Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 13 глава




После 24 июля/6 августа. С. пишет М. К- Морозовой: «...В Bogliasco я нахожусь наконец в обстановке, которая не только не мешает мне сосредоточиться и работать, как это было всю мок


140


Летопись жизни и творчества


1905



 


жизнь, но которая так успокаивает и окрыляет воображение....Татьяна Федоровна... так глубоко понимает, что нужно для мо­его творчества...» (Письма, с. 388).

С. делится с М. К. Морозовой новыми творческими замыслами: «Я... задумал поэму для оркестра, которая еще больше, чем 3-я симфония, подготовит к восприятию духа моего следующего про­изведения» (Письма, с. 388).

После 2/15 августа. С. написал «три небольшие вещицы для фортепиано и две для оркестра» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Пись­ма, с. 389).

«Небольшие вещицы — по-видимому, Три пьесы ор. 49.

7/20 августа. У В. И. Скрябиной в Везна гостил В. Ю. Вил-луан и встретил «самый радушный прием» (п. Виллуана к В. И. Сафонову. — ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 529).

9/22 августа. С. завершена прелюдия ор. 48 № 4 (автограф.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 323).

12/25 августа. С. выслал Ф. И. Грусу рукопись четырех пре­людий ор. 48 для фортепиано (п. С. к Грусу. — Письма, с. 390).

До 20 августа. По просьбе С., остро нуждавшегося в деньгах, А. К. Лядов обратился к другим членам Попечительного совета, указав, что не возражает против аванса С. еще до получения кор­ректуры прелюдий ор. 48: «...Придется выслать ему 400 рублей — не более, конечно» (п. Лядова к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 3941).

26 августа. А. К. Глазунов (из Петербурга) пишет С, что ему «чрезвычайно нравится Третья симфония» (ГМС, инв. № 95).

1 сентября. По рекомендации и при содействии В. И. Сафоно­ва Художественный совет Московской консерватории постановил пригласить В. И. Скрябину на должность преподавателя по классу фортепиано (постановление Совета. — ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 2, ед. хр. 24, л. 39 об.).

12 сентября. Возвращение в Москву В. И. Скрябиной с деть­ми— Марией, Еленой и Львом (п. В. И. Скрябиной к М. К. Моро­зовой от 19 сент. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 17—18).

29 сентября/12 октября. М. К- Морозова посетила С. в Боль-яско: «Скрябин мне... говорит, что я пошла назад тем, что ставлю Бетховена выше Вагнера» (п. Морозовой к В. Ф. Снегиреву.— ГБЛ, ф. 171, п. III, ед. хр. 11).

6 октября. В № 1196 газ. «Новости сезона» (Москва) объяв­ление о предполагаемом включении 3-й симфонии в программы концертов РМО на сезон 1905/06 г.

9 октября. Астраханское отделение РМО включило, в програм­мы сезона 1905/06 г. фортепианный концерт С. (РМГ, 1905, № 41, стб. 996).

13/26 октября. Рождение дочери С. и Т. Ф. Шлёцер — Ариадны (п. С. к М. К- Морозовой. — Письма, с. 398).

При крещении Ариадны в России в 1910 г. дата ее рождения была оши-


бочно указана в метрической книге как 18 окт. 1905 г. (Архив ЗАГСа г. Москвы, инв. № 8391).

5—18 ноября. С. пишет М. К. Морозовой: «„Роете Orgiaque" все еще не окончена» (Письма, с. 399).

14/27 ноября. С. посетила М. С. Неменова-Лунц, жившая вбли­зи Больяско: «...Мое божество... играет, показывает мне свои ве­щи <...> В „Поэме экстаза"... отдельные места интересны по гар­монии, до того необычны» (п. Неменовой-Лунц к Л. В. Николае­ву. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 367).

По воспоминаниям Неменовой-Лунц, «Поэма экстаза» «созда­валась в крохотной полутемной квартирке, снятой Александром] Н [иколаевичем] у владелицы зеленной лавочки. В этой лавочке с утра до ночи стоял шум и гул <...> Для работы было разбитое пианино, на полтора тона ниже нормального строя, взятое напро­кат из кафе. Мимо окон с грохотом проносились поезда. Несмотря на эту обстановку, на постоянную заботу о том, как свести концы с концами, Александр] Н [иколаевич] ни разу не пожаловался... с упоением, с лихорадочным подъемом работал он над новым со­чинением» (Неменова-Лунц М. С. Из воспоминаний учени­цы. — ГМС, инв. № 8, с. 18, 13).

21 ноября/4 декабря. Т. Ф. Шлёцер рассказывает о круге зна­комств С. в Больяско: «Немного разнообразия в нашу жизнь внес­ли новые знакомые. Поляк, социал-демократ [В. А. Кобылянский] с женой, бывшей ученицей моего дяди... она философски образо­вана... Саша нашел возможным изложить ей основы своего уче­ния... Теперь гостит у них... бывшая Сашина ученица Неменова... она поразила нас своим глубоким и серьезным отношением к его творчеству» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. К. Морозовой. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 46).

27 ноября. С. присуждена Глинкинская премия за 2-ю симфо­нию ор. 29 (постановление Попечительного совета. — ЛГК, инв. № 4338/18, л. 55).

12 декабря. Попечительный совет предложил С. за фортепиан­ные пьесы ор. 49 по 50 рублей за каждую «ввиду их краткости» (п. Попечительного совета к С. — ГМС, инв. № 194).

24 декабря/6 января. С. пишет Попечительному совету: «Счи­тая предложенный Вами гонорар за мои последние сочинения для себя оскорбительным и видя в Вашем предложении желание фир­мы Беляева порвать со мной всякие отношения... прошу немедлен­но вернуть мне рукописи» (Письма, с. 402).

Конец декабря. С. пишет Л. А. Скрябиной: «Вот уже два ме­сяца, как мы оторваны от России. <...> Занимаюсь очень много, хотя в последнее время состояние моих нервов не особенно бла­гоприятствует усиленной работе. Таня... такая высокая, отзывчи­вая натура. Она до такой степени прониклась моими идеями и мо­им творчеством, так помогает мне во всем...» (ГЦММК, ф- 31, ед. хр. 626).



Летопись жизни и творчества


1906



 


О. Э. Мандельштам писал в 1905 году: «В роковые часы очи­щения и бури мы вознесли над собой Скрябина, чье солнце-серд­це горит над нами» (Мандельштам О. Э. Пушкин и Скря­бин. Рукопись. — Цит. по: Дельсон В. Ю. Скрябин. — М., 1971, с. 6).

По словам И. Ф. Стравинского, С. «предполагал поставить эпи­граф в партитуре своей... „Поэмы экстаза", это было не что иное, как „Вставай, проклятьем заклейменный", первая фраза „Интер­национала"» (Stravinsky I. Poetique musicale. — Paris, 1952, p. 70).

12 января. В Москве В. И. Скрябина играет произведения С. в доме М. К. Морозовой (п. Морозовой к Б. Н. Бугаеву. — ГБЛ, ф. 25,'оп. 34, ед. хр. 8, л. 60).

Больяско. До 23 января / 5 февраля. С. по-прежнему в тяже­лом материальном положении. Он пишет Попечительному совету, что «ни за одну вещь не получал менее ста рублей» и поэтому «должен начать сношения с другим издательством...» (Письма,. с. 404).

С. просит М. К. Морозову повлиять на В. И. Скрябину и сооб­щает: «Только что получил письмо от Веры, в котором она отка­зывает в разводе» (Письма, с. 406).

Р. М. Плеханова рассказывает о начале знакомства С. с Г. В. Плехановым: «Встретились мы с ним в гостеприимной семье Владислава Александровича Кобылянского, революционера, чле­на социал-демократической партии Польши и Литвы. И вот од­нажды вечером у Кобылянских мы познакомились с Александром Николаевичем и с Татьяной Федоровной... Мы были от обоих в восторге. Тонкое, почти женственное, одухотворенное лицо Алек­сандра Николаевича с наивно-мечтательными глазами, в которых отражался целый мир звуков и мелодии, и рядом Татьяна Федо­ровна, грациозная... с... красивым живым лицом, производили ча­рующее впечатление <...> Зашел разговор о событиях на роди­не, о • революционном движении, охватившем всю страну и достиг­шем кульминационного пункта в декабрьские дни 1905 г., о подав­лении революции и о правительственных репрессиях. Оказалось, что Александр Николаевич... с глубоким интересом следил за ге­роической революционной борьбой, выражая свое сочувствие ре­волюционерам <...> В нем явился порыв излить свои чувства в музыке, он подошел к роялю и начал играть... и перешел к испол­нению некоторых мест из „Поэмы экстаза"... Чудесная музыка, уносящая в область высокого идеала, бесподобное исполнение про­извели... на Плеханова сильное впечатление... Александр Никола­евич... сказал нам, что музыка эта навеяна революцией и идеала­ми, за которые теперь борется русский народ, и поэтому эпиграфом


поэмы он решил взять призыв: „Вставай, подымайся, рабочий на­род"» (Плеханова, с. 65—66).

Р. М. Плеханова ошибочно относит встречу Г. В. Плеханова и С. к февра­лю 1906 г. (Скрябины уехали из Больяско в конце января).

Женева. Конец января. Переезд С. с Т. Ф. Шлёцер и дочерью Ариадной из Больяско в Женеву (п. С. к М, К. Морозовой.—

Письма, с. 405).

2/15 февраля. С. благодарит Э. К. Метнера за приглашение сотрудничать во вновь открывшемся журн. «Золотое руно» (Пись­ма, с. 407).

3/16 февраля. Т. Ф. Шлёцер рассказывает о жизни С. в Жене­ве: «Устроились мы здесь отлично: у нас хорошая вилла с садом и даже с электричеством. <...> Саша с увлечением читает Пле­ханова» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв.

■-№ 1238).

4/17 февраля. С. пытается возобновить деловые контакты с из­дательской фирмой П. И. Юргенсона (п. С. к. Б. П. Юргенсону,—

Письма, с. 408).

18 февраля. Б. П. Юргенсон отказывает С: «Условия, предло­женные Вами, превышают финансовые возможности фирмы» (ГМС, инв. № 1332).

Б. П. Юргенсон имел в виду расценки на сочинения С, составленные Т. Ф. Шлёцер (Памятная записка о расценках на сочинения С. — ГМС, инв. № 1340).

До 23 февраля. В Петербурге состоялась генеральная репе­тиция 3-й симфонии С. Дирижер Ф. М. Блуменфельд. Присутство­вавший на репетиции Н. А. Римский-Корсаков был раздражен со­ставом оркестра: «„Зачем восемь валторн, когда того же эффекта, а может, даже и большего, можно было бы добиться с обычными четырьмя валторнами?!"

— А как Вы расцениваете саму музыку? — спросили у Рим-ского-Корсакова. — „Что буду говорить: музыка на грани гениаль­ного!"» (Гнесин М. Ф. Из записной книжки. — Муз. жизнь, 1958, № 2, с. 21).

23 февраля. Первое исполнение в России 3-й симфонии С. в Большом зале петербургского Благородного собрания в 1-м РСК. Дирижер Ф. М. Блуменфельд (программа. — ГМС, инв. № 96)..

26 февраля. С. В. Рахманинов (из Москвы) пишет А. К. Гла­зунову, что разбирал «последние сочинения Скрябина ор. 45, 46, 47. Если ты не видал, советую посмотреть. Любопытно. В особен­ности „Роете fantastique"» (Рахманинов, I, с. 365).

В № 10759 газ. «Новое время» статья Н. [Кочетова], в кото­рой говорится, что С. в своей симфонии «талантливо отразил „Тристана" и „Парсифаля"».

Я. Я. Витол выступил в газ. «St-Petersburger Zeitung» (№ 37) ■со статьей «Первый русский симфонический» (перепеч.: Витол,



Летопись жизни и творчества


1906


14;:


 


190—192). Оценивая творчество С, он назвал его «самым значи­тельным представителем молодых русских композиторов». В ста­тье отмечается, что 3-я симфония С. «по сравнению с его преды­дущими симфоническими сочинениями представляет собой уве­ренный шаг к мастерству не во внешнем, техническом смысле-— тут Скрябин уже достиг мастерства. <...> Симфония по своему гармоническому языку весьма необычна, может быть, даже не­много манерна, по контрапункту и ритмике необычайно сложна, зато форма ее очень ясна и дает возможность уже при первом про­слушивании ориентироваться в необычном изобилии, которое со­держит партитура. Это относится особенно к самой прекрасной из трех частей, средней — роскошному пиршеству звуков...»

28 февраля. В. В. Стасов пишет С: «С великим восхищением я присутствовал на торжестве Вашей III симфонии „Le divin рое­те". С этой симфониею Вы сильно выросли! Вы уже совсем боль­шой музыкант стали. В таком роде, складе, виде, форме и содер­жании, как создана эта симфония, у нас еще никто не писал! Ко­нечно, тут еще немало Рихарда Вагнера, но тоже тут есть уже мно­го, громадно много и самого Александра Скрябина. Какие зада­чи! Какой план! Какая сила и какой склад! Сколько страсти и по­эзии во II части (Voluptes)! Но и оркестр — какой чудесный, мо­гучий, сильный, иногда нежный и обаятельный, иногда блестя­щий! Да, у Вас теперь есть русских уже много сторонников и по­читателей» (Скрябин, с. 231).

Февраль. По воспоминаниям А. В. Оссовского, симфония С. «произвела ошеломляющее, грандиозное действие <...> Нам ка­залось, что Скрябин этим произведением возвещает в искусстве новую эру...» (Оссовский А. В. Избр. статьи, воспоминания.— Л., 1961, с. 336).

«Общее впечатление от симфонии было мощным, грандиоз­ным...» Она была воспринята как «новая, неведомая музыкальная стихия, как мятежный вихрь» (Дроздов А. Н. Воспоминания

0 А. Н. Скрябине. — Сов. музыка, 1946, № 12, с. 71).

2 марта. В Москве, в Малом зале консерватории первый пуб­личный концерт В. И. Скрябиной из произведений С. Программа:

1 отд. Вальс ор. 1; мазурки e-moll, es-moll op. 3; ноктюрн op. 5;
этюды Cis-dur, As-dur, h-moll, gis-moll op. 8; II отд. Экспромты
op. 10; прелюдии e-moll, es-moll, Des-dur op. 11; экспромты op. 12;
прелюдии d-moll, f-moll op. 17; 2-я соната-фантазия op. 19;
III отд. Прелюдии b-moll, g-moll op. 37; прелюдия G-dur op. 39;
этюды Des-dur, cis-moll op. 42; поэма Fis-dur op. 32; «Сатаниче­
ская поэма» op. 36 (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвейзе­
ра, инв. № 1058).

До 3/16 марта. Отвечая М. К. Морозовой на упрек по поводу его разрыва с В. И. Скрябиной, С. писал: «Вся вина Тани только в том, что она любит меня, как Вера и думать не могла любить» (Письма, с. 411).


5 марта. В № 62 «Русских ведомостей» Ю. Д. Э [нгель] ппса. что музыка С. — «продукт новейшего времени, живущего напри женной, нервной жизнью; искусство, оторвавшееся от простых и здоровых настроений массы...»

7/20 марта. С. горячо благодарит В. В. Стасова за отзыв о 3-й симфонии: «Вы явились вестником моего первого очевидного успе­ха в Петербурге» (Письма, с. 415).

До 15/28 марта. С. пишет Ф. М. Блуменфельду: «Прими мою искреннюю и глубокую благодарность за прекрасное исполнение моей симфонии» (Письма, с. 416).

22 марта/4 апреля. С. признается М. К- Морозовой, что отсут­ствие постоянного издателя грозит ему «тяжелой перспективой близкой нужды» (Письма, с. 418). С. уверен, что «будет время... когда каждый человек... для того, чтобы услышать одну паузу из. моих творений, будет скакать с одного полюса на другой...» (п. С. к Морозовой. — Письма, с. 419).

28 марта/10 апреля. С. горячо защищает Т. Ф. Шлёцер и свой союз с ней: «Ваше последнее письмо... слишком оскорбительно для Татианы Феодоровны <...> Вы совершенно не поняли... кто она для меня и кто она сама по себе <...> Это высокая личность, из ближайшего общения с которой всякий развитой человек выносит только очарование. Но не в этом дело. Кто бы она ни была, она моя любимая жена <...> она дает мне громадное счастье...» (п. С. к 3. И. Монигетти. — Письма, с. 421).

9 апреля. В Киеве состоялся концерт В. И. Скрябиной. В про­грамме— произведения С. (РМГ, 1906, № 16, стб. 413).

12 апреля. В Москве состоялся концерт К. Н. Игумнова, в про­грамму которого были включены сочинения С: мазурка cis-moll op. 25; поэма Fis-dur op. 32; этюды Des-dur, cis-moll op. 42; 4:я соната (Лип а ев И. В. Московские письма. — РМГ, 1906,

№ 23/24, стб. 579).

18 апреля/1 мая. С. пишет М. К. Морозовой: «Политическая революция в России в настоящей ее фазе и переворот, которого я хочу, — вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и вся­кое брожение, приближает наступление желанного момента. Упо­требляя слово переворот, я делаю ошибку. Я хочу не осуществле­ния чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой дея­тельности, который будет вызван моим искусством» (Письма,.

с. 422).

Март—апрель. Усиленные поиски С. нового издателя. Матери­альные трудности (п. С. к разным лицам. — Письма, с. 410—420; см. также: Н е м е н о в а-Л у н ц М. С. Воспоминания. — ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 31, л. 10—11).

В № 3/4 журн. «Весы» (см. 70—74) статья В. Каратыгина «О' музыке Скрябина», в которой «Сатаническая поэма» ор. 36 и вальс ор. 38 характеризуются как «судорожные порывы безвольной ду­ши к идеалам силы и сверхчеловечности».



Летопись жизни и творчества


1906



 


До 17/30 мая. С. публикует за свой счет через издательство «Societe de l'imprimerie centrale» брошюры со стихотворным тек­стом к «Поэме экстаза» в количестве 1 000 экземпляров. Стоимость издания составила 58 франков (счет типографии. — ГМС, инв..№ 4108).

Стихотворный текст к «Поэме экстаза» перепеч.: Русские пропилеи, т. 6.

10/23 июня. И. А. Левин (из Парижа) сообщил В. И. Сафоно­
ву о намерении включить в программы своих концертов в Америке
в сезоне 1906/07 г. этюды ор. 8 и 42 (п. Левина к Сафонову.—
ГЦММК, ф. 1, ед. хр. 46, л. 1—4). ' •

17/30 июня. Сольный концерт С. в зале Женевской консерва­тории. Организатором концерта выступила Р. М. Плеханова. Про­грамма: Концертное аллегро ор. 18; ноктюрн ор. 9; шесть прелю­дий ор. 11; 3-я соната ор. 23; поэмы ор. 32; вальс ор. 38 (програм-.ма. —ГМС, инв. № 1022).

В программе слово «ноктюрн» зачеркнуто и рукою С. написано «Prelude».

По желанию С. часть сбора от этого концерта была назначена для освободительного движения в России (п. Т. Ф. Шлёцер к. М. С. Неменовой-Лунц от 29 июня/12 июля 1906 г. — ГМС, инв.

.№ 1235).

После 17/30 июня. С. пишет Л. А. Скрябиной: «Я действитель­но переживаю неприятные минуты, а главное, пока я и в будущем не имею ничего определенного. Мы с Таней очень устали, она еще больше, чем я; ей, бедненькой, приходится готовить самой, гла­дить, шить... Если бы ты знала, сколько у нее мужества, как она поддерживает меня своей твердостью...» (п. датируется по упоми­нанию концерта 17/30 июня 1906 г. — ГЦММК, ф. 31).

18/31 июня. Г. В. Плеханов, присутствовавший на концерте С. 17/30 июня, дарит ему свои книги «За двадцать лет» (Спб., 1906) с надписью: «А. Н. Скрябину от автора в знак искреннего уваже­ния» и «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (Спб., 1905) с надписью: «А. Н. Скрябину от автора на память о 30 июня 1906 г.» (личная библиотека С. — ГМС).

27 августа/9 сентября. С. указал в письме М. К. Морозовой, что в стихотворном тексте к «Поэме экстаза» «выражено в глав­ных чертах» его миросозерцание (Письма, с. 426).

Конец августа. С. решил совершить концертное турне по го­родам Европы: «Мы думаем покинуть Женеву и прежде всего от­везти Ариадночку к Таниной тете в Амстердам, а затем устроить концерты — там, в Брюсселе, Париже, Женеве и других городах. Эту зиму я хочу посвятить устройству своего материального по­ложения <...> Теперь я получил также деньги от Морозовой... Могу заплатить долги... и уехать отсюда и начать действовать. Или пан, или пропал» (п. С. к Л. А. Скрябиной. Датируется по упоминанию о письмах к М. К. Морозовой от 27 авг./9 сент.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 624).


18 сентября. Попечительный совет предложил С. возобновить публикацию его произведений в издательстве М. П. Беляева (п. По­печительного совета к С. — ЛГК, инв. № 2326).

До 22 сентября /5 октября. С. закончил Четыре пьесы (Quatre pieces) op. 51: «Хрупкость» («Fragilite»); прелюдия (Prelude); «Окрыленная поэма» («Роете aile»); «Танец томления» («Danse languide») (п. С. к А. К. Лядову от 29 сент./12 окт. — Письма,.

с. 431).

Амстердам. 22—23 сентября/5—6 октября. Приезд С. с Т. Ф. Шлёцер и Ариадной из Женевы в Амстердам. Здесь Скряби­ны останавливаются в доме тетки Т. Ф. Шлёцер А. Боти (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1233).

29 сентября/12 октября. С. отвечает согласием на предложе­ние А. К- Лядова (члена Попечительного совета) возобновить де­ловые отношения с издательством М. П. Беляева. С. объяснил, чта поссорился с Советом вовсе не из-за денег: «...Ясно, что не деньги играли роль в наших отношениях, а обида. Хотя вещи мои и были: небольшие, но ведь я в течение 14 лет получал за вещи еще мень­шего размера по 100 рублей; как же я мог себе объяснить такую-перемену в оценке моих произведений, которые становятся, во всяком случае, не хуже» (Письма, с. 430).

Лето — осень. Г.В.Плеханов рассказывает, что по его совету С. начал изучать марксизм: «...Он был совершенно незнаком с ма­териалистическим взглядом Маркса и Энгельса на историю <...> Несколько месяцев спустя... я увидел, что он, отнюдь не сделав­шись сторонником исторического материализма, успел хорошо по­нять его сущность» (Плеханов Г. В. Из воспоминаний об А. Н. Скрябине. — В кн.: Лит. наследство, т. 1. — Л., 1931, с. 117). Осенью Плеханов дарит С. свои книги, брошюры и переводы: Плеханов Г. В. Четырнадцатое декабря 1825 года. Спб., 1906; Плеханов Г. В. В. Г. Белинский. Женева, 1899; Плеха­нов В. Г. Соч., ч. 1, 2 (1878—1884). Женева, 1905; Дневник со­циал-демократа Г. В. Плеханова. Спб., 1905; Энгельс Ф. Люд­виг Фейербах и конец немецкой классической философии. Пер. с нем. Г. В. Плеханова. Женева, 1905 (личная б-ка С. — ГМС).

Б. д. Из философских записей С: «Если нет ничего, кроме мое­го сознания... Значит оно — господин вселенной... Опыт показывает другое. Как бы я ни хотел изменить в данный момент обстановку, в которой я нахожусь, я не в силах этого сделать._ Значит есть какие-то причины вне меня, вне моей воли находящиеся...» (Рус­ские пропилеи, с. 190).

Г. В. Плеханов говорил о С: «Какой симпатичный и талантли­вый человек, но мистик неисправимый. Музыка его — грандиозного-размаха. Эта музыка представляет собой отражение нашей рево­люционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика» (Плеханова, с. 175).

Ю. Д. Энгель вспоминал: «Скрябин увлекался тогда социализ-



Летопись жизни и творчества


1906



 


мом. Читал даже „Капитал" Маркса, но... Для Скрябина и социа­лизм был только ступенью к каким-то дальнейшим, высшим мета-физически-мистическимчпланам» (Энгель, с. 62).

29 сентября/12 октября. В ответ на официальное предложение Попечительного совета (от 18 сентября) публиковать свои сочине­ния в издательстве М. П. Беляева С. выслал туда четыре пьесы ор. 51 (Письма, с. 432).

Брюссель. 8/21 октября. Приезд С. из Амстердама в Брюссель (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1233).

10 октября. Попечительный совет уведомил С. о принятии к печатанию в издательстве М. П. Беляева четырех пьес ор. 51 по 100 рублей за каждую (ГМС, инв. № 203).

До 23 октября /5 ноября. С. принимает предложением. И. Альт-шулера гастролировать в Америке (п. С. к Альтшулеру. — Письма, ■с." 433).

23 октября/5 ноября. Попечительный совет досрочно выплатил С. Глинкинскую премию за 1906 г. за 3-ю симфонию в качестве аванса для гастрольной поездки С. в Америку (п. Попечительного совета к С. — ГМС, инв. № 200).

В Лондоне Л. Годовский исполнил в концерте произведения С: этюды Des-dur, E-dur op. 8; f-moll op. 42; прелюдию и ноктюрн op. 9; поэму Fis-dur op. 32 (программа.—ГМС, инв. № 1132).

25 октября. В Н. Новгороде М. Н. Мейчик исполнил в концерте
ряд произведений С. (Волгарь, 1906, 24 окт., № 292, Театр и му­
зыка).

26 октября/8 ноября. Концерт С. в зале «Societe Royale de la
grande Harmonie». Программа: Allegro de concert op. 18; прелю­
дия op. 9; шесть прелюдий ор. 11; 3-я соната ор. 23; две поэмы
op. 32; три этюда; вальс ор. 38; «Листок из альбома» и «Причуд­
ливая поэма» ор. 45 (1-е исп.) (программа. — ГМС, инв. № 918).

В Казани М. Н. Мейчик исполнил в концерте произведения С. (С[авви]н Н. Музыка в провинции. — РМГ, 1906, № 47, стб. 1110).

4 ноября. В Москве в Большом зале консерватории под упр. М. М. Ипполитова-Иванова исполнен фортепианный концерт С. Солистка В. И. Скрябина (рец.: Рус. слово, 1906, 5 нояб., № 271, Театр и музыка; Черешнев Г. Симфоническое собрание.— Моск. ведомости, 8 нояб., № 271).

Льеж. 6/19 ноября. С. исполнил в сольном концерте 2-ю сона­ту; прелюдию ор. 9; шесть прелюдий ор. 11; три мазурки (I отд.): 3-ю сонату (II отд.); две поэмы ор. 32; три этюда ор. 8; «Сатани­ческую поэму» ор. 36 (III отд.) (программа. — ГМС, инв. № 914).

Брюссель. 8/21 ноября. Сольный концерт С. Программа: I отд. — 2-я соната-фантазия ор. 19; мазурка es-moll op. 3; этюды As-dur, gis-moll op. 8; II отд. — 3-я соната ор. 23; три пьесы ор. 45; «Вроде вальса» ор. 47 (1-е исп.); четыре прелюдии ор. 37, две пре-


людии ор. 48; «Сатаническая поэма» ор. 36 (программа. — ГМС, инв. № 1120).

К каждой части 3-й сонаты была впервые «напечатана особая программа, конечно санкционированная композитором» (Энгель, с. 65. Пер. с франц. в изд.: Скрябин. Соч., II, с. 318. См. также: программа. — ГМС, инв. № 1120).

В Н. Новгороде состоялся сольный концерт В. И. Скрябиной. Программа: I отд. Вальс ор. 1; мазурки e-moll, es-moll op. 3; два ноктюрна ор. 5; этюды gis-moll, dis-moll, Des-dur, h-moll, op. 8. II отд. Экспромт fis-moll op. 10; прелюдии e-moll, es-moll op. 11; / экспромты op. 12; прелюдии d-moll, f-moll op. 17; 2-я соната-фан­тазия op. 19. Ill отд. Прелюдии b-moll, gis-moll op. 37; прелюдия D-dur op. 39; этюды Des-dur, cis-moll op. 42; «Сатаническая поэма» op. 36 (программа. —ГЦММК, ф. № 244, ед. хр. 299).

14 ноября. Газ. «Новости сезона» (№ 1329) сообщила об успехе С. за рубежом: «Московский композитор А. Скрябин вы­ступил недавно в Брюсселе в концерте, составленном из его про­изведений для фортепиано. Местная пресса отзывается сочувст­венно о русском композиторе».

Роттердам. 18 ноября /1 декабря. С. пароходом «Ryndam» от­плывает в Америку. В письме к Т. Ф. Шлёцер он впервые называет свое новое сочинение не «Роете orgiaque», а «Роете de l'Extase» (Письма, с. 439).

Пароход. 27—28 ноября/10— 11 декабря. С. пишет о своем пу­тешествии: «Я-., никогда в жизни не входил в такое близкое со­прикосновение с „привилегированным" классом сытых идиотов. <...> Об искусстве говорят, конечно, одни глупости <...> Раз вечером я играл в салоне на роскошном пианино Стейнвея и потом сделался „жертвой" нескончаемых оваций и восторгов. <...> Ко­гда путешествуешь, то особенно ясно видишь, до какой степени житейские будни окутали мир серой пеленой. Как хочется празд­ника!» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 442).

Нью-Йорк. 28 ноября/11 декабря. Прибытие С. в Нью-Йорк (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 442).

29 ноября/12 декабря. В. И. Сафонов предложил С. дирижи­ровать его фортепианным концертом вместо М. И. Альтшулера. «Если концерт будет иметь успех, то я повторю его в симфониче­ском Филармонического общества» (Письма, с. 443).

Возмущенный нравами буржуазного общества, С. писал Т. Ф. Шлёцер: «Ты знаешь, что Горького выселили!!! из отеля, в котором я теперь живу, когда узнали из газет... что особа, с ко­торой он приехал, ему не жена!! Другие отели не хотели его при­нимать! Подумай, чему мы бы могли, подвергнуться! Но какие нра­вы! Невероятно!» (Письма, с. 444).

В № 171 газ. «Обозрение театров» (Спб.) сообщение о пред­стоящих гастролях С. в Америке.

1/14 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...У меня теперь дел



Летопись жизни и творчества


1906



 


без конца: и играть нужно, и с репортерами разговаривать, и в концерты ходить, и визиты делать <...> Это время каждый день появляются статьи обо мне. — Оказывается, здешний издатель пе­репечатал мой ноктюрн для левой руки, и он расходится тысяча­ми» (Письма, с. 445).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: