3 декабря. В Саратове В. И. Скрябина исполнила в камерном
собрании РМО около тридцати произведений С, в том числе 2-ю
сонату-фантазию; поэму Fis-dur op. 32; «Сатаническую поэму» и:
др. (Евдокимов Я. К- Музыкальное прошлое Саратова. — В.
кн.: Из музыкального прошлого, I. — М., 1960, с. 179).
4 декабря. В Петербурге Э. Л. Штембер исполнила в концерте
четыре прелюдии С. (РМГ, 1906, № 50, Хроника, стб. 1220).
6 декабря. В Москве И. Гофман исполнил в 3-м концерте РМО этюды ор. 8 С. (объявл.: Рус. ведомости, 1906, 1 дек., № 293; рец.г Энгель Ю. Д. Концерты Гофмана. — Рус. ведомости, 1906, 8 дек., № 298).
7/20 декабря. В концерте Русского симфонического общества в Карнеги-холле, исполнен фортепианный концерт С. Солист — автор. Дирижер В. И. Сафонов. Во II отд. С. сверх программы исполнил ноктюрн ор. 9, мазурку и этюд dis-moll op. 8 (программа.— ГМС, инв. № 1127; см. также п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 448).
10/23 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Успех, который я имел (огромный), по мнению Сафонова и Альтшулера, есть гарантия для ангажементов на будущее время» (Письма, с. 448).
До 15/28 декабря. С. радуется тому, что «Поэма экстаза» «безумно понравилась Альтшулеру, и он непременно хочет сейчас же (то есть как можно скорее) ее поставить. <...> Я, когда приеду, ее окончу и перепишу» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 449).
Рукопись «Поэмы экстаза» находилась в то время в Амстердаме. М. И. Альт-шулер мог ознакомиться с ней лишь в исполнении автора на рояле. См.: S t a rile у L. Scriabin in America. — Musical America, 1954, Febr. 15.
15/28 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Я преклоняюсь перед величием чувства, которое ты даешь тому, кто пребывает во мне. Ты веришь в него! Он велик, хотя я и бываю иногда бедненький, маленький, слабенький и усталенький. <...> Я еще не Он, но скоро стану Им»\ (Письма, с. 451).
|
21 декабря/3 января. Сольный концерт С. в Мендельсон-холле. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; прелюдия ор. 9; шесть прелюдий ор. 11; три мазурки. II отд. 3-я соната ор. 23; две поэмы ор. 32; три этюда; вальс ор. 38 (объявл.-—The Musical Courier, 1906, № 1, p. 31).
В. И. Сафонов пишет С: «Хочется мне еще раз хоть мысленно обнять тебя за сегодняшнее исполнение и пожелать тебе дальней-
ших успехов... Я был глубоко тронут многими сторонами твоего исполнения, показавшими мне, как ты вырос за время нашей разлуки» (ГМС, инв. № 218).
После 21 декабря/3 января. С. сообщает Т. Ф. Шлёцер: «Концерт прошел с блестящим успехом. Критики великолепные, превозносят меня до небес. Теперь нужно пожинать плоды, то есть принимать ангажементы и давать дальше концерты» (Письма, с. 455).
Рецензент газ. «The Musical Courier» (№ 2) писал о концерте С. в Мендельсон-холле: «Соната была лучшим произведением из сыгранных им <...> она ясна по форме, гармонии и ритму. Его фортепианные произведения по своей структуре не сложнее произведений современных композиторов».
С. повторно предупреждает Т. Ф. Шлёцер: «Тебе немыслимо приехать сюда под моей фамилией. <...> Ко всему, ты знаешь, что жить здесь в 5 раз дороже, чем в Европе <...> А вообще сделаю все, как ты хочешь, лишь бы ты была довольна, я только этим и живу» (Письма, с. 455—456).
Цинциннати. 27 декабря/9 января. Приезд С. из Нью-Йорка в Цинциннати (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 457).
С. пишет Т. Ф. Шлёцер: «...Есть только одна сторона, кроме денежной, которая сколько-нибудь утешает, — это то, что я все-таки приобретаю громкую известность и мне легче будет потом пропагандировать свои настоящие произведения» (Письма, с. 458).
|
28 декабря /10 января. Исполнение С. концерта ор. 20 в сим
фоническом концерте под упр. Ф. Ван дер Стукена. На бис С. сыг
рал ноктюрн ор. 9 (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с.457).
29 декабря/11 января. Дж. Хоумен писал в газ. «The Musical
Courier» № 3: «Александр Скрябин, русский композитор и пианист,
был хорошо принят вчера вечером публикой... Хотя он и не явля
ется гигантом среди современных фортепианных виртуозов, испол
нение Скрябина замечательно уравновешенностью и выявлением
пропорций».
С. писал Т. Ф. Шлёцер: «...Я имел здесь колоссальный успех. Van der Stucken сказал, что здесь никогда еще никто такого не имел» (Письма, с. 459).
30 декабря/12 января. С. играет «здешним музыкантам 2 сим
фонии (1-ю и 3-ю). Может быть, исполнят» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер
от 29 дек. /11 янв. — Письма, с. 459).
Б. д. Сблизившись с Г. В. Плехановым и русскими политическими эмигрантами С. начинает глубже интересоваться социализмом: «Я даже „Капитал" Маркса прочел весь. Когда-то и я ведь верил в такой способ возможности устроения человеческого общества. И сейчас верю, но только сейчас я знаю, что это не может быть конечной целью, а только промежуточной» (Сабанеев, с. 165; см. также: Энгель, с. 62).
152
Летопись жизни и творчества
1907
1907
Нью-Йорк. 8/21 января. Подписан договор между импресарио концертов С. в Америке Дж. Франке и Детройтским симфоническим оркестром. Дирижер X. Калсов (договор. — ГМС, инв. №388).
В Н. Новгороде состоялся сольный концерт В. И. Скрябиной. Программа: I отд. 1-я соната ор. 6. II отд. Этюды Des-dur, As-dur, gis-moll, b-moll, Cis-dur op. 8; прелюдии D-dur, h-moll, e-moll, H-dur, es-moll op. 11; полонез op. 21. Ill отд. поэма Fis-dur op. 32; вальс op. 38; 4-я соната op. 30 (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1906/07 г., с. 40).
|
10/23 января. Корреспондент газ. «Страна» (Спб.) Э. В. Нент-ский обратился к С. от имени брюссельской группы социалистов-революционеров совместно с группой «Des Amis du Peuple Russe» («Друзья русского народа») с просьбой принять участие в концерте 16 февраля 1907 г. «в пользу голодающих крестьян в России» (ГМС, инв. № 186).
15/28 января. Несмотря на просьбу и предупреждение С, Т. Ф. Шлёцер выехала к нему в Америку (п. Т. Ф. Шлёцер к С.— ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 566).
17/30 января. Сольный концерт С. в Мендельсон-холле. Программа: I отд. Этюды ЬттоП, As-dur op. 8; прелюдия op. 15; экспромт H-dur op. 14; прелюдия op. 11; экспромт A-dur op. 10; прелюдия op. 11; мазурка F-dur op. 25; прелюдия d-moll op. 17; этюд dis-moll op. 8. II отд. 2-я соната-фантазия ор. 19. Ill отд. «Листок из альбома» ор. 45; «Вроде вальса» ор. 47; прелюдия G-dur op. 39; «Сатаническая поэма» ор. 36; четыре прелюдии ор. 33; вальс для левой руки, без опуса (1-е исп.) (программа. — ГМС, инв. № 910).
18/31 января. Газ. «The Musical Courier» (№ 5) писала: «Из числа исполненных номеров наиболее продолжительна и наиболее значительна, если не наиболее интересна, соната № 2... Задолго до окончания концерта стало ясно, что русский артист оказался значительно лучшим композитором, чем пианистом».
25 января/7 февраля. Дирижер Ван дер Стукен в письме (из Цинциннати) благодарит С. за предоставленную ему возможность ознакомиться с партитурой 3-й симфонии, но сообщает, что не сможет исполнить ее в текущем сезоне из-за недостатка в опытных музыкантах и мест в программах (ГМС, инв. № 785/442).
2/15 февраля. В Филадельфии под упр. М. И. Альтшулера исполнена 1-я симфония С. (The Musical Courier, 1907, № 7, p. 21).
2/15 февраля. Концертировавший в США И. А. Левин исполнил в Чикаго произведения С. (The Musical Courier, 1907, № 7, p. 4).
7/20 февраля. В Лондоне Л. Годовский исполнил в сольном концерте произведения С. (программа. — ГМС, инв. № 1132).
15/28 февраля. Русский симфонический оркестр под упр.
М. И. Альтшулера исполнил в Карнеги-холле 1-ю симфонию С. (The Musical Courier, 1907, № 9).
Чикаго. До 19 февраля/4 марта. Приезд С. из Нью-Йорка в Чикаго (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 463).
19 февраля/4 марта. С. выступил в Клубе любителей музыки. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; прелюдия ор. 9; шесть прелюдий; три мазурки. II отд. 3-я соната ор. 23; две поэмы; три этюда; вальс ор. 38 (программа. — ГМС, инв. № 1118).
Детройт. 21 февраля/6 марта. С. исполнил свой фортепианный концерт с Детройтским симфоническим оркестром под упр. X. Кал-сова (программа. — ГМС, инв. № 388).
После 21 февраля/6 марта. Возвращение С. из Детройта в
Нью-Йорк.
Нью-Йорк. 1/14 марта. Исполнение, в Карнеги-холле Русским симфоническим оркестром под упр. М. И. Альтшулера 3-й симфонии С. (The Musical Courier, 1907, № 12).
После 1/14 марта. Рецензент газ. «The Musical Courier» (№ 12) писал: «Главным номером концерта было первое исполнение у нас 3-й симфонии Скрябина, которая... является самым крупным произведением этого плодовитого композитора <...> В публике раздавались настойчивые требования повторения симфонии».
8/21 марта. Поспешный, вынужденный отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Америки, вызванный распространением в Нью-Йорке слухов о «незаконности» их брака.
С. телеграфирует А. К- Глазунову: «Ввиду необходимости немедленно покинуть Америку прошу выслать телеграфом 600 рублей...» (Письма, с. 464).
После 8 марта. А. К. Глазунов распорядился в письме Ф. И. Грусу: «Николай Андреевич разрешил выслать Скрябину 600 рублей» (ЛГК, инв. № 6041).
Париж, 19 марта/1 апреля. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Париж (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 4/17 апр. — ГМС, инв.
№ 1265).
После 19 марта/1 апреля. С. рассказывает Л. А. Скрябиной об итогах поездки в США: «Хотя миллионов я и не нашел, зато приобрел новые долги... материального успеха я не имел, но артистический успех был громадный. Две мои симфонии (1-я и 3-я)... имели блестящий успех и подарили мне много друзей. Вообще в последнее время мои успехи во всем мире громадны» (датируется на основании даты приезда С. и Т. Ф. Шлёцер в Париж. — ГЦММК, ф. 31. ед. хр. 628).
В Н. Новгороде М. Н. Мейчик сыграл в концерте три прелюдии С. (программа. — ГЦММК, ф. 244, ед. хр. 301).
20 марта. В Киеве В. И. Скрябина исполнила в сольном концерте произведения С. I отд. 1-я соната ор. 6; II отд. Этюды Cis-dur. b-moll, A-dur, dis-moll op. 8; прелюдии cis-moll, es-moll, D-dur, h-moll op. 11; прелюдия h-moll op. 13; прелюдии d-moll,
Летопись жизни и творчества
/907
Des-dur op. 17; полонез op. 21; этюды Fis-dur, cis-moll op. 42; вальс op. 38; «Листок из альбома» op. 45; скерцо op. 46; 4-я соната ор. 30 (Отчет Киевского отд. РМО за 1906/07 г., с. 45; ред.: Киевлянин, 1907, 23 марта, № 82).
22 марта/4 апреля. Т. Ф. Шлёцер, вспоминая об американском
турне С, пишет М. С. Неменовой-Лунц о блестящем исполнении
М. И. Альтшулером 1-й симфонии и восторженном приеме слуша
телями и музыкантами 3-й симфонии в его же исполнении (ГМС,
инв. № 1265).
23 марта. Концерт В. И. Скрябиной в Одессе. Повторение про
граммы концерта в Киеве 20 марта 1907 года (Отчет Одесского
отд. РМО за 1906/07 г., с. 42).
Март. Художник Н. П. Ульянов передает со слов С. его впечатления от США: «Был ли я кому нужен со своей музыкой, я не знаю, но всюду по моему пути меня встречал триумф. Американцы любят шум, рекламу <...> После такого „успеха" мне оставалось только одно: возвратиться из этой страны, „усыпанной" долларами, богачом. На деле оказалось иначе» (Ульянов, с. 86).
9 апреля. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Московской консерватории. Повторение программы концерта в Киеве 20 марта (программа. — Б-каМГК).
10/23 апреля. С. пишет М. К. Морозовой: «...Артистический успех был большой <...> Модест Альтшулер дирижировал симфонии удивительно» (Письма, с. 465—466).
17 апреля. Газ. «Русские ведомости» (№ 88) сообщила об успехе в Нью-Йорке 3-й симфонии С.
3/16 мая. Торжественное открытие цикла пяти Русских исторических концертов, организованных С. П. Дягилевым в Гранд-опера (Кашкин Н. Д. Русские концерты в Париже.— Рус. слово 1907, 7 мая, № 75).
10/23 мая. С. пригласил к себе находившихся в Париже русских музыкантов. Он «играет и читает „Поэму экстаза"» в кругу семьи Римских-Корсаковых, Ф. М. Блуменфельда, С. В. Рахманинова и др. «Все собравшиеся здесь музыканты очень мило к нам относятся; часто видимся. <...> Кстати, Рахманинов очень славный, мы с ним дружим и очень добродушно спорим — он уверяет, что Саша идет по ложной дороге!» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц.— ГМС, инв. № 1240).
В программе Русских исторических концертов исполнен фортепианный концерт С. Дирижер А. Никиш. Солист И. Гофман (Кругл иков С. Н. Русские концерты в Париже. — Парус, 1907, 17 мая, №79). ^
До 14/27 мая. Н. А. Римский-Корсаков вспоминал о пребывании в Париже: «Очень интересный вечер мы провели у Скрябина. Он показывал свой „Экстаз", где есть прекрасная музыка и развивал план следующего своего сочинения, задуманного в грандиозных, необычайных, даже неосуществимых размерах. Вообще он
вдался теперь в философию, на которой основывает свои сочинения, и, страдая манией величия, забрел в такие дебри, что некоторые считают его прямо сумасшедшим...» (Римский-Корсаков, I, с. 197).
17/30 мая. В 5-м Русском историческом концерте исполнена 2-я симфония С. Дирижер А. Никиш (Круг л иков С. Н. Русские концерты. — Парус, 1907, 23 мая, № 84).
После 17/30 мая. С. сообщил М. И. Альтшулеру: «...„Поэму экстаза" я кончил» (Письма, с. 468).
23 мая/5 июня. В № 84 газ. «Парус» С. Н. Кругликов пишет, что 2-я симфония «прошла превосходно <...> Скрябин прелестную дарит часто музыку... но в ней не всегда здоровые соки. Ее болезненная нервность... ставится подчас на ходули...»
26 мая/8 июня. В № 119 «Русских ведомостей» Ю. Э [нгель] пи
сал по поводу исполнения произведений С. в Париже: «Скрябин
показался парижанам слишком сложным и крикливым».
27 мая. На вечере у Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге
«беседовали о Скрябине <...> „Уж не сходит ли он с ума, — ска
зал Николай Андреевич, — на почве религиозно-эротического поме
шательства? <...> Слышал я также... его „Поэму экстаза" (прав
да, на рояле), пожалуй, оно даже и сильно, но все же это какой-то
у~"» (Ястребцев, II, с. 423—424).
Париж. 31 мая/13 июня. С. посетил коллекционера С. И. Щукина, где познакомился с Д. С. Мережковским и Н. М. Минским (п. С. к М. К- Морозовой. — Письма, с. 470).
С. все еще хочет сам издавать свои сочинения. Он пишет М. К- Морозовой: «Я кое-что узнал о печатании. Говорили мы об этом с Доре, который повторил буквально, что Вы говорили, то есть, что издать стоит дешево, а распространять очень трудно <...> Попробуем — увидим» (Письма, с. 470).
А. Н. Бенуа вспоминает, что в Париже, в отеле «Мирабо» «в одной из гостиных красовался огромный рояль <...> За ним я слыхал Скрябина» (Бенуа А. Н. Мои воспоминания, т. 1. — М., 1980, с. 455).
В Париже состоялась встреча С. с членами Попечительного совета издательства М. П. Беляева. Возобновление соглашения на печатание произведений С. Композитор соглашается издать у Беляева «Поэму экстаза» (Энгель, с. 68).
26 июня/9 июля. С, не удовлетворенный условиями оплаты в фирме М. П. Беляева, пытается найти другого издателя. Переговоры с Э. Фромонтом (п. Фромонта к С. от 26 июня/9 июля.— ГМС, инв. № 2645).
Беатенберг. Первая половина июля. С. и Т. Ф. Шлёцер уехали из Парижа в Беатенберг (Швейцария) (п. С. к Попечительному совету до 17/30 июля. — Письма, с. 474).
11/24 июля. А. Лалиберте пишет С. (из Монреаля), что работает над его произведениями ор. 48, 16, 37, 11 к своему предстоя-
Летопись жизни и творчества
1907
щему концерту (п. Палиберте к С. на франц. яз. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 687).
27 июля/19 августа. С. сообщает Н. В. Арцыбушеву: «...Я переписываю „Поэму экстаза" и думаю, что работы мне осталось еще дней на 20. По окончании я сейчас же отправлю рукопись в Лейпциг...» (Письма, с. 476).
Июль. А. И. Зилоти добивается от издательства М. П. Беляева получения листов второй корректуры «Поэмы экстаза», намереваясь исполнить ее в своих концертах (п. Н. В. Арцыбушева к Н. А. Римскому-Корсакову. — ГПБ, ф. 640, ед. хр. 238/12, л. 10 об. — И)-
3/16 августа. В Беатенберге проводит лето М. С. Неменова-Лунц, с которой С. проходит свои произведения и показывает новые. Она пишет Л. В. Николаеву: «Если бы ты знал, какая пишется 5-я соната <...> Последние вещи Скрябина начинают совершенно новый период» (ГЦММК, ф- 129, ед. хр. 369).
До 22 августа/4 сентября. В Беатенберг к С. приезжал М. И. Альтшулер, с которым С. «много работал над „Поэмой экстаза"». Тогда же у С. впервые возникает замысел объединения музыки и светоцвета. Он пишет об этом М. К- Морозовой: М. И. Альтшулер хочет «применить в первый раз световые эффекты» (Письма, с. 477).
В Лейпциге, в нотопечатне Редера вышли Две пьесы С. ор. 52 — поэма (Роете) и «Загадка» («Enigme»), изданные за счет автора (п. С. к М. К. Морозовой. — Письма, с. 477).
Издание двух пьее ор. 52 хранилось на комиссионном складе парижской фирмы Э. Фромонта и было выкуплено С. А. Кусевицким весной 1908 г.
30 августа. Н. В. Арцыбушев в своем письме предложил Н. А. Римскому-Корсакову снять с программы 2-го РСК «тяжелый „Экстаз"» С. и заменить его сюитой из «Золотого петушка» Рим-ского-Корсакова (ГПБ, ф. 640, ед. хр. 238/12, л. 16).
1 сентября. Н. А. Римский-Корсаков не согласился снять с программы С: «Но похвально ли освобождение от „Экстаза"?.. „Экстаз" вещь скверная и длинная и его пристроить нелегко... Скрябин тяжел, но интересен»,—-писал он Н. В. Арцыбушеву (ЛГК, инв. № 1018).
В тексте Поли. собр. соч. Н. А. Римского-Корсакова (т. VII, с. 364) допущена ошибка: вместо «скверная» напечатано «сильная».
В программе 2-го РСК 16 февраля 1908 г. Ф. М. Блуменфельд заменил «Поэму экстаза» 1-й симфонией С, ссылаясь на позднее получение нотного материала.
Лозанна. 9/22 сентября. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Беатен-берга в Лозанну (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 8/21 сент. — ГМС, инв. № 508).
2/15 октября. С. объявляет в письме Н. В. Арцыбушеву, что задержал отправку в Лейпциг рукописи партитуры «Поэмы экста-
за» ор. 54 «вследствие больших изменений в оркестровке» (Письма, с. 482).
19 октября/1 ноября. В Лозанне состоялся авторский концерт
С. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; ноктюрн ор. 9;
шесть прелюдий op. 11; три мазурки ор. 3. II отд. 3-я соната ор. 23;
две поэмы ор. 32; три этюда ор. 8; вальс ор. 38 (программа.—
ГМС, инв. №932).
29 октября/11 ноября. С. хочет вернуться в Россию. Он «должен с этого года приняться за свою большую работу... Поездка в Россию в такой момент может ему очень помочь в этом отношении» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1247).
Под «большой работой», вероятно, подразумевается «Мистерия».
31 октября/13 ноября. С. выслал в Петербург корректуру четырехручного переложения 3-й симфонии (п. Ф. Шеффера к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 4347/27-189).
2/15 ноября. Чикагское издательство «The Irving Supervision Company» обратилось к С. с просьбой прислать краткую биографию и фотографию для специального Музыкально-биографического словаря (ГМС, инв. № 782/398).
11 ноября. В концерте Московского камерного трио состоялось первое исполнение фортепианной фантазии ор. 28 С. Солист А. Б. Гольденвейзер (П [рокофьев] Г. Московские концерты.— РМГ, 1907, №49, стб. 1145).
20 ноября/2 декабря. С. завершена и отослана в Лейпциг руко
пись партитуры «Поэмы экстаза» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неме
новой-Лунц от 22 нояб./5 дек. — ГМС, инв. № 1244).
25 ноября/8 декабря — 1/14 декабря. С. писал М. К. Морозовой: «...Я почти окончил 5-ю сонату, то есть большую поэму для фортепиано, и нахожу ее лучшим из всех своих сочинений для фортепиано» (Письма, с. 483).
29 ноября. В Киеве Л. В. Николаев исполнил в концерте «Тра
гическую поэму» ор. 34 С. (программа. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр.
941).
30 ноября/13 декабря. По просьбе Н. Ф. Финдейзена С. выслал
в редакцию РМГ краткую автобиографию и фотографию (п. С. к
Финдейзену. — Письма, с. 487).
Конец осени. Ю. Д. Энгель рассказывает, что для С. было характерно «оттягивание» крупных сочинений, «вследствие чего вместе с главным сочинением являлись на свет <...> как бы осколки от него. Таким осколком „Экстаза" является 5-я соната, в заголовке которой даже поставлено motto из „Поэмы экстаза"» (Энгель,. с. 68— 69).
Эпиграфом к 5-й сонате ор. 53 взяты строки из текста к «Поэме экстаза»1. «Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!» и т. д.
До 1 декабря. В № 48 РМГ (стб. 1119) сообщение о присуждении Глинкинских премий за 1907 г. Имени С. среди лауреатов нет.
Летопись жизни и творчества
1908
J59
Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц: «...Опасения наши оправдались, и оказалось, что премия Саше не назначена» (ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 31).
1/14 декабря. Находясь вновь в трудном материальном положении, С. просит М. К. Морозову авансировать ему хотя бы 300 рублей (Письма, с. 489).
3 декабря. Желая помочь С, А. К. Глазунов настоял на том, чтобы Попечительный совет выслал С. аванс в 300 рублей в счет гонорара за «Поэму экстаза» (п. Н. В. Арцыбушева к С. — ГМС, инв. №205).
9 декабря. В Н. Новгороде В. И. Скрябина дала концерт из произведений С. Повторение программы ее концерта в Москве 9 апреля 1907 г. (Отчет Нижегородского отд. РМО за 1907/08 г., с. 8).
10/23 декабря. С. пишет Н. В. Арцыбушеву, что не хочет текст к «Поэме экстаза» «печатать при партитуре. Дирижерам, которые захотят поставить „Поэму экстаза", всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел, чтобы относились сначала к чистой музыке» (Письма, с. 491).
13/26 декабря. С. признавался Н. Ф. Финдейзену: «Жить за границей я предпочел ввиду того, что русская, а в особенности московская жизнь с нашим неумением ориентироваться во времени, мало способствовала выработке той дисциплины, которая необходима для выполнения моей задачи».
По поводу своих фортепианных поэм С. указал, что «большая часть из них имеет определенное психологическое содержание, но не все требуют программы». В том же письме С. касается замысла •своего «главного произведения» — очевидно, «Мистерии»: «...В смысле содержания небольшим намеком на то, что я хочу дать в «воем главном произведении, может служить „Поэма экстаза"» {Письма, с. 493).
28 декабря/10 января. Лейпцигская фирма Л. Хупфельда предложила С. записать исполнение им своих сочинений на аппаратах «Welte—Mignon» и на фоноле (п. представителя фирмы к С.— ГМС, инв. № 564).
Записи исполнения С. фирмой Хупфельда находятся в ГМС. Часть из них -переписана на магнитную пленку в 1958 г. и на грампластинку — в 1961 г.; см. также: Каталог фирмы Хупфельд. — Лейпциг, 1912.
11/24 января. Б. Ф. Шлёцер в письме из Милана предложил Н. Ф. Финдейзену свою статью о С, с тем чтобы приурочить ее к предполагаемому исполнению «Поэмы экстаза» в Петербурге в -феврале 1908 г. (ГПБ, ф. 816, оп. 2, ед. хр. 2028).
12/25 января. Отъезд С. из Лозанны в Лейпциг для записи ис-
полнения своих сочинений на аппаратах фирмы Хупфельда (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 13/26 янв. —Письма, с. 494—495).
Лейпциг. 13/26 января. Приезд С. из Лозанны в Лейпциг. Посещение им концерта «Богемского» (чешского) квартета с участием Л. Крейцера. С. «скучал в концерте, слушая Бетховена, Брамса и Мендельсона! До чего я стал всему и всем чужой...» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 14/27 янв. — Письма, с. 496).
15/28 января. Запись исполнения С. своих сочинений фирмой Хупфельда (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 14/27 янв. — Письма, с. 496).
17 января. На 4-й музыкальной выставке в Москве Е. А. Бек-ман-Щербина «очень изящно и талантливо» сыграла пьесы ор. 52 С. (Кашкин Н. Д. Четвертая музыкальная выставка. — Рус. слово, 1908, 18 янв., № 15).
19 января. В № 16 «Русских ведомостей» Ю. Д. Энгель писал о фортепианных пьесах С, исполненных 17 янв.: «Роете все-таки дала картину настроения, „Enigme" же так и осталась вычурным вопросительным знаком».
27 января. На вечере у художника И. С. Остроухова в Москве В. И. Скрябина исполнила 1-ю сонату ор. 6 и полонез ор. 21 С. (программа. —ЦГАЛИ, ф. № 822, оп. 1, ед. хр. 1333, л. 1 — 1 об.).
А. К- Лядов заявил корреспонденту газеты «Раннее утро» (№ 58): «...Я считаю Скрябина самым выдающимся композитором из тысячи модернистов не только России, но и всего Запада».
До 30 января/12 февраля. С. просит издательство М. П. Беляева выслать М. И. Альтшулеру весь материал для исполнения «Поэмы экстаза» сразу по выходе ее из печати. Он пишет по этому поводу М. И. Альтшулеру: «Кстати о тексте. Через 2—3 дня я вышлю тебе короткое резюме „Поэмы" <...> Непременно помести эту заметку на программах. Это хоть сколько-нибудь поможет уяснить слушателям содержание „Поэмы"» (Письма, с. 497).
Текст авторского резюме «Поэмы экстаза» не найден.
30 января/12 февраля. Рождение сына С. и Т. Ф. Шлёцер Юлиана (свидетельство о рождении Ю. А. Скрябина на франц. яз., выданное мэрией в Лозанне 2 сент. н. ст. 1908 г. — ГМС, инв. № 1175).
Январь. Выход в издательстве М. П. Беляева «Поэмы экстаза» ор. 54 С. (п. Ф. Шеффера к Ф. И. Грусу от 26 янв./8 февр. — ЛГК, инв. № 26/14).
1 февраля. Правление Московского отделения РМО решило исполнить «Поэму экстаза» в концерте 16 февр. 1908 г. при условии, что М. К. Морозова «берет на себя покрытие убытков по всем симфоническим собраниям» (постановление правления РМО — ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 121, л. 10—10 об.).
3 февраля. В № 5 РМГ (стб. 114—120) очерк Б. Ф. Шлёцера «А. Н. Скрябин» (окончание см.: РМГ, 1908, № 6, стб. 146—157 к № 7, стб. 178—182).
6/19 февраля. А. Никиш пишет (из Лейпцига) К. К. Штакель-
Летопись жизни и творчества
1908
бергу: «Третью симфонию Скрябина я знаю хорошо <...> Это, конечно, очень интересное произведение, но совершенно не русское...» (Письма зарубежных музыкантов. — Л., 1967, с. 192).
8 февраля. Ф. М. Блуменфельд просит С. приехать в Петербург
для консультации перед исполнением «Поэмы экстаза» (ГМС, инв.
№ 296).
После 8/21 февраля. С. пишет в ответ: «Очень сожалею, что не могу приехать» (т-ма С. М. Блуменфельду. — Письма, с. 500).
9 февраля. В Н. Новгороде М. Н. Мейчик исполнил в концерте
произведения С. (С [а в в и] н Н. Музыка в провинции. — РМГ,
1908, № 10, стб. 247).
11/24 февраля. В Филадельфии К. Штернберг исполнил в концерте поэму Fis-dur op. 32; этюд cis-moll op. 42 и «Танец томления» ор. 51 № 4 (РМГ, 1908, № 32—33, стб. 669).
16 февраля. Во 2-м РСК в Петербурге под упр. Ф. М. Блумен-фельда исполнена 1-я симфония С. вместо объявленной в программе «Поэмы экстаза» (программа. — Б-ка Ленинград, филармонии).
3/16 марта. В Берлине А. Б. Гольденвейзер исполнил в концерте произведения С. (программа. — ГЦММК, филиал Гольденвейзера, инв. № 1763).