После 8 марта. Разрыв дружеских отношений между С. и М. К. Морозовой из-за нежелания последней прекратить знакомство с В. И. Скрябиной (последнее п. С. к Морозовой, до 8 марта.'— Письма, с. 524).
10 марта. В № 56 «Русских ведомостей» Ю. Д. Энгель отмечал:
- «Нигде — ни за границей, ни в России — сочинения его не привле
кали столь напряженного внимания, как у нас...» (перепеч. в кн.:
Энгель. Статьи, с. 253—254).
11 марта. Рец. на концерт 8 марта: Кругликов С. Н. Театр
и музыка. — Голос Москвы, 1909, 11 марта, № 57; Ч [е р е iu-
не в] Г. Симфоническое собрание. — Мое. ведомости, 1909, 11 мар
та, № 57.
17-е оркестровое собрание «Музыкальных новостей» в Петербурге. Дирижер Г. И. Варлих. Солист В. В. Покровский. В программе: «Reverie» op. 24; фантазия ор. 28; 3-я симфония С. (Придворный оркестр. — Пб. газета, 1909, 11 марта, № 68).
На 2-м Вечере современной музыки в Москве М. Н. Мейчик исполнил 5-ю сонату С. (Энгель Ю. Д. Скрябин и Ребиков. — Рус. ведомости, 1909, 13 марта, № 59; перепеч.: Энгель. Статьи, с. 254—
256).
12 марта. Сольный концерт С. в зале Синодального училища.
Программа: I отд. Два этюда ор. 8; три прелюдии ор. 11; прелю
дия ор. 15; две прелюдии ор. 17; две мазурки ор. 25. II отд. 3-я со
ната ор. 23. III отд. Четыре прелюдии ор. 37 (программа. — ГМС,
инв.№ 1072).
В № 1104 «Биржевых ведомостей» рец. А. К[оптяева] на концерт 11 марта.
13 марта. В № 70 газ. «Речь» рец. Г. Тимофеева на концерт
11 марта.
14 марта. В № 60 газ. «Русское слово» Н. Д. Кашкин выступил
со статьей, посвященной музыке С: «Скрябин — тонкая, артисти
ческая натура, его творчество не всегда поддается формальному
определению, но зато всегда проникнуто истинным чувством...»
Философские комментарии к произведениям С. оцениваются весь
ма критически: «Напыщенность набора слов, составляющего про
грамму Четвертой симфонии, достигает еще большей степени [по
сравнению с Третьей] <...> Неужели эти обрывки и фразы, наме
кающие на известное философское учение, могут служить каким-
нибудь пояснением для живой, необыкновенно сильной по вырази
тельности музыке?»
Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Москвы в Петербург. «Были Скрябины — приходили прощаться. Сегодня уезжают», — записал С. И. Танеев в дневнике (ГДМЧ, ф. В, инд. в4, № 41).
Ю. Д. Энгель вспоминал: «Скрябины пробыли в Москве около - двух месяцев <...> Они часто... видались за это время с М. С. Лунц, М. К. Морозовой, Л. О. Пастернаком, Л. Э. и Г. Э. Ко-нюсами и др.» (Энгель, 75). К названным Энгелем следует добавить имена Н. С. Жиляева и Л. Л. Сабанеева. По воспоминаниям последнего, С. много говорил с московскими музыкантами о «Прометее». Во время одной из встреч с Сабанеевым С. сказал: «Какие планы у меня, какие планы! <...> Вы знаете, — неожиданно прибавил он, — что у меня в „Прометее" будет... свет... Я хочу, чтобы была симфония огней... это поэма огня». Показывая Партитуру, С. говорил: «Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются... тут и в музыке огни» (Сабанеев, с. 38).
В Казани М. Н. Мейчик исполнил в концерте 5-ю сонату С. (РМГ, 1909, № 11, стб. 308).
Летопись жизни и творчества
1909
! 1 ]
Петербург. 16 марта. Концерт С. в зале Тенишевского училища. Программа: I отд. Два этюда ор. 8; три прелюдии ор. 11; две поэмы ор. 32; две мазурки ор. 25. II отд. 3-я соната ор. 23. III отд. Четыре прелюдии ор. 17; «Листок из альбома» ор. 45; «Вроде вальса» ор. 47; «Сатаническая поэма» ор. 36 (объявл. — Обозрение театров, 1909, 16 марта,№ 678).
17 марта. Рец. на концерт 16 марта: Б [ернштейн Н.]. Концерт
А. Н. Скрябина. Пб. газета, 1909, 17 марта, № 74.
В № 63 «Нашей газеты» В. Чечотт писал: «Скрябин является мастером оркестровых произведений большого калибра... и вместе с тем выдающимся фортепианным миниатюристом a la Chopin».
Встреча С. и А. П. Коптяева. С. подарил ему свои нотные автографы: фрагменты (партитура) начала II части 3-й симфонии; «Поэмы экстаза» и начала 5-й сонаты (Коптяев, с. 59—60).
Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Петербурга в Брюссель (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 20 марта/2 апр.— ГМС, инв. № 1322).
18 марта. Опубликованы рец. на концерт 16 марта: Коптя-
ев А. Концерт Скрябина. — Биржевые ведомости, 1909, 18 марта,
№ 11014; Клавирабенд Скрябина. —Новая Русь, 1909, 18 марта,
№ 75.
Брюссель. 19 марта/1 апреля. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Брюссель. «Много, много у нас воспоминаний о Москве и России вообще и почти все хорошие. В Петербурге концерт был сплошной овацией... Приходила на дом депутация просить о 2-м концерте, не застали Александра Николаевича, оставили письмо очень трогательное» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1322).
20 марта. В № 77 газ. «Речь» рец. Г. Тимофеева на концерт 16 марта.
22 марта. В № 12 РМГ (стб. 340—341) Г. Прокофьев писал: «Игра г. Скрябина как-то удивительно вяжется с его общим музыкальным обликом <...> Вряд ли кому из пианистов удается дать столько энергии и подъема в драматических местах и столько поэзии в разных andante...»
25 марта. В Петербурге начало свою работу Российское музыкальное издательство (РМИ), учрежденное С. А. Кусевицким. В составе жюри — С. (объявл. — Рус. ведомости, 1909, 25 марта, № 63).
29 марта. Открытие в Петербурге VI выставки Союза русских художников. На выставке представлен бронзовый бюст С. работы скульптора Н. С. Судьбинина (РМГ, 1909, № 13/14, стб. 378).
4/17 апреля. Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц о работе С. над «Прометеем»: «Александр Николаевич много сочиняет, опять новое, опять бесконечно прекрасное! Он чувствует подъем и прилив творческой энергии...» (ГМС, инв. № 1220).
12 апреля. Н. К. Авьерино сообщил С: «Рахманинов меня по
разил. Он в восторге от твоей 1-й симфонии, но наряду с этим го
ворит, что 5-я соната — это удивительная вещь» (ГЦММК, ф. 31
ед. хр. 631). ;
15 апреля. В 5-м филармоническом концерте в Большом зале московского Благородного собрания исполнена 1-я симфония (без финала). Дирижер С. В. Рахманинов (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 428).
«Рахманинов провел 1-ю симфонию Скрябина прямо чудесно: выдержанно, изящно, как-то особенно благородно, немного без „скрябинизма", но все-таки очень хорошо» (п. М. С. Неменовой-Лунц к Л. В. Николаеву. — ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 374).
15/28 апреля. С. продолжает работу над «Прометеем». Он пи-сшет А. К. Лядову: «...Я очень много занимаюсь...» (Письма, с. 529).
17 апреля. В рец. на концерт 15 апр., опубликованной в № 86 «Московских ведомостей», Г. Ч[ерешнев] отмечает, что в 1-й симфонии С. «много искренности и поэзии».
19 апреля. В № 89 газ. «Голос Москвы» рец. С. Н. Кругликова
.на концерт 15 апр.
20 апреля/3 мая. Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц:
«Рахманинов, как я слышала, действительно прекрасный дирижер
и немудрено, что 1-я симфония ему удалась» (ГМС, инв. № 1321).
21 апреля. В № 90 «Русских ведомостей» рец. Ю. Д. Энгеля на
концерт 15 апр.
28 апреля/ 11 мая. В Лондоне впервые исполнена 1-я симфония >С. под упр. С. А. Кусевицкого. Кусевицкий телеграфирует С: «Выдающийся успех» (ГМС, инв. № 157).
Апрель. Рецензент берлинского журнала «Neue Musik Zeitung» Э. Пенгу обратился к Ф. Шефферу с просьбой сообщить биографические сведения о С. (ГМС, инв. № 1815/567).
Париж. До 12/25 мая. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя и приезд в тот же день в Париж. Встреча С. с С. А. Кусевицким (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 12/25 мая —ГМС инв. №1320).
21 мая. С. И. Танеев пишет о желании подарить С. свой труд «Подвижной контрапункт строгого письма»: «Дорогой Александр Николаевич. Приблизительно через 2 недели Вы получите от Юр-генсона предназначенный Вам экземпляр моей книги» (ГМС инв. №236).
Книга «Подвижной контрапункт строгого письма» С. И. Танеева с дарственной надписью хранится в личной б-ке С. в ГМС.
С. С. Прокофьев советут Н. Я. Мясковскому купить 5-ю сонату С. «Насколько я успел увидеть, замечательно интересно. И что нового для Скр[ябина], это то, что в ней совсем мало скрябин-щины. <...> Зато чувствуется влияние французов с их мягкой •фальшью...» (Прокофьев и Мясковский, с. 65).
13/26 июня. С. отвечает С. И. Танееву: «С нетерпением ожидаю
Летопись жизни и творчества
1909
книгу и с величайшим интересом буду ее изучать» (Письма, с. 531).
22 июля. С. С. Прокофьев пишет Л. М. Глаголевой: «Если бы. Вы знали, как интересны последние произведения Скрябина, его-сонаты, „Божественная поэма", „Экстаз"!» (ЦГАЛИ, ф. 1929, оп. 1, ед. хр. 347).
5/18 августа. Продолжается работа С. над «Прометеем». «Александр Николаевич работает как черт! Ни жара, ни дождь, ни холод, ни даже землетрясения (в Мессине и даже ближе) не могут остановить его пыла...» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. Н. Мейчику. — ГМС, инв. № 1210).
25 августа. В Павловском вокзале исполнена «Поэма экстаза» С. Дирижер А. Б. Хессин (программа. — ГЦММК, ф. 156, ед. хр.. 736; рец.: Бернштейн Н. Павловский вокзал. — Спб ведомости, 1909, 27 авг., № 191).
7 сентября. С. С. Прокофьев пишет В. В. Алперс: «Четвертую-сонату [С] Вы действительно не разобрали... Это — самая лучшая его соната. Я ее часто играю...» (Прокофьев С. С. Автобиография. — М., 1982, с. 481).
13 сентября. В № 38 еженедельника «Театр и искусство» В. Г. Каратыгин писал: «...Среди композиторов последнего поколения есть в России только один художник... большой и сильный. Это Скрябин <...> „Экстаз" Скрябина — есть бесспорно самое-выдающееся явление в новейшей русской музыке».
Сентябрь. В РМИ вышли пьесы С. ор. 52 (Музыка и жизнь, 1909, 6 сент., № 9, Хроника).
3/16 октября. В Берлине М. Н. Мейчик исполнил в концерте две поэмы ор. 32 и этюды As-dur и dis-moll op. 8 С. (программа.— ГМС, инв. №956).
12 октября. В Петербурге в 1-м общедоступном концерте В. Н. Дроздов исполнил 4-ю сонату С, которая, по мнению Г. Тимофеева], «более ясна... в мыслях» и «более человечна», чем 5-я соната (Речь, 1909, 14 окт., № 282).
25 октября/7 ноября. «Александр Николаевич работает над, „Прометеем", будет волшебство!..» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц.— ГМС, инв. № 1316).
28 октября. Концерт М. Н. Мейчика в Малом зале московского-Дворянского собрания. В программе сочинения С: поэма Fis-dur ор. 32; две прелюдии и вальс ор. 38 (объявл. — Новости сезона,. 1909, 28 окт., № 1841; рец.: Энгель Ю. Концерт М. Н. Мейчика. — Рус. ведомости, 1909, 30 окт., № 249).
Сентябрь—октябрь. В Москве организован кружок скрябини-стов в составе М. С. Неменовой-Лунц, А. Я. Могилевского, К. С. Са-раджева, В. В. Держановского, А. Б. Гольденвейзера, М. Н. Мейчика, А. Б. Хессина, Э. А. Купера, Е. А. Бекман-Щербиньг и др. с целью пропаганды творчества С. (Письма, с. 536, 538—539).
Октябрь. В № 10 журн. «Современный мир» (с. 35—36) опубликована статья А. П. Коптяева «Певец экстаза (А. Н. Скрябин)»;
Брюссель. 3/16 ноября. С. пишет А. Б. Хессину: «...Очень был ■обрадован известием о скором исполнении Вами „Экстаза" в Берлине». С. «с громадным удовольствием приехал бы туда на несколько дней», если бы не «срочная работа (поэма для оркестра с ■фортепиано)» (Письма, с. 537).
19 ноября. В Петербурге И. Гофман исполнил в концерте сочи
нения С: 3-ю сонату и Поэму Fis-dur op. 32 (программа. — ИРЛИ,
■ф. 294, оп. 5, ед. хр. 556, л. 42).
Впервые в Берлине — в концерте филармонического общества— исполнена «Поэма экстаза» С. Дирижер А. Б. Хессин (Ран-:нее утро, 1909, 25 нояб., № 270, Хроника).
20 ноября/3 декабря. А. Б. Хессин писал С: «Ваша „Поэма"
:имела большой успех...» (ГМС, инв. № 258).
В статье, опубликованной в № 11426 «Биржевых ведомостей», В. К[аратыгин] писал, что в исполнении И. Гофмана «смелый, протестующий дух Скрябина передан прекрасно»; см. также рец.: Берн [штейн] Н. Концерт Гофмана. —Пб. газета, 1909, 20 но-:яб., № 319.
22 ноября/5 декабря. С. пишет А. П. Коптяеву: «Я теперь ра-'ботаю, как безумный, над „Прометеем" <...> Не откажите дать А. Никишу, который дирижирует 11-го мою 3-ю симфонию, Вашу партитуру этой симфонии, чтобы он мог внести в свою сделанные мною изменения» (Письма, с. 542).
Дирекция Петербургского отделения РМО постановила в ознаменование 50-летия его деятельности избрать С. «почетным членом РМО» (РМГ, 1909, № 47, стб. 1105).
25 ноября. В Москве И. Гофман исполнил в концерте 3-ю со-
-нату и поэму Fis-dur op. 32 С. (Новости сезона, 1909, 25 нояб.,
.№ 1863).
Газ. «Раннее утро» (№ 270) отметила успех «Поэмы экстаза», прозвучавшей в Берлине под упр. А. Б. Хессина.
26 ноября. В № 271 газ. «Голос Москвы» рец. Л. Сабанеева на
гконцерт 25 нояб.
27 ноября. В рец., опубликованной в № 272 «Русских ведомо
стей», Ю. Д. Энгель писал: «...В растерзанности и натиске сона
ты, в ее мраке и свете — все от нового времени»; см. также рец.:
Ч [ерешнев] Г. Концерт И. Гофмана. — Мое. ведомости, 1909,
:26 нояб., № 272.
29 ноября. За 5-ю сонату ор. 53 С. присуждена Глинкинская
■премия за 1909 г. (РМГ, № 48, стб. 1145).
30 ноября. С. присужден диплом почетного члена Петербургско
го отделения РМО (диплом, № А-4569. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр.
549).
11 декабря. В Петербурге в концерте Придворного оркестра ис-тголнена 3-я симфония. Дирижер А. Никиш (программа. — ГПБ,,ф. 773, ед. хр. 1046).
Летопись жизни и творчества
1910
12
декабря. В рец. на концерт 11 декабря, опубликованной в
№ 11464 «Биржевых ведомостей», В. К[оломийцев] писал: «„Бо
жественная поэма" Скрябина — наиболее совершенное его произ
ведение...»; см. также рец.: Ермаков И. Первый концерт При
дворного оркестра. — Пб. газета, 1909, 12 дек., № 341.
13 декабря. Опубликованы рец. на концерт 11 дек.: Берн-
штейн Н. Концерт Никиша. — Спб. ведомости, 1909, 13 дек.,.
№ 280; Т [имофеев] Г. Концерт Придворного оркестра, 1909,
13 дек., № 342; Концерт под управлением Никиша. — Новое время,
1909, 13 дек., № 12126.
1 января. Подводя итоги сезона, Ю. Энгель в № 1 «Русских ведомостей» писал, что в «Поэме экстаза» «впервые мощный, цельный, оригинальный, хотя и болезненный талант Скрябина стал во весь рост перед большой публикой...» (перепеч. в кн.: Энгель. Статьи, с. 284).
Брюссель. 1/14 января. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя в Москву. Окончательное возвращение С. на родину (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 30 дек./12 янв. — ГМС, инв. N° 1329;.
Москва. 3 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя. Они останавливаются в гостинице «Княжий двор» на Волхонке (Сабанеев, с. 39).
С. благодарит дирекцию Петербургского отделения РМО за избрание его почетным членом отделения (п. С. к Н. В. Арцыбуше-ву. — Письма, с. 545).
13 января. В Петербурге в 6-м симфоническом собрании РМО в
зале Дворянского собрания исполнена 3-я симфония С. Дирижер
О. Фрид (программа. — ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046).
14 февраля. В. И. Скрябина дала концерт из произведений С:
Программа: I отд. Ноктюрн ор. 9; два экспромта ор. 10; семь пре
людий ор. 11, 15, 17. II отд. Концертное аллегро ор. 18; 2-я соната-
фантазия; полонез ор. 21. III отд. Два этюда ор. 42; «Загадка»
ор. 52 № 2; «Иронии» ор. 56 № 2; две пьесы ор. 57; 5-я соната
(программа.-—Б-ка МГК, коллекция программ).
20 февраля. Исполнение 3-й симфонии в 6-м симфоническом концерте С. А. Кусевицкого в Большом зале консерватории. Дирижер О. Фрид (Утро России, 1910, 21 янв., № 17).
22 января. В № 17 «Московских ведомостей Г. Ч [ерешнев] писал о концерте 20 февр.: «В исполнении О. Фрида много яркого, сильного и увлекательного темперамента, а это как нельзя более у места именно в скрябинской симфонии».
3 февраля. В Петербурге в симфоническом концерте под упр. В. И. Сафонова исполнен фортепианный концерт С. Солистка -В. И. Скрябина (Обозрение театров, 1910, 3 февр., № 984).
4—5 февраля. Появились рец. на концерт 3 февр.: Коптя-ев А. П. Симфонический концерт Сафонова. — Биржевые ведомости, 1910, 4 февр., № 1920; Концерт под управлением Сафонова.— Новое время, 1910, 5 февр., № 12178; Бернштейн Н. Зал Дворянского собрания. — Спб. ведомости, 1910, 5 февр., № 28.
10 февраля. Первое исполнение «Поэмы экстаза» в Москве.. 10-й экстренный симфонический концерт С. А. Кусевицкого под его упр. и при участии С. В программе: I отд. 1-я симфония. II отд. Прелюдии C-dur, a-moll, d-moll op. 11; «Листок из альбома» ор. 58-(1-е исп.); прелюдия Fis-dur op. 48. III отд. «Поэма экстаза» ор. 54 (объявл. — Новости сезона, 1910, 10 февр., № 1923).
В концерте участвовал хор под упр. Л. С. Васильева. Солисты А. М. Томская и А. В. Секар-Рожанский.
С. был встречен «тушем оркестра, поднесением трех венков и: дождем цветочных букетов» (Кашкин Н. Концерт С. Кусевицкого.— Рус. слово, 1910, 1 1 февр., № 34).
Б. Л. Пастернак писал под впечатлением от премьеры «Поэмы: экстаза»: «Это было первое поселение человека в мирах, открытых. Вагнером.... лирическое жилище, материально равное всей, ему на кирпич размолотой вселенной. Над плетнем симфонии загоралось, солнце Ван-Гога» (Пастернак Б. Л. Охранная грамота. — Л.,. 1931, с. 11).
Из воспоминаний Л. Л. Сабанеева: «Под управлением Кусевицкого превосходно была исполнена „Поэма экстаза"... В первый раз вся тонкость звукового строения „Экстаза" предстала в оркестре <...>» У Кусевицкого «прирожденный дирижерский темперамент и тонкость оркестрового ощущения были чрезвычайно подходящи для исполнения Скрябина... После концерта мы были у Кусевиц-ких. <...> Скрябины были окружены огромным почетом, но в этом пышном и мрачном доме все было смертельно натянуто, от хозяина и его миллионной супруги и до лакеев <...> Скрябин сидел на кончике стула... деликатный и вежливый, как всегда, но далекий. Кусевицкий его звал „Саша" и дружески-фамильярно похлопывал по плечу <...> В отношениях Скрябина к Кусевицкому, видимо, не было настоящей, товарищеской искренности» (Сабанеев, с. 37— 38).
13 февраля. В № 35 «Русских ведомостей» статья Ю. Д. Энгеля «Скрябинский концерт». По мнению критика, С. А. Кусевицкий «слишком прост и здоров для взвинченного, сверхдионисиевского-„Экстаза" <...> Солистом концерта был г. Скрябин... Никто так прекрасно не исполняет Скрябина, как сам Скрябин — но только... в небольшом концерте...»; см. также рец.: Ч [ерешнев] Г. Концерт С. Кусевицкого.—Мое. ведомости, 1910, 13 февр., № 35.
.178
Летопись жизни и творчества
1910
17Ь
Петербург. 17 — 18 февраля. Приезд С. из Москвы для участия во 2-м РСК (т-ма С. Ф. И. Грусу от 17 февр. — Письма, с. 546).
20 февраля. Во 2-м РСК под упр. А. К. Глазунова исполнены
1-я симфония ор. 26; прелюдии a-moll, C-dur, d-moll op. 11; «Листок
из альбома»; этюд Des-dur op. 42 С. Солист — автор (програм
ма.—ГМС, инв. № 1354).
21 февраля. В 9-м общедоступном симфоническом концерте под
упр. Л. Д. Крейцера исполнена 2-я симфония С. (программа.—
ЛГИТМиК, ф. Римских-Корсаковых, ф. А, разд. XIII, № 29).
С. выступил на музыкально-литературном вечере в редакции журн. «Аполлон» (Каратыгин В. Г. Концерт в редакции журнала.—Аполлон, 1910, № 6, с. 20).
В № 51 «Петербургской газеты» рец. Н. Берн [штейна] на конверт 20 февр.
23 февраля. В. Держановский писал в связи со скрябинскими концертами: «Пока Скрябин творит, искусство идет вперед и русская музыка является искусством передовым...» (Флорестан [Держановский В. В.] Музыкальная неделя. — Утро России, 1910, 23 февр., № 88); см. также рец.: Бернштейн Н. Зал Благородного собрания. — Спб. ведомости, 1910, 23 февр., № 44.
При встрече с В. В. Ястребцевым С. подарил ему автограф — первые такты финала 1-й симфонии (п. С. к Ястребцеву.— Письма, с. 547).
Между 20 — 23 февраля. С. посетил С. С. Прокофьев (Ал-■перс В. В. Из прошлого. — В кн.: Сергей Прокофьев. — М., 1962, с. 220).
В. В. Алперс ошибочно указывает дату 10 февр. 1910 г., между тем как С. лриехал в Петербург после 17 февр.
Москва. После 23 февраля. Приезд С. из Петербурга (п. С. к Ястребцеву от 23 февр. — Письма, с. 547).
28 февраля/13 марта. В Берлине в симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнена «Поэма экстаза» С. (Ани-симов В. Н. Музыка за границей. — РМГ, 1910, № 13, стб. 372).
А. Никиш заявил об исполнении С. А. Кусевицким «Поэмы экстаза»: «Право, я не знаю никого, кто мог бы лучше дирижировать этим произведением» (цит. по: Smith M. Koussevitzky. N. Y.,
1947, р. 54).
4 марта. Приехавший в Ясную Поляну А. Б. Гольденвейзер играл Л. Н. Толстому сочинения С: «Прекрасно, чудесно! — проговорил Лев Николаевич, прослушав одну из прелюдий Скрябина.— 'Очень искренно, искренность дорога! — говорил он. — По этой одной вещи можно судить, что он — большой художник» (Булгаков В. Ф. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. — М., 1960,
■с. 285).
7 марта. В № 9/10 РМГ (стб. 258) Б. Т[юнеев] писал по поводу концерта 21 февр.: «...Очень интересна 2-я симфония Скрябина...
В ней слышится гордая, протестующая славянская душа, сбрасывающая оковы музыкальных условностей...»
11 марта. В Петербурге на «Вечере современной музыки» М. Н. Мейчик исполнил произведения С: этюд As-dur op. 8; прелюдию C-dur op. 13 и 5-ю- сонату (программа. — ЛГИТМиК, ф. Римских-Корсаковых, ф. Б, разд. XIV, № 18).
Газ. «Обозрение театров» (№ 1010) поместила сообщение о- предстоящем с 26 апр. по 16 мая 1910 г. турне оркестра Большого театра под управлением Кусевицкого по 11-ти волжским городам. В программе 19 концертов. В числе солистов — С. Среди, приглашенных в эту поездку лиц указан также немецкий художник Р. Штерль.
13 марта. В 8-м симфоническом собрании Московского филар
монического общества концертирующий в России А. Никиш ис
полнил «Поэму экстаза» С. (объявл. — Новости сезона, № 944)..
14 марта. В № 130 газ. «Утро России» рец. на концерт 13 мар
та: «Весь интерес вечера сосредоточился на „Экстазе" Скрябина.
Никиш играл его впервые и досконального знакомства с партиту
рой не обнаружил...»; см. также рец.: Ч [ерешнев Г.] Филар
моническое общество. — Мое. ведомости, 1910, 16 марта, N° 61.
16 марта. Смерть Льва Александровича Скрябина, сына С. и В. И. Скрябиной (п. Л. А. Скрябиной к О. И. Монигетти от 17 марта.—ГМС, инв. № 646).
Л. А. Скрябин похоронен в Москве на кладбище монастыря Всех скорбящих радости на Новослободской улице. В настоящее время монастырь не существует (сообщено Е. А. Софроницкой).
22 марта /4 апреля. Первое исполнение «Поэмы экстаза» в Лон
доне под упр. С. А. Кусевицкого (программа. — ГМС, инв. № 375).
23 марта/5 апреля. С. А. Кусевицкий телеграфирует С: «За
мечательный успех „Поэмы экстаза"» (ГМС, инв. № 162).
28 марта. Зарубежный корреспондент РМГ (№ 13, стб. 374 — 375) сообщает об исполнении в Риме «Поэмы экстаза» С. под упр. Б. Молинари. «„Экстаз" прошел очень удачно и принят был дружно, хотя не обошлось без свистков».
В № 13 РМГ (стб. 353) опубликована статья без подписи «Скрябин и Гофман о Шопене».
До 26 апреля. Отъезд С. в концертное турне во волжским городам, организованное С. А. Кусевицким.
«Кусевицкий вез целый оркестр в специально заказанном пароходе, вез рояли, вез солиста — Скрябина <...> Кортеж сопровождался еще „почетными" путешественниками... Тут был владелец рояльной фабрики... Дидерихс, и музыкальные критики, заграничные корреспонденты — Оскар Риземан и Тидебель, доктор Богородский <...> Вся эта аристократия ехала в первом классе, а „пролетариат" в виде оркестровых музыкантов ехал в значительно-
Летопись жизни и творчества
1910
1SI
менее комфортабельных условиях. Путешествие... по отношению к Скрябину имело еще „агитационное значение" — Кусевицкий хотел показать нового композитора российской провинции» (Сабанеев, с. 30—40). «Пароход же вез и специально построенный для поездки рояль Бехштейн, на котором играл Скрябин» (Энгель, с. 77).
Тверь. 26 апреля. Первый из серии волжских концертов С. А. Кусевицкого. В программе фортепианный концерт С, со--лист —автор (объявл. —Тверская газета, 1910, 26 апр., № 93).
«В Твери был громадный успех. Зал был полон» (п. Т. Ф. Шлёцер к О. И. Монигетти от 28 апр. — ГМС, инв. № 642).
Рыбинск. 28 апреля. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор (Гольдман Б. Концерт Кусевицкого. — Рыбинский вестник, 1910, 30 апр., № 95).
Ярославль. 30 апреля. В симфоническом концерте под упр. ■С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор. Рецензент газ. «Голос» (1 мая, № 96) назвал С. «прекрасным, темпераментным пианистом».
Кострома. 1 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор (Волжско-Камская речь, 1910, 2 мая, № 454).
Т. Ф. Шлёцер писала 3. И. Монигетти: «В Костроме был полный зал и успех громадный» (п. от 2 мая. —ГМС, инв. № 634).
Нижний Новгород. 2 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор (программа. — ГМС, инв. № 71).
Казань. 4 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор.(рец.: Концерты Кусевицкого. — Казанский телеграф, 1910, 5 мая, № 5120; Г [еркен] Ю. Концерт Кусевицкого. — Казанский телеграф.— 1910, 6 мая, № 5127).
Самара. 7 и 8 мая. В симфонических концертах под упр. 'С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист — автор (объявл. — Волжское слово, 1910, 8 мая, № 89).
Т. Ф. Шлёцер писала 3. И. Монигетти: «Самарский концерт был по исполнению и успеху выдающимся» (п. от 14 мая —ГМС:инв. №639).
Саратов. 11 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист—автор (объявл.— Саратовский листок, 1910, 11 мая, № 94).
13 мая. В № 101 газ. «Саратовский вестник» Ф. А. Пальчинский
тшсал: «...Скрябин блестяще сыграл свой фортепианный концерт в
сопровождении оркестра». *
Царицын. 13 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С.; солист — автор (Царицынский вестник, 1910, 14 мая, № 3428).
Астрахань. 16 мая. В симфоническом концерте под упр. С. А. Кусевицкого исполнен фортепианный концерт С; солист -автор (рец.: К [рыл о в] П. Симфонические концерты Кусевицкого.— Астраханский вестник, 1910, 18 мая, № 610).