что она [2-я соната] создалась под впечатлением моря. 1-я часть — тихая, южная ночь на берегу моря. В разработке — темное, волнующееся глубокое море. Е-сЗиг'ная часть — ласкающий лунный свет после темноты. 2-я часть (Presto)—широкий бурно-волнующийся морской простор» (Энгель, с. 39).
Париж. До 26 октября/7 ноября. Приезд Скрябиных в Париж (п. С. к Беляеву. — Письма, с. 184).
31 октября/12 ноября. М. П. Беляев получил 2-ю сонату и отправил ее в печать. Он пишет С: «...Соната написана от А до Z рукою Веры Ивановны, — значит, что ты уже свалил на нее эту работу <...> Недостаток в обозначениях по-прежнему <...> Вообще если ты намерен и впредь писать свои сочинения совместно с женою, то не мешало бы, чтобы кто-либо из вас принял на себя обязанности корректора и, вероятно, это исполнит лучше Вера Ивановна <...> Прилагаю при сем маленькую Венскую (пугливую) рецензию о твоих сочинениях <...> У меня был Василий Ильич, но сказал, что в Концерте нужно еще кое-что исправить
Летопись жизни и творчества
/557
и что он мне его сдаст в следующий приезд сюда, т. е. около 8/20 ноября» (Переписка, с. 102—103).
8/20 ноября. М. П. Беляев пишет С, что получил от В. И. Сафонова партитуру концерта. «...Он застал у меня Николая Андреевича [Римского-Корсакова] и Толю [А. К. Лядова'], и они комитетом долго обсуждали одно сомнительное место в финале <...> Вас[илий] Ил [ьич] привез мне только партитуру, а так как я дал себе зарок: не печатать партитур, пока не готово переложение,— то буду ждать, когда ты его вышлешь. Вероятно, оно лежит у тебя в прежнем безобразном виде?» (Переписка, с. 103— 104).
14/26 ноября. С. сообщает М. П. Беляеву: «...Мы живем 5, rue de la Neva. Это время очень много занимался, почти нигде не бывал; были только в прошлое воскресенье в концерте Ламу-ре и слышали „Садко" Николая Андреевича в великолепном исполнении Шевильяра. <...> Видел, конечно, Боду и некоторых музыкантов» (Письма, с. 184).
18 ноября. М. П. Беляев убеждает С. ускорить подготовку фортепианного переложения концерта к изданию, чтобы можно было напечатать его одновременно с партитурой (Переписка, с. 105).
21 ноября. В Москве Я. Залесская исполнила в своем концерте произведения. С. (Рус. ведомости, 1897, 21 нояб., № 322).
23 ноября/5 декабря. С. просит М. П. Беляева отправить печатать партитуру концерта и прислать ему оттиск: «...Я в переложении проверю 1-й фортепиано, так как наизусть многих изменений не помню и боюсь сделать иначе. Таким образом, переложение я пришлю тебе с корректурой, и оно не запоздает. <...> Занят я был сочинением [3-й] сонаты; но не думай, что я могу скоро ее окончить. Работы еще много» (Письма, с. 185).
В Москве в Малом зале Благородного собрания состоялся концерт П. А. Пабста, в котором он исполнил мазурку ор. 3 и этюд dis-moll op. 8 Скрябина (Корещенко А. Концерт П. А. Пабста. — Моск. ведомости, 1897, 25 нояб., № 325).
25 ноября/7 декабря. В. В. Стасов извещает С. о присуждении ему неизвестным лицом Глинкинской премии (1000 рублей) за мазурки ор. 3, Allegro appassionato op. 4, 1-ю сонату op. 6, экспромты ор. 7, прелюдию и ноктюрн ор. 9 (Письма, с. 186— 187).
Учредителем Глинкинских премий был М. П. Беляев.
30 ноября/12 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «Переложение Концерта на 2 фортепиано я буду понемногу делать и, как только окончу, вышлю. Не могу только обещать сделать это скоро, так как, во-1-х, у меня есть еще работа по сочинению, а во-2-х, нехорошо себя чувствую: все болит голова» (Письма, с. 185).
В московской газете «Новости сезона» сообщается об успехе С. за границей. «В чужих краях русское искусство известно
сравнительно недавно, особенно музыка. Вместе с тем часто слу чается, что наши лучшие молодые силы получают справедливую оценку скорее и вернее [за границей], чем у себя на родине, где все до сих пор точно еще боятся всего своего, родного. В данном случае мы говорим о молодом талантливом пианисте и композиторе А. Н. Скрябине, удивительная причудливость которого оценена в полной мере за границей, но который в России был еще мало известен» (Русское искусство за границей. — Новости сезона, 1897, 30 нояб., № 397).
1/13 декабря. В ответ на сообщение В. В. Стасова о присуждении ему Глинкинской премии С. пишет ему, что, «конечно, согласен принять любезно присужденную ему премию», но «хотел бы также засвидетельствовать неизвестному лицу мою искреннюю признательность за выраженные симпатии» (Письма, с. 186).
8 декабря. В. В. Стасов выслал С. премию и сопроводительное письмо (Письма, с. 188).
В Москве в Малом зале Благородного собрания состоялся концерт памяти П. А. Пабста. Участвовавший в концерте К. Н. Игумнов исполнил этюд E-dur, четыре прелюдии и Allegro appassionato С. (объявл. — Рус. ведомости, 1897, 8 дек., № 339; Моск. ведомости, 1897, 11 дек., № 341).
10 декабря. М. П. Беляев сообщает С. о конкурсе на сочинение фортепианного концерта, объявленном Л. Безендерфером в Вене. «Толя [А. К- Лядов] был так любезен, что просмотрел фортепианную партию Концерта и исправил некоторые несуразности твоего способа письма, и я отправил партитуру в гравировку, а тебе вышлю корректурные листы» (Переписка, с. 107).
13/25 декабря. С. делится с В. В. Стасовым парижскими музыкальными впечатлениями: «...Теперь во главе концертов общества Ламуре стоит горячий поклонник русской музыки, прекрасный дирижер Шевильяр.
Мы уже слышали в предыдущем концерте „Садко", а в последнем „Антар" в очень хорошем исполнении. <...> О себе могу сказать Вам, что занимаюсь довольно много, но чувствую себя не совсем хорошо. С удовольствием думаю о поездке в Россию весной, после моего концерта» (Письма, с. 187).
18/30 декабря. С. отказался от участия в Венском конкурсе: «...Кроме того, что я не хотел бы, я не могу участвовать в нем со своим Концертом, который уже был исполнен публично <...> Наш концерт из моих сочинений назначен на 31 января (нового стиля).
Я это время много занимаюсь; может быть, через несколько недель пришлю тебе что-нибудь» (п. С. к М. П. Беляеву. ■—■ Письма, с. 188).
22 декабря. М. П. Беляев сообщает С: «Корректуры Концерта еще не получал, а заказал два оттиска, из которых один пошлю Василью Ильичу (который взялся сделать корректуру), а другой
Летопись жизни и творчества
1898
У У
пришлю тебе для делания переложения. <...> По моему мнению, ты бы мог заняться им, не ожидая корректурных листов и оставляя пустыми те такты, в которых предполагаешь изменение в оркестровке; мне помнится, что у тебя в руках есть один экземпляр,. хотя бы и непривлекательной чистоты» (Переписка, с. 108).
23 декабря. В. И. Сафонов предложил С. играть свой концерт для фортепиано с оркестром в Москве 10 янв. 1898 г.; гонорар' 250 рублей (т-ма на франц. яз. — ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 460).
31 декабря/12 января. С. пишет М. П. Беляеву: «...У нас ужасно много дела; до концерта остается всего 2'/г недели. Я пришлю тебе программу, а если будут, то и рецензии. Пишу я теперь еще Allegro» (Письма, с. 189).
По-видимому, симфоническое Allegro d-moll.
12 января. М. П. Беляев высылает С. корректуру 2-й сонаты, «которую — не рассчитывая на... корректорские способности» автора— давал предварительно просмотреть А. К. Лядову (Переписка, с. 113).
14 января. П. Л. Кон исполнил в своем сольном концерте, состоявшемся в Петербурге в зале Городского кредитного общества, этюд cis-moll С. (программа. — ЛГИТМиК, ф. 22, оп. 1, ед. хр. 227).
18 января. К- Н. Игумнов исполнил в концерте Русского хорового общества, проходившем в Москве под упр. М. М. Ипполито-ва-Иванова, этюд, четыре, прелюдии и Allegro appassionato С. (объявл, — Рус. ведомости, 1898, 11 янв., № 11; Новости сезона, 1898, 18 янв., № 436; рец. — Рус. ведомости, 24 янв., № 24).
18/30 января. В еженедельнике «Le guide musical» помещена информация о предстоящем концерте: «В понедельник 31 января в 9 часов вечера в зале Эрара (ул. Мейль, 13) состоится исполнение произведений русского пианиста-композитора Скрябина, в котором примут участие г. и г-жа Скрябины.
Еще в памяти у всех успех состоявшегося два года тому назад, концерта этого композитора, талант которого отличается утонченностью и оригинальностью» (Le guide musical, 1898, 30 Janvier, № 5, p. 103).
19/31 января. Концерт А. Н. и В. И. Скрябиных с программой из его произведений в зале Эрара.
В программе: I отд. Соната № 2 gis-moll op. 19, этюды op. 8; № 8 As-dur и № 2 iis-moll, ноктюрн для левой руки ор. 9 Des-dur.
Исп. А. Скрябин.
II отд. Allegro de concert b-moll op. 18, этюд ор. 8 № 6 A-dur прелюдия fis-moll, этюд op. 8 № 3 h-moll, мазурка E-dur.
Исп. В. Скрябина.