Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 14 глава




3 декабря. В Саратове В. И. Скрябина исполнила в камерном
собрании РМО около тридцати произведений С, в том числе 2-ю
сонату-фантазию; поэму Fis-dur op. 32; «Сатаническую поэму» и:
др. (Евдокимов Я. К- Музыкальное прошлое Саратова. — В.
кн.: Из музыкального прошлого, I. — М., 1960, с. 179).

4 декабря. В Петербурге Э. Л. Штембер исполнила в концерте
четыре прелюдии С. (РМГ, 1906, № 50, Хроника, стб. 1220).

6 декабря. В Москве И. Гофман исполнил в 3-м концерте РМО этюды ор. 8 С. (объявл.: Рус. ведомости, 1906, 1 дек., № 293; рец.г Энгель Ю. Д. Концерты Гофмана. — Рус. ведомости, 1906, 8 дек., № 298).

7/20 декабря. В концерте Русского симфонического общества в Карнеги-холле, исполнен фортепианный концерт С. Солист — автор. Дирижер В. И. Сафонов. Во II отд. С. сверх программы ис­полнил ноктюрн ор. 9, мазурку и этюд dis-moll op. 8 (программа.— ГМС, инв. № 1127; см. также п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 448).

10/23 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Успех, который я имел (огромный), по мнению Сафонова и Альтшулера, есть гаран­тия для ангажементов на будущее время» (Письма, с. 448).

До 15/28 декабря. С. радуется тому, что «Поэма экстаза» «бе­зумно понравилась Альтшулеру, и он непременно хочет сейчас же (то есть как можно скорее) ее поставить. <...> Я, когда при­еду, ее окончу и перепишу» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 449).

Рукопись «Поэмы экстаза» находилась в то время в Амстердаме. М. И. Альт-шулер мог ознакомиться с ней лишь в исполнении автора на рояле. См.: S t a ri­le у L. Scriabin in America. — Musical America, 1954, Febr. 15.

15/28 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Я преклоняюсь пе­ред величием чувства, которое ты даешь тому, кто пребывает во мне. Ты веришь в него! Он велик, хотя я и бываю иногда беднень­кий, маленький, слабенький и усталенький. <...> Я еще не Он, но скоро стану Им»\ (Письма, с. 451).

21 декабря/3 января. Сольный концерт С. в Мендельсон-холле. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; прелюдия ор. 9; шесть прелюдий ор. 11; три мазурки. II отд. 3-я соната ор. 23; две поэмы ор. 32; три этюда; вальс ор. 38 (объявл.-—The Musical Courier, 1906, № 1, p. 31).

В. И. Сафонов пишет С: «Хочется мне еще раз хоть мысленно обнять тебя за сегодняшнее исполнение и пожелать тебе дальней-


ших успехов... Я был глубоко тронут многими сторонами твоего исполнения, показавшими мне, как ты вырос за время нашей раз­луки» (ГМС, инв. № 218).

После 21 декабря/3 января. С. сообщает Т. Ф. Шлёцер: «Кон­церт прошел с блестящим успехом. Критики великолепные, пре­возносят меня до небес. Теперь нужно пожинать плоды, то есть принимать ангажементы и давать дальше концерты» (Письма, с. 455).

Рецензент газ. «The Musical Courier» (№ 2) писал о концерте С. в Мендельсон-холле: «Соната была лучшим произведением из сыгранных им <...> она ясна по форме, гармонии и ритму. Его фортепианные произведения по своей структуре не сложнее произ­ведений современных композиторов».

С. повторно предупреждает Т. Ф. Шлёцер: «Тебе немыслимо приехать сюда под моей фамилией. <...> Ко всему, ты знаешь, что жить здесь в 5 раз дороже, чем в Европе <...> А вообще сде­лаю все, как ты хочешь, лишь бы ты была довольна, я только этим и живу» (Письма, с. 455—456).

Цинциннати. 27 декабря/9 января. Приезд С. из Нью-Йорка в Цинциннати (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 457).

С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Есть только одна сторона, кроме денежной, которая сколько-нибудь утешает, — это то, что я все-таки приобретаю громкую известность и мне легче будет потом пропагандировать свои настоящие произведения» (Письма, с. 458).

28 декабря /10 января. Исполнение С. концерта ор. 20 в сим­
фоническом концерте под упр. Ф. Ван дер Стукена. На бис С. сыг­
рал ноктюрн ор. 9 (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с.457).

29 декабря/11 января. Дж. Хоумен писал в газ. «The Musical
Courier» № 3: «Александр Скрябин, русский композитор и пианист,
был хорошо принят вчера вечером публикой... Хотя он и не явля­
ется гигантом среди современных фортепианных виртуозов, испол­
нение Скрябина замечательно уравновешенностью и выявлением

пропорций».

С. писал Т. Ф. Шлёцер: «...Я имел здесь колоссальный успех. Van der Stucken сказал, что здесь никогда еще никто такого не имел» (Письма, с. 459).

30 декабря/12 января. С. играет «здешним музыкантам 2 сим­
фонии (1-ю и 3-ю). Может быть, исполнят» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер
от 29 дек. /11 янв. — Письма, с. 459).

Б. д. Сблизившись с Г. В. Плехановым и русскими поли­тическими эмигрантами С. начинает глубже интересоваться со­циализмом: «Я даже „Капитал" Маркса прочел весь. Когда-то и я ведь верил в такой способ возможности устроения человеческого общества. И сейчас верю, но только сейчас я знаю, что это не мо­жет быть конечной целью, а только промежуточной» (Сабанеев, с. 165; см. также: Энгель, с. 62).


152


Летопись жизни и творчества


1907



 


1907

Нью-Йорк. 8/21 января. Подписан договор между импресарио концертов С. в Америке Дж. Франке и Детройтским симфониче­ским оркестром. Дирижер X. Калсов (договор. — ГМС, инв. №388).

В Н. Новгороде состоялся сольный концерт В. И. Скрябиной. Программа: I отд. 1-я соната ор. 6. II отд. Этюды Des-dur, As-dur, gis-moll, b-moll, Cis-dur op. 8; прелюдии D-dur, h-moll, e-moll, H-dur, es-moll op. 11; полонез op. 21. Ill отд. поэма Fis-dur op. 32; вальс op. 38; 4-я соната op. 30 (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1906/07 г., с. 40).

10/23 января. Корреспондент газ. «Страна» (Спб.) Э. В. Нент-ский обратился к С. от имени брюссельской группы социалистов-революционеров совместно с группой «Des Amis du Peuple Russe» («Друзья русского народа») с просьбой принять участие в концер­те 16 февраля 1907 г. «в пользу голодающих крестьян в России» (ГМС, инв. № 186).

15/28 января. Несмотря на просьбу и предупреждение С, Т. Ф. Шлёцер выехала к нему в Америку (п. Т. Ф. Шлёцер к С.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 566).

17/30 января. Сольный концерт С. в Мендельсон-холле. Про­грамма: I отд. Этюды ЬттоП, As-dur op. 8; прелюдия op. 15; эк­спромт H-dur op. 14; прелюдия op. 11; экспромт A-dur op. 10; пре­людия op. 11; мазурка F-dur op. 25; прелюдия d-moll op. 17; этюд dis-moll op. 8. II отд. 2-я соната-фантазия ор. 19. Ill отд. «Листок из альбома» ор. 45; «Вроде вальса» ор. 47; прелюдия G-dur op. 39; «Сатаническая поэма» ор. 36; четыре прелюдии ор. 33; вальс для левой руки, без опуса (1-е исп.) (программа. — ГМС, инв. № 910).

18/31 января. Газ. «The Musical Courier» (№ 5) писала: «Из числа исполненных номеров наиболее продолжительна и наиболее значительна, если не наиболее интересна, соната № 2... Задолго до окончания концерта стало ясно, что русский артист оказался значительно лучшим композитором, чем пианистом».

25 января/7 февраля. Дирижер Ван дер Стукен в письме (из Цинциннати) благодарит С. за предоставленную ему возможность ознакомиться с партитурой 3-й симфонии, но сообщает, что не смо­жет исполнить ее в текущем сезоне из-за недостатка в опытных музыкантах и мест в программах (ГМС, инв. № 785/442).

2/15 февраля. В Филадельфии под упр. М. И. Альтшулера ис­полнена 1-я симфония С. (The Musical Courier, 1907, № 7, p. 21).

2/15 февраля. Концертировавший в США И. А. Левин исполнил в Чикаго произведения С. (The Musical Courier, 1907, № 7, p. 4).

7/20 февраля. В Лондоне Л. Годовский исполнил в сольном концерте произведения С. (программа. — ГМС, инв. № 1132).

15/28 февраля. Русский симфонический оркестр под упр.


М. И. Альтшулера исполнил в Карнеги-холле 1-ю симфонию С. (The Musical Courier, 1907, № 9).

Чикаго. До 19 февраля/4 марта. Приезд С. из Нью-Йорка в Чи­каго (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 463).

19 февраля/4 марта. С. выступил в Клубе любителей музыки. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; прелюдия ор. 9; шесть прелюдий; три мазурки. II отд. 3-я соната ор. 23; две поэмы; три этюда; вальс ор. 38 (программа. — ГМС, инв. № 1118).

Детройт. 21 февраля/6 марта. С. исполнил свой фортепианный концерт с Детройтским симфоническим оркестром под упр. X. Кал-сова (программа. — ГМС, инв. № 388).

После 21 февраля/6 марта. Возвращение С. из Детройта в

Нью-Йорк.

Нью-Йорк. 1/14 марта. Исполнение, в Карнеги-холле Русским симфоническим оркестром под упр. М. И. Альтшулера 3-й симфо­нии С. (The Musical Courier, 1907, № 12).

После 1/14 марта. Рецензент газ. «The Musical Courier» (№ 12) писал: «Главным номером концерта было первое исполнение у нас 3-й симфонии Скрябина, которая... является самым крупным про­изведением этого плодовитого композитора <...> В публике раз­давались настойчивые требования повторения симфонии».

8/21 марта. Поспешный, вынужденный отъезд С. и Т. Ф. Шлё­цер из Америки, вызванный распространением в Нью-Йорке слу­хов о «незаконности» их брака.

С. телеграфирует А. К- Глазунову: «Ввиду необходимости не­медленно покинуть Америку прошу выслать телеграфом 600 руб­лей...» (Письма, с. 464).

После 8 марта. А. К. Глазунов распорядился в письме Ф. И. Грусу: «Николай Андреевич разрешил выслать Скрябину 600 рублей» (ЛГК, инв. № 6041).

Париж, 19 марта/1 апреля. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Париж (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 4/17 апр. — ГМС, инв.

№ 1265).

После 19 марта/1 апреля. С. рассказывает Л. А. Скрябиной об итогах поездки в США: «Хотя миллионов я и не нашел, зато при­обрел новые долги... материального успеха я не имел, но артисти­ческий успех был громадный. Две мои симфонии (1-я и 3-я)... име­ли блестящий успех и подарили мне много друзей. Вообще в по­следнее время мои успехи во всем мире громадны» (датируется на основании даты приезда С. и Т. Ф. Шлёцер в Париж. — ГЦММК, ф. 31. ед. хр. 628).

В Н. Новгороде М. Н. Мейчик сыграл в концерте три прелю­дии С. (программа. — ГЦММК, ф. 244, ед. хр. 301).

20 марта. В Киеве В. И. Скрябина исполнила в сольном кон­церте произведения С. I отд. 1-я соната ор. 6; II отд. Этюды Cis-dur. b-moll, A-dur, dis-moll op. 8; прелюдии cis-moll, es-moll, D-dur, h-moll op. 11; прелюдия h-moll op. 13; прелюдии d-moll,



Летопись жизни и творчества


/907



 


Des-dur op. 17; полонез op. 21; этюды Fis-dur, cis-moll op. 42; вальс op. 38; «Листок из альбома» op. 45; скерцо op. 46; 4-я соната ор. 30 (Отчет Киевского отд. РМО за 1906/07 г., с. 45; ред.: Киевлянин, 1907, 23 марта, № 82).

22 марта/4 апреля. Т. Ф. Шлёцер, вспоминая об американском
турне С, пишет М. С. Неменовой-Лунц о блестящем исполнении
М. И. Альтшулером 1-й симфонии и восторженном приеме слуша­
телями и музыкантами 3-й симфонии в его же исполнении (ГМС,
инв. № 1265).

23 марта. Концерт В. И. Скрябиной в Одессе. Повторение про­
граммы концерта в Киеве 20 марта 1907 года (Отчет Одесского
отд. РМО за 1906/07 г., с. 42).

Март. Художник Н. П. Ульянов передает со слов С. его впечат­ления от США: «Был ли я кому нужен со своей музыкой, я не знаю, но всюду по моему пути меня встречал триумф. Американцы любят шум, рекламу <...> После такого „успеха" мне оставалось только одно: возвратиться из этой страны, „усыпанной" доллара­ми, богачом. На деле оказалось иначе» (Ульянов, с. 86).

9 апреля. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Московской консерватории. Повторение программы концерта в Киеве 20 мар­та (программа. — Б-каМГК).

10/23 апреля. С. пишет М. К. Морозовой: «...Артистический ус­пех был большой <...> Модест Альтшулер дирижировал симфо­нии удивительно» (Письма, с. 465—466).

17 апреля. Газ. «Русские ведомости» (№ 88) сообщила об ус­пехе в Нью-Йорке 3-й симфонии С.

3/16 мая. Торжественное открытие цикла пяти Русских истори­ческих концертов, организованных С. П. Дягилевым в Гранд-опера (Кашкин Н. Д. Русские концерты в Париже.— Рус. слово 1907, 7 мая, № 75).

10/23 мая. С. пригласил к себе находившихся в Париже рус­ских музыкантов. Он «играет и читает „Поэму экстаза"» в кругу семьи Римских-Корсаковых, Ф. М. Блуменфельда, С. В. Рахмани­нова и др. «Все собравшиеся здесь музыканты очень мило к нам относятся; часто видимся. <...> Кстати, Рахманинов очень слав­ный, мы с ним дружим и очень добродушно спорим — он уверяет, что Саша идет по ложной дороге!» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Не­меновой-Лунц.— ГМС, инв. № 1240).

В программе Русских исторических концертов исполнен фор­тепианный концерт С. Дирижер А. Никиш. Солист И. Гофман (Кругл иков С. Н. Русские концерты в Париже. — Парус, 1907, 17 мая, №79). ^

До 14/27 мая. Н. А. Римский-Корсаков вспоминал о пребывании в Париже: «Очень интересный вечер мы провели у Скрябина. Он показывал свой „Экстаз", где есть прекрасная музыка и разви­вал план следующего своего сочинения, задуманного в грандиоз­ных, необычайных, даже неосуществимых размерах. Вообще он


вдался теперь в философию, на которой основывает свои сочине­ния, и, страдая манией величия, забрел в такие дебри, что некото­рые считают его прямо сумасшедшим...» (Римский-Корсаков, I, с. 197).

17/30 мая. В 5-м Русском историческом концерте исполнена 2-я симфония С. Дирижер А. Никиш (Круг л иков С. Н. Русские концерты. — Парус, 1907, 23 мая, № 84).

После 17/30 мая. С. сообщил М. И. Альтшулеру: «...„Поэму эк­стаза" я кончил» (Письма, с. 468).

23 мая/5 июня. В № 84 газ. «Парус» С. Н. Кругликов пишет, что 2-я симфония «прошла превосходно <...> Скрябин прелестную дарит часто музыку... но в ней не всегда здоровые соки. Ее болез­ненная нервность... ставится подчас на ходули...»

26 мая/8 июня. В № 119 «Русских ведомостей» Ю. Э [нгель] пи­
сал по поводу исполнения произведений С. в Париже: «Скрябин
показался парижанам слишком сложным и крикливым».

27 мая. На вечере у Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге
«беседовали о Скрябине <...> „Уж не сходит ли он с ума, — ска­
зал Николай Андреевич, — на почве религиозно-эротического поме­
шательства? <...> Слышал я также... его „Поэму экстаза" (прав
да, на рояле), пожалуй, оно даже и сильно, но все же это какой-то
у~"» (Ястребцев, II, с. 423—424).

Париж. 31 мая/13 июня. С. посетил коллекционера С. И. Щу­кина, где познакомился с Д. С. Мережковским и Н. М. Минским (п. С. к М. К- Морозовой. — Письма, с. 470).

С. все еще хочет сам издавать свои сочинения. Он пишет М. К- Морозовой: «Я кое-что узнал о печатании. Говорили мы об этом с Доре, который повторил буквально, что Вы говорили, то есть, что издать стоит дешево, а распространять очень трудно <...> Попробуем — увидим» (Письма, с. 470).

А. Н. Бенуа вспоминает, что в Париже, в отеле «Мирабо» «в одной из гостиных красовался огромный рояль <...> За ним я слыхал Скрябина» (Бенуа А. Н. Мои воспоминания, т. 1. — М., 1980, с. 455).

В Париже состоялась встреча С. с членами Попечительного со­вета издательства М. П. Беляева. Возобновление соглашения на печатание произведений С. Композитор соглашается издать у Бе­ляева «Поэму экстаза» (Энгель, с. 68).

26 июня/9 июля. С, не удовлетворенный условиями оплаты в фирме М. П. Беляева, пытается найти другого издателя. Перего­воры с Э. Фромонтом (п. Фромонта к С. от 26 июня/9 июля.— ГМС, инв. № 2645).

Беатенберг. Первая половина июля. С. и Т. Ф. Шлёцер уехали из Парижа в Беатенберг (Швейцария) (п. С. к Попечительному совету до 17/30 июля. — Письма, с. 474).

11/24 июля. А. Лалиберте пишет С. (из Монреаля), что рабо­тает над его произведениями ор. 48, 16, 37, 11 к своему предстоя-



Летопись жизни и творчества


1907



 


щему концерту (п. Палиберте к С. на франц. яз. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 687).

27 июля/19 августа. С. сообщает Н. В. Арцыбушеву: «...Я пере­писываю „Поэму экстаза" и думаю, что работы мне осталось еще дней на 20. По окончании я сейчас же отправлю рукопись в Лейп­циг...» (Письма, с. 476).

Июль. А. И. Зилоти добивается от издательства М. П. Беляева получения листов второй корректуры «Поэмы экстаза», намере­ваясь исполнить ее в своих концертах (п. Н. В. Арцыбушева к Н. А. Римскому-Корсакову. — ГПБ, ф. 640, ед. хр. 238/12, л. 10 об. — И)-

3/16 августа. В Беатенберге проводит лето М. С. Неменова-Лунц, с которой С. проходит свои произведения и показывает но­вые. Она пишет Л. В. Николаеву: «Если бы ты знал, какая пишет­ся 5-я соната <...> Последние вещи Скрябина начинают совер­шенно новый период» (ГЦММК, ф- 129, ед. хр. 369).

До 22 августа/4 сентября. В Беатенберг к С. приезжал М. И. Альтшулер, с которым С. «много работал над „Поэмой эк­стаза"». Тогда же у С. впервые возникает замысел объединения музыки и светоцвета. Он пишет об этом М. К- Морозовой: М. И. Альтшулер хочет «применить в первый раз световые эффек­ты» (Письма, с. 477).

В Лейпциге, в нотопечатне Редера вышли Две пьесы С. ор. 52 — поэма (Роете) и «Загадка» («Enigme»), изданные за счет авто­ра (п. С. к М. К. Морозовой. — Письма, с. 477).

Издание двух пьее ор. 52 хранилось на комиссионном складе парижской фирмы Э. Фромонта и было выкуплено С. А. Кусевицким весной 1908 г.

30 августа. Н. В. Арцыбушев в своем письме предложил Н. А. Римскому-Корсакову снять с программы 2-го РСК «тяжелый „Экстаз"» С. и заменить его сюитой из «Золотого петушка» Рим-ского-Корсакова (ГПБ, ф. 640, ед. хр. 238/12, л. 16).

1 сентября. Н. А. Римский-Корсаков не согласился снять с про­граммы С: «Но похвально ли освобождение от „Экстаза"?.. „Экс­таз" вещь скверная и длинная и его пристроить нелегко... Скрябин тяжел, но интересен»,—-писал он Н. В. Арцыбушеву (ЛГК, инв. № 1018).

В тексте Поли. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова (т. VII, с. 364) допу­щена ошибка: вместо «скверная» напечатано «сильная».

В программе 2-го РСК 16 февраля 1908 г. Ф. М. Блуменфельд заменил «Поэму экстаза» 1-й симфонией С, ссылаясь на позднее получение нотного ма­териала.

Лозанна. 9/22 сентября. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Беатен-берга в Лозанну (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 8/21 сент. — ГМС, инв. № 508).

2/15 октября. С. объявляет в письме Н. В. Арцыбушеву, что задержал отправку в Лейпциг рукописи партитуры «Поэмы экста-


за» ор. 54 «вследствие больших изменений в оркестровке» (Пись­ма, с. 482).

19 октября/1 ноября. В Лозанне состоялся авторский концерт
С. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; ноктюрн ор. 9;
шесть прелюдий op. 11; три мазурки ор. 3. II отд. 3-я соната ор. 23;
две поэмы ор. 32; три этюда ор. 8; вальс ор. 38 (программа.—
ГМС, инв. №932).

29 октября/11 ноября. С. хочет вернуться в Россию. Он «должен с этого года приняться за свою большую работу... Поездка в Рос­сию в такой момент может ему очень помочь в этом отношении» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1247).

Под «большой работой», вероятно, подразумевается «Мистерия».

31 октября/13 ноября. С. выслал в Петербург корректуру че­тырехручного переложения 3-й симфонии (п. Ф. Шеффера к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 4347/27-189).

2/15 ноября. Чикагское издательство «The Irving Supervision Company» обратилось к С. с просьбой прислать краткую биогра­фию и фотографию для специального Музыкально-биографичес­кого словаря (ГМС, инв. № 782/398).

11 ноября. В концерте Московского камерного трио состоялось первое исполнение фортепианной фантазии ор. 28 С. Солист А. Б. Гольденвейзер (П [рокофьев] Г. Московские концерты.— РМГ, 1907, №49, стб. 1145).

20 ноября/2 декабря. С. завершена и отослана в Лейпциг руко­
пись партитуры «Поэмы экстаза» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неме­
новой-Лунц от 22 нояб./5 дек. — ГМС, инв. № 1244).

25 ноября/8 декабря1/14 декабря. С. писал М. К. Морозовой: «...Я почти окончил 5-ю сонату, то есть большую поэму для форте­пиано, и нахожу ее лучшим из всех своих сочинений для форте­пиано» (Письма, с. 483).

29 ноября. В Киеве Л. В. Николаев исполнил в концерте «Тра­
гическую поэму» ор. 34 С. (программа. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр.
941).

30 ноября/13 декабря. По просьбе Н. Ф. Финдейзена С. выслал
в редакцию РМГ краткую автобиографию и фотографию (п. С. к
Финдейзену. — Письма, с. 487).

Конец осени. Ю. Д. Энгель рассказывает, что для С. было ха­рактерно «оттягивание» крупных сочинений, «вследствие чего вме­сте с главным сочинением являлись на свет <...> как бы осколки от него. Таким осколком „Экстаза" является 5-я соната, в заголов­ке которой даже поставлено motto из „Поэмы экстаза"» (Энгель,. с. 68— 69).

Эпиграфом к 5-й сонате ор. 53 взяты строки из текста к «Поэме экстаза»1. «Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!» и т. д.

До 1 декабря. В № 48 РМГ (стб. 1119) сообщение о присужде­нии Глинкинских премий за 1907 г. Имени С. среди лауреатов нет.



Летопись жизни и творчества


1908


J59


 


Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц: «...Опасения наши оправдались, и оказалось, что премия Саше не назначена» (ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 31).

1/14 декабря. Находясь вновь в трудном материальном положе­нии, С. просит М. К. Морозову авансировать ему хотя бы 300 руб­лей (Письма, с. 489).

3 декабря. Желая помочь С, А. К. Глазунов настоял на том, чтобы Попечительный совет выслал С. аванс в 300 рублей в счет гонорара за «Поэму экстаза» (п. Н. В. Арцыбушева к С. — ГМС, инв. №205).

9 декабря. В Н. Новгороде В. И. Скрябина дала концерт из произведений С. Повторение программы ее концерта в Москве 9 апреля 1907 г. (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1907/08 г., с. 8).

10/23 декабря. С. пишет Н. В. Арцыбушеву, что не хочет текст к «Поэме экстаза» «печатать при партитуре. Дирижерам, которые захотят поставить „Поэму экстаза", всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел, чтобы относились сначала к чистой музыке» (Письма, с. 491).

13/26 декабря. С. признавался Н. Ф. Финдейзену: «Жить за границей я предпочел ввиду того, что русская, а в особенности московская жизнь с нашим неумением ориентироваться во време­ни, мало способствовала выработке той дисциплины, которая не­обходима для выполнения моей задачи».

По поводу своих фортепианных поэм С. указал, что «большая часть из них имеет определенное психологическое содержание, но не все требуют программы». В том же письме С. касается замысла •своего «главного произведения» — очевидно, «Мистерии»: «...В смысле содержания небольшим намеком на то, что я хочу дать в «воем главном произведении, может служить „Поэма экстаза"» {Письма, с. 493).

28 декабря/10 января. Лейпцигская фирма Л. Хупфельда пред­ложила С. записать исполнение им своих сочинений на аппаратах «Welte—Mignon» и на фоноле (п. представителя фирмы к С.— ГМС, инв. № 564).

Записи исполнения С. фирмой Хупфельда находятся в ГМС. Часть из них -переписана на магнитную пленку в 1958 г. и на грампластинку — в 1961 г.; см. также: Каталог фирмы Хупфельд. — Лейпциг, 1912.

11/24 января. Б. Ф. Шлёцер в письме из Милана предложил Н. Ф. Финдейзену свою статью о С, с тем чтобы приурочить ее к предполагаемому исполнению «Поэмы экстаза» в Петербурге в -феврале 1908 г. (ГПБ, ф. 816, оп. 2, ед. хр. 2028).

12/25 января. Отъезд С. из Лозанны в Лейпциг для записи ис-


полнения своих сочинений на аппаратах фирмы Хупфельда (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 13/26 янв. —Письма, с. 494—495).

Лейпциг. 13/26 января. Приезд С. из Лозанны в Лейпциг. По­сещение им концерта «Богемского» (чешского) квартета с участи­ем Л. Крейцера. С. «скучал в концерте, слушая Бетховена, Брам­са и Мендельсона! До чего я стал всему и всем чужой...» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 14/27 янв. — Письма, с. 496).

15/28 января. Запись исполнения С. своих сочинений фирмой Хупфельда (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 14/27 янв. — Письма, с. 496).

17 января. На 4-й музыкальной выставке в Москве Е. А. Бек-ман-Щербина «очень изящно и талантливо» сыграла пьесы ор. 52 С. (Кашкин Н. Д. Четвертая музыкальная выставка. — Рус. слово, 1908, 18 янв., № 15).

19 января. В № 16 «Русских ведомостей» Ю. Д. Энгель писал о фортепианных пьесах С, исполненных 17 янв.: «Роете все-таки дала картину настроения, „Enigme" же так и осталась вычурным вопросительным знаком».

27 января. На вечере у художника И. С. Остроухова в Москве В. И. Скрябина исполнила 1-ю сонату ор. 6 и полонез ор. 21 С. (программа. —ЦГАЛИ, ф. № 822, оп. 1, ед. хр. 1333, л. 1 — 1 об.).

А. К- Лядов заявил корреспонденту газеты «Раннее утро» (№ 58): «...Я считаю Скрябина самым выдающимся композитором из тысячи модернистов не только России, но и всего Запада».

До 30 января/12 февраля. С. просит издательство М. П. Беляе­ва выслать М. И. Альтшулеру весь материал для исполнения «По­эмы экстаза» сразу по выходе ее из печати. Он пишет по этому поводу М. И. Альтшулеру: «Кстати о тексте. Через 2—3 дня я вышлю тебе короткое резюме „Поэмы" <...> Непременно помести эту заметку на программах. Это хоть сколько-нибудь поможет уяс­нить слушателям содержание „Поэмы"» (Письма, с. 497).

Текст авторского резюме «Поэмы экстаза» не найден.

30 января/12 февраля. Рождение сына С. и Т. Ф. Шлёцер Юли­ана (свидетельство о рождении Ю. А. Скрябина на франц. яз., вы­данное мэрией в Лозанне 2 сент. н. ст. 1908 г. — ГМС, инв. № 1175).

Январь. Выход в издательстве М. П. Беляева «Поэмы экстаза» ор. 54 С. (п. Ф. Шеффера к Ф. И. Грусу от 26 янв./8 февр. — ЛГК, инв. № 26/14).

1 февраля. Правление Московского отделения РМО решило ис­полнить «Поэму экстаза» в концерте 16 февр. 1908 г. при условии, что М. К. Морозова «берет на себя покрытие убытков по всем сим­фоническим собраниям» (постановление правления РМО — ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 121, л. 10—10 об.).

3 февраля. В № 5 РМГ (стб. 114—120) очерк Б. Ф. Шлёцера «А. Н. Скрябин» (окончание см.: РМГ, 1908, № 6, стб. 146—157 к № 7, стб. 178—182).

6/19 февраля. А. Никиш пишет (из Лейпцига) К. К. Штакель-



Летопись жизни и творчества


1908



 


бергу: «Третью симфонию Скрябина я знаю хорошо <...> Это, конечно, очень интересное произведение, но совершенно не рус­ское...» (Письма зарубежных музыкантов. — Л., 1967, с. 192).

8 февраля. Ф. М. Блуменфельд просит С. приехать в Петербург
для консультации перед исполнением «Поэмы экстаза» (ГМС, инв.
№ 296).

После 8/21 февраля. С. пишет в ответ: «Очень сожалею, что не могу приехать» (т-ма С. М. Блуменфельду. — Письма, с. 500).

9 февраля. В Н. Новгороде М. Н. Мейчик исполнил в концерте
произведения С. (С [а в в и] н Н. Музыка в провинции. — РМГ,
1908, № 10, стб. 247).

11/24 февраля. В Филадельфии К. Штернберг исполнил в кон­церте поэму Fis-dur op. 32; этюд cis-moll op. 42 и «Танец томле­ния» ор. 51 № 4 (РМГ, 1908, № 32—33, стб. 669).

16 февраля. Во 2-м РСК в Петербурге под упр. Ф. М. Блумен-фельда исполнена 1-я симфония С. вместо объявленной в програм­ме «Поэмы экстаза» (программа. — Б-ка Ленинград, филармонии).

3/16 марта. В Берлине А. Б. Гольденвейзер исполнил в концер­те произведения С. (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвей­зера, инв. № 1763).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: