Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 8 глава




До 8 декабря. М. П. Беляев обратился к А. Б. Гольденвейзеру с предложением сыграть в одном из РСК концерт ор. 20 С. (Днев­ники Танеева, I, с. 274).

8 декабря. С. отправил письмо М. П. Беляеву с выражением благодарности за гостеприимство (Письма, с. 210).

К. Н. Игумнов исполнил на концерте в память П. А. Пабста этюд Es-dur, четыре прелюдии и Allegro appassionato С. (Театр и искусство, 1898, № 51, с. 11).

11 декабря. С. просил А. Б. Гольденвейзера исполнить концерт
ор. 20 в одном из РСК. «На его опасения играть после автора я
ему сказал, что более удачного для него соперника нельзя выду­
мать, и он, кажется, будет играть» (п. С. к М. П. Беляеву. — Пись­
ма, с. 211).

12 декабря. С. сообщает М. П. Беляеву: «Прелюдию [„Reverie"]
вышлю тотчас после исправления. Начал заниматься (понемногу)
Allegro» (Письма, с. 211).

По-видимому, Allegro для оркестра d-moll.

В. И. Скрябина исполнила партию фортепиано в квинтете E-dur Шумана на состоявшемся в Малом зале консерватории квар­тетном собрании и на бис сыграла две пьесы С. (Моск. ведомости, 1898, 13 дек., № 343).

22 декабря. С. присутствовал в качестве ассистента на экза­
мене классов педагогического (обязательного) фортепиано
(ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 56—58 об.).

М. П. Беляев в письме напомнил С. об обещанной им вариации на русскую народную песню «Надоели ночи, надоскучили» (Пере­писка, с. 135).

Цикл вариаций для струнного квартета на эту тему был написан группой петербургских композиторов к именинам Беляева 23 нояб. 1898 г.

23 декабря. В концерте учащихся консерватории выступили
ученицы С. — Н. Чегодаева и М. Неменова (Отчет МО РМО за
1898/99 г., с. 90).

24 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «Ничего, если я запоздаю
немного с вариацией? Дело в том, что теперь я занят окончанием
Allegro и мне очень трудно отвлечься от этой работы» (Письма,

с. 212).

31 декабря. «Сейчас послал тебе,,Reverie" для оркестра (быв­ший „Prelude"), который можно отправить в печать.

Вчера целый вечер искал тему квартетных вариаций, но на­прасно... Будь так добр попросить Анатолия Константиновича на­писать ее и пришли мне тогда» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 213).



Летопись жизни и творчества


1899


 


1899

3 января. М. П. Беляев выслал С. запись темы русской народ­ной песни «Надоели ночи, надоскучили» для сочинения вариации и сделанное А. А. Винклером переложение «Reverie» для форте­пиано в 4 руки на просмотр. Он просит С. сделать необходимые замечания и поскорее выслать переложение обратно для отсылки в печать (Переписка, с. 139).

10 января. М. П. Беляев в письме упрекает С. в том, что он все еще не просмотрел переложение «крохотной прелюдии» (Пе­реписка, с. 139).

17 января. С. пишет М. П. Беляеву: «Несколько дней назад послал тебе переложение, в которое внес самые незначительные поправки. <...> Я совершенно запутался и разбросался в сочине­ниях; Allegro переделываю <...> Прости, что я задержу вариа­цию. Я совершенно потерял голову, сидел эти дни по 12 часов и утомился до последней степени» (Письма, с. 213—214).

22 января. М. П. Беляев получил от С. переложение «Reverie» и пишет ему: «Ждать вариации более недели (с получения этого письма) не согласен» (Переписка, с. 140).

24 января. Э. К. Розенов исполнил в 16-м концерте «Кружка
любителей русской музыки» 2-ю сонату-фантазию ор. 19 С. (про­
грамма.— Кружок любителей русской музыки, с. 8).

До 25 января. С. сочинил и отослал М. П. Беляеву вариацию для струнного квартета на тему русской песни «Надоели ночи, надоскучили» (Переписка, с. 140).

25 января. М. П. Беляев в письме благодарит С. за прислан­
ную вариацию. «...Сегодня сам переписал голоса, а в пятницу по­
пробуем» (Переписка, с. 140).

17 февраля. В концерте учащихся консерватории приняли уча­
стие ученицы С. — Н. Маргарита и Л. Бабченко (Отчет МО РМО
за 1898/99 г., с. 90—91).

До 18 февраля. С. сочинил Andante A-dur для струнного орке­стра (указатель произведений. — Письма, с. 690).

18 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву: «В ближайшем симфо­
ническом концерте Василий Ильич хочет исполнить мою „Reverie"
(13 марта). Будь так добр известить меня, не пришла ли уже 1-я
корректура, а если нет, то поторопить напечатание ее. <...> Мо­
жет быть, можно будет исполнить и по писаным голосам <...>
О себе ничего хорошего написать не могу, все время скриплю,
что не мешает мне заниматься довольно много. Оконченного пока
еще нет ничего, кроме маленького Andante для струнного оркест­
ра <...> Консерватория, конечно, все-таки мешает заниматься,
главное, мешает сосредоточиться. Слишком много слушаешь раз­
ной музыки» (Письма, с. 214).


9 марта. В программе 8-го симфонического собрания РМО объ­
явлена прелюдия С. «Reverie» (Объявл. — Рус. слово, 1899, 9 мар­
та, №67).

10 марта. В концерте учащихся консерватории Р. Валашек
(класс Н. Е. Шишкина) исполнил этюд С. dis-moll op. 8 (Отчет
МО РМО за 1898/99 г., с. 92).

12 марта. Первое исполнение в Москве прелюдии С. «Reverie» в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова (Отчет МО РМО за 1898/99 г., с. 7; программа. — Сафонов, с. 300).

«Публика потребовала повторения и устроила начинающему композитору шумную овацию, вызвав его несколько раз на эстра­ду» (Восьмое симфоническое собрание. — Русское слово, 1899, 13 марта, № 71).

14—17 марта. Появились рец. на концерт 12 марта: «Боль­шею глубиною мысли веяло от небольшой оркестровой пьесы г. Скрябина, озаглавленной „Reverie" для оркестра <...> При сжатости формы настроение молодого автора не успевает рассе­яться, благодаря чему у слушателей и получается приятное впе­чатление от этой милой пьесы» (Корнев А. Музыкальные на­броски. — Рус. слово, 1899, 14 марта, № 72).

См. также рец.: Моск. ведомости, 1899, 14 марта, № 72; Э [н-гель Ю. Д.] —Рус. ведомости, 1899, 15 марта, № 73; Р [озе-нов] Э. — Новости дня, 1899, 16 марта, № 5675; Giusto [Э н-гель Ю. Д.]. 8-е симфоническое собрание Русского музыкально­го общества. — Курьер, 1899, 17 марта, № 74.

18 марта. В Киеве А. Н. Штосс-Петрова на вечере камерной музыки русских композиторов исполнила ноктюрн для левой ру­ки ор. 9 С. (Отчет Киевского отд. РМО за 1898/99 г., с. 13).

«Курьер» поместил статью о С: «Г. Скрябин успел уже заявить себя истинным мастером фортепианного стиля, какого еще не зна­ла русская музыка... В его превосходных этюдах и прелюдиях, в его концерте и двух последних сонатах мы имеем крупные худо­жественные произведения, вполне самобытные по своей гармонии, всегда изящной и содержательной по глубине и разработке му­зыкальной мысли и по своей лирике, необычайно индивидуальной и тонкой <...> В лице Скрябина мы имеем первого самобытного русского композитора, владеющего фортепианным стилем, который так соответствует общему, чисто лирическому настроению его му­зыки <...> В наше время господства симфонической и оперной пузики эта особенность его таланта... является нам и ценной, и оригинальной» (Кн. С. Т. [Трубецкой С. Н.] —Курьер, 1899,

18 марта, № 76).

18 марта. В 9-м симфоническом собрании РМО под упр. В. И. Сафонова С. исполнил (впервые в Москве) концерт для фортепиано с оркестром ор. 20 (программа.—Сафонов, с. 300).

19—23 марта. Появились рец. на концерт 18 марта, в которых много внимания уделено исполнению С. концерта для фортепиано:



Летопись жизни и творчества


1899


 


Девятое симфоническое собрание. — Рус. слово, 1899, 19 марта, № 77; Giusto [Энгель Ю. Д.] 9-е симфоническое собрание Рус­ского музыкального общества. — Курьер, 1899, 20 марта, № 78; Симфоническое собрание. — Моск. ведомости, 1899, 20 марта, №78; Энгель Ю. Д. Театр и музыка. — Рус. ведомости, 1899, 21 марта, № 79; Кор не в А. Музыкальные наброски. — Рус. слово, 1899, 22 марта, № 80; Р [озенов] Э. В концертах.—Новости дня, 1899, 23 марта, № 5682.

26 марта. С. И. Танеев записал в своем дневнике: «Проиграл 3 части fis-тоИ'ной сонаты Скрябина. Чрезвычайная неясность очертаний, отсутствие рельефности формы. Местами очень талант­ливо» (Дневники Танеева, II, с. 35).

28 марта. Р. Валашек (класс Н. Е. Шишкина) исполнил в концерте учащихся консерватории в пользу их недостаточных то­варищей два этюда С. (Отчет МО РМО за 1898/99 г., с. 14).

3 апреля. С. пишет М. П. Беляеву: «Через несколько времени
надеюсь окончить фортепианные пьесы, которые немедленно при­
шлю тебе. Напиши, пожалуйста, когда может быть приблизитель­
но отпечатано „Reverie"? <...> Все-таки было бы хорошо про­
держать еще одну корректуру, так как в первый оттиск вписано
довольно много лиг и знаков» (Письма, с. 215).

16 апреля. «Как ни старался я к празднику окончить форте­пианные вещи — не удалось. Надеюсь выслать тебе их через не­делю (9 вещей)» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 216).

23 апреля/5 мая. Вышла из печати в издательстве М. П. Беля­ева прелюдия С. «Reverie» («Мечты») ор. 24 для оркестра (ком-мент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 132).

30 апреля. С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене класса педагогического фортепиано А. И. Губерт (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 53—55 об.).

4 мая. Скрябин присутствовал в качестве ассистента на экза­
менах по классу спец. фортепиано учеников преподавателей
А. К. Аврамовой, А. И. Губерт, Г. А. Пахульского, А. А. Ярошев-
ского, С. М. Ремезова (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 26,
29, 31, 32, 33).

7 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзаменах по фортепиано учеников преподавателей А. И. Галли и К. А. Киппа (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 27, 30, 36).

10 мая. С. познакомился с пианистом П. Л. Коном (Письма, с. 216). «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знани­ем и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Москов­ской консерватории» (п. Кона к С. П. Бартеневу. — Письма, с. 217).

С. отослал М. П. Беляеву мазурки ор. 25 для издания (Письма, с. 216).


 

10 мая. «...Я переживаю самое неприятное время, сижу ассис­
тентом на экзаменах по 8—9 часов в день, кроме того, готовлю
своих учеников к экзамену, назначенному на 22 [-е] » (п. С. к
М. П. Беляеву. — Письма, с. 216).

11 мая. С. присутствовал в качестве ассистента на экзаменах
классов спец. фортепиано А. К- Аврамовой, А. И. Галли, А. И. Гу­
берт, К. А. Киппа, Г. А. Пахульского, А. А. Ярошевского (ЦГАЛИ,
ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 25, 36, 54 об.).

17 мая. Экзамен оканчивающих консерваторию по классам

B. И. Сафонова и А. Н. Скрябина (Отчет МО РМО за 1898/99 г.,
с. 136).

18 мая. Экзамен учеников класса С. (Отчет МО РМО за
1898/99 г., с. 136).

С. присутствовал в качестве ассистента на экзамене класса эн­циклопедии музыки для инструменталистов и класса энциклопедии инструментовки Н. С. Морозова и на экзамене класса обязательной инструментовки Н. М. Ладухина (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 192, л. 36, 55,65,66).

19 мая. С. присутствовал на экзамене класса форм (Дневники

C. И. Танеева, II, с. 54).

20 мая. С. пишет М. П. Беляеву относительно Allegro d-moll:
«Я присочиню к нему (даже начал уже) другие части и сделаю
симфонию. <...> Сегодня вечером иду на генеральную репетицию
моего экзамена, имеющего быть завтра в 9 часов утра. После него
буду более или менее свободен <...> Придется быть на Художест­
венном совете, акте, Пушкинском торжестве и т. д.

Нанял дачку около Подольска, по Курской дороге. Когда пе­реедем, еще не знаю» (Письма, с. 217).

С 26 мая по 6 июня в Москве торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина.

21 мая. Экзамен учеников класса С. (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1,
ед. хр. 192, л. 23).

Дарьино. После 20 мая. Переезд семьи С. на дачу (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 217).

18 июня. С. получил от М. П. Беляева корректуру мазурок ор. 25. «Имею написанными прелюдию для рояля и маленькое An­dante для струнного оркестра. Ни то, ни другое не посылаю, так как печатать их отдельно (поодиночке) не хотел бы. Теперь же я занят одним большим сочинением для оркестра» (Письма, с. 218).

По-видимому, речь идет о 1-й симфонии.

Москва. После 1 августа. Возвращение с дачи на новую кварти­ру. «Мы живем очень далеко от Варсонофьевского переулка...» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 219).

29 августа. С. присутствовал в качестве ассистента на переэк­заменовке учащихся классов А. К. Аврамовой, А. И. Губерт,



Летопись жизни и творчества


1899


9 Л


 


К. А. Киппа, Н. Е. Шишкина (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. I, ед. хр. 192, л. 34, 36, 55).

21 сентября. С. сообщает М. П. Беляеву: «Третьего дня полу­чил корректуру, а сегодня отсылаю ее тебе сделанною. Как жалко, что напечатание мазурок задержалось столько времени. Инстру­ментую симфонию; значительно подвинул; все-таки не могу еще определить для окончания» (Письма, с. 219).

24 сентября. В письме М. П. Беляеву С. называет произведе­ния, над которыми работает: «„Симфоническое allegro" окончено и инструментовано, но полежит еще долго, так как меня не совсем удовлетворяет разработка, и многое там будет изменено. За лето я сочинил симфонию (6 частей), кроме последней части. Теперь ее инструментую.

Кроме того, у меня есть <...> маленькое Andante для струн­ного оркестра, которое не хочу издавать отдельно; маленькая пре­людия для фортепиано и еще начат этюд для фортепиано. <...> Да, забыл еще 4-ю сонату для фортепиано gis-moll, ну, до нее да­леко» (Письма, с. 220).

Сентябрь. С. начал занятия с учениками в консерватории. В 1899/900 учебном году в классе С. занимались: Асеева Н., Баб-ченко Л., Волкова А., Демидова Н., Живульт А., Кирш Е„ Лой-ко А., Малиновская А., Маргарити Н., Матковская Ф., Маттей М., Неменова М., Саренко А., Сибилева О., Смирнова Л., Стенрос А., Чегодаева Н., Эсаулова О., Златин М., Померанцев Ю., Эпш-тейн Б. (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 130).

5/17 октября. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева Девять мазурок ор. 25 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с 142).

5 октября. На экстренном ученическом вечере в консерватории выступили ученицы С. — Л. Бабченко и А. Стенрос (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 11).

26 октября. С. сообщает М. П. Беляеву о своем отношении к увольнению Г. Э. Конюса: «Теперь относительно Конюсовской ис­тории. Никаких подписей я не давал, на художественных советах не бывал и вообще не принимал участия ни в чем. <...> Как все­гда бывает в подобных случаях, оба считают себя правыми, а, в сущности, оба виноваты. <...> Совместное служение Сафонова и Конюса в одном учреждении сделалось, может быть, в самом деле невозможным. Со способом же удаления Конюса я, положа руку на сердце, не могу согласиться <...> У меня все-таки на совести то, что я не изучил этого дела подробно и не пошел на Художест­венный совет дать свое беспристрастное суждение, но нужно тебе сказать, что при моем вступлении на должность профессора я вы­говорил у Сафонова право ведать лишь свой класс и не вмеши­ваться в дела правления и в консерваторские распри...» (Письма с. 221—222).


Увольнение Конюса было результатом его конфликта с В. И. Сафоновым. С. И. Танеев, С. В. Смоленский и ряд других профессоров выступали в защиту Конюса в печати и на Художественном совете консерватории; другая группа профессоров подала в дирекцию РМО заявление о невозможности совместной работы с ним, что и послужило формальным поводом к его увольнению.

11 ноября. В квартетном собрании РМО К. Н. Игумнов сыграл на бис полонез ор. 21 b-moll С. (Дневники Танеева, II, с. 104; рец. — Моск. ведомости, 1899, 13 нояб., № 313).

17 ноября. В концерте учащихся консерватории участвовали ученики С. — А. Малиновская и М. Златин (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 118).

25 ноября. И. Гофман исполнил в сольном концерте произведе­ния С. Из рец.: «Одним из лучших номеров были этюды (№ 10 Des-dur и № 12 dis-moll) и прелюдия (ор. 11 № 5 D-dur) Скряби­на, представляющие верх изящества фортепианного стиля в связи с прелестью утонченных настроений» (Р [озенов] Э. В концер­тах.—Новости дня, 1899, 29 нояб., № 5931).

27 ноября. С. пишет М. П. Беляеву: «Недели через 2—3 налеюсь окончить симфонию и тогда сам привезу ее» (Письма, с. 222).

29 ноября. В. И. Сафонов предложил исполнить в концерте в Риме 15 янв. 1900 г. (н. ст.) «Reverie» С. (п. Сафонова к прези­денту Академии св. Цецилии ' графу Сан-Мартино. — ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 305).

Конец ноября. С. присуждена Глинкинская премия в размере 500 руб. за 24 прелюдии ор. 11 и 2 экспромта ор. 12 (п. С. к В. В. Стасову.— Письма, с. 223).

1 декабря. С. отправил благодарственное письмо В. В. Стасову
за пересылку ему Глинкинской премии. «„Перевод" я получил
только сегодня, так как не был эти дни в консерватории: занима­
юсь инструментовкой симфонии...» (Письма, с. 223).

2 декабря. М. П. Беляев приглашает С. к себе в гости, просит
привезти «оконченную симфонию». «Николай Андреевич говорил
мне, что ты ее пишешь в шести частях, то чтобы не потребовалось
для нее отдельного купе?» (Переписка, с. 147).

3 декабря. В Петербурге И. Гофман исполнил в концерте три
этюда С. (РМГ, 1899, № 50, стб. 1299—1301).

 

22 декабря. С. играл свою 1-ю симфонию у А. Б. Гольденвей­
зера (Дневники С. И. Танеева, II, с. 122).

23 декабря. В концерте учащихся консерватории выступила
ученица С —М. Неменова (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 90).

Осень—зима. Ю. Д. Энгель прислал С. опросный лист, чтобы включить сведения о С. в русское издание словаря Римана (Пись­ма, с. 223).

«Посылаю Вам отрывок статьи о моих сочинениях, в котором Вы найдете все необходимые сведения» (п. С. к Ю. Д. Энгелю с



Летопись жизни и творчества


1900



 


приложением заметки из газеты. — Письма, с. 223; ГЦММК, ф. 93, ед. хр. 392).

Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева Вариации на русскую тему «Надоели ночи, надоскучили» для струнного кварте­та сочинения Н. В. Арцыбушева, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Я. Витоля, Ф. М. Блу-менфельда, В. В. Эвальда, А. А. Винклера, Н. А. Соколова (ком-мент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 135).

3/15 января. В Риме симфоническим оркестром под упр.

B. И. Сафонова исполнена прелюдия «Reverie» С. (РМГ, 1900,
№ 4, стб. 124).

Петербург. До 7 января. С. приехал к М. П. Беляеву, чтобы по­казать 1-ю симфонию в беляевском кружке. «Успел уже сыграть симфонию Лядову. Сегодня он опять придет, и мы подготовим ее, чтобы сыграть на 2-х роялях другим музыкантам. Конечно, с 1-го раза ему более всего понравилось вступление и финал с хором, про другие же части говорит, что должен еще несколько раз про­слушать, так как они очень сложны. Отдельные места ему понра­вились (почти все самые темы). <...> Завтра Беляев даст мне свою карету, чтобы сделать несколько визитов. Буду и у Стасова» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 224).

7 января. «Я вчера пролежал целый день в постели. Должно быть, простудился немного во время путешествия <...> Жаль только, что день пропал даром. Некоторые музыканты пришли по­слушать симфонию (в том числе [Римский-] Корсаков, Глазунов), я же не мог удовлетворить их желанью. Отложили до завтра» (п.

C. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 224).

Москва. 10 января. С. возвратился из Петербурга (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 225).

11 января. «Доехал я благополучно <...> Еще никуда не вы­ходил, так как чувствую себя не совсем хорошо. Не знаю, приехал ли Сафонов. Завтра постараюсь переговорить с ним и тогда сооб­щу тебе о результатах наших переговоров» (п. С. к М. П. Беляе­ву.— Письма, с. 225).

Переговоры велись о дате исполнения в Москве 1-й симфонии.

20 января. Пианист Ф. Ф. Кенеман исполнил в своем концерте на бис этюд С. (Рус. ведомости, 1900, 21 янв., № 21).

28 января. «С. не мог до сих пор решить, что сделать с симфо­нией. Исполнена она в этом сезоне, по многим причинам, быть не может; Василий Ильич поставит ее в начале будущего сезона». Он просит М. П. Беляева переговорить с А. А. Винклером, не возь­мется ли тот сделать переложение симфонии: «Если он откажется,


то я поручу кому-нибудь в Москве, хотя это менее удобно. Во вся­ком случае, мне очень хочется, чтобы к осени симфония была на­печатана» (Письма, с. 226).

6 февраля. Родилась дочь С. — Елена Александровна. Креще­ние состоялось 4 марта 1900 г. в Успенской на Могильцах церкви, воспреемниками были «коллежский асессор Иван Христофорович Исакович и жена действительного статского советника Варвара Ивановна Сафонова» (копия выписки из метрической книги..— ЦГИА Москвы, ф. 4, оп. 8, ед. хр. 1288, л. 180).

С. пишет М. П. Беляеву: «Что я тебе не ответил тотчас же — это какое-то затмение. Я мысленно тотчас же согласился на ус­ловия Винклера и решил как можно скорее послать симфонию уже окончательно просмотренную. <...> Маленьким смягчением моей вины может служить та суматоха, которая это время была в доме. Жена подарила мне дочку <...>

Симфонию вышлю при первой возможности. <...> Я хотел бы изменить некоторые слова в тексте последней части. Ничего, если я пришлю ее без текста! Можно было бы вписать потом. Из-за та­ких пустяков не стоит задерживать издания» (Письма, с. 225— 226).

В концерте учащихся консерватории в пользу их недостаточных товарищей выступила ученица С. — Н. Чегодаева (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 15).

8 февраля. М. П. Беляев требует, чтобы С. немедленно выслал ему партитуру пяти частей симфонии. «...А из шестой части я бы тебе предложил сделать самому или копиисту два экземпляра ко­пии только вокальных голосов (т. е. соло и хора) с текстом; при­чем оставить место в обеих для перевода (один для немца и дру­гой для француза), дабы я эти отдельные экземпляры мог послать заблаговременно переводчикам. Вокальные места надо транспони­ровать в скрипичный и басовый ключ.

Итак, 5 частей высылай немедленно, а с шестой тоже торопись справиться, ибо я знаю, как ты копаешься. Тебе благодать уже в том, что Винклер, вероятно, выправит все имеющиеся в партиту­ре ошибки, на что ты неспособен.

В 4-х ручном переложении (в отмену моего прежнего намере­ния) думаю, что в 6-й части надо над строчкою поместить вокаль­ный текст на русском языке (или на французском?). Во всяком случае эту симфонию, раз она с пением, нельзя издавать, доколе не будет сделан перевод, так как оркестровые сочинения печатают­ся для всего света, а не для одной России» (Переписка, с. 153).

11 февраля. С. высылает М. П. Беляеву две первые части сим­фонии для передачи А. А. Винклеру. «Винклер, таким образом, мо­жет сейчас же начать переложение. 3 другие части вышлю на днях..Копии вокальных голосов последней будут сделаны» (Письма, с. 227).

17 февраля. Беспокоясь о судьбе отправленных Беляеву I и II

4 Зак. 1508



Летопись жизни и творчества


1900



 


частей симфонии, С. запросил его о получении (Письма, с. 228).

22 февраля. М. П. Беляев получил от С. III, IV, V части сим­фонии (Переписка, с. 154).

4 марта. В сольном концерте А. Б. Гольденвейзером исполнены прелюдии h-moll op. 11, gis-moll op. 16 и es-moll op. 11 С. На кон­церте присутствовал С. (п. В. И. Буюкли к Гольденвейзеру.— ГЦММК, филиал Гольденвейзера, инв. № 832; объявл. — Новости-сезона, 1900, 27 февр., № 691; рец. — Рус. слово, 1900, 5 марта, № 64).

17 марта. В Петербурге А. Б. Гольденвейзер исполнил в соль­ном концерте произведения С: прелюдии h-moll op. 11, gis-moll op. 16, es-moll op. 11 (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвей­зера, инв. № 892; рец. — Петербургская газета, 1900, 18 марта,. № 76).

22 марта. В концерте учащихся консерватории выступила уче­ница С —М. Неменова (Отчет МО РМО за 1899/900 г., с. 121).

2 апреля. С. обещает М. П. Беляеву за время праздников при­вести в порядок и выслать последнюю часть симфонии. «Не сделал этого ранее, потому что был очень занят в консерватории и немно­го сочинял» (Письма, с. 228).

5 апреля. С. вместе с Н. Д. Кашкиным и Н. М. Ладухиным вызван в Московскую судебную палату в качестве свидетеля по делу Г. Э. Конюса (Дневники Танеева, II, с. 157).

8 суде рассматривалась жалоба Г. Э. Конюса на профессоров и преподава­
телей консерватории по обвинению их в клевете (см.: 1899, 26 октября).

9 апреля. С. получил от М. П. Беляева переложение двух пер­
вых частей симфонии. «Об означенных1 тобою местах буду гово­
рить с Сафоновым, и если они совершенно неисполнимы, то пере­
делаю, хотя, конечно, сочинение от этого утратит. Если же эти
такты только трудны, то, мне кажется, церемониться нечего, мало-
ли что трудно теперь и будет легко через 5 лет. Ведь мои форте­
пианные вещи тоже трудны» (Письма, с. 229).

22 апреля. М. П. Беляев сообщает С: «Весь комитет, т. е. Ни­кол [аи] Андр [еевич], Алекс [андр] Константинович] и Толя, при­знают, что вокальная часть в 6-й части твоей симфонии невозмож­на для исполнения и что в таком виде эта часть симфонии напеча­тана быть не может. Более обстоятельно о твоих погрешностях в; отношении несоответственно высоких и низких нот, невозможных для определенных голосов, тебе напишет Толя, а ты пиши мне ско­рее, выслать ли тебе партитуру VI части обратно или ты сделаешь необходимые изменения без нее?» (Переписка, с. 156).

25 апреля. С. просит М. П. Беляева выслать ему VI часть сим­фонии, чтобы немедленно приняться за ее переделку. «Удивляюсь,. что партии оказались неудобоисполнимыми; я показывал их наше­му профессору пения Mazetti, и он не нашел в них ничего особен-


но трудного, хотя, конечно, в данном случае он, как виртуоз, не судья.

Не знаю, останусь ли жив к концу мая. Каждый день экзамены, иногда с 9 утра до 7 вечера. Кроме того, нужно готовить свой класс. Все-таки во что бы то ни стало окончу симфонию — так хо­чется видеть ее осенью уже напечатанною» (Письма, с. 229).

30 апреля. С. высылает М. П. Беляеву VI часть симфонии. «Бее трудные места для тенора облегчены. В 2-х тактах, где есть высо­кое si, я выставил по 2 ноты: si и другие для не имеющих. Хор тоже переделан. Вчера у нас была певица, очень хорошая, некто Полякова... Она пропела всю партию меццо-сопрано и уверяет, что все в ней очень удобно. Напиши, пожалуйста, что за это время сделал Винклер, также, если можно, вышли мне партитуру 1-й ча­сти, чтобы я мог сделать изменения, о которых мы говорили. Ото­слал ли ты стихи для перевода?» (Письма, с. 230).

5 мая. М. П. Беляева беспокоят трудности исполнения вокаль­но-симфонических произведений С. «Ты мне сообщил, что имеешь намерение написать оркестровое сочинение, которое бы начиналось вокальною, а кончалось оркестрового музыкою, то прошу тебя иметь в виду, что такие сочинения я издавать не буду. <...> Если хор Полетики не согласится (как было в этом сезоне) петь в на­шем концерте бесплатно, то и первую твою симфонию придется в нашем концерте исполнить без финала; да и вообще вследствие этой сложности она, вероятно, редко будет исполняться целиком; что же ожидает такое сочинение, которое не может начаться без вокальной помощи? <...> Не бросайся сразу на такие сложные ■сочинения, которые для исполнения требуют больших музыкаль­ных средств и денежных затрат. <...> Вчера у меня был Винклер и сказал, что 5 частей уже переложены и я ему отдал 6-ю» (Пере­писка, с. 157—158).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: