Текст доклада опубл.: Кубанский край, 1912, 13 янв., № 10, с. 2.




Ростов-на-Дону. Возвращение С. и Т. Ф. Шлёцер из Новочер­касска в Ростов-на-Дону. Второй сольный концерт С. Программа: I отд. Прелюдии b-moll op. 17, op. 56 № 1, op. 16 (H-dur, gis-moll, Ges-dur), op. 37 (b-moll, Fis-dur, H-dur, g-moll), этюд op. 42 (cis-moll), ноктюрн op. 9. II отд. 4-я соната. III отд. Мазурки op. 25 (e-moll), op. 40 (Fis-dur), op. 3 (E-dur); прелюдия op. 51 № 2; «Окрыленная поэма» op. 51 № 3; «Листок из альбома» op. 58; «Сатаническая поэма» op. 36 (программа. — ГМС, инв. № 882).

13/26 января. В Дрездене в 5-м концерте Королевской музы­кальной академии под упр. Э. фон Шуха исполнена 3-я симфония С. (РМГ, 1912, № 9, стб. 225—226).

Екатеринодар. 15 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Екате-ринодар. Сольный концерт С. Программа: I отд. Семь прелюдий ор. 11, этюд ор. 8, 2-я соната-фантазия. II отд. Две поэмы ор. 32; прелюдия ор. 48; «Танец томления» ор. 51 № 4; «Желание» ор. 57* № 1; «Загадка» ор. 52 № 2; «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3; 4-я соната (программа. — ГМС, инв. № 883; рец.: По поводу концерта А. Н. Скрябина. — Кубанский край, 1912, 15 янв., № 623).

После 15 января. М. Ф. Гнесин вспоминает о пребывании С. в Екатеринодаре: «Утонченно-переливчатый, пленительный и в са­мой музыке и в исполнении Скрябин, с весной появившийся в да­леком провинциальном городе, был точно залетевшая из далеких


краев Жар-птица. Концерт был радостный, чудесный, с полнотой отклика у сильно воодушевленных слушателей. И сам Скрябин и Татьяна Федоровна были удовлетворены, счастливы успехом, ра­довались весне, радовались наличию друзей в далеком городе.

А мы, устроители этого концерта, радовались и за себя, и за них, и за всю слушательскую массу, и оставалось у нас еще при­ятное сознание, что нам удалось все это организовать именно так, как надо было и как почти никогда не устраивались в России по­добного рода концерты.

Скрябин приехал к нам из соседнего Ростова с горьким осад­ком на душе от тамошнего своего выступления. <...>

Скрябин рассказывал нам, что ему очень тяжело было играть лри абсолютно равнодушной публике.

Для нас, молодых друзей скрябинского искусства, приезд его был настоящим большим праздником, к которому мы долго гото­вились. <...>...Для лиц, желающих приобрести билеты на этот концерт, был устроен безвозмездно «предконцерт», на котором по­сле очень интересной и полной воодушевления лекции А. Н. Дроз­дова, характеризовавшей творческий путь Скрябина, им же был исполнен (с пояснениями) ряд произведений Скрябина различных периодов. Предполагалось задавать вопросы, и т. д.

Если и не все, кто взял билеты, воспользовались правом посе­тить этот «предконцерт», то во всяком случае — очень многие. Та­ким образом многочисленная публика в концерте, особенно впечат­лительная и легко воодушевляющаяся молодежь, оказалась в ка­кой-то степени подготовленной, даже зараженной нашим вооду­шевлением, и это очень сильно сказалось на характере и успехе концерта. <...>

Не помню всех наших бесед в эти дни (Скрябины останови­лись, кажется, не в гостинице, а у гостеприимных Дроздовых), но, вырванный из своей московской квартиры, Скрябин был гораздо проще и душевно здоровее, чем в обычной своей обстановке. Как он обрадовался, когда мы сказали ему, что он может играть у нас все, что ему вздумается, что слушатели у нас способны внимать и его последним сочинениям.

Настал концерт. Потребовался обычный бокал шампанского для преодоления предконцертной взволнованности, горячая вода, чтобы согреть руки и тому подобные приготовления:

Концерт был исключительным. Александр Николаевич играл чудесно, окруженный со всех сторон воодушевленной и неутоми­мой в слушании молодежью. И он и Татьяна Федоровна после го­ворили, что концерт в Екатеринодаре — чуть не самый лучший за все его концертные поездки по России» (Гнесин. Воспоминания, с. 102—106).

Москва. 17 января. Возвращение С. и Т. Ф. Шлёцер в Москву (т-ма С. к М. А. Шлёцер. — Письма, с. 590).

В № 13 газ. «Кубанский край» рец. М. И. Э[йшискина] на кон-



Летопись жизни и творчества




 


церт 15 янв. По его мнению, С. «...не принадлежит к числу выда­ющихся музыкантов-исполнителей. Но если мы возьмем... пере­дачу им своих произведений, то... так играть может только Скря­бин...»

19 января. С. работает над завершением 7-й сонаты. Он пишет М. Л. Пресману: «Я сразу уселся за переписку сонаты и на днях надеюсь отослать ее в печать» (Письма, с. 590—591).

21 января. В 8-м симфоническом собрании РМО в Большом, зале Московской консерватории под упр. Э. А. Купера исполнена 2-я симфония С. (Новости сезона, 1912, 21 янв., № 2334, Хроника).

25 января. В рец., опубликованной в «Русских ведомостях» (№ 20), отмечается: «...Вторая симфония Скрябина при первом своем исполнении... была за свою какофонию даже освистана; те­перь она уже нравится большей части публики».

15 февраля. Е. В. Гвоздков исполнил в концерте «Трагическую,
поэму» ор. 38 и этюд dis-moll op. 8 С. (РМГ, 1912, № 9, стб. 217).

16 февраля. В Малом зале консерватории выступила
В. И. Скрябина. Программа: I отд. Allegro de concert op. 18; два
экспромта; прелюдия и ноктюрн ор. 9; мазурка; этюды b-moll,
Des-dur, dis-moll op. 8, cis-moll, Fis-dur op. 42. II отд. Allegro ap­
passionato op. 4; 2-я соната-фантазия op. 19; полонез. Ill отд. По­
эма; «Хрупкость» op. 51 № 1, «Листок из альбома»; «Загадка»
ор. 52 № 2; «Иронии» ор. 56 № 2; «Желание» ор. 57 № 1; «Ласка
в танце» ор. 57 № 2; 4-я соната ор. 30 (Музыка, 1912, № 65„
с. 218—219).

Опубликована статья Л. Л. Сабанеева «7-я соната Скрябина» (Музыка, 1912, № 64, с. 195—200).

21 февраля. Сольный концерт С. в Большом зале Благород­
ного собрания. Первое исполнение 7-й сонаты ор. 64. Программа:
I отд. Прелюдии C-dur, e-moll, cis-moll, Ges-dur, es-moll, D-dur,
d-moll op. 11; этюды cis-moll op. 42, As-dur, dis-moll op. 8. II отд.
3-я соната. Ill отд. Две поэмы ор. 32, четыре прелюдии ор. 48; «Та­
нец томления» ор. 51 № 4; «Желание» ор. 57 № 2; «Загадка»
ор. 52 № 2; «Листок из альбома» ор. 58; 7-я соната (программа.—
ГМС, инв. № 1083).

22 февраля. В Петербурге под упр. В. И. Сафонова исполнена1
1-я симфония С. (Отчет Петербургского отделения РМО за сезон
1911/12 г., с. 18).

В № 43 газ. «Утро России» рец. на концерт 21 февр.

23 февраля. В статье, опубликованной в № 44 «Русских ведо­
мостей», Ю. Энгель писал: «После всего прекрасного, что создал
до сих пор Скрябин, хочется верить, что нечто от прекрасного есть-
и в том, в чем с первого раза его почти не видишь, не чувствуешь.
Но... живого, непосредственного восприятия такой силы и красо­
ты <...> Седьмая соната не дает...» (перепеч. в кн.: Энгель. Ста­
тьи, с. 339—341).

24 февраля. В Петербурге К. Н. Игумнов исполнил 2-ю сона-


ту-фантазию ор. 19 С. (программа. — ГЦММК, ф. 224, ед. хр. 517).

25 февраля. В № 46 газ. «Русское слово» рец. Ю. Сахновского на концерт 21 февр.

Рецензент журн. «Музыка» (№ 65, с. 222) отметил: «Центром в концерте была новая, седьмая соната ор. 64... в сравнении с ней и „Прометей" уже не кажется сложным».

28 февраля/13 марта. В Берлине впервые исполнен «Прометей»
С. Дирижер Э. Вендель. Партия фортепиано — Т. Бромберг (Му­
зыка, 1912, № 68, с. 257—258).

2 марта. С. подписал договор с Б. П. Юргенсоном на издание своих новых сочинений (написанных позднее марта 1912 г.) фир­мой П. И. Юргенсона (ЦГАЛИ, ф. 931, оп. 1, ед. хр. 102).

4 марта. В № 10 РМГ (стб. 251—252) рец. Г. Пр [окофьева] на-
концерт 21 февр.

9 марта. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Москвы для концертно­го выступления С. в Казани (п. С. к М. Л. Пресману. — Письма, с. 592).

10/23 марта. Зарубежный корреспондент журн. «Музыка» пи­сал о концерте 28 февр.: «Прометей» ор. 60 был проведен Э. Вен-делем «с большим подъемом и редким техническим совершенст­вом...» (W. [Весел о веки й А. Н.] Письмо из Берлина. — Му­зыка, 1912, № 67, с. 257—258).

Казань. 11 марта. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Казань. Выступ­ление С. в сольном концерте. Повторение программы концерта в. Ростове-на-Дону 6 янв. (программа. — ГМС, инв. № 1079).

12 марта. Концерт С. назван «самым выдающимся явлением се­зона» в Казани (Гамма [Макарова А. И.]. Театр и музыка. — Казанский телеграф, 1912, 12 марта, № 5666).

Москва. До 14 марта. Возвращение С. и Т. Ф. Шлёцер в Моск­ву. Завершение С. двух поэм (Deux poems) — «Маска» («Masque»)-и «Странность» («Etrangete») op. 63 (п. С. к А. И. Зилоти.— Письма, с. 593).

С. принял предложение В. Менгельберга выступить с концер­тами в городах Голландии и во Франкфурте-на-Майне (п. С. к А. И. Зилоти. Письма, с. 593).

29 марта. С. выступил в благотворительном концерте в доме
княгини М. Н. Гагариной (п. С. к Б. П. Юргенсону. — Письма,
с. 645).

Сбор от концерта в сумме 1539 рублей был передан в фонд голодающим (финансовая расписка С.—• ГМС, инв. № 209).

5 апреля. В концерте С. А. Кусевицкого в Большом зале Бла­
городного собрания исполнена 1-я симфония С. (без финала). Ди­
рижер О. фон Риземан.

6—7 апреля. Появились рец. на концерт 5 апреля: Флоре-стан [Держа нов с кий В. В.]. Концерт фон Риземана.—Утро России, 1912, 6 апр., № 80; Э[нгель] Ю. О фон Риземане.— Рус. ведомости, 1912, 7 апр., № 81.



Летопись жизни и творчества


1912



 


Петербург. 8 апреля. Приезд С. в сопровождении Т. Ф. Шлё-цер в Петербург для сольного выступления в концертах А. И. Зи-лоти. С. играет в Малом зале консерватории. Программа: I отд. Прелюдии B-dur op. 35, As-dur op. 39, Des-dur, b-moll op. 17, es-moll op. 11, H-dur, gis-raoll op. 16. II отд. 3-я соната. Ill отд. «Ню­ансы» op. 56 № 3; «Вроде вальса» op. 47; прелюдия; «Ласка в тан­це» ор. 57 № 2; «Листок из альбома» ор. 45 № 1; мазурка Des-dur op. 40; прелюдия ор. 45 № 3; две поэмы ор. 63 (1-е исп.); 7-я со­ната (1-е исп. в Петербурге) (Программы концертов Зилоти 1903/04—1912/13 гг. Спб., 1913).

Москва. После 10 апреля. Возвращение С. и Т. Ф. Шлёцер в Москву (т-ма С. к М. А. Шлёцер. — ГМС, инв. № 44).

16 апреля. В № 12 РМГ (стб. 394—395) рец. на концерт 8 апре­ля: «Седьмую сонату Скрябина в настоящий момент трудно, очень трудно причислить к тому разряду, как „Божественная поэма", „Экстаз"... это скорее... набросок будущего Скрябина, которого ■будет понимать грядущее поколение...»

С. заключил устное соглашение на аренду квартиры по адресу: Арбат, Большой Николо-Песковский переулок, д. 11 (домовладе­лец А. А. Грушка). Контракт был заключен сроком на три года, по 14 апр. 1915 г. (Гунст Е. О. Материалы к биографии Скря­бина.— Рампа и жизнь, 1915, № 17, с. 41; см. также: Груш­ка У. М. Воспоминания; Запись И. И. Софроницкой. — ГМС).

В доме по Большому Николо-Песковскому пер., д. 11 (ныне ул. Вахтангова) в настоящее время находится Государственный музей-квартира А. Н. Скрябина

Опубликована статья Л. Л. Сабанеева «Скрябин и Рахмани­нов» (Музыка, 1912, № 75, с. 390—395).

16 мая. В статье «Чайковский и Бетховен» Н. Я. Мясковский писал: «Скрябин прежде всего не завершитель, а гениальный ис­катель новых путей <•••> Он открывает перед нами... такие вы­соты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до яв­ления всемирной значительности...» (Музыка, 1912, № 77, с. 431 — 440; перепеч. в кн.: Мясковский, II, с. 61).

Беатенберг. 30 мая/12 июня. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Беатенберг (Швейцария). С. пишет Л. Л. Сабанееву: «Шлем Вам привет из надоблачного пространства. Здесь чудесно, чистый воз­дух, тишина» (Письма, с. 594).

Май. Опубликована статья В. Г. Каратыгина «Скрябин и моло­дые русские композиторы» (Аполлон, 1912, № 5, с. 52—54).

13 июня. В Москве под упр. К- С. Сараджева в 6-м симфониче­ском концерте в Алексеевском народном доме исполнена 2-я сим­фония С. (Музыка, 1912, № 81, с. 521).

Опубликована статья Л. Л. Сабанеева «Вторая симфония Скрябина» (Музыка, 1912, № 81, с. 526—528).

15 июня. В № 138 «Московских ведомостей» Г. Ч [ерешнев! писал, что К- С. Сараджев исполнил 2-ю симфонию С. «с большой тщательностью технической отделки и с большим подъемом».


Июнь. Э. К. Метнер дарит С. свою книгу «Модернизм и му­зыка» (М., 1912) с надписью: «Великому артисту А. Н. Скрябину с чувством любви и восхищения и но имя того, что нас, разномыс­лящих, соединяет» (ГМС, личная б-ка С).

10/23 июля. В Париже — М. Кальвокоресси прочел в зале Плейель лекцию на тему: «Куда идет русская музыка?», иллюст­рируя ее примерами из музыки С. (РМГ, 1912, № 36/37, стб. 749).

21 июля/3 августа. С. завершил Три этюда для фортепиано ор. 65. Он пишет по этому поводу Л. Л. Сабанееву: «...Известный Вам композитор написал 3 этюда! В квинтах (о ужас!), в нонах (какая развращенность!) и... в больших септимах (окончательное падение!?)» (Письма, с. 594).

После 21 июля/3 августа. С. выслал в издательство Юрген-сона этюды ор. 65 (п. С. к Г. П. Юргепсону. — Письма, с. 595).

Июль—август. В Павловске под упр. А. П. Асланова исполнена 2-я симфония С. (РМГ, 1912, 12, аб. 434).

В летних концертах в Сестрорецке под упр. В. И. Сука испол­нена 1-я симфония С. (РМГ, 1912, № 35, стб. 694).

2/15 августа. Г. Вуд предлагает С. принять участие в осеннем музыкальном фестивале в Бирмингеме и продирижировать лично «Прометеем» (п. Вуда к С. — ГМС, инв. № 165/450).

Предполагавшееся исполнение «Прометея> в Бирмингеме не состоялось (п. председателя фестивального комитета к С. от 11/24 сент. 1912 г. — ГМС, инв. № 783/448).

Р. Ньюмарч обратилась к С. с просьбой проконсультировать ее для написания статьи о «Прометее» к предстоящим симфони­ческим концертам Г. Вуда (п. С. к Л. Л. Сабанееву. — Письма, с. 595).

Брюссель. После 30 августа/12 сентября. С. и Т. Ф. Шлёцер уехали из Беатенберга и поселились на даче близ Брюсселя (п. С. к Л. Л. Сабанееву. — Письма, с. 596).

Август. Издательство РМИ выпустило две открытки с портре­тами С. работы Р. Штерля (РМГ, 1912, № 33/34, стб. 672).

2/15 сентября. С. опровергает сообщения газет о его работе над новой симфонией «Икар» (РМГ, 1912, № 36/37, стб. 743).

12 сентября. Художественный совет Московской консерватории присвоил В. И. Скрябиной звание профессора (Музыка, 1912, № 96, с. 806).

21 сентября/4 октября. 10. Балтрушайтис (из Берна) пишет С: «Ваше искусство я воспринимаю как умудряющее меня...» (ГМС, инв. № 64).

Амстердам. Конец сентября — начало октября. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя в Амстердам для проведения репетиций С. с В. Менгельбергом (п. С. к А. И. Зплоти до 20 сент./3 окт.— Письма, с. 597).

4/17 октября. С. «уже побывпл на репетиции „Прометея". Ор­кестр очень хорош. Дирижирует им пока помощник Менгельберга,

1/2 8 Зак. 1508


           
   
   
 


 

Летопись жизни и творчества

так как этот последний концертирует во Франкфурте». На запрос из Франкфурта, возможно ли исполнение «Прометея» без хора, С. ответил, что «с органом терпимо без хора» (п. С. к А. И. Зило-ти. — Письма, с. 597).

13 октября. А. К. Глазунов заявил в редакционной беседе с со­трудником газеты «Новости сезона» (№ 2465): «Скрябин не соз­даст своей школы, он останется удивительным явлением в исто­рии музыки...»

Гаага. 13/26 октября. С. приехал в Гаагу для участия в пер­вом исполнении в Голландии «Прометея». В тот же день состоял­ся первый из четырех симфонических концертов В. Менгельберга с участием С. в городах Голландии и Германии. Программа:

I отд. 1-я симфония; фортепианный концерт, солист — автор.

II отд. Поэма Fis-dur op. 32; «Странность» op. 63 № 2; этюд dis-
moll op. 8; «Прометей», партия фортепиано — автор (програм­
ма.—ГМС, инв. № 939).

Амстердам. 14/27 октября. Возвращение С. из Гааги и его вы­
ступление в симфоническом концерте. Дирижер В. Менгельберг.
Повторение программы концерта в Гааге 13/26 окт. (программа.—
ГМС, инв. № 1111). *

Гарлем. 15/28 октября. Приезд С. из Амстердама в Гарлем и выступление в I отделении симфонического концерта. Дирижер В. Менгельберг. Программа: 1-я симфония; прелюдия ор. 11; этюд dis-moll op. 8; фортепианный концерт, солист — автор (програм­ма. — ГМС, инв. № 1112).

Франкфурт-на-Майне. 19 октября /1 ноября. С. приезжает из Гарлема во Франкфурт-на-Майне для выступления в симфониче­ском концерте. Дирижер В. Менгельберг. Программа: фортепиан­ный концерт ор. 20, солист — автор; «Прометей», партия форте­пиано— автор (программа. — ГМС, инв. № 1139).

24 октября. В Москве под упр. С. А. Кусевицкого исполнена «Поэма экстаза» С. (Новости сезона, 1912, 24 окт., № 2473, Хро­ника).

29 октября. А. К. Боровский исполнил в Москве «Трагическую поэму» ор. 34 С. (Музыка, 1912, № 101, с. 893).

31 октября. В Петербурге оркестр под упр. С. А. Кусевицкого «блестяще сыграл „Экстаз" Скрябина» (РМГ, 1912, № 46, стб. 980).

Москва. Конец октября. Возвращение С. и Т. Ф. Шлёцер в Москву (договор между С. и Б. П. Юргенсоном от 31 окт.— ЦГАЛИ, ф. 931, оп. 1, ед. хр. 2, л. 7). С. подписал договор с Б. П. Юргенсоном на издание этюдов ор. 65 (ЦГАЛИ, ф. 931, оп. 1, ед. хр. 2, л. 7).

1 ноября. В № 200 газ. «Речь» рец. В. Каратыгина на концерт 31 окт.: «Как дивно г. Кусевицкий исполняет вдохновенный „Эк­стаз" Скрябина. Какую колоссальную энергию он развивает в гениальном скрябинском нарастании!»


 

 

1912

4 ноября. И. Гофман исполнил в концерте три этюда С. (объ-явл. — Новости сезона, 1912, 4 нояб., № 2487).

9 ноября. В рец. на концерт 4 нояб. («Русские ведомости»,
№ 259) Ю. Энгель отметил, что в исполнении Гофмана «даже
Скрябин звучит просветленно классически...»

10 ноября. В № 103 «Музыки» (стб. 970) Н. Я. Мясковский пи­
сал о концерте 31 окт.: «...В конце концов все же весь концерт
свелся к „Экстазу" Скрябина, перед ним померкло все бывшее —
и изысканный Дебюсси и кричащий Фанелли; да и что может вы­
держать сопоставление с подобным вихрем титанической творче­
ской силы...» (перепеч. в кн.: Мясковский, II, с. 92).

11 ноября. Э. А. Купер исполнил во 2-м симфоническом кон­
церте РМО «Поэму экстаза» С. (программа. — ГЦММК, ф. 218,
ед. хр. 504).

12 октября. С. подписал договор с РМИ на передачу в собст­
венность издательства двух пьес ор. 59, поэмы-ноктюрна ор. 61,
двух поэм ор. 63, 6-й и 7-й фортепианных сонат (договор. —
ГЦММК, ф. 31).

13 ноября. «„Экстаз" и на этот раз был исполнен очень хоро­
шо...— писал Ю. Д. Энгель о концерте 11 нояб. — Разумеется, те­
перь не было... такого грандиозного, ошеломляющего впечатления,
как в первый раз, но тем непосредственнее чувствовалось то мо­
гучее и прекрасное, что скрыто если не в достижениях „Экстаза",
то в его стремлениях» (Рус. ведомости, 1912, 13 нояб., № 262).

15 ноября. В № 1 журн. «Музыка и пение» рец. М. Лисицына на концерт 31 окт.

Первая половина ноября. Переезд С. и его семьи на последнюю их квартиру в Большом Николо-Песковском переулке, д. 11 (п. С. к А. И. Зилоти от 14 нояб. — Письма, с. 599).

21 ноября. В Петербурге в 3-м симфоническом концерте РМО
под упр. В. И. Сафонова исполнена «Поэма экстаза» С. (про­
грамма. — ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 499).

22 ноября. Ц. А. Кюи пишет М. С. Керзиной (из Петербурга):
«У нас Скрябин пользуется значительно большим успехом, чем
Рахманинов <...> он много талантливее Рахманинова...» (Кюи,
с. 443).

25 ноября. В № 324 газ «Речь» рец. Г. Тимофеева на концерт 21 нояб.

В № 48 РМГ (стб. 1044) рец. Г. Пр [окофьева] на концерт 11 нояб.

28 ноября. Сольный концерт В. И. Скрябиной в Одессе. Про­грамма: I отд. 2-я соната-фантазия ор. 19; этюд ор. 2; мазурка ор. 3; ноктюрн ор. 9; экспромт ор. 12; четыре прелюдии ор. 11; по­лонез ор. 21. II отд. 3-я соната ор. 23. III отд. Два этюда ор. 42; поэма D-dur op. 32; вальс ор. 38; «Загадка» ор. 52 № 2; «Сатани­ческая поэма» ор. 36 (Отчет Одесского отд. РМО за 1912/13 г., с. 17—18).



Летопись жизни и творчества


1912



 


В Петербурге Г. И. Романовский исполнил в концерте прелю­дии С. ор. 11 (рец.: Тимофеев Г. Концерт Сандры Беллинг.— Речь, 1912, 29 нояб., № 238).

2 декабря. В журн. «Музыка» (№ 106, с. 1035) опубликован анализ Л. Сабанеевым] этюдов ор. 65 С.

Петербург. 10 декабря. Приезд С. из Москвы в Петербург и выступление его в 3-м внеабонементном концерте А. И. Зилоти. Программа: I отд. 24 прелюдии ор. П. II отд. 7-я соната; «Хруп­кость» ор. 51 № 1; «Маска» ор. 63 № 1; поэма Fis-dur op. 32; пре­людия ор. 59 № 2 (1-е исп.); поэма-ноктюрн ор. 61 (1-е исп.); «Странность» ор. 63 № 2; «Сатаническая поэма» ор. 36 (програм­ма. — ГЦММК, ф. 274, ед. хр. 96).

11 декабря. Сольный концерт Е. А. Бекман-Щербины в Моск­
ве. Программа: этюды Cis-dur, A-dur, gis-moll op. 8; поэма Fis-dur
op. 32; вальс ор. 38; «Хрупкость» ор. 51 № 1; «Загадка» ор. 52
№ 2; 3-я соната (Музыка, 1912, № 111, с. 40).

Программа была подготовлена пианисткой под личным руководством С. (Бе к м а н-Ще р б и н а Е. Мои воспоминания.—М., 1962, с. 97—100).

12 декабря. В рец. на концерт 10 дек. (Речь, № 341) В. Кара­
тыгин писал: «...Публика наиболее восторженно принимала новей­
шие вещи Скрябина <...> Успех у аудитории он имел очень боль­
шой и серьезный».

В Петербурге под упр. А. Б. Хессина в симфоническом концер­те А. Д. Шереметева исполнена 3-я симфония С. (программа.—■ ГЦММК, ф. 156, ед. хр. 753).

15 декабря. В Москве под упр. Л. Д. Крейцера в симфониче­
ском концерте Филармонического общества исполнена 3-я симфо­
ния С. (РМГ, 1912, № 52, стб. 1163—1164).

16 декабря. В № 290 «Русских ведомостей» рец. Ю. Э [нгеля]
на концерт 11 дек.

 

18 декабря. В № 292 «Русских ведомостей» рец. Г. П [рокофь-
ева] на концерт 15 дек.

19 декабря. В Москве в симфоническом концерте под упр.
С А Кусевицкого исполнена «Поэма экстаза» С. (программа. —■
ГЦММК, ф. 63, ед. хр. 269, л. 59).

Москва. До 22 декабря. Возвращение С. в Москву.

22 декабря. 7-й симфонический концерт Филармонического об­
щества из произведений С. Дирижер А. И. Зилоти. Программа:
I отд. 2-я симфония; «поэма-ноктюрн» ор. 61 (1-е исп. в Москве);
«Странность» ор. 63 № 2; этюд; поэма ор. 32 исп. автор. II отд.
«Прометей», партия фортепиано — автор (РМГ, 1913, № 4,
стб. 107).

В № 109 журн. «Музыка» рец. на концерт 15 дек.

23 декабря. Из рец. на концерт 12 дек.: «А. Н. Скрябин — пиа­
нист камерного плана... играет свои вещи замечательно изящно,
тонко и просто» (РМГ, 1912, № 52, стб. 1160—1161).


28 декабря. В № 298 «Русских ведомостей» рец. Г. П [рокофье-ва] на концерт 22 дек.

28 декабря/10 января. М. Кальвокоресси (в письме из Пари­жа) просит Б. П. Юргенсона выслать ему этюды С. ор. 65 (ЦГАЛИ, ф. 931, оп. 1, ед. хр. 49, п. 20).

Б. д. «„Дом" в эти годы стал значить для Скрябина го­раздо больше... Теперь он стал, можно сказать, даже домоседом. По-прежнему любил общество, но предпочитал, чтобы друзья со­бирались у него <...> Любил „трапезу", накрытый стол, разли­тое по стаканам вино... словом, все праздничное, приподнимаю­щее, „пир жизни" <...> Ради отвлечения мысли от работы охот­но занимался раскладываньем пасьянсов... Играл в шахматы <...> Любил хорошее убранство, старинные вещи. Любил, чтобы хоро­шо одевались, чтобы все кругом было красиво, нарядно <...> В отношении к людям в Скрябине стала в последние годы замечать­ся некоторая перемена... не было уже той безграничной готовно­сти... раскрываться идейно перед первым желающим...» (Энгель, с. 83—84).

«Скрябины жили замкнуто. Их мир не был в том обыкновен­ном смысле слова „музыкальный мир", каким его привыкли пони­мать в Москве», — вспоминает Л. Сабанеев. Из тесного круга лиц, бывавших у С. почти ежедневно, он выделяет В. В. Богородского, А. А. Подгаецкого, Н. В. Шперлинга. Несколько реже (первое вре­мя) появлялись Н. С. Жиляев, Л. Э. Конюс, А. А. Крейн, А. Я- Мо-гилевский. Еще реже приходили сестры Гнесины и профессор А. Э. Мозер. С. «ценил его знакомство как представителя позитив­ных наук, которые он по существу уважал... и с которыми стремил­ся примирить свою мистическую философию <...>...Простой тип жизненного уклада Скрябиных позволял появляться в их доме во всякое время дня и даже по существу и ночи... За чаем всегда были „сушки", которые Александр Николаевич любил особенно и все время их ел, причем очень боялся, как бы сушка не упала с тарелки на скатерть... „Раз она упала, уже ее нельзя есть. На скатерти могут быть бациллы..." Он был вообще страшно мните­лен, боялся невероятно всяких зараз и бактерий. <...> Кабинет Скрябина, устланный рыжим бобриком, был довольно хаотичен: на его просторном письменном столе в беспорядке лежали его ру­кописи — настольные книжки, среди которых выделялась „Тайная доктрина" Блаватской на французском языке, маленькие партиту­ры „Жизни героя" Штрауса и „Море" Дебюсси, — которые, види­мо, служили ему для справок по оркестровке, шестая симфония Глазунова — для той же цели; несколько теософских журналов... Библиотека его... была чрезвычайно жидка — узенький шкапчик в простенке был наполнен самыми странными произведениями, сре­ди которых большая часть были все теософские книжки, несколь­ко элементарных учебников по философии и психологии и попу­лярных книжек по физике — рядом со стихами русских символи-

8 Зак. 1508



Летопись жизни и творчества


1913



 


стов. <...> В многочисленных... полках стола... лежали его эски­зы к „Мистерии"... В этом кабинете стоял рояль, который всегда был закрыт крышкой... Но Александр Николаевич особенно любил именно такие погашенные звуки... Он не выносил... слишком „от­крытой" звучности..» (Сабанеев, с. 51—55).

Ю. К. Балтрушайтис посвятил С. стихотворение «Путь к сине­ве» из сборника «Горная тропа» (перепеч. в кн.: Балтрушай­тис Ю. Дерево в огне. — Вильнюс, 1969, с. 227—228).

После смерти композитора Ю. К. Балтрушайтис написал стихотворение «Па­мяти А. Н. Скрябина» («Живой тоске не нужно слез»). Прочитано впервые на 5-м собрании Общества имени А. Н. Скрябина 14 апр. 1917 г. Опубл. в кн.: Балтрушайтис Ю. Дерево в огне, с. 455—456.

1912—1913

Сочинены Две прелюдии (Deux preludes) op. 67 (Скрябин. Соч., III).

Зимой 1912/13 г. С. «окончательно пришел к мысли о писа­нии „Предварительного действия": „Я не могу больше писать со­нат и симфоний „просто"... Это совсем не удовлетворяет... Ну, а мистерия еще не готова... Вот пока я решил написать это..."» (Са­банеев, с. 214).

Б. Барток изучает фортепианные пьесы С. (Нестьев И. В. Бела Барток. — М., 1969, с. 693).

5 января. В № 111 журн. «Музыка» (с. 9—12) обзорная статья В. Держановского (подп.: Вотан). «Неделя от 15 до 22 декабря может быть с полным правом наименована „неделей о Скрябине". На протяжении нескольких дней —три фундаментальных исполне­ния его сочинений: „Божественная поэма" и „Прометей" в Фи­лармонии, „Поэма экстаза"-—в концертах Кусевицкого... „Поэмой экстаза" дирижировал Кусевицкий. В этом исполнении, в сущно­сти, в первый раз мы услышали все ноты скрябинской партитуры, услышали всю, до мельчайших подробностей и с изумительной точностью гармоническую ткань этого произведения... инструмен­товка „Экстаза" — вопреки мнению многих — идеально тонка и прозрачна <...> Кусевицкий дал плоть „Экстаза", но духа его он еще не схватил. <...> Исполнение „Прометея" в Филармонии нас удовлетворило значительно меньше.... Зилоти, в сущности, вовсе никакой дирижер... Непосвященный слушатель... не имел ника­ких данных предположить, что перед ним сочинение — одно из прозрачнейших по гармонии, одно из тончайших по настрое-


нию <...> Вторую симфонию... уже понимают... ее играют уве­реннее <...> Исполнение же С. своих пьес... как и всегда, носило признаки чисто „камерного" стиля...»

Л. Сабанеевым опубликован анализ вышедших из печати фор­тепианных пье,с ор. 59, 61, 62, 63 С. «Все эти произведения синхро­ничны 6-й и 7-й сонатам... В них дальнейшее развитие принципов. „Прометея"» (Музыка, 1913, № 111, с. 17—18).

19 января /1 февраля. Первое исполнение в Лондоне «Проме­
тея» С. в Куинс-холле. Дирижер Г. Вуд, партия фортепиано —
А. Кук (программа. — ГМС, инв. № 258).

«Прометей» был исполнен дважды за один вечер.

20 января. А. А. Блок записывает в своем дневнике: «Изобрете­
ние Скрябина: световой инструмент — рояль с немыми клавиша­
ми, проволоки от которых идут к аппарату, освещающему весь
погруженный во мрак зал в цвета, соответствующие окраске нот.
Красное до для Метнера — белое. Зато ми у всех (и у Скрябина,
и у Римского-Корсакова, и у Метнера) — голубое» (Блок, с. 243).

Москва. С. присутствовал на вечере в Эрмитаже, устроенном К. С. Станиславским в честь Г. Крэга и А. Дункан. «А. Дункан оказалась большой поклонницей нашего композитора и сообщила ему о своем желании танцевать „Прометея"... Тут же на вечере А. Дункан импровизировала ряд танцев под фортепианное сопро­вождение Скрябина» (Новости сезона, 1913, 20 янв., № 2540, Хро­ника).

На этом вечере выступил С: «Он говорил о сложном времени,. которое переживает сейчас жизнь и искусство, о мучительном ки­пении страстей, которое сотрясает мир. И кончил словами о том,. что, когда в искусстве это кипение достигнет апогея, все придет к простой формуле: черная черта на белом фоне, и все станет про­сто, совсем просто. Речь Скрябина произвела сильнейшее впечат­ление... Константин Сергеевич, очень внимательно слушавший Скрябина... пригласил прийти в театр, чтобы он мог познакомить его с „системой", над которой он работает» (Коонен, с. 126—127).

27 января. В № 4 РМГ (стб. 107) рец. Г. Пр [окофьева] на кон­
церт 22 декабря 1912 г.

28 января. А. Стенрос-Макриди исполнила в концерте два этю­
да ор. 8, две прелюдии ор. 27, прелюдию ор. 13, четыре прелюдии
ор 22 и «Сатаническую поэму» ор. 36 С. (РМГ, 1913, № 6, стб.

166).

Январь. Выход в РМИ фортепианных пьес ор. 59 и 7-й сонаты С. (РМГ, 1913, № 1, стб. 32).

3/16 февраля. Р. Ньюмарч пишет С. (из Лондона): «Мы слы­шали Вашего „Прометея"... сочинение вызвало необычайный ин­терес <...> Среди тех, кто присутствовал на обоих исполнениях, я заметила мистера Бернарда Шоу, который... аплодировал изо всей силы» (Скрябин, с. 233).


         
   
 
 
   
 


 
 

Летопись жизни и творчества

Петербург. До 9 февраля. Приезд С. из Москвы в Петербург (РМГ, 1913, №7, стб. 198).

9 февраля. Отмечается 10-летие Концертов А. И. Зилоти. 8-й абонементный симфонический концерт посвящен произведениям С. Дирижер А. И. Зилоти. Программа: I отд. 1-я симфония, с хо­ровым финалом (хор императорской русской оперы; солисты — Е. И. Збруева и А. Д. Александрович); поэма Fis-dur op. 32; пре­людия As-dur op. 39; «Поэма-ноктюрн» op. 61; «Странность» op. 63 № 2, исп. автор. II отд. «Прометей», партия фортепиано — автор (РМГ, 1913, № 7, стб. 198).

12/25 февраля. Г. Вуд пишет С. об исполнении «Прометея»: «За много лет не было музыкального произведения, которое вы­звало бы столько интересных споров среди выдающихся музыкан­тов Великобритании... только очень небольшая часть публики ушла со второго исполнения, принятого очень горячо... Я редко ви­дел такой подъем среди публики симфонических концертов» (ГМС, инв. № 779/452).

Москва. 16 февраля. С. выступил в сольном концерте. Про­грамма: I отд. Прелюдии ор. 11 № 1—18 и 20—23. II отд. 7-я со­ната. III отд. «Хрупкость» ор. 51 № 1; «Поэма-ноктюрн» ор. 61: две поэмы ор. 63, поэма ор. 59 № 1; «Сатаническая поэма» ор. 36; прелюдия ор. 51 № 2 (Музыка, 1913, № 116, с. 97).

17 февраля. В № 7 РМГ (стб. 198) рец. на концерт 9 февр.

19 февраля. Ю. Д. Энгель пишет по поводу 7-й сонаты, испол­ненной 16 февр.: «Отворачиваешься от самого духа этой музыки, в которой так много истеричного, гашишного, которая и в своих сладостных langueur'ax, и в бурных vertige'ax слишком уж тол­чется вокруг одной и той же точки — „volupte"» (Русские ведо­мости, 1913, 19 февр., № 41).

23 февраля. Н. Я- Мясковский в очередном «Петербургском
письме» отмечает: «...К „Прометею" мы уже привыкли... но вслед­
ствие этого сильнее чувствуем и недостатки поэмы: недостаточную
формальную спаянность... несоответствующую роль фортепиано,
ибо порой требования, к нему предъявляемые, явно превышают
силу инструмента (в противопоставлениях оркестру) и, наконец,
несколько назойливую общую звучность вследствие злоупотребле­
ния ворчащим басовым фоном» (Музыка, 1913, № 118, с. 137—
140; перепеч. в кн.: Мясковский, II, с. 101 —102).

24 февраля. Под упр. С. А. Кусевицкого исполнена 3-я симфо­
ния С. (программа. — Б-ка МГК, коллекция программ).

27 февраля. С. А. Кусевицкий вновь исполняет в симфониче­ском концерте 3-ю симфонию С. (программа. — ЦГАЛИ, ф. 1997, оп. 1, ед. хр. 1, л. 55).

Январь—февраль. Опубликована статья Н. Я. Брюсовой «О рит­мических формах Скрябина» (Труды и дни, 1913, № 1/2, с. 65— 77).


1913

2 марта. В119 журн. «Музыка» рец. Э. [Метнера] на кон­церт 16 февраля: «Скрябин играет будто... на каком-то сверх­фортепиано, с какими-то призрачными звуками».

10 марта. В10 РМГ (стб. 251—253) обзорная статья, в ко­торой рецензируются и концерты 16, 24 и 27 февр.

5 апреля. В Петербурге в 3-м РСК под упр. Г. Шнеефогта ис­полнена 3-я симфония С. (концерты в Спб. — РМГ, 1913, № 15—■ 16, стб. 417).

Апрель. В № 4 журн. «Аполлон» рец. В. Г. Каратыгина на кон­церт 9 февр.

В № 4 журн. «Маски» опубликованы статьи Е. О. Гунста «Исторические параллели (к вопросу о восприятии творчества Скрябина)»; Л. Л. Сабанеева «Принципы творчества Скрябина».

Петровское. Середина мая. С. и его семья выехали на лето из Москвы на дачу в имение Петровское на Оке, близ Алексина. «Тут же жили Ю. К- Балтрушайтис с семьей. Приезжали А. А. Подга-ецкий, Л. Л. Сабанеев, художник Шперлинг» (Энгель, с. 86).

23 мая. Под упр. Н. А. Малько в 4-м симфоническом концерте С. А. Кусевицкого на Сокольническом кругу исполнена 1-я симфо­ния С. (без финала) (Новости сезона, 1913, 23 мая, № 2615, Хро­ника).

До 26 мая. С. завершил фортепианные сочинения ор. 66—70: 8-ю сонату (Sonate № 8) ор. 66; Две прелюдии (Deux preludes) op. 67; 9-ю сонату (Sonate № 9) op. 68; Две поэмы (Deux poemes) op. 69; 10-ю сонату (Sonate № 10) op. 70 (п. А. И. Зилоти к Б. П. Юргенсону от 26 мая. —ГЦММК, ф. 239, ед. хр. 214; см. также п. С. к А. И. Зилоти от 7 июня. — Письма, с. 601).

26 мая. А. И. Зилоти (в письме из Выборга) просит Б. П. Юр-генсона прислать ему корректурные оттиски 8, 9 и 10-й сонат С. «Они очень хороши и мне хотелось бы их получить» (ЦГАЛИ, ф. 931, оп. 1, ед. хр. 41, л. 10).

В № 2616 газ. «Новости сезона» В. Держановский критикует исполнение Н. А. Малько. Он пишет, что в 1-й симфонии «можно иногда захватить зародыши... творческой физиономии автора „Бо­жественной поэмы" и „Экстаза". И вот эти-то зерна подлинного Скрябина мало удались дирижеру».

Весна. С. работает над 10-й сонатой ор. 70: «...Он часто наигры­вал осколки из десятой сонаты и из формировавшейся тогда „вось­мой", которая была последней по написанию. Тогда же впервые появились на свет эскизы из „Vers la flamme", которые сначала были предназначены быть также сонатой, а также некоторые из эмбрионов его последних мелких сочинений... Он очень полюбил десятую сонату, так же как полюбил в свое время седьмую. Он очень высоко ценил то, что, ему удалось создать тут упрощение гармоний, не нарушая их психологической сложности...» С. говорил тогда: «Ведь эти звуки, наверное, — даже не те, что звучат на фор-



Летопись жизни и творчества


1913



 


тепиано... Мне уже тесно становится в темперированном строе»
{Сабанеев, с. 226—227). '

После длительного путешествия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: