Москва. До 14 июля. С. вернулся в Москву из своего путешествия и сразу же уехал на дачу в Демьяново.
Вышел из печати в издательстве П. И. Юргенсона и поступил
в продажу вальс ор. 1 С. (коммент. А. В. Кашперова. — Письма, с. 50).
Демьяново. 14 июля. С. пишет Н. В. Секериной: «Наконец-то я могу пожить оседлою жизнью и хотя сколько-нибудь заняться музыкой... о которой, по правде сказать, я очень соскучился. У себя на столе я нашел несколько корректур от Юргенсона и письмо, в котором он мне сообщает, что из Лейпцига, Гмундена и Вены выписали мой вальс (из Гмундена 3 экземпляра). Это доставило мне большое удовольствие, и я постараюсь не заставить себя ждать в выпуске следующих номеров. Через неделю выйдут 2 ноктюрна и, может быть, этюд. Теперь буду отделывать сонату» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 49—50).
Вероятно, речь идет о 1-й сонате ор. 6.
Москва. Конец июля. С. приезжал в Москву в связи с хлопота
ми по поводу воинской повинности, в которых ему помогал дядя,
В. А. Скрябин (п. С. к Н. В. Секериной и коммент. А. В. Кашперо
ва к нему. — Письма, с. 50—52). *
Демьяново. Июль — август. Л. А. Скрябина вспоминает о жизни в Демьянове: «Когда Шуринька был в веселом настроении, у него являлось желание бегать и прыгать по парку. <...> Кончилось это тем, что под конец лета, прыгая, он вывихнул себе ногу. Почти целую неделю ему пришлось лежать. Окружавшая его молодежь не давала ему работать, и он хорошо отдохнул» (Скрябина Л. А., с. 17).
С. рассказывал Л. Сабанееву: «...Когда в Демьянове, мне было тогда лет восемнадцать, Владимир Иванович (Танеев) со мной разговорился, я ему начал говорить про религию, а он мне говорит, да так злобно-иронически:,,Да вы никак в бога верите?" Я ему ответил тогда категорически —,,да, верю"» (Сабанеев, с. 261).
|
В Демьянове Скрябины жили в имении В. И. Танеева.
19 августа. С.1 пишет Н. В. Секериной: «...Меня освободили от военной службы, о чем на днях я поеду получать в думу формальное удостоверение. <...> Завтра едем с тетей в Москву искать квартиру, а я уже и не вернусь в Демьяново» (Письма, с. 52—53).
Москва. Конец августа—начало сентября. По возвращении в Москву Секерины в первое же воскресенье поехали кататься на Воробьевы горы. «У Калужских ворот в вагон конки вскочил счастливый и веселый Скрябин <...> Таким веселым Скрябина я никогда еще не видела; он резвился, прыгал, шалил, много рассказывал о проведенном лете, о том, что написал и насколько поправился после усиленных занятий в консерватории во время экзаменов» (Секерина О. В., с. 51).
Осень. С. вместе с Л. А. Скрябиной и бабушками вновь поселились в прежней квартире на Остоженке (Энгель, с. 33).
Осень —зима. По свидетельству Э. К. Розенова, «жили у Скрябиных патриархально. У себя он принимал неохотно — слишком приходилось стеснять себя ввиду того, что в доме были только по-
Летопись жизни и творчества
1893
жилые женщины. Предпочитал знакомить со своей музыкой не у себя дома» (Энгель, с. 33—34).
Среди друзей С. этого времени Ю. Д. Энгель выделяет А. С. Рахманова и Н. К. Авьерино. «С Рахмановым он был большой приятель; они вместе учиняли разные проказы, да и хорошенько кутнуть и пошататься были не прочь. Таким же приятелем Скрябина около того времени был Н. К- Авьерино» (Энгель, с. 34).
Б. д. После окончания консерватории С. неоднократно выступал в концертах, исполняя свои произведения. «...С его слов мы знали о большом количестве произведений, вышедших из-под его пера за это время, которыми он сам был доволен: Allegro appassionato, 2 Impromtus и еще что-то....Скрябин предложил мне билеты на концерт в очень красивом зале Сабашниковых на Арбате, где он должен был выступать со своими новыми произведениями. Концерт был исключительный: кроме громадной программы, которую ис-лолнял Скрябин из своих произведений, играл Брандуков на виолончели, Крейн на скрипке, М. Н. Ермолова прочла монолог из „Орлеанской девы"; были чудесная певица и превосходный тенор, фамилии которых не помню. Когда я слушала Скрябина, мне показалось, что он в своем творчестве за этот год вырос на десятки лет. Как он играл!! Кроме этого концерта в продолжение зимы мы еще раз его слышали, не помню в каком зале, — успех был громадный» (Секерина О. В., с. 52).
|
25 декабря. О. В. Секерина вспоминает: «...В день рождения Скрябина я послала ему письменное поздравление с совершеннолетием; ему исполнился 21 год. Он в тот же день мне ответил, а через день прислал мне в подарок рукопись „Valse" (en sol # mine-иг)» (Секерина О. В., с. 52)
31 декабря. «...На новый год—1893 — мы решили повеселиться: целая компания молодежи, человек двадцать пять, должна была костюмироваться с тем, чтобы ехать в два-три знакомых дома. <...> Я нарядилась дедом-морозом, а моей парой оказалась одна из веселых масок, ехавших с нами, — грациозная испанка — Скрябин, а парой Наташи — одинаково с ней одетый клоуном Николай Константинович Авьерино — скрипач, друг А. Н. <...> Скрябин-испанка в одном доме, где среди гостей была наша мать, так расшалился, что уселся с ней рядом на диван и все время опахивал ее веером. Веселились мы в этот вечер чуть ли не до трех часов утра» (Секерина О. В., с. 52—53).
|
Б. д. «Одно время... Скрябин усердно изучал сонаты Бетховена, главным образом со стороны формы <...> Особенно интересовался он модуляционным планом и разработкой...» (Энгель, с. 39).
С. сочинил романс на собственный текст «Хотел бы я мечтой прекрасной», посвященный Н. В. Секериной (примеч. Л. Л. Сабанеева. — Письма, 1923, с. 7).
Восстановлен по отрывкам Л. Л. Сабанеевым и Т. Ф. Шлецер: исполнен в 1916 г. (там же, с. 7— 8).
С. сочинил романс a-moll для валторны in F (Энгель, с. 206), начал сочинять сонату-фантазию gis-moll (Энгель, с. 39).
С. записал в черновом альбоме: «Что значит сотворить, создать (сочинить)? Это значит отразить в себе известные моменты бытия» (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 87, л. 9 об.).
Москва. 18 февраля. С. оформил передачу издательству Юрген-сона своих произведений. «...Я, нижеподписавшийся, свободный художник Александр Николаевич Скрябин, сим удостоверяю, что продал издателю Московскому I гильдии купцу Петру Ивановичу Юргенсону в полную собственность, навсегда и для всех стран обозначенные в нижеследующем списке мои сочинения с тем, что он, Юргенсон, имеет исключительное право издавать оные в свою пользу в России и за границей, по своему усмотрению, в неограниченном количестве изданий и экземпляров, в первоначальном виде или в переложениях и на каком ему, Юргенсону,■ угодно языке.
2. Сочинения эти мною уступлены без всякого гонорара.
Список сочинений:
Пьесы для фортепиано: 1) 1-е сочинение Вальс f-moll, 2) сочинение 2-е — Этюд, 3) сочинение 3-е — Десять мазурок, 4) сочинение 5-е — Два ноктюрна fis-moll, A-dur.
Зачеркнутые слова „причитающийся гонорар" и „от Юргенсона получил сполна" не числить» (ГЦММК, ф. 94, ед. хр. 955).
27 марта. С. отметил день шестнадцатилетия Н. В. Секериной
«присылкой необыкновенно изящного по внешности и красивого по
содержанию музыкального поздравления. При первом же свида
нии он выражал свое глубокое сожаление, что, боясь каких-нибудь
осложнений, не решился прислать 16-летней Наталье Валерьянов
не белых роз, что ему так хотелось (он очень любил цветы)» (Се
керина О. В., с. 53).
28 мая. С. и В. И. Сафонов посетили первый симфонический
концерт на Сокольничьем кругу под управлением А. Ф. Арендса с
участием скрипача А. А. Колаковского (п. С. к Н. В. Секериной. —
Письма, с. 57; Рус. ведомости, 1893, 30 мая, № 146).
До 30 мая. У С. возобновилось заболевание правой руки, «переигранной» в 1891 году, и он вынужден был обратиться к врачам А. А. Беляеву и Г. А. Захарьину.
30 мая. «Доктора еще до сих пор не произнесли свой приговор. Никогда еще состояние неопределенности не было для меня таким мученьем. О, если бы можно было смотреть светло в будущее, если бы можно было слепо верить в это будущее! Каким заманчивым открылся бы тогда перед нами этот жизненный путь, какими твердыми шагами шел бы человек к любимой цели <...> Я так люблю мою звезду, что если я не буду смотреть на нее, если она не будет светить мне в жизни и если я не буду стремиться к ней, то погиб-
Летопись жизни и творчества
1893
нет мысль, а с ней и все. Пусть лучше я исчезну в безумном порыве, но мысль останется и будет торжествовать» (п. С. к Н. В. Се-кериной. — Письма, с. 56).
Б. д. О. В. Секерина вспоминает: «Переход сестры в последний класс [гимназии] мы решили отпраздновать скромной поездкой со Скрябиным в Свиблово, где мы никогда не были и которое А. Н. очень любил по детским воспоминаниям. Поездка наша оказалась очень неудачной благодаря сильнейшему дождю» (Секерина О. В., с. 54).
До 14 июня. С. был на приеме у доктора Захарьина. «Допрос был продолжительный и касался всех сторон жизни. <...> Конечно, почти все из рассказанного мною было не только не одобрено, но совершенно запрещено на будущее время. <...> Затем коснулся вопроса различных настроений, неестественности слишком быстрых перемен этих настроений и скверного влияния, которое подобные перемены оказывают на нервную систему. <...> После всего был произнесен приговор: спокойная жизнь на Кавказе и купанье в южном (Черном) море. Этим он обещал совершенно восстановить руку» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 58).
Б. м. «...Провел два дня на даче <...> Я... ожидал получить письмо лишь в среду, потому и поехал убивать время за город к Голицынским» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 61).
Н. Новгород—Самара. До 14 июня. Отъезд в Нижний Новгород и оттуда на пароходе в Самару для лечения кумысом. «...Я уже поправился немного во время поездки по Волге, которая оказалась довольно приятной. <...> Вчера в природе было что-то особенное, неуловимое. <...> Казалось, что каждая травка, каждый цветок начинает понимать всю важность бытия... Слышалось: созданья, вы одарены жизнью, но не думайте, что мир для вас или что вы для мира. Вас не было, а мир существовал; вас не будет, а мир будет существовать. Не пытайтесь же отделиться от того, чему всецело сами принадлежите, не пытайтесь постигнуть великую тайну бытия или завладеть миром, которым уже владеет мысль. И как ваше тело, которое составляло некогда частицу массы, будет поглощено этой массой, так ваша мысль, ваша душа будет поглощена мыслью творения» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 61 — 62).
Самара. 14 июня. С. приехал в Самару (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 61).
28 июня. С. сообщает Н. В. Секериной: «Вот уже больше недели, как я устроился в одном очень симпатичном семействе, проживающем на даче в 8-ми верстах от города. У меня две комнатки, из которых одна служит спальней, а другая... приемной... В этой „приемной" я могу по целым часам просиживать один, любоваться прелестным видом из окна, выходящего в сад, а иногда и работать. <...> Ваше [письмо] застало меня за нотной бумагой и карандашом» (Письма, с. 64).
13 июля. С. описывает пение «горчичников и горчичниц. Так называют здесь класс населения, не признающий над собой никакого начала, или, иначе, шайки отчаянных бродяг, пьянствующих и оглашающих степи своими криками. Пение их представляет из себя нечто невозможное. У них нет звуков определенной высоты <...> Это ряд диких и нечеловеческих взвизгиваний <...> Если.же прислушаться к словам их песен, то положительно можно стать в тупик <...> Они воспевают все — окружающую природу, людей, попадающихся им навстречу, текущие события, причем поэзия их, конечно, самого жалкого полета. Но что более всего удивительно, это необыкновенная сила их легких. Они поют утром, днем, вечером, поют даже ночью, поют всегда, и нет никакой надежды на то, что они когда-нибудь перестанут петь» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 67).
19 июля. С. пишет Н. В. Секериной: «...Вы застали меня за довольно серьезной работой: делаю вычисления относительно музыкальных форм, и вот какого рода: сегодня утром я читал прекрасное сочинение о флоре нашей планеты и об отношениях тропических форм к формам других широт. Это обстоятельство породило в моем воображении фантастическую пропорцию. Принимая формы нашей современной музыки за формы средних широт относительно музыкального экватора, я беру отношение этих форм к идеальным (то есть к наиболее развитым и широким) и приравниваю его к другому, уже найденному отношению форм тропических широт к средним. Решение этой пропорции точно немыслимо, но зато можно делать массу допущений, почему задача становится еще интереснее. Вот что иногда наводит на размышления. Невольно думается, что реалисты-художники, пожалуй, и правы, и что вся реальная школа с ее дедушкой Бальзаком и отцом Густавом Флобером в конце концов одна восторжествует, и что впоследствии все художники будут черпать свое вдохновение единственно в природе и жизни и окончательно забудут самих себя и свою субъективность» (Письма, с. 68).
26 июля. К С. приехала Л. А. Скрябина. «Я уже больше не один: у меня гостит тетя, с которой довольно много гуляем и катаемся <...> На этой, последней неделе пребывания в Самаре думаем съездить еще кое-куда, а там в путь» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 69).
Останкино. Около 1 августа. «...После пятого дня путешествия, на этот раз совершенно и во всех отношениях неудачного, мы прибыли в Останкино <...> На днях мы уезжаем с тетей в Крым, где пробудем до первых чисел сентября. Таково желание моего папы, а также предписание докторов...» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 70—71).
До 16 августа. «Пока мы еще в Останкине, но уже через несколько дней выедем в Крым. Перебывал уже у многих знакомых, ездил по Рязанской дороге к Розенову, виделся с Зинаидой Нико-
Летопись жизни и творчества
1893—1894
\т>
лаевной [Якунчиковой?] и даже после того получил от нее письмо» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 71).
Гурзуф. До 25 августа. С. прибыл в Гурзуф и остановился в гостинице. «Здесь... хорошо, но что-то мешает мне вполне наслаждаться прелестью природы. Поездка в Крым произвела на меня совсем иное впечатление, нежели я ожидал» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 73).
17 сентября. «Продолжаю страшно скучать в Гурзуфе... Последнее время, впрочем, несколько веселее, приехала жена дяди со своей подругой, на днях ждем и его самого. Кроме того, оказалось в Гурзуфе еще несколько знакомых, с которыми гуляем часто и много. Слава богу, осталось лишь 5 раз выкупаться — и задача выполнена. 24 или 25 надеюсь уже выехать в Москву» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 74).
26 сентября. С. сообщает Н. В. Секериной о своей болезни: «Только сегодня встал с постели и чувствую себя настолько слабым, что не могу выехать в Москву ранее, как через три-четыре дня» (Письма, с. 75).
30 сентября. В ночь на 30 сентября в Москве скончался учитель
С. — Н. С. Зверев (Рус. ведомости, 1893, 1 окт., № 270).
Москва. Конец сентября — начало октября. С. возвратился из Гурзуфа в Москву (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 75).
31 октября. В зале консерватории состоялся концерт молодой
пианистки А. Н. Марковой, включившей в программу произведе
ния Аренского, Лядова, Рахманинова и С. (Л а р о ш Г. А. Музы
кальная хроника. — Театр, газета, 1893, 12 нояб., № 27).
Осень. Л. Л. Сабанеев вспоминает: «Зверев после смерти завещал мне с моим братом свою нотную библиотеку, в которой, между прочим, были мною разысканы два ноктюрна Скрябина ор 5. в издании Юргенсона и рукопись „ноктюрна" As-dur, очевидно детское сочинение... По всей вероятности, происхождение этого ноктюрна таково: Скрябин посвятил эту свою детскую композицию Н. Звереву, в нотах которого она и осталась...» (Сабанеев, с. 10).
После смерти Зверева Н. В. Секерина, «так долго бравшая у него уроки, была глубоко опечалена. В мечтах ее, конечно, заместителем намечался Скрябин, но выбор матери пал на К- Н. Игумнова, имевшего уже тогда славу прекрасного преподавателя. Сестра должна была согласиться к большому неудовольствию Скрябина» (Секерина О. В., с. 54).
15 ноября. Издательство Юргенсона опубликовало объявление о вновь изданных произведениях за январь — октябрь 1893 г., в котором в разделе для фортепиано в 2 руки указаны сочинения С: op. I. Valse (f-moll); op. 2. Etude; op. 3. Dix mazurkas. Cah. I, II; op. 5. Deux nocturnes. (Рус. ведомости, 1893, 15 нояб., № 315).
17 декабря. С. заключил договор с издательством Юргенсона на издание четырех экспромтов в форме мазурки ор. 2 № 2 и 3 и ор. 7
.№ 1 и 2. «Причитающийся гонорар пятьдесят рублей от П. II. Юргенсона получил сполна» (ГЦММК, ф. 94, ед. хр. 956).
Б. д. По воспоминаниям Ю. Энгеля, после консерватории у С. «довольно долго еще болела „переигранная" правая рука. Он носил тогда (в 1893 г.) на обеих руках красные шерстяные нарукавники, очевидно вязанные дома и очень бросавшиеся в глаза. Играя публично, указывал публике перед выступлением на правую руку, как бы прося снисхождения. Был худ, бледен, зелен и, вообще, имел болезненный вид» (Энгель, с. 33).
Из записных книжек С. более позднего времени: «В 20 лет: развившаяся болезнь руки... Судьба посылает препятствие к достижению столь желанной цели: блеска, славы... Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа. ■Сомнение в невозможности выздороветь, но самое мрачное настроение.
Первое серьезное размышление о ценности жизни, о религии, о 'боге. Все еще сильная вера в него... Молитва горячая, усердная, хождение в церковь... Ропот на судьбу и на бога. Сочинение 1-й сонаты с похоронным маршем» (цит. по: Шлецер Б. Ф. А. Скрябин, т. 1. — Берлин, 1923, с. 90).
Б. д. С. сочинил парафраз на вальс И. Штрауса для левой руки. «Неизвестно даже, занесен ли этот парафраз на бумагу, но Э. К. Розенов не раз слышал его в исполнении Скрябина целиком и говорит: „Бог знает, какие там были виртуозные штуки!"» (Энгель, с. 28).
Москва. Январь. С. сочинил прелюдию H-dur, вошедшую затем ■в ор. 16 под № 1 (ГПБ, ф. 700, ед. хр. 7).
Январь—февраль. В. И. Сафонов принимает участие в организации авторского концерта С. в Петербурге (Оссовский, с. 329).
Петербург. 11 февраля. В зале консерватории состоялся первый авторский концерт С. Были исполнены: 1-я соната, этюд, три мазурки, два ноктюрна, два экспромта в форме мазурки, поэма и пьеса «А 5 temps» (Ладов В. [Фролов В. К.?]. Концерт г. Скрябина. — Пб. листок, 1894, 13 февр., № 43).
На концерте присутствовал М. П. Беляев, впервые услышавший игру С. (Энгель, с. 36).
Б. д. А. К. Глазунов вспоминал впоследствии: «...Я обратил внимание на талантливость А. Н. Скрябина и способствовал тому, что издатель М. П. Беляев очень заинтересовался произведениями молодого Скрябина» (п. Глазунова К. Н. Игумнову от 17 апр. 1926 г. —ГЦММК, ф. 48, ед.хр. 31).
13 февраля. В газете «Русь» опубликована рец. на концерт
Летопись жизни и творчества
1894
11 февр.: «Автор выказал здесь свое природное дарование, но, к сожалению, употребил все усилия, чтобы затмить светлые стороны своего творчества вычурностью и оригинальничаньем в области технических средств, музыкальной композиции...
Непоследовательность и нелогичность изложения мыслей, постоянное перебрасывание тональностей, перемена ритмов и движений, сложное преследование всякого рода крайних эффектов придают музыке Скрябина отпечаток неровности и болезненности,, неприятно сообщающихся и. слушателям <...> г. Скрябин некоторыми из своих вещей показал, что он способен писать непринужденно, просто и грациозно <...> Как пианист г. Скрябин играл; очень изящно, хотя его больная рука не дала ему возможности, проявить его виртуозные качества» (В. [Фролов В. К- (?)} Концерт пианиста и композитора г-на Скрябина. — Русь, 1894 13 февр., № 44).
14 февраля. Рецензент «Биржевых ведомостей» писал о концерте 11 февр.: «Нельзя сказать, чтобы г. Скрябин как композитор был лишен таланта; наоборот, в его композициях попадаются милые, не, лишенные поэзии темки, но молодой автор так плохо-владеет техникой письма, в стремлении к своеобразности облекает свои музыкальные мысли в такие нестройные формы, что слушатель подчас положительно не в состоянии уловить содержания композиций. При всем том г. Скрябин очень плохой пианист: у него нет ни техники, ни силы, ни тона, ни чувства ритма». (Биржевые ведомости, 1894, 14 февр., № 45).
3 апреля. В Москве Д. С. Шор исполнил в программе 5-го Исто
рического утра камерной музыки этюд ор. 2 № 1 и мазурку cis-
moll op. 3 № 6 С. (объявл. — Рус. ведомости, 1894, 20 марта, № 78).
4 апреля. С. закончил Allegro appassionato op. 4 (Энгель, с. 34).
После 4 апреля. Э. К. Розенов исполнил Allegro appassionato в
концерте кружка любителей русской музыки в доме Гунста, на. Остоженке, и тогда же приблизительно — на концерте ученика консерватории виолончелиста И. Дубинского в зале консерватории. (Энгель, с. 34).
Б. м. 9 июня. С. живет на даче и так описывает свое времяпрепровождение: «Я влачу свои дни однообразно; большую часть времени провожу с Сафоновым (кажется, единственным из оставшихся в Москве знакомых). По вечерам ездим обыкновенно гулять за город.
На днях познакомился с знаменитой Новиковой, той самой, которая своими политическими статьями наделала много шуму в Европе и которая считается другом Гладстона (она живет в Англии). Эта дама произвела на меня крайне странное, чтобы не сказать неприятное впечатление. Мой адрес: Москва. Петровский парк, дача-Кочатыгина, Нилу Александровичу Скрябину, для передачи мне» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 76).
Зенино. После 20 июня. С. гостил у Э. К. Розенова в имению
Зенино, по Московско-Рязанской ж. д. (п. С. к Н. В. Секериной.-Письма, с. 78).
«Там... он сочинил одну мазурку... впоследствии изданную. Там же написана мазурка ор. 3 № 2, автограф которой (не совсем совпадающий с печатным) сохранился у Розенова» (Энгель, с. 40).
Поварово. Июль. «Мы с Эмилием Карловичем [Розеновым].обошли почти все окрестности Поварова и таким образом убили несколько дней. Теперь же этот чудный неутомимый спутник для прогулок уехал, и на мою долю осталась толпа детей...» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 79). С. сообщает адрес: по Николаевской ж. д., платформа Поварово.
Москва. После 28 августа. С. жил у В. И. Сафонова, держал корректуру Allegro appassionato, печатающегося в издательстве М. П. Беляева. «Работал по ночам до 4-х, а иногда и до 5-ти часов, да и вставал рано, так как по утрам были дела. Спасибо Сафонову, который мне во многом очень и очень помог, сам держал корректуры, сам отвез Allegro в Петербург и т. д.» (п. С. к 'Н. В. Секериной. — Письма, с. 83).
Зенино. Сентябрь. С. пишет Н. В. Секериной: «...Ни одна наука не даст таких точных и простых ответов на многие вопросы, как сама природа, и человек не должен избегать общения с ней. <...> Может быть, Вас не привлекает наш простой, но задушевный, меланхолический русский пейзаж. Не думаю. Нельзя не лю-'бить правду» (Письма, с. 84).
Москва. «Осенью... когда я... совершенно неумеренно предавался работе, состояние моей нервной системы дошло до такой степени раздражения, при которой человек становится совершенно нетерпимым в обществе. <...> Василий Ильич [Сафонов] настаивал на моей поездке за границу, но на это потребовалось бы слишком много времени, и вот я решился вместо этой заграничной поездки совершить маленькое путешествие на Кавказ» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 85).
Кисловодск. Конец сентября. «...Я нахожусь у Сафоновых в Кисловодске. Чудный кавказский воздух и горы, по которым мы 'ежедневно совершаем с детьми (мне судьба гулять с детьми) довольно длинные прогулки, имеют благотворное действие, и я надеюсь к октябрю сделаться человеком <...> Я <3...> с матерью Василия Ильича останусь еще недельку или дней 9 и уже в начале октября буду в Москве» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с 85—86).
31 октября/12 ноября. Вышло из печати в издательстве М. П. Беляева Allegro appassionato op. 4 С. (коммент. В. М. Беляева.— "Переписка, с. 116).
Петербург. 12 ноября. С. играл свои произведения в доме у Н. А. Римского-Корсакова.
«Вопреки явной антипатии к строгому контрапункту и фуге,
48
Летопись жизни и творчества
1895
этот молодой и, видимо, весьма нервный человек на деле оказался превосходным, подающим громадные надежды, композитором, ну, словом, настоящим творческим талантом; <...> сыгранные им f-тоН'ная соната, es-тоП'ное Allegro, ряд мазурок и экспромтов — ярко уже говорили за их автора, своею красотою, жизненностью, силой, энергией и серьезностью фактуры напоминающей не то Шопена, не то Бетховена, и притом — с примесью чего-то своего» (Ястребцев, I, с. 226).
Москва. 6 декабря. Состоялся концерт учащихся консерватории в память Н. Г. Рубинштейна, на котором присутствовал С. В концерте принимала участие В. И. Исакович, ученица П. Ю. Шлёце-;ра, исполнившая I часть фортепианного концерта Чайковского (Отчет МО РМО за 1895/96 г., с. 17).
8 декабря. В зале Кредитного общества состоялся концерт скрипача Н. К. Авьерино с участием С, М. А. Буковской, Л. Э. Ко-нюса, В. Р. Вильшау и А. А. Брандукова.
Декабрь. С. отправляет письмо М. П. Беляеву с замечаниями по корректуре экспромтов ор. 10 № 1 и 2 (Письма, с. 86—87).
Б. д. С. сочинил прелюдию Ges-dur, вошедшую впоследствии в ор. 16 под № 3 (TUB, ф. 700, ед. хр. 7), и прелюдию cis-moll, вошедшую в ор. 11 под №10 (ГПБ, ф. 700, ед. хр. 4). Сочинены также прелюдия и ноктюрн для левой руки ор. 9 (указатель произведений. — Письма, с. 692, 694).
Конец 1894 —начало 1895
Петербург. Знакомство С. с М. А. Балакиревым. «Скрябин еще юношей пришел к М. А., чтобы показать свои вещи, и это посещение оставило у последнего очень странное впечатление. Скрябин сыграл ему ноктюрн для левой руки. М. А. отметил, что он хороший пианист, и спросил, играет ли он и других авторов, на что Скрябин ответил по-французски: „Je ne joue pas que Scriabine" [„Я играю только Скрябина"] и, кроме этого ноктюрна, ничего не стал играть» (Оленин, с. 342).
А. К. Глазунов пишет М. П. Беляеву, который просил его познакомиться с 1-й сонатой С: «Сонату Скрябина я забыл у тебя прошлый раз. Если можно, то передай ее или в магазин наш, или на квартиру, и тогда я ее посмотрю, для того, чтобы мало-мальски сносно сыграть ее тебе» (Глазунов, II, с. 314).
Москва. А. Б. Гольденвейзер «раз как-то был у Сафонова и застал там Скрябина. Скрябин тогда только что написал свои этюды ор. 8 и должен был отдать [их] в печать. Он сидел у Сафонова за столом — переписывал первый этюд, который первоначально был им написан в Des-dur, Сафонов посоветовал переписать в Cis-dur, и он сидел за этим занятием» (Гольденвейзер, л. 37).
Москва. 4 января. С. сообщает М. П. Беляеву, что получи; корректуру сонаты. «Impromtus сегодня высылаю <...> Этюды вероятно, к 15-му будут готовы» (Письма, с. 87).
После 4 января. «Я не мог Вам ответить тотчас же, так кар гостил у дяди в Лефортове. Корректура сонаты выслана, improm tus же я должен задержать еще дня два и подумать о некоторые обозначениях. Работаю над этюдами» (п. С. к М. П. Беляеву. — Письма, с. 88).