Вопросы к экзамену
Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»– педагогическая наука, ее особенности, задачи, и предмет исследования.
Особенность естествознания - объект изучения окружающая природа.
Источником содержания методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» являются естественные науки.
Объектом исследования Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» являются процессы ознакомление младших школьников с природой, развитие учащихся средствами предмета методики преподавания естествознания.
Задачи методики интегративного курса «Окружающий мир»
Методика изучает процессы ознакомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.
важнейшие задачи методики преподавания:
1. разработка содержания форм и методов изучения естественных наук;
2. изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов;
3. повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся;
Использование методов, терминов и понятий других наук.
Методологические основы методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», ее связь с другими науками.
Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще, научные знания об этом мире также объективны. Методика исследует процесс обучения
1. в неразрывном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения;
|
2. биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.
Методика естествознания должна относиться к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики:
· переход количества в качество, диалектический закон о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.
· единство и борьба противоположностей, Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. Деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности ученика, противоречия между требованиями учителя и желанием учиться ученика, В определенные периоды развития общества возникают противоречия между требованиями общества к школе и реальным состоянием этого процесса.
отрицание отрицания, который также полностью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простое увеличение числа особей» к понятию «размножение как биологический процесс».
|
Межнаучные –межпредметные связи
· философия- вооружает методом познания все естественные дисциплины. Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержания начального естествознания
· педагогика: дидактика и воспитание. Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном естествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной информации. Методика естествознания использует эту информацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие закономерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидактикой, теорией воспитания и развития.
· детская психология Методика естествознания, конструируя школьный учебный предмет должна учитывать данные детской психологии о закономерностях и механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.
· возрастная физиология и гигиена. Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей.
· этика, культурное поведение в природе. Этика как наука о нравственности, дает материал для разработки правил культурного поведения в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных нравственных качеств.
· Эстетика. Важно также учитывать закономерности эстетических отношений человека к действительности, в том числе и к природе, разрабатываемые наукой эстетикой.
· литература
· информатика