Р. Штерль сделал во время волжского турне три зарисовки С. (ГМС, инв. №313).
Москва. До 30 мая. Возвращение С. из концертной поездки по волжским городам (Новости сезона, 1910, 30 мая, № 1978, У рампы).
30 мая. В № 1978 газ. «Новости сезона» сообщалось: «Огромный успех выпал на долю Скрябина, игравшего повсюду свой концерт и на бис произведения, принадлежащие к первому и среднему периодам его творчества».
Май. Из статьи Е. М. Тидебель «Симфония на Волге»: «А. Н. Скрябин удивительно вдохновенно, художественно сыграл свой фортепианный концерт... захватил слушателей своей магической силой» (РМГ, 1910, № 24/25, стб. 559—564).
По словам Л. Л. Сабанеева, «Кусевицкий как аккуратный предприниматель решил сэкономить гонорар Скрябину за его 11 выступлений, сначала долго „скрывал его размер", а потом выплатил в размере тысячи рублей за все путешествие... Скрябин... и в бытность учеником консерватории получал больше...» (Сабанеев, с. 40).
27 июня. 8-й симфонический концерт на Сокольническом кругу. Дирижер К. С. Сараджев. В программе 2-я симфония С. (рец.: Ф. [Д е р ж а н о в с к и й В. В.] Симфонический концерт. — Утро России, 1910, 28 июня, № 183; Сокольнический круг. — Мое. ведомости, 1910, 28 июня, № 146; П [рокофьев] Г. Восьмой симфонический концерт на Сокольническом кругу. — Рус. ведомости, 1910, 28 июня, № 146).
29 июня. В 9-м симфоническом концерте на Сокольническом кругу под упр. А. К. Метнера исполнены «Мечты» («Reverie») С. (объявление. — Новости сезона, 1910, 29 июня, № 1989).
Архангельское. Конец июня. По приглашению почитательницы С — Л. Г. Марк—■ Скрябины выехали на лето в ее имение Архангельское под Москвой (Энгель, с. 78).
29 июля. С. продолжает работать над «Прометеем» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1266).
12 августа. Посетивший Л. Н. Толстого в Ясной Поляне А. Б. Гольденвейзер вспоминал, что Толстой очень любил мазурку ор. 40 (Fis-dur) С. «и попросил ее повторить тут же» (Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого, с. 255).
Лето. В Киеве под упр. Г. Шнеефогта исполнена 3-я симфония С. (К. Н-в [Кашкин Н.]. Музыка в провинции. — РМГ, 1910, № 40, стб. 850).
До середины сентября. С. закончил партитуру «Прометея»
Летопись жизни и творчества
1910
(Обозрение театров, 1910, 12 сент., № 1172, Хроника; см. также: Энгель, с. 78).
Москва. Середина сентября. Возвращение Скрябиных в Москву (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 29 авг. — ГМС, инв. № 1266).
Скрябины поселились в Малом Толстовском переулке, д. 8,. кв. 16 (дом Олтаржевского) (адресная книга С. И. Танеева.— ГДМЧ, ф. В, инд. в4, № 44).
17 сентября. «Скрябин написал пятую симфонию!!» — сообщает С. С. Прокофьев Н. Я. Мясковскому о «Прометее» (ЦГАЛИ, ф. 2040, он. 1, ед. хр. 139, л. 52).'
25 сентября. По сообщению «Новостей сезона» (№ 2035),. В. И. Скрябина выехала в концертное турне по городам Европы для участия в концертах В. И. Сафонова.
Сентябрь. Л. Л. Сабанеев передает идеи С. о соотношении звука и цвета: «...Каждому звуку соответствует цвет... Вернее не звуку, а тональности. Вот у меня в „Прометее" в начале — тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis, поэтому тут должны быть цвета розовый и синий». Поясняя свою мысль, С. продолжал: «Ведь вот же основной аккорд, — и он взял прометеевское шести-звучие, — это же у меня заменяет трезвучие. В классическую эпоху трезвучие соответствует плану равновесия. А теперь оно заменяется у меня вот этим созвучием. Это совсем иное ощущение, правда, ведь?.. Это должен быть свет, лучезарность... Вы не думайте, что это тональность „ре" <...> Это не есть доминантовая гармония, а это основная, это консонанс. <...> Вот почему это тональность А». С. настойчиво подчеркивал единство в своих сочинениях мелодии и гармонии, единство принципа: «Ведь так и должно быть: гармония и мелодия — это две стороны одного принципа, одной сущности, они сначала в классической музыке все разъединялись... А теперь у нас начинается синтез — гармония становится мелодией и мелодия гармонией... И у меня нет разницы между мелодией и гармонией — это одно и то же. В „Прометее" этот принцип строго проведен. <...> Почему же вы протестуете, что звуку соответствует свет?. Ведь должен же быть единый принцип <...> Только это не параллелизм... Это совсем другое... <...> Как вам, например, кажется... у вас есть это чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» С; отрицал индивидуальное восприятие соответствия звука и цвета: «Это не может быть индивидуально... Должен быть принцип, должно быть единство. <....> До мажор — красный — ясно, что красный... А вот fis — синий, это тоже совершенно очевидно...» С. доказывал, что до мажор не может быть «белым»: «...Белый цвет сложный, он есть весь спектр целиком, а тональности соответствуют основным цветам спектра» (Сабанеев, с. 46—48).
1 октября. В Петербурге Е. Г. Голлидей исполнил в концерте
этюды cis-moll op. 42 и Des-dur op. 8, поэму D-dur op. 32 (програм ма. —ИРЛИ, ф. 294, on. 4, ед. хр. 560, л. 18).
8 октября. В 3-м историческом концерте М. Н. Мейчика им бы
ли исполнены сочинения С: две поэмы ор. 32; прелюдия ор. 37;
5-я соната (РМГ, 1910, № 42, стб. 912; Прокофьев] Г. Третий
и последний исторический концерт М. Мейчика. — Рус. ведомости,
1910, 5 окт., №226).
7/20 октября. В Берлине состоялся симфонический концерт из произведений С. Дирижер В. И. Сафонов. В программе «Reverie» и фортепианный концерт; солистка В. И. Скрябина (п. Сафонова к А. В. Смирнову. —ЦГАЛИ, ф. 858, оп. 2, ед. хр. 1, л. 39).
5 октября. В газ. «Обозрение театров» (№ 1202) объявление об открытии в Риме 13/26 апр. 1911 г. Международного музыкального конгресса и о приглашении в комитет конгресса С.
9 октября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте пре
людии и 2-ю сонату-фантазию С. (РМГ, 1910, № 43, стб. 951).
20 октября. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевиц-
кого исполнена «Поэма экстаза» С. (объявл.— Новости сезона,
1909, 20 окт., №2053).
21 октября. В № 242 газ. «Русское слово» Н. Кашкин писал,
что исполнение «Поэмы экстаза» не вполне удалось С. А. Кусевиц-
кому.
22 октября. В рец. на концерт 20 окт., опубликованной в № 243
газ. «Русские ведомости», Ю. Д. Энгель отмечал: «Большин
ство недоумевает, ибо чувствует силу „Экстаза", но покуда не мо
гут разобраться в этой сложнейшей музыке...»; см. также рец.:
Ч[ерешнев Г.]. Концерты С. Кусевицкого. — Мое. ведомости,
1910, 22 окт., № 243.
27 октября. В Петербурге состоялся симфонический концерт
в зале Дворянского собрания. Дирижер С. А. Кусевицкий. В про
грамме «Поэма экстаза» С. (объявл. — Обозрение театров, 1910,
27 окт., №1171).
28 октября. А. А. Дидерихс телеграфирует С. о концерте 27 окт.:
«Концерт прошел великолепно. „Экстаз" Сергей провел мастер
ски громадным подъемом колоссальным успехом» (ГМС, инв.
№ 108).
В № 296 «Петербургской газеты» рец. Н. Берн [штейна]: «Нельзя отказать г. Кусевицкому в темпераменте, с особой силой сказавшемся в передаче „Поэмы экстаза"».
30 октября/12 ноября. В Лондоне в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнены 1-я симфония и фортепианный концерт С; солистка В. И. Скрябина (Новости сезона, 1910, 30 окт., № 2035).
Октябрь. Подчеркивая новизну музыки «Поэмы экстаза», В. Каратыгин в № 4 журн. «Отклики художественной жизни» писал: «...Объективного, беспристрастного суда истории „Экстаз" дождется еще не скоро. Слишком необычайна и своеобразна эта
Летопись жизни и творчества
1910
музыка, слишком свободны и дерзки формы ее... Эта сверкающа» музыка прежде всего требует с нашей стороны отказа от некоторых эстетических предрассудков, которые как бы заслоняют от взора многих музыкантов истинный музыкальный смысл „Экстаза"...» (Перепеч. в кн.: Каратыгин, с. 50—51).
Иной точки зрения придерживается И. М. Кнорозовский (журн.. «Театр и искусство», № 46): «В исполнении Кусевицкого скрябинская поэма предстала в новом виде, близком к совершенству. <...> Все, что раньше казалось запутанным, непонятным, бессмысленным, сразу стало логичным, ярким, рельефным. Точно повязка спала с глаз слушателей, и они сразу поняли Скрябина, а. понявши его, полюбили».
После 1/14 ноября. Под упр. В. И. Сафонова в Бирмингеме состоялся симфонический концерт: в программе «Reverie» и фортепианный концерт С; солистка — В. И. Скрябина (программа.— ЦГАЛИ, ф. 853, оп. 2, ед. хр. 1, л. 39).
6 ноября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте 2-к> сонату-фантазию С. (Отчет Харьковского отд. РМО за 1910/11 г., с. 14).
9 ноября. С. телеграфирует С. А. Толстой в связи со смертью Л. Н. Толстого: «Не откажите принять глубокое соболезнование с постигнувшим Вас и всю Россию горем» (ГЦММК, ф. 243, ед. хр. 182).
10/23 ноября. В Вене в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнен фортепианный концерт С; солистка В. И. Скрябина (Музыка и жизнь, 1910, № 12, с. 39).
Петербург. 21 ноября. Приезд С. из Москвы в Петербург. С. остановился у А. А. Дидерихса на Владимирском проспекте, д. 8 (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 549).
22 ноября. Сольный концерт С. в зале Дворянского собрания.
Программа: I отд. Прелюдии C-dur op. 13, gis-moll op. 11, Fis-dur
op. 37; этюды b-moll, dis-moll op. 8. II отд. «Хрупкость» op. 51 № 1;
мазурки es-moll op. 3, Des-dur op. 40; 4-я соната. Ill отд. Три пьесы
op. 52; «Причудливая поэма» op. 45 № 2; «Желание» op. 57 № 1;
полонез op. 21 (программа. —ГМС, инв. № 865; рец.: Концерт
Скрябина. —Биржевые ведомости, 1910, 23 нояб., № 1237).
23 ноября. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт блестя
ще, масса народа, успех огромный» (Письма, с. 550). В письме он
сообщает о приеме публики более подробно: «Больше всего имело<
успех 3-е отделение!! Не думай, что „Polonaise", нет, „Роете",.
„Enigme", всё маленькие вещи! Разве не удивительно? Сонату я
играл хорошо...» (Письма, с. 550).
«Друзья и почитатели великого художественного дарования Александра Николаевича Скрябина» послали ему приветственную телеграмму в связи с 25-летием организации М. П. Беляевым Русских симфонических концертов и издательства (т-ма. — ГМС, инв № 98).
Москва. 26 ноября. Возвращение С. из Петербурга (т-ма А. А. Дидерихса Т. Ф. Шлёцер от 25 нояб. — ГМС, инв. № ПО).
27 ноября. Вышел первый номер еженедельника «Музыка». Издатель и редактор В. В. Держановский. В этом номере (с. 6—10) была опубликована статья Л. Л. Сабанеева «„Прометей" Скрябина» (окончание статьи: Музыка, 1911, № 13, с. 287—294).
27 ноября/10 декабря. В Гааге в симфоническом концерте под
упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония С. (Обозрение теат
ров, 1910, 29 нояб., № 1249, Хроника).
В симфоническом концерте, посвященном 50-летию организации Московского отделения РМО, под упр. Э. А. Купера исполнена 3-я симфония С. (объявл. — Новости сезона, 1910, 27 нояб., № 2084).
28 ноября. В № 275 газ. «Русское слово» рец. Н. Кашкина на
концерт 27 нояб. По его мнению, 3-я симфония С. — «это лучшее
из его симфонических произведений... Тем не менее... в общем, по
лучается впечатление не столько... великого, сколько безмерно раз
дутого». См. также рец.: Прокофьев Г. Московские письма.—
РМГ, 1910, №50, стб. 1141.
30 ноября. В статье «Танеев, Рахманинов, Скрябин» Ю. Д. Эн-гель пишет: «Если музыка Танеева как бы сторонится современности... то в творчестве Рахманинова и Скрябина чувствуется трепетный дух современной, лихорадочно-напряженной жизни...» (Рус. ведомости, 1910, 30 нояб., № 276).
В № 276 «Московских ведомостей» рец. Г. Ч [ерешнева] на концерт 27 нояб.
Осень. Л. Л. Сабанеев вспоминает об одном из музыкальных вечеров в доме М. С. Неменовой-Лунц, куда был приглашен С. «Изысканно одетый, миниатюрный Скрябин со своим сероватым, „незначительным" лицом как-то терялся в людях, не производил внешнего впечатления. Его разговоры в салоне были общи и тра-фаретны, они были „салонными" в буквальном смысле слова <...> Его особенности начинали проявляться только при более близком ознакомлении с ним <...> Скрябина стали просить играть из „Прометея"....Он охотно пошел к роялю. Тут только я увидел, до какой степени открыта была его творческая психология: он всей душой стремился поделиться со всеми своими новыми музыкальными мыслями. <...> Он сел за инструмент. Сейчас же лицо у него изменилось....Он садился за рояль всегда как-то преображаясь,— лицо его становилось далеким, он смотрел мимо рояля вперед и вверх, глаза его немного закрывались. <...> Это был начальный аккорд „Прометея", этот самый знаменитый аккорд, урчащий как голос предмирного хаоса». По просьбе присутствовавших музыкантов С. играл и фрагменты из «Мистерии»: «Играл и „мерцающую тему", полную несказанной тонкости и нежности, он сочинил ее еще давно, еще в эпоху „Третьей симфонии". Играл и „колокольное шествие", на торжественно и медно звучащих гао-
] 80
Летопись жизни и творчества
1910
мониях — под это шествие, как сказал он, должна открываться „Мистерия", и народы пойдут на зов этих колоколов к его храму, куда-то в Индию... Сначала эти колокола были в ритме торжественного марша, потом вдруг сразу звучали вдвое медленным ритмом, этой переменой создавая какое-то особенное ощущение...» (Сабанеев, с. 41, 43—44).
2 декабря. С. приглашен на выставку «Союза русских художников» (пригласительный билет. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 872).
В Амстердаме в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония С. (Обозрение театров, 1910, 2 дек., № 1249, Хроника).
8 декабря. С. принял предложение М. Л. Пресмана выступить с концертами в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Екатеринодаре в янв. 1911 г. (п. С. к Пресману. — Письма, с. 552).
10 декабря. С. получил Почетный билет на выставку картин
художников группы «Бубновый валет» (почетный билет.—
ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 873).
11 декабря. В газ. «Обозрение театров» (№ 1279) помещено
объявление: «Участвуя в концерте А. В. Неждановой, В. И. Скря
бина исполнит этюд ор. 8 (gis-moll); вторую сонату-фантазию
ор. 19; прелюдию ор. 9; мазурку ор. 3; полонез ор. 21» (рец.: Са
банеев Л. Концерты. — Голос Москвы, 1910, 14 дек., № 288).
В журн. «Музыка» (№ 3, с. 66—69) напечатан тематический разбор 4-й сонаты С, а также пояснительный текст к ней на франц. яз. и рус. его перевод.
В Петербурге Л. В. Николаев исполнил в концерте 3-ю сонату С. (п. Николаева к родителям от 8/21 дек. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 209).
12 декабря. В Петербурге в симфоническом концерте под упр.
А. Д. Шереметева исполнена 3-я симфония С. (рец.: К [араты-
гин В.]. Симфонический концерт. — Биржевые ведомости, 1910,
15 дек., № 12075).
14 декабря. Сольный концерт С. в Большом зале Благородного собрания. Программа: I отд. Восемь прелюдий ор. 11, 13, 37; этюды b-moll, As-dur op. 8. II отд. 4-я соната; две мазурки ор. 40. III отд. «Хрупкость» ор. 51 № 1, пьесы ор. 52; «Причудливая поэма» ор. 45 № 2; «Вроде вальса» ор. 47; «Желание» ор. 57 № 1; полонез ор. 21 (объявл. — Новости сезона, 1910, 14 дек., № 2097, с. 10).
После 14 декабря. Л. Л. Сабанеев записывает свои впечатления от концерта С. 14 дек.: «Он выступал уже в большом зале, считая маленькие залы ниже своего „ранга". Но публика не валила на его концерты так, как на концерты хотя бы Рахманинова. Изящная и слишком утонченная игра Скрябина была не для широкой массы. Публика не улавливала тонких нюансов его чрезвычайно оригинального исполнения... Тем не менее уже ясно было, что у
Скрябина в Москве есть большая группа настоящих преданных поклонников...
Он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом. <...> Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, особенно в „рр", и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялью, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а напротив, часто откидываясь назад. Моментами он подпрыгивал на стуле и как бы задыхался от внутренней эмоции. Тон его был настолько интимен, что в задних углах большого зала его часто не было слышно в,,рр". <...> Этот интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. <...> Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных моментах он был изумительно нервен... — эта нервность действовала как электрический ток...» (Сабанеев, с. 44—45).
15 декабря. В № 299 газ. «Голос Москвы» рец. Л. Л. Сабанеева
на концерт 14 дек., в которой отмечается: «...Бесподобное исполне
ние Четвертой сонаты вызвало исключительный взрыв аплодис
ментов».
16 декабря. В № 290 «Русских ведомостей» рец. Ю. Энгеля на
концерт 14 дек.: «...Какая высокая отрада слушать Скрябина, ко
гда его вдохновенное толкование (а на этот раз он играл так пре
красно, как редко) сочетается и с музыкой действительно вдохно
венной! Из двух главных элементов этой музыки — растерзанно
страстной стремительности и женственно мягкой грезы, в конце
концов объединяющихся в светлом экстатическом подъеме, —
Скрябину-пианисту совершенно удается выразить второй» (пере-
печ. в кн.: Энгель. Статьи, с. 229). См. также рец.: Концерт Скря
бина.— Мое. ведомости, 1910, 16 дек., № 2990.
22 декабря. В № 4/5 журн. «Музыка» очерк Л. Л. Сабанеева «Современные течения в музыкальном искусстве» (раздел «Скрябин»: с. 85—88).
Декабрь. В РМИ вышла 5-я соната С. (РМГ, 1910, № 50, стб. 1148).
Ноябрь—декабрь. В № 11/12 журн. «Аполлон» (с. 46—S0) статья В. Г. Каратыгина «Молодые русские композиторы», включающая раздел «Скрябин».
С. С. Прокофьев посвящает свое оркестровое сочинение «Сны», ■ор. 6 «Автору, начавшему „Мечтами", подразумевая под „Мечтами" первое оркестровое сочинение Скрябина. Этим я отдал дань увлечению Скрябиным, особенно его Третьей симфонией, первую часть которой я даже переложил в две руки» (Прокофьев, с. 143).
Фортепианное переложение I части 3-й симфонии С, сделанное С. С. Прокофьевым, не сохранилось.
Летопись жизни и творчества
1911
189'
Б. д. М. Ф. Гнесин вспоминает о первом посещении им дома
С: «Много говорилось о его музыке, говорили и о других компо
зиторах. Помню, как меня удивило одно из высказываний Скря
бина, обнаружившее для меня всю односторонность его подхода.
„Как может нравиться музыка Чайковского?—сказал он;—Рах
манинов— это я еще понимаю, у него попадаются все же красивые
гармонии"» (Гнесин. Воспоминания, с. 97). i
\
4/17 января. Н. Г. Струве (из Берлина) пишет С: «Сегодня высылаю Вам корректуру голосов „Прометея"» (ГЦММК, ф. 31).
5 января. С. выехал из Москвы в сопровождении А. А. Подга-ецкого в концертное турне по маршруту: Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 552).
Новочеркасск. 7 января. Приезд С. в Новочеркасск. Сольный концерт. Программа: I отд. Прелюдии ор. 11 и 17; этюды ор. 2 и 8; ноктюрн ор. 9; две поэмы ор. 32. II отд. 3-я соната (программа.— ГМС, инв. № 1613).
8 января. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Изумительный ус
пех. Публика благоговейно внимала» (Письма, с. 553).
Ростов-на-Дону. Приезд С. из Новочеркасска в Ростов-на-Дону (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 554).
9 января. Сольный концерт С. в зале Коммерческого клуба.
Повторение программы концерта 8 января (объявл. — Южный те
леграф, 1911, 9 янв., № 285; рец.: X [а в к и] н В. Концерт А. Скря
бина.— Приазовский край, 1911, 10 янв., № 8).
В № 2 РМГ (стб. 46) рец. Г. П [рокофьева] на концерт 14 дек.
В № 682 газ. «Кубанский курьер» (Екатеринодар) статья «К предстоящему концерту Скрябина».
9— 14 января. Новочеркасская газ. «Донская жизнь» (№ 9, 11— 14) опубликовала полемику между А. М. Авраамовым и Ю. Н. Поповой по поводу эволюции творчества С.
Нахичевань. 10 января. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт в Ростове отлично» (Письма, с. 555).
Ростов-на-Дону. С. посетил М. Л. Пресмана, просматривал свои сочинения в его редакции и написал одобрительный отзыв о редакторской работе Пресмана для издательства П. Юргенсона (п. Пресмана к Н. Ф. Финдейзену от 12 янв. — ГПБ, ф. 816, оп. 2, ед. хр. 1740).
Екатеринодар. 11 января. Приезд С. в Екатеринодар. Выступление его в тот же вечер в концерте. С. повторяет программу своего концерта 8 янв. (рец.: Б. Ю. [Стрильно Б.] Концерт А. Скрябина. — Кубанский край, 1911, 12 янв., № 684).
Ростов-на-Дону. 12 января. Приезд С. в Ростов-на-Дону и отъ-
езд его в тот же день в Москву (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 556).
Москва. 13 января. Возвращение С. из концертной поездки по югу России (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 556).
16 января. Э. Фрей исполнил в концерте прелюдии С. b-moll,.
f-moll op. 17 (объявл. —Музыка, 1911, №6, с. 1).
17 января. Рождение дочери С. и Т. Ф. Шлёцер Марины.
Крещение состоялось в церкви Иоанна Предтечи на Новинском
бульваре, 19 (ныне ул. Чайковского). Воспреемниками в выписке из метрической книги указаны А. А. Скрябин и В. М. Шаховская' (п. М. А. Скрябиной к О. М. Томпаковой от 11 дек. 1981 г. — Личный архив О. М. Томпаковой).
19 января. Состоялся симфонический концерт в Петербурге в-
зале Дворянского собрания. Дирижер С. А. Кусевицкий. В про
грамме «Поэма экстаза» ор. 54, «повторенная Кусевицким по же
ланию публики» (Обозрение театров, 1911, 20 янв., № 1295, Хро
ника).
20 января. Друзья С —И. А. Алчевский, А. А. Дидерихс,.
С. А. Кусевицкий, А. В. Оссовский поздравляют «гениального ав
тора „Экстаза"» в связи с исполнением С. А. Кусевицким «Поэмы
экстаза», «воспламенившей весь зал» (т-ма. — ГМС, инв №■
183/264).
28 января. С. подал прошение в Иностранное отделение кан
целярии московского генерал-губернатора с просьбой о выдаче-
ему заграничного паспорта (прошение за подп. С — ГЦММК
ф. 31).
29 января. Опубликована статья Л. Л. Сабанеева «О звукоцве-
товом соответствии» (на основании анализа партитуры «Проме
тея») (Музыка, 1911, № 9, с. 196—198).
30 января. С. выезжает из Москвы в концертную поездку по>
городам Германии (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 1 февр. — Письма,
с. 557).
Дрезден. 2/15 февраля. Прибытие С. в Дрезден. С. встретил* на вокзале Р. Штерль. С ним С. провел целый день, а потом ему «играл до изнеможения у себя в комнате» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 3/16 февр. —Письма, с. 559).
3/16 февраля. С. проводит весь день в обществе Р. Штерля. «Разговариваем мы все время... об искусстве и теософии (вернее-мистерии)...» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 559).
4/17 февраля. Сольный концерт С. Программа: I отд. Прелюдии C-dur, op. 13, Ces-dur, g-moll, es-moll, D-dur, d-moll, cis-moll op. 11, H-dur, gis-moll op. 16, es-moll op. 31, Des-dur, b-moll op. 17; ноктюрн op. 9; этюды fis-moll, As-dur, b-moll op. 8.. II отд. 3-я соната, мазурки es-moll op. 3, Des-dur, Fis-dur op. 40; две поэмы ор. 32; «Желание» ор. 57 № 1; «Вроде вальса» ор. 47; «Загадка» op. 52 № 2; полонез op. 21 (программа. — ГМС инв. № 1114).
Летопись жизни и творчества
1911
19)
5/18 февраля. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «Вчера концерт прошел блестяще <...> Я остался еще на один день в Дрездене, так как Штерль делает мой портрет» (Письма, с. 560).
6/19 февраля. В Лейпциге Е. Г. Голлидей исполнил в концерте прелюдии ор. 17 С. (программа. — ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046).
С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «Какой портрет Штерль сделал! <...> Получилось какое-то идеальное существо с мягким овалом лица и очень сложным выражением глаз; я бы очень хотел быть таким» (Письма, с. 561).
Портрет С. работы Р. Штерля опубл. впервые: Сов. музыка, 1967, № 8, с. 47.
7/20 февраля. В Дрездене состоялся второй сольный концерт С. Повторение программы концерта 4/17 февр. (программа.'—ГМС,
-инв. N° 1115).
Берлин. 8/21 февраля. Приезд С. из Дрездена в Берлин (т-ма
С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 561).
10/23 февраля. «Я опять хорошо сочиняю!» — писал С. Т. Ф. Шлёцер (Письма, с. 562).
Лейпциг. 11/24 февраля. С. прибыл из Берлина в Лейпциг и ■выступил там с сольным концертом, в котором повторил программу концерта 4/17 февр. (программа. — ГМС, инв. № 1116).
12/25 февраля. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт Лейпциге отлично» (Письма, с. 562).
Берлин. Отъезд С. из Лейпцига и возвращение в тот же день в Берлин (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.-—Письма, с. 562).
Журнал «Музыка и пение» (№ 11, с. 25) поместил заметку о гастролях С. в Германии: «Скрябин выступил в Дрездене... Отзывы прессы восторженные».
До 14/27 февраля. Состоялось несколько встреч С. с М. Ф. Гне-синым. Гнесин вспоминает об этом времени: «Он приехал в Берлин один, без Татьяны Федоровны, и как-то нуждался во внимании. Мы встретились у Крейцеров. Конечно, опять-таки шел разговор о музыке и ее будущем.
Между прочим, Скрябин вспомнил о моей сонате. Скрябин говорил о ней с большой симпатией, но было явно, что дорожил он б ней по преимуществу теми моментами, которые соприкасались с его музыкой по утонченной и усложненной гармонии хроматического склада; те же части, в которых сквозит направленность к суровому ладовому диатонизму, борющемуся с хроматической стихией, он считал (в полном несогласии с моим авторским ощущением) как бы данью старой музыке. „Еще несколько таких вещей, как эта,—сказал он, — в которых есть еще борьба между старым и новым, и музыка целиком пойдет по новому руслу".
По просьбе Скрябина, я пошел с ним в зал Бехштейна, куда он ■отправился, чтобы ознакомиться с роялем. Он сыграл мне много поистине прекрасной, чарующей музыки. Все это он связывал с
будущей Мистерией (я уже был посвящен в эти замыслы Скрябина).
Кажется, частью музыка эта вошла в появившиеся позже сонаты. Как всегда, он спрашивал после каждой вещи: „Что вы здесь. чувствуете?!" Когда я сказал как-то о совсем новых гармониях в. одном из отрывков, он как бы поправил меня: „Новые ощущения". Этот термин был ему ближе. Одна из пьес, сыгранных им тогда, была особенно удивительна. Она безусловно осталась незаписанной. Это была как бы история музыки под скрябинским углом зрения, воплощенная в музыкальном произведении.
Начинался этот довольно значительный фрагмент музыкой,, близкой к Моцарту, хотя и шопенизированной. Дальше музыка приобретала некоторые бетховенские черты. Позже появились-диссонансы вагнеро-листовского склада. Музыка все более и более-„отравлялась" или, по мнению Скрябина, просветлялась, пока не появились, наконец, торжествующие гармонии самого Скрябина (с ундецим- и терцдецимаккордами).
Это странное и все же органичное и убедительное произведение-должно было, по словам Скрябина, исполняться в тот день Мистерии, когда человечество, перед тем как погибнуть, должно было-погрузиться в воспоминания о лучшем, что было в его истории.