Уровни образования и развитие естественнонаучных понятий.




Эмпирический (фактологический ). Связан с изучениемединичного и особенного, накоплением фактов. Носит, в ос­новном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери...», «Подпиши...», «Нарисуй...».

Операционно-доказательный. Предполагает самостоя­тельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причин­но-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.

Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого исполь­зуют уже новые факты в новых ситуациях.

Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опы­тов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов

34. Понятие о методах обучения естествознанию. Классификация методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

35. Методы обучения — это способы организации учителем учебно-познавательной деятельностиобучаемых с целью реализации поставленных задачобразования и развития личности детей.

Поскольку ученые не пришли к единому толкованию ме­тодов обучения, то в настоящее время нет единой точки зре­ния и на их классификацию. Разные авторы в основу подраз­деления методов обучения на группы кладут различные признаки. Боровицкий, Б.В. Всесвятский и В.А. Тетюрев в основание классификации положили обучающую деятельности учителя и учебную деятельность учащихся.

Они выделили две группы методов:

1. методы изложения предмета преподавателем(рассказ, беседа, лекция) и

2. методы самостоятельной работы учащихся(наблюдения, опыты, трудовые или производственные операции, работа с учебником).

Эта простая классификация получила широкое распространение в практике преподавания. Однако, она не учитывала самой сущности процесса обучения, при котором деятельность учителя и учащихся взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Основанием классификации, предложенной Е.Я. Голандом, является степень активности учащихся. В зависимости от нее все методы обучения разделены на

пассивные -методы, при которых учащие­ся только воспринимают готовую информацию(рассказ, бе­седа, демонстрация учителем наглядных пособий)

активные— методы, организующие самостоятельную работу детей (лабораторный метод, работа с учебником)

Этот подход был поддержан и развит М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, которые предложили классификацию по уровню включения в продуктивную творческую деятельность и складывающийся в зависимости от этого характер познава­тельной деятельности учащихся. Они выделили

1. объяснитель­но-иллюстративныйметод,

2. репродуктивныйметод,

3. проблемное изложение материала,

4. частично-поисковый (эвристиче­ский)

5. исследовательскийметоды

В естественно-научном образовании наиболее полно отве­чает требованиям учебного процесса способ классификации методов по источнику знаний, предложенный Д.О. Лордкипанидзе и Е.И. Перовским. Н.М. Верзилин дополнил данную классификацию, предложив учитывать характер деятельно­сти учителя и учащихся. Он писал: «В практике преподавания передача знаний учащимся осуществляется словом, показом и в работе. Учащиеся усваивают знания слушая ( или читая), наблюдая, работая. Из этого вытекают методы:

1. словесный,

Наглядный и

3. практический.
Словесные,в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах.

Наглядные,в которых источником знаний служат средст­ва обучения. Деятельность учащихся выражается в воспри­ятии наглядных, экранных пособий или опытов.

Практические, источником знаний в которых является самостоятельная практическая деятельность детей под руко­водством учителя.

 

Словесные методы обучения интегративному курсу «Окружающий мир», их достоинства и недостатки.

К словесным методам относятся способы овладения новы­ми знаниями, источником которых служит устное или пись­менное слово.
Учитель не может обойтись без словесных методов на любом уроке. Слово учителя сопровождает использование наглядных и практических методов обучения естествознанию.
В начальной школе применяются следующие словесные методы:

Рассказ,

Беседа,

Учебная дискуссия и

4. работа с кни­гой.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!