Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 19 глава




Из воспоминаний К. А. Кузнецова: «Перехожу к Благородному собранию... Здесь у меня наиболее яркое впечатление: Рахмани­нов (за дирижерским пультом), а за роялем, в своем фортепиан­ном концерте Скрябин. Рахманинов, будто бы забывши про ор­кестр, впился глазами в клавиатуру, в пальцы Скрябина — с их несравненной беглостью, неисчерпаемым богатством нюансов» (Кузнецов К. А. Музыкальная жизнь в прошлом и настоя­щем.— ГЦММК, ф. 23, ед. хр. 41, л. 83).

13—14 декабря. Появились рец. на концерт 10 декабря: П р [о-кофьев] Г. 5-е симфоническое собрание Московского филармо­нического общества. — Рус. ведомости, 1911, 13 дек., № 286; Сах­нов с к и й Ю. 5-й концерт филармонического общества. — Рус. слово, 1911, 13 дек., № 286; Ч[ерешнев] Г. Филармоническое-общество. — Мое. ведомости, 1911, 14 дек., № 286.



Летопись жизни и творчества


1911—1912



 


Конец декабря. С. с интересом посетил один из спектаклей «Гамлета» Шекспира, поставленного в Московском Художествен­ном театре английским режиссером Г. Крэгом (Сабанеев, с. 145).

Ю. К. Балтрушайтис познакомил С. с Г. Крэгом. Режиссер по­сетил С. (Сабанеев, с. 145, 160).

1911 — 1912

Осень—зима. По воспоминаниям Л. Сабанеева, С. мало инте­ресовался музыкой, «как прежде написанной, так и той, которая пишется в данное время». О произведениях Чайковского он гово­рил: «Это будни, сплошные будни! Искусство должно быть празд­ником...» «Метнера он не любил: „Он какой-то земляной весь, весь „terre a terre"... Рахманинов на него наводил величайшую тоску. <...> Раз как-то мы проигрывали Дебюсси. „Это очень мило (эта формула была у А. Н. высшей похвалой) — но ведь это же Мусоргский..." В новых французах ему претило эстетическое отношение к музыкальному материалу. Эстетов он вообще не лю­бил. <...> Всю музыку, кроме своей собственной, он называл.,,классической". И свои сочинения до третьей симфонии включи­тельно называл „написанными в классической манере". <.„>...Вагнер был одним из немногих, музыка которого производила на него впечатление» (Сабанеев, с. 100—102).

«...Сочинял он аккуратно каждый день, или почти каждый день <...> В его творчестве характерен был импровизационный мо­мент: он находил свои звучания, импровизируя их за фортепиано и иногда „рациональным путем", путем их теоретического составле­ния... которое всегда проверялось им за фортепиано. <...> Обыч­но он записывал эскизно тут же карандашом, иногда на клочках нотной бумаги, часто сокращенно, схематически. <...> Собствен­но говоря, настоящих „черновиков" у него не было. Были эмбрио­нальные записи и затем сразу „окончательный" вид... <...> „Я всегда признаю, что математика в композиции должна играть большую роль. У меня бывает иногда целое вычисление при сочи­нении, вычисление формы..."» (Сабанеев, с. 100, 115—116, 105— 106).

«Странным было, и с первого раза малоестественным, то от­чуждение, которое было у Скрябина с музыкальным миром <...> Как-то не сливался он... с музыкантами. <...> Быть может, атмо­сфера скрябинского мира бывала для них неприятна... Тут все полно было Скрябиным, насыщено его культом, его идеями... <...> Музыканты из породы „консерваторов" почти не бывали у ■Скрябина... я ни разу не видел Гречанинова, Метнера, раз встре­тил Танеева и два раза Рахманинова. Из всех этих крупных музы­кантов он больше всего любил Танеева не как композитора — в этом отношении он его не выносил, а как личность и человека...


Из посещавших... скрябинский круг я вспоминаю композитора Ф. С. Акименко... Это был человек совершенно оторванный от „земной поверхности"... в стремлении к мистике и к грандиозно­му <...> В этом сезоне начали бывать у Скрябиных Пастернаки, преимущественно сам Л. Пастернак — известный художник... Па­стернак рисовал Алек. Ник. несколько раз...» (Сабанеев, с. 118— 119,72,75).

Состоялась встреча С. и П. Казальса. Испанский виртуоз вспо­минает: «Из всех русских композиторов, с которыми мне дове­лось познакомиться, самое сильное впечатление на меня произ­вел Александр Скрябин... Новатор в подлинном смысле слова» (Кан. Радости и печали Пабло Казальса, поведанные им Аль­берту Кану. — Иностранная литература, 1976, № 3, с. 235).

С. посетил московскую выставку картин литовского художника М. К- Чюрлениса и был «очень ею восхищен!» (Сабанеев, с. 143).

С. «Занялся писанием и окончательной отделкой заложен­ных летом сонат <С> Седьмую сонату он особенно любил... „Это — белая месса... Это уже совсем близко от мистерии" <...> Колокольные гармонии, найденные им в этой сонате, особенно ра­довали его... Эти колокольные гармонии... были теми самыми „к небу подвешенными" колоколами, которые звали народы мира к мистериальному действу <...> В шестой сонате он любил наигры­вать вторую тему и мрачные тревожные набаты <...> В девятой сонате он с любовью останавливался на очень многих местах <...> Потом он ее стал определенно именовать „черной мессой"» {Сабанеев, с. 98, 104, 135, 109, 139).

«В этот сезон А. Н. начал изучать пристально и серьезно лири­ку русских символистов <...> Знакомство с Балтрушайтисом было тому известным побудительным поводом <...> Я видел у него в качестве настольной книги, или руководства, еще собрание сочинений Бальмонта... В. Иванова... а также маленький учебник стихосложения. „Я сначала хотел, чтобы язык в Мистерии был бы синтетический, „воссоединенный" <...> Видимо, теперь он отка­зался от того, чтобы сочинять вдобавок еще и язык и решил, что Мистерия будет писана по-русски...» (Сабанеев, с. 148—149).

2 января. В № 1 РМГ (стб. 31—32) рец. на концерт 10 дек.
1911 г.

3 января. В № 2 «Таганрогского вестника» статья Е. К- Макра
«К предстоящему в Таганроге концерту А. Н. Скрябина».

Ростов-на-Дону. 6 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Моск­вы в Ростов-на-Дону. Начало гастролей С. по городам Северного Кавказа, организованных М. Л. Пресманом (т-ма С. к М. А. Шлё­цер.— Письма, с. 590).



Летопись жизни и творчества


1912


20.:


 


8 № 5 газ. «Приазовский край» статья «К предстоящим кон­
цертам А. Н. Скрябина».

7 января. Первый сольный концерт С. Программа: I отд. Прелюдии C-dur, es-mo'll, cis-moll, Ges-dur, e-raoll, D-dur, d-molt op. 11; ноктюрн op. 9; этюд dis-moll op. 8. II отд. 2-я соната-фан­тазия op. 19. Ill отд. две поэмы op. 32; мазурки es-moll op. 3,. Fis-dur op. 40; «Желание» op. 57 № 1; «Загадка» op. 52 № 2; вальс op. 38 (программа. —- ГМС, инв. № 327).

Таганрог. 8 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Таганрог. Сольный концерт С. в зале Коммерческого училища. Повторение программы концерта в Ростове-на-Дону 7 янв. (программа. — ГМС, инв. № 1080).

9 января. В № 7 газ. «Приазовский край» рец. Г. Кеча на кон­
церт 8 янв., в которой отмечалось: «...Наравне со значительным
композиторским талантом приятно было бы встретить в лице
г. Скрябина художественно законченного пианиста».

Новочеркасск. 10 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Ново­черкасск. Сольный концерт С. Повторение программы концерта в Ростове-на-Дону 7 янв. (программа. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 614).

13 января. В преддверии гастролей С. А. Н. Дроздов провел в Екатеринодаре концерт-лекцию «Скрябин и его место в совре­менной музыке» (программа. — ГМС, инв. № 970).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: