8 марта. В Петербурге В. И. Скрябина исполнила в 3-м РСК под упр. Ф. М. Блуменфельда фортепианный концерт С. (К [о п-т я е] в А. Русский симфонический концерт. — Биржевые ведомости, 1908, 10 марта, № 10395).
До 11/24 марта. С. просит Н. В. Арцыбушева прислать ему партитуры 1-й симфонии, «Reverie» и фортепианного концерта в связи с предполагаемым симфоническим концертом в Лозанне из своих произведений. Одновременно С. дает важные указания о составе исполнителей струнной группы оркестра (Письма, с. 501).
Концерт не состоялся.
11/24 марта. С. с «большим интересом» читает статью Н. Ф. Финдейзена о Вагнере (п. С. к Финдейзену. — Письма, с. 502).
12 марта. В Петербурге Н. И. Рихтер исполнил в концерте 1-ю сонату С. По словам критика Г. Тимофеева], это «выдающееся произведение автора, звуковое миросозерцание которого близко к шопеновскому» (Речь, 1908, 15 марта, № 64).
29 марта/11 апреля. Состоялся сольный концерт С. Программа: I отд. Две прелюдии ор. 11; прелюдия ор. 9; три мазурки cis-moll, es-moll, Es-dur op. 3; ноктюрн ор. 9. II отд. 3-я соната ор. 23. Ill отд. Этюд dis-moll op. 8; четыре прелюдии ор. 37; «Листок из альбома»; «Вроде вальса» ор. 47; две пьесы ор. 52 («Поэма», «Загадка»); «Сатаническая поэма» ор. 36 (программа. — ГМС, инв № 933; рец.: РМГ, 1908, № 20/21, стб. 489).
Март. Г. В. Плеханов дарит С. сборник «Тернии без роз» (Же-
нева, 1908) со своей статьей «Уроки прошлого» (личная б-ка С.— ГМС).
4 апреля. В Москве К. Н. Игумнов исполнил в концерте произведения С. (рец.: Рейн [Крейн А.]. Клавирабенд К. Игумнова.— Голос Москвы, 1908, 5 апр., № 215).
17 апреля. С. А. Кусевицкий (из Москвы) запрашивает С. о возможности повидаться с ним в Лозанне в начале июня для переговоров «по важному делу» (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 579).
21 апреля. В Москве на Вечере современной музыки выступила В. И. Скрябина. По мнению Л. Л. Сабанеева, «выбор пьес оказался не совсем удачным. У Скрябина есть много гораздо более интересных вещей, чем экспромт b-moll (op. 12), этюд Des-dur или соната-фантазия....» (С [абанеев] Л. Л. Вечер современной музыки.—Голос Москвы, 1908, 23 апр., № 94).
Апрель. С. издал в Лейпциге на собственные средства 5-ю сонату ор. 53 (счет нотопечатни Редера от 12 мая 1908 г. — ГМС, инв. №853).
30 мая/12 июня. С. выступил с концертом в пользу нуждающихся русских эмигрантов. Повторение им программы концерта в Лозанне 29 марта/11 апр. 1908 г. (программа. —ГМС, инв. № 1117).
Середина мая. Приезд в Лозанну М. Н. Мейчика и занятия с ним С. Мейчик изучил под руководством С. 5-ю сонату (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 15/28 мая. — ГМС, инв. № 1249).
Начало июня. Приезд в Лозанну С. А. Кусевицкого и Н. К. Ку-севицкой. Первая встреча Кусевицкого со С. Переговоры с целью привлечения С. к задуманным Кусевицким предприятиям: Российскому музыкальному издательству и симфоническим концертам в Москве и Петербурге (Энгель, с. 70—71).
6/19 июня. С. А. Кусевицкий (из Парижа) приглашает С. «погостить в Биарриц» (ГМС, инв. № 694).
До 15/28 июня. С. слушает у себя дома свои произведения в исполнении А. Лалиберте. С. подарил А. Лалиберте нотные автографы: 5-й сонаты, двух пьес ор. 57, четырех пьес ор. 56, «Листка из альбома» ор. 58, рукописный экземпляр «Поэмы экстаза» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 15/28 июня. — ГМС, инв. № 1249).
Нотные автографы, подаренные С. А. Лалиберте, были переданы его вдовой М. Лалиберте в дар ГМС 3 сент. 1971 г. (Ш а б о р к и н а Т. Г. Ценный подарок. — Сов. музыка, 1972, № 1, с. 104).
С. сообщает М. К. Морозовой: «Я очень подвинул текст мистерии: уже отделываю детали» (Письма, с. 508).
Начало июля. Вспоминая свои беседы со С. летом 1908 года в Лозанне, М. Н. Мейчик рассказывал: «Разговоры наши, чем бы они ни начинались, сбивались обычно на вопросы метафизики
•6 Згк. 1508
Летопись жизни и творчества
1908
<...> Однажды... Александр Николаевич впервые рассказал мне-о своей „Мистерии", о ее содержании, о том, что исполняться она должна в Индии <...>...Исполняться Мистерия должна была... только один раз. Мистерия должна быть концом. Завершением!» (Мейчик М. Н. Над могилой Скрябина. — Рампа и жизнь, 1915, № 16, с. 4—5).
Середина июля. Приезд в Лозанну Э. А. Купера. С. проходит с ним 3-ю симфонию и «Поэму экстаза», которыми Куперу предстояло дирижировать весной 1909 г. в Москве (п. С. к М. К. Морозовой, июль н. ст. — Письма, с. 509).
Биарриц. До 25 июля / 7 августа. По приглашению С. А. и Н. К. Кусевицких С. и Т. Ф. Шлёцер приехали к ним в Биарриц.
Между С. и Кусевицким «было заключено словесное обязательство. Кусевицкий условился платить А. Н. 5 000 руб. в год в счет его сочинений, чтобы это зачитывалось изданными его произведениями, а пока бы он мог писать и работать над Мистерией. Скрябин... согласился, по-видимому поняв так, что он просто получает от Кусевицкого „пенсион" в 5 000 р. и может делать, что ему угодно <...> Он не учел того, что Кусевицкий, тщательно оберегавший всегда интересы своих друзей, вовсе не был склонен оберегать интересы тех, с которыми он ссорился, и форма „словесного" договора в этом случае была мало гарантирующей» (Сабанеев, с. 86). До 16/29 августа. Скульптор С. Н. Судьбинин сделал в Биаррице бюст С. (Энгель, с. 71).
Париж. 16/29 августа. С. и Т. Ф. Шлёцер выехали из Биаррица-и в тот же день прибыли в Париж (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неме-новой-Лунц от 10/23 авг. — ГМС, инв. № 1313).
Брюссель. До 26 августа/8 сентября. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Парижа в Брюссель (п. С. к М. И. Альтшулеру.— Письма, с. 512).
26 августа/8 сентября. С. пишет М. И. Альтшулеру о своих надеждах получить согласие В. И. Скрябиной на развод: «...Я сильно надеюсь устроить в этом году мои семейные дела» (Письма, с. 512).
«...В феврале я приглашен в Петербург и Москву. Буду играть-там 5-ю сонату!» (там же).
Август. С. А. Кусевицкий избегает твердо оформленной письменной договоренности, по которой С. получал бы от него деньги. Он пишет С: «Если Вы, может быть, будете писать Рахманинову,. то не пишите, на каких условиях Вы первые пять лет будете отдавать Ваши сочинения <...> Будет лучше, если вопрос о Вашем гонораре... будет нашим частным делом» (ГМС, инв. № 150).
11/24 сентября. С. пишет Т. Ф. Шлёцер в Амстердам, куда она поехала за гостившими у ее родственников детьми: «Я сижу над партитурой и поправляю. Работы порядочно...» (Письма, с. 513). Над партитурой какого произведения работал в это время С, неизвестно..
Можно предположить, что он вносил изменения в партитуру 3-й симфонии дл ■ исполнения ее в России.
Экземпляр партитуры 3-й симфонии с изменениями, внесенными С. и подаренный им позднее А. П. Коптяеву, находится в библиотеке Ленинградской филармонии. Изменения эти учтены при редактировании 3-й симфонии в издании 1962 г. (М., Музгиз).
До 12 сентября. С. В. Рахманинов выразил желание дирижировать 1-й симфонией С. (п. М. С. Неменовой-Лунц к Л. В. Николаеву.— ГЦММК, ф. № 129, ед. хр. 373).
21 сентября/4 октября. С. писал М. К- Морозовой по поводу своих предстоящих концертов в Москве: «...Могу исполнить в симфоническом 5-ю сонату <...> Концерта своего играть не буду... Мне неудобно выступить теперь с детским произведением, которое я к тому же не люблю» (Письма, с. 514).
25 сентября. Н. С. Жиляев писал А. В. Станчинскому, что Пятая соната по духу «ближе всего к... Четвертой сонате и „Сатанической поэме". Форма и стиль идеальны <...> но темы, а следовательно, и вся музыка, по-моему, хуже прежних» (ГЦММК, ■ф. 299, ед. хр. 213).
2 октября. В Москве на музыкальном вечере у М. С. Немено
вой-Лунц М. Н. Мейчик исполнил 5-ю сонату. Она «очень нравит-
'Ся Рахманинову», — писала Неменова-Лунц Л. В. Николаеву
(ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 371).
3 октября. К. Н. Игумнов посвятил II отд. своего концерта в
Москве произведениям С. (программа. — ГЦММК, ф. 137, ед. хр.
468).
5/18 октября. О. Фрид писал С: «Партитура Вашей „Божественной поэмы" мне чрезвычайно понравилась, и я буду весьма рад исполнить ее в Берлине 18 января» (ГМС, инв. № 769/390).
16 октября. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Московской консерватории. Программа: I отд. 12 этюдов ор. 8, 3-я соната ор. 23; II отд. «Сатаническая поэма» ор. 36; поэма ор. 41; «Листок из альбома» ор. 45; скерцо ор. 46. III отд. «Вроде вальса» ор. 47; четыре прелюдии ор. 48; этюд ор. 49 № 1; «Мечты» ор. 49 № 3; «Хрупкость» ор. 51 № 1; «Загадка» ор. 52 № 2 (Новости сезона, 1908, 1 нояб., № 1629, Театр и музыка).
18 октября/1 ноября. С. и Т. Ф. Шлёцер «на днях слушали „Зигфрида". Исполнение в общем порядочное, и мы остались... довольны» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв..№ 1248).
23 октября/5 ноября. С. выражает М. К. Морозовой «глубокую благодарность за оказанную... за последние годы дружескую помощь» и отказывается с 1 янв. от ее денежной субсидии (Письма, с. 517—518).
5 ноября. В № 257 «Русских ведомостей» рец. Вл. Д [ержанов-ского] на концерт 16 окт.: «...Композитор, уже освободившись от ■былых влияний, становится вполне самим собой, создает самобыт-
6*
Летопись жизни и творчества
1908—1909
ные ритмы, темпы, гармонии, свою собственную фортепианную технику».
Появились и другие рец. на концерт 16 окт.: Рейн [Крейн А. А.]. Вечер Скрябина. — Голос Москвы, 6 нояб.,. № 258; Прокофьев Г. П. Московские письма. Вечер Скрябина.—РМГ, 1908, №46, стб. 1034).
18 ноября. Первое исполнение М. Н. Мейчиком 5-й сонаты С. в его сольном концерте в Малом зале московского Дворянского собрания. Во II отд. были исполнены также: поэма Fis-dur op. 32; прелюдия C-dur op. 48; «Трагическая поэма» op. 34 (Рус. ведомости, 1908, 18 нояб., № 268).
В № 270 «Русских ведомостей» Ю. Э [нгель] писал: «Можно-любить или не любить эту новую музыку Скрябина, но нельзя не чувствовать в ней огромное торжество силы. Такая сила бьет и из Пятой сонаты. Это совсем особая, необычайная соната <...> Неизвестно, в какой тональности ее начало и в какой конец, да и в середине дело немногим яснее, и все же в ней чувствуется какая-то-своеобразная модулирующая руководящая нить, не исключающая даже некоторых признаков сонатной формы...»
21 ноября. По мнению А. Крейна, выступившего в № 271 газ. «Голос Москвы» (подп.: Рейн), 5-я соната — «совершенно новая эра в творчестве Скрябина и в музыке вообще...»
23 ноября. В Киеве в камерном концерте исполнена Вариация С. на русскую тему «Надоели ночи, надоскучили» для струнного-квартета, без опуса (РМГ, 1908, № 49, стб. 1133).
25 ноября /8 декабря. С. получил известие о «громадном успехе» М. Н. Мейчика. Т. Ф. Шлёцер писала ему тогда: «Мы оба ужасно рады Вашему успеху и крепко жмем Вам руки, столь прекрасно воплотившие дорогую нам любимую 5-ю сонату» (ГМС,, инв. №1203).
27 ноября/10 декабря. Первое исполнение «Поэмы экстаза» в Нью-Йорке (Карнеги-холл). Дирижер М. И. Альтшулер (программа, фотокопия. — ГМС).
30 ноября. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Петебург-ской консерватории. Повторение ею программы концерта в Москве 16 окт. 1908 г. (Коломийцев В. П. Концерт В. И. Скрябиной.— Новая Русь, 1908, 2 дек., № 274; перепеч. в кн.: Коломийцев, с. 66).
13/26 декабря. С. получил присужденную ему за «Поэму экстаза» Глинкинскую премию за 1908 год (расписка С. — ЛГК, инв. № 2325).
17/30 декабря. Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц: «В театре мы давно не были, последний раз смотрели „Саломею", впечатление лучше, чем мы ожидали. Музыка, хотя и шарлатанская, но не лишена красочности, и хотя и грубого, но темперамента» (ГМС, инв. № 1258/1390).
Б. д. Ю. Д. Энгель рассказывает: «В Брюсселе у Скрябина... были знакомые... между прочим, и среди теософов. Таков был, на-
пример, художник Дельвиль... который позднее сделал обложку для „Прометея". Часто встречался Скрябин... с профессором красноречия Эмилем Сигонь (Cygogne) <...> Скрябин увлекался мыслью сочинить новый язык для „Мистерии"... язык восклицаний, междометий, вздохов» (Энгель, с. 71).
18 декабря. В Петербурге С. С. Полоцкая-Емцова исполнила в концерте пьесы С. «Желание» ор. 57 № 1 и «Ласку в танце» ор. 57 № 2 (программа. — ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046).
После 20 декабря / 22 января. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя в Берлин, где С. предстояла встреча с О. Фридом (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 22 дек./4 янв.— ГМС,
инв. № 1326).
Берлин. До 22 декабря/4 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Берлин. С. присутствует на репетициях 3-й симфонии под упр. О. Фрида. Т. Ф. Шлёцер отметила: «Фрид обещает быть на высоте. Саша в восторге от него» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 22 дек./4 янв. — ГМС, инв. № 1326).
30 декабря/12 января. Л. Д. Крейцер писал А. К. Глазунову: «...Скоро играю в Лейпциге впервые Третью сонату Скрябина» (ГПБ, ф. 187, ед. хр. 931).
5/18 января. С. присутствует на берлинской премьере 3-й симфонии в концерте «Общества друзей музыки» под упр. О. Фрида (РМГ, 1909, № 15, стб. 412).
«...Симфония прошла с успехом и была превосходно исполнена» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. Н. Мейчику от 8/21 янв. — ГМС, инв. №
1205).
После 8 января. В РМГ (№ 15, стб. 412—414) помещены отклики немецких газет на берлинскую премьеру 3-й симфонии: «Успех был теплый, хотя и без энтузиазма <...> Оскар Фрид отнесся с большим вниманием к этому произведению и вместе с филармоническим оркестром добился в высшей степени прекрасного исполнения этой трудной вещи. Теперь в Берлине будут ожидать с повышенным интересом и дальнейшие крупные произведения Скрябина» («Signale fur die musikalische Welt», № 3). «Симфония, названная „Le divin роете", образует первую часть музыкально-философского произведения <...> Необычайно смел этот русский композитор...» (Musik, VIII).
Москва. 14 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Берлина в Москву. По приглашению С. А. Кусевицкого они живут в его доме в Малом Глазовском переулке (п. Т. Ф. Шлёцер к М. Н. Мейчику от 8/21 янв. — ГМС, инв. № 1205).
19 января. Первое исполнение в России «Поэмы экстаза», состоявшееся в Петербурге в 26-м собрании общества «Музыкаль-
Летопись жизни и творчества
1909
ные новости». Придворный оркестр под упр. Г. И. Варлпха. С. на петербургской премьере не был (РМГ, 1909, № 3, стб. 79).
К программе был приложен философский комментарий Б. Ф. Шлёцера.
20 января. Рец. в газ. «Биржевые новости» (№ 1097): «„Экстаз"
понят композитором со стороны главным образом чувств: это три
умф жизни, созидающей, но и беспощадной. Это гордый вызов
героя миру, призывающий его на борьбу <...> „Экстаз" вышел
из тех же огненных настроений, которыми проникнут вагнеровский
<...> „Тристан" <...> но цели Скрябина так грандиозны, что на
стоящая поэма скорее обещание, чем удовлетворение, скорее воп-
прос, чем ответ». ^
Из статьи Г. Т[имофеева] в газ. «Речь» (№ 20): «Партитура „Поэмы экстаза" относится к... быть может, самым сложным из всех современных партитур, не исключая и Рихарда Штрауса <...> Поэма поражает смелостью и оригинальностью концепции. Сложнейшая фактура не мешает единству стиля и характера музыки».
24 января. А. К. Лядов назвал философский комментарий
Б. Ф. Шлёцера к «Поэме экстаза» «премудрой ахинеей» (п. Лядо
ва к Ф. И. Грусу. — Лядов, с. 141).
С. С. Прокофьев жаловался Н. Я- Мясковскому: «В „Экстазе" разбираться немыслимо... голова болит» (Прокофьев и Мясковский, с. 63).
25 января. Рец. на концерт 19 января: В. С. [Б а скин В. С]
Концерт Придворного оркестра. — Театр и искусство, 1909, 25 янв.,
№4, с. 71.
26 января. В Москве в концерте певицы В. Д. Философовой
К. Н. Игумнов исполнил II и III части 2-й сонаты-фантазии С.
(Ч [ерешнев] Г. Концерт В. Д. Философовой. — Мое. ведомо
сти, 1909, 30 янв., № 24).
Петербург. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Москвы в Петербург. С. присутствует на репетициях «Поэмы экстаза», где дает Ф. М. Блуменфельду указания по ее исполнению (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1324).
31 января. Состоялся 2-й РСК, в который были включены произведения С. Дирижер Ф. М. Блуменфельд. В I отд. С. исполнил две пьесы ор. 57 («Желание», «Ласка в танце»); две прелюдии; «Загадку» ор. 52 № 2; 5-ю сонату; на бис С. сыграл вальс ор. 38. Во II отд. была исполнена «Поэма экстаза» (программа.— ГЦММК, ф. 156, ед. хр. 975).
В Казани М. Н. Мейчик исполнил в концерте 5-ю сонату С. (Казанский телеграф, 1909, 6 февр., № 4770, Театр и музыка).
Вечер в редакции журн. «Аполлон», посвященный С, на который были приглашены представители художественной интеллигенции Петербурга. Встреча С. с А. Н. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и др. Знакомство с Вяч. Ивановым (Энгель, с. 76).
1 февраля. А. А. Спендиаров пишет А. К. Лядову: «„Поэма эк
стаза" Скрябина была вчера прекрасно исполнена и восторженно
принята публикой» (Спендиаров А. Письма. — Ереван, 1962,
с. 78).
В № 26 газ. «Русское слово» восторженно отозвался о «Поэме экстаза» Н. Д. Кашкин: «Громадное впечатление произвело... новое симфоническое сочинение „Поэма экстаза", самое смелое по замыслу и сложной оркестровке из сочинений всей современной музыки».
См. также рец.: Берн [штейн] Н. Второй русский симфонический.— Пб. газета, 1909, 1 февр., № 31.
2 февраля. В № 10939 газ. «Биржевые ведомости» рец. А. Коп-
тяева на концерт 31 янв.
В газ. «Новая Русь» (№ 32) выступил В. Коломийцев: «Впечатление, произведенное „Поэмой экстаза", было уже прямо мучительное, гнетущее <...> ибо нельзя назвать музыкой эту хаотическую... доходящую порой до величайшего градуса напряженности игру звуков».
A. С [труве] в журн. «Золотое руно» (№ 4, с. 89—90) называет
исполнение «Поэмы экстаза» выдающимся событием второй поло
вины петербургского сезона. Характеризуя творческий путь ком
позитора— от фортепианных миниатюр к большому симфониче
скому полотну, он говорит о поражающей мощи, силе и глубине
таланта С, о замечательном сочетании в его лице вдохновенного
художника и мастера, виртуозно владеющего техникой полифони
ческого письма и оркестровки.
B. Г. Вальтер отметил в рец. на концерт 31 янв. (Речь, № 32):
«...После сонаты Скрябина заметно шикали... а после „Поэмы
экстаза"... неистово вызывали и успех его был огромен».
Между 26 января и 3 февраля. М. Ф. Гнесин вспоминает, что познакомился со С. в доме Римских-Корсаковых «в одну из „сред", когда по установившейся традиции продолжали собираться ближайшие друзья Корсаковых. Не помню, кто еще был из посторонних, но было заранее известно, что прибудут Скрябины и предположено, что мы, трое друзей из числа последнего выпуска учеников Корсакова (М. О. Штейнберг, И. Ф. Стравинский и я), будем показывать ему свои сочинения.
Появились Скрябины. Надежда Николаевна, гостеприимно настроенная, отправилась им навстречу. Но Александр Николаевич, крайне нервный и чем-то утомленный, сразу же попросил разрешения с полчаса отдохнуть, прежде чем выйти в гостиную. Татьяна Федоровна поддержала его просьбу; сама же присоединилась к нам. Но минут через десять Скрябин уже появился вполне освеженный и оживленный, и сразу же все направились к роялю.
Кажется, все мы показывали только вокальную музыку. Скрябин похвалил всех и как будто искренне (хотя, конечно, и снисходительно). Помню, так и сказал: „Все авторы очень нравятся!"
Летопись жизни и творчества
1909
Мы все трое были еще молодые, и сочинения у нас, которые мы показывали, были в общем действительно свежие и изобличающие интерес к гармонии. Стравинский показывал сюиту „Фавн и пастушка" на текст Пушкина <...>. Штейнберг показал два изящных и выразительных романса на слова Бальмонта. Я исполнял „Снежинки" и „Бессонницу". В последней вещи фортепианную партию, вероятно, исполнял Штейнберг (хотя я в те времена был смел и сам играл труднейшие свои вещи). Помню, что Скрябин хвалил обе вещи, а из „Бессонницы" даже кусок сам потом повторил, присев к роялю, добавив: „Это особенно нравится!" („Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье").
Своих сочинений Скрябин не играл в этот вечер, как кажется и при следующих встречах у Корсаковых, которых было несколько» (Гнесин. Воспоминания, с. 95—96).
3 февраля. В № 28 «Нашей газеты» рец. В. Чечотта на концерт 31 янв.
Москва. 4 февраля. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Петербурга. Они вновь останавливаются в доме С. А. Кусевицкого в Малом Глазуновском переулке (т-ма С. к М. С. Неменовой-Лунц от 3 февр. — Письма, с. 522).
8 февраля. В № 617 РМГ (стб. 174—176) отмечалось: «Успех „Экстаза" (внешний или искренний — определить сейчас трудно) был внушительный».
18 февраля. С. выступил в камерном вечере Общества свобод
ной эстетики, исполнив 3-ю сонату и ряд фортепианных пьес
(программа. —ГЦММК, ф. 132, ед. хр. 503).
19 февраля. В Большом зале консерватории репетиция 3-й сим
фонии и «Поэмы экстаза» С. Присутствовавший на ней С. И. Та
неев записал в дневнике: «Хороша Третья симфония. Четвертая
вся состоит главным образом из одного аккорда на разных ступе
нях: нонаккорд с увеличенной квинтой. Местами невероятная ка
кофония» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 41).
21 февраля. В Большом зале консерватории симфонический концерт Московского отделения РМО из произведений С. Первое исполнение в Москве 3-й симфонии, «Божественной поэмы» (I отд.) и «Поэмы экстаза» (II отд.). Дирижер Э. А. Купер. В I отд. С. исполнил 5-ю сонату (объявл. — Раннее утро, 1909, 21 февр., № 42).
Во время исполнения С. «был нервен, иногда вдруг привставал, подскакивал, затем садился. <...> Слушая свою музыку, он иногда как-то странно замирал лицом, глаза его закрывались и вид выражал почти физиологическое наслаждение; он, открывая веки, смотрел ввысь, как бы желая "улететь, а в моменты напряжения музыки он дышал порывисто и нервно, иногда хватался обеими руками за свой стул» (Сабанеев, с. 29—30).
В № 42 газ. «Русское слово» Н. Кашкин писал: «...В области фортепианной композиции Скрябин является одним из наиболее талантливых и интересных авторов <...> В своих симфониях он...
является наиболее прямым и оригинальным продолжателем... Вагнера позднейшего периода...»
В заметке «Вечер Скрябина», опубликованной в № 42 газ. «Голос Москвы», А. Крейн отметил: «...„Поэма экстаза" и Пятая фортепианная соната — это вершины творчества Скрябина, они очень близки друг другу по музыке и по философской идее».
22 февраля. Рец. на концерт 21 февр.: С [абанеев] Л. Сим
фоническое собрание РМО.-—Голос Москвы, 1909, 22 февр., № 43.
В рец., опубликованной в № 43 газ. «Русские ведомости», Ю. Д. Энгель отметил: «Отношение слушателей к замечательной музыке Скрябина далеко не было единодушным. Меньшинство восторженно аплодировало... большинство недоумевало...» (пере-печ. в кн.: Энгель. Статьи, с. 243).
На «Вечере современной музыки» М. Н. Мейчик исполнил 4-ю сонату С. (объявл. — Новости сезона, 1909, 22 февр., № 1708).
23 февраля. На 9-й Музыкальной выставке М. С. Неменова-
Лунц исполнила прелюдию ор. 31; прелюдию ор. 35; «Танец том
ления» ор. 51; «Нюансы» ор. 56; этюд ор. 42 (программа.—
ГЦММК, ф. 84, ед. хр. 7).
24 февраля. С. выступил в 4-м камерном собрании Московского
отделения РМО. В программе: 5-я соната; две поэмы ор. 32; «Же
лание» ор. 57 № 1; «Ласка в танце» ор. 57 № 2; «Загадка» ор. 52
№ 2; «Сатаническая поэма» ор. 36 (объявл. — Рус. слово, 1909,
24 февр., №44).
А. В. Станчинский записал в дневнике: «Камерный был замечательный. Сильное впечатление произвела Пятая соната. Великолепно ее играл. Затем поэмы и последние сочинения-—превосходные» (ГЦММК, ф. 239, ед. хр. 97).
В № 44—45 «Русских ведомостей» Ю. Д. Энгель дал развернутую оценку музыке С: «...В лице Скрябина перед нами один из замечательных талантов в современном искусстве. Талант болезненный, как и подобает нашему времени, но мощный, сам в себе цельный и единый, оригинальный. И притом оригинальный совершенно независимо от связи его творчества с философией <...> Схватить сущность „Поэмы экстаза" не так-то легко. Ведь это квинтэссенция... нового Скрябина; вместе с Пятой сонатой — самое оригинальное, самое „скрябинское" из всего, что доселе им написано... Небывало, смело, оригинально, может быть, сильно,—■ да, но не прекрасно. Да и не может быть прекрасным искусство, в экстазе обнаженного надрыва так безоглядно нарушающее равновесие между своим содержанием и формой» (перепеч. в кн.: Энгель. Статьи, с. 244—249).
25 февраля. Рец. на концерт 21 февр.: Симфоническое собра
ние.— Мое. ведомости, 1909, 25 февр., № 44.
26 февраля. В № 46 газ. «Голос Москвы» статья С. Кругликова
«В мире звуков»: «Высоко ставлю талант Скрябина. Он смел и
1909
оригинален, но нельзя слушать Скрябина много раз... Это само безумие, игра в сверхчеловека».
27 февраля. В газ. «Русские ведомости» (№ 47) рец. Ю. Д. Эн-геля на концерт 24 февр. (перепеч. в кн.: Энгель. Статьи, с. 253).
В № 47 «Московских ведомостей» Г. Черешнев дает зарисовку С. — исполнителя: «Играет Скрябин довольно своеобразно — с подергиванием в лице, с откидыванием головы, с высоким подбрасыванием рук. Это производит впечатление манерности».
Февраль. А. Белый вспоминал о встрече со С: «У Морозовой, в присутствии Метнера... Из нарочно подстроенной встречи не многое вышло, судя по тому, с какой утрированной вежливостью поворачивала ко мне бледная фигурочка Скрябина свой расчесанный и пушистый гусарский ус... в то время как белые пальчики бледной ручонки брали в воздухе эн-аккорды какие-то, аккомпанируя разговору; мизинчиками бралась нота „Кант"; средний палец захватывал тему „Культура", и вдруг — хоп — прыжок указательного пальца через ряд клавиш на клавишу: „Блаватская" <...> В заключение Скрябина попросили играть <...> Впечатление от игры его — скорей впечатление изящнейшей легкости, чем глубины; признаться, я больше любил Скрябина в исполнении Веры Ивановны, его первой жены...» (Белый А. Между двух революций. — Л.,
1934, с. 348—349).
8 марта. Симфонический концерт Московского отделения РМО под упр. Э. А. Купера и при участии С. Программа: I отд. — 3-я симфония; прелюдии: ор. 9 (cis-moll); op. 11 (E-dur, es-moll). II отд. — «Поэма экстаза». Сбор с концерта в пользу вдов и сирот московских музыкантов (объявл. — Раннее утро, 1909, 8 марта, № 55). В той же газете было объявлено о замене в программе 2-й сонаты-фантазии прелюдиями ор. 9 и ор. 11.
В зале Синодального училища на «Вечере современной музыки» выступил М. Н. Мейчик. Программа составлена С: этюд As-dur op. 8; прелюдия C-dur op. 48; 5-я соната (объявл. — Рус. ведомости, 1909, 8 марта, № 55).
В статье «Скрябинская неделя» (РМГ, № 10, стб. 275—278) Г. П [рокофьев] писал: «Не является ли музыка Скрябина... музыкой будущего? <...> Невозможно воспринять беспрерывную цепь диссонансов, не разрешенных и переходящих один в другой».