Б. м. Январь. С. сочинил прелюдию ор. 11 № 5 D-dur (автограф. — ГПБ, ф. 700, ор. 1, ед. хр. 4).
Париж. 14/26 января. Из рец па концерт 3/15 янв.: «Артист, совсем молодой человек, нас поразил и как виртуоз и как композитор. В течение часа он очаровывал аудиторию, исполняя целую серию пьес — очень трудных, очень изысканных, элегантной и сжатой формы и гармонически совершенных. <...> Он может считаться одним из лучших фортепианных композиторов нынешней русской школы...» (L'echo musical, 1896, 26 Janvier.—-Письма, с. 129).
«Мы встретились с исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя...» (La Hbre critique, 1896, 26 Janvier.— Письма, с. 129).
Из рецензии на концерт в Брюсселе 6/18 января: С. «в течение двух часов держал слушавшую его избранную публику.под очарованием строгой, отчетливой, нервной и богатой красками игры <...> Г. Скрябин является музыкантом тонкой души, намагниченной соприкосновением с Шопеном и Шуманом...» Исполненные им произведения — это в большинстве своем «странички из альбома» в рапсодийном стиле, тонко гармонизованные изящные импровизации, свидетельствующие о вкусе и чувствах. <...> Г. Скрябин имел очень большой успех» (L'art moderne, 1896, 26 Janvier. — Письма, с. 129).
Кельн. Конец января — начало февраля. С. приехал в Кельн и ■остановился в Hotel Ernst Bes. F. A. Kracht (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 128).
До 5/17 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву, что уже три дня работает «не вставая» и «прелюдии очень продвинулись» (Письма, с. 130).
Париж. Около 24 января/5 февраля. С. приехал в Париж и остановился на Елисейских полях, rue Chateaubriand, 18, в Pension Devies. H. Blanchonnet (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 131).
После 24 января/5 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «Бывал я в концертах в зале Эрара и теперь убедился, что мой успех [3/15 января] был действительно необычайный. <...> Познакомился с Ламуре, у которого Левин играл концерт Рубин [штейна] и, между прочим, мои три этюда очень хорошо. Из Голландии подучил письмо от одного пьяниста, который просит устроить его играть мои сочинения в Вашем концерте» (Письма, с. 131).
17/29 февраля. В Петербурге К- Н. Игумнов исполнил во II РСК, состоявшемся в зале Дворянского собрания, этюды ор. 8 E-dur и dis-moll С. (Программы русских симфонических концертов и квартетных вечеров за 15 лет (1885—1900). Спб., 1900, с. 31).
До 25 февраля/8 марта. С. пишет М. П. Беляеву о своей заня-
Летопись жизни и творчества
1896
тости: «В продолжение целой недели я не имел буквально ни одной свободной минутки... По утрам ко мне приходили разные лица или я должен был отдавать сам визиты; удовольствия, конечно, в этом мало, но что же делать. По вечерам я также не сидел дома. <...> Несмотря на это очень много занимался и через 2 дня! надеюсь кончить' прелюдии. Делал я это по ночам, по возвращении от знакомых. 16 [-го] я играю в Париже в концерте, кроме того, меня просят дать еще собственный <...> Откровенно говоря, я бы хотел месяц-другой совершенно отдохнуть, ибо чувствую себя немного утомленным» (Письма, с. 131 —132).
25 февраля/8 марта. С. сообщает М. П. Беляеву о завершении прелюдий, в которых «остается только... кое-что поправить. <...> Прелюдий пока будет всего 48, причем 3 в Fis и 3 в E-dur, а в F-dur и c-moll по одной» (Письма, с. 132—133).
Февраль. В Париже С. сочинены прелюдии ор. 17 № 1 d-moll и № 3 Des-dur (автографы. — ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 6).
4/16 марта. В концерте, организованном Обществом любителей хорового пения «Евтерпа», С. исполнил ноктюрн для левой руки ор. 9 и Allegro appassionato op. 4 (рец. — Le guide musical, 22 mars, № 12, p. 233).
«Концерт 16 марта прошел великолепно, а ноктюрн для левой руки произвел большой эффект» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 141).
11/23 марта. С. пишет М. П. Беляеву: «Вы упрекаете меня в лени теперь, когда я менее чем когда-либо этого достоин. Да я и вообще в композиции не ленив и делаю все, что могу. <...> Вы увидите несколько прелюдий, сочиненных здесь, в Париже; ими я заменил прелюдии в одноименных тональностях, не удовлетворявшие меня (некоторые написаны). Другие мне не удалось заменить, а печатать вещи, которыми я сам не доволен, я не могу... Потому в этой серии будет 46 прелюдий, расположенных так, что все они могут быть исполнены по две смежных, различных по характеру. <...>
Пребывание в Париже действительно во многих отношениях полезно. <...> Я играл во многих парижских салонах и приобрел много, много музыкальных друзей» (Письма, с. 133—134).
11/23 марта. С. сообщает М. П. Беляеву об отправке ему прелюдий и обещает через некоторое время выслать два экспромта и еще две прелюдии. «Вообще же теперь от композиции хочу отдохнуть. Последнее время я ночей 6 не спал и ослаб ужасно. <...> Жизнь же в Париже мне обходится 360 франков (все), то есть 135—140 рублей. Я, конечно, делаю все возможное, чтобы тратить как можно меньше, но всегда является масса непредвиденных мелких расходов» (Письма, с. 135).
17/29 марта. «...8 недостающих прелюдий я надеюсь сочинить в продолжение этого года. (Две уже набросаны, в h-moll и cis-moll...) Весну мне хотелось бы провести в Париже <...> Сегодня
я получил подарок — лиру с часами, очень хорошенькая вещь. Эти от М-те Самариной, у которой я играл несколько раз» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 136).
18/30 марта. С. испытывает материальные затруднения. Он пишет М. П. Беляеву: «Как ни неприятно начинать прямо о деньгах, а приходится <...> На дворе жара: я хожу в шубе и, должно быть, возбуждаю смех, уже не говоря о том, что я уже лежал в постели в лихорадке благодаря тому, что однажды вышел совсем без пальто. <...> Верите ли — ни гроша! Хотя бы Вы немного выслали, дорогой Митрофан Петрович <...> Если и больше вышлете, ведь не прокучу же я в самом деле. Как я боюсь очутиться в унизительном положении» (Письма, с. 137—138).
25 марта/6 апреля. «Impromtus отошлю завтра же... у меня не хватило для отправления их нескольких франков <...> Вчера ездил за город на пароходе; был чудный день» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 139).
С. описывает особенности своего творческого процесса: «Если у меня сочинение совершенно выяснилось, то я не могу остановиться, пока не допишу его до конца, если же есть какие-либо сомнения, то я не могу писать далее сочиненное, так как все последующее зависит от предыдущего. Конечно, насиловать себя можно, но это дурно. Я написал всю gis-тоП'ную сонату, и теперь мне нужно всю ее опять переписывать. <...>
Относительно прелюдий скажу, что мое желание, конечно, чтобы они были как можно скорее напечатаны. Я бы предложил <...> не печатать их полным сборником, а по 8, например <...> Каждая прелюдия — маленькое сочинение, которое может существовать самостоятельно <...> Я устал сочинять <...> мне нужно^ месяц-другой совсем не сочинять...» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 139—140).
31 марта/12 апреля. С. «пригласили участвовать еще в концертах на будущей неделе <...> Вчера ездил в Сен-Клу; какое великолепие; день был дивный...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма,. с. 141 — 142).
20 апреля/2 мая. С. сообщает М. П. Беляеву о хлопотах по устройству сольного концерта и просит его издать отдельными выпусками прелюдии: Fis-dur (op. 16), b-moll (op. 11 и ор. 17), es-moll (op. .11 и op. 16), A-dur (op. 11 и ор. 15), D-dur (op. И) и d-moll (op. 11). «...Я их много-много играл в Париже и на них постоянные требования. Они разойдутся в большом количестве, ибо имеют весьма большой успех <...> Меня приглашают в Лондон и гарантируют 2 концерта <...> Я спешу... к Боду, где меня: ждут.
<...> Мое пребывание здесь мне очень-очень полезно. И я сделал большие успехи как пьянист, ибо занимаюсь регулярно 11/2 часа в день» (Письма, с. 143—144).
До 22 апреля/4 мая. «Получил письмо из Лондона с извинени-
Летопись жизни и творчества
1896
ем о том, что концерты в этом сезоне состояться не могут, так как зал занят все время. Получил еще письмо от отца, в котором он приглашает меня повидаться с ним в Риме, куда он с женой приедет на 10 дней 13-го нашего мая <...> Намереваюсь двинуться в Рим после 8—20-го <...> А какой красавец Париж стал — узнать нельзя <...> Почти каждый день отправляюсь за город, знаю все окрестности» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 144).
23 апреля/5 мая. Состоялся второй сольный концерт С. в Париже в зале Эрара. Программа: I отд. Прелюдия cis-moll; экспромт A-dur, 2-я соната gis-moll. II отд. Прелюдии cis-moll, gis-moll, Des-dur, f-moll, D-dur, A-dur, Fis-dur; мазурка b-moll; прелюдия E-dur; мазурка cis-moll; прелюдия e-moll; мазурка E-dur. Ill отд. Ноктюрн A-dur; этюды iis-moll, b-moll; Allegro appassionato es-moll (программа. — ГЦММК, ф. 41, ед. хр. 542).
После 23 апреля/5 мая. С. сообщает М. П. Беляеву о результатах концерта. «Зал полный, а успех такой, что я когда-нибудь желал бы иметь подобный и в России. <...> У меня остается от концерта чистых 260 франков, ну разве плохо?
Сегодня получил еще письмо от Даниэля Мейера из Лондона, который гарантирует мне все расходы по концерту <...> Это фирма известная» (Письма, с. 145).
Рим. 2-я половина мая. С. приехал в Рим для свидания с отцом и братьями; остановился в Hotel du Capitole на Place Venise, 15 (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 146).
23 мая/4 июня. «Я здесь очень много гуляю, смотрю редкости, иногда прихожу в восторг, иногда же меня посещают чувства иного порядка. В общем, очень доволен своей поездкой <...> Здесь •я пробуду до получения от Вас денег <...> Я понемногу работаю <...> Обещаю Вам, дорогой Митрофан Петрович, держать корректуру с полным вниманием. Могу поручиться даже, что ошибок не будет и обозначений будет довольно, только согласитесь начать их [прелюдии] печатать. Сегодня вечером мой отец уезжает, и я остаюсь один, что меня немножко пугает» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 146—147).
31 мая/12 июня. С. написал Allegro для оркестра и занимается его инструментовкой. «Сонату хотя и кончил, но совершенно ей неудовлетворен, несмотря на 7 переделок» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 147).
Париж. Середина июня. С. вернулся в Париж и поселился на rue Vaneau, Pension de Famille (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 148).
8/20 июня. «...Мне хочется проехать на море (Дьепп), чтобы наконец отдохнуть <...> Симфоническое allegro я еще не высылаю Вам, так как остается много нерешенных вопросов, да и помарок много, а мне хочется, чтобы было все хорошо написано, а потому придется все еще раз переписать» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 148).
12/24 июня. С. уверяет М. П. Беляева: «Что касается до бюл жета, то <...> делаю все возможное, чтобы тратить меньше <...> Если я и рассчитываю на Вашу любезность, то потому, что пока работаю и имею впереди, чем покрыть свой долг» (Письма,. с. 149—150).
19 июня/1 июля. Н. А. Скрябин написал благодарственное пись
мо В. И. Сафонову за те «сердечные симпатии», которыми он ода
рил его сына и способствовал его успеху в Париже (ГЦММК,
ф. 1, ед. хр. 64).
20 июня/2 июля. С. намерен снова переработать 2-ю сонату и
симфоническое Allegro. «Allegro меня не удовлетворяет; оно напи
сано, как и соната, но оба сочинения подвергнутся большой пере
делке. Симфоническое allegro я почти доинструментовал. Вообще'
за все примусь осенью, а уж этот месяц постараюсь отдохнуть и
провести спокойно, так как ослаб ужасно, иногда трудно бывает
ходить» (п. С. к М. П. Беляеву.-—Письма, с. 151).
Весна —лето. В Париже С. сочинил прелюдии ор. 11 № 8 fis— moll и 22 g-moll, op. 15 № 4 E-dur, op. 17 № 2 Es-dur (автографы. — ГПБ, ф. 700, op. 1, ед. хр. 4, 6, 8).
Дьепп. Между 27 июня/9 июля и 2/14 июля. С. приехал в Дьепп и остановился в Hotel du Rhin et de Newhaven sur la Plage Diepp (Письма, с. 153).
2/14 июля. «Я пребываю все в Дьеппе; в море купаться не решился еще, так как температура воды все время низкая; очень соскучился и хочу побывать поскорее у Вас в Петербурге» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 153).
Петербург. 16 сентября. С. остановился в Петербурге у М. П. Беляева.
Москва. До 28 сентября. С. возвратился в Москву и был прописан в доме Соболева по Мещанской ул., д. 68.
Октябрь — середина ноября. С. намеревался выехать за границу для встречи с неизвестной, о здоровье которой он беспокоится и от которой он ждет разрешения выехать. Только к середине ноября он сообщает М. П. Беляеву, что поездка не состоится (Письма, с. 153—158).
Осень. С. «часто стал бывать у профессора Шлецера, где собиралось довольно большое общество, и играл там. У Шлецера жила его ученица В. И. Исакович.
Ида Юльевна, сестра Шлецера, довольно часто приходила к нам и всегда очень приглашала нас к себе. Любя Сашу и Веру Ивановну, она задалась мыслью устроить их брак. <...> Саша сказал мне, что Вера Ивановна ему очень нравится и что он, наверно, будет с ней счастлив» (Скрябина Л. А., с. 22).
До 15 октября. С. начал работать над концертом для фортепиано с оркестром (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 155).
От 12 октября до середины ноября. С. держал корректуры пре-
Летопись жизни и творчества
1896—1897
людпп ор. 11, 13, 15, 16, 17, экспромтов ар. 12 и 14 (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 157).
Между 15 октября и 12 ноября. С. принес свой фортепианный концерт С. И. Танееву на просмотр. «...Это были только две первые части, финал еще не был написан. Скрябин сам играл фортепианную партию Танееву <...> Танеев со свойственным ему серьезным и деловитым видом указал Скрябину погрешности чисто технического свойства в изложении, в деталях, не касаясь существа <...> „Он очень, очень талантлив", — сказал мне Танеев после его ухода...» (Сабанеев, с. 14—15).
12 ноября. «Концерт кончил; инструментую. Мы уже исполняли его весь на 2-х фортепиано у Василия Ильича» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 157).
14 ноября. «...Я корректуру [прелюдий] продержал тщательно, сделал все необходимые обозначения (лиги, темпы, паузы, знаки), так что 2-й корректуры и не нужно, если все будет выполнено. <...> Сейчас запечатываю корректуры» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 158).
Осень. Состоялась помолвка С. и В. И. Исакович (Энгель, с. 41).
«...Как-то вечером приехал к нам Шлецер и привез уже В. И. [Исакович] как невесту А. Н. <...> Начались ежедневные визиты Саши к Шлецерам. Он так боялся обидеть В. И., что иногда, с большим трудом отрываясь от своей работы, все же ехал к ней» (Скрябина Л. А., с. 22).
Петербург, 2-я половина ноября. С. присутствовал на именинах М. П. Беляева (23 ноября) и знакомил его с фортепианным концертом (п. В. И. Исакович к С. от 22 и 23 нояб. — ГМС, инв. № 1401 и 1270).
25 ноября. В. И. Сафонов предложил включить концерт для 'фортепиано с оркестром в исполнении С. в программу своего выступления в Праге в марте следующего года (п. Сафонова к Ш. Л амуре. — ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 76—77).
Москва. 1 декабря. С. вернулся в Москву из Петербурга «в превосходном настроении» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 159).
7 декабря. «Я, как и всегда, спешу, иногда беспокоюсь, иногда бываю на верху блаженства, минутами впадаю в уныние, но, ■слава богу, ненадолго» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 159).
12 декабря. С. обращается к М. П. Беляеву с просьбой о при
сылке денег. «Мне нужно к празднику подновить свое платье
<...> Если тебя не стеснит, будь так добр выслать мне на этот
экстренный расход кроме обычных 150 рублей» (Письма, с. 160).
13 декабря. С. извещает М. П. Беляева о получении 2-й кор
ректуры прелюдий ор. 11, 13, 15, 16, 17 (Письма, с. 160).
17 декабря. «Вчера -сделал все корректуры. Ко мне заезжал Василий Ильич [Сафонов], и я его просил просмотреть наиболее ■сомнительные <...> О Концерте я еще не могу ничего сказать.—
Скептицизм мой уменьшается, настроение великолепное, и, если бы не маленькое нытье в руках, все было бы как нельзя лучше» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 161).
26 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «...Не откажи исполнить мою просьбу и побрани меня: я опять иногда бываю в очень дурном настроении,.и причин, собственно говоря, нет значительных...» (Письма, с. 162).
Л. А. Скрябина в ответ на письмо М. П. Беляева делится с ним своими тревогами. «Я даже не знаю, желать ли, чтобы он женился, или нет. Невеста его — девушка очень хорошая, симпатичная, очень любит его, а про него уж и говорить нечего (не знаю только, надолго ли). Кажется, при всем этом остается только жить спокойно и наслаждаться счастьем. И что же?...Он каждый день от нее возвращается в ужасном настроении <...> Иногда мне удается убедить его в неосновательности его тревог и волнений и он успокаивается <...> Но на другой же день проделывает все то же самое. Я с ужасом прихожу к такому заключению, что нигде и ни при каких условиях счастлив и спокоен он не будет. <...> Он очень похудел, иногда у него такое страдание на лице, что я просто равнодушно не могу его видеть» (Переписка, с. 68).
Б. д. В. И. Сафонов сочинил акростих «Скрябин» (опубл.: Сабанеев, с. 18):
Силой творческого духа ' К небесам вздымая всех Радость взора, сладость уха Я для всех фонтан утех 5урной жизни треволненья Яспытав как человек Яапоследок без сомненья Ъ — омонахом кончу век.
Москва. 6 января. С. сообщает М. П. Беляеву: «...Было несколько событий, мешавших мне быть вполне нормальным человеком: во-первых, болезнь Веры Ивановны, ео-вторых... во-вторых, не знаю, то есть боюсь сказать. Эти несколько дней мое небо безоблачно, и это, кажется, в первый раз. Настроение прекрасное, и я весь отдался ему <...> Я окончил вариации Концерта, может быть, скоро окончу и весь» (Письма, с. 162—163).
22 января. С. интенсивно работает над фортепианным концертом. «...Концерт совсем окончен; остается лишь инструментовка. Другие же мои дела — по-прежнему хорошо. Не думай, пожалуйста, что они нарушают ход моих занятий — напротив. Вера Ивановна сделала под моим руководством переложение Концерта для 2-х фортепиано в 4 руки (а не в 6, как у меня было), и мы уже
3 Зак. 1508
Летопись жизни и творчества
1897
пробовали его исполнять» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 163).
24 января. «Скрябин еще не кончил инструментовать свой за
мечательный фортепианный концерт» (п. В. И. Сафонова к
•Ш. Л амуре.— ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 1, ед. хр. 2, л. 161).
25 января. Л. А. Скрябина пишет М. П. Беляеву: «...Очень до
садно на Сашу, что он не хочет бывать в обществе. <...> Бы
вает только там, куда он может ехать с Верой Ивановной. Так
все время у него и шло довольно регулярно, ложился во втором
часу, вставал в 11 и занимался вплоть до 6-ти, остальное время до
1-су ночи проводил у Шлецер. Но дней шесть тому назад, ночью,
с оним сделался нервный припадок. Это, я заметила, всегда у него
бывает перед появлением на свет новых музыкальных мыслей
<...> Сначала он совсем похолодел, <...> потом у него что-то
делалось с сердцем, а главное, с головой... говорит, что боли нет
никакой, а между тем только и успокаивался, когда я ему держала
голову крепко руками. Все это кончилось к утру горькими слеза
ми... после чего он утих, но не заснул ни на одну секунду. И так
он пролежал до 4-х часов вечера в полном изнеможении <...>
Отправился к Шлецер. Там был Гофман. <...> Он [С] играл
весь вечер и, как говорят, давно так хорошо не играл, как в этот
раз <...> Гофман... на другой же день начал учить его две ма
зурки и два этюда, чтобы сыграть их в Петербурге в концерте
<...> Только вернулся он в тот вечер от Шлецер, сейчас же усел
ся за рояль <...> Я и сама заснула часа в 4-ре, а он все еще иг
рал, и вот с тех пор пошло, сидит опять все ночи. Да и днем пере
стал учить свой концерт, и все что-то играет с такою сияющею и
блаженною физиономиею, что я сегодня уже его спросила, не на
родилось ли у него что-нибудь новенькое, он мне ответил утвер
дительно <...> Концерт свой писать он совсем кончил, испра
вил все, что хотел, но инструментовать, кажется, еще не кон
чил и, как видно, тяжело ему за это приняться» (Переписка,
с. 74—76).
13/25 февраля. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева 24 прелюдии С. ор. 11 (коммент. В. М. Беляева. — Переписка. с. 26).
13 февраля. С. пишет М. П. Беляеву о своем образе жизни: «По-
утрам занимаюсь не всегда одинаково много, по вечерам иду обык
новенно к невесте, иногда же в концерт. Немного утомился и
чувствую, что скоро нужен будет настоящий отдых» (Письма,
с. 164).
14 февраля. Из письма Л. А. Скрябиной М. П. Беляеву: «...Са
ша сознает вполне, что губит себя своею безалаберною жизнью
<...> Несмотря на любовь к невесте, на ее просьбы вести более1
регулярную жизнь, у него хватает на это благоразумия только на
неделю или, самое большее, на две. Все это время опять не спит
совсем ночи, похудел, ослабел, сегодня прямо через силу отпра-
вился к Шлецер. <...> Никогда он не бывает спокоен и счастлив <...> Все душа его ищет чего-то неведомого и ни в чем не на ходит успокоения. <...> Я положительно поражаюсь, насколько он еще ребенок в жизни. <...> Теперь скажу несколько слов об семейной обстановке Веры Иванов [ны]. Матери она лишилась еще в детстве, отец ее присяжный поверенный в Нижнем Новгороде. Говорят, имеет средства, но... скуп и деспотичен <...> Вера Иван [овна] не избалована ни ласкою родительскою, ни жизнью, и даже, чтобы прилично быть одетой, она сама зарабатывает на это, давая уроки музыки. <...> Саше тяжело будет жить с семьей на свой заработок <...> Может быть, женитьба даст ему душевный мир, благодаря чему и здоровье его поправится, да еще с такою энергичною помощницею, как Вера Ивановна, и работа его пойдет быстрее» (Переписка, с. 77—78).
24 февраля. С. пишет М. П. Беляеву: «Прими мою благодар
ность за прелюдии и письмо, которое (так же, как и деньги)
я получил вчера вечером <...> Ничего положительного еще не
могу сказать тебе о дне окончания Концерта» (Письма, с. 164—
165).
25 февраля. В. И. Исакович посылает С. записку с пригла
шением: «...Привези инструментовку [концерт для фортепиано]
и позаймешься у нас, а мы посидим с тобой...» (ГМС, инв.
№ 1274).
3 марта. «Занимаюсь я каждый день понемногу. Вечера провожу с невестой. Как и всегда, накопилось несколько сочинений, которые в порядок приводить сейчас не могу, так как чувствую сильное утомление. До лета думаю окончить Концерт и Allegro [de concert] b-moll. Летом же хочется отдохнуть. <...> Только что принесли присланный тобою том [прелюдий ор. 11]. <...> Целую тебя крепко и благодарю без конца» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 165—166).
8 марта. Л. А. Скрябина просит М. П. Беляева вызвать С. к
себе в Петербург «хоть на недельку. Ведь я вижу, что ему необ
ходимо освежиться, а главное, переменить обстановку и людей.
Это каждодневное хождение к Шлецер ему, видно, прямо бывает
невыносимо, а не пойти хоть один день не может, боится обидеть
Веру Ивановну <...> Каждый день занимается своим концер
том, дня два тому назад кончил инструментовать 1-ю часть и те
перь начал третью. <...> Я боюсь, что он только увлечен Верой
Ивановной <...> Если бы Вы побеседовали с Сашей, то живо ра
зобрали бы в нем это чувство» (Переписка, с. 80—81).
9 марта. С. интересуется предстоящей премьерой 1-й симфонии
С. В. Рахманинова (15 марта) и просит М. П. Беляева написать,
какое впечатление она произведет. «Вчера был у Сергея Иванови
ча [Танеева], который едет на днях в Петербург и, значит, услы
шит ее» (Письма, с. 166).
18 марта. В Петербурге в концерте камерной музыки РМО
3*
Летопись жизни и творчества
/597
Ф. М. Блуменфельд исполнил прелюдии С. es-moll и D-dur (Отчет СпбО РМО за 1896/97 г., с. 154).
21 марта. В Киеве И. Гофман исполнил в своем концерте два этюда С. (РМГ, № 6/7, стб. 856).
26 марта. С. собирается приехать к М. П. Беляеву в Петербург. «Сделаю все возможное, чтобы быть к именинам Марии Андреевны [Беляевой]... Везу концерт, который совсем готов» (Письма, с. 167).
29 марта. С. и А. Б. Гольденвейзер играли у С. И. Танеева Концерт С. «Концерт очень хорош. Жаль только, что я аккомпанировал и потому мало слушал, а больше следил за тем, чтобы не наврать» (Гольденвейзер А. Б. Дневники. — В кн.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969, с. 161).
Петербург. 2 — 9 апреля. С. находился в гостях у М. П. Беляева, знакомил его с фортепианным концертом (коммент. А. В. Кашперова. — Письма, с. 168).
2 апреля. В. И. Исакович пишет С. (из Москвы), что ее отец на вопрос И. Ю. Шлецер о свадьбе отвечал: «Я сам знаю, когда об этом надо будет думать» (ГМС, инв. № 1275).
Москва. 10 апреля. С. намерен отправить партитуру концерта М. П. Беляеву: «завтра будет готова 1-я часть» (Письма, с 168).
12 апреля. М. П. Беляев торопит С. с окончанием концерта; он договорился с Н. А. Римским-Корсаковым, что тот просмотрит его оркестровку. «Насчет концерта скажу тебе, что жду его не только 1-ю, но вслед за нею и остальные части... во-1-х, на праздниках Н. А. [Римскому-Корсакову] удобнее им заняться, а во-2-х, надо иметь время... для переписки голосов, высылки их тебе и переписки в Москве струнных дубликатов. А все это должно быть кончено ранее 20-го мая, чтобы была хоть какая-либр возможность для Вас. Ил. [Сафонова] попробовать с учениками до распущения их на каникулы <...> Allegro de concert отправил на следующий же день в Лейпциг» (Переписка, с. 85).
15 апреля. С. вместе с К. Н. Игумновым и М. Н. Клементовой-Муромцевой принял участие в домашнем концерте у Л. Н. Толстого (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. в 90-та т., т. 53. М., 1953, с. 402).
Середина апреля. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов (в Петербурге) просматривали I часть партитуры фортепианного концерта. С. Римский-Корсаков, раздраженный небрежностью записи текста, пишет Лядову на оторванном титульном листе партитуры: «Милый Анатолий, просмотрите эту пакость; я просмотрел. Я ничего не понимаю, и вообще это свыше моих сил. <...> Пусть лучше автор издаст этот концерт в 2 фортепиано, а потом кто-нибудь ему наоркеструет <...> Скрябину я написал» (Римский-Корсаков, VI, с. 20).