Скрябин много и поэтично говорил тогда об обертоновых гармониях, об „астральном теле звука", впервые услышанном или раскрытом (показанном) человечеству в его музыке» (Гнесин. Воспоминания, с. 98).
Имеется в виду соната-баллада ор. 7 для виолончели и фортепиано Гнесина.
14/27 февраля. Сольный концерт С. в зале Бехштейна с повторением программы концерта 4/17 февр.
М. Ф. Гнесин вспоминает об этом событии: «Скрябин был еще совсем не известен в Германии в 1911 году, и концерт его в Берлине прошел в слабо наполненном зале, с публикой в большей части попригласительнымбилетам, щедро разосланным концертной дирекцией Вольф. Но ведь надо сказать, что три четверти превосходных концертов играют в Берлине при полупустом зале, только бы поиграть в этом крупнейшем концертном центре и дождаться отзыва! Немецкая публика слушала холодновато. „Русская колония", конечно, восторгалась.
Я помню, меня все же расхолаживало это сознание, что большинство слушающих несомненно очень критически воспринимает Скрябина, что по неизбежности, после этого первого знакомства, они будут говорить убежденно (как и у нас говорили многие в свое время): „Ранние произведения красивы, но не оригинальны — повторение Шопена; поздние — безусловно оригинальны, по зато некрасивы".
Что-то подобное я и прочитал через несколько дней в одной из* газет. И все же к концу концерта чувствовалось, что и в среде не-
Летопись жизни и творчества
1911
мецкой публики оказалось какое-то количество воодушевленных слушателей. <...>
Во всяком случае, скрябинский концерт 1911 года положил начало ознакомлению Германии с его музыкой. Л. Крейцер примерно тогда же приступил к пропаганде его сочинений как пианист и дирижер.
|
После концерта отправились дружной компанией в кафе. Были: Скрябин, Крейцер, Юлия Вейсберг, Шмулер, Вл. Метцль, философ-гегельянец И. Ильин с супругой, незадолго до того приехавший с какими-то научными заданиями в Германию... и я. Может быть, и еще кто-нибудь был — не помню. За скромным ужином шла крайне одушевленная беседа. Кто-то задал Скрябину вопрос
0 Мистерии. Еще не остыв от концертного воодушевления, чувст
вуя себя в кругу друзей, он стал рассказывать, постепенно все
более опьяняясь дорогими ему фантазиями: смены рас, мировые
катаклизмы и торжественная гибель нынешнего человечества под
звуки скрябинской музыки.
Подробно излагалось, что будет происходить в каждый из шести или, вероятно, из семи дней этой Мистерии гибели (и возрождения?) человеческого рода. Все слушали, конечно различно относясь к содержанию того, о чем он говорил, но, кажется, равно полные симпатией к пророчествующему полушепотом необычайно одаренному музыканту. Помню, Ильин наклонился к соседу и сказал: „Однако, какой ужасающий вздор!" А Скрябин все говорил, говорил... „В такой-то день человечество будет вспоминать лучшее, что происходило на его историческом пути; в такой-то..." — не помню уж, что еще будет...
,,В пятый день начнутся всеобщие объятия!.." „Александр Николаевич! Я боюсь, что все съедутся только к пятому дню!" — воскликнул остроумный Шмулер, страстный почитатель Скрябина и ■его любимец, несмотря на частые скептические замечания.,,Ах, вы меня не так поняли: ведь это не будут объятия в физическом плане. Ведь это все будет уже в астральном плане!" —,,А... в астральном?! Ну, тогда вовсе никто не приедет!" — восклицает Шмулер. Но Скрябин, не сердясь на него, продолжает рассказ» (Гнесин. Воспоминания, с. 99—100).
|
Москва. 17 февраля. Возвращение С. в Москву из концертной поездки по городам Германии (т-ма С. к Т. Ф. Шлёцер от 16 февр./
1 марта. — Письма, с. 563).
18 февраля /3 марта. С. А. Кусевицкий начал репетиции «Прометея» ор. 60. Всего состоялось 9 репетиций (Астров А. В. Деятель русской музыкальной культуры С. А. Кусевицкий. — Л., 1981, с. 73).
Берлинский рецензент отметил, что С. прекрасный, темпераментный пианист, но сочинения его «лишь поверхностное подражание Шопену» (Berliner Neueste Nachrichten, 1911, 3 Marz).
23 февраля /8 марта. Лейпцигский музыкальный критик отме-
тил легкую, виртуозную технику С. и подчеркнул, что стиль игры С. «дает ключ к пониманию его произведений» (Leipziger Neueste Nachrichten, 1911, 8 Marz).
26 февраля. Опубликовано окончание статьи Л. Л. Сабанеева «„Прометей" Скрябина» (Музыка, 1911, № 13, с. 287—294).
Впервые опубликован ноктюрн для фортепиано соч. 1884 г (Му
зыка, 1911, № 13, с. 295). ~
Февраль. Жури. «Музыка» (№ 13) известил, что в РМИ готовится к печати партитура «Прометея» С.
«В этот „прометейский" сезон много волновал Скрябина вопрос об обложке для „Прометея". Алек. Ник. непременно хотел, чтобы обложка была не простая, а имела бы в себе известную мистическую символику, чтобы значение „Прометея" как символа было бы в ней отражено....Было решено обложку заказать... бельгийскому художнику Дельвилю <...> Тот вскоре прислал обложку, которая изображала из себя в центре лицо „андрогина", включенного в „мировую лиру", а кругом были разные космические символы — кометы и спиральные туманности. <...> Было решено ее издать в оранжевом цвете... Это был цвет огня, пламени, которого символом был „Прометей"» (Сабанеев, с. 68).
|
А. В. Оссовский вспоминает об отношении С. В. Рахманинова к «Прометею»: «...В РМИ вышла из печати партитура „Прометея. Поэмы огня" Скрябина... Рахманинов, увидев на письменном столе Кусевицкого эту партитуру... пожелал ознакомиться с нею... Знаменитый первый аккорд „Прометея" поразил, даже восхитил Рахманинова. Но дальше... следовали одно за другим колкие замечания...» (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 405).
До 2 марта. Последняя репетиция «Прометея» (Энгель, с. 79).
2 марта. Первое исполнение «Прометея» ор. 60 в 8-м симфо
ническом концерте С. А. Кусевицкого. Дирижер С. А. Кусевицкий.
Хор Л. С. Васильева. Партию фортепиано исполнил автор.
В I отд. была исполнена 2-я симфония С. (Обозрение театров
1911, 3 марта, № 1331, Хроника). '
Исполнение «Прометея» «представляло трудности необычайные. Прежде всего партитура „Прометея" требует кроме симфонии звуков и симфонии цветов, согласованных со звуками. Для обозначения последней в партитуре введена строка „luce", а для выполнения указанного в строке —особый инструмент „clavier a lumieres", то есть „световая клавиатура" <...> „Прометей" исполнен был без участия „luce"» (Энгель, с. 79).
Первый вариант расшифровки световой строки «Прометея» предложил Г. М. Римский-Корсаков (De Musica, вып. 2.— Л., 1926, с. 94—96).
Опыты исполнения «Прометея» с применением цветосветовой партитуры делались в Нью-Йорке (1915); Лондоне и Москве (1916); Казани (1961).
В 1962 г. «Прометей» был исполнен в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве. Дирижер К. К. Иванов; партия фортепиано — А. Л. Йохелес. В финале использовался аппарат «Цветомузыка» конструктора К. Л. Леонтьева. В 1975 г. при исполнении «Прометея» в Концертном зале «Россия» в Москве бы-7 Зак. 1508
Летопись жизни и творчества
1911
19;
ла применена новая конструкция двухканальной системы цветового сопровождения конструктора Д. Н. Чечулина. Дирижер К- К. Иванов; партия фортепиано — В. В. Кастельский. (Муз. жизнь, 1975, № 17, с. 21—22).
При жизни С. у него в кабинете с помощью профессора А. Э. Мозера была сконструирована и подведена к потолку простейшая конструкция из девяти электрических лампочек, покрытых цветной бумагой. По просьбе Л. Л. Сабанеева С. пометил его экземпляр партитуры «Прометея» указаниями, «в каком месте и какой видится ему цвет» (Сабанеев, с. 60—62; см. также: Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и в световой симфонии Скрябина. — М.,. 1917.
3 марта. Появились рец. на концерт 2 марта. «„Прометей" был
исполнен С. А. Кусевицким мастерски <...> Ни один другой ди
рижер не мог бы исполнить так „Прометея" — для этого надо
чувствовать Скрябина и любить его музыку так, как любит ее и
чувствует Кусевицкий <...> Все звучало, как следовало в замыс
ле автора, а места подъема вышли так титанически мощно, что-
после всего этого Кусевицкого нельзя считать иначе, как в самых
первых рядах дирижерского искусства» (Сабанеев Л. «Про
метей» Скрябина. — Голос Москвы, 1911, 3 марта, № 51).
«...Своей необычайностью „Прометей"... ошеломил публику <...> Композитор сам исполнил фортепианную партию <...> Его несколько раз вызывали... Не лежит сердце к этим теософическим претензиям стать сверхчеловедом... к истерически-мистическому шаманству, — словом, ко всем дебрям того тупика идеи и формы, куда, думается, заводит Скрябина „Прометей"» (Эн-гель Ю. Концерт Кусевицкого. — Рус. ведомости, 1911, 3 и 4 марта, № 50 и 51; перепеч. в кн.: Энгель. Статьи, с. 315).
См. также рец.: Куров Н. «Прометей» А. Н. Скрябина.— Раннее утро, 1911, 3 марта, № 50.
4 марта. Из отзывов московской прессы: «В „Прометее" мно
гое сродни двум предшествующим симфониям Скрябина <...>
Но здесь мы наслаждаться все равно не можем, ибо все равно-
ничего не можем понять... Мы стоим с закрытыми глазами перед
великим произведением будущего...» (А. [Гольденвейзер
А. Б.] «Прометей» Скрябина. — Новости сезона, 1911, 4 марта,
№ 2152).
«Музыка „Прометея"... это завершение кристаллизации того-стиля, который композитор усвоил в последние десять лет <...> целый новый мир оригинальных гармонических построений...» (Сабанеев Л. Концерты Кусевицкого. — Голос Москвы, 1911, 4 марта, № 51).
«... „Прометей" мне понравился. В этом пышном экзотическом-сочинении... слышна какая-то порой пленительная, порой зловещая... сила» (Конюс Г. Э. На концерте Кусевицкого. — Утро-России, 1911, 4 марта, № 51).
См. также рец.: Ч[ерешнев] Г. Концерт С. А. Кусевицкого.— Мое. ведомости, 1911, 4 марта, № 5).
7 марта. В Петербурге А. Н. Дроздов исполнил в концерте
две поэмы ор. 32 и 4-ю сонату С. (Обозрение театров, 1911, 7 марта, № 1335, Хроника).
8 марта. С. выехал из Москвы в Петербург (Обозрение театров, 1911, 9 марта, № 1337, Хроника).
Петербург. 9 марта. Первое исполнение «Прометея» ор. 60 в Петербурге, в зале Дворянского собрания. Дирижер С. А. Кусевицкий, партия фортепиано — автор (Обозрение театров, 1911, 9 марта, № 1337).
10 марта. В. И. Скрябина исполнила в своем сольном концерте в Москве 1—5-ю сонаты С. (рец.: К[урдюмов] Ю. Концерт Скрябиной. — Раннее утро, 1911, 11 марта, № 57).
В № 12670 газ. «Новое время» рец. на концерт 9 марта.
12 марта. В № 69 газ. «Речь» рец. В. Каратыгина на концерт
9 марта. С. «подарил нашу музыку творением еще более слож
ным, еще более прекрасным... превосходящим решительно все,
что появлялось в русской музыке за последнее время».
13 марта. В № 87 газ. «St. Petersburger Zeitung» рец. Я. Ви-
тола на концерт 9 марта (перепеч. в кн.: Витол, с. 234—237).
Журн. «Музыка и пение» (№ 5, с. 6) сообщал о гастролях С. в Германии: «Местная критика отдает должное как оригинальности сочинений, так и тонкой, искусной их интерпретации».
19 марта. Опубликована полемика Л. Л. Сабанеева и П. А. Ка-
расева: «К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина»
(Музыка, 1911, № 16, с. 369—370: окончание: Музыка, 1911, № 20,
с. 452—457).
20 марта. В № 12 журн. «Театр и искусство» (с. 658—659) вы
ступил В. Каратыгин со статьей «О музыкальной критике вообще,
о критиках Скрябина в частности и о его „Прометее" в особенно
сти».
25 марта/7 апреля. В Турине (Италия) в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнена 1-я симфония С. (Музыка и пение, 1911, № 11, с. 7).
В № 13 РМГ (стб. 338—340) рец. Б. Тюнеева на концерт 9 марта.
Москва. 28 марта. И. А. Добровейн исполнил в концерте поэму D-dur op. 32 С. (Музыка, 1911, № 18, с. 10).
В № 3 журн. «Музыка и жизнь» (с. 12) рец. на концерт 2 марта.
15 апреля. РМГ (№ 17, стб. 437) подчеркнула, что концерты С. в Берлине и Лейпциге представили «серьезный художественный интерес».
Март—апрель. Охлаждение отношений между С. и Кусевицким, закончившихся разрывом их деловых и дружеских контактов. «Они были внешне близки, на „ты"; но внутренне далеки...» После репетиции «Прометея» С. и его друзья собрались у Кусевицкого. «Обсуждался вопрос... где отпраздновать торжественно и достойно рождение нового произведения». С. не хотел праздновать в об-
Летопись жизни и творчества
1911
19-
ществе миллионеров. «„...У меня много друзей... которым неловко придти к Кусевицкому <...> А без них мне бы не хотелось". Ку-севицкий клялся С. — „...Все твои друзья — мои друзья. <...> Кого ты хочешь — пригласим..." На деле же Кусевицкий,,неожиданно резко" отказал С. в его просьбе пригласить на ужин г. М. — одного из своих друзей. „Скрябин внутренне после этого инцидента как-то оторвался от К.» (Сабанеев, с. 87, 89—92).
Начало мая. Состоялся последний разговор С. и С. А. Кусевиц-кого, касавшийся концертов С. в 1912 г. Кусевицкий предложил С. неприемлемые для него материальные условия, от которых С. категорически отказался.
Летом 1911 года С. и С. А. Кусевицкий обменялись несколькими письмами по поводу того, что С, как считал Кусевицкий, «должен» ему около пяти тысяч рублей (Сабанеев, с. 65, 87—93).
11 мая. Разорвав отношения с С. А. Кусевицким и вновь ис
пытывая материальные затруднения, С. обращается к М. Л. Пре-
сману с просьбой начать переговоры с А. И. Зилоти относительно
возможности выступать в его симфонических и камерных концер
тах (Письма, с. 563—564).
12 мая. А. И. Зилоти телеграфирует С: «Я бесконечно счаст
лив, узнав от Пресмана, что Вы свободны. Мечтаю, что Вы окаже
те честь моим концертам и отныне будете считать их всегда и все
цело к Вашим услугам» (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 582).
А. И. Зилоти предложил С. тысячу рублей за исполнение фортепианного концерта и партии в «Прометее» и шестьсот рублей за камерный концерт.
13 мая. А. И. Зилоти телеграфирует С: «...Прошу Вас сыграть
фортепианный концерт десятого декабря. Концертом дирижирует
Рахманинов. Гонорар предлагаю семьсот рублей» (ГЦММК,
ф. 17, ед. хр. 7/8, л. 42).
С. телеграфирует в ответ: «За приглашение играть в филармонии благодарю, на условия согласен» (Письма, с. 566).
Попечительный совет предложил С. возобновить издание его сочинений фирмой М. П. Беляева (п. А. Н. Лядова к С. — ГМС, инв. № 169).
С. в последнем письме к С. А. Кусевицкому сообщает ему, что намерен отдавать свои сочинения в РМИ до 1 апр.. а с этого срока будет считать себя свободным (Письма, с. 569).
Образцово-Карпово. 16 мая. С. и его семья выезжают из Москвы на дачу в имение под Каширой (п. С. к А. И. Зилоти от 15 мая.'—Письма, с. 567).
До 20 мая. О. О. Риземан по просьбе С. начал предварительные переговоры с Б. П. Юргенсоном о возможных условиях издания произведений С. фирмой Юргенсона (п. Риземана к С. — ГМС, инв. № 210).
7 июня. А. И. Зилоти пишет С: «Ваш „Прометей" мне страшно нравится. Как и подобает большому произведению, оно ясно и
просто, но требует хорошего, то есть тонкого исполнения...» (ГМС, инв. № 125).
24 июня. Из письма А. И. Зилоти С. В. Рахманинову: «Скрябин велел тебе передать, что он очень рад играть с тобой, и еще, что он очень сожалеет, что не встретился с тобой в „Прометее"» (ЛГИТМиК, ф. 173, ед. хр. 7, л. 362—364).
В 15-м общедоступном симфоническом концерте на Сокольническом кругу в Москве под упр. К. С. Сараджева исполнена 3-я симфония С. (Музыка, 1911, № 31, с. 645).
Журн. «Музыка» (№ 31, с. 651—655) опубликовал статью Л. Л. Сабанеева «„Божественная поэма" А. Н. Скрябина».
31 июля. С. написал за лето свыше 30-ти фортепианных произведений: «...Несколько этюдов, 6-ю сонату и др. — все, конечно, в „прометеевском" стиле» (п. Н. С. Жиляева А. В. Станчинско-му. —ГЦММК, ф. 239, ед. хр. 215).
Июнь—июль. Журн. «Музыка и жизнь» сообщил о выходе С. из состава жюри РМИ.
До 10 августа. С. передал РМИ в счет погашения долга С. А. Кусевицкому права на «Прометея», две фортепианные пьесы ор. 59 и ранее изданные им самим 5-ю сонату и две пьесы ор. 52 (п. Кусевицкого к С. от 10 авг.— ГМС, инв. № 1964).
10 августа. С. А. Кусевицкий продолжает настаивать на долгах С: «Тобою забыта та часть нашего словесного договора, где имеется в виду, что и после пятилетнего срока твои сочинения будут издаваться в Российском музыкальном издательстве. <...> За истекшие три года тебе, было мною передано 16500 рублей по договору и 1000 рублей взаимообразно <...> Гонорар за... вещи... переданные тобой издательству, не превышает и 3000 рублей; итого уже теперь тобою получено лишнего 13500; значит, каким-либо способом должен же ты... компенсировать полученный тобою излишек» (ГМС, инв. № 1964).
После 10 августа. С. передал РМИ права на «Листок из альбома» ор. 58, а также на Две пьесы (Deux pieces) — поэму (Роете) и прелюдию (Prelude) op. 59; «Поэму-ноктюрн» («Роёте-nocturne») op. 61; 6-ю сонату (Sonate № 6) ор. 62; Две поэмы (Deux poemes)—«Маску» («Masque») и «Странность» («Etran-gete») op. 63; 7-ю сонату (Sonate № 7) op. 64 (коммент. А. В. Каш-перова. — Письма, с. 579).
До 18 августа. А. И. Зилоти пишет С. (из Выборга): «Я решил дать Скрябинский вечер, дабы наглядно показать публике, какого дорогого гостя я приобрел...» (ЛГИТМиК, ф. 173, ед. хр. 6, л. 105—108).
В Образцово-Карпово С. начал в эскизах 8-ю сонату ор. 66 и 10-ю сонату ор. 70 (Энгель, с. 80).
Москва. Возвращение С. и его семьи из Образцово-Карпово (п, Т. Ф. Шлёцер к О. И. Монигетти. — ГМС, инв. № 641).
18 августа. С. выслал А. И. Зилоти программы двух своих
Летопись жизни и творчества
1911
предстоящих сольных концертов в Петербурге — 31 окт. и 7 нояб. 1911 г. (Письма, с. 576).
В летних концертах в Сестрорецке была исполнена 2-я симфония С. Дирижер В. И. Сук (РМГ, 1911, № 37, стб. 730).
5 сентября. С. посетил Н. С. Жиляев. Он писал тогда А. В. Стан-
чинскому: С. «...играл отрывки из своей новой, 6-й сонаты — стиль
вроде „Прометея"» (ГЦММК, ф. 239, ед. хр. 216).
10 сентября. С. пишет М. Л. Пресману: «Я все время страшно занят: много играю (готовлю три программы), а также спешу окончить целую серию фортепианных вещей» (Письма, с. 579).
Сентябрь. Журн. «Музыка» (№ 40, с. 830) известил, что в РМИ вышли партитура, оркестровые голоса и партия фортепиано «Прометея», а также «Листок из альбома» ор. 58 С.
2 октября. В 3-м историческом концерте в Большом зале Политехнического музея М. Н. Мейчик исполнил 5-ю сонату, этюды fis-moll, gis-moll и As-dur op. 8; прелюдии b-moll, g-moll и H-dur op. 37; две поэмы op. 32 (программа. — ГМС, инв. № 967).
6 октября. Выезд С. в сопровождении Т. Ф. Шлёцер в Одессу
и Екатеринославль для выступления в сольных концертах (Одес
ские новости, 1911, 1 окт., № 8531, Хроника).
Одесса. 7 октября. Прибытие С. в Одессу (Диссонанс. А. Скрябин. — Одесские новости, 1911, 7 окт., № 8538).
8 октября. Сольный концерт С. в зале «Унион». Программа: I отд. Прелюдии e-moll, C-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, D-dur, gis-moll op. 11; этюды cis-moll op. 4*2, As-dur, dis-moll op. 8. II отд! 2-я соната-фантазия op. 19. HI отд. Две поэмы ор. 32; мазурки es-moll op. 3, Fis-dur op. 40; «Желание» op. 57 № 1; «Загадка» op. 52 № 2; вальс op. 38 (программа. — ГМС, инв. № 868).
8 № 31 журн. «Южная мысль» (Одесса) интервью Бобыля
[Кауфмана М. С] со С.
9 октября. В № 8440 газ. «Одесские новости» рец. А. Р. Я. на
концерт 8 окт.
Т. Ф. Шлёцер писала 3. И. Монигетти: «Вчерашний концерт
прошел блестяще» (ГМС, инв. № 838). !
Екатеринославль. 10 октября. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Одессы в Екатеринославль (Екатеринославское утро, 1911, 10 окт., № 50, Хроника).
11 октября. Сольный концерт С. в зале Английского клуба. По
вторение программы концерта 8 окт. (программа. — ГМС, инв.
№ 868).
12 октября. В Москве симфоническим оркестром С. А. Кусе-
вицкого исполнен «Прометей» С. Партию фортепиано исполнил
Р. Лорта (РМГ, 1911, № 44, стб. 925).
14 октября. В № 4381 газ. «Приднепровский край» рец. О. Мухи на концерт 11 окт.
18 октября. В № 45 журн. «Музыка» (с. 961—964) статья Л. Л. Сабанеева «Лист и Скрябин».
19 октября. В Петербурге под упр. С. А. Кусевицкого исполнен «Прометей» С. Партия фортепиано — Р. Лорта (программа.— ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046—1066).
23 октября. В № 252 газ. «St. Petersburger Zeitung» рец. Я. Ви-тола на концерт 19 окт.; перепеч. в кн.: Витол, с. 237—238.
См. также в № 49 журн. «Музыка» (с. 1080—1081) рец. Н. Я. Мясковского (подп.: Мизантроп); по его мнению, «Прометей»— «изумительнейшее явление человеческого духа» (перепеч.:' Мясковский, II, с. 24).
Петербург. 28 октября. Приезд С. в Петербург для концертных выступлений. С. остановился у А. И. Зилоти: «...Прелесть Зилоти и всей его семьи превзошла все мои ожидания. Я преисполнен к нему чувством глубокой дружбы и уверен, что в нем я не разочаруюсь» (п. С. к М. Л. Пресману от 16 нояб.'—Письма, с. 581).
29 октября. В концерте Московского филармонического обще
ства под упр. Л. Д. Крейцера исполнена 2-я симфония С. (про
грамма.—ГМС, инв. № 869).
Пользуясь пребыванием в Петербурге С, художник А. Я. Головин работает над портретом композитора (Энгель, с. 82).
А. Я- Головин писал о своей работе над портретом С: «Скрябин интересовал меня как замечательный музыкальный талант, яркий и своеобразный. Как человек он казался мне несколько загадочным, странным <...> Я написал его во весь рост, во фраке» (Головин А. Я. Встречи и впечатления. — М., 1960, с. 125).
Портрет остался незавершенным. Находится в ГЦММК, в собрании Н. С. Голованова. Воспроизведен в журн. «Сов. музыка», 1972, № 1, с. 102.
30 октября. «Гениальная вторая симфония Скрябина... в испол
нении Крейцера была лучшая из слышанных мной интерпрета
ций»,— писал Г. Я- Черешнев в рец. на концерт 29 окт. (Голос
Москвы, 1911, 30 окт., № 250); см. также рец.: В филармонии.—
Рус. слово, 1911, 30 окт., № 250; Прокофьев] Г. Московские
концерты. — РМГ, 1911, № 46, стб. 964.
В № 44 РМГ (стб. 925—926) Г. Прокофьев отметил, что на концерте 12 окт. в исполнении «Прометея» С. А. Кусевицким «не было того воодушевления, которое сквозило в прошлом году...»
31 октября. Во 2-м камерном концерте А. И. Зилоти в Малом
зале консерватории состоялся сольный концерт С. Программа:
I отд. 2-я соната-фантазия. II отд. Прелюдии e-moll, d-moll op. 11;
b-moll, Fis-dur, H-dur, g-moll op. 37; 4-я соната. Ill отд. Этюды
Fis-dur, cis-moll op. 42; «Танец томления» ор. 51 № 4; «Загадка»
op. 52 № 2; «Сатаническая поэма» op. 36 (программа. — ГМС, инв.
№ 872).
1 ноября. В № 12612 «Биржевых ведомостей» рец. А. П. Коп-тяева на концерт С. 31 окт. По мнению критика, С. «оригинальничает в духе новых французов».
5 ноября. 3-й абонементный концерт А. И. Зилоти из произве-
Летопись жизни и творчества
1911
20)
дений С. Программа: I отд. 2-я симфония. II отд. фортепианный
концерт и «Прометей», солист — автор (программа. — ГМС, инв.
№ 872). " '
По словам В. П. Зилоти, С. был «в диком восторге» от исполнения А. И. Зилоти «Прометея» и 2-й симфонии (п. В. П. Зилоти к А. П. Третьяковой-Боткиной от 12 нояб. — Зилоти А. И. Воспоминания и письма. — Л., 1963, с. 389).
7 ноября. В № 12622 «Биржевых ведомостей» рец. А. Коптяе-
ва на концерт 5 нояб.
Второй сольный концерт С. в Малом зале консерватории. Программа: I отд. Концертное аллегро ор. 18; прелюдия B-dur op. 17; четыре пьесы ор. 56. II отд. 5-я соната (1-е исп. в Петербурге). III отд. две поэмы ор. 32; «Листок из альбома»; «Окрыленная поэма» («Роете aile») op. 51 № 3 (1-е исп.); вальс ор. 38 (программа. — ГМС, инв. № 872).
Вильно. 11 ноября. Приезд С. из Петербурга в Вильно для выступления там в сольном концерте, который состоялся в зале Железнодорожного кружка. Повторение программы концерта в Одессе 8 окт. (программа. — ГМС, инв. № 872).
8 № 2 «Нашего журнала» (Вильно) интервью со С. под заго
ловком «Композитор-философ» (с. 16).
Попечительный совет сообщил С. о присуждении ему за «Прометея» Глинкинской премии за 1911 г. (ЛГК, инв. № 4325/5-7).
Минск. 13 ноября. С. приезжает из Вильно в Минск и в тот же вечер выступает в зале Купеческого собрания. Повторение программы концерта в Вильно 11 нояб. (программа. — ГМС, инв. № 1077).
Б. П. Юргенсон пишет А. И. Зилоти: «Конечно, мы готовы издавать Скрябина» (ГМС, инв. № 713).
В № 1847 газ. «Северо-Западный голос» (Вильно) рец. на концерт 11 нояб
Москва. После 13 ноября. С. возвращается в Москву после концертных выступлений в Вильно и Минске (п. С. к М. Л. Пресману от 16 нояб. — Письма, с. 581).
19 ноября. Н. Я- Мясковский пишет о концерте 5 ноября: «Одним из самых значительных было явление „Прометея" у Зилоти <...> исполнение <...> надо отметить как очень одухотворенное, чему, вероятно, много способствовал автор» (Мизантроп. Петербургские письма. — Музыка, 1911, № 51, с. 147—149; пере-печ. в кн.: Мясковский, II, с. 27).
25 ноября. С. пишет А, И. Зилоти по поводу получения Глинкинской премии за «Прометея»: «...Не могу не поделиться с тобой" тем удовлетворением, которое мне доставило такое исключительное внимание к моему любимому детищу. А вот и еще новость, может быть, для тебя приятная. Шестая соната окончена (кроме некоторых незначительных деталей), и я горю нетерпением сыграть ее тебе целиком» (Письма, с. 595).
Тамбов. 27 ноября. Приезд С. в Тамбов. Выступление в тот же вечер во II отд. симфонического концерта Тамбовского отделения РМО. Программа: прелюдии C-dur, e-moll, cis-moll, Ges-dur, es-moll, D-dur op. 11; этюды cis-moll op. 42, As-dur, dis-mo'll op. 8 (программа. — ГМС, инв. № 875).
28 ноября. Концерт В. И. Скрябиной в Одессе. В программе произведения С. (Энгель Ю. Хроника. — РМГ, 1912, № 1, стб. 25).
Саратов. 29 ноября. Приезд С. из Тамбова в Саратов и выступление там в сольном концерте. Повторение программы концерта в Минске 13 нояб. (программа. — ГМС, инв. № 868).
30 ноября. С. телеграфирует Т. Ф. Шлёцер: «Концерт блестяще» (Письма, с. 584).
Москва. До 2 декабря. С. возвращается в Москву после гастролей (п. С. к А. И. Зилоти. — Письма, с. 585).
10 декабря. В Большом зале Благородного собрания в 5-м концерте Московского филармонического общества под упр^ С. В. Рахманинова исполнен фортепианный концерт С; солист— автор (Музыка, 1911, № 55, с. 1253).
Журн. «Музыка» (№ 54, с. 1224) сообщал, что концерт в; Минске «привлек массу слушателей и прошел с выдающимся успехом».
После 10 декабря. С. А. Сатина вспоминала: «Много разговоров вызвал концерт под управлением Рахманинова с А. Н. Скрябиным в качестве солиста, играющего свой Концерт. Давнишняя вражда некоторых музыкальных критиков, сгруппировавшихся-около Скрябина, с одной стороны, и Рахманинова — с другой,— была известна... Это и создало в Москве уверенность, что сами „виновники" газетной перепалки... также относятся друг к другу недружелюбно. В действительности же между обоими композиторами приятельские отношения никогда не нарушались, хотя близости и взаимного понимания творчества у них не было» (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 42—43).