(Письма, с. 267—268).
До 18 августа. «Погода все меняется, а уезжать все-таки жалко: дети целый день на воздухе <...> Вчера были крестины у Салтыковых... Я пошел поздравить их...» (п. С. к В. И. Скрябиной. —
Письма, с. 269).
18 августа. В Москве родился сын С, Лев Александрович.
После 18 августа. «...Я так обрадовался, что проскакал с Володей Маевым целый день, как гимназист 1-го класса. <...> Как я благодарен мамочке [О. И. Скрябиной] за то, что она приехала в Москву... Также и тете Любе. — Мне очень приятно, что Сафонов сам заговорил о [2-й] симфонии. Не послать ли ему карандашный экземпляр? <...> Тогда нужно тщательно стереть все замечания Лядова на полях» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 269— 270).
Очевидно, В. И. Сафонов предложил исполнить 2-ю симфонию в одном из собраний РМО.
Летопись жизни и творчества
1902
Москва. После 18 августа. Переезд с детьми из Оболенского в Москву и отъезд в Крым (Письма, с. 270).
Севастополь. До 4 сентября. С. приехал в Севастополь и отправился на пароходе в Ялту (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 270—271).
Ялта. До 4 сентября. Простудившись на пароходе, С. вынужден был сделать краткосрочную остановку в Ялте в гостинице «Россия» и затем выехал на извозчике в Гурзуф (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 272).
Гурзуф. До 4 сентября. «Я занял самый маленький номер (это не мешает стоить ему 3 рубля в сутки) и сейчас же послал за доктором, который меня очень успокоил... но все-таки положил в постель на 2 дня. Вчера я в первый раз вышел и пекся на солнце-3 часа» (п. С. к В. И. Скрябиной. —Письма, с. 272).
4 сентября. «Доктор сказал, что для моего полного оздоровле
ния необходимо купанье в море и виноградное лечение. Здесь я
пробуду недели 2 <...> Ты мне ничего не ответил на мою просьбу
о 2-х оттисках симфонии. <...> Мы с Василием Ильичей наме
реваемся дать в Петербурге (а после и за границей) концерт из
моих сочинений, в котором он исполнит 1-ю симфонию, а я в ка
честве пианиста выступлю с 3-й сонатой и мелкими вещами (как
в прошлом году в Москве)» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма,
с. 271). " '
|
7 сентября. С. пишет В. И. Скрябиной: «Вчера вечером приехал
Орановский. Сейчас я был у него с визитом. <...> Я... доволен,
что могу быть один и предаваться полному отдыху. — Я довел до
высокой степени совершенства искусство ложиться спать рано:
вчера, например, лег в 8 часов. <...>
Не пришла ли симфония? Пересылать ее сюда, я думаю, не стоит. Все равно в 2—3 дня корректуры не сделаешь.
За это время я сочинил несколько очень удачных стихов в оперу. Какой здесь ужасный оркестр! (духовой). Симфонического, слава богу, нет» (Письма, с. 273—274).
После 7 сентября. «Чувствую я себя теперь хорошо, время провожу чрезвычайно однообразно <...> Было бы крайне неблагоразумно не выдержать лечения до конца. Мне нужно минимум 10 раз выкупаться в море и съесть побольше винограду <...> Главная неприятность это, конечно, оркестр, который теперь и утром и вечером...» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 274—275).
8 сентября. В Петербурге в Общедоступном концерте под упр.
А. Н. Шефера исполнена симфоническая прелюдия С. «Reverie»
(объявл. —РМГ, 1902, № 36, стб. 822).
13 сентября. С. обеспокоен тем, что переложение трех частей 2-й симфонии, высланное им еще 8 августа, до сих пор не получено (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 275—276).
22 сентября М. П. Беляев сообщает С, что рукопись переложения симфонии получена в Лейпциге (Переписка, с. 184).
|
Москва. 24 сентября. С. вернулся в Москву (п. С. к М. П. Беляеву от 26 сект. 1902 г.— Письма, с. 276).
Сентябрь. С. в последний раз получил жалованье в Екатерининском институте, после чего он больше там не преподавал (Книга для выдачи жалованья на 1902 год.— ЦГАЛИ, ф. 239, оп. 1, ед. хр. 257, л. 51 об.).
С. начал занятия с учениками в консерватории. В 1902/03 учебном году у него занимались: Благовещенская М., Краснодемб-ская О., Макриди А., Матковская Ф., Маттей М., Саренко А., Станнэк Е., Эпштейн Б. (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 122).
Начало октября. В газетах появляются сообщения об исполнении 2-й симфонии С. в концертах Московского отделения РМО (Рус. слово, 1902, 2 окт., № 271; РМГ, 1902, № 40, стб. 959; Новости сезона, 1902, 8 сент., № 891).
7 октября. С. получил от М. П. Беляева корректуру 2-й симфонии. «Постараюсь сделать корректуру как можно скорее, хотя мне для этого нужно будет отвлечься от сочинения 3-й симфонии, которая значительно подвинута» (Письма, с. 276—277).
До 22 октября. «Корректуру делаю, но не доверяю себе. В это же время держит ее и Василий Ильич — на него вся надежда» (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 277).
22 октября. С. просит М. П. Беляева «подождать еще недельку», пока В. И. Сафонов не просмотрит корректуру симфонии до конца. «Все это время я много и хорошо работаю. Подвигаю и 3-ю симфонию, и мелкие вещи, и еще одно оркестровое сочинение» (Письма, с. 279).
5 ноября. М. С. Неменова-Лунц знакомила С. с произведением Л. В. Николаева. «Сейчас только что вернулась от Скрябина, которому играла баркаролу, она ему очень понравилась, а от исполнения он в диком восторге, просил передать, что такое исполнение должно быть тебе лучшей наградой, находит ее очень фортепианной, изящно и тонко сделанной и т. д....» (п. М. С. Неменовой-Лунц к Л. В. Николаеву. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 364).
|
13 ноября. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 105).
До 22 ноября. С. закончил и отослал в издательство корректуру 2-й симфонии. «Больше ошибок я все равно не найду и присылка 2-й корректуры задержала бы издание. Василий Ильич проглядел хорошо только первые 3 части, в последних же указал 3—4 знака.
Через 2—3 недели начну инструментовать 3-ю симфонию, которой я теперь исключительно занимаюсь» (п. С. к М. П. Беляеву.—• Письма, с. 279—280).
19 ноября. С. присутствовал на заседании Художественного совета консерватории (ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр. 168а, л. 76 об.).
Летопись жизни и творчества
1902—1903
Н. Новгород. 22 ноября. Сольный концерт С. из собственных произведений (объявл. — Волгарь, 1902, 19 нояб., № 317; Нижегородский листок, 1902, 22 нояб., № 317; рец. — Нижегородский листок, 1902, 24 нояб., № 382; Волгарь, 1902, 24 нояб., № 322).
Программа концерта: 2-я соната-фантазия ор. 19; этюды ор. 2 cis-moll, op. 8 fis-moll, b-moll; ноктюрн ор. 9 Des-dur; Allegro de concert op. 18; мазурки ор. 25 E-dur, e-moll, fis-moll, op. 3 E-dur; прелюдии f-moll, Ges-dur, b-moll, gis-moll, H-dur, gis-moll, E-dur, cis-moll, Fis-dus, es-moll; экспромт op. 14 H-dur; полонез op. 21 b-moll (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1902/03 г., с. 47).
Москва. 24 ноября. С. сообщает М. П. Беляеву, что концерт в Н. Новгороде прошел «с очень ровным успехом: вещи более доступные, как ноктюрн для левой руки, мазурки, полонез, вызывали шумные одобрения и bis'bi, остальные же, очевидно, приводили в недоумение, в чем сознался самый большой музыкант в Нижнем — Виллуан. Менее всего нравились прелюдии» (Письма, с. 280).
25 ноября. М. П. Беляев в письме к В. В. Стасову указал размеры премий, в том числе С. за концерт ор. 20—300 руб., 4 прелюдии ор. 22 — 200 руб., полонез ор. 21—200 руб.. 9 мазурок ор. 25 —300 руб. (ЛГК,. инв. № 431).
27 ноября. В концерте учащихся консерватории выступила уче
ница С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г.,
с. 106).
28 ноября. С. послал В. В. Стасову письмо с благодарностью
за присужденную ему Глинкинскую премию (Письма, с. 281).
Ноябрь. Знакомство С. с Т. Ф. Шлёцер. Позднее она вспоминала: «...В ноябре 1902 г. мы с братом были в Москве, где вместе и поселились в меблированных комнатах. Я с глубоким волнением ждала знакомства с Александром Николаевичем. Он пришел к нам в первый раз почему-то позднее, чем рассчитывал, часов в 9'/г вечера. Сразу же завязалась живая, теплая беседа. Александр Николаевич сел по нашей просьбе за рояль, а мы слушали с восторгом и все просили его играть еще. Внезапно, однако, раздался стук в дверь: это пришли заявить, что по правилам меблированных комнат позже 11 часов играть не полагается. Мы с братом были возмущены, нам казалось святотатством запретить играть Скрябину! Но он хохотал и предложил, если уж нам так хочется послушать его еще, пойти к нему. Так мы и сделали: отправились немедля к Александру Николаевичу, который играл нам еще у себя часов до двух ночи. И это в первый же день знакомства!
Целью моего приезда в Москву было поработать по композиции под руководством какого-либо компетентного лица. Об Александре Николаевиче я в этом отношении и не мечтала. Тем больше была моя радость, когда он сам захотел заниматься со мной. Это случилось после того, как он познакомился с моими сочинениями
и импровизациями, к которым сразу отнесся хорошо <...> Занимался со мной Александр Николаевич не часто <...> Слыша его импровизации и сочинения, под обаянием его творческой личности я скоро перестала мечтать о композиторстве. <...> Целью моих занятий было уже не научиться выражать свое, а лучше понимать его сочинения» (Энгель, с. 60).
1 декабря. Г. Н. Беклемишев исполнил в 38-м концерте «Кружка любителей русской музыки» этюд E-dur, прелюдии Des-dur и es-moll С. (программа. — Кружок любителей русской музыки, с. 22).
10 декабря. С. выслал В. В. Стасову расписку в получении премии и письмо с благодарностью за посредничество (Письма, с. 282).
15 декабря. «Коне [ерваторский] обед. Народу мало. Б [ыл] Скрябин, давно не бывший» (Дневники Танеева, II, с. 365).
18 декабря. В концерте учащихся консерватории выступила ученица С. — А. Стенрос-Макриди (Отчет МО РМО за 1902/03 г., с. 107).
23 декабря. С. пишет М. П. Беляеву: «...Может быть, мне придется поехать в Прагу, где Метцль устраивает мне концерт (из фортепианных произведений) после симфонического, в котором Василий Ильич исполнит мою симфонию. Не знаю, слышал ли ты, что Никиш исполняет ее уже в Берлине 15-го (нашего) января.
3-ю симфонию я инструментую, но медленно. Этот месяц вообще занимаюсь меньше и хуже, да и симфония очень сложна по оркестровке и требует большого напряжения» (Письма, с. 282).
28 декабря. С. выслал В. В. Стасову по его просьбе квитанцию о получении премии с указанием даты (Письма, с. 283).
26—29 декабря. М. П. Беляев посылает С. несколько корректурных листов 2-й симфонии, «в которых встретились сомнения», и просит прислать их обратно, «дав обстоятельные ответы на возбужденные вопросы» (Переписка, с. 184).
30 декабря — 2 января. С. отсылает М. П. Беляеву просмотренные им корректурные листы симфонии (Письма, с. 283—284).
Москва. 1/14 января. С. И. Танеев записал в дневнике: «Консерваторский обед <...> Сидел в компании Скрябина... разговор о Вагнере, гармонии, форме и т. п.» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).
В Праге под упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 280; Сафонов, с. 38).
30 января. С. Н. Кругликов отметил в газ. «Новости дня»
Летопись жизни и творчества
1903
(№ 7057): «Из двух питомиц г. Скрябина г-жа Саренко как будто более даровита, а г-жа Макриди-Стенрос более подвинута».
Ц. А. Кюи (из Петербурга) пишет М. С. Керзиной: «Из наших молодых московских композиторов я знаю немножко Скрябина, которого при его дебюте я сильно поддержал в газетах» (Кюи, с. 290).
15/28 февраля. В издательстве М. П. Беляева вышла из печати 2-я симфония С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 169).
25 февраля. В Большом зале консерватории состоялся концерт Марии Ван-Зандт (М. Я. Череновой) с участием С. в пользу вдов и сирот московских артистов-музыкантов (Рус. ведомости, 1903, 19 февр., № 48).
С. пишет М. П. Беляеву: «Ты, вероятно, беспокоишься, что я так долго тебе ничего не присылаю. Причиной этому симфония, которая ужасно велика...» (Письма, с. 284).
1 марта. В Петербурге в 4-м РСК под упр. А. К. Лядова исполнена симфоническая поэма «Reverie» («Мечты») С. (Б-ка Ленинград, филармонии. Коллекция программ, инв. № 9462).
6 марта. Г. Н. Беклемишев исполнил в концерте этюды С. ор. 8 (Новости дня, 1903, 11 марта, № 7097, Театр и музыка).
15 марта. М. П. Беляев в письме напоминает С. о накопившемся у него по авансам долге в три тысячи рублей (Переписка, с. 187—188).
19 марта. С. И. Танеев записал в дневнике: «Был на репетиции симфонического концерта — отдельные части 2-й симфонии Скрябина, очень мало понравившиеся» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).
21 марта. Первое исполнение в Москве 2-й симфонии ор. 29 С. в 10-м симфоническом собрании РМО в Большом зале консерватории. Дирижер В. И. Сафонов (Рус. ведомости, 1903, 21 марта, №78).
23 марта. В № 81 «Русских ведомостей» рец. Ю. Э[нгеля] на
концерт 21 марта: «Нам уже приходилось характеризовать музы
ку г. Скрябина как искусство „верхних десяти тысяч"... выросшее
в нервной и утонченной атмосфере большого и душного города.
Борьба, страсть, порыв — вот типичная черта музыкальной инди
видуальности г. Скрябина... и во второй симфонии чувствуется по
рыв к чему-то новому... жизнь... заглядывающая в будущее. И в
этом великая современная заслуга г. Скрябина».
24 марта. В № 82 газ. «Русское слово» рец. Диноэля [Л. А. Мак
симова] на 10-е симфоническое, собрание РМО.
В № 71 газ. «Новости дня» С. Н. Кругликов писал по поводу концерта 21 марта: «Скрябин безусловно очень талантливый человек... Он — тонкий, изощренный, порой новый гармонист <...> Он очень склонен к патетической приподнятости».
6 апреля. В № 14/15 РМГ (стб. 413—414) рец. И. В. Липаева на концерт 21 марта.
17 мая. Выпускной экзамен учеников класса С —А. Саренко
и А. Макриди-Стенрос (программа. — ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 222, л. 12).
21 мая. С. присутствовал на заседании Художественного совета по результатам выпускных экзаменов. А. Макриди-Стенрос присуждена малая золотая медаль, А. Саренко — большая серебряная. В программу концерта на торжественном акте включено выступление А. Макриди-Стенрос (постановление Художественного совета.^—ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 214, л. 32 об. —34 об.).
Май. С. оставил преподавательскую работу в Московской консерватории (постановление дирекции. — ЦГАЛИ, ф. № 2099, оп. 1, ед. хр. 110, л. 4 об. — 5).
Оболенское. Конец июня. Выезд С. с семьей на дачу (п. С. к М. П. Беляеву от 30 июня. — Письма, с. 285).
16 июля. С. пишет отцу Т. Ф. и Б. Ф. Шлёцер, что нашел в них «добрых друзей, интересных собеседников и тонких ценителей искусства» (п. С. к Ф. Ю. Шлёцеру. — Письма, с. 286).
Татьяна Федоровна Шлёцер была музыкально одаренным человеком. Она хорошо играла на фортепиано и импровизировала; имела дар к композиции. Не став профессиональным музыкантом, она тем не менее получила серьезное музыкальное воспитание и образование.
По воспоминаниям Ю. Д. Энгеля, Т. Ф. Шлёцер «рано стала порядочно играть на фортепиано и еще девочкой 14 лет познакомилась с вышедшими тогда сочинениями Скрябина. От этих сочинений она, как и старший брат ее Б. Ф. Шлёцер, были в восторге <...> Лет 18-ти Татьяна Федоровна <•..> впервые услышала третью сонату Скрябина от Буюкли, игравшего ее тогда в своих концертах. „Это, — рассказывает Татьяна Федоровна, — было самое сильное впечатление в моей жизни. Кроме Скрябина, я после того ничего играть не хотела. Мечтала увидеть композитора"» (Энгель, с. 59—60).
Т. Ф. Шлёцер познакомилась со С. через Б. Ф. Шлёцера, знавшего С. с 1898 г. Она занималась под руководством С. композицией с ноября 1902 г. по весну 1903 г.; см.: 1902, ноябрь.
Родители Т. Ф. и Б. Ф. Шлёцер, Федор Юльевич и Мария Александровна (урожд. Боти), переселились в Россию из Бельгии. Ф. Ю. Шлёцер — юрист no-профессии— долгое время работал судебным следователем в городах Северного Кавказа. М. А. Шлёцер была хорошей пианисткой, ученицей Т. О. Лешетицкого. Семья была высококультурной, в доме Шлёцеров всегда интересовались всем новым в литературе и искусстве, свободно владели многими иностранными языками. Так, Ф. Ю. Шлёцер знал девять языков (п. Марины А. Скрябиной к О. М. Томпаковой от 18 мая 1982 г. — Личный архив О. М. Томпаковой).
21 июля. С. жалуется на свою перегруженность: «Я буквально погряз в работе: симфонию инструментую, фортепианные вещи сочиняю, зато либретто подвигается медленно и философски занимаюсь тоже мало: прочел только Ибервега» (п. С. к Б. Ф. Шлёцеру. — Письма, с. 286).
Имеется в виду книга Ф. Ибервега и М. Гейнце «Очерки истории новой философии» (Спб., 1898—1899).
До 6 августа. С. пишет 3. И. Монигетти, что за лето «обязательно должен кончить 30 вещей, чтобы расквитаться с Беляевым! и ехать за границу» (Письма, с. 287).
Летопись жизни и творчества
1903
С. должен был отдать М. П. Беляеву долг в три тысячи рублей (см.: 1903, 15 марта).
7 августа. С. пишет Б. Ф. Шлёцеру: «С удовольствием и величайшей легкостью проглотил книгу Куно Фишера [„История философии"]. Хочу прочитать все тома. Занимаюсь фортепианными вещами, среди которых есть этюд, по силе и величию превосходящий 3-ю симфонию. Кстати, не присылаю Вам тем, так как она (симфония) подверглась переделке. Передам Вам их лично в Швейцарии» (Письма, с. 289).
Очевидно, речь идет об этюде cis-moll op. 42.
27 августа. С. обещает М. П. Беляеву выслать ему в конце ■сентября все написанные им за лето сочинения, то есть фортепианные пьесы ор. 30—42 (Письма, с. 290).
За лето С. были сочинены: 4-я соната (Sonate № 4) op. 30; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 31; Две поэмы (Deux poemes) op. 32; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 33; «Трагическая поэма» («Роете tragique») op. 34; Три прелюдии (Trois preludes) op. 35; «Сатаническая поэма» («Роете satanique») ■up. 36; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 37; вальс (Valse) op. 38; Четыре прелюдии (Quatre preludes) op. 39; Две мазурки
(Deux mazurkas) op. 40; поэма (Роете) op. 41; Восемь этюдов
(Huit etudes) op. 42.
К 4-й сонате С. был составлен позднее пояснительный текст на франц. яз. ■поэтически-аллегорического плана (п. С. к Н. Ф. Финдейзену от 13 дек. 1907 г.— Письма, с. 493; рус. пер. в изд.: Скрябин, II, с. 318).
Лето. Б. Л. Пастернак, живший в то время рядом с дачей Скрябина в Оболенском, писал о впечатлении, которое производила сочинявшаяся тогда 3-я симфония: «Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушения. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое... Не было в симфонии ничего ложно глубокого или риторически почтенного, „как у Бетховена", „как у Глинки"... но трагическая сила сочиняемого торжественно показанного всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия <...> Скрябин почти средствами предшественников обновил ощущение музыки до основ... Скрябин не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворенное торжество и праздник русской культуры» (Пастернак Б. Л. Люди и положения. — Новый мир, 1967, № 1, с. 209, 212).
По воспоминаниям Б. Л. Пастернака, С. «спорил с отцом [Л. О. Пастернаком] о жизни, об искусстве, о добре и зле, нападал на Толстого, проповедовал сверхчеловека, аморализм, ницшеанство... Скрябинские рассуждения о сверхчеловеке были исконной русской тягой к чрезвычайности» (Пастернак Б. Л. О Скрябине и Шопене. — Сов. музыка, 1967, № 1, с. 100).
Москва. 29 августа. Возвращение Скрябиных из Оболенского в Москву (п. С. к М. П. Беляеву от 27 авг. — Письма, с. 290).
16 октября. М. П. Беляев получил от С. письмо, в котором он просил разрешения отсрочить присылку новых фортепианных сочинений ор. 30—42 (Переписка, с. 190).
Петербург. 1 ноября. С. приехал в Петербург, чтобы лично передать М. П. Беляеву вновь сочиненные фортепианные произведения ор. 30—42. С. останавливается в доме Беляева на Николаевской ул. (п. С. к В. И. Скрябиной от 3 нояб. — Письма, с. 291 — 292).
2 ноября. С. играет отрывки из 3-й симфонии А. К. Лядову, «которому она очень нравится» (п. С. к В. И. Скрябиной от 3 нояб. — Письма, с. 292).
8 ноября. В. И. Скрябина сообщает С. о получении письма от меценатки М. К. Морозовой, в котором она уведомляет С. о своем решении выплачивать ему ежегодную денежную субсидию в сумме 2400 рублей (п. В. И. Скрябиной к С. от 8 нояб. — ГМС, инв. № 1298).
Оригинал письма М. К. Морозовой к С. не сохранился. С. пишет жене: «Беляев вполне одобряет мое намерение переселиться в Дрезден...» (Письма, с. 292).
С. присутствовал на концерте Петербургского филармонического общества под упр. А. Никиша, в котором исполнялись произведения Бетховена, Вебера, Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова (Письма, с. 293).
14 ноября. С. «исполнил наконец свою симфонию перед сонмом петербургских композиторов и, о удивление! Глазунов в восторге, [Римский-] Корсаков очень благосклонен. За ужином подняли даже вопрос о том, что хорошо бы Никиша заставить исполнить ее» (п. С. к В. И. Скрябиной от 15 нояб. — Письма, с. 293).
22 ноября/5 декабря. В Вене в концерте Филармонического об
щества под упр. В. И. Сафонова исполнена симфоническая поэма
«Reverie» С, имевшая «серьезный успех у публики и критики»
(РМГ, 1903, № 50, стб. 1247; Сафонов, с. 127).
23 ноября. Состоялось последнее перед кончиной М. П. Беляева
свидание его со С. (Танеев СИ. Дневники за 1903 г.—
ГДМЧ, ф. В., инв. в4, № 42).
27 ноября. С. присуждена Глинкинская премия за 1903 г. за «Reverie» («Мечты») ор. 24, 1-ю симфонию ор. 26, прелюдии ор. 27 и фантазию ор. 28 (п. М. П. Беляева к В. В. Стасову от 25 нояб. — ЛГК, инв. № 432).
Москва. 28 ноября. Возвращение С. из Петербурга. С. в письме сердечно благодарит М. П. Беляева за его гостеприимство, «ласки и доброе участие...» (Письма, с. 295).
29 ноября. С. благодарит В. В. Стасова за «любезное посредничество» и за честь принять очередную Глинкинскую премию (Письма, с. 295).
Летопись жизни и творчества
1904 ■
3 декабря. Побывав на музыкальном вечере у С, где была исполнена на рояле 3-я симфония, С. И. Танеев записал в дневнике: «Талантливо. Очень недурно в гармоническом отношении» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 42).
5 декабря. С. получил первую денежную субсидию (200 руб.) от М. К. Морозовой (п. С. к М. П. Беляеву, с. 296).
15 — 18 декабря. С. сообщает М. П. Беляеву: «Работа, которую я окончил, не музыкальная — это слова 1-го действия оперы. Понемногу оканчиваю инструментовку 3-й симфонии» (Письма, с. 297).
Петербург. 31 декабря. Смерть М. П. Беляева. С. присутствует на похоронах (п. А. К. Глазунова к С. И. Танееву от 5 янв. 1904 г. — ЦГАЛИ, ф. № 880, он. 1, ед. хр. 191, л. 22).
Москва. Конец года. Художник В. И. Суриков в разговоре с М. К. Морозовой проявляет интерес к музыке С. (Морозова М. К. Воспоминания. —ЦГАЛИ, ф. № 1956, оп. 2, ед. хр. 7, л. 155).
Б. д. И. Ф. Стравинский рассказывает о своих первых встречах со С. в Петербурге, в доме Н. А. Римского-Корсакова и об их сразу же возникшей обоюдной антипатии. Стравинскому не нравилось «высокомерное» обращение с ним С, раздражали «манера Скрябина постоянно дискутировать на тему о направлении Шопен—Лист, противопоставляя ее германским традициям», и то, что •С. считал «чудесную фа-минорную фантазию Шуберта для фортепиано в четыре руки... музыкой для барышень» (Стравинский. Диалоги, с. 46).
Около 1903
Сочинение «Листка из альбома» («Feuillette d'album»), без опуса (автограф. — ГМС, инв. № 652). Впервые опубл.: Скрябин. Соч., П.
Москва. 14 января. А. Б. Гольденвейзер исполнил на Вечере нового искусства этюд С. h-moll op. 8 (Новости дня, 1903, 24 янв., № 7411, Хроника).
29 января. С. получил заграничный паспорт для выезда в Швейцарию (паспорт. — ГМС, инв. № 217).
1 февраля. С. обращается к А. К. Лядову с просьбой включить ■его в число членов Общества музыкальных пятниц имени М. П. Беляева, которое предполагалось учредить (Письма, с. 299).
Первая половина февраля. С. сообщил В. И. Сафонову о своем решении расстаться с Верой Ивановной и создать новую семью с
Т. Ф. Шлёцер. Он писал об этом разговоре М. К. Морозовой: «...Я имел неосторожность сказать ему об очень важном событии в моей жизни; Вы, конечно, догадываетесь, о чем именно» (Письма,
с. 303—304).
15 февраля. Материальная необеспеченность вынуждает С. просить Совет душеприказчиков М. П. Беляева сохранить за ним порядок авансирования в счет будущих работ, установленный Беляевым: «Может быть, приняв во внимание сказанное, Совет найдет возможным сохранить мне те же условия если не навсегда, то на несколько лет» (Письма, с. 300).
19 февраля. Отъезд С. в Швейцарию. С. писал А. К. Лядову 15 февраля: «Вещи уже распроданы и билет взят. <...> Я просил бы этот раз прислать деньги на имя жены по московскому адресу. Она остается еще несколько дней после меня» (Письма, с. 301).
28 февраля. Ф. И. Грус выслал С. (из Петербурга) первые кор
ректурные оттиски и эскизы титульных листов фортепианных пьес
ор. 38—41 и второй корректурный оттиск 4-й сонаты (п. Груса к
С. — ЛГК, инв. № 4344/24—274).
29 февраля. Не придавая еще значения увлечению С. Т. Ф. Шлё
цер, В. И. Скрябина с детьми — Риммой, Еленой, Марией и Львом
выехала из Москвы в Женеву вслед за С. (п. В. И. Скрябиной к
3. И. Монигетти от 11/24 марта. — ГМС, инв. № 600).
Женева. 1/14 марта. С нетерпением ожидая приезда Т. Ф. Шлёцер, С. сообщает ей подробный маршрут путешествия из Москвы в Женеву. «Страшно хочу тебя как можно скорее видеть» (Письма, с. 303).
5/18 марта. Приезд в Женеву В. И. Скрябиной с детьми (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 9/22 марта. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 3—4).
До 8/21 марта. В поисках более дешевого жилья С. с семьей переехал из Женевы в дачное место Везна (Vezenaz) на берегу Женевского озера (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 9/22 марта. —ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 3—4).
Везна. 11/24 марта. В. И. Скрябина описывает 3. И. Монигетти пребывание в Везна: «У нас довольно миленький домик с полной меблировкой и посудой, с маленьким, но хорошеньким садиком, с чудным видом на озеро и горы <...> У Саши есть комната на самом верху; там стоит пианино (рояля нет в целой Женеве) и там он может уединяться» (ГМС, инв. № 600).