С. сочинил прелюдию h-moll, вошедшую в ор. 11 под № 6 (автограф. — ГПБ, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 4, № 6).
Москва. Осень. Вернувшись в Москву, С. «поместился с товарищами (Авьерино и др.) в меблированных комнатах близ Кузнецкого моста. Однажды он взволнованно сказал мне [Л. А. Скрябиной], что товарищи уговаривают его пожить с ними зиму <...> Я была уверена, что он не в состоянии будет работать, а главное,, сочинять в той обстановке. <...>...Я пошла к Саше в гости. Встретили они все меня очень шумно... Авьерино заявил, что он уступил Саше свою постель, а сам спит на рояле. Я посмотрела на Шуриньку <...> Видно, что этот беспорядок, который царил у них в комнате, действует ему на нервы. Он пошел меня провожать... Со слезами благодарил меня и бабушку, что мы по-прежнему устроили ему комнату... и просил сейчас же послать за его вещами. С тех пор он никогда не начинал разговора о самостоятельной жизни» (Скрябина Л. А., с. 16).
С. начал заниматься в классе контрапункта у С. И. Танеева: «Нас было четверо в классе, — вспоминал С. В. Рахманинов, — но я помню только Скрябина и себя. Мы совсем ничего не делали. Сергей Иванович упрекал нас, пытался стыдить, но ничего непомогало. Наконец, он обратился к Сафонову, который был директором консерватории; тот нас вызвал и пробовал убедить, что не надо огорчать такого человека, как Танеев. Но даже это на нас не подействовало, — молодость!... Наконец, Танеев придумал новый способ заставить нас работать. У Пелагеи Васильевны,, его знаменитой няни, была племянница. Вдруг она появилась на нашей кухне с листом нотной бумаги, на нем была написана тема и просьба написать на нее фугу. „Ладно", — сказал я. Но она не
уходила, потому что Сергей Иванович сказал ей дождаться фуги и принести ему <...> Точно так же ее посылали и к Скрябину <...> Тем не менее я хотел получить золотую медаль. Скрябин к этому не стремился — так он и совсем не работал» (Воспоминания о Рахманинове, II, с. 199).
Воспоминания Рахманинова ошибочно связаны с классом фуги: класс канона и фуги они со С. проходили у А. С. Аренского годом позже, а у С. И. Танеева занимались в классе контрапункта.
Б. д. С. начал посещать занятия хора в консерватории, которым руководил С. И. Танеев (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 108,. л. 85 об., 126 об.).
«Хоровой класс обязаны были посещать все ученики, закончившие курс сольфеджио, и пели вплоть до окончания консерватории. В хоре пели Рахманинов — басом, Скрябин — тоже басом,, хотя был маленький и худенький» (Островская А. П. Воспоминания. — ГЦММК, ф. 286, ед. хр. 234, л. 9).
6 ноября. С. исполнил на ученическом концерте в консерватории Allegro de concert Шопена (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр.. 91, л. 96, 97 об.).
13 ноября. С. исполнил на ученическом концерте в консерватории Allegro de concert Шопена (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 99).
5 декабря. Состоялся «литературно-вокально-музыкальный вечер» А. Я. Гламмы-Мещерской, в котором принял участие С, исполнивший Allegro de concert Шопена (объявл. — Рус. ведомости,. 1889, 5 дек., № 336).
11 декабря. Опубликована рец. на концерт 5 дек. (Рус. ведомости, 1889, 11 дек., № 342).
17 декабря. С. участвовал в смешанном концерте с исполнением баллады Шопена (программа.—ГЦММК, б-ка, инв. № 8832/Х).
Б. д. Помимо уже указанных, в 1889 году С. написаны следующие произведения: прелюдия H-dur op. 2 № 2; этюд i-moll; экспромт на смерть К. Ю. Давыдова fis-moll; соната g-moll; фантазия fis-moll; скерцо № 1 fis-moll; скерцо № 2 Des-dur; соната для струнного оркестра; рондо Polacca для оркестра; мазурки C-dur, h-moll, fis-moll, F-dur, g-moll, cis-moll (Список юношеских произведений).
С. Н. Василенко рассказывает о своем знакомстве со С: «Однажды, придя вечером к Володе [Репману], я застал у него худенького кадета. Володя представил его мне как замечательного пианиста. Я не поверил <...> Но вот Володя усадил его за рояль <...> Я остолбенел: что за техника, что за смелость, а главное, красивый, обаятельный тон <...> Он играл много: Шумана, Листа, Шопена. Потом свои небольшие вещи, сильно похожие наг Шопена. Кончив играть, он как-то вскинулся, заторопился и ушел.
Летопись жизни и творчества
1890
„Кто это?" — спросил я Володю. Оказался —А. Н. Скрябин. После этого я не. раз встречал его у Репмана» (Василенко, с. 63).
Москва. 15 января. С. играл на публичном ученическом концерте в консерватории I часть концерта № 4 Бетховена для фортепиано с оркестром (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 91, л. 108,
26 февраля. С. принимал участие в благотворительном концерте, состоявшемся в помещении Охотничьего клуба, исполнив концерт А. Гензельта (партия 2-го фортепиано — Черняев) (рец — Моск. ведомости, 1890, 26 февр., № 58).
1 мая. Ученик IX курса С. держит экзамен по специальному фортепиано; класс проф. В. И. Сафонова, ассистенты С. И. Танеев и А. С. Аренский. Оценка 5 у всех экзаменаторов (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 109, л. 21 об.).
12 мая. С. держит экзамен за VI курс по классу истории куль
туры Е. Н. Щепкина. Оценка 4+ (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр.
109, л. 44 об.). »аН
Весна. С. закончил курс контрапункта у С. И. Танеева с оценкой 3+ и переведен в класс фуги (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр 108, л. 85 об.).
Экзамен по истории литературы перенесен на август (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 108, л. 85 об., ед. хр. 109, л. 52 об.).
Август. С. держит экзамен по истории литературы за VI курс консерватории (преп. С. Ю. Некрасов). Оценка 4 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 109, л. 52 об.).
Сентябрь. В 1890/91 учебном году С. занимался по специальному фортепиано у В. И. Сафонова, по классу канона и фуги у А. С. Аренского, по классу инструментовки у А. С. Аренского, по классу истории церковного пения у С. В. Смоленского, по хоровому классу у С. И. Танеева (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 108, л. 85 об,).
17 октября. С. исполнил на ученическом концерте в консерватории концерт '№ 1 Листа для фортепиано с оркестром (программа. — ГЦММК, б-ка, инв. № 1429/Х).
Б. д. С. сочинил Два ноктюрна (Deux nocturnes) op. 5 (указатель произведений. — Письма, с. 692).
1888—1890
Б. д. С. сочинил Десять мазурок (Dix mazurkas) op. 3 (указатель произведений.— Письма, с. 691).
Конец 1890 —начало 1891
Зима. А. В. Оссовский впервые услышал игру С. на вечере в- доме С. С. Шайкевича, на Пречистенке. «Как-то... хозяин дома объявил, что на ближайшем музыкальном собрании обещал выступить А. Н. Скрябин. <...> По музыкальной Москве шла уже молва о новоявленном необычайно ярком музыкальном таланте. <...> Появился стройный, щупленький, несколько ниже среднего-роста юноша, блондин, с бледным лицом, чуть вздернутым, изящным по очертаниям носом, с пушком пробивающихся усов и бороды. <...> Ему, как и мне, исполнилось тогда 19 лет. <...> Движения юноши были нервны, порывисты, остры, повадка скромная, обращение простое. Прост был и костюм: серая суконная студенческая рубаха, подпоясанная широким ремнем, серые же суконные брюки. <...> Охотно, без всякой рисовки, Скрябин сел за рояль <...> Еще в те ранние годы Скрябин обладал сопутствовавшей ему всю жизнь способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией, источать от себя некий нервный, гипнотизирующий ток, неотразимо покорявший ее. В этот раз, как и всегда впоследствии, Скрябин играл только свои сочинения: прелюдию H-dur, ноктюрн fis-moll, зтюд cis-moll, вальс, несколько мазурок из серии пьес, вскоре затем вышедших из печати в издании Юргенсона. В исполнении Скрябина онилказались импровизациями, как бы тут же рождавшимися, еще носившими неостывший пыл творческого вдохновения: столько полетности, свободы и прихотливости было в его игре, такой свежестью и ■непосредственностью веяло от «ее. Пле-■нителен был уже самый звук инструмента под магическими пальцами его красивых, холеных, небольших (рук. На всем исполнении лежала печать индивидуальности и высокого изящества душевного строя, отражавшегося в изяществе внешней формы. <...> Завязался общий разговор. Внимание Скрябина привлекли лежавшие на пюпитрах партии игранного нами перед тем моцартовско-го трио. „Не люблю я камерных ансамблей, — заявил Скрябин. — Ансамбль сковывает игру исполнителя, затушевывает его индивидуальность. Да и Моцартом вообще я теперь не интересуюсь: он холоден, формален, творчество его уже изжито. Другое дело — Бетховен../' О:.> За столом Скрябин вернулся к прерванному разговору о Бетховене. „Поразительна у этого композитора,— говорил он, -ь-могучая мысль, поразительны органичность формы,, смелая логика-модуляционных планов, сила разработки". Ему, Скрябину, „теперь нужны только два композитора: Шопен — в плане индивидуальном и Бетховен — в плане сверхличном"» (Оссовский, с. 323—324).
Б. д. «Один раз, придя довольно рано, мы [ученики] застали-; Василия Ильича ' [Сафонова] за роялем, на котором он проигры-
Летопись жизни и творчества
1891
вал, делая свои замечания, [пьесы] принесенные ему на просмотр совсем молоденьким Скрябиным. Александр Николаевич, сидя рядом с ним, слушал почтительно, со вниманием и не делая никаких возражений» (Колчин Е. А. Из воспоминаний. Василий Ильич Сафонов.—ГЦММК, ф. 286, ед. хр. 293, л. 3).
С. исполнил несколько своих мазурок в концерте, на котором присутствовал А. Г. Рубинштейн. «Когда он кончил (как раз это был последний номер программы), Рубинштейн согласился что-нибудь сыграть. Выйдя на эстраду, он сыграл довольно длинную и очень удачную импровизацию на одну из мазурок Скрябина, импровизацию, которая была модуляцией в ту тональность, в которой он собирался играть» (Гольденвейзер, л. 24).
Москва. 4 января. С. дал концерт в зале консерватории, сбор «от которого в количестве 80 рублей был передан в ученическую кассу. Программа концерта: Бах. Прелюдия и фуга; Мендельсон. Серьезные вариации; Шуман. «Бабочки»; Шопен. Ноктюрн, этюд, мазурка, скерцо; Лист. Концерт Es-dur (Отчет МО РМО за 1890/ •91 г., с. 142; программа. — Альбом, с. 37).
24 февраля. С. исполнил в концерте учащихся консерватории:в Малом зале Благородного собрания I часть концерта f-moll Гензельта (программа. — Сафонов, с. 264).
26 февраля. В газете «Новости дня» опубликована рецензия С. Н. Кругликова на концерт 24 февр.: «Ученики г. Сафонова — гг. Пресман и Самуэльсон (Вариации Брамса на тему Гайдна для.двух фортепиано), а тем более г. Скрябин (первая часть концерта Гензельта) играли точно, аккуратно, технически хорошо, но без того блеска, который выказала ученица г. Пабста г-жа Юон („Афинские развалины" Бетховена—Листа), без талантливости г. Рахманинова — ученика г. Зилоти (первая часть концерта d-moll г. А. Рубинштейна)». (Allegro. [Кругликов С. Н.] Учебный концерт Московской консерватории. — Новости дня, 1891, •26 февр., № 2753).
28 февраля. Рецензент «Московских ведомостей» отмечает успех юного Скрябина: «...Концерт Гензельта (1-я часть), по своеобразности технических приемов — одно из труднейших фортепианных сочинений, был сыгран учеником Скрябиным (класса профессора Сафонова) с таким спокойствием и самообладанием, какие можно встретить только у вполне опытного виртуоза. Скрябин решительно делает громадные успехи и не только в смысле виртуозности: игра его, чрезвычайно симпатичная, обнаруживает и несомненные признаки чисто художественного дарования». (Театральные и музыкальные известия. — Моск. ведомости, 1891, 28 февр., № 59).
17 марта. С. исполнил в концерте учащихся консерватории в
пользу их недостаточных товарищей концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа в сопровождении консерваторского оркестра под упр. В. И. Сафонова (программа. — Воспоминания о Рахманинове, I, с. 33).
30 апреля. С. держит экзамен за II курс консерватории по классу истории церковного певия С. В. Смоленского. Оценка 5 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 116, л. 40).
16 мая. С. сдает экзамен за VII курс' консерватории по истории литературы (преп. А. Е. Грузинский). Оценка 5 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 116, л. 128 об.).
27 мая. С. держит экзамен по классу канона и фуги А. С. Арен-
ского. Оценка 2 +. Получил переэкзаменовку и задание на лето
написать шесть фуг (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 116, л. 64).
А. Б. Гольденвейзер свидетельствует: «И Скрябин, и Рахманинов оба в классе фуги ленились и ничего не делали. Перед самым весенним экзаменом Аренский заболел; и Рахманинов говорил мне, что это его спасло, так как на последних двух уроках вместо больного Аренского с ними занялся Танеев. Увидав, что они ничего не знают, Танеев за два урока сумел объяснить им главные принципы построения фуги. На экзамене давалась тема, на которую надо было написать фугу в три дня <...> Все державшие этот экзамен: Скрябин, Рахманинов, Никита Морозов и Лев Конюс— не знали, как выйти из положения <...> Скрябин... написать фугу не смог; ему задали на лето написать шесть фуг. Осенью он их кое-как представил; говорили, однако, что он их написал не сам» (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 6—7).
28 мая. С. должен был держать экзамен по фортепиано, но
отсутствовал (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 116, л. 24).
Май. С. сдает экзамен по классу инструментовки (преп. А. С. Аренский). Оценка 3 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 116, л. 66).
Б. д. «Занимался Скрябин у Сафонова.в высшей степени старательно и добросовестно, с точностью следуя всем указаниям профессора» (Энгель, с. 26).
По оценке самого В. И. Сафонова, «Скрябин в высокой степени усвоил себе то... что я всегда внушал своим ученикам: „Чем меньше фортепиано под пальцами исполнителя похоже на самое себя, тем оно лучше". Многое в его манере играть было мое. Но у него было особое разнообразие звука, особое идеально-тонкое употребление педали; он обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал. <...> „Что вы смотрите на его руки.— говорил он [Сафонов] классу во время какого-либо удачного исполнения Скрябина, — смотрите на его ноги"» (Энгель, с. 27).
Весна. В. И. Сафонов вспоминал: «Расставаясь на лето со Скрябиным, я на последнем уроке сказал, между прочим, что надо бы ему обогатить свое туше глубоким ударом, при котором
2 Зак. 1508
Летопись жизни и творчества
1891
пальцы как бы погружаются в клавиатуру. И показал на примере, о чем говорю. Что же вышло? Все лето он играл именно таким ударом и притом так ретиво, что я ужаснулся осенью, когда услышал его: руки у него прямо отяжелели. „Да вы с ума сошли, — говорю, — и сейчас же посадил его на концерт Моцарта— самое лучшее лекарство в таких случаях"» (Знгель, с. 26).
Подмосковье. Лето. После экзаменов Л. А. Скрябина и С. уехали на дачу, сняв хутор на берегу реки Клязьмы. «За лето он [С] хотел выучить „Дон-Жуана" Листа <...> Пьеса эта требовала от исполнителя преодоления огромных технических трудностей. Саша, как видно, играл, не жалея своих рук... Но к сожалению, кончилось тем, что он переиграл правую руку <...> Он все же играл левой рукой и сочинял в это время пьесу для левой руки» (Скрябина Л. А., с. 16—17).
«Чувствуя, что его пианизм блестяще развивается, Скрябин стал увлекаться технически трудными сочинениями... Скрябину во* что бы то ни стало захотелось самому, подобно Левину, блеснуть своим пианизмом, и он потихоньку от своего учителя проф.. В. И. Сафонова принялся летом за работу, стараясь использовать показанный ему Сафоновым прием извлечения из инструмента глубокого звука....Если бы Скрябин сказал В. И. Сафонову, что он хочет работать «ад „Дон-Жуаном" и „Исламеем", В. Й. Сафонов приложил бы все старания, чтобы отговорить его от такой1 опасной и рискованной затеи. <...> Не обладая от природы крупными виртуозно-пианистическими данными, он „переиграл" себе руку <...> и стал играть тяжело, потеряв легкость и свободу движения пальцев» (Пресман, с. 33—34).
Киев. Лето. С. отдыхал в имении своего дяди, А. А. Скрябина, под Киевом.
Из письма С. к В. И. Монигетти: «Левой рукой пишу тебе несколько строк, так как правая на привязи. Ты сам видишь, насколько трудна для меня эта операция, а потому я и ограничусь только тем, что сообщу свой адрес и попрошу написать мне хотя также несколько строк о вас всех» (Письма, с. 41).
Москва. Осень. С. сдал переэкзаменовку по классу канона и фуги А. С. Аренского. Оценка 3 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 166, л. 75).
Октябрь. Знакомство с Н. В. Секериной и ее семьей. «Эта семья состояла из матери и двух дочерей. Младшая была лет пятнадцати, красивая, умненькая и одаренная девочка. А. Н. все больше и больше ею увлекался и был очень доволен, когда наконец его пригласили бывать у них» (Скрябина Л. А., с. 17).
Участие С. в дневном ученическом концерте в пользу недостаточных товарищей с исполнением «Бабочек» Шумана и на бис «что-то Листа» (Секерина О. В., с. 47).
6 ноября. С. исполнил в ученическом концерте в консерватории сонату A-dur op. 101 Бетховена (ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр.
142, л. 13 об.). «В прежнем старом помещении консерватории на Никитской... происходили в длинном и довольно нескладном зале ученические вечера. <...> А. Н. Скрябин... играл в старшем отделении сонату ор. 101 Бетховена» (Сабанеев, с. 9).
13 ноября. На ученическом вечере в консерватории С. исполнил сонату A-dur op. 101 Бетховена (ЦГАЛИ, ф. 658, оп. 1, ед. хр. 142, л. 34).
Осень — зима. С. занимался в классе свободного сочинения у А. С. Аренского (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 110, л. 79).
Б. д. О. В. Секерина рассказывает о начале увлечения С. ее сестрой: «...Живя по соседству (мы жили в Старо-Конюшенном, а Скрябины в Афанасьевском переулке), А. Н. каждый день встречал сестру, когда она шла в гимназию или когда возвращалась домой».
«На первом же [абонементном] концерте при входе нас встретил А. Н.; он заранее занял нам места рядом с ним. До начала концерта оставалось минут пятнадцать, в продолжение которых А. Н. читал сестре целую музыкальную лекцию по поводу произведений, которые должны были исполняться» (Секерина О. В., с. 48).
«Скрябин в обществе представлял не меньший интерес, чем за роялем; не было темы, в которой А. Н. не мог принять самого живого участия...
Скрябину нравилось бывать у нас, наши вечеринки обычно проходили всегда просто и непринужденно. <...> А. Н. всегда держал себя корректно, ничем не проявляя особого расположения к моей сестре...» (Секерина О. В., с. 49—50).
В результате усложнившихся отношений с А. С. Аренским С. перестал посещать класс свободного сочинения. «Когда я [С. В. Рахманинов] был в классе свободного сочинения у Аренского, я попросил его разрешить мне окончить консерваторию через год. Услышав об этом, Скрябин попросил о том же. Арен-ский не выносил Скрябина и сказал: „Ни в коем случае я вам этого не позволю". Скрябин обиделся, бросил консерваторию и ■больше не занимался свободным сочинением» (Воспоминания о Рахманинове, II, с. 200).
Как вспоминает А. Б. Гольденвейзер, «много говорили о том, что в классе свободного сочинения Аренский якобы не оценил дарования Скрябина, вследствие чего они поссорились. <...> Это утверждение неверно. Аренский, конечно, ценил дарование Скрябина, но он предъявлял к нему законное требование, чтобы он писал не только фортепианные сочинения, но также произведения •оркестровые, вокальные, инструментальные и т. д. Скрябин, который в то время ничего, кроме как для фортепиано, писать не хотел (он к оркестру пришел уже значительно позже), отказался выполнить эти требования учебного плана, и так как Аренский не мог на этом настаивать, то Скрябин предпочел бросить занятия в
2*
Летопись жизни и творчества
1892
классе сочинения >и окончить консерваторию только по классу фортепиано» (Воспоминания о Рахманинове, I, с. 418).
«Ф. Ф. Кенеман, который также был у Аренского в классе свободного сочинения, говорит, что Аренский жаловался ему на Скрябина: „Задаешь ему одно, а он приносит совсем не то... Сумасброд какой-то!" Аренский задал, между прочим, Скрябину написать скерцо для оркестра. Вместо скерцо тот принес вступление к опере,,Кейстут и Пейрута [Бирута]", уже в инструментованном виде. Аренский остался очень недоволен и, по словам Розанова, „прогнал Скрябина"» (Энгель, с. 31).
«Аренский по натуре был добрейшим и деликатнейшим человеком, но в классе он часто нервничал, бывал раздражителен и, вероятно, обидел Скрябина какой-нибудь резкой выходкой, после-чего Скрябин не захотел больше продолжать с ним занятий <...> Мне припоминается, что нечто подобное мне рассказывал С. И.Танеев, питавший всегда самое дружеское расположение к Аренско-му. В этом случае, однако, Танеев ни в чем не винил Скрябина, а старался только извинить Аренского, который, по его мнению, все же мог бы воздержаться от очень резких замечаний» (Каш-кин, с. 114).
25 декабря. С. пришел к Секериным, чтобы поздравить их с рождеством. «На этот раз, в день своего рождения, он изменил тете и бабушке и остался у нас. Вечером Нина Круковская, необыкновенно изобретательная художница, устраивала у себя живые картины... Она пришла за Наташей и за Скрябиным, которому ей хотелось показать свое искусство. А. Н. с удовольствием к ней пошел» (Секерина О. В., с. 50).
Б. д. С. сочинил несколько отрывков для оперы «Кейстут и Бирута» (автограф. — ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 144) и два экспромта в форме мазурки,.вошедшие затем в ор. 7 (указатель произведений. — Письма, с. 698).
Сохранившаяся сцена из оперы была восстановлена А. П. Немтиным и прозвучала в концертном исполнении в Колонном зале Дома Союзов 18 апреля 1976 г. Дирижер Г. Проваторов, солисты Г. Калинина, Л. Белобрагина, О. Кленов, А. Поляков.
Впервые опубл. под ред. А. П. Немтина в 1984 г. (М., «Музыка»).
Москва. Январь. С. сочинил стихотворение, посвященное В. И. Сафонову (Сафонов, с. 233).
22 февраля. Художественный совет консерватории включил в программу ученического концерта (дата концерта не указана) «Симфонические этюды» Р. Шумана в исполнении С. (ЦГАЛИ ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 122, л. 10 об.).
14 марта. Художественный совет консерватории утвердил экзаменационные программы для оканчивающих специальный курс фортепиано. С. — «подготовить с профессором сонату Бетховена
ор. 109, подготовить без профессора: Бах. Каприччио на отъезд друга; Шопен. Баркарола Fis-dur; Лист. Fruhlingsnacht. Ляпунов. Вальс. Камерные ансамбли — трио B-dur Шуберта, ч. 4-я» (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 112, л. 12 об.).
17 марта. В зале Дворянского собрания состоялся концерт
учащихся консерватории в пользу их недостаточных товарищей.
С. исполнил концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа
(программа. — Сафонов, с. 270).
19 марта. Опубликована рец. на концерт 17 марта (Рус. ведомости, 1892, 19 марта, № 77).
21 марта. Рецензент «Московских ведомостей» отмечает: «Что же касается ученика Скрябина, выступающего уже не первый раз в этих концертах, то нынешний раз исполнение ему удалось менее, нежели прежде; может быть, он скорее склонен к выполнению более сложных музыкальных задач, нежели к тому, главным образом внешнему блеску, который требуется в концерте Листа». (Моск. ведомости, 1892, 21 марта, № 80).
23 марта. С. держит экзамен по классу эстетики (преп. М. М. Троицкий). Оценка 5 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 124, л. 25 об.).
29 марта. С. участвовал в концерте (место проведения не указано) и исполнил в I отд. «Симфонические этюды» Шумана и во II отд. — этюд Шопена, мазурку Годара и «Дон-Жуана» Листа (ЦГИА, ф. 1629, оп. 1, ед. хр. 393, л. 108).
5 мая. С. держит экзамен по классу энциклопедии инструментовки А. С. Аренского. Оценка 5 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 130, л. 18 об.).
Весна. С. сдал также экзамены по специальному фортепиано с оценкой 5+; по истории музыки с оценкой 4, по классической истории с оценкой 4 (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 108, л. 126 об.).
18 мая. На очередном заседании Художественный совет консер
ватории «признал нижеследующих учащихся достойными медалей:
...малой золотой — Левина Иосифа, Максимова Леонида и Скряби
на Александра» (ЦГАЛИ, ф. 2099, оп. 1, ед. хр. 112, л. 15 об.).
28 мая. Подписан диплом об окончании С. консерватории, в котором записано: «Александр Скрябин... удостоен звания свободного художника и утвержден в оном...; во внимание же к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам... он награжден малою золотою медалью...» (диплом. — Альбом, с. 40).
31 мая. Состоялся годичный выпускной акт консерватории и вручение дипломов окончившим (Моск. ведомости, 1892, 4 июня, № 153).
1—2 июня. Отъезд С. из Москвы (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 42). «А. Н. хотел немного попутешествовать и поехал сначала в Петербург, а потом в Финляндию...» (Скрябина Л. А., с. 17).
Выборг—Перкиэрви. 1-я пол. июня. Приезд С. из Петербурга в Выборг, осмотр исторических памятников времен войны со шве-
Летопись жизни и творчества
1892
ЗУ
дами и развалин замка; поездка на пароходе в укрепление Тран-зунд («в самом укреплении я поговорил с русскими солдатиками о их житье-бытье»), осмотр окрестностей Выборга («владений барона Николаи»), в том числе Монрепо. На следующий день — поездка на пароходе по Сайменскому каналу через шлюзы до местечка Перкиэрви, откуда он отправился на лошадях к водопаду Иматра и через день-два возвратился в Петербург (п. С. к Н. В. Секери-ной. — Письма, с. 43—45).
С. делится с Н. В. Секериной своими впечатлениями: «...Хороша природа финляндская, но моя душа не лежит к ней. Есть что-то безотрадное и мрачное, что наполняет все существо тяжелым чувством <...> Но чем я виноват, что меня тянет туда, в роскошную природу, где волны теплые и горят огнями, где стройные пальмы, где много прекрасных цветов. Чем я виноват, что так люблю цветы! Чудно действует на человека этот мир бессловесных созданий, полных прелести жизни и красоты. Каждый, глядя на них, начинает сознавать, что и он обладает жизнью и благодарит творца за этот несравненный дар» (Письма, с. 45).
Петербург. Около 15 июня. С. возвратился в Петербург из поездки по Финляндии (почтовый штемпель на письме С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 46).
15 — 30 июня. С. живет в Петербурге у родственников, совершая поездки в пригороды. «Третьего дня мы ездили в Павловск и слушали тамошний оркестр, сравнительно хорошо исполнивший несколько интересных вещиц... Это ради дурной погоды приходится вместо прогулок услаждаться музыкой» (п. С. к Н. В. Секериной.— Письма, с. 46).
Б. м. Июнь. С. сделал следующую запись в черновом альбоме: «Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собой всю вселенную. Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства» (ГЦММК, ф. 31, ед. хр. 87, л. 2 об.).
Петербург—Рига. 30 июня — 2 июля. С. совершил поездку на пароходе «Константин» из Петербурга в Ригу. «В первый раз в жизни мне пришлось провести на море почти двое с половиною суток, которые оставили самые приятные воспоминания». Во время трехчасовой стоянки в Ревеле С. осмотрел город и музей (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 47 —49).
Дуббельн. 3 июля. С. выехал в Дуббельн, где отдыхала семья Н. Н. Мамонтова, дочери которого С. давал уроки фортепиано. «Я нашел Мамонтовых здоровыми и веселыми. <...> Мы по целым дням гуляем, а по вечерам или катаемся на лодке, причем шалостям не бывает конца, или отправляемся на музыку» (п. С. к Н. В. Секериной. — Письма, с. 49).