Москва. 26 декабря. Родился Александр Николаевич Скрябин. 12 глава




15/28 марта. С. просит Т. Ф. Шлёцер сообщить ему вовремя, когда она приезжает в Женеву: «Я постараюсь тебя встретить, что будет нелегко, так как твой приезд нужно скрыть до приезда Мар­гариты Кирилловны» (Письма, с. 306).

2/15 апреля. Вышла в свет в издании М. П. Беляева 4-я сона­та ор. 30 С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 169).

До 3/16 апреля. В письме к М. К. Морозовой С. впервые со­общает о работе над «Поэмой экстаза»: «...Я пишу поэму для ор-

5 Зак. 1508



Летопись жизни и творчества



 


кестра». И о стихотворном тексте к ней: «Как жаль, что не могу поделиться с Вами и почитать новые отрывки текста» (Письма, с. 307).

Судя по последней фразе, С. читал М. К. Морозовой отрывки текста к «Поэме экстаза» до отъезда в Швейцарию и, следовательно, начал сочинять его> еще в Москве.

3/16 апреля. С. советует М. К. Морозовой «как можно скорее усвоить Канта и познакомиться немного с Фихте, Шеллингом и Гегелем <...> Приобретите историю новой философии Ибервег—■ Гейнце. <...> С Кантом Вы можете познакомиться по Куно Фи­шер. Когда все это усвоите, мне будет легко заниматься с Вами и Вы скоро воспримите мое ученье» (Письма, с. 307—308).

До 5/18 апреля. Т. Ф. Шлёцер приехала в Женеву и поселилась в Бель-Рив недалеко от Везна (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 15/28 мар­та.— Письма, с. 306; Энгель, с. 61).

5/18 апреля. В. И. Скрябина пишет М. К. Морозовой: «...Не особенно обрадовал меня и приезд Тани Шлёцер <...> Я сильно работаю над собой, чтобы заставить себя равнодушно относиться к тому громадному количеству внимания, которое Саша ей дарит» (ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 5—6).

В Петербурге пианист А. Д. Медем на Вечере современной му­зыки «превосходно сыграл Третью сонату Скрябина» (РМГ, 1904, № 16, стб. 437).

6 апреля. В. В. Ястребцев рассказывает о вечере у Н. А. Рим-
ского-Корсакова: «...Далее говорилось о том, что Римский-Корса-
ков очень уж не любит новейших лириков (Скрябин). — „Они все
нутро выворачивают, — сказал Римский-Корсаков,— а внутри одна
гадость"». <...> Были сыграны 2 поэмы (ор. 32) и 4 прелюдии
(ор. 33) Скрябина...» (Ястребцев, II, с. 305).

7 апреля. В № 93 «С.-Петербургских ведомостей» рец. А. К[оп-
тяева] на концерт 5 апр.: «Третья соната... отзывает крайней от­
рывочностью и недосказанностью, не говоря о мелодраматизме
(припоминается „Демон" Врубеля), который может быть принят
за что-то лишь неприхотливым слушателем».

11/24 мая. В. И. Скрябина сообщает 3. И. Монигетти, что С. «теперь много работает над симфонией, которую я переписываю' начисто по мере того, как она кончается» (ГМС, инв. № 604).

25 марта /7 апреля — 25 мая/7 июня. Вышли из печати в из­дательстве М. П. Беляева фортепианные пьесы ор. 30—42 (Пере­писка, с. 189).

Июнь. С. «много читает по философии и психологии и обдумы­вает свое будущее произведение» (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Мо­нигетти.— ГМС, инв. № 606).

Весна — начало лета. В Швейцарии С. часто и охотно встре­чался с простыми людьми, делился с ними своими мыслями. «Од­нажды,— рассказывает В. И. Скрябина, —...А. Н. пропал из до­му— целый день не было. <...> Вечером сама пошла по направ-


дению к трамваю, которым приезжают из Женевы, — может быть, он там, и приедет. Вдруг, проходя мимо cafe, слышу его голос. Подхожу. В кафе много людей, простого народа <...> Слушают Александра Николаевича. А он возбужден, горячо проповедует: „Денег не должно быть!", „Нищих не должно быть!", „Каждый должен заниматься, чем любит" <...> Но так же ли охотно слу­шали они проповеди Скрябина о новом искусстве, новом Еванге­лии и т. д. (он говорил и об этом), — трудно сказать...» (Энгель,

с. 57).

По словам Ю. Д. Энгеля, «Швейцарию Скрябин избрал пото­му, что она... привлекала его своей природой и свободным полити­ческим строем. „Швейцария — свободная страна, — говорил он,— в ней легче проводить новые идеи"» (Энгель, с. 56).

Женева. 13—26 июля. Встреча С. и Ю. Д. Энгеля. Энгель вспо­минает: «Поехали на пароходе. Солнце ярко светило <...> Было радостно, празднично <...> Он заговорил со мной особенно ин­тимно, как бы доверяя свои задушевные мечты и надежды. Он го­ворил о третьей симфонии, которую писал тогда („такой музыки еще не было"), о „божественной игре" как основе миротворчества и художественного творчества, о сущности искусства, о социализ­ме, о религии, — словом, обо всем. „Необходимо слияние всех искусств, — говорил он,— но не такое театральное, как у Вагне­ра; искусство должно сочетаться с философией и религией в нечто неразделимо-единое... У меня есть мечта создать такую мистерию. Для нее надо построить особый храм,—■ может быть, здесь... а мо­жет быть, далеко отсюда, в Индии. Но человечество еще не готово для этого. Надо проповедовать ему, надо повести его по новым пу­тям. Я и проповедую. Раз даже с лодки, — как Христос. У меня есть здесь кружок людей, которые отлично понимают меня и пой­дут за мной. Особенно один, — рыбак"» (Энгель, с. 56—57; см. так­же: п. С. к Н. С. Морозову от 14/27 июля. — Письма, с. 311).

30 июля. Н. Я- Мясковский пишет В. В. Яковлеву (из Петер­бурга) о своем интересе к музыке С: «Я намерен забраться к Вам... с самого утра... причем думаю выжать из Вас все соки, ибо Скрябиным написано еще несколько опусов, между которыми есть „Роете satanique"...» (Мясковский, I, с. 174).

Везна. Лето. С. делает философские записи: «...Я есмь и ни­чего вне меня... Ничего, кроме моего сознания, нет и не может быть... Я бог. Я ничто, я игра, я свобода, я жизнь, я предел, я вер­шина. Я бог» (Русские пропилеи, с. 13).

«В это лето Скрябин сам прошел с Верой Ивановной свои со­чинения (кончая опус'ом 42-м), как бы готовя ее к дальнейшей ■самостоятельной жизни» (Энгель, с. 61).

Женева. 8—21 сентября. С. посещает заседания Второго меж­дународного философского конгресса. Его имя занесено в список участников конгресса (протоколы конгресса с пометками С. и спи­сок участников конгресса. — ГМС, личная библиотека С; см. так-

5*



Летопись жизни и творчества


1904



 


же изд.: Congres Internationale de Philosophie. Il-me Session ten-nue a Geneve du 4 au 8 Septembre, 1904).

Посещая конгресс, С. тщательно прорабатывает доклады о панпсихизме, особенно выступления приват-доцента Женевского1 университета В. М. Козловского «Сознание и энергия» и А. Берг­сона «О психо-физиологическом паралогизме» (протоколы конгрес­са.— ГМС, личная библиотека С).

Везна. 21 сентября /4 октября. В. И. Скрябина сообщила 3. И. Монигетти о намерении С. ехать зимой 1904 года в Париж, чтобы «поставить там свои симфонии, если удастся, то все три...» (ГМС, инв. № 348).

13 октября. Ц. А. Кюи согласился на предложение американ­ского издателя составить сборник фортепианных пьес русских ав­торов, в который он намеревался включить пьесы С. (п. Кюи к М. С. Керзиной. — Кюи, с. 334).

До 17/30 октября. Отъезд В. И. Скрябиной вместе со своим отцом в путешествие по городам Италии (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).

19 октября. С. В. Рахманинов рекомендует Ц. А. Кюи включить в составляемый им для американского издателя сборник прелю­дию gis-moll op. 11 С. (п. Рахманинова к М. С. Керзиной. — Рах­манинов, I, с. 350).

21 октября. В Москве во 2-м симфоническом собрании РМО исполнен фортепианный концерт С. Дирижер В. И. Сафонов. Со­лист К- Н. Игумнов (Второй русский симфонический. — Новости дня, 1904, 30 окт., № 4698).

24 октября/6 ноября. С. пишет В. И. Скрябиной: «Сегодня кончил наконец симфонию, кажется, совсем; боюсь сказать, сидел целый день» (Письма, с. 315).

1 ноября. В № 302 «Московских ведомостей» рец. Н. К[ашки-на] на концерт 21 окт.: «Фортепианная партия в Концерте <...> состоит довольно однообразным дополнением оркестру».

7 ноября. РМГ (№ 45, стб. 1054) опубликовала рец. И. В. Ли-
паева на концерт 21 окт.

8 № 45 РМГ (стб. 1068—1070) статья К. Ч[ерно]ва «А. Скря­
бин. Сочинения для фортепиано, изд. М. П. Беляевым». Музыка
С. названа «музыкой будущего».

9/22 ноября. С. отослал в Лейпциг партитуру 3-й симфонии, «Божественной поэмы» («Роете Divin») op. 43 (п. В. И. Скряби­ной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).

До 10/23 ноября. Возвращение В. И. Скрябиной в Везна из путешествия по городам Италии (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Мо­нигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).

10/23 ноября. Отъезд С. в Париж (п. В. И. Скрябиной к 3. И. Монигетти от 26 нояб./9 дек. — ГМС, инв. № 611).

Париж. 11/24 ноября. С. советует В. И. Скрябиной вернуться к профессии пианистки: «...Работа тебе даст все-все. чего ты за-


хочешь, — и радость, и блеск. <...> Я все сделаю, чтобы помочь тебе выбраться на дорогу...» (Письма, с. 316).

12 ноября. С. Н. Кругликов пишет об исполненном 21 окт. фортепианном концерте С.: «Какая претенциозная и, в сущности, мало говорящая музыка...» (Кругликов С. Н. В концертах.— Новости дня, 1904, 12 нояб., № 4703).

13/26 ноября. Ф. Шеффер (из Лейпцига) сообщает о получе­нии им рукописи 3-й симфонии С. «Сегодня же отдаю ее в грави­ровку» (п. Шеффера к Ф. И. Грусу. — ЛГК, инв. № 4344/24—216). 14 ноября. В Харькове А. И. Горовиц исполнил в концерте фор­тепианные пьесы С. (РМГ, 1904, № 49, стб. 1207).

14/27 ноября. С. настаивает на серьезных занятиях В. И. Скря­биной: «...Мне мало знать, что ты играешь; я бы хотел, чтобы ты хотя раза 2 в неделю подробно писала мне о том,.что сделано, сколько и как выучено» (Письма, с. 318).

16/26 ноября. С. пишет А. К. Глазунову, что хочет издать пар­титуру 3-й симфонии в более крупном формате: «in 4...так как не­которые страницы партитуры имеют, если не ошибаюсь, до 40 строк» (Письма, с. 319).

22 ноября/5 декабря. С. делится впечатлениями от музыки Ваг­
нера: «Вчера был на „Валькирии". Впечатление совершенно такое
же, как и от „Зигфрида". Намерение всегда выше исполнения.
Как и в „Зигфриде", есть 2—3 момента очаровательных, все осталь­
ное ужасно скучно» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 324).

23 ноября/6 декабря. Желая устроить свой авторский концерт,
С. посетил французского музыкального деятеля Блонделя. «Он за­
интересовался всем страшно. Жаль только, что зал Эрара уже
расписан на всю зиму. Но он... хочет непременно, чтобы хотя
одна симфония была исполнена там. <...> Морозова... предлагает
денег для концертов» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 325).

24 ноября/7 декабря. С. пишет Т. Ф. Шлёцер о своей работе над стихотворным текстом к «Поэме экстаза»: «Какой дивной кра­соты монолог я сейчас записал. <...> Я опять поднят необъятной волной творчества на такую высоту! Я задыхаюсь, я блаженствую, я дивно сочиняю. <...> Я вырабатываю новый стиль и — какая радость — выходит так хорошо!» (Письма, с. 326).

27 ноября. Попечительный совет присудил С. Глинкинскую премию за 1904 год за 3-ю и 4-ю фортепианные сонаты (РМГ,

1904,№ 48, стб. 1163).

29 ноября/12 декабря. С. «набросал» три фортепианные пье­
сы ор. 45 (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 329).

30 ноября /13 декабря. С. сыграл парижским музыкантам 3-ю
симфонию в салоне музыкального магазина Belon. Среди присут­
ствовавших был швейцарский композитор Г. Доре (п. С. к
М. К. Морозовой от 1/14 дек. — Письма, с. 331).

2/15 декабря. Приезд в Париж Т. Ф. Шлёцер (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 30 нояб./13 дек.— Письма, с. 331).



Летопись жизни и творчества


1905



 


9/22 декабря. С. знакомится с антрепренером Г. Астрюком. Переговоры с ним об устройстве в Париже симфонического кон­церта из произведений С. (п. С. к В. И. Скрябиной от 15/28 дек.— Письма, с. 335).

26 декабря/8 января. С. уезжает из Парижа в Везна, делая остановку в Женеве (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. — Письма, с. 337).

Везна. 27 декабря/9 января. С. надеется получить от В. И. Скрябиной согласие на развод (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 337).

В. И. Скрябина писала об этом времени 3. И. Монигетти, что она всю зиму провела в одиночестве, много думала, много играла и пришла к заключению о необходимости стать независимой от С. (ГМС, инв. № 614).

Г. Астрюк предложил С. включить одну из его симфоний в концертные программы А. Никита (п. Астрюка к С. — ГМС, инв. № 2634/3651).

За время пребывания в Везна С. написал следующие фортепи­анные произведения ор. 44—47: Две поэмы (Deux poemes) op. 44; Три пьесы (Trois pieces) op. 45; «Листок из альбома» («Feuillette d'album»); «Причудливая поэма» («Роете fantasque»); Прелюдия (Prelude); Скерцо (Scherzo) op. 46; «Вроде вальса» («Quasi valse») op. 47; работал также над прелюдиями ор. 48 (п. С. к В. И. Скрябиной от 23 янв./5 февр. 1905 г. — Письма, с. 349).

Женева. 29 декабря/11 января. С. уведомляет Т. Ф. Шлёцер, что концерт его в Париже состоится: «Все обстоит прекрасно, Ни-киш согласен» (Письма, с. 339).

30 декабря/12 января. С. вновь пишет о готовности В. И. Скря­биной дать развод: «Вера вершит чудеса твердости и благоразу­мия. Она, конечно, сделает все, как я захочу» (п. С. к Т. Ф. Шлё­цер.— Письма, с. 339).

Б. д. Из философских записей С, сделанных им в 1904 г.: «Не­ясные желания во мне и смутные мечты. Я не знаю еще, что соз­дать, но тем не менее я желаю создать... я уже создаю <...> Жизнь — деятельность, стремление, борьба <...> Я создаю мир игрою моего настроения, своей улыбкой, своим вздохом, гневом, надеждой, сомнением» (Русские пропилеи, с. 138—139).

Женева. До 7/20 января. С. пишет Т. Ф. Шлёцер о работе над стихотворным текстом к «Поэме экстаза»: «Каждый раз мне ка­жется, что канва готова, вселенная объяснена с точки зрения сво­бодного творчества и что я могу наконец стать богом, играющим и свободно создающим! А завтра, наверное, еще сомнения... Но иначе нельзя. Для того громадного здания, которое я хочу воз­двигнуть, нужна совершенная гармония частей и прочный фунда­мент. Пока в моем мышлении не придет все в полную ясность,


пока не будут объяснены все явления — с моей точки зрения — я не могу лететь. Но время это приближается...» (Письма, с. 343—

344).

Париж. 9/22 января. С. приехал из Везна в Париж один, без В. И. Скрябиной. Он писал М. К. Морозовой 8/21 января: «Я ужасно мучаюсь, мне кажется, что я совершил нечто ужасное»

(Письма, с. 345).

15/28 января. С. просит М. К. Морозову авансировать ему «на год или на два» 10 тысяч рублей для организации концертов в связи с тем, что «Никиш выразил самую большую готовность...» (Письма, с. 347).

С. пишет М. К. Морозовой, приветствуя первую русскую ре­волюцию: «...Какое действие производит на Вас революция в Рос­сии: Вы радуетесь, правда? Наконец-то пробуждается жизнь и у нас» (Письма, с. 347).

23 января/6 февраля. Намерение С. исполнить в Париже три симфонии не осуществилось: «Морозова... не может дать требуе­мой суммы. <...> Она предложила 3 000 рублей, на которые я и устрою один концерт в Париже под управлением Никиша» (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 349).

25 января/8 февраля. С. пишет А. К- Глазунову: «В настоящее
время я занят корректурой [3-й] симфонии, которая будет испол­
нена в Париже в апреле» (Письма, с. 351).

26 января/9 февраля. Музыкальное общество «Г. Астрюк. Из­
дательство. Концерты» получило от С. три тысячи франков для
первого взноса из суммы в семь тысяч, «предназначенных для кон­
церта из его сочинений в Новом театре» (официальная расписка.—■
ГМС, инв. № 821).

27 января/10 февраля. С. получил от А. Никиша официальное
согласие дирижировать в его концерте (Письма, с. 351).

28 января/11 февраля. Г. Астрюк уведомил С, что Никиш бу­
дет дирижировать его сочинениями в исполнении оркестра Ламу-
рё или, за неимением его, оркестра Колонна. «Мы надеемся так­
же организовать Вам концерт в зале Эрара, в котором Вы испол­
ните Ваши фортепианные произведения» (п. Астрюка к С. — ГМС,

инв. №2635/366).

После 3/16 февраля. С. уведомляет В. И. Скрябину о пред­стоящем исполнении 3-й симфонии: «Театр снят на 29 мая, так как Никиш до того времени занят <...> Второе отделение будет по­священо 3-й симфонии. Заметки об этом концерте будут помещены в 4-х главных газетах...» (Письма, с 353).

4/17 февраля. С. играет на музыкальном утре у певицы М. Н. Климентовой-Муромцевой. Среди присутствовавших были О. С. Габрилович, Л. Бурго Дюкудре, Л. Дьемер, Э. Колонн и другие музыканты (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 353).

6 февраля. В № 6 РМГ (стб. 171) под рубрикой «Музыка за границей» сообщалось: «Концертирующий в Европе Иосиф Гоф-



Летопись жизни


и творчества


1905



 


ман отводит значительное место в программах русским компози­торам. Им исполняются... этюды Скрябина...»

9 февраля. По словам В. В. Ястребцева, Н. А. Римский-Корса-ков «очень хвалил... 1-ю часть Первой симфонии, находя Скряби­на сильным талантом, но талантом, способным проявляться лишь в весьма ограниченном числе настроений» (Ястребцев, II, с. 328). 14 февраля. Попечительный совет уведомил С, что «...имея в виду высшие цены, какие когда-либо платил Беляев, а также объем пьес Скрябина», он может предложить С. по 100 рублей за каждую из поэм ор. 44 (ГМС, инв. № 193).

20 февраля. А. К. Глазунов пишет С. о своем предпочтении 4-й сонаты остальным: «Очень радуюсь, что ты скоро услышишь свою новую симфонию. <...> Я очень много играл твою 4-ю со­нату и очень восхищаюсь ею. Будешь ли ты ставить ее в програм­му или одну из остальных сонат? Я бы стоял за 4-ую, которая ори­гинальна, преисполнена упоительных красот и мысли в ней выра­жены с необычайной ясностью и сжатостью» (Глазунов, с. 272).

До 7/20 марта. Одна из парижских газет сообщала о пред­стоящих гастролях А. Никиша: «В программе... и одно произведе­ние высшего художественного интереса... Речь идет о Третьей сим­фонии русского композитора Скрябина... грандиозном творении... покоряющем своим философским содержанием» (газетная вырез­ка. — ГМС, инв. №771).

14/27 марта. В. И. Скрябина пишет 3. И. Монигетти о расту­щем интересе С. к странам древней культуры: «Мысли его и пла­ны становятся все оригинальнее и смелее: непременно хочет ехать в Египет, а потом в Индию» (ГМС, инв. № 614).

17/30 марта. Состоялся утренний сольный концерт С. в салоне Р. Дюмаши. В программе четыре прелюдии ор. 11, ноктюрн ор. 9, три мазурки, 4-я соната ор. 30 (программа. — ГМС, инв. № 820).

18/31 марта. Газета «Figaro» поместила положительную ре­цензию на концерт С. 17/30 марта (ГМС, инв. № 820).

До 20 марта/2 апреля. С. сочинил романс на текст неизвест­ного автора, без опуса (п. С. к В.И.Скрябиной. — Письма, с. 374—375).

Рукопись романса не найдена. Черновых набросков в архиве С. не сохра­нилось.

27 марта/9 апреля. Выступление С. в зале Эрара при участии американской певицы Ф. Скарборо. В программе сочинения С: 2-я соната-фантазия, четыре прелюдии. Исп. С; Романс. Исп. Ф. Скарборо; Allegro de concert. Исп. С. (программа. — ГРМ, ф. 25, ед. хр. 249).

После 2/15 апреля. Сольный концерт С. в зале Эрара (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 363).

Программа концерта не сохранилась.

Одна из парижских газет так оценила это выступление С.


«...Без всякого утомления в течение двух часов были прослу­шаны многочисленные композиции талантливейшего музыканта Скрябина...» (вырезка из газеты, название и дата не установле­ны. — ГМС, инв. № 823).

6 апреля. М. А. Балакирев (из Петербурга) пишет С. М. Ляпу­нову о фортепианных пьесах С: «...Гадость невообразимая» (Ба­лакирев, с. 483).

7/20 апреля. В № 96 газ. «Journal des debats» помещено объ­явление: «Союз русских артистов дает этим вечером на Бульваре Монпарнас, 25, концерт, в котором выступят знаменитый компози­тор Александр Скрябин и г-жа Скарборо».

Концерт С. с участием Ф. Скарборо в зале Эрара. Повторение программы концерта 27 марта/9 апр. (Figaro, 1905, 27 avril.— ГМС, инв. № 825).

21 апреля/3 мая. По просьбе дирижера Ф. Вейнгартнера С. передал ему партитуру 3-й симфонии для ознакомления: «Не знаю, какое на него произведет впечатление» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер.— Письма, с. 366).

25 апреля/8 мая. По словам С, Ф. Вейнгартнер «чрезвычайно любезен и знакомится с партитурой 3-й симфонии» (п. С. к Т. Ф. Шлёцер. —Письма, с. 369).

30 апреля/13 мая. Ф. Вейнгартнер сообщает С, что мог «толь­ко бегло просмотреть» партитуру 3-й симфонии (ГМС, инв.

№ 774/447).

Апрель. В издательстве М. П. Беляева вышла из печати 3-я симфония, «Божественная поэма», ор. 43 (Переписка, с. 182).

5/18 мая. Ф. Шеффер выслал С. (из Лейпцига) партии 3-й сим­фонии и сообщил о получении им от С. корректур поэм ор. 44, «ко­торые будут напечатаны незамедлительно» (п. Шеффера к С.— ГМС, инв. №2337/428).

13/26 мая. С. уведомил В. И. Скрябину, что генеральная репе­тиция 3-й симфонии прошла «удовлетворительно» (Письма, с. 369—370).

15 мая. М. С. Неменова-Лунц (из Москвы) пишет Л. В. Ни­колаеву: «...Я утопаю в блаженстве от сонаты-фантазии Скряби­на» (ГЦММК, ф. 129, ед. хр. 366).

16/29 мая. Первое исполнение 3-й симфонии в Новом театре. Оркестр Э. Колонна. Дирижер А. Никиш (программа. — ГБЛ, ф. 171, п. 231/1).

«В программе вечера было напечатано нечто вроде введения в „Божественную поэму", ее философское обоснование... получившее санкцию композитора» (Энгель, с. 58).

Присутствовавший на премьере Ю. Д. Энгель вспоминает: «По окончании симфонии послышались и свистки, которые, однако, бы­ли заглушены вдвое более шумными и бурными аплодисментами. Во всяком случае, симфония обратила на себя обшее внимание,



Летопись жизни и творчества


1905



 


       
   
 

особенно в некоторых художественных кругах, где в ней увидели большое событие» (Энгель, с. 58—59).

Т. Ф. Шлёцер вспоминает, что после премьеры 3-й симфонии они со С. зашли в какой-то кафе-ресторан. «Тут А. Н. предложил гарсону шампанского и завел с ним беседу. „Я написал симфонию, но мечтаю о большем, когда все народы сольются в общем празд­нике" <...> Гарсон изредка подавал реплики и под конец одоб­рил собеседника: „Bon bourgeois"» (Энгель, с. 84).

17/30 мая. Русский посол Н. Гире поздравил С. с успехом его нового сочинения (п. Гирса к С. — ГМ.С, инв. № 931). «„На войне у нас поражения, а в искусстве — победа". Эти слова [Н. Гирса] многими повторялись» (Энгель, с. 59).

С. сообщает М. К. Морозовой: «Концерт прошел с большим успехом. Никиш оказался на высоте и дирижировал превосходно» (Письма, с. 371—372).

До 26 мая / 8 июня. Г. Пьерне поздравил С. с «очень интерес­ной симфонией» (п. Пьерне к С. — ГМС, инв. № 771/423).

26 мая /8 июня. С. завершена «Поэма томления» («Роете Ian-guide») op. 52 № 3 (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 373).

После 30 мая. С. передал Г. Пьерне «Поэму томления» для пуб­ликации в журн. «L'lllustration» (п. Пьерне к С. — ГМС, инв. № 424).

2 июня. В. И. Сафонов (из Минска) пишет С: «Только что окончил чтение первой части твоей симфонии и хочу от всей души обнять тебя, дорогой мой» (ГМС, инв. № 217).

3/16 июня. В № 26 еженедельника «The Musical Courier» за­метка о премьере 3-й симфонии: «Эта симфония, названная „Бо­жественной поэмой", описывает эволюцию человеческого духа <...> Скрябин — композитор, которому есть что сказать и пе­редать о своих идеях, теории жизни и философии; у него смелыет свободные и массивные оркестровые сочетания; он способен, молод и полон энергии; его музыка чрезвычайно интересна и оригиналь­на. Успеху исполнения нового произведения Скрябина содейство­вал Артур Никиш, дирижировавший с замечательной ясностью и четкостью».

До 4/17 июня. Отъезд С. и Т. Ф. Шлёцер в Больяско (Ита­лия) (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 375).

После 4/17 июня. Премьера 3-й симфонии С. вызвала много­численные отклики французской музыкальной прессы. Некоторые из критиков повторяли распространенное тогда мнение, что симфо­ния С. «слишком тесно связана с Вагнером» (Supplement an Galois, 1905, № 1097; p. 5); другие считали, что «в симфонии г. Скрябина явное разногласие между философскими намерения­ми автора и слабостью его музыки» (Revue de grands concerts, 1905, № 23, p. 18); третьи были убеждены, что симфония С. «...из тех произведений, знакомство с которыми не обязательно» (Jour­nal des debats, 1905, № 23, p. 1—2).


РМГ (№ 23—24, стб. 628) поместила отчет парижского коррес­пондента об успехе 3-й симфонии.

В Париже С. впервые познакомился (по свидетельству Ю. Д. Энгеля) с теософией. «...Скрябин приобрел себе кое-что по теософской литературе. И так как грандиозный синтетический раз­мах теософии был во многом родствен мистическим тяготениям Скрябина, он горячо увлекся новым учением <...> Скрябин читал в этот период книги об Индии (между прочим, санскритскую грам­матику; „Свет Индии" был его любимой книгой), по истории ре­лигии...» (Энгель, с. 63).

Везна. 21 июня/4 июля. В. И. Скрябина сообщает 3. И. Мо-нигетти о том, что в Везна на неделю приезжал С. «Хотела бы ве­рить, как Вы, что Саша ко мне когда-нибудь вернется. <...> Ко мне же он относится, как и в Париже, с большой любовью и неж­ностью и очень заботится о детях. А может быть... все и к лучше­му. Может быть, это даст мне толчок встряхнуться и сделаться са­мой человеком <...> Саша советует мне осенью выступить пуб­лично. Конечно, я играю только его сочинения и цель моя — его прославить» (ГМС, инв. № 619).

Женева. После 20 июня/3 июля. С. писал Т. Ф. Шлёцер, что он намерен заменить вторую тему в «Поэме экстаза» «более стра­стной и необыкновенно красивой и широкой» (Письма, с. 378).

Больяско. 29 июня/12 июля. Возвращение С. в Больяско (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 27 июня/10 июля. — Письма, с. 379).

1/14 июля. В музыкальном приложении к парижскому журн. «L'lllustration» впервые напечатана «Поэма томления».

«Поэма томления» вошла затем в ор. 52 под № 3 в издании РМИ 1910 г. В 1905 г. С. предполагал также создать и оркестровую редакцию «Поэмы том­ления» (Памятная записка Т. Ф. Шлёцер о расценках на сочинения С. — ГМС, инв. № 1340).

2/15 июля. В Везна скончалась дочь С. Римма (п. В. И. Скря­биной к М. К. Морозовой от 20 июля/2 авг. — ГБЛ, ф. 171, п. II, ед. хр. 26, л. 13—16).

Везна. 3/16 июля. Приезд С. на похороны Риммы (п. С. к Т. Ф. Шлёцер от 9/22 июля. — Письма, с. 383).

«Римма была любимицей Скрябина и смерть ее глубоко потряс­ла его. Он приехал на похороны и горько рыдал над ее моги­лой <...> Это было последнее свидание Александра Николаевича с Верой Ивановной» (Энгель, с. 61).

Больяско. 13/26 июля. Возвращение С. из Везна в Больяско (п. С. к В. И. Скрябиной. — Письма, с. 384).

24 июля/6 августа. С. пишет В. И. Скрябиной: «...С Россией я порывать не намерен и буду там гораздо скорее, чем ты могла бы предполагать» (Письма, с. 386).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: