Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 17 глава




Р. Штерль сделал во время волжского турне три зарисовки С. (ГМС, инв. №313).

Москва. До 30 мая. Возвращение С. из концертной поездки по волжским городам (Новости сезона, 1910, 30 мая, № 1978, У рампы).

30 мая. В № 1978 газ. «Новости сезона» сообщалось: «Огром­ный успех выпал на долю Скрябина, игравшего повсюду свой кон­церт и на бис произведения, принадлежащие к первому и средне­му периодам его творчества».

Май. Из статьи Е. М. Тидебель «Симфония на Волге»: «А. Н. Скрябин удивительно вдохновенно, художественно сыграл свой фортепианный концерт... захватил слушателей своей магиче­ской силой» (РМГ, 1910, № 24/25, стб. 559—564).

По словам Л. Л. Сабанеева, «Кусевицкий как аккуратный пред­приниматель решил сэкономить гонорар Скрябину за его 11 вы­ступлений, сначала долго „скрывал его размер", а потом выплатил в размере тысячи рублей за все путешествие... Скрябин... и в быт­ность учеником консерватории получал больше...» (Сабанеев, с. 40).

27 июня. 8-й симфонический концерт на Сокольническом кру­гу. Дирижер К. С. Сараджев. В программе 2-я симфония С. (рец.: Ф. [Д е р ж а н о в с к и й В. В.] Симфонический концерт. — Утро России, 1910, 28 июня, № 183; Сокольнический круг. — Мое. ведо­мости, 1910, 28 июня, № 146; П [рокофьев] Г. Восьмой симфо­нический концерт на Сокольническом кругу. — Рус. ведомости, 1910, 28 июня, № 146).

29 июня. В 9-м симфоническом концерте на Сокольническом кругу под упр. А. К. Метнера исполнены «Мечты» («Reverie») С. (объявление. — Новости сезона, 1910, 29 июня, № 1989).

Архангельское. Конец июня. По приглашению почитательницы С — Л. Г. Марк—■ Скрябины выехали на лето в ее имение Архан­гельское под Москвой (Энгель, с. 78).

29 июля. С. продолжает работать над «Прометеем» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1266).

12 августа. Посетивший Л. Н. Толстого в Ясной Поляне А. Б. Гольденвейзер вспоминал, что Толстой очень любил мазурку ор. 40 (Fis-dur) С. «и попросил ее повторить тут же» (Гольден­вейзер А. Б. Вблизи Толстого, с. 255).

Лето. В Киеве под упр. Г. Шнеефогта исполнена 3-я симфония С. (К. Н-в [Кашкин Н.]. Музыка в провинции. — РМГ, 1910, № 40, стб. 850).

До середины сентября. С. закончил партитуру «Прометея»



Летопись жизни и творчества


1910



 


(Обозрение театров, 1910, 12 сент., № 1172, Хроника; см. также: Энгель, с. 78).

Москва. Середина сентября. Возвращение Скрябиных в Москву (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 29 авг. — ГМС, инв. № 1266).

Скрябины поселились в Малом Толстовском переулке, д. 8,. кв. 16 (дом Олтаржевского) (адресная книга С. И. Танеева.— ГДМЧ, ф. В, инд. в4, № 44).

17 сентября. «Скрябин написал пятую симфонию!!» — сообщает С. С. Прокофьев Н. Я. Мясковскому о «Прометее» (ЦГАЛИ, ф. 2040, он. 1, ед. хр. 139, л. 52).'

25 сентября. По сообщению «Новостей сезона» (№ 2035),. В. И. Скрябина выехала в концертное турне по городам Европы для участия в концертах В. И. Сафонова.

Сентябрь. Л. Л. Сабанеев передает идеи С. о соотношении зву­ка и цвета: «...Каждому звуку соответствует цвет... Вернее не зву­ку, а тональности. Вот у меня в „Прометее" в начале — тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis, поэтому тут должны быть цвета розовый и синий». Поясняя свою мысль, С. продолжал: «Ведь вот же основной аккорд, — и он взял прометеевское шести-звучие, — это же у меня заменяет трезвучие. В классическую эпо­ху трезвучие соответствует плану равновесия. А теперь оно заме­няется у меня вот этим созвучием. Это совсем иное ощущение, правда, ведь?.. Это должен быть свет, лучезарность... Вы не ду­майте, что это тональность „ре" <...> Это не есть доминантовая гармония, а это основная, это консонанс. <...> Вот почему это то­нальность А». С. настойчиво подчеркивал единство в своих сочи­нениях мелодии и гармонии, единство принципа: «Ведь так и должно быть: гармония и мелодия — это две стороны одного принципа, одной сущности, они сначала в классической музыке все разъединялись... А теперь у нас начинается синтез — гармония становится мелодией и мелодия гармонией... И у меня нет разницы между мелодией и гармонией — это одно и то же. В „Прометее" этот принцип строго проведен. <...> Почему же вы протестуете, что звуку соответствует свет?. Ведь должен же быть единый прин­цип <...> Только это не параллелизм... Это совсем другое... <...> Как вам, например, кажется... у вас есть это чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» С; от­рицал индивидуальное восприятие соответствия звука и цвета: «Это не может быть индивидуально... Должен быть принцип, должно быть единство. <....> До мажор — красный — ясно, что красный... А вот fis — синий, это тоже совершенно очевидно...» С. доказывал, что до мажор не может быть «белым»: «...Белый цвет сложный, он есть весь спектр целиком, а тональности соответству­ют основным цветам спектра» (Сабанеев, с. 46—48).

1 октября. В Петербурге Е. Г. Голлидей исполнил в концерте


этюды cis-moll op. 42 и Des-dur op. 8, поэму D-dur op. 32 (програм ма. —ИРЛИ, ф. 294, on. 4, ед. хр. 560, л. 18).

8 октября. В 3-м историческом концерте М. Н. Мейчика им бы­
ли исполнены сочинения С: две поэмы ор. 32; прелюдия ор. 37;
5-я соната (РМГ, 1910, № 42, стб. 912; Прокофьев] Г. Третий
и последний исторический концерт М. Мейчика. — Рус. ведомости,
1910, 5 окт., №226).

7/20 октября. В Берлине состоялся симфонический концерт из произведений С. Дирижер В. И. Сафонов. В программе «Reverie» и фортепианный концерт; солистка В. И. Скрябина (п. Сафонова к А. В. Смирнову. —ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 2, ед. хр. 1, л. 39).

5 октября. В газ. «Обозрение театров» (№ 1202) объявление об открытии в Риме 13/26 апр. 1911 г. Международного музыкального конгресса и о приглашении в комитет конгресса С.

9 октября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте пре­
людии и 2-ю сонату-фантазию С. (РМГ, 1910, № 43, стб. 951).

20 октября. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевиц-
кого исполнена «Поэма экстаза» С. (объявл.— Новости сезона,

1909, 20 окт., №2053).

21 октября. В № 242 газ. «Русское слово» Н. Кашкин писал,
что исполнение «Поэмы экстаза» не вполне удалось С. А. Кусевиц-
кому.

22 октября. В рец. на концерт 20 окт., опубликованной в № 243
газ. «Русские ведомости», Ю. Д. Энгель отмечал: «Большин­
ство недоумевает, ибо чувствует силу „Экстаза", но покуда не мо­
гут разобраться в этой сложнейшей музыке...»; см. также рец.:
Ч[ерешнев Г.]. Концерты С. Кусевицкого. — Мое. ведомости,

1910, 22 окт., № 243.

27 октября. В Петербурге состоялся симфонический концерт
в зале Дворянского собрания. Дирижер С. А. Кусевицкий. В про­
грамме «Поэма экстаза» С. (объявл. — Обозрение театров, 1910,
27 окт., №1171).

28 октября. А. А. Дидерихс телеграфирует С. о концерте 27 окт.:
«Концерт прошел великолепно. „Экстаз" Сергей провел мастер­
ски громадным подъемом колоссальным успехом» (ГМС, инв.
№ 108).

В № 296 «Петербургской газеты» рец. Н. Берн [штейна]: «Нель­зя отказать г. Кусевицкому в темпераменте, с особой силой ска­завшемся в передаче „Поэмы экстаза"».

30 октября/12 ноября. В Лондоне в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнены 1-я симфония и фортепианный концерт С; солистка В. И. Скрябина (Новости сезона, 1910, 30 окт., 2035).

Октябрь. Подчеркивая новизну музыки «Поэмы экстаза», В. Каратыгин в № 4 журн. «Отклики художественной жизни» пи­сал: «...Объективного, беспристрастного суда истории „Экстаз" дождется еще не скоро. Слишком необычайна и своеобразна эта



Летопись жизни и творчества


1910



 


музыка, слишком свободны и дерзки формы ее... Эта сверкающа» музыка прежде всего требует с нашей стороны отказа от некото­рых эстетических предрассудков, которые как бы заслоняют от взора многих музыкантов истинный музыкальный смысл „Экста­за"...» (Перепеч. в кн.: Каратыгин, с. 50—51).

Иной точки зрения придерживается И. М. Кнорозовский (журн.. «Театр и искусство», № 46): «В исполнении Кусевицкого скрябин­ская поэма предстала в новом виде, близком к совершенству. <...> Все, что раньше казалось запутанным, непонятным, бес­смысленным, сразу стало логичным, ярким, рельефным. Точно по­вязка спала с глаз слушателей, и они сразу поняли Скрябина, а. понявши его, полюбили».

После 1/14 ноября. Под упр. В. И. Сафонова в Бирмингеме со­стоялся симфонический концерт: в программе «Reverie» и форте­пианный концерт С; солистка — В. И. Скрябина (программа.— ЦГАЛИ, ф. 853, оп. 2, ед. хр. 1, л. 39).

6 ноября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте 2-к> сонату-фантазию С. (Отчет Харьковского отд. РМО за 1910/11 г., с. 14).

9 ноября. С. телеграфирует С. А. Толстой в связи со смертью Л. Н. Толстого: «Не откажите принять глубокое соболезнование с постигнувшим Вас и всю Россию горем» (ГЦММК, ф. 243, ед. хр. 182).

10/23 ноября. В Вене в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнен фортепианный концерт С; солистка В. И. Скрябина (Музыка и жизнь, 1910, № 12, с. 39).

Петербург. 21 ноября. Приезд С. из Москвы в Петербург. С. остановился у А. А. Дидерихса на Владимирском проспекте, д. 8 (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 549).

22 ноября. Сольный концерт С. в зале Дворянского собрания.
Программа: I отд. Прелюдии C-dur op. 13, gis-moll op. 11, Fis-dur
op. 37; этюды b-moll, dis-moll op. 8. II отд. «Хрупкость» op. 51 № 1;
мазурки es-moll op. 3, Des-dur op. 40; 4-я соната. Ill отд. Три пьесы
op. 52; «Причудливая поэма» op. 45 № 2; «Желание» op. 57 № 1;
полонез op. 21 (программа. —ГМС, инв. № 865; рец.: Концерт
Скрябина. —Биржевые ведомости, 1910, 23 нояб., № 1237).

23 ноября. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт блестя­
ще, масса народа, успех огромный» (Письма, с. 550). В письме он
сообщает о приеме публики более подробно: «Больше всего имело<
успех 3-е отделение!! Не думай, что „Polonaise", нет, „Роете",.
„Enigme", всё маленькие вещи! Разве не удивительно? Сонату я
играл хорошо...» (Письма, с. 550).

«Друзья и почитатели великого художественного дарования Александра Николаевича Скрябина» послали ему приветственную телеграмму в связи с 25-летием организации М. П. Беляевым Рус­ских симфонических концертов и издательства (т-ма. — ГМС, инв № 98).


Москва. 26 ноября. Возвращение С. из Петербурга (т-ма А. А. Дидерихса Т. Ф. Шлёцер от 25 нояб. — ГМС, инв. № ПО).

27 ноября. Вышел первый номер еженедельника «Музыка». Из­датель и редактор В. В. Держановский. В этом номере (с. 6—10) была опубликована статья Л. Л. Сабанеева «„Прометей" Скря­бина» (окончание статьи: Музыка, 1911, № 13, с. 287—294).

27 ноября/10 декабря. В Гааге в симфоническом концерте под
упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония С. (Обозрение теат­
ров, 1910, 29 нояб., № 1249, Хроника).

В симфоническом концерте, посвященном 50-летию организа­ции Московского отделения РМО, под упр. Э. А. Купера исполнена 3-я симфония С. (объявл. — Новости сезона, 1910, 27 нояб., № 2084).

28 ноября. В № 275 газ. «Русское слово» рец. Н. Кашкина на
концерт 27 нояб. По его мнению, 3-я симфония С. — «это лучшее
из его симфонических произведений... Тем не менее... в общем, по­
лучается впечатление не столько... великого, сколько безмерно раз­
дутого». См. также рец.: Прокофьев Г. Московские письма.—
РМГ, 1910, №50, стб. 1141.

30 ноября. В статье «Танеев, Рахманинов, Скрябин» Ю. Д. Эн-гель пишет: «Если музыка Танеева как бы сторонится современно­сти... то в творчестве Рахманинова и Скрябина чувствуется тре­петный дух современной, лихорадочно-напряженной жизни...» (Рус. ведомости, 1910, 30 нояб., № 276).

В № 276 «Московских ведомостей» рец. Г. Ч [ерешнева] на кон­церт 27 нояб.

Осень. Л. Л. Сабанеев вспоминает об одном из музыкальных вечеров в доме М. С. Неменовой-Лунц, куда был приглашен С. «Изысканно одетый, миниатюрный Скрябин со своим сероватым, „незначительным" лицом как-то терялся в людях, не производил внешнего впечатления. Его разговоры в салоне были общи и тра-фаретны, они были „салонными" в буквальном смысле слова <...> Его особенности начинали проявляться только при более близком ознакомлении с ним <...> Скрябина стали просить иг­рать из „Прометея"....Он охотно пошел к роялю. Тут только я уви­дел, до какой степени открыта была его творческая психология: он всей душой стремился поделиться со всеми своими новыми музы­кальными мыслями. <...> Он сел за инструмент. Сейчас же лицо у него изменилось....Он садился за рояль всегда как-то преобра­жаясь,— лицо его становилось далеким, он смотрел мимо рояля вперед и вверх, глаза его немного закрывались. <...> Это был на­чальный аккорд „Прометея", этот самый знаменитый аккорд, ур­чащий как голос предмирного хаоса». По просьбе присутствовав­ших музыкантов С. играл и фрагменты из «Мистерии»: «Играл и „мерцающую тему", полную несказанной тонкости и нежности, он сочинил ее еще давно, еще в эпоху „Третьей симфонии". Играл и „колокольное шествие", на торжественно и медно звучащих гао-


] 80


Летопись жизни и творчества


1910



 


мониях — под это шествие, как сказал он, должна открываться „Мистерия", и народы пойдут на зов этих колоколов к его храму, куда-то в Индию... Сначала эти колокола были в ритме торжест­венного марша, потом вдруг сразу звучали вдвое медленным рит­мом, этой переменой создавая какое-то особенное ощущение...» (Сабанеев, с. 41, 43—44).

2 декабря. С. приглашен на выставку «Союза русских художни­ков» (пригласительный билет. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 872).

В Амстердаме в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафо­нова исполнена 1-я симфония С. (Обозрение театров, 1910, 2 дек., № 1249, Хроника).

8 декабря. С. принял предложение М. Л. Пресмана выступить с концертами в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Екатеринодаре в янв. 1911 г. (п. С. к Пресману. — Письма, с. 552).

10 декабря. С. получил Почетный билет на выставку картин
художников группы «Бубновый валет» (почетный билет.—
ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 873).

11 декабря. В газ. «Обозрение театров» (№ 1279) помещено
объявление: «Участвуя в концерте А. В. Неждановой, В. И. Скря­
бина исполнит этюд ор. 8 (gis-moll); вторую сонату-фантазию
ор. 19; прелюдию ор. 9; мазурку ор. 3; полонез ор. 21» (рец.: Са­
банеев Л. Концерты. — Голос Москвы, 1910, 14 дек., № 288).

В журн. «Музыка» (№ 3, с. 66—69) напечатан тематический разбор 4-й сонаты С, а также пояснительный текст к ней на франц. яз. и рус. его перевод.

В Петербурге Л. В. Николаев исполнил в концерте 3-ю сонату С. (п. Николаева к родителям от 8/21 дек. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 209).

12 декабря. В Петербурге в симфоническом концерте под упр.
А. Д. Шереметева исполнена 3-я симфония С. (рец.: К [араты-
гин В.]. Симфонический концерт. — Биржевые ведомости, 1910,
15 дек., № 12075).

14 декабря. Сольный концерт С. в Большом зале Благородного собрания. Программа: I отд. Восемь прелюдий ор. 11, 13, 37; этю­ды b-moll, As-dur op. 8. II отд. 4-я соната; две мазурки ор. 40. III отд. «Хрупкость» ор. 51 № 1, пьесы ор. 52; «Причудливая по­эма» ор. 45 № 2; «Вроде вальса» ор. 47; «Желание» ор. 57 № 1; полонез ор. 21 (объявл. — Новости сезона, 1910, 14 дек., № 2097, с. 10).

После 14 декабря. Л. Л. Сабанеев записывает свои впечатления от концерта С. 14 дек.: «Он выступал уже в большом зале, считая маленькие залы ниже своего „ранга". Но публика не валила на его концерты так, как на концерты хотя бы Рахманинова. Изящ­ная и слишком утонченная игра Скрябина была не для широкой массы. Публика не улавливала тонких нюансов его чрезвычайно оригинального исполнения... Тем не менее уже ясно было, что у


Скрябина в Москве есть большая группа настоящих преданных поклонников...

Он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с побе­доносным видом. <...> Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, особенно в „рр", и его лицо выра­жало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень пря­мо за роялью, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а напротив, часто откидываясь назад. Моментами он подпрыгивал на стуле и как бы задыхался от внутренней эмоции. Тон его был настолько интимен, что в задних углах большого зала его часто не было слышно в,,рр". <...> Этот интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. <...> Он касался клавиш слов­но поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пиа­нистов не мог воспроизвести. В сильных моментах он был изуми­тельно нервен... — эта нервность действовала как электрический ток...» (Сабанеев, с. 44—45).

15 декабря. В № 299 газ. «Голос Москвы» рец. Л. Л. Сабанеева
на концерт 14 дек., в которой отмечается: «...Бесподобное исполне­
ние Четвертой сонаты вызвало исключительный взрыв аплодис­
ментов».

16 декабря. В № 290 «Русских ведомостей» рец. Ю. Энгеля на
концерт 14 дек.: «...Какая высокая отрада слушать Скрябина, ко­
гда его вдохновенное толкование (а на этот раз он играл так пре­
красно, как редко) сочетается и с музыкой действительно вдохно­
венной! Из двух главных элементов этой музыки — растерзанно
страстной стремительности и женственно мягкой грезы, в конце
концов объединяющихся в светлом экстатическом подъеме, —
Скрябину-пианисту совершенно удается выразить второй» (пере-
печ. в кн.: Энгель. Статьи, с. 229). См. также рец.: Концерт Скря­
бина.— Мое. ведомости, 1910, 16 дек., № 2990.

22 декабря. В № 4/5 журн. «Музыка» очерк Л. Л. Сабанеева «Современные течения в музыкальном искусстве» (раздел «Скря­бин»: с. 85—88).

Декабрь. В РМИ вышла 5-я соната С. (РМГ, 1910, № 50, стб. 1148).

Ноябрь—декабрь. В № 11/12 журн. «Аполлон» (с. 46—S0) статья В. Г. Каратыгина «Молодые русские композиторы», вклю­чающая раздел «Скрябин».

С. С. Прокофьев посвящает свое оркестровое сочинение «Сны», ■ор. 6 «Автору, начавшему „Мечтами", подразумевая под „Мечта­ми" первое оркестровое сочинение Скрябина. Этим я отдал дань увлечению Скрябиным, особенно его Третьей симфонией, первую часть которой я даже переложил в две руки» (Прокофьев, с. 143).

Фортепианное переложение I части 3-й симфонии С, сделанное С. С. Про­кофьевым, не сохранилось.



Летопись жизни и творчества


1911


189'


 


Б. д. М. Ф. Гнесин вспоминает о первом посещении им дома
С: «Много говорилось о его музыке, говорили и о других компо­
зиторах. Помню, как меня удивило одно из высказываний Скря­
бина, обнаружившее для меня всю односторонность его подхода.
„Как может нравиться музыка Чайковского?—сказал он;—Рах­
манинов— это я еще понимаю, у него попадаются все же красивые
гармонии"» (Гнесин. Воспоминания, с. 97). i

\

4/17 января. Н. Г. Струве (из Берлина) пишет С: «Сегодня вы­сылаю Вам корректуру голосов „Прометея"» (ГЦММК, ф. 31).

5 января. С. выехал из Москвы в сопровождении А. А. Подга-ецкого в концертное турне по маршруту: Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 552).

Новочеркасск. 7 января. Приезд С. в Новочеркасск. Сольный концерт. Программа: I отд. Прелюдии ор. 11 и 17; этюды ор. 2 и 8; ноктюрн ор. 9; две поэмы ор. 32. II отд. 3-я соната (программа.— ГМС, инв. № 1613).

8 января. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Изумительный ус­
пех. Публика благоговейно внимала» (Письма, с. 553).

Ростов-на-Дону. Приезд С. из Новочеркасска в Ростов-на-Дону (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 554).

9 января. Сольный концерт С. в зале Коммерческого клуба.
Повторение программы концерта 8 января (объявл. — Южный те­
леграф, 1911, 9 янв., № 285; рец.: X [а в к и] н В. Концерт А. Скря­
бина.— Приазовский край, 1911, 10 янв., № 8).

В № 2 РМГ (стб. 46) рец. Г. П [рокофьева] на концерт 14 дек.

В № 682 газ. «Кубанский курьер» (Екатеринодар) статья «К предстоящему концерту Скрябина».

9— 14 января. Новочеркасская газ. «Донская жизнь» (№ 9, 11— 14) опубликовала полемику между А. М. Авраамовым и Ю. Н. По­повой по поводу эволюции творчества С.

Нахичевань. 10 января. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Кон­церт в Ростове отлично» (Письма, с. 555).

Ростов-на-Дону. С. посетил М. Л. Пресмана, просматривал свои сочинения в его редакции и написал одобрительный отзыв о редак­торской работе Пресмана для издательства П. Юргенсона (п. Пресмана к Н. Ф. Финдейзену от 12 янв. — ГПБ, ф. 816, оп. 2, ед. хр. 1740).

Екатеринодар. 11 января. Приезд С. в Екатеринодар. Выступ­ление его в тот же вечер в концерте. С. повторяет программу сво­его концерта 8 янв. (рец.: Б. Ю. [Стрильно Б.] Концерт А. Скрябина. — Кубанский край, 1911, 12 янв., № 684).

Ростов-на-Дону. 12 января. Приезд С. в Ростов-на-Дону и отъ-


езд его в тот же день в Москву (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Пись­ма, с. 556).

Москва. 13 января. Возвращение С. из концертной поездки по югу России (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 556).

16 января. Э. Фрей исполнил в концерте прелюдии С. b-moll,.
f-moll op. 17 (объявл. —Музыка, 1911, №6, с. 1).

17 января. Рождение дочери С. и Т. Ф. Шлёцер Марины.
Крещение состоялось в церкви Иоанна Предтечи на Новинском

бульваре, 19 (ныне ул. Чайковского). Воспреемниками в выписке из метрической книги указаны А. А. Скрябин и В. М. Шаховская' (п. М. А. Скрябиной к О. М. Томпаковой от 11 дек. 1981 г. — Лич­ный архив О. М. Томпаковой).

19 января. Состоялся симфонический концерт в Петербурге в-
зале Дворянского собрания. Дирижер С. А. Кусевицкий. В про­
грамме «Поэма экстаза» ор. 54, «повторенная Кусевицким по же­
ланию публики» (Обозрение театров, 1911, 20 янв., № 1295, Хро­
ника).

20 января. Друзья С —И. А. Алчевский, А. А. Дидерихс,.
С. А. Кусевицкий, А. В. Оссовский поздравляют «гениального ав­
тора „Экстаза"» в связи с исполнением С. А. Кусевицким «Поэмы
экстаза», «воспламенившей весь зал» (т-ма. — ГМС, инв №■
183/264).

 

28 января. С. подал прошение в Иностранное отделение кан­
целярии московского генерал-губернатора с просьбой о выдаче-
ему заграничного паспорта (прошение за подп. С — ГЦММК
ф. 31).

29 января. Опубликована статья Л. Л. Сабанеева «О звукоцве-
товом соответствии» (на основании анализа партитуры «Проме­
тея») (Музыка, 1911, № 9, с. 196—198).

30 января. С. выезжает из Москвы в концертную поездку по>
городам Германии (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 1 февр. — Письма,
с. 557).

Дрезден. 2/15 февраля. Прибытие С. в Дрезден. С. встретил* на вокзале Р. Штерль. С ним С. провел целый день, а потом ему «играл до изнеможения у себя в комнате» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 3/16 февр. —Письма, с. 559).

3/16 февраля. С. проводит весь день в обществе Р. Штерля. «Разговариваем мы все время... об искусстве и теософии (вернее-мистерии)...» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 559).

4/17 февраля. Сольный концерт С. Программа: I отд. Прелю­дии C-dur, op. 13, Ces-dur, g-moll, es-moll, D-dur, d-moll, cis-moll op. 11, H-dur, gis-moll op. 16, es-moll op. 31, Des-dur, b-moll op. 17; ноктюрн op. 9; этюды fis-moll, As-dur, b-moll op. 8.. II отд. 3-я соната, мазурки es-moll op. 3, Des-dur, Fis-dur op. 40; две поэмы ор. 32; «Желание» ор. 57 № 1; «Вроде вальса» ор. 47; «Загадка» op. 52 № 2; полонез op. 21 (программа. — ГМС инв. № 1114).


Летопись жизни и творчества


1911


19)


 


5/18 февраля. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «Вчера концерт прошел блестяще <...> Я остался еще на один день в Дрездене, так как Штерль делает мой портрет» (Письма, с. 560).

6/19 февраля. В Лейпциге Е. Г. Голлидей исполнил в концерте прелюдии ор. 17 С. (программа. — ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046).

С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «Какой портрет Штерль сделал! <...> Получилось какое-то идеальное существо с мягким овалом лица и очень сложным выражением глаз; я бы очень хотел быть таким» (Письма, с. 561).

Портрет С. работы Р. Штерля опубл. впервые: Сов. музыка, 1967, № 8, с. 47.

7/20 февраля. В Дрездене состоялся второй сольный концерт С. Повторение программы концерта 4/17 февр. (программа.'—ГМС,

-инв. N° 1115).

Берлин. 8/21 февраля. Приезд С. из Дрездена в Берлин (т-ма

С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 561).

10/23 февраля. «Я опять хорошо сочиняю!» — писал С. Т. Ф. Шлёцер (Письма, с. 562).

Лейпциг. 11/24 февраля. С. прибыл из Берлина в Лейпциг и ■выступил там с сольным концертом, в котором повторил програм­му концерта 4/17 февр. (программа. — ГМС, инв. № 1116).

12/25 февраля. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт Лейп­циге отлично» (Письма, с. 562).

Берлин. Отъезд С. из Лейпцига и возвращение в тот же день в Берлин (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.-—Письма, с. 562).

Журнал «Музыка и пение» (№ 11, с. 25) поместил заметку о гастролях С. в Германии: «Скрябин выступил в Дрездене... Отзы­вы прессы восторженные».

До 14/27 февраля. Состоялось несколько встреч С. с М. Ф. Гне-синым. Гнесин вспоминает об этом времени: «Он приехал в Бер­лин один, без Татьяны Федоровны, и как-то нуждался во внима­нии. Мы встретились у Крейцеров. Конечно, опять-таки шел раз­говор о музыке и ее будущем.

Между прочим, Скрябин вспомнил о моей сонате. Скрябин го­ворил о ней с большой симпатией, но было явно, что дорожил он б ней по преимуществу теми моментами, которые соприкасались с его музыкой по утонченной и усложненной гармонии хроматичес­кого склада; те же части, в которых сквозит направленность к су­ровому ладовому диатонизму, борющемуся с хроматической сти­хией, он считал (в полном несогласии с моим авторским ощущени­ем) как бы данью старой музыке. „Еще несколько таких вещей, как эта,—сказал он, — в которых есть еще борьба между старым и новым, и музыка целиком пойдет по новому руслу".

По просьбе Скрябина, я пошел с ним в зал Бехштейна, куда он ■отправился, чтобы ознакомиться с роялем. Он сыграл мне много поистине прекрасной, чарующей музыки. Все это он связывал с


будущей Мистерией (я уже был посвящен в эти замыслы Скря­бина).

Кажется, частью музыка эта вошла в появившиеся позже со­наты. Как всегда, он спрашивал после каждой вещи: „Что вы здесь. чувствуете?!" Когда я сказал как-то о совсем новых гармониях в. одном из отрывков, он как бы поправил меня: „Новые ощущения". Этот термин был ему ближе. Одна из пьес, сыгранных им тогда, была особенно удивительна. Она безусловно осталась незаписан­ной. Это была как бы история музыки под скрябинским углом зре­ния, воплощенная в музыкальном произведении.

Начинался этот довольно значительный фрагмент музыкой,, близкой к Моцарту, хотя и шопенизированной. Дальше музыка приобретала некоторые бетховенские черты. Позже появились-диссонансы вагнеро-листовского склада. Музыка все более и более-„отравлялась" или, по мнению Скрябина, просветлялась, пока не появились, наконец, торжествующие гармонии самого Скрябина (с ундецим- и терцдецимаккордами).

Это странное и все же органичное и убедительное произведение-должно было, по словам Скрябина, исполняться в тот день Мисте­рии, когда человечество, перед тем как погибнуть, должно было-погрузиться в воспоминания о лучшем, что было в его истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: