Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 6 глава





В т. VI ПСС Римского-Корсакова это письмо датировано «после 11 мая», но, судя по всему, оно касается I части концерта и, следовательно, написано ранее.

19 апреля. С. от Н. А. Римского-Корсакова получил письмо, которое привело его «в совершенное уныние», и пишет в ответ: «Мне так стыдно!! Сделаю все от меня зависящее, чтобы хорошо исправить следующие части <...> Буду Вам бесконечно призна­телен... постараюсь деятельно доказать в стремлении искоренить в себе неряшливость» (Письма, с. 168—169).

С. благодарит А. К. Лядова за просмотр партитуры концерта. «Пишу тебе эти несколько строк благодарности в очень неприят­ном состоянии, в котором нахожусь уже несколько дней. Неврал­гия и потому все в самых мрачных красках. Мне ужасно совестно перед Николаем Андреевичем, но что мне с собой делать! Поста­раюсь быть аккуратнее» (Письма, с. 169).

Отправляя письма Римскому-Корсакову и Лядову, С. перепутал конверты (п. М. П. Беляева к С. — Переписка, с. 86).

25 апреля. С. усиленно работает над партитурой Концерта. Он пишет М. П. Беляеву: «Прости, если 3-ю часть Концерта я не­много задержу, но, во-1-х, эти дни я чувствовал себя не совсем-то хорошо и потому не мог заниматься, а во-вторых, мне хочется на этот раз быть как можно аккуратнее, чтобы не затруднять Нико­лая Андреевича» (Письма, с. 170).

29 апреля/11 мая. Вышли из печати в издательстве М. П. Бе­
ляева прелюдии С. ор. 13, 15, 16, 17 и экспромты ор. 12 и 14
(коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 26).

30 апреля. М. П. Беляев, так и не получив партитуры концер­
та, пишет С: «Ты обещал не задерживать остальных частей Кон­
церта, а теперь начинаешь уже кормить меня завтраками <...>
Высылай 2-ю и 3-ю часть немедленно.

1-я часть давно уже переписана и все-таки в ней остались ме­ста, о которых Толя [А. К- Лядов] хочет посоветоваться с тобою лично, а потому лучше, если 2-я и 3-я части сначала будут приве­дены здесь в порядок... Отослав сюда партитуру 2-й и 3-й части, займись немедленно приведением в порядок переложения оркест­рового аккомпанемента для фортепиано в 2 руки и сделай его так, чтобы исполнителю не требовалось пускать в ход нос или ногу <...> Если ты теперь будешь мямлить, то Концерт долго не по­падет в печать» (Переписка, с. 86—87).

4 мая. Работа над партитурой концерта потребовала от С. большого напряжения. «Завтра постараюсь выслать 3-ю часть Концерта. Эти дни усиленно занимаюсь. Мне совестно за мою рас­сеянность, извинись, пожалуйста, за меня. Я ужасно переутомлен... Сейчас сяду в последний раз проглядывать концерт. Переложение делать теперь не в состоянии» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 170).



Летопись жизни и творчества


1897



 


11 мая. «Завтра или послезавтра вышлю тебе и 2-ю часть Кон­церта, и корректуру <...> Я работаю через силу. У меня появи­лись какие-то головные боли, которые не дают мне спать по но­чам. А ты знаешь к тому же мою мнительность, которая сейчас же начинает рисовать печальную картину будущего. Напиши, пожа­луйста, как 3-я часть? Уже теперь около недели, как я ее вы­слал. <...> Сегодня и рука не совсем слушается» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 171).

До 14 мая. С. получил от Н. А. Римского-Корсакова письмо, написанное им после просмотра партитуры III части концерта и указывающее на слабость его оркестровки (п. С. к А. К. Лядову. — Письма, с. 172).

14 мая. С. пишет А. К. Лядову: «Николай Андреевич говорит, что инструментовка фортепианного концерта дело очень трудное и что легче писать для одного оркестра; положим, что это и так, но при условии идеальной оркестровки. Мне [же] для первого моего настоящего опыта довольно приличной оркестровки, и мне кажется, эта цель достижима, с советом и маленькой помощью людей знающих. Ведь легко сказать — учитесь инструментовке, а способ только один — это слышать свои сочинения в исполнении <...> Посоветуй, пожалуйста, что мне делать; в крайнем случае пришли мне партитуру (ведь она у тебя), я переинструментую и сам буду за себя отвечать. Сергей Иванович [Танеев] так добр, что хочет сделать все, чтобы оркестровка удалась; он займется со мной. <...> Пожалуйста, дорогой Анатолий Константинович, не утруждай себя просмотром. Мне не хочется именно тебе достав­лять своими сочинениями сколько-нибудь неприятные минуты» (Письма, с. 172—173).

19 мая. С. сообщает М. П. Беляеву: «Я это время занимался инструментовкой и, вероятно, хотя и не блестяще, но сумею что-нибудь сделать» [для улучшения оркестровки концерта] (Письма, с. 174).

20-е числа мая. М. П. Беляев и А. К. Лядов приезжали в Мо­скву и останавливались у дяди С. (п. Беляева к С. И. Танееву от 5 июня. — ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 40).

Знакомство М. П. Беляева с В. И. Исакович, невестой С. «При­ехав к нам, он познакомился с ней — она как раз провела у нас целый день, много играла. Когда я спросила М. П. его мнение о ней, он долго не отвечал, а потом сказал, что ему кажется, что они не подходят один к другому и что ему вообще жаль, что А. Н. женится» (Скрябина Л. А., с. 22—23).

Конец мая. В. И. Исакович окончила консерваторию как пиа­нистка по классу П. Ю. Шлецера с малой золотой медалью (фор­мулярный список В. И. Скрябиной. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 2, ед. хр. 24, л. 38 об.).

31 мая. М. П. Беляев выслал С. 1-ю корректуру Allegro de concert и замечания по партитуре концерта, сделанные Н. А. Рим-


ским-Корсаковым и переписчиком В. Э. Шольцем. Беляев пишет С: «Просмотрев твой счет, я нашел, что, считая в том числе Allegro de concert, я тебе должен 700 рублей и потому если хочешь, то я могу в субботу выслать тебе эту сумму (а буде тебе надо, то и более)... За 2-ю сонату я предлагаю тебе 400 руб., а за концерт 600 рублей, которые запишу тебе па приход, когда получу руко­писи, а до тех пор открываю тебе кредит в этой сумме» (Пере­писка, с. 89).

I июня. С. отвечает М. П. Беляеву: «Вчера мы с Верой мно­
го раз вспомнили Вас и жалели, что так мало времени пришлось
провести вместе. Я воспользуюсь твоим любезным предложением
и попрошу тебя выслать мне 800 рублей, если это тебя не стеснит
хоть немного. <...> О дне свадьбы до сих пор ничего не знаю...»
(Письма, с. 174—175).

До 9 июня. В. И. Исакович уехала в Новгород, так как ее отец серьезно заболел, и С. на некоторое время поселился у свое­го дяди, В. А. Скрябина, в Лефортове, во Втором кадетском кор­пусе (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 175—176; п. В. И. Иса­кович к С. от 9 июня. — ГМС, инв. № 1277).

II июня. С. пишет М. П. Беляеву: «Ты спрашиваешь о моем
душевном состоянии; скажу, что меняется оно ежедневно. Сегодня
мне хорошо, хорошо, вчера целый день кис. Вера Ивановна напи­
сала-мне, что получила от тебя письмо, но не пишет о его содер­
жании!» (Письма, с. 175).

Июнь. Как вспоминает Л. А. Скрябина, «А. Н. не имел вид счастливого жениха. О В. И. говорил мало и как-то нервно вска­кивал, ходил по комнате и опять садился; видно было, что его что-то беспокоит» (Скрябина Л. А., с. 23).

Демьяново. Середина июня. С. уезжал в имение В. И. Танеева под Клином на неделю, после чего вернулся в Москву и жил в Ле­фортове, у В. А. Скрябина (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 176).

М. П. Беляев выслал С. список опечаток, замеченных им в пер­вом издании этюдов ор. 8, для их исправления в предполагавшем­ся переиздании (письмо не найдено. — см.: Переписка, с. 98).

19 июня. В. И. Исакович пишет С. (из Н. Новгорода): «Неуже­ли ты настолько уж беспечен, что еще не отослал корректуры Allegro? He могу этого понять. Ведь там надо было поставить только метроном и еще пустяки...» (ГМС, инв. № 1281).

23 июня. С. сообщает М. П. Беляеву, что его свадьба пред­полагается 15—20 авг. (Письма, с. 176).

В. И. Сафонов предлагает А. П. Соколову пригласить С. высту­пить в Одессе. «Мой ученик Скрябин написал замечательный ф.-п. концерт <...> Я думал бы воспользоваться его пребыванием у нас (в октябре он уедет и, может быть, надолго на чужбину) и поместить его в программу, оплатив ему, разумеется, издержки путешествия, что составит не более 300 рублей, а между тем лю-



Летопись жизни и творчества


1897


 


бители и публика услышат такую premier [новинку], которая произведет, наверное, сенсацию в музыкальном мире, а честь по­чина будет у Одессы. Он же, Скрябин, мог [бы] принять участие в концерте Жерарди перед симфоническим собранием, где он будет играть, с исполнением сольных №№ своих сочинений вместо №№ пения» (ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 294—295).

24 июня. В. И. Исакович от имени своего отца приглашает С. приехать в Н. Новгород. «По моим соображениям, ты можешь выехать в четверг 26-го и в пятницу будешь у нас» (ГМС, инв. № 1283).

Н. Новгород 28 июня. С. приехал в Н. Новгород в семью Иса­кович (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 177).

30 июня. С. пишет М. П. Беляеву: «...Я в прекрасном распо­ложении духа и наконец успокоился после многочисленных стран­ствований <...> Не пиши что-нибудь, чего не должна знать Вера Ивановна, я ей показываю письма» (Письма, с. 177).

4 июля. «Прости, что я задержал корректуру [Allegro de con­cert], но с ней вышло недоразумение, а именно: я забыл ее в Моск­ве. Помню, что там, кроме одного обозначения crescendo poco a росо и последнего метронома, ничего нет. А потому можно было бы печатать. Последний метроном немного медленнее 2-го. Вот и все. Если у тебя есть дубликат, то, пожалуйста, обозначь эти две вещи и пошли в Лейпциг» (п. С. к М. П. Беляеву.—Письма, с. 177).

Н. Новгород—Самара. С 4 по 15 июля. С. и В. И. Исакович с группой родных и знакомых совершили поездку по Волге на па­роходе до Самары и обратно (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 177—178).

10 июля. М. П. Беляев пишет С: «Я тебе несколько раз писал, что не намерен потворствовать твоей безалаберности. <...> Я не желаю издавать твои сочинения кое-как <...> Пока не при­шлешь корректуры в надлежащем виде, печатать не буду... Долж­но быть, урок Ник[олая] Андреевича] пропал на тебе бесслед­но!?!» (Переписка, с. 96).

Н. Новгород. 15 июля. «Мы только что вернулись из Самары <...> „Allegro de concert" я скоро получу, корректуру сделаю и вышлю.

Концерт я буду исполнять в Одессе 5-го октября под дири­жерством Василия Ильича [Сафонова], после чего и можно будет его напечатать.

2-я соната еще не окончена <...>

Мы съездили в Самару очень удачно при великолепной погоде и вдоволь надышались чистым воздухом. Теперь понемногу начну заниматься» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 178).

18 июля. М. П. Беляев предлагает С. исполнить фортепианный концерт в одном из РСК. «Я не теряю надежды, что ты наконец в нынешнем сезоне сыграешь в наших концертах свой


Концерт и еще некоторые из своих сочинений? После исполнения его в Одессе ты, вероятно, успеешь сделать те изменения, которые могут оказаться необходимыми, а я бы поторопил изданием, и у нас ты бы мог исполнить его по печатным партиям. Вероятно, наши концерты начнутся не ранее декабря; но надо заблаговременно со­образить, которое время для тебя будет удобнее» (Переписка, с. 98).

29 июля. М. П. Беляев вновь высказывает недовольство качест­вом корректуры С: «Шеффер торопит меня корректурою твоих этю­дов и потому я на свой риск посылаю ему признаваемые мною ошибки, так как сделанная тобою помарка синим карандашом, очевидно, необдуманна <...> Посылаю тебе еще раз мою выписку и ожидаю твоих объяснений. Allegro de concert ты выслал мне в том же неопределенном виде, как я тебе его передал, но так как ты теперь, вероятно, ничего не помнишь, что было тебе говорено и пи­сано, то, произнеся „Черт возьми!", я отослал его в печать. Когда ты отбросишь свое глупое самолюбие и решишься давать другим на просмотр свои корректуры?» (ЛГИТМиК, ф- 22, оп. 1, ед. хр. 208).

Между 15 июля и 13 августа. С. отправил М. П. Беляеву пись­мо с просьбой о дополнительной присылке денег (коммент. А. В. Кашперова. — Письма, с. 180).

13 августа. С. получил присланные М. П. Беляевым деньги и бла­годарит его. «...Только в виду моего настоящего положения решил­ся затруднить тебя так бесцеремонно, на будущее время постара­юсь быть как можно аккуратнее» (Письма, с. 179—180).

2-я декада августа. С. и В. И. Исакович рассылают друзьям приглашения на свадьбу, которая состоится 27 авг. В. В. Стасов писал Д. В. Стасову: «Вчера я получил приглашение (золотыми печатными буквами) на свадьбу Скрябина, кажется, через 1 или V/2 недели. Но, пожалуй, мне и не придется при этом быть...» (Письма, с. 180).

20 августа /1 сентября. Вышло из печати в издательстве М. П. Беляева Allegro de concert (Концертное аллегро) op. 18 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 80).

До 27 августа. «Мы в ужасной суматохе. Приготовляемся к свадьбе... Вчера получили уже телеграмму от Сафонова. Он, веро­ятно, не получил приглашения, так как пребывает на Кавказе. Концерт в Одессе состоится...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 180).

27 августа. Свадьба С. и В. И. Исакович в Варваринской церк­ви Н. Новгорода. В числе попечителей: «свободный художник Петр Христофорович Бубек и Владимир Александрович Скрябин, отстав­ной губернский секретарь Николай Николаевич Каргер и Николай Александрович Ланкос» (метрические книги Варваринской церк­ви.— ГАГО, ф. 570, оп. 3, д. 130, л. 143 об.).

После 27 августа. Через несколько дней после свадьбы молодые уехали. «Я [Л. А. Скрябина] как-то смутно вспоминаю, как мы по-



Летопись жизни и творчества


1897


 


ехали провожать их. На вокзале было человек тридцать. Стояли на платформе, шумели, все вместе говорили. А я только смотрела на Шуриньку. Он был очень бледен, глаза грустные, а сам смеется вместе с другими. До самой минуты расставания не сказали мы ни одного слова один другому и молча простились. Только когда поезд начал трогаться, я услышала его голос из окна вагона: „Те­тя, сбереги мне бабушку"» (Скрябина Л. А., с. 23).

Гурзуф. 6 сентября. С. сообщает М. П. Беляеву о приезде в Крым. «Мы долго скитались по Крыму и искали комнату, но совер­шенно безуспешно; везде так дорого и неудобно. Здесь в Гурзуфе у нас очень маленькая комната, но зато с прекрасным видом на море. — Думаем пробыть 2 недели, а затем прямо в Одессу» (Пись­ма, с. 181). Адрес: гостиница Губонина, № 2.

Одесса. 21 сентября. С. с женой прибыли в Одессу и поселились по адресу: Херсонская ул., дом Навроцкой, кв. 15 (Письма, с. 181—182).

25 сентября. В. И. Сафонов обратился к владельцу фирмы му­зыкальных инструментов И. К- Шредеру с просьбой поставить рояль на квартире, где жил в Одессе С, чтобы он мог готовиться к выступлению (ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 381).

I октября. В «Новороссийском телеграфе» помещено объявле­
ние о предстоящих концертах в Одесском театре, организуемых
Одесским отделением РМО 4 и 11 окт.: «Два симфонических собра­
ния под управлением директора Московской консерватории
В. И. Сафонова, при участии Жана Жерарди (виолончелиста),
г. Саваре (валторниста) и г. Скрябина (пианиста-композитора)
<...> Оркестр оперный усиленный. Цены местам оперные обыкно­
венные» (Новорос. телеграф, 1897, 1 окт., № 7260).

С. пишет М. П. Беляеву: «Приближается день концерта,* после которого мы сейчас же отправляемся за границу <...> Если в Кон­церте все окажется исправным, то я не замедлю его выслать для напечатания» (Письма, с. 182).

II октября. Концерт с участием С, впервые исполнившего фор­
тепианный концерт ор. 20 fis-moll (Отчет Одесского отделения РМО
за 1897/98 г., т. 3, с. 29; Театр, 1897, № 267).

12 октября. С. извещает М. П. Беляева об успешном участии
в симфоническом собрании. «Подробности тебе сообщит Василий
Ильич [Сафонов]. Он же и передаст тебе партитуру после пере­
делки 4-х тактов инструментовки финала. (Мы с ним уже наме­
тили, что нужно.) Остальное звучит очень хорошо. Значит, можно
будет и напечатать» (Письма, с. 183).

В. И. Сафонов сообщает Ц. А. Кюи: «Вчера блистательно за­кончил одесскую гастроль. Скрябин имел своим замечательным Концертом огромный успех» (ГЦММК, ф. 1, ед. хр. 85, л. 54).

В газ. «Одесский листок» опубликована краткая заметка о кон­церте (Одесский листок, 1897, 12 окт., № 242).

13 октября. Появились рец. на концерт 11 окт.: «О Концерте


для фортепиано с оркестром fis-moll, соч. Скрябина, можно ска­зать, что это трудная задача, не достигшая своего назначения; его правильнее можно назвать концертом для оркестра с акком­панементом фортепиано.

Автор названного концерта исполнил на бис несколько неболь­ших пьес, причем показал технику левой руки» (Э. У. [Ухтом­ский Э. Э.] Второе симфоническое собрание. — Новорос. теле­граф, 1897, 13 окт., № 7273).

«...Фортепианный концерт, с которым выступил перед нашей публикой г. Скрябин, не позволяет делать какие-либо серьезные выводы: неумелая, бесцветная инструментовка и слабое, заурядное исполнение произведения самим автором затемняют его музы­кальные мысли, не позволяют слушателям следить за развитием его идей. По первому впечатлению г. Скрябин несомненно ком­позитор с дарованием: несомненно у него есть „направление" в композициях, есть желание отнестись честно к своему дарованию, не увлекаясь дешевыми успехами... В этой композиции нет ни „размаха", нет ни мелодической, ни гармонической смелости; все это как-то бледно, расплывчато, туманно, довольно однообразно и очень мало оригинально — подражание Шопену слишком за­метно» (Диссонанс. Второе симфоническое собрание. — Одес­ский листок, 1897, 13 окт. № 243).

См. также рец.: Maestro [Васьковский Е. B.j. Симфони­ческий концерт. — Одесские новости, 1897, 13 окт., № 4112.

Между 12 и 26 октября. Отъезд В. И. и А. Н. Скрябиных за границу (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 183—184).

Вена. Между 12/24 октября и 26 октября/7 ноября. С. отпра­вил М. П. Беляеву рукопись 2-й сонаты-фантазии ор. 19 gis-moll для издания (Письма, с. 183—184).

Б. д. По воспоминаниям Ю. Д. Энгеля, «сам Скрябин говорил, что она [2-я соната] создалась под впечатлением моря. 1-я часть — тихая, южная ночь на берегу моря. В разработке — темное, вол­нующееся глубокое море. Е-сЗиг'ная часть — ласкающий лунный свет после темноты. 2-я часть (Presto)—широкий бурно-волную­щийся морской простор» (Энгель, с. 39).

Париж. До 26 октября/7 ноября. Приезд Скрябиных в Париж (п. С. к Беляеву. — Письма, с. 184).

31 октября/12 ноября. М. П. Беляев получил 2-ю сонату и от­правил ее в печать. Он пишет С: «...Соната написана от А до Z рукою Веры Ивановны, — значит, что ты уже свалил на нее эту работу <...> Недостаток в обозначениях по-прежнему <...> Вообще если ты намерен и впредь писать свои сочинения совме­стно с женою, то не мешало бы, чтобы кто-либо из вас принял на себя обязанности корректора и, вероятно, это исполнит лучше Ве­ра Ивановна <...> Прилагаю при сем маленькую Венскую (пуг­ливую) рецензию о твоих сочинениях <...> У меня был Василий Ильич, но сказал, что в Концерте нужно еще кое-что исправить



Летопись жизни и творчества


/557



 


и что он мне его сдаст в следующий приезд сюда, т. е. около 8/20 ноября» (Переписка, с. 102—103).

8/20 ноября. М. П. Беляев пишет С, что получил от В. И. Са­фонова партитуру концерта. «...Он застал у меня Николая Андре­евича [Римского-Корсакова] и Толю [А. К. Лядова'], и они коми­тетом долго обсуждали одно сомнительное место в финале <...> Вас[илий] Ил [ьич] привез мне только партитуру, а так как я дал себе зарок: не печатать партитур, пока не готово переложе­ние,— то буду ждать, когда ты его вышлешь. Вероятно, оно ле­жит у тебя в прежнем безобразном виде?» (Переписка, с. 103— 104).

14/26 ноября. С. сообщает М. П. Беляеву: «...Мы живем 5, rue de la Neva. Это время очень много занимался, почти нигде не бывал; были только в прошлое воскресенье в концерте Ламу-ре и слышали „Садко" Николая Андреевича в великолепном ис­полнении Шевильяра. <...> Видел, конечно, Боду и некоторых музыкантов» (Письма, с. 184).

18 ноября. М. П. Беляев убеждает С. ускорить подготовку фортепианного переложения концерта к изданию, чтобы можно было напечатать его одновременно с партитурой (Переписка, с. 105).

21 ноября. В Москве Я. Залесская исполнила в своем концер­те произведения. С. (Рус. ведомости, 1897, 21 нояб., № 322).

23 ноября/5 декабря. С. просит М. П. Беляева отправить печа­тать партитуру концерта и прислать ему оттиск: «...Я в переложе­нии проверю 1-й фортепиано, так как наизусть многих изменений не помню и боюсь сделать иначе. Таким образом, переложение я пришлю тебе с корректурой, и оно не запоздает. <...> Занят я был сочинением [3-й] сонаты; но не думай, что я могу скоро ее окончить. Работы еще много» (Письма, с. 185).

В Москве в Малом зале Благородного собрания состоялся концерт П. А. Пабста, в котором он исполнил мазурку ор. 3 и этюд dis-moll op. 8 Скрябина (Корещенко А. Концерт П. А. Пабста. — Моск. ведомости, 1897, 25 нояб., № 325).

25 ноября/7 декабря. В. В. Стасов извещает С. о присуждении ему неизвестным лицом Глинкинской премии (1000 рублей) за ма­зурки ор. 3, Allegro appassionato op. 4, 1-ю сонату op. 6, экспромты ор. 7, прелюдию и ноктюрн ор. 9 (Письма, с. 186— 187).

Учредителем Глинкинских премий был М. П. Беляев.

30 ноября/12 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «Переложение Концерта на 2 фортепиано я буду понемногу делать и, как только окончу, вышлю. Не могу только обещать сделать это скоро, так как, во-1-х, у меня есть еще работа по сочинению, а во-2-х, нехоро­шо себя чувствую: все болит голова» (Письма, с. 185).

В московской газете «Новости сезона» сообщается об успе­хе С. за границей. «В чужих краях русское искусство известно


сравнительно недавно, особенно музыка. Вместе с тем часто слу чается, что наши лучшие молодые силы получают справедливую оценку скорее и вернее [за границей], чем у себя на родине, где все до сих пор точно еще боятся всего своего, родного. В данном случае мы говорим о молодом талантливом пианисте и компози­торе А. Н. Скрябине, удивительная причудливость которого оце­нена в полной мере за границей, но который в России был еще мало известен» (Русское искусство за границей. — Новости сезона, 1897, 30 нояб., № 397).

1/13 декабря. В ответ на сообщение В. В. Стасова о присуж­дении ему Глинкинской премии С. пишет ему, что, «конечно, со­гласен принять любезно присужденную ему премию», но «хотел бы также засвидетельствовать неизвестному лицу мою искреннюю признательность за выраженные симпатии» (Письма, с. 186).

8 декабря. В. В. Стасов выслал С. премию и сопроводительное письмо (Письма, с. 188).

В Москве в Малом зале Благородного собрания состоялся концерт памяти П. А. Пабста. Участвовавший в концерте К. Н. Игумнов исполнил этюд E-dur, четыре прелюдии и Allegro appassionato С. (объявл. — Рус. ведомости, 1897, 8 дек., № 339; Моск. ведомости, 1897, 11 дек., № 341).

10 декабря. М. П. Беляев сообщает С. о конкурсе на сочинение фортепианного концерта, объявленном Л. Безендерфером в Вене. «Толя [А. К- Лядов] был так любезен, что просмотрел фортепиан­ную партию Концерта и исправил некоторые несуразности твоего способа письма, и я отправил партитуру в гравировку, а тебе вы­шлю корректурные листы» (Переписка, с. 107).

13/25 декабря. С. делится с В. В. Стасовым парижскими му­зыкальными впечатлениями: «...Теперь во главе концертов обще­ства Ламуре стоит горячий поклонник русской музыки, прекрас­ный дирижер Шевильяр.

Мы уже слышали в предыдущем концерте „Садко", а в по­следнем „Антар" в очень хорошем исполнении. <...> О себе мо­гу сказать Вам, что занимаюсь довольно много, но чувствую себя не совсем хорошо. С удовольствием думаю о поездке в Россию весной, после моего концерта» (Письма, с. 187).

18/30 декабря. С. отказался от участия в Венском конкурсе: «...Кроме того, что я не хотел бы, я не могу участвовать в нем со своим Концертом, который уже был исполнен публично <...> Наш концерт из моих сочинений назначен на 31 января (нового стиля).

Я это время много занимаюсь; может быть, через несколько недель пришлю тебе что-нибудь» (п. С. к М. П. Беляеву. ■—■ Пись­ма, с. 188).

22 декабря. М. П. Беляев сообщает С: «Корректуры Концерта еще не получал, а заказал два оттиска, из которых один пошлю Василью Ильичу (который взялся сделать корректуру), а другой



Летопись жизни и творчества


1898


У У


 


пришлю тебе для делания переложения. <...> По моему мнению, ты бы мог заняться им, не ожидая корректурных листов и остав­ляя пустыми те такты, в которых предполагаешь изменение в ор­кестровке; мне помнится, что у тебя в руках есть один экземпляр,. хотя бы и непривлекательной чистоты» (Переписка, с. 108).

23 декабря. В. И. Сафонов предложил С. играть свой концерт для фортепиано с оркестром в Москве 10 янв. 1898 г.; гонорар' 250 рублей (т-ма на франц. яз. — ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 460).

31 декабря/12 января. С. пишет М. П. Беляеву: «...У нас ужас­но много дела; до концерта остается всего 2'/г недели. Я пришлю тебе программу, а если будут, то и рецензии. Пишу я теперь еще Allegro» (Письма, с. 189).

По-видимому, симфоническое Allegro d-moll.

12 января. М. П. Беляев высылает С. корректуру 2-й сонаты, «которую — не рассчитывая на... корректорские способности» ав­тора— давал предварительно просмотреть А. К. Лядову (Пере­писка, с. 113).

14 января. П. Л. Кон исполнил в своем сольном концерте, состо­явшемся в Петербурге в зале Городского кредитного общества, этюд cis-moll С. (программа. — ЛГИТМиК, ф. 22, оп. 1, ед. хр. 227).

18 января. К- Н. Игумнов исполнил в концерте Русского хоро­вого общества, проходившем в Москве под упр. М. М. Ипполито-ва-Иванова, этюд, четыре, прелюдии и Allegro appassionato С. (объявл, — Рус. ведомости, 1898, 11 янв., № 11; Новости сезона, 1898, 18 янв., № 436; рец. — Рус. ведомости, 24 янв., № 24).

18/30 января. В еженедельнике «Le guide musical» помещена информация о предстоящем концерте: «В понедельник 31 января в 9 часов вечера в зале Эрара (ул. Мейль, 13) состоится испол­нение произведений русского пианиста-композитора Скрябина, в котором примут участие г. и г-жа Скрябины.

Еще в памяти у всех успех состоявшегося два года тому назад, концерта этого композитора, талант которого отличается утон­ченностью и оригинальностью» (Le guide musical, 1898, 30 Janvier, № 5, p. 103).

19/31 января. Концерт А. Н. и В. И. Скрябиных с программой из его произведений в зале Эрара.

В программе: I отд. Соната № 2 gis-moll op. 19, этюды op. 8; № 8 As-dur и № 2 iis-moll, ноктюрн для левой руки ор. 9 Des-dur.

Исп. А. Скрябин.

II отд. Allegro de concert b-moll op. 18, этюд ор. 8 № 6 A-dur прелюдия fis-moll, этюд op. 8 № 3 h-moll, мазурка E-dur.

Исп. В. Скрябина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: