III отд. Прелюдии a-moll, F-dur, E-dur, cis-moll, h-moll, G-dur,
H-dur, gis-moll, Des-dur, b-moll, f-moll, H-dur, Ges-dur, es-moll,
экспромты fis-moll, A-dur.
Исп. А. Скрябин.
IV отд. Этюд op. 8 № 9 gis-moll, прелюдия G-dur, этюд ор. 8 № 10
Des-dur, экспромт b-moll, этюд op. 8 № 12 dis-moll.
Исп. В. Скрябина.
V отд. Мазурка, ноктюрн A-dur, полонез b-moll.
Исп. А. Скрябин {программа. — ГГК, архив В. Ю. Виллуана; Письма, с. 190).
20 января /1 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву: «Концерт
•можно считать удавшимся в смысле успеха артистического. <...>
Корректуру сонаты я получил и сегодня же буду заниматься.
<...> В настоящую минуту я занят сочинением 3-й сонаты; мне
трудно еще сказать, к какому времени приблизительно она будет
«кончена. Есть у меня еще несколько прелюдий, но я хочу подо
ждать издавать их...» (Письма, с. 189).
21 января. М. П. Беляев упрекает С: «На днях я встретился
со Шлецером, и он показал мне программу твоего концерта (при
беглом просмотре которой я заметил, что ты исполняешь в концер
те Polonaise, который ты, вероятно, недавно окончил), а между
тем мне ты программы не прислал! <...> Шлецер передал мне,
что и ему программу выслала Вера Ивановна...» (Переписка,
«с. 114).
25 января/6 февраля. В «Le guide musical» опубликована рец. да концерт Скрябиных. «...Уже много говорилось о г. Скрябине и «го произведениях во время его первых выступлений в Париже. Концерт, который он только что дал в зале Эрара вместе с госпожой Скрябиной, снова подтвердил его близость к Шопену и его великолепную виртуозность. Успех разделила с ним и госпожа Скрябина» (Le guide musical, 1898, 6 fevrier, № 6, p. 126).
25 января. М.. П. Беляев пишет С. по поводу его концерта в Париже: «Желаю тебе и артистической, и материальной удачи, но и те и другие неудачи твои меня не удивят и не поколеблют.
Что касается твоих новых сочинений, то... мне желательно, чтобы ты не стеснялся присылкою их тогда, когда ты. сам удовлетворен ими; хотя полагаю, что над некоторыми из них ты так долго работаешь, что они начинают надоедать тебе, и через это в них вкладывается местами какая-то деланность (как попало несколько тактов в финал 2-й сонаты, которые прежде, кажется, не существовали)» (Переписка, с. 115).
27 января/8 февраля. С. просит М. П. Беляева извинить его за опоздание с присылкой программы концерта. «...Что касается polonais'a, то хотя я и играл его в концерте, но далеко еще не лривел в окончательный вид, а теперь я занят другими сочинениями.
Летопись жизни и творчества
1898
Я выслал тебе корректуру [2-й] сонаты, там нужно будет вместо 2-х тактов поместить 4...» (Письма, с. 190).
31 января. М. П. Беляев получил от С. корректуру 2-й сонаты. «...Я вышлю тебе еще корректуру этой сонаты, ибо... ты позабыл самое существенное в моих изданиях и нигде не проставил метронома» (Переписка, с. 117).
31 января/12 февраля. В. И. Скрябина пишет В. Ю. Виллуа-ну: «Концерт наш в смысле успеха можно считать очень удачным; к сожалению, на нас самих он оставил впечатление не совсем приятное, п [отому] ч [то] мы имели несчастье играть на весьма неудобном рояле и потому не могли сделать всего того, что хотели.
Теперь мы занимаемся немного меньше и последние дни по случаю прекрасной погоды гуляем очень много и добросовестно осматриваем Париж <...> В музыкальном отношении здесь дела очень неважны и очень скоро настанет время, когда французы будут ездить в Россию учиться музыке <...> Решительно все здешние музыканты с большим уважением относятся к нашим консерваториям и к русским музыкантам <...> Мы очень хорошо знакомы с теперешним дирижером симфонических концертов Ла-муре — Шевильяром, который в таком восторге от русской музыки, что в каждом концерте аккуратно играет что-нибудь русское; особенно же любит Римского-Корсакова <...> Этот же Шевиль-яр, как и многие другие, с грустью говорит о том, что теперь творят молодые французские композиторы и насколько теперь здесь музыка в упадке. Мы следим за тем, что появляется нового и берем в магазине ноты на просмотр. Что здесь совершенно, это оркестр Ламуре — других еще я не слыхала; мы с громадным удовольствием бываем в симфонических <...> Недавно мы ездили на кладбище Рёге Lachaise и посетили могилу Шопена» (Сов. музыка, 1946, № 12, с. 75—76).
2/14 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву о материальных итогах прошедшего концерта и советуется с ним по поводу включения в программу концерта для фортепиано. «Хотя наш концерт нельзя назвать удачным в смысле материальном, но тем не менее нам удалось покрыть все расходы, да еще несколько франков осталось. <...> Я сам немного виноват: опять связался с Деме-сом, который ужасно неаккуратен <...> Шевильяр пригласил меня играть в симфоническом мой Концерт 3-го или 15-го марта французского стиля. Он берется дирижировать по корректурному оттиску. Но <...> я очень занят интересными работами, от которых мне трудно да и не хотелось бы отвлекаться <...> Если бы тебе очень хотелось, чтобы я играл, я это сделаю, но, по-моему, лучше отложить» (Письма, с. 191 —192).
3 февраля. М. П. Беляев пересылает С. редакторские замечания А. К. Лядова по 2-й сонате. Лядов предлагает С. внести изменение в нотный текст на 9-й стр. рукописи (Переписка, с. 118).
6 февраля. М. П. Беляев советует С. не играть Концерт «на скорую руку» и «отказать Шевильяру на том основании, что корректурный оттиск партитуры может не успеть ко дню концерта» (Переписка, с. 118—119).
9/21 февраля. С. сообщает М. П. Беляеву, что принимает предложенное А. К. Лядовым изменение в тексте 2-й сонаты. «Напиши, пожалуйста, когда можно приблизительно ожидать корректуры Концерта <...> У меня теперь очень много работы накопилось и мне нужно распределить лучше время. <...> Ты не можешь себе представить, как нам мешают заниматься. За стеной по целым дням играют. Заниматься на фортепиано еще возможно, а сочинять ужасно трудно» (Письма, с. 192—193).
20 февраля. М. П. Беляев пишет С: «...Я вчера получил от тебя... вторую корректуру [2-й сонаты] без метронома и потому покажу ее Толе, а затем вышлю тебе обратно для обозначения метронома <..> В отдельной бандероли посылаю тебе корректуру Концерта, которую можешь удержать у себя и немедленно заняться переложением для двух фортепиан <...> Второй экземпляр корректуры партитуры Концерта я отправил (как было услов-лено) Василию Ильичу...» (Переписка, с. 119—120).
24 февраля/8 марта. С. просит М. П. Беляева обратиться по поводу 2-й сонаты к Лядову: «...Анатолий Константинович слыхал много раз от меня сонату; попроси, пожалуйста, его выставить метроном, я убежден, что он сделает это так, как я думаю, тем более что темп 2-й части может быть изменен в зависимости от техники исполнителя, так что крайние метрономы очень разнятся» (Письма, с. 193).
28 февраля /12 марта. С. обещает М. П. Беляеву выслать переложение концерта и корректуру партитуры через одну-полторьг недели. «Я давно уже ничего не присылал тебе, но не думай, что-я бездействую. Летом надеюсь прислать тебе несколько вещей, а одну, может быть, через несколько недель» (Письма, с. 193—194).
26 марта/7 апреля. Вышла из печати в издательстве М. П. Бе
ляева 2-я соната-фантазия ор. 19 gis-moll (коммент. В. М. Беляе
ва.— Переписка, с. 20).
27 марта. В своем письме М. П. Беляев упрекает С. за задерж
ку переложения концерта и корректурных листов партитуры:
«...Что касается новых сочинений, то приневоливать себя нельзя, а
переложение я причисляю к черной работе, которою музыкант
должен заниматься как трудом, а не как творчеством...» (Пере
писка, с. 121—122).
31 марта/ 12 апреля. С. закончил работу над концертом для фортепиано; он высылает М. П. Беляеву корректуру партитуры и-переложение концерта для 2-х фортепиано, «которое задержал, потому что был страшно занят другими сочинениями и, кроме того,, не совсем здоров» (Письма, с. 123).
Летопись жизни и творчества
1898
До 7/19 мая. Отъезд Скрябиных из Парижа (п. С. к М. П. Беляеву.— Письма, с. 195).
Вена. 7/19 мая. Остановка в Вене по пути в Москву. С. просит М. П. Беляева: «Напиши, пожалуйста, в каком расчете мы с тобой находимся. Этот вопрос меня очень интересует и беспокоит... Мы едем в Москву сюрпризом» (Письма, с. 195).
Москва. Около 15 мая. Прибытие Скрябиных в Москву. «Завтра же примусь искать квартиру. Пока мы остановились в меблированных комнатах, недалеко от Шлецеров, и целые дни, конечно, будем проводить у них» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 195).
29 мая. С. посетил С. И. Танеева. «Скрябин играл свое сочи
нение Allegro [d-moll] для оркестра. Я ему давал советы отно
сительно] инструментовки. Пошел его провожать. Рассказал ему
о нашей переписке с Беляевым по поводу его и моего участия в
концерте 17 октября» (Дневники Танеева, I, с. 221).
Предполагалось, что С. и Танеев выступят в I РСК, организуемом М. П. Беляевым в Москве; С. участия в концерте не принимал.
30 мая. На годичном акте в консерватории выпускница класса
B. И. Сафонова Р. Я- Бесси исполнила этюд A-dur С. (Отчет МО
РМО за 1897/98 г., с. 23).
31 мая. С. был у С. И. Танеева, который консультировал его
по вопросам инструментовки «d-тоП'ной увертюры» (Дневники
Танеева, I, с. 222).
2-я половина мая. М. П. Беляев принял решение выплачивать
C. аванс в сумме 100 рублей ежемесячно вместо 200, которые он
высылал ему ранее. «...Ты даже не предупредил меня и, таким об
разом, не дал мне возможности изобрести что-нибудь для возме
щения обычного бюджета» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма,
с. 196)ц.
Майданово. До 5 июня. Скрябины переезжают на дачу в Май-даново, под Клином (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 196).
5 июня. В. И. Сафонов пишет Ц. А. Кюи, возглавляющему в это время Петербургское отделение РМО и занятому составлением программ будущего концертного сезона: «Боюсь, что со Скрябиным нас ожидает компликация: он, кажется, забыл по рассеянности, что раньше обещал сыграть свой концерт в русском симфоническом» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 83).
Получив от Ц. А. Кюи приглашение участвовать в одном из симфонических концертов РМО, С. пишет М. П. Беляеву: «Окончательно решение этого вопроса будет зависеть от того, хочешь ты, чтобы я играл в симфоническом концерте музыкального общества или у тебя [т. е. в Русском симфоническом концерте], как я тебе уже обещал» (Письма, с. 196).
9 июня. Из письма Ц. А. Кюи В. И. Сафонову: «О Скрябине не хлопочите много. Со всех сторон слышу, что это совсем плохой пианист» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 735).
12 июня. В. И. Сафонов отвечает Ц. А. Кюи: «Что касается Скрябина, то я свое суждение о нем как о пианисте считаю более компетентным, чем суждение сторонних лиц, о которых Вы мне пишете, тем более что С. играет исключительно свои сочинения и играет их вне всякого сравнения с другими пианистами» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 94).
14 июня. С. послал М. П. Беляеву для издания полонез b-moll op. 21 и четыре прелюдии ор. 22 и просил его повидать Кюи и переговорить с ним относительно участия С. в обоих концертах
(Письма, с. 197).
17 июня. В. И. Сафонов сообщает Ц. А. Кюи: «Только что получил письмо от Скрябина, извещающего меня, что М. П. Беляев на все согласен; следовательно, Скрябин может сыграть концерт сначала в Музыкальном обществе, а потом и в Беляевском концерте» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 155).
20 июня. М. П. Беляев получил посланные С. полонез и прелюдии, отослал их в Лейпциг и записал ему «в дебет 600 рублей»-
(Переписка, с. 126).
1 июля. Умер профессор Московской консерватории П. Ю. Шлё-
цер (Отчет МО РМО за 1897/98 г., с. 75).
Б. м. До 17 июля. Родилась дочь Скрябиных — Римма Александровна Скрябина.
Москва. 17 июля. В. И. Сафонов телеграфирует С: «Поздравляю радостным событием. Сегодня вечером проезжаю курьерским. Не повидаться ли нам на вокзале» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253,.
л. 156).
31 июля/12 августа. В составленном проекте программ концертов РМО на сезон 1898/99 г. В. И. Сафонов наметил два концерта под упр. Ф. Вейнгартнера с участием С: 19 дек. в Москве и 26 дек. в Петербурге. Он пишет Ц. А. Кюи (из Карлсбада): «Объявление о Скрябине прошу поместить вместе с Вейнгартнером потому, что это уже один русский №, а во-вторых, потому, что участие его с иностранным капельмейстером ему, как композитору, выгодно» (п. В. И. Сафонова к Ц. А. Кюи. —ГЦММК, ф. 1, ед.
хр. 181, л. 2).
1/13 августа. В. И. Сафонов ищет кандидата на место умершего профессора Московской консерватории П. Ю. Шлецера; он пишет И. В. [Гржимали?], имея в виду С: «У нас есть среди молодежи несколько талантливых людей, пригодных на место профессора в будущем, но теперь они еще незрелы» (ГЦММК, ф. 1, ед.
хр. 181, л. 12—13).
5 августа. М. П. Беляев уведомляет С, что получил корректуру концерта и накануне выслал ему корректуру полонеза ор. 21 и прелюдий ор. 22 (Переписка, с. 126—127).
8 августа. В. И. Сафонов рекомендует Ф. Вейнгартнеру в качестве солиста С, молодого композитора, написавшего концерт для фортепиано, «произведение, полное волшебства и оригиналь-
Летопись жизни и
творчества
/895
ности» (ГЦММК, ф. 1, ед. хр. 181, л. 29 об.).
16 августа. С. посылает М. П. Беляеву 3-ю сонату ор. 23 и корректуры полонеза ор. 21 и прелюдий ор. 22. «В сонате я не выставил метронома, так как не имею его здесь. Сделаю это при первой корректуре» (Письма, с. 198).
24 августа. «Окончание „Симфонического allegro" должно быть немного отложено, так как я ужасно утомлен после сонаты. Все-таки постараюсь окончить его при первой возможности» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 198).
Москва. 25 августа. Семья С. возвращается в Москву и поселяется по адресу: Александровская улица, за Екатерининским институтом, дом Шавыкина, кв. 5 (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 198).
До 30 августа. С. получил официальное приглашение от директора Московской консерватории В. И. Сафонова на должность профессора по классу фортепиано (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 199).
30 августа. «Я буду иметь только 12 учеников (старших курсов), то есть 12 часов в неделю; гонорар 1200 рублей. Я думаю, что это не может быть помехою занятиям композицией. <...> Все-таки перспектива давания фортепианных уроков меня пугает и, если бы не порядочный гонорар, я ни за что не согласился бы на это. <...> Посылаю тебе корректуру, надеюсь, что теперь и Анатолий Константинович ничего не найдет. Мы понемногу устраиваем нашу квартиру; кажется, будет очень уютно» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 199).
Речь идет о 2-й корректуре сочинений ор. 21 и 22.
1 сентября. М. П. Беляев пишет С. по поводу предложения
В. И. Сафонова: «...Я всегда был за определенные занятия, нала
гающие на человека известные обязанности и приучающие его
к известному порядку. <...> В каком состоянии твое здоровье?
т. е., можешь ли ты без ущерба для него принять на себя обязан
ности профессора при консерватории? Этого я отсюда решать не
могу, так как давно тебя не видел...» (Переписка, с. 129).
2 сентября. С. был у В. И. Сафонова, который познакомил его
с Н. Ф. Финдейзеном (Финдейзен, л. 27).
5/17 сентября. Вышел из печати в издательстве М. П. Беляева лолонез ор. 21 b-moll С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 114).
9/21 сентября. Вышли из печати в издательстве М. П. Беляева Четыре прелюдии ор. 22 (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 124).
12 сентября. С. пишет М. П. Беляеву: «До сих пор не могу окончательно выяснить вопрос о времени моего участия в Петербургском симфоническом собрании. <...> Напиши, пожалуйста, числа, в которые состоятся Русские концерты. Конечно, мне было бы
приятно играть две субботы подряд. <...> Приглашение Василии Ильича я принял; на днях, должно быть, начнутся занятия. „Симфоническое allegro" понемногу подвигаю к концу» (Письма,
с. 200).
14 сентября. Художественный совет консерватории по предложению В. И. Сафонова «постановил пригласить с начала текущего учебного года на вакантные должности профессоров по классу фортепианной игры профессора Франкфуртской консерватории Джемса Кваста и бывшего ученика Московской консерватории А. Н. Скрябина» (протокол. — ЦГАЛИ, ф. 658, ед. хр. 168-а, л. 2
об.).
22 сентября. М. П. Беляев выслал С. корректуру 3-й сонаты. Он пишет ему о предполагаемых сроках исполнения Концерта: «Если ты в обоих субботах (т. е. у нас и в Рус[ском] Музыкальном] Общ[естве]) будешь играть свой концерт, то мне бы не хотелось, чтобы наша суббота была повторением, и вопрос, согласна ли будет на такое повторение дирекция Муз [ыкального] Общества]? Если дирекция согласна, то ты бы мог играть у нас 19 декабря, а в РМО 26-го дек[абря], но это надо знать заблаговременно и положительно, а не гадателыю, между тем до сих пор ты уже несколько раз обещал свое участие и каждый раз намерение твое не сбывалось» (Переписка, с. 130).
25 сентября. «...Бегу в консерваторию. <...> Корректуру [3-й сонаты] уже сделал. Просмотрю еще раз и пришлю» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 201).
30 сентября. С. посылает М. П. Беляеву корректуру 3-й сонаты и сообщает: «Ц. А. Кюи не соглашается на мое участие после твоего концерта. Я не знаю, что и делать. Если хочешь, я сыграю у тебя что-нибудь другое, например сонату, или откажусь от участия в музыкальном обществе, хотя ты мне говорил, что это было бы нежелательно» (Письма, с. 201).
Сентябрь. С. начал занятия с учениками в консерватории. В 1898/99 учебном году в классе С. занимались: Асеева Н., Баб-ченко Л., Волкова А., Живульт А., Кирш Е., Малиновская А., Маргарита Н„ Маттей М., Неменова М., Сибилева Л., Чегодаева Н., Гилль Р., Златин М. (Отчет МО РМО за 1898/99 г., с. 102).
1 октября. М. П. Беляев советует С. не отказываться от предло
жения Ц. А. Кюи, а вопрос об участии в РСК решить при личном
свидании (Переписка, с. 132).
2 октября. С. послал В. Ю. Виллуану благодарственное пись
мо в ответ на приглашение его и В. И. Скрябиной для участия в
торжествах по случаю 25-летнего юбилея Нижегородского отде
ления РМО (ГТК, архив В. Ю. Виллуана).
В. И. Скрябина пишет В. Ю. Виллуану: «Я очень рада, что мы примем участие в предстоящем торжестве <...> Будьте добры написать нам поподробнее о предстоящем концерте и его программе. Папа еще у нас; ему хотя немного лучше, но он все еще
Летопись жизни
и творчества
1898
не совсем свободно ходит. Скоро хочет ехать, но мы боимся его-пустить» (ГГК, архив В. Ю. Виллуана).
2/14 октября. Вышел из печати в издательстве М. П. Беляева концерт для фортепиано с оркестром ор. 20 fis-moll С. (коммент. В. М. Беляева. — Переписка, с. 62).
9 октября. На заседании Художественного совета Московской консерватории закрытой баллотировкой возведены в звание вновь приглашенные профессора; С. избран ординарным профессором 2-й степени (протокол.— ЦГАЛИ, ф. 658, ед. хр. 168-а, л. 7).
15 октября. Объявлено об исполнении С. в предстоящем концертном сезоне Московского отделения РМО концерта для фортепиано с оркестром (Рус слово, 1898, 15 окт., № 287).
18 октября С. был в гостях у С. И. Танеева (присутствовали также М. П. Беляев, А. К. Глазунов, А. К- Лядов, Г. Л. Катуар,. Г. Э. Конюс и др.). «После обеда Александр] Константинович] играл свой новый балет („Epreuve de Damis") с небольшими пропусками» (Дневники Танеева, I, с. 257).
Речь идет о балете «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса». 15—18 октября. В Москве находился М. П. Беляев в связи с РСК, проходившим 17 окт. (Переписка, с. 132). Вероятно, С. познакомил его со своим новым сочинением — прелюдией для симфонического оркестра «Reverie» («Мечты») ор. 24. Беляев и С. договорились о том, что в предстоящем РСК концерте в Петербурге будет исполнен не концерт для фортепиано, а симфоническая прелюдия «Reverie» (Переписка, с. 133).
23 октября. Вернувшись в Петербург, М. П. Беляев пишет С: «Я надеюсь, что Василий Ильич даст тебе двухнедельный отпуск,, чтобы ты мог участвовать в концертах как 28-го ноября, так и в; нашем 5-го декабря <...> Чем скорее ты пришлешь твою оркестровую прелюдию, тем лучше. Толя [А. К. Лядов] поручил мне написать тебе о ней, чтобы ты выполнил следующие три условия: транспонировал ее в e-moll, переписал чернилами и проставил везде знаки» (Переписка, с. 132—133).
28 октября/8 ноября. Вышла из печати в издательстве М. П. Беляева 3-я соната ор. 23 fis-moll (коммент. В. М. Беляева.— Переписка, с. 106).
13 ноября. В Н. Новгороде объявлено об участии в концерте' Нижегородского отделения РМО 14 нояб. 1898 г. В. И. Скрябиной и А. Н. Скрябина с исполнением его произведений (Волгарь, 1898,. 13 нояб., №312).
С. в концерте не участвовал и в Н. Новгород не ездил. В. И. Скрябина с успехом выступила в концерте 14 ноября (Юбилей Музыкального общества. — Волгарь, 1898, 15 нояб., № 314).
16 ноября. Достигнута договоренность об участии С. в концерте Петербургского отделения РМО и исполнении им концерта для
фортепиано с оркестром ор. 20 (п. В. И. Сафонова к Ц. А. К,юи ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 165).
17 ноября. В. И. Сафонов пишет Ц. А. Кюи: «Хотя Скрябин и обещал играть, я все-таки опасаюсь, как бы при его нервности не произошло замены в самый последний момент. Поэтому на всякий случай запасите кого-нибудь на 28 ноября» (ГЦММК, ф. 80, ед. хр. 3253, л. 167).
До 23 ноября. Скрябины переехали на новую квартиру по адресу: Варсонофьевский пер., дом кн. Оболенского (п. М. П. Беляева к С. — Переписка, с. 133).
Петербург. 23 ноября. Приезд С. в Петербург (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 204—205).
24 ноября. С. сообщает жене «приятную вещь»: «В моей прелюдии [„Reverie"], кроме некоторых divisi, никаких ошибок инструментовки не оказалось. Ее уже переписывают и будут исполнять 5-го» (Письма, с. 205).
27 ноября. С. присуждена и вручена В. В. Стасовым премия
им. Глинки (500 руб.) за этюды ор. 8 и экспромты ор. 10.
В. В. Стасов писал Д. В. Стасову: «В 3 часа пришли один за дру
гим Лядов, Скрябин, Соколов, наконец, затянувший еще много
времени — Глазунов; надо было им выдавать „премии", ведь вчера
был „Глинкин день"» (ИРЛИ, ф. 294, оп. 1, ед. хр. 11, л. 523).
28 ноября. В симфоническом концерте РМО под упр. В. И. Са
фонова С. исполнил свой концерт для фортепиано с оркестром
ор. 20 (объявл. — Новое время, 1898, 26 нояб., № 8172; програм
ма. — ГЦММК, ф. 218, ед. хр. 499, л. 60—61 об.).
29 ноября. С. пишет В. И. Скрябиной: «...Наконец-то я покон
чил с концертом. <...> В день Симфонического Василий Ильич
получил две телеграммы с весьма тревожными известиями [о бо
лезни дочери] и потому сильно взволновался. Это отразилось, ко
нечно, немного на аккомпанементе. <...> Во время исполнения
первой части мы непрестанно должны были друг друга ловить;
вторая и третья прошли лучше. На bis я сыграл прелюдию (2-ю,
Fis-dur), а второй раз ноктюрн [для] левой руки. Собою страшно
недоволен, ну да это не важно. <...> Послезавтра уже пойду на
репетицию слушать прелюдию» (Письма, с. 206).
С. присутствовал на вечере у Н. А. Римского-Корсакова. «После чая Римский-Корсаков проигрывал по партитуре е-тоП'ный прелюд Скрябина, который будет исполняться в Беляевском концерте. Прелюд оказался очень милой, пикантно гармонизованной вещицей, к тому же недурно инструментованной» (Ястребцев, II, с. 42).
В «Петербургской газете» опубликована рецензия на выступление С. 28 нояб. «В его концерте нет никакого единства, никакой картины; это что-то очень миниатюрное (по мысли, а не по объему, который, напротив, слишком велик для таких мыслей), бессвязное, с претензиями на мечтательность. Исполнение же его, как
Летопись жшни и творчества
1898
пианиста, очень слабое и не производит никакого впечатления» (В. Б. (Б а с к и н В. С] Третье симфоническое собрание. — Пб. газета, 1898, 29 нояб., № 328).
После 29 ноября. С. присутствовал на вечере у Н. А. Римского-Корсакова (п. С. к В. И. Скрябиной.— Письма, с. 207).
30 ноября. Появились рец. на концерт С. 28 нояб., сходные по содержанию с уже цитированной: Соловьев Н. Симфоническое собрание. — Биржевые ведомости, 1898, 30 нояб., № 327; М. [Миронович А. П.?] Симфоническое собрание. — Спб. ведомости, 1898, 30 нояб., № 329; б. п. — Новое время, 1898, 30 нояб., № 8176.
Ноябрь. В журн. «Театр и искусство» по поводу концерта С. говорится: «...Высказать окончательное суждение об этом произведении можно будет только тогда, когда оно будет исполнено не автором, а настоящим пианистом, ибо, быть может, известные достоинства пропали благодаря неудовлетворительному исполнению. Пока можно лишь отметить относительную бедность творчества и тусклое сопровождение оркестра». (Музыкальные заметки. — Театр и искусство, 1898, № 49, с. 897). См. также рец.: РМГ, 1899, № 1, с. 22.
1 декабря. С. присутствовал на репетиции «Reverie», которую проводил Н. А. Римский-Корсаков. С. пишет жене: «...Представь себе мою радость, она звучит очень хорошо. Н. А. Римский-Корсаков был так мил, прошел почти все инструменты отдельно, занимался целый час.
...Обидели, нехорошо написали в газетах <...> Если вздумаешь приехать, то напиши заранее (телеграфируй), хотя если будет так же скверно, как и в прошлую субботу, то мне будет очень неприятно. Концерта я играть не буду, боюсь аккомпанемента [Римского] -Корсакова; я исполню несколько небольших вещей» (Письма, с. 208).
В. И. Скрябина сообщила С. о смерти дочерей В. И. Сафонова, Анастасии и Александры, последовавшей 28 нояб. и 1 дек. (п. В. И. Скрябиной к С. — ГМС, инв. № 1288; см. также объявл.— Новое время, 1898, 30 нояб. и 3 дек., № 8176 и 8179).
3 декабря. С. послал В. И. Сафонову письмо с выражением соболезнования по поводу смерти его дочерей (Письма, с. 209).
5 декабря. В I PCK в зале Дворянского собрания под упр. Н. А. Римского-Корсакова впервые исполнена прелюдия для оркестра («Reverie») С; прозвучали также пьесы для фортепиано' в исполнении С: этюды As-dur, H-dur, прелюдии Ges-dur, b-moll, es-moll, H-dur, cis-moll, Des-dur, экспромт A-dur (Программы русских симфонических концертов и квартетных вечеров за 15 лет (1885—1900). —Спб., 1900, с. 38).
7 декабря. В газ. «Новое время» рец. на концерт 5 дек., в которой С. обвиняется в подражательности Шопену, отсутствии оригинального содержания, плохом владении инструментом (Театр
и музыка. — Новое время, 1898, 7 дек., № 8133; см. также реп.: В. Б. [Баски н В. С]. — Пб. газета, 1898, 8 дек., № 337).
Москва. Между 6 и 8 декабря. С. возвратился в Москву (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 210).