Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 15 глава




8 марта. В Петербурге В. И. Скрябина исполнила в 3-м РСК под упр. Ф. М. Блуменфельда фортепианный концерт С. (К [о п-т я е] в А. Русский симфонический концерт. — Биржевые ведомо­сти, 1908, 10 марта, № 10395).

До 11/24 марта. С. просит Н. В. Арцыбушева прислать ему пар­титуры 1-й симфонии, «Reverie» и фортепианного концерта в связи с предполагаемым симфоническим концертом в Лозанне из своих произведений. Одновременно С. дает важные указания о составе исполнителей струнной группы оркестра (Письма, с. 501).

Концерт не состоялся.

11/24 марта. С. с «большим интересом» читает статью Н. Ф. Финдейзена о Вагнере (п. С. к Финдейзену. — Письма, с. 502).

12 марта. В Петербурге Н. И. Рихтер исполнил в концерте 1-ю сонату С. По словам критика Г. Тимофеева], это «выдающееся произведение автора, звуковое миросозерцание которого близко к шопеновскому» (Речь, 1908, 15 марта, № 64).

29 марта/11 апреля. Состоялся сольный концерт С. Програм­ма: I отд. Две прелюдии ор. 11; прелюдия ор. 9; три мазурки cis-moll, es-moll, Es-dur op. 3; ноктюрн ор. 9. II отд. 3-я соната ор. 23. Ill отд. Этюд dis-moll op. 8; четыре прелюдии ор. 37; «Листок из альбома»; «Вроде вальса» ор. 47; две пьесы ор. 52 («Поэма», «За­гадка»); «Сатаническая поэма» ор. 36 (программа. — ГМС, инв № 933; рец.: РМГ, 1908, № 20/21, стб. 489).

Март. Г. В. Плеханов дарит С. сборник «Тернии без роз» (Же-


нева, 1908) со своей статьей «Уроки прошлого» (личная б-ка С.— ГМС).

4 апреля. В Москве К. Н. Игумнов исполнил в концерте произ­ведения С. (рец.: Рейн [Крейн А.]. Клавирабенд К. Игумно­ва.— Голос Москвы, 1908, 5 апр., № 215).

17 апреля. С. А. Кусевицкий (из Москвы) запрашивает С. о возможности повидаться с ним в Лозанне в начале июня для пе­реговоров «по важному делу» (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 579).

21 апреля. В Москве на Вечере современной музыки выступила В. И. Скрябина. По мнению Л. Л. Сабанеева, «выбор пьес оказал­ся не совсем удачным. У Скрябина есть много гораздо более инте­ресных вещей, чем экспромт b-moll (op. 12), этюд Des-dur или со­ната-фантазия....» (С [абанеев] Л. Л. Вечер современной музы­ки.—Голос Москвы, 1908, 23 апр., № 94).

Апрель. С. издал в Лейпциге на собственные средства 5-ю со­нату ор. 53 (счет нотопечатни Редера от 12 мая 1908 г. — ГМС, инв. №853).

30 мая/12 июня. С. выступил с концертом в пользу нуждаю­щихся русских эмигрантов. Повторение им программы концерта в Лозанне 29 марта/11 апр. 1908 г. (программа. —ГМС, инв. № 1117).

Середина мая. Приезд в Лозанну М. Н. Мейчика и занятия с ним С. Мейчик изучил под руководством С. 5-ю сонату (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 15/28 мая. — ГМС, инв. № 1249).

Начало июня. Приезд в Лозанну С. А. Кусевицкого и Н. К. Ку-севицкой. Первая встреча Кусевицкого со С. Переговоры с целью привлечения С. к задуманным Кусевицким предприятиям: Россий­скому музыкальному издательству и симфоническим концертам в Москве и Петербурге (Энгель, с. 70—71).

6/19 июня. С. А. Кусевицкий (из Парижа) приглашает С. «по­гостить в Биарриц» (ГМС, инв. № 694).

До 15/28 июня. С. слушает у себя дома свои произведения в ис­полнении А. Лалиберте. С. подарил А. Лалиберте нотные автогра­фы: 5-й сонаты, двух пьес ор. 57, четырех пьес ор. 56, «Листка из альбома» ор. 58, рукописный экземпляр «Поэмы экстаза» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 15/28 июня. — ГМС, инв. № 1249).

Нотные автографы, подаренные С. А. Лалиберте, были переданы его вдовой М. Лалиберте в дар ГМС 3 сент. 1971 г. (Ш а б о р к и н а Т. Г. Ценный пода­рок. — Сов. музыка, 1972, № 1, с. 104).

С. сообщает М. К. Морозовой: «Я очень подвинул текст мисте­рии: уже отделываю детали» (Письма, с. 508).

Начало июля. Вспоминая свои беседы со С. летом 1908 года в Лозанне, М. Н. Мейчик рассказывал: «Разговоры наши, чем бы они ни начинались, сбивались обычно на вопросы метафизики

•6 Згк. 1508



Летопись жизни и творчества


1908


 


<...> Однажды... Александр Николаевич впервые рассказал мне-о своей „Мистерии", о ее содержании, о том, что исполняться она должна в Индии <...>...Исполняться Мистерия должна была... только один раз. Мистерия должна быть концом. Завершением!» (Мейчик М. Н. Над могилой Скрябина. — Рампа и жизнь, 1915, № 16, с. 4—5).

Середина июля. Приезд в Лозанну Э. А. Купера. С. проходит с ним 3-ю симфонию и «Поэму экстаза», которыми Куперу предстоя­ло дирижировать весной 1909 г. в Москве (п. С. к М. К. Морозо­вой, июль н. ст. — Письма, с. 509).

Биарриц. До 25 июля / 7 августа. По приглашению С. А. и Н. К. Кусевицких С. и Т. Ф. Шлёцер приехали к ним в Биарриц.

Между С. и Кусевицким «было заключено словесное обязатель­ство. Кусевицкий условился платить А. Н. 5 000 руб. в год в счет его сочинений, чтобы это зачитывалось изданными его произведе­ниями, а пока бы он мог писать и работать над Мистерией. Скря­бин... согласился, по-видимому поняв так, что он просто получает от Кусевицкого „пенсион" в 5 000 р. и может делать, что ему угод­но <...> Он не учел того, что Кусевицкий, тщательно оберегав­ший всегда интересы своих друзей, вовсе не был склонен оберегать интересы тех, с которыми он ссорился, и форма „словесного" до­говора в этом случае была мало гарантирующей» (Сабанеев, с. 86). До 16/29 августа. Скульптор С. Н. Судьбинин сделал в Биар­рице бюст С. (Энгель, с. 71).

Париж. 16/29 августа. С. и Т. Ф. Шлёцер выехали из Биаррица-и в тот же день прибыли в Париж (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неме-новой-Лунц от 10/23 авг. — ГМС, инв. № 1313).

Брюссель. До 26 августа/8 сентября. Приезд С. и Т. Ф. Шлё­цер из Парижа в Брюссель (п. С. к М. И. Альтшулеру.— Письма, с. 512).

26 августа/8 сентября. С. пишет М. И. Альтшулеру о своих на­деждах получить согласие В. И. Скрябиной на развод: «...Я сильно надеюсь устроить в этом году мои семейные дела» (Письма, с. 512).

«...В феврале я приглашен в Петербург и Москву. Буду играть-там 5-ю сонату!» (там же).

Август. С. А. Кусевицкий избегает твердо оформленной пись­менной договоренности, по которой С. получал бы от него деньги. Он пишет С: «Если Вы, может быть, будете писать Рахманинову,. то не пишите, на каких условиях Вы первые пять лет будете отда­вать Ваши сочинения <...> Будет лучше, если вопрос о Вашем гонораре... будет нашим частным делом» (ГМС, инв. № 150).

11/24 сентября. С. пишет Т. Ф. Шлёцер в Амстердам, куда она поехала за гостившими у ее родственников детьми: «Я сижу над партитурой и поправляю. Работы порядочно...» (Письма, с. 513). Над партитурой какого произведения работал в это время С, неизвестно..


Можно предположить, что он вносил изменения в партитуру 3-й симфонии дл ■ исполнения ее в России.

Экземпляр партитуры 3-й симфонии с изменениями, внесенными С. и пода­ренный им позднее А. П. Коптяеву, находится в библиотеке Ленинградской фи­лармонии. Изменения эти учтены при редактировании 3-й симфонии в издании 1962 г. (М., Музгиз).

До 12 сентября. С. В. Рахманинов выразил желание дирижиро­вать 1-й симфонией С. (п. М. С. Неменовой-Лунц к Л. В. Нико­лаеву.— ГЦММК, ф. № 129, ед. хр. 373).

21 сентября/4 октября. С. писал М. К- Морозовой по поводу своих предстоящих концертов в Москве: «...Могу исполнить в сим­фоническом 5-ю сонату <...> Концерта своего играть не буду... Мне неудобно выступить теперь с детским произведением, которое я к тому же не люблю» (Письма, с. 514).

25 сентября. Н. С. Жиляев писал А. В. Станчинскому, что Пя­тая соната по духу «ближе всего к... Четвертой сонате и „Сатани­ческой поэме". Форма и стиль идеальны <...> но темы, а следо­вательно, и вся музыка, по-моему, хуже прежних» (ГЦММК, ■ф. 299, ед. хр. 213).

2 октября. В Москве на музыкальном вечере у М. С. Немено­
вой-Лунц М. Н. Мейчик исполнил 5-ю сонату. Она «очень нравит-
'Ся Рахманинову», — писала Неменова-Лунц Л. В. Николаеву

(ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 371).

3 октября. К. Н. Игумнов посвятил II отд. своего концерта в
Москве произведениям С. (программа. — ГЦММК, ф. 137, ед. хр.
468).

5/18 октября. О. Фрид писал С: «Партитура Вашей „Божест­венной поэмы" мне чрезвычайно понравилась, и я буду весьма рад исполнить ее в Берлине 18 января» (ГМС, инв. № 769/390).

16 октября. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Москов­ской консерватории. Программа: I отд. 12 этюдов ор. 8, 3-я соната ор. 23; II отд. «Сатаническая поэма» ор. 36; поэма ор. 41; «Листок из альбома» ор. 45; скерцо ор. 46. III отд. «Вроде вальса» ор. 47; четыре прелюдии ор. 48; этюд ор. 49 № 1; «Мечты» ор. 49 № 3; «Хрупкость» ор. 51 № 1; «Загадка» ор. 52 № 2 (Новости сезона, 1908, 1 нояб., № 1629, Театр и музыка).

18 октября/1 ноября. С. и Т. Ф. Шлёцер «на днях слушали „Зигфрида". Исполнение в общем порядочное, и мы остались... до­вольны» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв..№ 1248).

23 октября/5 ноября. С. выражает М. К. Морозовой «глубокую благодарность за оказанную... за последние годы дружескую по­мощь» и отказывается с 1 янв. от ее денежной субсидии (Письма, с. 517—518).

5 ноября. В № 257 «Русских ведомостей» рец. Вл. Д [ержанов-ского] на концерт 16 окт.: «...Композитор, уже освободившись от ■былых влияний, становится вполне самим собой, создает самобыт-

6*



Летопись жизни и творчества


1908—1909



 


ные ритмы, темпы, гармонии, свою собственную фортепианную тех­нику».

Появились и другие рец. на концерт 16 окт.: Рейн [Крейн А. А.]. Вечер Скрябина. — Голос Москвы, 6 нояб.,. № 258; Прокофьев Г. П. Московские письма. Вечер Скряби­на.—РМГ, 1908, №46, стб. 1034).

18 ноября. Первое исполнение М. Н. Мейчиком 5-й сонаты С. в его сольном концерте в Малом зале московского Дворянского соб­рания. Во II отд. были исполнены также: поэма Fis-dur op. 32; прелюдия C-dur op. 48; «Трагическая поэма» op. 34 (Рус. ведомо­сти, 1908, 18 нояб., № 268).

В № 270 «Русских ведомостей» Ю. Э [нгель] писал: «Можно-любить или не любить эту новую музыку Скрябина, но нельзя не чувствовать в ней огромное торжество силы. Такая сила бьет и из Пятой сонаты. Это совсем особая, необычайная соната <...> Не­известно, в какой тональности ее начало и в какой конец, да и в середине дело немногим яснее, и все же в ней чувствуется какая-то-своеобразная модулирующая руководящая нить, не исключающая даже некоторых признаков сонатной формы...»

21 ноября. По мнению А. Крейна, выступившего в № 271 газ. «Голос Москвы» (подп.: Рейн), 5-я соната — «совершенно новая эра в творчестве Скрябина и в музыке вообще...»

23 ноября. В Киеве в камерном концерте исполнена Вариация С. на русскую тему «Надоели ночи, надоскучили» для струнного-квартета, без опуса (РМГ, 1908, № 49, стб. 1133).

25 ноября /8 декабря. С. получил известие о «громадном успе­хе» М. Н. Мейчика. Т. Ф. Шлёцер писала ему тогда: «Мы оба ужасно рады Вашему успеху и крепко жмем Вам руки, столь пре­красно воплотившие дорогую нам любимую 5-ю сонату» (ГМС,, инв. №1203).

27 ноября/10 декабря. Первое исполнение «Поэмы экстаза» в Нью-Йорке (Карнеги-холл). Дирижер М. И. Альтшулер (програм­ма, фотокопия. — ГМС).

30 ноября. Концерт В. И. Скрябиной в Малом зале Петебург-ской консерватории. Повторение ею программы концерта в Москве 16 окт. 1908 г. (Коломийцев В. П. Концерт В. И. Скрябиной.— Новая Русь, 1908, 2 дек., № 274; перепеч. в кн.: Коломийцев, с. 66).

13/26 декабря. С. получил присужденную ему за «Поэму экста­за» Глинкинскую премию за 1908 год (расписка С. — ЛГК, инв. № 2325).

17/30 декабря. Т. Ф. Шлёцер пишет М. С. Неменовой-Лунц: «В театре мы давно не были, последний раз смотрели „Саломею", впечатление лучше, чем мы ожидали. Музыка, хотя и шарлатан­ская, но не лишена красочности, и хотя и грубого, но темпера­мента» (ГМС, инв. № 1258/1390).

Б. д. Ю. Д. Энгель рассказывает: «В Брюсселе у Скрябина... были знакомые... между прочим, и среди теософов. Таков был, на-


пример, художник Дельвиль... который позднее сделал обложку для „Прометея". Часто встречался Скрябин... с профессором крас­норечия Эмилем Сигонь (Cygogne) <...> Скрябин увлекался мыслью сочинить новый язык для „Мистерии"... язык восклицаний, междометий, вздохов» (Энгель, с. 71).

18 декабря. В Петербурге С. С. Полоцкая-Емцова исполнила в концерте пьесы С. «Желание» ор. 57 № 1 и «Ласку в танце» ор. 57 № 2 (программа. — ГПБ, ф. 773, ед. хр. 1046).

После 20 декабря / 22 января. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Брюсселя в Берлин, где С. предстояла встреча с О. Фридом (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Неменовой-Лунц от 22 дек./4 янв.— ГМС,

инв. № 1326).

Берлин. До 22 декабря/4 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Берлин. С. присутствует на репетициях 3-й симфонии под упр. О. Фрида. Т. Ф. Шлёцер отметила: «Фрид обещает быть на вы­соте. Саша в восторге от него» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. С. Немено­вой-Лунц от 22 дек./4 янв. — ГМС, инв. № 1326).

30 декабря/12 января. Л. Д. Крейцер писал А. К. Глазунову: «...Скоро играю в Лейпциге впервые Третью сонату Скрябина» (ГПБ, ф. 187, ед. хр. 931).

5/18 января. С. присутствует на берлинской премьере 3-й сим­фонии в концерте «Общества друзей музыки» под упр. О. Фрида (РМГ, 1909, № 15, стб. 412).

«...Симфония прошла с успехом и была превосходно исполне­на» (п. Т. Ф. Шлёцер к М. Н. Мейчику от 8/21 янв. — ГМС, инв. №

1205).

После 8 января. В РМГ (№ 15, стб. 412—414) помещены от­клики немецких газет на берлинскую премьеру 3-й симфонии: «Ус­пех был теплый, хотя и без энтузиазма <...> Оскар Фрид отнесся с большим вниманием к этому произведению и вместе с филармо­ническим оркестром добился в высшей степени прекрасного ис­полнения этой трудной вещи. Теперь в Берлине будут ожидать с повышенным интересом и дальнейшие крупные произведения Скря­бина» («Signale fur die musikalische Welt», № 3). «Симфония, названная „Le divin роете", образует первую часть музыкально-философского произведения <...> Необычайно смел этот русский композитор...» (Musik, VIII).

Москва. 14 января. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Берлина в Москву. По приглашению С. А. Кусевицкого они живут в его до­ме в Малом Глазовском переулке (п. Т. Ф. Шлёцер к М. Н. Мей­чику от 8/21 янв. — ГМС, инв. № 1205).

19 января. Первое исполнение в России «Поэмы экстаза», со­стоявшееся в Петербурге в 26-м собрании общества «Музыкаль-



Летопись жизни и творчества


1909



 


ные новости». Придворный оркестр под упр. Г. И. Варлпха. С. на петербургской премьере не был (РМГ, 1909, № 3, стб. 79).

К программе был приложен философский комментарий Б. Ф. Шлёцера.

20 января. Рец. в газ. «Биржевые новости» (№ 1097): «„Экстаз"
понят композитором со стороны главным образом чувств: это три­
умф жизни, созидающей, но и беспощадной. Это гордый вызов
героя миру, призывающий его на борьбу <...> „Экстаз" вышел
из тех же огненных настроений, которыми проникнут вагнеровский
<...> „Тристан" <...> но цели Скрябина так грандиозны, что на­
стоящая поэма скорее обещание, чем удовлетворение, скорее воп-
прос, чем ответ». ^

Из статьи Г. Т[имофеева] в газ. «Речь» (№ 20): «Партитура „Поэмы экстаза" относится к... быть может, самым сложным из всех современных партитур, не исключая и Рихарда Штрауса <...> Поэма поражает смелостью и оригинальностью концепции. Сложнейшая фактура не мешает единству стиля и характера му­зыки».

24 января. А. К. Лядов назвал философский комментарий
Б. Ф. Шлёцера к «Поэме экстаза» «премудрой ахинеей» (п. Лядо­
ва к Ф. И. Грусу. — Лядов, с. 141).

С. С. Прокофьев жаловался Н. Я- Мясковскому: «В „Экстазе" разбираться немыслимо... голова болит» (Прокофьев и Мясков­ский, с. 63).

25 января. Рец. на концерт 19 января: В. С. [Б а скин В. С]
Концерт Придворного оркестра. — Театр и искусство, 1909, 25 янв.,
№4, с. 71.

26 января. В Москве в концерте певицы В. Д. Философовой
К. Н. Игумнов исполнил II и III части 2-й сонаты-фантазии С.
(Ч [ерешнев] Г. Концерт В. Д. Философовой. — Мое. ведомо­
сти, 1909, 30 янв., № 24).

Петербург. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Москвы в Петербург. С. присутствует на репетициях «Поэмы экстаза», где дает Ф. М. Блуменфельду указания по ее исполнению (п. Т. Ф. Шлё­цер к М. С. Неменовой-Лунц. — ГМС, инв. № 1324).

31 января. Состоялся 2-й РСК, в который были включены про­изведения С. Дирижер Ф. М. Блуменфельд. В I отд. С. исполнил две пьесы ор. 57 («Желание», «Ласка в танце»); две прелюдии; «Загадку» ор. 52 № 2; 5-ю сонату; на бис С. сыграл вальс ор. 38. Во II отд. была исполнена «Поэма экстаза» (программа.— ГЦММК, ф. 156, ед. хр. 975).

В Казани М. Н. Мейчик исполнил в концерте 5-ю сонату С. (Ка­занский телеграф, 1909, 6 февр., № 4770, Театр и музыка).

Вечер в редакции журн. «Аполлон», посвященный С, на кото­рый были приглашены представители художественной интеллиген­ции Петербурга. Встреча С. с А. Н. Римским-Корсаковым, А. К. Ля­довым и др. Знакомство с Вяч. Ивановым (Энгель, с. 76).


1 февраля. А. А. Спендиаров пишет А. К. Лядову: «„Поэма эк­
стаза" Скрябина была вчера прекрасно исполнена и восторженно
принята публикой» (Спендиаров А. Письма. — Ереван, 1962,
с. 78).

В № 26 газ. «Русское слово» восторженно отозвался о «Поэме экстаза» Н. Д. Кашкин: «Громадное впечатление произвело... но­вое симфоническое сочинение „Поэма экстаза", самое смелое по замыслу и сложной оркестровке из сочинений всей современной музыки».

См. также рец.: Берн [штейн] Н. Второй русский симфони­ческий.— Пб. газета, 1909, 1 февр., № 31.

2 февраля. В № 10939 газ. «Биржевые ведомости» рец. А. Коп-
тяева на концерт 31 янв.

В газ. «Новая Русь» (№ 32) выступил В. Коломийцев: «Впе­чатление, произведенное „Поэмой экстаза", было уже прямо мучи­тельное, гнетущее <...> ибо нельзя назвать музыкой эту хаотиче­скую... доходящую порой до величайшего градуса напряженности игру звуков».

A. С [труве] в журн. «Золотое руно» (№ 4, с. 89—90) называет
исполнение «Поэмы экстаза» выдающимся событием второй поло­
вины петербургского сезона. Характеризуя творческий путь ком­
позитора— от фортепианных миниатюр к большому симфониче­
скому полотну, он говорит о поражающей мощи, силе и глубине
таланта С, о замечательном сочетании в его лице вдохновенного
художника и мастера, виртуозно владеющего техникой полифони­
ческого письма и оркестровки.

B. Г. Вальтер отметил в рец. на концерт 31 янв. (Речь, № 32):
«...После сонаты Скрябина заметно шикали... а после „Поэмы
экстаза"... неистово вызывали и успех его был огромен».

Между 26 января и 3 февраля. М. Ф. Гнесин вспоминает, что познакомился со С. в доме Римских-Корсаковых «в одну из „сред", когда по установившейся традиции продолжали собираться бли­жайшие друзья Корсаковых. Не помню, кто еще был из посторон­них, но было заранее известно, что прибудут Скрябины и предпо­ложено, что мы, трое друзей из числа последнего выпуска учени­ков Корсакова (М. О. Штейнберг, И. Ф. Стравинский и я), будем показывать ему свои сочинения.

Появились Скрябины. Надежда Николаевна, гостеприимно настроенная, отправилась им навстречу. Но Александр Николае­вич, крайне нервный и чем-то утомленный, сразу же попросил раз­решения с полчаса отдохнуть, прежде чем выйти в гостиную. Тать­яна Федоровна поддержала его просьбу; сама же присоединилась к нам. Но минут через десять Скрябин уже появился вполне осве­женный и оживленный, и сразу же все направились к роялю.

Кажется, все мы показывали только вокальную музыку. Скря­бин похвалил всех и как будто искренне (хотя, конечно, и снисхо­дительно). Помню, так и сказал: „Все авторы очень нравятся!"



Летопись жизни и творчества


1909


 


Мы все трое были еще молодые, и сочинения у нас, которые мы показывали, были в общем действительно свежие и изобличающие интерес к гармонии. Стравинский показывал сюиту „Фавн и па­стушка" на текст Пушкина <...>. Штейнберг показал два изящ­ных и выразительных романса на слова Бальмонта. Я исполнял „Снежинки" и „Бессонницу". В последней вещи фортепианную партию, вероятно, исполнял Штейнберг (хотя я в те времена был смел и сам играл труднейшие свои вещи). Помню, что Скрябин хвалил обе вещи, а из „Бессонницы" даже кусок сам потом повто­рил, присев к роялю, добавив: „Это особенно нравится!" („Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье").

Своих сочинений Скрябин не играл в этот вечер, как кажется и при следующих встречах у Корсаковых, которых было несколь­ко» (Гнесин. Воспоминания, с. 95—96).

3 февраля. В № 28 «Нашей газеты» рец. В. Чечотта на концерт 31 янв.

Москва. 4 февраля. Приезд С. и Т. Ф. Шлёцер из Петербурга. Они вновь останавливаются в доме С. А. Кусевицкого в Малом Глазуновском переулке (т-ма С. к М. С. Неменовой-Лунц от 3 февр. — Письма, с. 522).

8 февраля. В № 617 РМГ (стб. 174—176) отмечалось: «Успех „Экстаза" (внешний или искренний — определить сейчас трудно) был внушительный».

18 февраля. С. выступил в камерном вечере Общества свобод­
ной эстетики, исполнив 3-ю сонату и ряд фортепианных пьес
(программа. —ГЦММК, ф. 132, ед. хр. 503).

19 февраля. В Большом зале консерватории репетиция 3-й сим­
фонии и «Поэмы экстаза» С. Присутствовавший на ней С. И. Та­
неев записал в дневнике: «Хороша Третья симфония. Четвертая
вся состоит главным образом из одного аккорда на разных ступе­
нях: нонаккорд с увеличенной квинтой. Местами невероятная ка­
кофония» (ГДМЧ, ф. В, инв. в4, № 41).

21 февраля. В Большом зале консерватории симфонический концерт Московского отделения РМО из произведений С. Первое исполнение в Москве 3-й симфонии, «Божественной поэмы» (I отд.) и «Поэмы экстаза» (II отд.). Дирижер Э. А. Купер. В I отд. С. ис­полнил 5-ю сонату (объявл. — Раннее утро, 1909, 21 февр., № 42).

Во время исполнения С. «был нервен, иногда вдруг привста­вал, подскакивал, затем садился. <...> Слушая свою музыку, он иногда как-то странно замирал лицом, глаза его закрывались и вид выражал почти физиологическое наслаждение; он, открывая веки, смотрел ввысь, как бы желая "улететь, а в моменты напря­жения музыки он дышал порывисто и нервно, иногда хватался обе­ими руками за свой стул» (Сабанеев, с. 29—30).

В № 42 газ. «Русское слово» Н. Кашкин писал: «...В области фортепианной композиции Скрябин является одним из наиболее талантливых и интересных авторов <...> В своих симфониях он...


является наиболее прямым и оригинальным продолжателем... Вагнера позднейшего периода...»

В заметке «Вечер Скрябина», опубликованной в № 42 газ. «Го­лос Москвы», А. Крейн отметил: «...„Поэма экстаза" и Пятая фортепианная соната — это вершины творчества Скрябина, они очень близки друг другу по музыке и по философской идее».

22 февраля. Рец. на концерт 21 февр.: С [абанеев] Л. Сим­
фоническое собрание РМО.-—Голос Москвы, 1909, 22 февр., № 43.

В рец., опубликованной в № 43 газ. «Русские ведомости», Ю. Д. Энгель отметил: «Отношение слушателей к замечательной музыке Скрябина далеко не было единодушным. Меньшинство восторженно аплодировало... большинство недоумевало...» (пере-печ. в кн.: Энгель. Статьи, с. 243).

На «Вечере современной музыки» М. Н. Мейчик исполнил 4-ю сонату С. (объявл. — Новости сезона, 1909, 22 февр., № 1708).

23 февраля. На 9-й Музыкальной выставке М. С. Неменова-
Лунц исполнила прелюдию ор. 31; прелюдию ор. 35; «Танец том­
ления» ор. 51; «Нюансы» ор. 56; этюд ор. 42 (программа.—
ГЦММК, ф. 84, ед. хр. 7).

24 февраля. С. выступил в 4-м камерном собрании Московского
отделения РМО. В программе: 5-я соната; две поэмы ор. 32; «Же­
лание» ор. 57 № 1; «Ласка в танце» ор. 57 № 2; «Загадка» ор. 52
№ 2; «Сатаническая поэма» ор. 36 (объявл. — Рус. слово, 1909,
24 февр., №44).

А. В. Станчинский записал в дневнике: «Камерный был заме­чательный. Сильное впечатление произвела Пятая соната. Вели­колепно ее играл. Затем поэмы и последние сочинения-—превос­ходные» (ГЦММК, ф. 239, ед. хр. 97).

В № 44—45 «Русских ведомостей» Ю. Д. Энгель дал разверну­тую оценку музыке С: «...В лице Скрябина перед нами один из замечательных талантов в современном искусстве. Талант болез­ненный, как и подобает нашему времени, но мощный, сам в себе цельный и единый, оригинальный. И притом оригинальный совер­шенно независимо от связи его творчества с философией <...> Схватить сущность „Поэмы экстаза" не так-то легко. Ведь это квинтэссенция... нового Скрябина; вместе с Пятой сонатой — са­мое оригинальное, самое „скрябинское" из всего, что доселе им написано... Небывало, смело, оригинально, может быть, сильно,—■ да, но не прекрасно. Да и не может быть прекрасным искусство, в экстазе обнаженного надрыва так безоглядно нарушающее равно­весие между своим содержанием и формой» (перепеч. в кн.: Эн­гель. Статьи, с. 244—249).

25 февраля. Рец. на концерт 21 февр.: Симфоническое собра­
ние.— Мое. ведомости, 1909, 25 февр., № 44.

26 февраля. В № 46 газ. «Голос Москвы» статья С. Кругликова
«В мире звуков»: «Высоко ставлю талант Скрябина. Он смел и


1909



 


оригинален, но нельзя слушать Скрябина много раз... Это само безумие, игра в сверхчеловека».

27 февраля. В газ. «Русские ведомости» (№ 47) рец. Ю. Д. Эн-геля на концерт 24 февр. (перепеч. в кн.: Энгель. Статьи, с. 253).

В № 47 «Московских ведомостей» Г. Черешнев дает зарисовку С. — исполнителя: «Играет Скрябин довольно своеобразно — с подергиванием в лице, с откидыванием головы, с высоким подбра­сыванием рук. Это производит впечатление манерности».

Февраль. А. Белый вспоминал о встрече со С: «У Морозовой, в присутствии Метнера... Из нарочно подстроенной встречи не мно­гое вышло, судя по тому, с какой утрированной вежливостью по­ворачивала ко мне бледная фигурочка Скрябина свой расчесанный и пушистый гусарский ус... в то время как белые пальчики блед­ной ручонки брали в воздухе эн-аккорды какие-то, аккомпанируя разговору; мизинчиками бралась нота „Кант"; средний палец за­хватывал тему „Культура", и вдруг — хоп — прыжок указательного пальца через ряд клавиш на клавишу: „Блаватская" <...> В за­ключение Скрябина попросили играть <...> Впечатление от игры его — скорей впечатление изящнейшей легкости, чем глубины; при­знаться, я больше любил Скрябина в исполнении Веры Ивановны, его первой жены...» (Белый А. Между двух революций. — Л.,

1934, с. 348—349).

8 марта. Симфонический концерт Московского отделения РМО под упр. Э. А. Купера и при участии С. Программа: I отд. — 3-я симфония; прелюдии: ор. 9 (cis-moll); op. 11 (E-dur, es-moll). II отд. — «Поэма экстаза». Сбор с концерта в пользу вдов и си­рот московских музыкантов (объявл. — Раннее утро, 1909, 8 мар­та, № 55). В той же газете было объявлено о замене в программе 2-й сонаты-фантазии прелюдиями ор. 9 и ор. 11.

В зале Синодального училища на «Вечере современной музы­ки» выступил М. Н. Мейчик. Программа составлена С: этюд As-dur op. 8; прелюдия C-dur op. 48; 5-я соната (объявл. — Рус. ведо­мости, 1909, 8 марта, № 55).

В статье «Скрябинская неделя» (РМГ, № 10, стб. 275—278) Г. П [рокофьев] писал: «Не является ли музыка Скрябина... музы­кой будущего? <...> Невозможно воспринять беспрерывную цепь диссонансов, не разрешенных и переходящих один в другой».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: