15/28 марта. С. просит Т. Ф. Шлёцер сообщить ему вовремя, когда она приезжает в Женеву: «Я постараюсь тебя встретить, что будет нелегко, так как твой приезд нужно скрыть до приезда Маргариты Кирилловны» (Письма, с. 306).
2/15 апреля. Вышла в свет в издании М. П. Беляева 4-я соната ор. 30 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 169).
До 3/16 апреля. В письме к М. К. Морозовой С. впервые сообщает о работе над «Поэмой экстаза»: «...Я пишу поэму для ор-
5 Зак. 1508
Летопись жизни и творчества
кестра». И о стихотворном тексте к ней: «Как жаль, что не могу поделиться с Вами и почитать новые отрывки текста» (Письма, с. 307).
Судя по последней фразе, С. читал М. К. Морозовой отрывки текста к «Поэме экстаза» до отъезда в Швейцарию и, следовательно, начал сочинять его> еще в Москве.
3/16 апреля. С. советует М. К. Морозовой «как можно скорее усвоить Канта и познакомиться немного с Фихте, Шеллингом и Гегелем <...> Приобретите историю новой философии Ибервег—■ Гейнце. <...> С Кантом Вы можете познакомиться по Куно Фишер. Когда все это усвоите, мне будет легко заниматься с Вами и Вы скоро воспримите мое ученье» (Письма, с. 307—308).
До 5/18 апреля. Т. Ф. Шлёцер приехала в Женеву и поселилась в Бель-Рив недалеко от Везна (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 15/28 марта.— Письма, с. 306; Энгель, с. 61).
5/18 апреля. В. И. Скрябина пишет М. К. Морозовой: «...Не особенно обрадовал меня и приезд Тани Шлёцер <...> Я сильно работаю над собой, чтобы заставить себя равнодушно относиться к тому громадному количеству внимания, которое Саша ей дарит» (ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 5—6).
В Петербурге пианист А. Д. Медем на Вечере современной музыки «превосходно сыграл Третью сонату Скрябина» (РМГ, 1904, № 16, стб. 437).
6 апреля. В. В. Ястребцев рассказывает о вечере у Н. А. Рим-
ского-Корсакова: «...Далее говорилось о том, что Римский-Корса-
ков очень уж не любит новейших лириков (Скрябин). — „Они все
нутро выворачивают, — сказал Римский-Корсаков,— а внутри одна
гадость"». <...> Были сыграны 2 поэмы (ор. 32) и 4 прелюдии
(ор. 33) Скрябина...» (Ястребцев, II, с. 305).
7 апреля. В № 93 «С.-Петербургских ведомостей» рец. А. К[оп-
тяева] на концерт 5 апр.: «Третья соната... отзывает крайней от
рывочностью и недосказанностью, не говоря о мелодраматизме
(припоминается „Демон" Врубеля), который может быть принят
за что-то лишь неприхотливым слушателем».
11/24 мая. В. И. Скрябина сообщает 3. И. Монигетти, что С. «теперь много работает над симфонией, которую я переписываю' начисто по мере того, как она кончается» (ГМС, инв. № 604).
25 марта /7 апреля — 25 мая/7 июня. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева фортепианные пьесы ор. 30—42 (Переписка, с. 189).
Июнь. С. «много читает по философии и психологии и обдумывает свое будущее произведение» (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти.— ГМС, инв. № 606).
Весна — начало лета. В Швейцарии С. часто и охотно встречался с простыми людьми, делился с ними своими мыслями. «Однажды,— рассказывает В. И. Скрябина, —...А. Н. пропал из дому— целый день не было. <...> Вечером сама пошла по направ-
дению к трамваю, которым приезжают из Женевы, — может быть, он там, и приедет. Вдруг, проходя мимо cafe, слышу его голос. Подхожу. В кафе много людей, простого народа <...> Слушают Александра Николаевича. А он возбужден, горячо проповедует: „Денег не должно быть!", „Нищих не должно быть!", „Каждый должен заниматься, чем любит" <...> Но так же ли охотно слушали они проповеди Скрябина о новом искусстве, новом Евангелии и т. д. (он говорил и об этом), — трудно сказать...» (Энгель,
с. 57).
По словам Ю. Д. Энгеля, «Швейцарию Скрябин избрал потому, что она... привлекала его своей природой и свободным политическим строем. „Швейцария — свободная страна, — говорил он,— в ней легче проводить новые идеи"» (Энгель, с. 56).
Женева. 13—26 июля. Встреча С. и Ю. Д. Энгеля. Энгель вспоминает: «Поехали на пароходе. Солнце ярко светило <...> Было радостно, празднично <...> Он заговорил со мной особенно интимно, как бы доверяя свои задушевные мечты и надежды. Он говорил о третьей симфонии, которую писал тогда („такой музыки еще не было"), о „божественной игре" как основе миротворчества и художественного творчества, о сущности искусства, о социализме, о религии, — словом, обо всем. „Необходимо слияние всех искусств, — говорил он,— но не такое театральное, как у Вагнера; искусство должно сочетаться с философией и религией в нечто неразделимо-единое... У меня есть мечта создать такую мистерию. Для нее надо построить особый храм,—■ может быть, здесь... а может быть, далеко отсюда, в Индии. Но человечество еще не готово для этого. Надо проповедовать ему, надо повести его по новым путям. Я и проповедую. Раз даже с лодки, — как Христос. У меня есть здесь кружок людей, которые отлично понимают меня и пойдут за мной. Особенно один, — рыбак"» (Энгель, с. 56—57; см. также: п. С. к Н. С. Морозову от 14/27 июля. — Письма, с. 311).
30 июля. Н. Я- Мясковский пишет В. В. Яковлеву (из Петербурга) о своем интересе к музыке С: «Я намерен забраться к Вам... с самого утра... причем думаю выжать из Вас все соки, ибо Скрябиным написано еще несколько опусов, между которыми есть „Роете satanique"...» (Мясковский, I, с. 174).
Везна. Лето. С. делает философские записи: «...Я есмь и ничего вне меня... Ничего, кроме моего сознания, нет и не может быть... Я бог. Я ничто, я игра, я свобода, я жизнь, я предел, я вершина. Я бог» (Русские пропилеи, с. 13).
«В это лето Скрябин сам прошел с Верой Ивановной свои сочинения (кончая опус'ом 42-м), как бы готовя ее к дальнейшей ■самостоятельной жизни» (Энгель, с. 61).
Женева. 8—21 сентября. С. посещает заседания Второго международного философского конгресса. Его имя занесено в список участников конгресса (протоколы конгресса с пометками С. и список участников конгресса. — ГМС, личная библиотека С; см. так-
5*
Летопись жизни и творчества
1904
же изд.: Congres Internationale de Philosophie. Il-me Session ten-nue a Geneve du 4 au 8 Septembre, 1904).
Посещая конгресс, С. тщательно прорабатывает доклады о панпсихизме, особенно выступления приват-доцента Женевского1 университета В. М. Козловского «Сознание и энергия» и А. Бергсона «О психо-физиологическом паралогизме» (протоколы конгресса.— ГМС, личная библиотека С).
Везна. 21 сентября /4 октября. В. И. Скрябина сообщила 3. И. Монигетти о намерении С. ехать зимой 1904 года в Париж, чтобы «поставить там свои симфонии, если удастся, то все три...» (ГМС, инв. № 348).
13 октября. Ц. А. Кюи согласился на предложение американского издателя составить сборник фортепианных пьес русских авторов, в который он намеревался включить пьесы С. (п. Кюи к М. С. Керзиной. — Кюи, с. 334).
До 17/30 октября. Отъезд В. И. Скрябиной вместе со своим отцом в путешествие по городам Италии (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).
19 октября. С. В. Рахманинов рекомендует Ц. А. Кюи включить в составляемый им для американского издателя сборник прелюдию gis-moll op. 11 С. (п. Рахманинова к М. С. Керзиной. — Рахманинов, I, с. 350).
21 октября. В Москве во 2-м симфоническом собрании РМО исполнен фортепианный концерт С. Дирижер В. И. Сафонов. Солист К- Н. Игумнов (Второй русский симфонический. — Новости дня, 1904, 30 окт., № 4698).
24 октября/6 ноября. С. пишет В. И. Скрябиной: «Сегодня кончил наконец симфонию, кажется, совсем; боюсь сказать, сидел целый день» (Письма, с. 315).
1 ноября. В № 302 «Московских ведомостей» рец. Н. К[ашки-на] на концерт 21 окт.: «Фортепианная партия в Концерте <...> состоит довольно однообразным дополнением оркестру».
7 ноября. РМГ (№ 45, стб. 1054) опубликовала рец. И. В. Ли-
паева на концерт 21 окт.
8 № 45 РМГ (стб. 1068—1070) статья К. Ч[ерно]ва «А. Скря
бин. Сочинения для фортепиано, изд. М. П. Беляевым». Музыка
С. названа «музыкой будущего».
9/22 ноября. С. отослал в Лейпциг партитуру 3-й симфонии, «Божественной поэмы» («Роете Divin») op. 43 (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).
До 10/23 ноября. Возвращение В. И. Скрябиной в Везна из путешествия по городам Италии (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).
10/23 ноября. Отъезд С. в Париж (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).
Париж. 11/24 ноября. С. советует В. И. Скрябиной вернуться к профессии пианистки: «...Работа тебе даст все-все. чего ты за-
хочешь, — и радость, и блеск. <...> Я все сделаю, чтобы помочь тебе выбраться на дорогу...» (Письма, с. 316).
12 ноября. С. Н. Кругликов пишет об исполненном 21 окт. фортепианном концерте С.: «Какая претенциозная и, в сущности, мало говорящая музыка...» (Кругликов С. Н. В концертах.— Новости дня, 1904, 12 нояб., № 4703).
13/26 ноября. Ф. Шеффер (из Лейпцига) сообщает о получении им рукописи 3-й симфонии С. «Сегодня же отдаю ее в гравировку» (п. Шеффера к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 4344/24—216). 14 ноября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте фортепианные пьесы С. (РМГ, 1904, № 49, стб. 1207).
14/27 ноября. С. настаивает на серьезных занятиях В. И. Скрябиной: «...Мне мало знать, что ты играешь; я бы хотел, чтобы ты хотя раза 2 в неделю подробно писала мне о том,.что сделано, сколько и как выучено» (Письма, с. 318).
16/26 ноября. С. пишет А. К. Глазунову, что хочет издать партитуру 3-й симфонии в более крупном формате: «in 4...так как некоторые страницы партитуры имеют, если не ошибаюсь, до 40 строк» (Письма, с. 319).
22 ноября/5 декабря. С. делится впечатлениями от музыки Ваг
нера: «Вчера был на „Валькирии". Впечатление совершенно такое
же, как и от „Зигфрида". Намерение всегда выше исполнения.
Как и в „Зигфриде", есть 2—3 момента очаровательных, все осталь
ное ужасно скучно» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 324).
23 ноября/6 декабря. Желая устроить свой авторский концерт,
С. посетил французского музыкального деятеля Блонделя. «Он за
интересовался всем страшно. Жаль только, что зал Эрара уже
расписан на всю зиму. Но он... хочет непременно, чтобы хотя
одна симфония была исполнена там. <...> Морозова... предлагает
денег для концертов» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 325).
24 ноября/7 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер о своей работе над стихотворным текстом к «Поэме экстаза»: «Какой дивной красоты монолог я сейчас записал. <...> Я опять поднят необъятной волной творчества на такую высоту! Я задыхаюсь, я блаженствую, я дивно сочиняю. <...> Я вырабатываю новый стиль и — какая радость — выходит так хорошо!» (Письма, с. 326).
27 ноября. Попечительный совет присудил С. Глинкинскую премию за 1904 год за 3-ю и 4-ю фортепианные сонаты (РМГ,
1904,№ 48, стб. 1163).
29 ноября/12 декабря. С. «набросал» три фортепианные пье
сы ор. 45 (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 329).
30 ноября /13 декабря. С. сыграл парижским музыкантам 3-ю
симфонию в салоне музыкального магазина Belon. Среди присут
ствовавших был швейцарский композитор Г. Доре (п. С. к
М. К. Морозовой от 1/14 дек. — Письма, с. 331).
2/15 декабря. Приезд в Париж Т. Ф. Шлёцер (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 30 нояб./13 дек.— Письма, с. 331).
Летопись жизни и творчества
1905
9/22 декабря. С. знакомится с антрепренером Г. Астрюком. Переговоры с ним об устройстве в Париже симфонического концерта из произведений С. (п. С. к В. И. Скрябиной от 15/28 дек.— Письма, с. 335).
26 декабря/8 января. С. уезжает из Парижа в Везна, делая остановку в Женеве (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 337).
Везна. 27 декабря/9 января. С. надеется получить от В. И. Скрябиной согласие на развод (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 337).
В. И. Скрябина писала об этом времени 3. И. Монигетти, что она всю зиму провела в одиночестве, много думала, много играла и пришла к заключению о необходимости стать независимой от С. (ГМС, инв. № 614).
Г. Астрюк предложил С. включить одну из его симфоний в концертные программы А. Никита (п. Астрюка к С. — ГМС, инв. № 2634/3651).
За время пребывания в Везна С. написал следующие фортепианные произведения ор. 44—47: Две поэмы (Deux poemes) op. 44; Три пьесы (Trois pieces) op. 45; «Листок из альбома» («Feuillette d'album»); «Причудливая поэма» («Роете fantasque»); Прелюдия (Prelude); Скерцо (Scherzo) op. 46; «Вроде вальса» («Quasi valse») op. 47; работал также над прелюдиями ор. 48 (п. С. к В. И. Скрябиной от 23 янв./5 февр. 1905 г. — Письма, с. 349).
Женева. 29 декабря/11 января. С. уведомляет Т. Ф. Шлёцер, что концерт его в Париже состоится: «Все обстоит прекрасно, Ни-киш согласен» (Письма, с. 339).
30 декабря/12 января. С. вновь пишет о готовности В. И. Скрябиной дать развод: «Вера вершит чудеса твердости и благоразумия. Она, конечно, сделает все, как я захочу» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 339).
Б. д. Из философских записей С, сделанных им в 1904 г.: «Неясные желания во мне и смутные мечты. Я не знаю еще, что создать, но тем не менее я желаю создать... я уже создаю <...> Жизнь — деятельность, стремление, борьба <...> Я создаю мир игрою моего настроения, своей улыбкой, своим вздохом, гневом, надеждой, сомнением» (Русские пропилеи, с. 138—139).
Женева. До 7/20 января. С. пишет Т. Ф. Шлёцер о работе над стихотворным текстом к «Поэме экстаза»: «Каждый раз мне кажется, что канва готова, вселенная объяснена с точки зрения свободного творчества и что я могу наконец стать богом, играющим и свободно создающим! А завтра, наверное, еще сомнения... Но иначе нельзя. Для того громадного здания, которое я хочу воздвигнуть, нужна совершенная гармония частей и прочный фундамент. Пока в моем мышлении не придет все в полную ясность,
пока не будут объяснены все явления — с моей точки зрения — я не могу лететь. Но время это приближается...» (Письма, с. 343—
344).
Париж. 9/22 января. С. приехал из Везна в Париж один, без В. И. Скрябиной. Он писал М. К. Морозовой 8/21 января: «Я ужасно мучаюсь, мне кажется, что я совершил нечто ужасное»
(Письма, с. 345).
15/28 января. С. просит М. К. Морозову авансировать ему «на год или на два» 10 тысяч рублей для организации концертов в связи с тем, что «Никиш выразил самую большую готовность...» (Письма, с. 347).
С. пишет М. К. Морозовой, приветствуя первую русскую революцию: «...Какое действие производит на Вас революция в России: Вы радуетесь, правда? Наконец-то пробуждается жизнь и у нас» (Письма, с. 347).
23 января/6 февраля. Намерение С. исполнить в Париже три симфонии не осуществилось: «Морозова... не может дать требуемой суммы. <...> Она предложила 3 000 рублей, на которые я и устрою один концерт в Париже под управлением Никиша» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 349).
25 января/8 февраля. С. пишет А. К- Глазунову: «В настоящее
время я занят корректурой [3-й] симфонии, которая будет испол
нена в Париже в апреле» (Письма, с. 351).
26 января/9 февраля. Музыкальное общество «Г. Астрюк. Из
дательство. Концерты» получило от С. три тысячи франков для
первого взноса из суммы в семь тысяч, «предназначенных для кон
церта из его сочинений в Новом театре» (официальная расписка.—■
ГМС, инв. № 821).
27 января/10 февраля. С. получил от А. Никиша официальное
согласие дирижировать в его концерте (Письма, с. 351).
28 января/11 февраля. Г. Астрюк уведомил С, что Никиш бу
дет дирижировать его сочинениями в исполнении оркестра Ламу-
рё или, за неимением его, оркестра Колонна. «Мы надеемся так
же организовать Вам концерт в зале Эрара, в котором Вы испол
ните Ваши фортепианные произведения» (п. Астрюка к С. — ГМС,
инв. №2635/366).
После 3/16 февраля. С. уведомляет В. И. Скрябину о предстоящем исполнении 3-й симфонии: «Театр снят на 29 мая, так как Никиш до того времени занят <...> Второе отделение будет посвящено 3-й симфонии. Заметки об этом концерте будут помещены в 4-х главных газетах...» (Письма, с 353).
4/17 февраля. С. играет на музыкальном утре у певицы М. Н. Климентовой-Муромцевой. Среди присутствовавших были О. С. Габрилович, Л. Бурго Дюкудре, Л. Дьемер, Э. Колонн и другие музыканты (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 353).
6 февраля. В № 6 РМГ (стб. 171) под рубрикой «Музыка за границей» сообщалось: «Концертирующий в Европе Иосиф Гоф-
Летопись жизни
и творчества
1905
ман отводит значительное место в программах русским композиторам. Им исполняются... этюды Скрябина...»
9 февраля. По словам В. В. Ястребцева, Н. А. Римский-Корса-ков «очень хвалил... 1-ю часть Первой симфонии, находя Скрябина сильным талантом, но талантом, способным проявляться лишь в весьма ограниченном числе настроений» (Ястребцев, II, с. 328). 14 февраля. Попечительный совет уведомил С, что «...имея в виду высшие цены, какие когда-либо платил Беляев, а также объем пьес Скрябина», он может предложить С. по 100 рублей за каждую из поэм ор. 44 (ГМС, инв. № 193).
20 февраля. А. К. Глазунов пишет С. о своем предпочтении 4-й сонаты остальным: «Очень радуюсь, что ты скоро услышишь свою новую симфонию. <...> Я очень много играл твою 4-ю сонату и очень восхищаюсь ею. Будешь ли ты ставить ее в программу или одну из остальных сонат? Я бы стоял за 4-ую, которая оригинальна, преисполнена упоительных красот и мысли в ней выражены с необычайной ясностью и сжатостью» (Глазунов, с. 272).
До 7/20 марта. Одна из парижских газет сообщала о предстоящих гастролях А. Никиша: «В программе... и одно произведение высшего художественного интереса... Речь идет о Третьей симфонии русского композитора Скрябина... грандиозном творении... покоряющем своим философским содержанием» (газетная вырезка. — ГМС, инв. №771).
14/27 марта. В. И. Скрябина пишет 3. И. Монигетти о растущем интересе С. к странам древней культуры: «Мысли его и планы становятся все оригинальнее и смелее: непременно хочет ехать в Египет, а потом в Индию» (ГМС, инв. № 614).
17/30 марта. Состоялся утренний сольный концерт С. в салоне Р. Дюмаши. В программе четыре прелюдии ор. 11, ноктюрн ор. 9, три мазурки, 4-я соната ор. 30 (программа. — ГМС, инв. № 820).
18/31 марта. Газета «Figaro» поместила положительную рецензию на концерт С. 17/30 марта (ГМС, инв. № 820).
До 20 марта/2 апреля. С. сочинил романс на текст неизвестного автора, без опуса (п. С. к В.И.Скрябиной. — Письма, с. 374—375).
Рукопись романса не найдена. Черновых набросков в архиве С. не сохранилось.
27 марта/9 апреля. Выступление С. в зале Эрара при участии американской певицы Ф. Скарборо. В программе сочинения С: 2-я соната-фантазия, четыре прелюдии. Исп. С; Романс. Исп. Ф. Скарборо; Allegro de concert. Исп. С. (программа. — ГРМ, ф. 25, ед. хр. 249).
После 2/15 апреля. Сольный концерт С. в зале Эрара (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 363).
Программа концерта не сохранилась.
Одна из парижских газет так оценила это выступление С.
«...Без всякого утомления в течение двух часов были прослушаны многочисленные композиции талантливейшего музыканта Скрябина...» (вырезка из газеты, название и дата не установлены. — ГМС, инв. № 823).
6 апреля. М. А. Балакирев (из Петербурга) пишет С. М. Ляпунову о фортепианных пьесах С: «...Гадость невообразимая» (Балакирев, с. 483).
7/20 апреля. В № 96 газ. «Journal des debats» помещено объявление: «Союз русских артистов дает этим вечером на Бульваре Монпарнас, 25, концерт, в котором выступят знаменитый композитор Александр Скрябин и г-жа Скарборо».
Концерт С. с участием Ф. Скарборо в зале Эрара. Повторение программы концерта 27 марта/9 апр. (Figaro, 1905, 27 avril.— ГМС, инв. № 825).
21 апреля/3 мая. По просьбе дирижера Ф. Вейнгартнера С. передал ему партитуру 3-й симфонии для ознакомления: «Не знаю, какое на него произведет впечатление» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 366).
25 апреля/8 мая. По словам С, Ф. Вейнгартнер «чрезвычайно любезен и знакомится с партитурой 3-й симфонии» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 369).
30 апреля/13 мая. Ф. Вейнгартнер сообщает С, что мог «только бегло просмотреть» партитуру 3-й симфонии (ГМС, инв.
№ 774/447).
Апрель. В издательстве М. П. Беляева вышла из печати 3-я симфония, «Божественная поэма», ор. 43 (Переписка, с. 182).
5/18 мая. Ф. Шеффер выслал С. (из Лейпцига) партии 3-й симфонии и сообщил о получении им от С. корректур поэм ор. 44, «которые будут напечатаны незамедлительно» (п. Шеффера к С.— ГМС, инв. №2337/428).
13/26 мая. С. уведомил В. И. Скрябину, что генеральная репетиция 3-й симфонии прошла «удовлетворительно» (Письма, с. 369—370).
15 мая. М. С. Неменова-Лунц (из Москвы) пишет Л. В. Николаеву: «...Я утопаю в блаженстве от сонаты-фантазии Скрябина» (ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 366).
16/29 мая. Первое исполнение 3-й симфонии в Новом театре. Оркестр Э. Колонна. Дирижер А. Никиш (программа. — ГБЛ, ф. 171, п. 231/1).
«В программе вечера было напечатано нечто вроде введения в „Божественную поэму", ее философское обоснование... получившее санкцию композитора» (Энгель, с. 58).
Присутствовавший на премьере Ю. Д. Энгель вспоминает: «По окончании симфонии послышались и свистки, которые, однако, были заглушены вдвое более шумными и бурными аплодисментами. Во всяком случае, симфония обратила на себя обшее внимание,
Летопись жизни и творчества
1905
![]() | |||
![]() |
особенно в некоторых художественных кругах, где в ней увидели большое событие» (Энгель, с. 58—59).
Т. Ф. Шлёцер вспоминает, что после премьеры 3-й симфонии они со С. зашли в какой-то кафе-ресторан. «Тут А. Н. предложил гарсону шампанского и завел с ним беседу. „Я написал симфонию, но мечтаю о большем, когда все народы сольются в общем празднике" <...> Гарсон изредка подавал реплики и под конец одобрил собеседника: „Bon bourgeois"» (Энгель, с. 84).
17/30 мая. Русский посол Н. Гире поздравил С. с успехом его нового сочинения (п. Гирса к С. — ГМ.С, инв. № 931). «„На войне у нас поражения, а в искусстве — победа". Эти слова [Н. Гирса] многими повторялись» (Энгель, с. 59).
С. сообщает М. К. Морозовой: «Концерт прошел с большим успехом. Никиш оказался на высоте и дирижировал превосходно» (Письма, с. 371—372).
До 26 мая / 8 июня. Г. Пьерне поздравил С. с «очень интересной симфонией» (п. Пьерне к С. — ГМС, инв. № 771/423).
26 мая /8 июня. С. завершена «Поэма томления» («Роете Ian-guide») op. 52 № 3 (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 373).
После 30 мая. С. передал Г. Пьерне «Поэму томления» для публикации в журн. «L'lllustration» (п. Пьерне к С. — ГМС, инв. № 424).
2 июня. В. И. Сафонов (из Минска) пишет С: «Только что окончил чтение первой части твоей симфонии и хочу от всей души обнять тебя, дорогой мой» (ГМС, инв. № 217).
3/16 июня. В № 26 еженедельника «The Musical Courier» заметка о премьере 3-й симфонии: «Эта симфония, названная „Божественной поэмой", описывает эволюцию человеческого духа <...> Скрябин — композитор, которому есть что сказать и передать о своих идеях, теории жизни и философии; у него смелыет свободные и массивные оркестровые сочетания; он способен, молод и полон энергии; его музыка чрезвычайно интересна и оригинальна. Успеху исполнения нового произведения Скрябина содействовал Артур Никиш, дирижировавший с замечательной ясностью и четкостью».
До 4/17 июня. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Больяско (Италия) (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 375).
После 4/17 июня. Премьера 3-й симфонии С. вызвала многочисленные отклики французской музыкальной прессы. Некоторые из критиков повторяли распространенное тогда мнение, что симфония С. «слишком тесно связана с Вагнером» (Supplement an Galois, 1905, № 1097; p. 5); другие считали, что «в симфонии г. Скрябина явное разногласие между философскими намерениями автора и слабостью его музыки» (Revue de grands concerts, 1905, № 23, p. 18); третьи были убеждены, что симфония С. «...из тех произведений, знакомство с которыми не обязательно» (Journal des debats, 1905, № 23, p. 1—2).
РМГ (№ 23—24, стб. 628) поместила отчет парижского корреспондента об успехе 3-й симфонии.
В Париже С. впервые познакомился (по свидетельству Ю. Д. Энгеля) с теософией. «...Скрябин приобрел себе кое-что по теософской литературе. И так как грандиозный синтетический размах теософии был во многом родствен мистическим тяготениям Скрябина, он горячо увлекся новым учением <...> Скрябин читал в этот период книги об Индии (между прочим, санскритскую грамматику; „Свет Индии" был его любимой книгой), по истории религии...» (Энгель, с. 63).
Везна. 21 июня/4 июля. В. И. Скрябина сообщает 3. И. Мо-нигетти о том, что в Везна на неделю приезжал С. «Хотела бы верить, как Вы, что Саша ко мне когда-нибудь вернется. <...> Ко мне же он относится, как и в Париже, с большой любовью и нежностью и очень заботится о детях. А может быть... все и к лучшему. Может быть, это даст мне толчок встряхнуться и сделаться самой человеком <...> Саша советует мне осенью выступить публично. Конечно, я играю только его сочинения и цель моя — его прославить» (ГМС, инв. № 619).
Женева. После 20 июня/3 июля. С. писал Т. Ф. Шлёцер, что он намерен заменить вторую тему в «Поэме экстаза» «более страстной и необыкновенно красивой и широкой» (Письма, с. 378).
Больяско. 29 июня/12 июля. Возвращение С. в Больяско (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 27 июня/10 июля. — Письма, с. 379).
1/14 июля. В музыкальном приложении к парижскому журн. «L'lllustration» впервые напечатана «Поэма томления».
«Поэма томления» вошла затем в ор. 52 под № 3 в издании РМИ 1910 г. В 1905 г. С. предполагал также создать и оркестровую редакцию «Поэмы томления» (Памятная записка Т. Ф. Шлёцер о расценках на сочинения С. — ГМС, инв. № 1340).
2/15 июля. В Везна скончалась дочь С. Римма (п. В. И. Скрябиной к М. К. Морозовой от 20 июля/2 авг. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 13—16).
Везна. 3/16 июля. Приезд С. на похороны Риммы (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 9/22 июля. — Письма, с. 383).
«Римма была любимицей Скрябина и смерть ее глубоко потрясла его. Он приехал на похороны и горько рыдал над ее могилой <...> Это было последнее свидание Александра Николаевича с Верой Ивановной» (Энгель, с. 61).
Больяско. 13/26 июля. Возвращение С. из Везна в Больяско (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 384).
24 июля/6 августа. С. пишет В. И. Скрябиной: «...С Россией я порывать не намерен и буду там гораздо скорее, чем ты могла бы предполагать» (Письма, с. 386).